Что относится к административно хозяйственной деятельности
Административно-хозяйственная деятельность в компании
В любой компании есть несколько функций, без которых она обойтись никак не может, вне зависимости от того, чем данная компания занимается. И именно к таким функциям относится и административно-хозяйственная работа. В данной статье речь пойдет о наиболее значимых административно-хозяйственных функциях в компаниях, о должностях, которые эти функции могут выполнять, о месте и роли данной функции в структуре компании, а также более подробно о некоторых административных функциях, которым обычно уделяется недостаточно внимания.
Несмотря на то, что административно-хозяйственные функции в различных компаниях типичны, тем не менее конкретное их наполнение зависит от целей, которые стоят в данный момент перед компанией, а также от размера компании и ее ресурсов. Рассмотрим наиболее типичные административно-хозяйственные функции, а также влияние на них текущих задач и ситуации в компании.
Все административно-хозяйственные функции можно разбить на несколько групп:
1) Текущее обеспечение деятельности:
3) Эксплуатация здания, помещения, территории:
4) Организационная работа:
5) Взаимоотношения со сторонними организациями:
6) Внутреннее информирование персонала:
Хотим обратить внимание, что часть административно-хозяйственных функций носит постоянный характер, а часть – это разовые задачи, которые могут выполняться всего несколько и даже один раз. Тем не менее, про них нужно помнить и обсуждать с сотрудниками при постановке им целей работы. Чтобы в случае необходимости решить какую-либо разовую, но глобальную задачу (например, организовать переезд) не возникал вопрос «А кто это должен делать?».
Более того, административно-хозяйственные работники должны твердо знать, что их основное предназначение – это обеспечение бесперебойной и комфортной работы всех служб компании. Их основная задача – помогать всем остальным подразделениям компании выполнять производственные планы, что бы для этого не приходилось делать. Таким образом, список функций может быть как сокращен, так и расширен, в зависимости от конкретной ситуации.
На то, какие именно функции и в каком объеме нужны конкретной организации, влияют следующие факторы:
То есть каждая компания может самостоятельно сформировать список необходимых ей функций, проведя соответствующий анализ.
В качестве иллюстрации приведем два примера.
Крупное промышленное предприятие поставило цель – выйти на международный уровень и приблизить стандарты своей работы к общемировым. Планировалось развивать международное сотрудничество и принимать делегации. Предприятие владеет несколькими производственными зданиями (5 цехов, административный корпус, проходная, котельная, столовая, теплица), имеет собственную территорию. Руководство поставило задачу реорганизовать административно-хозяйственные подразделения с учетом новых требований. До преобразований на предприятии существовал административно-хозяйственный отдел, в который входили: канцелярия, архив, машинописное бюро, курьерская служба, дизайнер, уборщицы, дворники. Примечательно, что АХО подчинялся коммерческому(!) директору, который, естественно, очень редко вообще вспоминал про существование этого отдела. Кроме того, как отдельные подразделения, которые подчинялись напрямую директору завода, существовали следующие службы: отдел озеленения, транспортный цех, столовая, заводская многотиражка. Некоторые административно-хозяйственные функции вообще не были ни за кем закреплены, из-за чего регулярно возникали проблемы. Так, за мелкий бытовой ремонт никто не отвечал, и все руководители решали такие вопросы как могли, привлекая к работе своих подчиненных, которые лучше других разбирались в технике. Также не осуществлялась централизованная закупка канцтоваров и хозинвертаря, а также офисного оборудования. Опять же каждый руководитель отдела закупал все необходимое самостоятельно, никто не отслеживал сметы на эти расходы.
Руководство завода видело неэффективность данного направления и решило провести реорганизацию. В итоге было создано отдельное подразделение, которое возглавил заместитель директора по общим вопросам (новая должность). Ему были подчинены следующие службы: АХО, столовая, транспортный цех, отдел по благоустройству территории и озеленению, служба безопасности, многотиражка.
Претерпела изменения и структура административно-хозяйственного отдела. В него вошли:
Таким образом, было введено два новых отдела (административный сектор и сектор обеспечения текущей деятельности), упразднено машинописное бюро (в связи с переходом на электронный документооборот) и курьерская служба (расчет показал, что услуги сторонних организаций обходятся дешевле). Дворники перешли в подчинение отделу по благоустройству территории. В результате преобразований существенно сократились расходы за счет освобождения основных подразделений от выполнения несвойственных функций (ремонт, закупки), а также за счет того, что осуществление централизованных закупок канцтоваров и хозинвентаря позволило получать существенные скидки за объем, а также привело к необходимости точного учета расходования канцтоваров, что тоже дало существенную экономию.
