Что относится к античности
АНТИЧНОСТЬ
| |||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
  |   | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |   |   |
АНТИЧНОСТЬ
Античность — это завершающий этап эпохи Древнего мира. Древним миром принято считать период от XXIV века до нашей эры до V века нашей эры. От возникновения первых городов-государств до возникновения первых государств-империй. Этот период делится на два этапа:
Общим для культур древних цивилизаций и Античности является тотальность мифа. Отличие Античности состоит в новом восприятии мира, в котором на первый план выдвигается человек. Полный распад родовых отношений высвободил энергию отдельно взятого индивидуума. Искусство обращает свой взор к реальной, повседневной, а не только ритуальной жизни. В мифе утверждается антропоморфизм.
В Греции искусство впервые осознало себя искусством. Объективной основой прекрасного являются стройность, порядок, гармония частей, закономерность как космоса, так и самого человека и общества. На протяжении исторического развития древние Греция и Рим, при всем разнообразии общественных отношений и государственного устройства в каждой из этих стран, создали богатейшее и неповторимое культурное наследие. В истории мировой культуры она определяется как античная, или греко-римская культура. Культуры Греции и Рима — это две взаимосвязанные, хотя и не тождественные части одного целого.
Роль античного наследия в развитии европейской культуры невозможно переоценить. Недаром античную культуру называют колыбелью европейской цивилизации. После периода средневекового небытия значительной части античных ценностей, она, словно волшебная птица феникс, оживает в переосмысленном виде в произведениях художников Возрождения. На основе античной традиции в европейской практике утверждается гуманистическое мировоззрение, ценности земного бытия, идеал совершенного гармоничного человека. Именно сочетание гуманизма, любознательности, рационализма с художественным совершенством делает культуру античного мира одним из ведущих духовных достояний человечества.
Античное наследие и традиции, их гуманистическое содержание, составляли основу прежде всего культуры и искусства Византии и Ближнего Востока. Так, в эпоху эллинизма в Александрии сложился просветительский центр, в котором пересекались пути греческой и древневосточной культурных традиций, развивались естественные и гуманитарные науки, философские школы, расцветало высокое искусство.
Греческая культура воспринималась в последующие века как неповторимый феномен, историческое чудо. Она создала такую систему понятий и терминов (в политике, науке, искусстве), что исследователь Якоб Бурхарт имел основания сказать: «Мы видим глазами греков и разговариваем оборотами их языка». Именно в Древней Греции сложились и утвердились такие фундаментальные социально-политические понятия, как гражданская свобода и гражданский долг, человечность, гармоничность развития личности, соотношение личного и общественного. В античности общество впервые изобрело демократическую форму государственного устройства, определило статус, права и обязанности гражданина.
Греческое искусство и культура — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, литература, философия, театр, музыка, художественные ремесла — стали неотъемлемой частью мироощущения и жизнедеятельности мирового социума. Вот почему античное искусство является для нас классикой. Оно вечно, не подвластно времени, потому что воплощает общечеловеческие ценности. Античная культура и искусство — неисчерпаемый источник идей, мыслей, художественных открытий. Из него человечество во все времена черпало вдохновение к творение прекрасного. Без этого наследия невозможно представить пути социального и духовного прогресса человечества, его будущее.
Рельефы «Менада с лентой» и «Менада с треугольником»
Данные рельефы созданы в наше время по мотивам древнегреческих произведений. На них изображены две танцующие менады. Менады — персонажи древнегреческой мифологии, спутницы бога Диониса. Во время праздничных шествий Менады, украшенные виноградными листьями и плющом, облачённые в шкуру пятнистого оленя, подпоясанные змеями, всегда следовали за Дионисом. Размахивая факелами, они плясали и пели. Своими посохами — тирсами Менады выбивали из скал молоко и мед. Дионис (римский Вакх) воспринимался греками как символ бессмертия, возрождения природы после зимы, как символ вечного обновления жизни. Весной виноградарь шел по полю и видел в зеленеющей лозе возрождающегося Диониса, каждой осенью он сокрушал тело бога — новый урожай — в винных прессах. Это был необычный бог, он не только требовал жертвоприношений, но и сам каждый раз был жертвой, и каждый раз возрождался к новой жизни. Когда смертные пили вино — они «пили бога».
