Что относится к аргументированному типу речи

Аргументирующая речь: понятие, разновидности, композиция

Культурология

Похожие материалы

Готовясь к выступлению, оратор должен серьезно подойти к убедительной и содержательной разработке темы, в ее аргументации, а речевое оформление выступления должно обеспечивать постоянный контакт с аудиторией и способствовать быстрому и надежному усвоению содержания. Каждое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрация. Тезисом называется мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Доказывается тезис с помощью доводов или оснований, которые называют аргументами, а демонстрация — это рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов.

Аргументирующая речь — один из самых распространенных типов публичных выступлений. Коммуникативная цель говорящего в этом случае — убедить собеседника в правильности какого-либо положения, заставить его принять те или иные взгляды, мнения, а также уговорить его, склонить к какому-либо действию. Аргументирующая речь связана с такими понятиями, как тезис, аргументы, выводы. Без осмысления этих понятий нельзя говорить о структуре и особенностях аргументирующей речи.Выделяют аргументы трёх типов: 1) сильные и слабые; 2) рациональные («к делу») и иррациональные («к человеку»); 3) собственно аргументы и контраргументы.
Сильные и слабые аргументы. Довод, против которого легко найти возражение, называют слабым, и наоборот, довод, который трудно опровергнуть, называют сильным. Сила аргумента определяется с точки зрения слушателя, а не говорящего.

Вывод (демонстрация) один из компонентов аргументирующей речи обеспечивает взаимосвязь тезиса и аргументов, подчеркивает доказательность изложения, неопровержимость основного тезиса речи. Этот компонент аргументирующей речи располагается в конце основной части, в заключении.
Яркий, логичный, четко сформулированный вывод является еще одним доказательством (аргументом) правомерности точки зрения говорящего, его позиции. Тезис, аргументы и выводы составляют единое целое в структуре аргументирующей речи.

Существуют различные виды аргументирования. Они ‘могут отличаться друг от друга методикой организации, структурой и композицией, механизмом обмена аргументами и др. Зачастую спор и диалог, полемика и дискуссия, дебаты и прения рассматриваются как синонимы, однако необходимо их концептуально различать.

Речь, доклад, лекция, беседа как способы аргументации в методической литературе изучены достаточно полно На наш взгляд, структурные, композиционные и концептуальные особенности речи, доклада, лекции и беседы таковы: 1. Субъектная структура данного вида аргументации соответствует процессу однонаправленного характера по схеме: аргументатор — адресат. В указанной схеме аргументатор является субъектом аргументации, а адресат— ее объектом. Стороны аргументативного процесса отличаются по степени активности: аргументатор активен, адресат пассивен. Спор как вид аргументации также широко обсуждается в литературе, однако однозначного определения его понятия в литературе нет. С. Поварнин квалифицирует спор как процедуру, в которой один доказывает, что какая-то мысль верна, а другой — что она ошибочна. К этой точке зрения присоединяется А.А. Старченко, трактующий спор как отстаивание собственного тезиса и опровержение тезиса противника.

Дискуссия как вид аргументации нередко отождествляется со спором и с полемикой. Многие авторы рассматривают ее как деятельность, которая в отличие от спора не разъединяет, а соединяет.

Полемика как вид аргументации (в переводе с древнегреческого — враждебный, непримиримый) отличается от ранее проанализированных форм, хотя в литературе она порою освещается то как синоним спора, то как равнозначное понятию дискуссии.

Диспут, дебаты, прения как вид аргументации в литературе часто рассматриваются как равнозначные понятия. По мнению А.Н. Соколова, господствующая точка зрения состоит в том, что данные формы аргументации являются формой научного спора.

Композиция является неотъемлемой частью речи, так как позволяет повысить эффективность воздействия на аудиторию, помогая оратору правильно определить способ обоснования тезиса, расположить порядок следования содержательных компонентов речи.

Композиция речи — это закономерное мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе. Публичное выступление должно быть логично построено, автор не имеет права нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование выразительных средств украшает речь, усиливает ее воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме. На процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. Психологические доводы могут затрагивать любые чувства, помогая добиться желаемого результата.

Рассмотрев понятие, структуру и аргументацию речи, можно сделать вывод, что хорошее и эффективное выступление — выступление цельное в ритмико-интонационном отношении и в этическом плане, но без знания правил построения ораторской речи, эффективность воздействия на аудиторию быстро снижается. Нельзя забывать о лексических и синтаксических особенностях, которые также помогают построить свою речь грамотно, правильно и профессионально.