Небольшая организация (издательский бизнес) арендовало несколько помещений в офисном здании. Ремонт помещения, электрообеспечение, сантехнические работы, питание (столовая) обеспечивали арендодатели. Ранее все необходимые административные функции выполняла секретарь. По мере необходимости ей помогали и другие сотрудники. Но постепенно компания разрослась, и задач стало так много, что было принято решение ввести специальную должность для этой работы. Было решено выделить должность офис-менеджера со следующими функциями:
Таким образом, мы видим, что для определения функций и задач административно-хозяйственного блока в компании необходимо:
Формат статьи не предоставляет возможности подробно рассмотреть каждую из функций административно-хозяйственного отдела, поэтому остановимся только на двух функциях, которым обычно уделяется недостаточно внимания. По нашему опыту, нарекания к административно-хозяйственному отделу чаще всего возникают по следующим вопросам:
Так как эти задачи относятся к разряду межфункциональных, то чаще всего проблемы возникают из-за несогласованности действия различных подразделений. В данной ситуации роль АХО заключается в организации всего процесса и согласовании работы всех служб. А так как претензии обычно относятся к срокам выполнения этих задач, то очевидно, что проблемы лежат в так называемом сетевом планировании. Рассмотрим, каким образом лучше построить организацию выполнения каждой из этих задач.
Организация рабочих мест
Так как новые рабочие места в компаниях организуются не каждый день, то обычно никаких регламентов по поводу данного процесса не разрабатывается, а задача решается по ситуации, чаще всего аврально. Но именно Регламент организации нового рабочего места позволит на бумаге распланировать весь процесс, понять, каким образом его можно оптимизировать, и что в какой последовательности лучше предпринимать. Особенно это актуально для компаний, которые поставили цели активного развития, что чаще всего связано с расширением штатов.
Первое, с чего необходимо начать данную работу – это составить описание рабочего места. Такое описание должно включать перечень необходимой мебели и оборудования для типичного рабочего места. Можно провести градацию рабочих мест в зависимости от уровня должности (топ-менеджер, руководитель среднего звена, исполнитель) и специфики деятельности (наличие посетителей, использование дополнительного специального оборудования или инвентаря, особые требования к температуре помещения, освещенности и т.п.).
В идеале лучше составить описание рабочего места каждой должности. Однако это очень трудоемкая работа, поэтому на первом этапе можно ограничиться составлением описания типового рабочего места, а также рабочих мест отдельных (специфичных) должностей. Например, для секретаря важно предусмотреть наличие хозяйственного шкафчика для хранения посуды, хозяйственных принадлежностей, еды. Для работника лаборатории важно предусмотреть достаточное освещение и определенный температурный режим. Для сотрудников работающих с клиентами – наличие мест ожидания посетителей. А для главного бухгалтера – сейф.
Приведем пример описания типичного рабочего места офисного сотрудника.
Показатель
Значение показателя
Примечание*
Площадь рабочего места
Исходя их этого показателя рассчитывается максимально допустимое количество рабочих мест в каждом рабочем помещении
Достаточно общего освещения
Для некоторых рабочих мест может требоваться дополнительное местное освещение
Положение об Административно-хозяйственном отделе
I. Общие положения
1. Административно-хозяйственный отдел (АХО) является самостоятельным структурным подразделением предприятия.
2. Административно-хозяйственный отдел создается и ликвидируется приказом Генерального директора предприятия.
3. Административно-хозяйственный отдел подчиняется непосредственно Управляющему директору предприятия.
4. Административно-хозяйственный отдел возглавляет начальник АХО, назначаемый на должность приказом Генерального директора предприятия.
5. В своей деятельности Административно-хозяйственный отдел руководствуется:
5.1. Уставом предприятия.
5.2. Действующим законодательством.
5.3. Приказами и распоряжениями Руководства предприятия.
5.4. Правилами внутреннего трудового распорядка.
5.5. Настоящим положением.
5.6. Документами системы менеджмента качества предприятия.
II. Структура
1. Структуру и штатную численность АХО утверждает Генеральный директор предприятия по представлению Управляющего директора.
III. Цели и задачи
1. Хозяйственное, материально-техническое и социально-бытовое обслуживание предприятия и его подразделений.
2. Содержание в надлежащем состоянии зданий и помещений предприятия, прилегающей территории.
3. Создание условий для труда и отдыха работников предприятий.
IV. Функции
1. Содержание зданий и помещений предприятия и поддержание их в надлежащем состоянии в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими и противопожарными нормами и правилами.