Великолепными образцами древнегреческой пластики являются следующие рельефы:
«Ника, развязывающая сандалию»
Рельеф балюстрады храма Афины Ники Аптерос с афинского Акрополя
мрамор. Ок.410/400 гг. до н.э. Музей Акрополя, Афины.
Храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) был выстроен при входе на Акрополь на специально вытесанном уступе-пиргосе в 450-421 гг до н.э. Ника-Победа не имела в Греции самостоятельного культа и рассматривалась как одно из воплощений победоносных женских божеств, чаще всего Афины и Артемиды. Афиняне построили храм Бескрылой Ники, чтобы богиня Победы не смогла от них улететь, они говорили, что Ника чувствует себя на Акрополе как дома.
После победы Алкивиада над пелопонесцами вокруг храма Афины Ники была воздвигнута балюстрада, украшенная рельефом с наружной стороны. На ней были представлены различные изображения Ники. Наиболее известный рельеф представляет Нику развязывающей сандалию.
Древний мастер изобразил гибкую, стройную фигуру богини, облачённую в тонкий, почти прозрачный хитон. Виртуозная техника представляет чарующий и живописный образ богини. Божественный лик очеловечивается, становится доступным и интимным. Поразительная игра светотени и необычайная ритмика складок одежды подобны лёгкой ряби на поверхности воды. В числе возможных авторов рельефа называют ученика и младшего современника Фидия — Агоракрита.
*Ссылка на коллекцию слепков ГМИИ им. Пушкина в Москве
http://www.arts-museum.ru/collections/casts/
«Орфей, Эвридика и Гермес»
Рельеф. Римская копия эпохи Августа греческого оригинала второй половины V в. до н. э. работы Алкамена, ученика Фидия.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
Орфей в древнегреческой мифологии славился как певец и музыкант, наделенный магической силой. Этой силе покорялись не только люди, но и боги, и даже сама природа. Песни Орфея укрощали диких зверей, заставляли деревья склонять ветви, а камни — сдвигаться с места. Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Горячо любил Орфей Эвридику, и не смог он примириться с её гибелью. Решил Орфей спуститься в мрачное царство душ умерших, чтобы упросить владыку Аида и жену его Персефону вернуть ему жену. Своим пением Орфей растрогал Персефону. Аид, восхищенный пением Орфея, обещал вернуть Эвридику певцу. На рельефе изображен момент, когда Орфей, оборачивается, чтобы взглянуть на Эвридику. После этого он будет разлучен с ней навсегда, поскольку нарушил закон, согласно которому никто не должен видеть обитателей подземного мира. Гермес, сопровождающий души умерших, пытается остановить его.
Орфей принес учение о музах, девяти силах человеческой души, которые предстают в виде девяти прекраснейших муз. Учение Орфея — это учение света, чистоты и Великой безграничной любви, его получило все человечество, и часть света Орфея унаследовал каждый человек. Это некий дар богов, который живет в душе каждого. И через него можно постичь всё: и силы души, сокрытые внутри, и Аполлона и Диониса, и божественную гармонию прекрасных муз. Может быть, именно это даст человеку ощущение настоящей жизни, наполненной вдохновением и светом любви.
Иллюстрация: копия эпохи Августа оригинала второй половины V в. до н. э., приписываемого Алкамену, ученику Фидия. Имена персонажей были добавлены копиистом. Подобный рельеф находится в Лувре.
*Ссылка на Национальный археологический музей в Неаполе
https://www.museoarcheologiconapoli.it/en/
«Афина, опирающаяся на копьё»
Рельеф с афинского Акрополя. Мрамор. Круг Мирона. Ок. 460 г до н.э.
Новый музей Акрополя, Афины.
Афина почиталась как покровительница ремёсел, земледелия, мудрости. Она была покровительницей Аттики и одноимённого полиса как в дни мира, так и во время войны. Ещё один бог войны, Арес, славился своей жестокостью, яростным духом. О нем говорят, что он любит войну ради войны, сражения ради сражений. Его не интересуют вопросы справедливости. В отличие от бога жестокой и кровожадной войны Ареса, Афина вела войну справедливо и разумно, она победила самого Посейдона в споре за обладание страной, даровав афинянам священное дерево — оливу.
К произведениям высокой классики относится рельеф аттического мастера, изображающий Афину, опирающуюся на копье. В этом рельефе хорошо передано состояние ясной и светлой думы, в которую погружена Афина. Строгий ритм складок плаща (пеплоса) Афины оттеняет свободную и естественную грацию ее движения. Легкий наклон фигуры вперед усиливает ощущение непринужденного покоя и только что закончившегося движения.