Источник

Три вида речей и мастерство оратора

«Руководитель автономного учреждения», 2010, N 5

В зависимости от целей все многообразие речей еще со времен античности делится на три основных вида: информирующие (информационные), аргументирующие (убеждающие) и эпидейктические (торжественные). Правила создания этих речей полезно знать каждому руководителю, чтобы грамотно построить свое выступление.

Информирующая речь

Среди информирующих речей выделяются две разновидности. Первая нацелена на передачу новой для слушателей информации, а вторая раскрывает точку зрения оратора, его видение предмета или явления, о которых тот считает необходимым проинформировать аудиторию. В своей практике руководители зачастую обращаются к таким разновидностям информирующих речей, как лекция, консультация, объяснение, инструкция, доклад, отчет, комментарий.

Во вступлении к речи необходимо вызвать интерес аудитории. Причем интересной считается речь не просто занимательная, а связанная с насущными потребностями и проблемами слушателей. Если руководитель без всяких объяснений решил рассказать сотрудницам бухгалтерии о новейших космических исследованиях, он не должен удивляться тому, что слушатели не заинтересуются предлагаемой информацией, даже если она вполне качественна и правильно подается.

Когда аудитория изначально заинтересована в речи, оратору достаточно легко наладить с ней контакт. Но если слушатели не настроены воспринимать информацию, выступающему придется произнести пространное вступление с обоснованием полезности предлагаемых сведений. Вот один из примеров апелляции оратора к потребностям аудитории: «В последнее время в нашем городе тараканы стали поистине стихийным бедствием. Они плодятся с необыкновенной скоростью и появились даже в тех домах, где их раньше никогда не было. При этом все предлагаемые в продаже средства борьбы с тараканами неэффективны. Очевидно, и вы уже столкнулись с этой проблемой. Поэтому я хочу рассказать вам об услугах по борьбе с тараканами и другими насекомыми, предлагаемых нашей санэпидстанцией».

Аргументирующая речь

Такая речь предназначена для того, чтобы воздействовать на образ мыслей слушателей. Среди аргументирующих выделяются речи, нацеленные на первоначальное формирование взглядов аудитории, и речи, ориентированные на изменение существующих взглядов, переубеждение. В последних очень силен элемент опровержения (критика, протест).

Кто из курильщиков не знает о вреде курения? Но они продолжают курить, несмотря на всю (хорошо им известную) пагубность своей страсти. Оратор, прибегающий к внушению, возбуждает в этой ситуации чувство самосохранения, страха или отвращения и тем самым добивается отказа от вредной привычки.

Американские исследователи А. Монро и Д. Эйнингер выделяют характерные для американцев «риторические эмоции» в такой последовательности: стремление к успеху, стремление к приобретению и сохранению, жажда приключений и перемен, чувство товарищества и привязанности, стремление к созиданию, любопытство, почтительность, зависимость, инстинкт разрушения, терпеливость, страх, агрессивность, стремление к подражанию и конформизм, независимость и самостоятельность, преданность, гедонизм, жажда власти, гордость, преклонение, отвращение, половое влечение, сочувствие, щедрость. Поскольку в России подобного исследования не проводилось, можно выделить лишь общечеловеческие мотивы и опираться на них в процессе выступления.

При использовании психологических аргументов важно помнить о некоторых этических ограничениях, налагаемых на их употребление. Известно, что возбудить отрицательные чувства в человеке гораздо проще, чем положительные. Люди, как правило, гораздо легче поддаются возмущению или осуждению, чем сочувствию. Риторическая этика запрещает говорящему обращаться к наиболее низменным чувствам, а также к эмоциям, способным породить открытые общественные конфликты. Сюда относятся злоба, жадность, зависть, ненависть к другим людям, малодушие, тщеславие, агрессивность и т.п. К сожалению, наши ораторы нередко забывают об этих ограничениях и обращаются к самым низменным человеческим страстям. Однако это может оказаться небезопасным и для самого оратора, поскольку отрицательные эмоции, подобно бумерангу, могут обернуться против выступающего.

Есть еще один важный принцип этичности использования психологических аргументов. Если оратор искренне желает добра аудитории и воздействует на нее в ее же интересах, применение средств внушения признано этичным. Если же оратор намеренно обманывает аудиторию в корыстных интересах, использование этих средств неэтично.