2. Контроль за исправностью оборудования (лифтов, освещения, систем отопления, вентиляции и др.).
3. Формирование текущих и перспективных планов реконструкции, капитального и текущего ремонтов зданий, помещений предприятия, систем водоснабжения, воздухопроводов и других сооружений.
4. Проведение ремонта зданий и помещений.
5. Контроль за качеством ремонтных работ.
6. Приемка выполненных ремонтных работ.
7. Участие в разработке планов по созданию интерьера в зданиях и помещениях предприятия в соответствии с требованиями современного дизайна.
8. Работы по благоустройству, озеленению и уборке территории, празднично- художественному оформлению фасадов зданий, проходных и т.п.
9. Составление смет расходов на содержание зданий и помещений предприятия, прилегающей территории.
10. Оформление документов, необходимых для заключения договоров на приобретение оборудования, оргтехники, мебели, хозяйственных товаров, организация их поставки, приемки и учета.
11. Обеспечение структурных подразделений канцелярскими принадлежностями, оборудованием, оргтехникой, мебелью, хозяйственными товарами, ведение учета их расходования и составление установленной отчетности.
12. Обеспечение сохранности мебели, хозяйственного инвентаря, средств механизации инженерного и управленческого труда, принятие мер по их восстановлению и ремонту в случаях повреждения.
13. Оформление документов на техническое обслуживание и ремонт оргтехники и оборудования.
14. Материально-техническое обслуживание совещаний, конференций, семинаров и иных мероприятий.
15. Обеспечение транспортного обслуживания администрации предприятия.
16. Организация приема, регистрации и необходимого обслуживания лиц, прибывших в служебные командировки.
17. Создание необходимых условий труда работникам предприятия.
18. Обеспечение рациональной организации питания работников во время обеденных перерывов.
19. Составление планов по оказанию физкультурно-оздоровительных, культурно-просветительных и других необходимых услуг и их материальное обеспечение.
20. Составление расчетов по хозяйственному, социально-бытовому и материально-техническому обслуживанию предприятия.
21. Обеспечение рационального использования выделенных финансовых средств.
V. Права
1. Административно-хозяйственный отдел экспедитор имеет право:
1.1. Давать структурным подразделениям предприятия указания по обеспечению сохранности инвентаря, мебели, оргтехники и пр., соблюдению противопожарных норм и правил, а также осуществлять оперативно-технический контроль и фактическую проверку исполнения этих указаний.
1.2. Требовать от производственных, сбытовых и транспортных подразделений предприятия соблюдения правил складирования и хранения материальных ценностей на закрепленных за ними территориях.
1.3. Требовать и получать от всех структурных подразделений предприятия отчеты о расходе канцелярских принадлежностей, бумаги.
1.4. Самостоятельно вести переписку по вопросам хозяйственного и социально-бытового обеспечения деятельности предприятия.
1.5. Представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела, во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями, в том числе с архитектурными и ремонтными организациями.
1.6. По результатам проверок состояния мебели, инвентаря, оргтехники вносить предложения руководству предприятия о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия.
2. Начальник АХО вправе:
2.1. Вносить предложения Дирекции по персоналу и руководству предприятия о перемещении работников отдела, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении взысканий на работников, нарушающих трудовую дисциплину.
VI. Взаимоотношения (служебные связи)
Для выполнения функций и реализации прав Административно-хозяйственный отдел взаимодействует:
1. Со всеми структурными подразделениями предприятия по вопросам:
2. С директором по финансам и с бухгалтерией по вопросам:
V. Ответственность
1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение отделом функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник АХО.
2. На начальника АХО возлагается персональная ответственность за:
2.1. Организацию деятельности сотрудников по выполнению задач и функций, возложенных на отдел.
2.2. Организацию в отделе оперативной и качественной подготовки документов, их исполнения, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями.
2.3. Своевременность и качество исполнения заявок структурных подразделений предприятия.
2.4. Хозяйственное ведение дел, сохранность собственности, соблюдение финансовой и сметной дисциплины предприятия.
2.5. Соблюдение сотрудниками отдела трудовой и производственной дисциплины.
3. Ответственность сотрудников хозяйственного отдела устанавливается их должностными инструкциями.
Положение разработано в соответствии c :
Специалист АХО: кто это такой?
Что такое АХО?