*Ссылка на Новый музей Акрополя в Афинах.
http://www.theacropolismuseum.gr
«Девять муз, Афина и Аполлон». Так называемый «Cаркофаг муз»
Фронтальный вид саркофага с крышкой. Мрамор. Середина II в. н. э. Остия, Археологический музей.
На слегка выпуклой фронтальной панели саркофага представлены фигуры девяти Муз, Афины и Аполлона. Задний план оформлен в виде невысокого занавеса. По иконографическим типам и атрибутам можно определить персонажей. Девять дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины олицетворяют различные виды искусств. Каллиопа — муза эпической поэзии, Клио — муза истории, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Полигимния — муза священных гимнов, Терпсихора — муза танца, Эвтерпа — муза поэзии и лирики, Эрато — муза любовной и свадебной поэзии, Урания — муза науки.
Первая фигура, Полигимния, стоит в задумчивой позе, опираясь на небольшую пилястру. Голова, изображенная в профиль, опирается на правую руку, пальцы которой изящно касаются шеи. Муза одета в тонкую тунику, закрепленную фибулой; правое плечо оставлено открытым.
Рядом с Полигимнией стоит Клио, одетая в хитон и полностью покрытая накидкой. Левая рука со свитком опущена вдоль тела. Клио и Полигимния носят одеяние философов и занимают верхние позиции в иерархии.
Следующая Муза, Терпсихора, изображена с лирой с характерными вертикальными стойками из рогов барана или козла; в правой руке она держит плектор, необходимый для извлечения звука из струнного инструмента. голова повернута вправо, черты лица безмятежны и не несут следов задумчивости или напряжения. Как и у других сестер, ее прическа поддерживается диадемой.
Четвертой Музой является Талия, покровительница комической поэзии и сельского хозяйства. Она стоит, одетая в короткий хитон с рукавами, стянутый высоким поясом, оставляющий открытыми высокие сапожки. В приподнятой левой руке Муза держит комическую маску, под которой на невысокой пилястре лежит еще одна такая же. В правой руке Талия держит трость.
Первую группу замыкает Муза Урания, она одетая в хитон и накидку. В правой руке, согнутой в локте и прижатой к телу, находится чертежная палочка. В левой руке Муза держит небесную сферу.
В центре композиции изображена Афина Воительница (Promachos). На ее голове шлем с гребнем, она одета в пеплос, закрепленный на плечах фибулами и стянутый под грудью поясом. В левой руке богиня держит копье. Правой рукой она удерживает за край щит, изображенный в профиль. Внизу рядом со щитом видна священная птица Афины — сова с раскрытыми крыльями, символ мудрости и благоразумия, но также и смерти и тьмы.
Справа от Афины стоит Муза Эрато. Она одета в хитон с длинными рукавами, подвязанный высоким поясом, и накидку, закрепленную на плечах двумя фибулами. В левой руке она держит на уровне плеч кифару. Плектором Эрато касается корпуса струнного инструмента.
Восьмая фигура изображена фронтально, голова ее повернута вправо. Она одета в хитон с длинными рукавами и высоким поясом. В каждой руке она держит по флейте. По иконографическим признакам и наличию флейт Музу можно определить как Эвтерпу. У левой ноги Музы лежит театральная маска Диониса, украшенная сверху лозой с виноградными листьями.
Далее следует Мельпомена, Муза трагической поэзии. На ней театральное одеяние — хитон с рукавами и высоким поясом; накидка переходит с левого плеча на спину. В левой руке на уровне головы она держит маску Геракла, под которой на невысокой пилястре лежит трагическая маска. В правой руке, опущенной вдоль тела, Муза держит палицу.
Последняя из Муз, Каллиопа, изображена стоящей и полностью закутанной в накидку, ниспадающую складками и образующую кольцо вокруг шеи.
Правый край фриза занимает фигура Аполлона, покровителя Муз. Юный Аполлон Мусагет слегка облокотился на кифару. Голова бога украшена лавровым венком, символом бессмертия и победы, который удерживает длинные пряди волос, зачесанные назад и опускающиеся на плечи. У ног стоит его священная птица — ворон, изображенный в тот момент, когда он, согласно Метаморфозам Овидия, повернул голову, чтобы видеть, как его белые перья становятся черными. Подобный саркофаг с изображением Аполлона и девяти муз находится в Лувре.
В честь муз строились особенные храмы — мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады. Наибольшую известность получил Александрийский мусейон. Это название и легло в основу всем известного слова музей.
Античность
Содержание
Анти́чность [1] (восходит к лат. antiquitas — древность) — в общем смысле это слово означает «греко-римская древность», иначе говоря, цивилизация Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.
Общая периодизация античности
В целом общая периодизация античности выглядит следующим образом.
Временные периоды могут несколько варьироваться в геополитическом контексте. Так, золотой век античности в Древней Греции был отмечен раньше, чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже, чем в западной части, где её уклад разрушили вторгнувшиеся германцы. Тем не менее античное культурное наследие (в основном в позднеантичном виде) довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов, а от них передалось и другим народам Средиземноморья (южные славяне, арабы, турки, берберы, евреи).
Необходимо отметить и то, что многие элементы классической античности (традиции, законы, обычаи и т. д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской) империи до XI века, до пришествия турок-сельджуков.
Периодизация античности и протоантичности
Крито-микенский период — предыстория античности
Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э.). Минойская и микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в балканской Греции, подвергшейся в конце III тыс. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период — это предыстория античности.
Минойская цивилизация (Крит)
История открытия и названия
Открыта 16 марта 1900 года английским археологом Артуром Эвансом и названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом. По той же легенде, древние греки платили дань Миносу людьми, которых он скармливал чудовищу Минотавру — порождению его жены Пасифаи.
По свидетельству Гомера, помимо собственно минойцев (автохтонных критян, этеокритян) на Крите проживали пеласги (согласно Геродоту и др., прибывшие из Малой Азии или Греции), а также кидоны (малочисленный народ, возможно, родственный минойцам — от них происходит название города Кидония). Позднее на остров проникли ахейцы (греки).
Генетическая принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели. Не поддаётся расшифровке фестский диск.
Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы XV в. до н. э. — вулканического взрыва на острове Тира (Санторин), породившего катастрофическое цунами. Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа об Атлантиде.
Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры).
После извержения власть на острове захватили ахейцы. Возникла микенская культура (Крит и материковая Греция), объединяющая в себе минойские и греческие элементы. В XII в. Микенская культура была уничтожена дорийцами, которые в итоге заселили и Крит. Вторжение дорийцев привело к резкому культурному упадку, вышло из употребления критское письмо.
Тем не менее этеокритский язык (язык автохтонных критян), по-видимому, ещё продолжал существовать — последние его памятники, записанные греческим алфавитом, относятся к III в. до н. э. (тысячелетие спустя после исчезновения минойской цивилизации!)
Микенская цивилизация (Балканская Греция)
Раннеэлладский период Греции
Является частью крито-микенского периода греческой истории.
В III-II тыс. до н. э. в Балканской Греции обитали пеласги, лелеги и карийцы, вся страна, по словам Геродота, называлась Пеласгией. Поздние греческие историки считали эти народности варварами, хотя в действительности их культура находилась на более высоком уровне развития (об этом свидетельствуют археологические данные), чем культура греков-ахейцев, вторгшихся на территорию Греции на рубеже III-II тыс. до н. э.
Все поселения раннеэлладской эпохи можно разделить на два вида — это цитадели (например, в Лерне), в которых проживали представители родоплеменной знати, и плотно застроенные посёлки (например, Рафина и Зигуриес), заселенные в основном крестьянами-земледельцами. Все цитадели были окружены оборонительными сооружениями, которые присутствовали также в некоторых поселениях.
Помимо земледелия в раннеэлладский период возникает ремесло (гончарное, кузнечное), но численность ремесленников была мала и продукция обеспечивала местный спрос, хотя не исключено, что она также выходила за пределы отдельной общины.
Разделение поселений на цитадели и посёлки может говорить о начале классообразования во второй половине III тыс. до н. э. Цивилизация этого периода уже опережала в своём развитии другие европейские культуры, однако дальнейшему прогрессивному росту помешало передвижение племен по территории Балканской Греции.
Возникновение первых ахейских государств
Все поселения среднеэлладского периода располагались, как правило, на возвышенных участках и были укреплены, примером такого поселения является городище Мальти-Дорион в Мессении. В центре этого городища располагался дворец, к нему примыкали мастерские ремесленников, остальную часть составляли дома простых людей и складские помещения.
К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъем в развитии цивилизации материковой Греции, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства. Выросло количество, как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Период в истории Греции между XVI и XI вв. до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра континентальной Греции — Микен, расположенного в Арголиде.
Вопросы об этническом происхождении носителей микенской цивилизации долгое время оставались одними из сложнейших, только после расшифровки учёными линейного письма утвердилось мнение, что это были ахейцы. Ахейцы, переселившиеся на Крит и острова Малой Азии около XVI в. до н. э., по-видимому, происходили от северных, фессалийских ахейцев.
Первые города-государства, образованные в XVII—XVI вв. до н. э. — Микены, Тиринф, Пилос — имели тесные культурные и торговые связи с Критом, микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации, влияние которой ощущается в культовых обрядах, светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов. Но микенской культуре были присущи только ей свойственные традиции, уходящие корнями в глубокую древность (по мнению А. Эванса, микенская культура есть только ответвление критской и лишена какой-либо индивидуальности), свой путь развития. Несколько слов можно сказать о развитии микенской торговли и внешних отношений с другими государствами. Так, ряд предметов, найденных в Египте и ранее считавшихся привезенными с Крита, теперь определяется как изделия микенских ремесленников. Существует гипотеза, согласно которой микенцы помогли фараону Яхмосу (XVI в. до н. э.) в его борьбе с гиксосами, а во времена Эхнатона (XV в. до н. э.) в его новой столице Ахетатоне была распространена микенская керамика.
В XV—XIII вв. до н. э. ахейцы завоевали Крит и Киклады, колонизировали многие острова в Эгейском море, основали ряд поселений в глубине территории Греции, на месте которых позднее взросли знаменитые античные города-государства — Коринф, Афины, Дельфы, Фивы. Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации.
Ахейцы поддерживают не только старые критские торговые связи, но и прокладывают новые морские маршруты на Кавказ, Сицилию, в Северную Африку.
Основными центрами, как и на Крите, были дворцы, однако важным отличием их от критских является то, что они были укреплены и представляли собой цитадели. Поражают собой монументальные размеры цитаделей, стены которых построены из необработанных глыб, достигающих в некоторых случаях веса до 12 тонн. Самой выдающейся цитаделью, пожалуй, является Тиринфская, вся оборонительная система которой была продумана с особой тщательностью для предотвращения всех неожиданных пагубных ситуаций.
Образованию городской общины в том виде, как она рисуется в Илиаде и Одиссее, с разнородным населением на определённой территории, со всеми особенностями государственного устройства, содействовало передвижение эллинских племён, известное под именем возвращения Гераклидов или переселения дорийцев в Пелопоннес. Происходившее при этом смешение племён и объединение завоевателей и завоёванных в общей политической организации, жажда успеха и благоустройства на новых местах должны были ускорять переход от родового строя к территориальному, государственному. Следовавшее за передвижением дорийцев основание колоний в Малой Азии и на островах действовало в том же направлении ещё сильнее: новые интересы и новые отношения вызывали к жизни новые формы общественного устройства. Передвижение эллинов, в котором главная роль принадлежала дорийцам, приурочивается к XII веку (с 1104 г.); началось оно вторжением эпирского народа фессалийцев через Пинд в ту страну, которая в историческое время именовалась Фессалией. Эолийские туземцы были частью покорены, частью бежали на юг и дала своему местожительству название Беотии. Жившие у подножия Олимпа дорийцы двинулись сначала в ту область, которая впоследствии называлась Доридой, а оттуда часть их, вместе с этолийцами, через Коринфский залив переправлялась в Пелопоннес, до того времени занятый ахейцами и в северной части ионийцами. Только после продолжительной борьбы с туземцами дорийцы мало-помалу утвердились в Мессении, Лаконике, Арголиде, куда они проникли со стороны Аргосского залива, и в Коринфе. Ахейцы вынуждены были или покориться пришельцам на положении неполноправных обывателей, или, утратив свои племенные особенности, слиться с победителями воедино, или, наконец, сняться с насиженных мест. С этого времени название Ахайи получила северная полоса полуострова, откуда ионийцы бегали к своим соплеменникам в Аттику: прибрежную область заняли спасавшиеся от дорян ахейцы. Другая часть ахейцев покинула Пелопоннес и поселилась на острове Лесбос. С Коринфского перешейка дорийцы проникли в среднюю Грецию и здесь завладели Мегаридою. В Пелопоннесе удержались на своих землях, в политической независимости от дорийцев, жители Аркадии, а Елида досталась союзникам дорийцев, этолийцам. Ближайшими последствиями того же завоевания Пелопоннеса было и выселение ионийцев из Аттики и других областей на острова и малоазийское побережье, где возникло ионийское 12-градие (Милет, Ефес, Фокея, Колофон и др.), и основание дорийцами, вышедшими преимущественно из Арголиды, шести городов (Гексаполис) на карийском берегу и на прилегающих к нему островах. С возвращением Гераклидов и основанием древнейших колоний, которые, в свою очередь, послужили метрополиями новых поселений, эллинская народность окончательно разместилась в Греции на постоянное жительство. Это событие составляет рубеж, за которым лежит царство легенд и мифов, а по другую сторону начинается историческое существование Греции как страны эллинов.