Торжественная речь

Наиболее распространенными жанрами торжественной речи являются поздравление, торжественное слово, речь на презентации, приветственное слово, благодарственное слово. В качестве адресата такой речи могут выступать лицо или группа лиц, являющиеся виновниками торжества, а также многолюдное собрание.

Структуре торжественной речи, как и содержанию, присущи определенные особенности. В начале выступления принято сообщать о поводе, который его вызвал. При этом совершенно не нужно прибегать к пространным описаниям, достаточно сказать: «Поздравляя сегодня нашего юбиляра. «, или «Открывая конференцию молодых ученых. «, или «Сегодня у нас праздник». Существует несколько способов развития содержания: описание предмета, повествование о жизни и деятельности человека, доказательное рассуждение и пр.

Наконец, торжественная речь требует в меру торжественной тональности произнесения. Она должна произноситься с теплотой, искренностью. Совершенно недопустима ироническая интонация в отношении предмета выступления, но возможен шутливый тон, если вспоминаются веселые события. И, конечно, невозможно представить себе торжественную речь, прочитанную «по бумажке».

Источник

Аргументативная речь: характеристика, структура, примеры

Содержание:

Существуют разные подходы к анализу этого типа дискурса. Каждый из них основан на разных аспектах, таких как стратегии убеждения, эффекты или контекст, чтобы приблизиться к объекту исследования.

Со своей стороны, коммуникативный подход делает акцент на контексте, в котором возникает коммуникационная ситуация, а также на ее влиянии на аудиторию.

Наконец, стилистический подход использует риторические фигуры, оказывающие влияние на слушателя, а текстовый подход изучает использование логических процессов (силлогизмов, аналогий и других) в рамках дискурса.

характеристики

Множественность контекстов

Аргументативная речь не встречается в конкретном контексте. Он может проявляться во многих дискурсивных действиях, и каждое из них влияет на структуру дискурса и используемые стратегии.

Таким образом, этот тип речи может использоваться в более формальных ситуациях (например, дебаты между политическими кандидатами) или менее формальных (например, обсуждение спортивных предпочтений между друзьями).

Кроме того, он может быть представлен устно (например, обсуждение законопроекта в парламенте) или письменно (например, в виде авторского мнения в газете).

Диалогичность

Независимо от того, происходит ли эффективное взаимодействие с адресатами, аргументированный дискурс строится из явного или неявного диалога с аудиторией.

Когда этот диалог не дается напрямую, эмитент использует определенные стратегии, такие как предвидение возможных возражений против своего аргумента или определение возможных совпадающих моментов.

Преднамеренный, условный и институциональный характер

В этом коммуникативном акте эмитент направляет высказывания так, чтобы они интерпретировались определенным образом. Поэтому носит преднамеренный характер.

Это также условно и институционально, поскольку утверждения имеют отличительные признаки (например, использование определенных соединительных элементов или выражений, таких как «я думаю») и используются определенные методы (аргументы).

Индуктивный или дедуктивный

Аргументативный дискурс использует как индуктивные методы (переход от наблюдений о конкретных вещах к обобщениям), так и дедуктивные (переход от обобщений к обоснованным умозаключениям по конкретным вопросам).

Гипотетические и предположительные

Этот тип речи выдвигает одну или несколько гипотез по конкретной проблеме. Это могут быть плюсы и минусы утверждения или тезиса, возможность того, что утверждение истинно или ложно, среди прочего.

Так что это предположения, с которыми вы можете согласиться или нет. Дело не в истинности или ложности утверждения.

Структура аргументированного дискурса

В целом структура аргументированного дискурса зависит от коммуникативной ситуации. Однако можно выделить четыре основных элемента: введение, изложение, аргументация и заключение.

Затем приводится аргументация, то есть причины в поддержку тезиса. В случае индуктивной структуры порядок обратный: сначала аргументация, а затем тезис.

Примеры

Аргументативная речь против запрета применения огнестрельного оружия

Важно отметить, что избавление от определенного инструмента не помешает людям совершать акты насилия.

Аргументативная речь в пользу запрета применения огнестрельного оружия

Очень редко массовые стрельбы останавливаются вооруженными гражданскими лицами. Были случаи, когда потенциальные стрельбы предотвращались. Однако вооруженные граждане скорее усугубят ситуацию.

Например, первые ответившие власти и окружающие могут быть сбиты с толку относительно того, кто стреляет.