Если же корпорация масштабная, то АХО внутри себя дополнительно разделяется на ряд подразделений:
Основные задачи отдела
Сотрудники отдела
Штатная численность отдела зависит от масштабности компании. В среднем, на 100 человек сотрудников приходится 15 специалистов АХО (по инструкции). Подразделяются эти работники на три профессиональных уровня:
Требования к специалисту
Должностная (ведущего специалиста АХО) инструкция подразумевает ряд требований к работнику. Сотрудник должен знать:
Минимальные требования к подготовке специалиста:
Для занятия руководящих должностей обязателен опыт работы в административно-хозяйственном отделе не менее 5 лет.
Личные качества работника
Главные рабочие функции сотрудника
По профстандарту специалист АХО исполняет следующие главные задачи на своем рабочем месте:
Должностные обязанности специалиста
Круг обязанностей специалиста АХО необычайно широк:
Взаимодействие с другими подразделениями
Начальник АХО. По вопросам, требующим согласования с вышестоящим руководителем.
Все другие структурные подразделения организации. Здесь составлен целый список вопросов по получению:
Управление отчетности и учета. Вопросы по получению от АХО:
Предоставляется управлением отчетности и учета следующее:
Юридическое управление. Вопросы получения административно-хозяйственным отделом:
Секретарь-референт. Передача документов на отправку и/или тиражирование. От секретаря отдел получает корреспонденцию в свой адрес.
Права специалиста
Специалист АХО имеет право:
Ответственность специалиста
Работник несет полную ответственность за:
Отдел АХО: как выбрать руководителя и организовать работу
Без административно-хозяйственного отдела (АХО) не может обойтись ни одна крупная компания. АХО обеспечивает условия для работы сотрудников, подразделений и служб организации. Если ответственно подойти к подбору специалистов и их обучению, организация будет всегда обеспечена расходными материалами, не будет уходить в длительные простои из-за поломок оборудования, сможет сэкономить на закупках и без проблем перейдёт на системы бережливого производства или офиса.
Заниматься административно-хозяйственной деятельностью должна команда специалистов. Список состоит из следующих должностей:
Оптимальное соотношение — 15 сотрудников АХО на 1000 работников.
Набор функций отдела и непосредственно директора АХО зависит от специфики работы организации и выделенного бюджета. Анализ вакансий рекрутинговых сайтов показывает, что потребность в руководителях административно-хозяйственной части на отечественном рынке довольно высока. В них нуждаются и заводы, и инжиниринговые фирмы, и телекоммуникационные компании, и футбольные клубы.
Из числа общих функций отдела АХО можно выделить:
Как организовать работу отдела АХО в компании
Функции, права и обязанности сотрудников отдела АХО, требования к их квалификации нужно закрепить в должностных инструкциях. Отдел АХО должен быть независимым и подчиняться напрямую руководителю организации или его заместителю.
В нормативно-правовом отношении отдел АХО обязан соблюдать акты, правила хозяйственного обслуживания, нормы содержания и эксплуатации помещения, всего здания, своевременно проводить ремонтные работы, следить за состоянием технического оборудования, обеспечивать соблюдение техники противопожарной безопасности, санитарного и противоэпидемического режимов.
Контролировать исполнение всех поставленных перед отделом задач, определять меры поощрения и наказания для сотрудников должен руководитель АХО.
Кого назначить на должность руководителя АХО: требования к кандидату
У кандидата на должность руководителя АХО должна быть хорошая практическая подготовка. Важны личные качества: организаторские способности, порядочность, стрессоустойчивость.
Руководитель организации определяет, какие обязанности возложить на руководителя АХО. На рекрутинговых сайтах в числе требований к кандидату можно увидеть: ведение хозяйственной деятельности, подбор жилых и нежилых помещения для нужд компании, планирование закупок, учёт хозяйственных и расходных материалов, организация ремонтных работ, ведение отчётной документации по АХО, проведение инвентаризации и многое другое. Вы можете ознакомиться с образцом должностной инструкции для руководителя АХО.
Руководителю АХО общается с представителями строительных, транспортных организаций, сферы продаж, госструктурами. Потребуются самостоятельность, коммуникабельности и умение строить диалог. Не обойтись без умения работы с документами и владения компьютерными программами.
Будущий руководитель АХО должен иметь минимальные знания в областях экономики, управления, ведения материальной отчетности, знать порядок, сроки составления отчетности и ведения табельного учета, владеть информацией о:
Кандидата на должность следует протестировать. Можно устроить экскурсию по организации, спросить, какие ошибки и недочёты увидел кандидат. Предложите составить план работ по устранению недостатков, рассчитать затраты. Это поможет определить компетентность соискателя.
Задайте контрольный вопрос: «Как вы можете описать свой первый рабочий день в нашей компании?»
