Что относится к алфавиту языка паскаль
Информационные технологии 1
Основные понятия и операторы языка Паскаль
ВВЕДЕНИЕ
Целью курса «Информационные технологии» является обучение студентов программированию с применением методов вычислительной математики, использованием современных средств вычислительной техники и компьютерных технологий, дальнейшее развитие компьютерной грамотности на основе дисциплин «Информатика», «Математика», «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Физика».
Задачи изучения дисциплины заключаются в практическом освоении языка и среды Турбо Паскаля (версии 7.0), в приобретении студентами навыков составления алгоритмов задач теплоэнергетического профиля, отладки программ, в умении проводить анализ полученных результатов и корректировать свои действия с целью улучшения качественных показателей программ.
Язык Турбо Паскаль является классическим языком программирования, широко применяемым в инженерных расчётах. Его изучение позволяет сформировать у студентов особый вид мышления – алгоритмический. Студентам, успешно овладевшим этим языком, не составит особого труда в будущей своей трудовой деятельности применять свои знания и составлять программы не только на языке Паскаль, но и на других языках программирования. Особенно важным является то, что знание языка Паскаль нужно для составления программ в среде Windows при помощи прикладного пакета Delphi, всё более популярного в последнее время.
К настоящему моменту имеется огромное количество библиотек программ, процедур и функций с примерами реализации большинства инженерных задач на языке Паскаль и в среде визуального программирования Delphi. Умелое применение этих наработок предполагает хорошее базовое знание языка Паскаль.
В период обучения студенты должны освоить некоторые численные методы и способы их реализации на языке Паскаль, в том числе с использованием библиотек подпрограмм и внешних файлов данных.
Что относится к алфавиту языка паскаль
1. Служебные (зарезервированные) слова. Их смысл зафиксирован в языке, и поэтому служебные слова нельзя использовать в качестве имен, вводимых программистом. Полный список служебных слов приведен в Приложении 1.
2. Имена (идентификаторы). Они вводятся для обозначения в программе переменных, констант, типов, процедур и функций. Имена формируются из букв и цифр. Первым символом имени должна быть буква. Длина имени не должна превышать 63 символа. Заглавные и строчные буквы в именах не различаются. Таким образом, следующие три идентификатора обозначают одну и ту же переменную:
index
INDEX
Index
3. Числа и символьные строки.
4. Знаки операций и разделители. Они формируются из одного или нескольких специальных символов.
5. Комментарии. Они представляют собой произвольную последовательность символов (не обязательно из алфавита языка, то есть допускаются и русские буквы), заключенную в фигурные скобки < >. Комментарии не изменяют смысл программы, не влияют на ее выполнение и предназначены для пояснений.
Для отделения лексем друг от друга используются символы пробелов или же лексемы должны быть размещены на различных строках программы.
Cтруктура программ в языке программирования Pascal.
Программа на языке Pascal всегда состоит из двух основных частей: описания последовательности действий, которые необходимо выполнить, и описания данных, с которыми оперируют действия. Действия представляются операторами языка, данные вводятся посредством описаний и определений. Описание данных, которые будут использоваться в программе предшествуют описанию действий, которые будут выполнены с данными. Кроме того, программа может быть снабжена заголовком, который задаст имя программы и ее параметры.
Рассмотрим полную структуру программы на языке Паскаль. В общем случае программа состоит из:
Пример. Программа, вычисляющая сумму двух чисел.
Что относится к алфавиту языка паскаль
Ключевые слова: Алфавит языка Паскаль,
Изучение алфавита языка лучше всего начинать на примере стандартной программы, используемой при изучении любого языка программирования:
Первое, что мы узнаем — какие же буквы, символы, значки можно использовать в программе на Паскале. Ведь алфавит — конечный набор знаков, из которых строятся все конструкции, — является основой любого языка.
Далее перечислены составляющие алфавита языка Паскаль:
К специальным символам относятся разделители (пробел, разные скобки, знаки препинания, апострофы), знаки арифметических операций, операций сравнения, например:
Есть среди специальных символов и такие, которые при печати на клавиатуре обозначаются двумя значками (парные символы):
В языке они интерпретируются как один символ (писать символы, входящие в пару, надо обязательно подряд, в одной строке без пробела).
Особое место среди специальных символов занимают служебные (зарезервированные) слова. В языке имеется фиксированный небольшой набор (несколько десятков) слов, зарезервированных для определенных целей (для любых других целей их использовать запрещается). Для того чтобы отличить служебные слова от других наборов символов, в учебниках их принято выделять жирным шрифтом или курсивом, писать с большой буквы, на письме — подчеркивать. Служебные слова состоят из букв — символов алфавита, однако мы их выделяем как особые неделимые единицы алфавита языка.
Мы здесь не задаемся целью привести полностью весь набор символов, допустимых в языке, не предъявляем список служебных слов для заучивания — со всеми этими объектами мы познакомимся в процессе изучения материала.
Перечисленные символы входят в стандарт языка и используются для написания его конструкций. Однако для написания подсказок пользователю или некоторых конструкций в процессе работы программы этих символов бывает недостаточно. Для адаптации программы под пользователей разных стран в язык ввели четвертую группу символов, не входящую в стандарт языка. Это символы национального алфавита, они имеют особый статус, их использование ограничено.
В естественном языке из символов алфавита составляются слова, фразы. Так и в Паскале из символов алфавита строятся сложные конструкции: имена, константы, операторы и, в конце концов, целая программа.
Вернемся к нашей программе, посмотрим, какие элементы алфавита мы в ней использовали.
Слова Program, Begin, End относятся к служебным. Как видим, служебные слова «заимствованы» из английского языка, так что выучить их будет несложно. Большие и маленькие буквы в служебных словах Паскаль не различает.
В нашей программе использовано много разделителей, а вот никаких знаков операций нет. Во второй строке мы видим текст на русском языке. Это — комментарий, пояснение к программе. Комментарий представляет собой один из особых случаев, где можно использовать символы национального алфавита.
Также в нашей программе использованы имена и константы.
Константы. С точки зрения языка константы определяют изображения значений, запись которых подчиняется определенным правилам. Константы могут быть числовые, логические, символьные и строковые (об этом мы, естественно, поговорим подробнее позже).
В нашей программе присутствует одна константа-строка:
Текст, составляющий содержимое константы-строки, заключен в символы-апострофы. В строковой константе (внутри апострофов) также можно использовать символы национального алфавита (и вообще любые символы, которые есть на клавиатуре). При этом большие и маленькие буквы различаются. Так, константы ‘TIGR’, ‘tigr’ и ‘Tigr’ — различные.
Имена. Объекты программы (переменные, функции, процедуры) должны иметь имена (идентификаторы). Иногда эти имена определены заранее, они называются стандартными (например, существует функция sin ). В отличие от служебных слов назначение стандартного идентификатора может быть переопределено программистом (но делать это без особых причин во избежание путаницы не следует). Большинство же имен в своей программе придумывает программист.
Имена (часто их называют идентификаторы) могут состоять из букв и цифр, начинаться должны с буквы, причем под буквами мы здесь подразумеваем только латинские буквы и значок «_». Большие и маленькие буквы в именах язык не различает. Длина имени, вообще говоря, не ограничивается (хотя понятно, что превышать длину строки она никак не может), но различаются идентификаторы по некоторому количеству первых символов (в большинстве версий — 63). Например, имена
A, A234, X45G, Dlina, Summa_Otr, Cos3 — правильные;
234A, СТОЛ, Summa-otr, cos(3) — неправильные;
KROKODIL, krokodil, Krokodil, KrokoDil — одинаковые.
Конспект урока по информатике «Алфавит языка Паскаль».
Существующие диалекты
Чтобы понять алфавит языка в информатике, необходимо начинать изучение с первых и самых простых версий. Система UCSD p-System была разработана в Калифорнийском университете в 1978 году. Она включает в себя переход компилятора Вирта, файловую систему, редактор кодов и т. д. Также в ней реализованы строки символов меняющейся длины, модули Паскаля, обработка ошибок, директивы. Следующие версии языка разрабатывали на этой системе.
Другие диалекты:
Класс Object Pascal был разработан корпорацией Apple в 1986 году. Его создавала группа под руководством Ларри Теслера. Он, в свою очередь, консультировался с разработчиком первой версии, Никлаусом Виртом.
Turbo Pascal практически ничем не отличается от Object Pascal. Их языковые среды почти одинаковые.
Начало работы
Первым делом необходимо скачать компилятор — специальная программа, которая предназначена для считывания кода. Она образует связи между машинными языками.
Для Паскаль есть довольно много различных компиляторов. Наиболее популярными из них являются:
У всех их есть свои преимущества. Самый удобный интерфейс у Pascal ABC. NET. Также для него сделана подробная справка и выпущен сборник задач. Он состоит из простых заданий, которые постепенно усложняются, поэтому подойдёт для обучения новичков.
После открытия компилятора появляется чистый лист. На нём и пишутся коды будущих программ. Перед началом работы необходимо запомнить, что язык программирования состоит из семантики, синтаксиса и непосредственно алфавита. Последний включает в себя латинские буквы, цифры и специальные символы.
Учитывать синтаксис и семантику необходимо, чтобы раздел был правильно написан и структурирован. В ином случае программа не будет корректно работать.