Ссылки

Культура Панамы: традиции, обычаи, гастрономия, религия

Аспирин: что это такое, показания и побочные эффекты

Источник

Особенности аргументирующей речи

Что относится к аргументированному типу речи Что относится к аргументированному типу речи Что относится к аргументированному типу речи Что относится к аргументированному типу речи

Что относится к аргументированному типу речи

Что относится к аргументированному типу речи

Коммуникативная цель говорящего в аргументирующей речи – убедить собеседника в правильности какого-то положения, заставить его изменить свои взгляды, мнения, а также уговорить его на что-то, склонить к какому-либо действию.

Аргументирующая речьотличается от других видов речи тем, что:

— в ней всегда главная коммуникативная цель – убедить собеседника;

— адресат в аргументирующей речи, как правило, не остается лишь объектом воздействия: он представляет собой субъекта с собственной позицией, которую активно отстаивает;

— содержательной основой речи являются аргументы –доказательства, приводимые говорящим в защиту собственной позиции, – и контраргументы – доказательства в защиту противоположной позиции, приводимые адресатом.

Основным средством убеждения в аргументативном тексте является логика доказательства, что, в свою очередь, требует строгой структуры аргументативного текста,в которую обязательно входят тезис, аргументы, иллюстрации (примеры) к ним и вывод.

Тезис– основное положение, которое доказывается, поэтому в аргументирующей речи предъявляются повышенные требования к его формулировке и доказательству. Он представляет собой доказуемое логически непротиворечивое спорное утверждение, одно и то же в ходе всего доказательства.

Для доказательства используют аргументы– мысли, суждения, приводимые для подтверждения другого тезиса. Аргументы делятся на логические и психологические. Логические аргументыпредставляют собой ссылки на:

— факты (на статистические сведения; случаи из повседневной жизни, из истории, из личного опыта, из литературы и т. д.);

— ссылки на заведомо истинные суждения (аксиомы, правила и т. д.);

— ссылки на авторитеты (цитаты из речи знатоков в этой области; пословицы, поговорки, крылатые слова и т. п.).

К психологическим аргументамотносят:

— аргументы к авторитету;

— аргументы к публике, включающие мнения других людей, присутствующих при разговоре или принимающих в нем непосредственное участие;

— аргументы к эмоциям и чувствам – возбуждение в оппоненте чувства жалости и др.

Аргументы по силе делятся на сильные и слабые.

По направленностивыделяютсясобственно аргументыи контраргументы.

Иллюстрацииподтверждают аргументы конкретными примерами.

Выводвдоказательстве выполняет роль не только заключения в речи, но прежде всего усилителя тезиса на основе всего доказательного процесса

Источник

ПОНЯТИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ АРГУМЕНТИРУЮЩЕЙ РЕЧИ.

Во время публичного выступления, в ходе презентации, при проведении беседы, переговоров постоянно приходится отстаивать свою точку зрения, опровергать мнение оппонентов, убеждать, а зачастую и переубеждать слушателей.

В логическом отношении аргументация – это процедура отыскания опоры, оснований для некоторого высказывания и выражение этого в строгой форме.

В коммуникативном плане аргументация – это процесс передачи, истолкования и внушения информации, присутствующей в исходном положении.

Конечная цель этого процесса – формирование некоторого убеждения. Цель можно считать достигнутой, если человек понял и принял наше исходное положение. Потребность в аргументации возникает на том этапе рассмотрения проблемы, когда сформулированы возможные способы её решения, но не ясно, который из них обладает преимуществами.

Убеждать можно в правоте своего мнения, в необходимости совершения, продолжения или прекращения действия. На этой основе выделяются виды аргументирующей речи: убеждающая речь и побуждающая. Общая цель – убедить аудиторию в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Спорный вопрос – предмет спора, разногласий, который должен иметь разрешение.

Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. На практике эти речи рассматриваются как агитационные, в которых любыми методами – логическими или иными – оратор убеждает соглашаться с ним в спорном вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет призыва к непосредственному действию.

Убеждающая речь.

Убеждает в правоте какого-либо мнения. Отвечает на вопрос «Чему верить?». Задача оратора – убедить в правильности тезиса.

Разновидности убеждающей речи:

– выступление в научной и политической дискуссиях;

– выступление за круглым столом.

Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

– речь должна быть краткой, продолжаться не более 3 мин.;

– необходимо избегать эмоциональной перенасыщенности, для этого не проявлять, а затрагивать сильные эмоции (чувства гнева, ненависти, справедливости, несправедливости);

– речь должна быть убедительной, но ненавязчивой, отвечать конкретной ситуации;

– необходимо использовать короткие фразы;

– психологические доводы эффективнее логических.