Дополнительным плюсом будет готовность выйти в выходной день или ночное время в случае форс-мажорной ситуации.
Как служба АХО взаимодействует с другими отделами
Отдел АХО получает заявки от других отделов. Схему взаимодействия с ними нужно выстроить максимально эффективно. Разберём подробнее, с кем и как взаимодействует АХО.
Отделов может быть и больше. Для всех отдел АХО должен обеспечить комфортную и бесперебойную работу.
С чего начать работу в организации: небольшой совет руководителю АХО
Работу в новой организации руководитель АХО может начать с построения плана административно-хозяйственной деятельности. Оптимальный вариант — составить матрицу всех бизнес-процессов в компании, указать все отделы, которые участвуют в процессе. Нужно отметить, на каких этапах к работе должен подключаться отдел АХО. Составить список расходных материалов и инвентаря, которые всегда должны быть в запасе. Запланировать срочные закупки, приуроченные к конкретному событию в организации. Например, покупку компьютера для нового сотрудника при расширении штата.
Получить полное представление о принципах административно-хозяйственной деятельности, разобрать на практических примерах особенности организации АХО-подразделений, условия оплаты персонала АХО и оценки эффективности их работы вы сможете на курсе «Руководитель АХО» в Учебном центе «Финконт».
Что относится к административно — хозяйственной деятельности?
Любая организация, предприятие или компания, созданы для решения каких-либо конкретных задач. Но в каждой из них существует такая деятельность, которая не связана напрямую с выполнением основных функций, но без неё просто не обойтись.
Речь идёт об административно – хозяйственной деятельности организации любого профиля.
Это такой вид деятельности, который необходим для организации работы всех служб разного уровня, с целью повышения результата труда каждого сотрудника.
Административно – хозяйственная деятельность может иметь постоянный статус
…или быть временной в зависимости от ситуации.
Виды и функции административно – хозяйственной работы определяются в зависимости от деятельности компании. В классификацию могут войти:
Работа в библиотеке, с базой данных, с архивом, обмен бумажными носителями, работа с файлами на электронных носителях.
Всё, что требует правильной и продуманной организации, относится к этому виду деятельности.
Эта работа имеет направление хозяйственной деятельности. Занимаются ею чаще всего заместители директора (руководителя компании) по хозяйственной части.
Это тоже входит в должностные обязанности заместителя директора (руководителя компании) по хозяйственной части.
Чаще всего за это отвечает пресс – секретарь. Но каждая компания может озвучить должность по-своему. В деятельность этого сотрудника административно – хозяйственного подразделения компании входит:
Для нормальной бесперебойной работы компании необходимо взаимодействовать с другими предприятиями, организациями, компаниями и др., без услуг которых могут возникать проблемы. Поэтому сотрудниками административно – хозяйственного отдела устанавливаются взаимодействия :
Главная задача в деятельности специалистов
В эту же функциональную деятельность входит работа с договорами, счетами и т.д
Главная задача в деятельности специалистов административно – хозяйственных служб – создание комфортной обстановки для сотрудников компании, чтобы они могли беспроблемно решать возложенные на них производственные задачи. А это способствует повышению качества труда и увеличения материальной прибыли предприятия.
Классификация видов деятельности административно – хозяйственного отдела в учреждении может меняться. Причин для этого несколько: специфичность деятельности компании, её целевое направление, размер, наличие ресурсов и средств (они могут быть собственные, а могут быть и заёмными). Для небольшого предприятия и солидного по структуре функциональная деятельность перечисленных выше видов, будет соответственно разной.
Таким образом, всё будет зависеть от того, какие потребности у предприятия
Чтобы не «раздуть» штатный состав сотрудников административно – хозяйственного отдела, необходимо в первую очередь проанализировать состояние компании на текущий момент. Остановиться на функциях, которые нужны, а может и дополнить. Решить количественный состав отдела (один человек, отдел, служба) и утвердить вакансии для осуществления административно — хозяйственной деятельности.
Управление административно — хозяйственной деятельностью нужно доверить человеку с хорошими организаторскими способностями, опытом в управленческой сфере, с соответствующим образованием.
Определившись с видами функций, перед руководством административно – хозяйственного отдела ставятся задачи:
Все должно быть продумано и спланировано, помня о главной цели деятельности этого отдела.
Детализировать все нюансы процесса работы сотрудников. Каждый, кто будет работать в административно – хозяйственном отделе должен быть ознакомлен с обязанностями, поставленными задачами, регламентом исполнения поручений. Руководству необходимо осуществлять контроль за работой всех сотрудников, так как от качества их труда зависит эффективность работы всей компании и её развитие.