Состояние эллинских обществ, ближайшее к историческому времени, обрисовано с замечательною яркостью и полнотою в так называемых гомеровских поэмах, Илиаде и Одиссее, к началу VIII век до н.э. существовавших приблизительно в нынешнем виде. Изображенное в них состояние общества содержит в себе все элементы дальнейшего развития Греции и составляет как бы исходный момент в образовании различных форм государственного устройства. Создание Илиады и Одиссеи относится к Х-IX в. Воспетые в поэмах события отделены от времени составления поэм передвижением племён и народов в материковой Греции, последствием чего было основание малоазийских и островных колоний. Распределить содержащиеся в поэмах исторический материал по эпохам и периодам нет возможности; главная доля его принадлежит временам самого автора. Индивидуальный тип эллина с его наиболее постоянными достоинствами и слабостями, верованиями и наклонностями установился уже в обществе времён Гомера. Положительных законов в этом обществе ещё нет, поэтому уклонения от нормы отношений в ту или другую сторону здесь чаще и менее чувствительны; однако имеют большую силу исконные обычаи и установки, охраняемые самими богами, а также общественное мнение. В обществе живут ещё обломки родового строя, особенно в семейных и частно-правовых отношениях, но городская община уже сложилась, в управление ею распределено между единоличным вождём, советом старейшин и народом. Экономическая зависимость иных вождей от народа, сила публичного слова, наличие ораторов, примеры критики, направленной против вождей и т. п. свидетельствуют, что уже в эту пору народ в городских общинах не был бесправной массой или безответным орудием других органов власти. Если от народа требуется покорность вождю, то и для вождя обязательны забота о народе, справедливость в решении дел, храбрость на войне, мудрость советов и красноречие в мирное время. Личные достоинства вождя — одно из необходимых условий почёта со стороны народа и самого повиновения его требованиям. Дальнейший успех общественности состоял в том, что взаимные отношения властей приобрели большую определённость: понятие общего блага в государстве получило перевес над всеми прочими интересами, личные достоинства и заслуги перед обществом были главным правом на влияние и значение в государстве.
Гомеровское общество далеко не однородно по своему составу: в нём различаются люди простые и знатные, кроме свободных есть рабы, в среде свободных наблюдаются различия по состоянию и роду занятий, взаимные отношения между господами и рабами носят на себе печать патриархальной простоты и близости, в отношениях мужчины и женщины замечается больше равноправия, чем это было в более позднее, историческое время. Поэмы Гесиода восполняют показания гомеровских песен об эллинском обществе в ту отдалённую пору.
Полисный период
(XI—IV вв. до н. э.) Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.
Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.)
Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.
Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.)
Первый период античности. Начинается параллельно с закатом бронзового века. Началом периода античности принято считать дату учреждения древних Олимпийских игр в 776 до н. э.
Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.
Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.)
V—IV вв. до н. э. — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в Греко-персидских войнах (500—449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443—429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431—404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.
Характеризуется. Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.
Эллинистический период
Эллинистический (IV—I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.
Первый эллинистический период (334—281 до н. э.)
Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств. Высокий эллинизм совпал по времени с ожесточенными пуническими войнами, отвлекавшими внимание Рима от восточных областей Средиземноморья, и длился до завоевания римлянами Македонии в 168 году и разрушения ими Коринфа. В эти годы процветал Родос, играло огромную роль богатое Пергамское царство при Аттале I (241—197) и Евмене II (197—152), создавались величественные памятники птолемеевского Египта. Первый эллинистический период характеризуется началом традиции обожествления царя. К завершению периода царский культ становится «визитной карточкой» эпохи эллинизма, его формы и ритуалы проникают практически на все уровни индивидуальной и общественной жизни, становясь важнейшей чертой сакральных практик той эпохи.
Второй эллинистический период (281—150 до н. э.)
Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.
Третий эллинистический период (150—27 до н. э.)
Кризис и распад эллинистической государственности.
Римская империя
Принципат (27 до н. э.-284 н. э.)
Тетрархия и доминат (285—324 гг. н. э.)
Упадок Римской империи (395—476 гг. н. э.)
География античности
География. Балканская Греция в древности занимала территорию ок. 88 тыс. кв. км. На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке — с Македонией, на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), на юго-востоке — Миртойским, на востоке — Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона — Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания, Этолия, Локрида Озольская, Дорида, Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия, Мегарида и Аттика. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.
Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия, которая граничила на западе с Элидой, на юге с Мессенией и Лаконией, на севере с Ахайей, на востоке с Арголидой, Флиунтией и Сикионией; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия. Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные — Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага — Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические острова у западного побережья Малой Азии. Балканская Греция — в основном гористая страна (ее пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные — Амбракийский, Коринфский, Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический, Малийский и Пагасейский).
Самые крупные из греческих островов — Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, отделенная от Средней Греции узким проливом. Многочисленные острова Эгейского моря образуют два больших архипелага — Киклады на юго-западе и Спорады в восточной и северной его части. Самые значительные из островов у западного побережья Греции — Керкира, Левкада, Кефалиния и Закинф.
Наследие античности
Античность и современное общество
Античность оставила огромный след в современности.
С появлением первых государств и зарождением различных экономических форм государства в экономической жизни перед обществом возникло множество проблем. Их важность и актуальность сохраняется по сей день. С течением времени влияние античного наследия всё более крепло. Латынь продолжала оставаться языком учёных всего европейского мира, углублялось знакомство с греческим языком и греческими мыслителями. В XIX веке сложилась теория «греческого чуда» — абсолютного совершенства искусства классической Греции, по сравнению с которыми искусство эллинизма и Рима было упадком и эпигонством. Развитие книгопечатания стимулировало изучение греческих и латинских авторов и знакомство с ними. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школе. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших её объём, сыграли немалую роль в великих географических открытиях. Философские системы античных мыслителей вдохновляли философов Нового времени.
В XVIII веке, в преддверии Великой французской революции, философы-материалисты обращаются к Лукрецию. Его учение о возникновении мира из атомов, об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, о естественном договоре, объединяющем людей для общей пользы, о законе, который не бог, а люди устанавливают для той же пользы и отменяют его, когда он этой пользе перестает удовлетворять, было созвучно передовым теориям того времени. И столь же созвучны были идеи народовластия, равенства, свободы, справедливости, хотя, став революционными лозунгами 18 в., они понимались гораздо шире, чем в античности.
Европейский театр и литература постоянно обращались к античности, и все более многообразными становились их связи с нею. Обрабатывались античные сюжеты: «Антоний и Клеопатра» и «Юлий Цезарь» у Шекспира, «Андромаха», «Федра», «Британик» у Расина, «Медея», «Гораций», «Помпей» у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы. Например, «Комедия ошибок» Шекспира повторяла «Менехмов» Плавта, а «Скупой» Мольера — плавтовский «Ларчик». Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега, Гольдони похожи на ловких, умных рабов Плавта, помогавших господам устраивать свои любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им писались новые. Множество античных образов и сюжетов — богов, богинь, героев, битв и празднеств — служило темами художникам и скульпторам, трактовавшим их в соответствии со вкусами своего времени. Так, активный участник Великой французской революции — художник Давид — в противоположность художникам, угождавшим вкусам изнеженной знати, писал античных героев, преисполненных патриотических и гражданских чувств: «Клятва Горациев», «Смерть Сократа», «Леонид у Фермопил».
Римское право легло в основу права других западных государств.
В новое и новейшее время античный мир сохранил свое значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. К нему обращаются историки, социологи, культурологи. Античный мир как некий замкнутый цикл известный с возникновения до гибели, постоянно служит эталоном для культурологов.
Адаптация античной культуры в России
Примечания
Ссылки
пластической телесности античной архитектуры. — Киев: НИИТИАГ, 1998. — 408 с. — ISBN 966-7452-02-6.