Структура программы:
Обязательно в конце необходимо прописать «end.». В конце нужно не забыть поставить точку.
Создание первых программ
Следует заметить, что перечисленные разделы обязательно должны присутствовать в теле кода. Остальные подключаются только в тех случаях, когда это необходимо для выполнения требуемой задачи.
Нужно открыть компилятор и ввести в окне строки:
После этого нужно нажать «Выполнить». Пока что ничего не произойдёт, так как код отсутствует. Программа на языке Паскаль создаётся из 3 этапов: ввода, обработки и вывода данных. Для вывода информации используется оператор «write». Он прописывается в разделе begin.
Ввод данных производится при помощи оператора write. Writeln применяется для вывода информации с последующим переходом на новую строку.
Типы данных
Основным типом данных является integer. Исходная информация вводится в программу из считываемого файла или вручную с клавиатуры. Типы данных необходимы для определения, какую информацию можно хранить и сколько она будет занимать оперативной памяти. Их подразделяют на целые и вещественные. Первые используются для целых чисел, вторые — для дробных.
Также есть символьный и логический тип данных. Последний используется для значений true и false.
Для обработки информации необходимо применять оператор присваивания значения переменной. Он выглядит так «:=». Например, А:=7; В:=4*А. Основные математические операции прописываются так:
Существуют ещё и тригонометрические функции (синус, косинус и т. д. ). Также присутствует в языке операция по выбору случайного числа из диапазона. Она прописывается командой «random».
Базовые знания о языке позволяют самостоятельно развиваться в программировании. Существуют специальные онлайн-курсы для тех, кому это интересно. Также можно всему научиться по материалам из открытого доступа.
Алфавит языка Pascal (Паскаль)
Как и любой другой язык программирования, Pascal имеет свой алфавит. Под алфавитом языка программирования понимают набор символов, с помощью которых могут быть образованы величины, выражения и операторы.
Алфавит — совокупность допустимых в языке символов (или групп символов,рассматриваемых как единое целое). В языке Pascal все компоненты формируются из множества символов стандарта ASCII. Элементы алфавита можно условно разбить на четыре группы:
— символы, используемые в идентификаторах;
Символы, используемые в идентификаторах
Идентификатор — имя любого объекта программы — может включать буквы, цифры и символ подчеркивания. В качестве букв можно использовать 26 латинских букв (прописных и строчных) от А до Z и от а до z. Помимо идентификаторов буквы могут использоваться в шестнадцатеричных числах для обозначения цифр от 10 до 15 (буквы от А до F и от а до f), строковых константах, служебных словах и комментариях. Следует иметь в виду, что прописные и строчные буквы в идентификаторах, числах и служебных словах не различаются: так, например, NAME, Name или nAmE будут идентичны. Однако в строках символов и комментариях строчные и прописные буквы различаются и не преобразуются при компиляции друг в друга.
В качестве цифр допустимо использовать 10 арабских цифр от 0 до 9. В идентификаторах они могут присутствовать в любой позиции, кроме первой. Цифры используются также в изображении числовых констант (например, 157 или 12.8). Символ подчеркивания может находиться в любой позиции.
Длина идентификатора может быть любой, но значимыми являются только первые 63 символа, и по этим символам все идентификаторы должны быть уникальными.
Разделители
Разделители используются для отделения друг от друга идентификаторов, чисел, зарезервированных слов. В качестве разделителей можно использовать:
— любой управляющий символ (коды от 0 до 31), включая символ возврата каретки (код 13);
В любом месте программы, где можно поместить один разделитель, их можно поместить любое количество и в любом сочетании. Это позволяет более наглядно представить структуру программы.
Специальные символы
Специальные символы, выполняющие в языке определенные функции, можно разделить на три категории:
Знаки пунктуации
Допустимые знаки пунктуации и их назначение представлены ниже:
Знак | Применение |
Скобки комментария | |
(* *) | Скобки комментария |
[ ] | Выделение индексов массивов, элементов множеств, размера строки |
( ) | Выделение выражений, списков параметров |
‘ | Апостроф для выделения символа или строковой константы |
:= | Знак присваивания значения переменной, типизированной константе или функции |
; | Разделение предложений программы (операторов и объявлений) |
: | Отделение переменной или типизированной от типа, метки от оператора |
= | Отделение идентификатора типа от описания типа или константы от ее значения |
, | Запятая для разделения элементов списка |
.. | Разделение границ диапазона |
. | Обозначение конца программы, отделение целой части от дробной в вещественном числе, отделение полей в записи, отделение идентификатора от имени модуля или объекта, в котором он находится |
^ | Обозначение типа-указателя, значения величины по ее указателю или управляющего символа (коды от 0 до 31) |
@ | Обозначение адреса переменной, типизированной константы, подпрограммы, метода |
# | Обозначение символа по его коду |
$ | Обозначение директивы компилятора или знак шестнадцатеричного числа |
Знаки операций
Знаки операций предназначены для обозначения тех или иных арифметических, логических или других действий. Они бывают двух типов: состоящие из небуквенных символов (например, + — * и т. д.) и буквенные операции (например, not, div, mod и т. д.), представляющие собой зарезервированные слова.
Зарезервированные слова
В языке Pascal(Паскаль) есть слова, которые не разрешается использовать для своих идентификаторов. Для разных версий Pascal(Паскаль) существует собственный набор зарезервированных слов.
Зарезервированные слова включают служебные слова (например, begin, end, div и т. д.) и имена директив (например, external, forward и т. д.). Служебные слова можно использовать только по своему прямому назначению и их нельзя переопределять. Директивы также имеют свое определенное назначение, но в отличие от служебных слов их можно переопределить, однако делать это крайне нежелательно.
Зарезервированные слова представлены ниже:
Слово | Описание |
---|---|
and | Логическое И |
asm | Начало блока на Ассемблере |
array | Объявление массива |
begin | Начало тела программы, подпрограммы, составного оператора |
case | Оператор выбора |
const | Задание константы |
constructor | объявление конструктора |
destructor | объявление деструктора |
div | получение целой части от деления |
do | признак начала оператора цикла |
downto | указание на просмотр элементов цикла от большого числа к меньшему |
else | альтернативная часть в условном операторе |
end | конец тела программы, подпрограммы, составного оператора |
exports | указывает список процедур и функций, которые может передавать библиотека DLL |
file | файловый тип |
function | начало объявления функции |
goto | оператор перехода |
if | начало условного оператора |
implementation | исполнительная часть модуля |
in | проверка принадлежности множеству |
inherited | наследуемый метод |
inline | директива включения в тело программы части написанной на Ассемблере |
interface | интерфейс модуля |
label | объявление метки |
library | задание библиотеки DLL |
mod | получение остатка от деления |
nil | пустой указатель |
not | логическое НЕ |
object | объявление объекта |
of | тип-компонент в определении массива |
or | логическое ИЛИ |
packed | признак «упакованного массива» |
procedure | начало объявления процедуры |
program | заголовок программы |
record | объявление записей |
repeat | начало цикла с постусловием |
set | объявление множества |
shl | сдвиг битов влево |
shr | сдвиг битов вправо |
string | объявление строки |
then | часть условного оператора |
to | указание на просмотр элементов цикла от меньшего к большему |
type | идентификатор раздела типов |
unit | начало объявление модуля |
until | конец цикла с постусловием |
uses | указатель используемых модулей |
var | идентификатор раздела переменных |
while | начало цикла с предусловием |
with | начало оператора работы с записями |
хог | исключающее ИЛИ |
Зарезервированные слова языка Free Pascal представлены ниже:
abs | absolute | and | arctan | array | as | asm |
begin | boolean | break | case | char | class | const |
constructor | continue | cos | destructor | dispose | div | do |
downto | else | end | eof | eoln | except | exp |
exports | false | file | finalization | finally | for | function |
goto | if | implementation | in | inherited | initialization | inline |
input | integer | interface | is | label | library | ln |
maxint | mod | new | nil | not | object | odd |
of | on | operator | or | ord | output | pack |
packed | page | pred | procedure | program | property | raise |
read | readln | real | record | reintroduce | repeat | reset |
rewrite | round | self | set | shl | shr | sin |
sqr | sqrt | string | succ | text | then | threadvar |
to | true | trunc | try | type | unit | until |
uses | var | while | with | write | writeln | xor |
Неиспользуемые символы
Некоторые символы кодировки ASCII, такие, как, например, %, &,» и т. д., включая буквы русского алфавита, не используются в Pascal, но их можно использовать в комментариях и символьных строках.
Пунктуация
Компилятор игнорирует пробелы, символы табуляции и перевод строки. По этой причине, пунктуация должна указать компилятору, где заканчивается оператор. Для разделения операторов используется символ ;.
Какие строки должны оканчиваться точкой с запятой:
Перед словом end, блока begin end, не обязательно ставить точку с запятой, но согласно правил хорошего тона — лучше поставить.
Как было сказано выше, Pascal(Паскаль) не требует наличия отступов в коде программы. Однако они улучшают читабельность кода, что очень полезно для программиста.
Сравним две программы с отступами и без:
Как мы видим, понять что делает вторая программа достаточно сложно, даже на таком простом примере.