Побуждающая речь.

Убеждает в необходимости какого-либо действия, поведения. Отвечает на вопрос «Что делать?». Призыв может быть прямым, когда действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает через какое-то время. Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте!

Разновидности побуждающей речи:

– речь на предвыборном собрании;

– прямой призыв к действию;

Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

– нужно дать слушателям все данные для принятия решения, не должно остаться неясностей или недоговоренностей;

– речь должна приводить аудиторию к согласию;

– должна вызывать интерес;

– должна учитывать, может ли аудитория совершить действие;

– должна завершаться прямым призывом к действию.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АРГУМЕНТОВ И СТРУКТУРА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

Основные виды аргументов.

Начиная с античных времен принято делить доводы на логические (рациональные), обращенные к разуму слушателей, и психологические (иррациональные), оказывающие воздействие на чувства.

К логическим аргументам относятся следующие:

— теоретические или эмпирические обобщения и выводы,

— аксиомы и постулаты,

— определения основных понятий конкретной области знаний,

— утверждения о фактах.

В ходе аргументации важно разграничивать факт и мнение.

Факты существуют сами по себе, независимо от того, как мы их оцениваем и используем в своих целях. На мнения влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психическое состояние, уровень подготовки, степень осведомленности и многое другое. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными. Поэтому факты являются более надёжными аргументами. К мнениям же необходимо относиться критически, учитывать исторические и социальные условия, которые оказали влияние на их формирование.

Достаточно весомыми логическими доводами считаются статистические данные. Однако цифрами нельзя злоупотреблять. Обилие цифр оглушает слушателей, затрудняет восприятие содержания речи. Важно, чтобы статистические данные отражали реальное положение дел, не искажали действительность.

Значительную роль в убеждающей речи играют психологические доводы:

· аргументы, обращенные к интересам аудитории, затрагивающие чувство собственного достоинства адресата, его материальные, экономические, социальные интересы, физическое благополучие, свободу, удобство, привычки.

· доводы к общности морально-этических, нравственных норм убеждающего и убеждаемого

· апелляция к чувствам, которая делится на угрозы и обещания.

· доводы к доверию (ссылка на авторитет) и доводы к недоверию.

Конечно, если оратор в своем выступлении затрагивает какие-либо чувства, то его речь больше воздействует на слушателей, она лучше запоминается. Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, егосубъективное отношение к предмету речи.

И. Ильф и Е. Петров в «Двенадцати стульях» великолепно показали, как Остап Бендер играет на честолюбивых чувствах васюкинцев, рисуя им потрясающие перспективы развития Васюков в случае проведения там международного шахматного турнира. Васюкинские шахматисты внимали ему «с сыновней любовью».

Необходимо помнить, что психологические аргументы могут быть использованы недобросовестными людьми в качестве уловок и спекулятивных приёмов, например:

· аргумент к силе (вместо логического обоснования прибегают к различным видам принуждения).

· аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента).

· аргумент к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо отношении).

· аргумент к состраданию (вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию) и др.

Не следует забывать, что дело не в количестве приводимых доводов, а в их качестве. Различают аргументы сильные, слабые и несостоятельные.

Сильные аргументы основываются надокументальном подтверждении данной позиции, авторитетных мнениях и компетентных источниках. Они, как правило,не вызывают критики, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание.

Слабые аргументы чаще всего объясняются недостаточной компетентностью или недоступностью источника. Они могут легко вызвать сомнение оппонентов. Против них легко найти возражение, трудно опровергаемое.

Несостоятельными называются аргументы, когда доводы полностью опровергаются оппонентом. Они позволяют разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их.

Структура доказательства:

1. Тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать). Тезис – это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: «Что обосновывают?» В качестве тезиса могут выступать теоретические положения науки, которые складываются из одного, нескольких или целой системы взаимосвязанных суждений.

2. Аргументы, или основания, доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис). Они исполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: «Чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса?» В качестве аргументов могут выступать различные по своему содержанию суждения: теоретические или эмпирические обобщения; утверждения о фактах; аксиомы; определения и конвенции.

3. Демонстрация, или форма, способ доказательства (логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов). Демонстрация – это логическая связь между аргументами и тезисом. В общем виде она представляет собой одну из форм условной зависимости. В соответствии со свойствами условной зависимости истинность аргументов достаточна для признания истинным тезиса при соблюдении правил вывода.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают «Потому что».

Дата добавления: 2021-07-19 ; просмотров: 33 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *