Что относил к социальным фактам э дюркгейм
Понятие социального факта (Э. Дюркгейм). Социализация индивида как присвоение культурного опыта.
«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.
Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.
Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.
Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.
Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей.
Ряд идей Эмиля Дюркгейма легли в основу очень многих положений современной социологии, в частности в концепцию структурно-функционального анализа.
Предметом социологии по Дюркгейму являются социальные факты, которые не сводятся к другим сферам – психологической, биологической, физической, они имеют собственное содержание. Эти социальные факты существуют вне индивида, носят индивидуальный характер, но не могут быть отнесены к индивидуальным проявлениям психики индивида. Они оказывают на индивида принудительное воздействие. Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу через термин «институты».
Формулы, которыми обычно резюмируют учение Дюркгейма:
1) Социальные факты следует рассматривать как вещи.
2) Отличительный признак социального факта – принудительное воздействие на индивида.
Социальные факты всеобщи, т. к. носят коллективный характер. В них сосредотачивается коллективная энергия и коллективное действие. Дюркгейм считает, что социальным фактом является любой устоявшийся или нет способ сделать индивида восприимчивым к внешнему воздействию, и оказывающий принудительное воздействие на человека.
Абсолютизация социального факта давала повод обвинить Дюркгейма в том, что его социальные факты существуют независимо от человеческой воли и имеют особое бытие, навязанное человеку извне.
В качестве обобщающего понятия, которое выражает основной принцип теории и методологии Дюркгейма выступает понятие «социологизм».
В этом понятии следует различать 2 аспекта:
1) Онтологический аспект (отвечает на вопрос «что исследуется?»).
2) Методологический аспект («как используется?»).
Касаясь первого аспекта, можно выделить несколько теоретических позиций, которые раскрывают специфику социологизма.
1) По Дюркгейму, социальная реальность в общественный порядок и так же реальна, как и другие – духовная, политическая сферы и т.д. Поэтому она развивается в соответствии с определенными законами.
2) Общество – реальность особого рода, не сводится к другим ее видам. Речь в данном случае идет о признании автономии социальной реальности, и, прежде всего, индивидуальной биопсихической реальности отдельного индивида. При этом общество и индивид выступают в роли дихотомических пар.
Из леции:
Принятие обязательств, как себя вести в этом мире:
Понятие социального факта
Социальные роли и их присвоение.
Понятие «общество» возникло в начале 20 века. Особое значение имеет французкая социологическая школа. Основатель – Эмиль Дюркгейм.
Дюркгейм предложил иное понимание общества, иную единицу его анализа. Показал, что единицей анализа общества является не отдельный индивид, а, по крайней мере, взаимодействие хотя бы двух индивидов.
Общество (по Дюркгейму) есть совокупность разнообразных взаимодействий между его членами.
Коллективные представления о способах поведения: до Дюркгейма считалось, что есть договоренность между людьми, оттуда и коллективные представления.
Общественные (коллективные) представления не сводятся к сумме индивидуальных представлений. Эти коллективные представления обслуживают жизнь общества в целом. Они обеспечивают нормальную жизнь каждому из его членов (по Дюркгейму).
Система письменности – коллективное представление. Неграмотность письма – нарушение норм.
Дюркгейм назвал эти коллективные представления социальными фактами.
Социальные факты – коллективное сознательное представление, которое обеспечивает нормальное функционирование общества.
Характеристики социальных фактов:
Анализ общественных взаимодействий: теория социальных ролей. Суть: каждый человек – участник общественной жизни, жизни социума, и его можно сравнить с актером. Он как участник спектакля играет определенную роль – социальную роль.
Социальный факт и методологические принципы Дюркгейма
Социальный факт как основа, которая позволяет выводить закономерности развития общества. Характеристика социальной реальности и ее компонентов. Технология установления социальных фактов в исследованиях. Основные признаки и этапы социальных технологий.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 01.03.2015 |
Размер файла | 28,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Понятие социального факта
2.Социальная реальность и социальный факт
3. Технология установления социальных фактов в исследованиях
социальный факт реальность
Термин «социальный факт» употребляется в двух значениях. Прежде всего, под ним понимают события, которые произошли в жизни общества при определенных условиях и в конкретных исторических обстоятельствах. Эти события не зависят от того, наблюдали ли их субъекты познавательной деятельности. Они объективны и не зависят от изучающих и интерпретирующих их исследователей. В более широком смысле под этим термином понимают события, которые произошли в конкретной социальной ситуации и были включены в научные знания об обществе, найдя свое отражение в книгах, научных трудах и других письменных документах.
Социальные факты бывают двух видов: непосредственно физические действия людей; продукты деятельности людей (духовные или материальные), словесные действия человека: суждения, оценки, мнения и т.д. Но с помощью этих методов можно изучать лишь современные исследователю события. Если же они произошли в далеком прошлом, то для их изучения и описания необходим анализ исторических источников: орудий труда, жилищ, археологических памятников, письменных источников (летописей, законодательных актов, различных документов, книг, газет и т. д.). По этим следам становится возможным восстановить и описать тот или иной социальный факт. Жизнь общества состоит из множества различных событий.
1. Понятие социального факта
1) Единичное, общественно значимое событие или некая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов.
2) Событие, описанное в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой они имели место.
Понятие «социальный факт» было введено в социологию основателем «французской социологической школы» Эмилем Дюркгеймом (1858-1917). Он называл себя рационалистом, а не позитивистом, поскольку не разделял ряд философских и теоретических утверждений О. Конта и Г. Спенсера, хотя и опирался на их идеи.
Он считал возможным задавать вопрос «Почему?», не признавал закон трех стадий О. Конта, по-новому оценивал роль разделения труда в развитии общества. Тем не менее, его теорию можно охарактеризовать как позитивистскую, поскольку методологически он ориентировался на образец естественных наук. Позитивизм Э. Дюркгейма принято называть «социологизмом».
В основе методологии Э.Дюркгейма лежит понятие о социальном факте, как всяком способе действий, существующим независимо от индивидов, и способном оказывать на них внешнее принуждение.
К социальным фактам Э. Дюркгейм относит:
Социальные факты следует объяснять не индивидуальными мотивами, а другими социальными фактами. Если социальные факты определены, их можно исследовать статистически, например методом сопутствующих изменений. Если изменения одного факта соответствуют изменениям другого, это свидетельствует о наличии причинно-следственной связи.
С точки зрения Э. Дюркгейма, какой-либо одной конкретной причине может соответствовать только одно конкретное следствие, а у каждого определенного факта может быть только одна причина. Так, существуют три основных социальных причины самоубийств:
недостаточная солидарность общества
чрезмерная солидарность общества
анемичное, т. е. ненормальное, кризисное состояние общества.
Соответственно, выделяются три различных типа самоубийств:
Процент эгоистических самоубийств выше, например, в протестантских обществах, где солидарность менее выражена, чем в католических обществах, где доминируют альтруистические самоубийства.
Солидарность, как понятие нравственное, тоже требует уточнения посредством некоторых внешних признаков.
Одними из важнейших таких признаков для Э. Дюркгейма являются, число юридических правил, отражающих связи людей друг с другом и с обществом в целом, и тип права. Право может быть:
Первый тип права наблюдается по преимуществу в обществах с механической солидарностью, основанной на сходствах функций членов общества и внешнем принуждении. Второй тип права доминирует в обществах с органической солидарностью, основанной на различиях функций и связанной с этим взаимной зависимости. В основе развития обществ и перехода от механической к органической солидарности лежит факт общественного разделения труда.
2.Социальная реальность и социальный факт
В настоящее время употребляют этот термин в двух смыслах: онтологическом, отражающим все объективно существующие социальные процессы и явления; и эпистомологическом, являющимся предметом конкретных социально-гуманитарных наук и теорий.
В истории социологии понятие «социальная реальность» в онтологическом смысле рассматривалось двумя доминирующими теоретическими линиями, особенным образом объясняющими сущность и природу социальной реальности:
1) индивидуалистской (феноменологическая, экзистенциалистская, волюнтаристская (веберовская), конвенционалистская).
2) позитивистской (дюркгеймовская, марксова, структуралистская, фунционалистская, бихевиористская и др.).
Позитивистская трактовка, наиболее ярко выраженная Э. Дюркгеймом, предлагает рассматривать социальную реальность в виде социальных фактов, исключающих сознание индивидов. Там, где люди вступили во взаимодействие, считал Дюркгейм, возникает новый уровень реальности, несводимый к сознанию индивидов, внешний по отношению к ним и осуществляющий контроль над их действием. Эта реальность включает в себя, согласно Дюркгейму, два рода явлений: во-первых, способы действия, мышления, чувствования, внешние по отношению к индивиду и обладающие силой принуждения, благодаря которой они контролируют индивида и управляют им. Они состоят из представлений и действий. Поскольку источник их вне индивида, их субстратом не может быть ничто иное, кроме общества, будь то политическое общество в целом или какая-либо из составляющих его групп: религиозные, политические, литературные и профессиональные ассоциации и т.д. (это уровень организации). Ко второй группе явлений относятся прочие факты, не обладающие устойчивой формой, но столь же объективные и так же господствующие над индивидом. Они называются «социальными течениями».
Некоторые важнейшие компоненты социальной реальности:
Когда эти явления становятся предметами практической деятельности, смысл их обычно связывается с их функциональным назначением, их способностью удовлетворить какие-то потребности общества.
Таковы образы хитрой лисы или трусливого зайца в народных сказках, поэтические описания радуги или заката, мистические интерпретации затмений, комет и т.д.
5) Коллективные представления. Люди не только создают социальную реальность, но и отражают ее в своем сознании так же, как и природу. У каждого человека складывается своя индивидуальная картина окружающего его мира. Но вместе с тем существуют общие взгляды, представления, мысленные установки, имеющие хождение в обществе и более или менее разделяемые его членами. Э. Дюркгейм называет мысленные образования такого рода «коллективными представлениями», подчеркивая, что они хотя и существуют в головах индивидов, но «не зависят от личной природы индивидов». В отличие от индивидуальных представлений, коллективные представления «исходят не из индивидов, взятых изолированно друг от друга, но от их соединения, а это совершенно иное дело». Они навязываются индивидам извне, из «коллективной жизни» в общей культурной среде.
3. Технология установления социальных фактов в исследованиях
В словарях и энциклопедиях технология определяется как:
1) совокупность знаний про способы обработки материалов и изделий, и методы осуществления любых действий.
2) совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала или изделие по выбору.
Создание и использование технологий дает определенную гарантию оптимизации, рационализации, предсказуемости процесса деятельности, гарантию получения заданных свойств и качеств, ради которых сама технология в этом случае и применяется.
Выделяют следующие признаки социальных технологий:
средства практического и прагматического достижения поставленных целей, которые являются системой императивов, упорядочивающих практическую деятельность (требований, команд, алгоритмов);
характеристика деятельности людей в реализации поставленных ими целей, осуществляемых в конкретных социальных условиях, посредством специфических социальных институтов и социальных организаций;
характеристика операционного социального мышления и самопознания, отражающего социальную рефлексию, связанную с практическим осмыслением технологических законов
Социальные технологии тесно связаны с этикой социальной работы, этическими принципами социальной защиты и поддержки.
Этапы социальных технологий:
а) хорошо сформулированная цель определяется в положительных намерениях и положительных характеристиках;
б) сформулированная цель практически достижима;
в) сама цель является необходимым в своих основных параметрах и всех ее последствиях;
г) сформулированная цель предполагает процедуру проверки;
д) корректно сформулированная цель предполагает разнообразие средств ее достижения.
По своей сути этап постановки цели связан с привлечением в сторону социального технолога (субъекта действий) тех объектов, ради которых происходит оптимизация процессуальной упорядоченности социальных процессов. Если для них достижения цели даст положительный эффект, улучшит положение дел, то это покажет, что применяемые методы необходимы и результативны, и успех гарантирован.
6) Этап формулировки системы технологических распоряжений охватывает:
а) формирование процесса;
б) оптимизацию социального развития;
в) обеспечение устойчивости социального процесса;
г) создание механизма саморегуляции;
д) обеспечение благоприятных условий, сопровождающих изменения;
Социальные технологии рассматриваются так же, как особый вид социальной теории, после осмысления вопросов о качественной и количественной определенности изучаемого общественного явления ставит и обосновывает вопросы о том, как и каким образом, и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности. В этом аспекте социальные технологии исследуют процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, которые разрабатывают и обосновывают эффективные способы и приемы такого воздействия.
Под социальным объектом понимаются социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация, и др. Характер его воздействия технологичности определяются системой операций целенаправленного воздействия, основанный на социальном и социологическом знании как объекта.
Социальные технологии, имеющиеся практически во всех аспектах социальной динамики: индивидуального взаимодействия, групповой и межгруппового взаимодействия. Есть социальные технологии, которые имеют свои собственные теоретические подходы, и служат переходным мостиком между реальной практикой и высокой теорией.
Социальные технологии имеют смысл, если они только вводят социальные инновации. Сюда относятся социальные исследования разработка исследовательских программ, выработка моделей, социальный эксперимент, эволюционные исследования, исследования в области создания новых методик, выработка оценок. В этом плане примечательно определение для предназначенных технологических этапов. Эволюционное исследование состоит из анализа сложившегося положения дел, разработки, развития и оценки социальных нововведений. Эти нововведения содержат специальные средства, что позволяет сделать их реальностью.
Есть много разновидностей социальных технологий. Наиболее общими из них являются методы экспертной оценки, научного наблюдения, вмешательство. Необходимым условием реализации социальных технологий становится создание для организационных структур и систем, и даже выработки политики социального влияния.
С другой стороны, наличие той или иной социальной проблемы еще не означает ее технологического решения. Ресурсы социальных технологий черпаются из многих сфер. Технологическое развитие является следствием фундаментальных, ментальных и прикладных исследований, научных и промышленных технологий, социально политической сферы.
В разработке и внедрении социальных технологий применяются различные методики: схемы потоков, матричные методы, таблицы решений и сопоставлений, эвристические методы. Применение социальных технологий и в подобной интерпретации достаточно широкий, однако, это не единственный способ целенаправленного воздействия на социальный объект.
Необходимость использования социальных технологий обусловлена достаточно очевидными факторами. Прежде всего, это означает, что макет, модель, проект, а значит мнение, предшествующих практических действий, рационализируют последовательность действий. Суть социальных технологий не в том, что делать, а в том, в какой последовательности осуществлять работу. Важно потребность проектировать и прогнозировать вследствие действий, отражающий путь социального проектирования.
Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже простейшие из них имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуры (микро и макроуровне т.д.), в результате чего любая классификация не может быть однолинейной и составляет сложные ветвления.
Вопрос о классификации социальных технологий является сложным и дискуссионным. Как в разработке, так и в типизации социальных технологий есть разные подходы. Они диктуются не только родными взглядами ученых, занимающиеся исследованиями в этой сфере, но и различными параметрами, избираемых как основание классификации.
Например, В.В. Богдан и В.И. Иванов предлагают такую классификацию социальных технологий: технологии поиска стратегии управления; технологии социального моделирования и прогнозирования, информационные технологии; учебные инновационные технологии, технологии прошлого опыта.
Выделяют также технологии: социально-экономические; социально-политические, социальные; духовные. Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности тесно взаимодействует не только с теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами.
Основополагающими категориями познания социально-экономических и политических процессов, необходимыми для построения эффективной структуры знаний и исследования процессов, протекающих в настоящем, протекавших в прошлом или прогнозируемых в будущем, являются факт, научный факт и социальный факт. Эти понятия расположены в порядке увеличения их специализации и сужения их смысла.
Дюркгейм разработал методологические принципы социологического мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т.д. Он внес вклад в самые разные отрасли социологического знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения, семьи, воспитания, религии, ритуала и т. д.
4) Кравченко А.И.: Социология.- СПб: Питер, 2011
5) Глотов М.Б.: Общая социология.- М.: Академия, 2010
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
доклад [30,2 K], добавлен 22.09.2009
Понятие и содержание социальных технологий, их классификация по различным признакам, разновидности и отличительные признаки. Специфика формирования и реализации глобальных, региональных, локальных, инновационных, информационных социальных технологий.
реферат [11,1 K], добавлен 10.08.2010
Риск как социальный факт, базовая детерминанта современного общества и как результат целенаправленной деятельности индивида. Осознание субъекта ответственности за принятие решений. Техногенные риски, возникающие в результате коллективных решений.
реферат [21,3 K], добавлен 01.06.2017
Понятие социальных изменений, их сущность и особенности, причины возникновения и факторы влияния, место в социологических исследованиях. Разновидности социальных изменений, их характеристика и отличительные признаки, модели и основные тенденции развития.
реферат [1,1 M], добавлен 04.05.2009
Исследование понятия социальной структуры общества, места социальных общностей в этой структуре. Изучение основных условий возникновения и разновидностей социальной общности. Характеристика социальных групп, их типологии, феноменов групповой динамики.
курсовая работа [53,0 K], добавлен 09.10.2012
Э. Дюркгейм о социальных фактах и социологическом методе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальные факты
Эмиль Дюркгейм – это один из самых ярких представителей французской школы социологии. Он являлся приверженцем классического позитивизма, а его взгляды формировались под влиянием трудов и теорий таких исследователей, как Р. Декарт (рационалистская методология), Ш. Монтескье (идеи детерминизма) и И. Кант (учение об этике).
Дюркгейм одним из первых не просто теоретически обосновал предметное поле исследований в области социологии, но и разработал полноценную методологию исследований, которой пользуются по сей день. Социология у Дюркгейма была определена как один из ведущих научных методов познания. Им была разработана концепция органической и механической солидарности. Также Дюркгейм заложил основы социологии религии и осуществил анализ возникновения такого феномена, как самоубийство.
Социум, по мнению Дюркгейма, это относительно целостная система, которая состоит из взаимосвязанных социальных фактов. Между ними налажено множество отношений, благодаря которым общество функционирует.
Социальный факт в концепции Дюркгейма отождествлен с другим понятием – социальный институт. Он понимается в качестве консолидированного комплекса, который состоит из двух взаимосвязанных частей:
Этот дуализм выступает в качестве некоего фактора, которым и обусловлена человеческая сущность и сущность всего общества. Общество осуществляет свои функции в качестве системы, которая выражена через развитие коллективного сознания и коллективного представления. Без человека нет общества, но и без общества сложно представить, как индивид будет нормально функционировать, как он будет справляться с социализацией, адаптацией, принятием социальных норм и ценностей.
Таким образом, в работах Дюркгейма социология – это наука о социальных фактах. Социология как наука предполагает наличие собственного предмета. Это особая реальность, основу которой составляют социальные факты. Это могут быть как духовные, так и морфологические факты, которые видоизменяются со временем, поскольку меняется социальная реальность. Морфологические факты – это наличие путей сообщения между населенными пунктами и территориями, а также плотность населения. Пути сообщения реализуют взаимосвязь между жителями одной или нескольких территорий, гарантируют их возможность в любое удобное время преодолевать расстояния для осуществления совместной деятельности. Также к морфологическим фактам относится характер поселений, которые располагаются на различных территориях. У них есть своя культурная и национальная особенность, свое устройство быта. Если говорить о духовных фактах, то они включают в себя морально-нравственные установки и принципы, религию, ценности, право человека на то, чтобы свободно выражать свои идеи и собственные мысли.
Готовые работы на аналогичную тему
Следует сделать акцент на том, что Дюркгейм в своих научно-исследовательских наработках уделял особое внимание методологическим принципам, исходящим из теоретической социологии. По его мнению, во-первых,социальные факты можно и нужно рассматривать как вещи, ведь у каждого социального факта есть свои особенности, свои свойства. Во-вторых, социальная реальность всегда превалировала и будет превалировать над индивидуальной. Это значит, что человеку необходимо ориентироваться на общую деятельность и анализировать ее, а затем подстраивать свою индивидуальную реальность под общепризнанные тенденции и перспективы развития. Таким образом ему самому будет намного проще адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям и не испытывать стресс, если вдруг его реальность не будет соответствовать общепринятой.
Социологический метод Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм опирался на собственное мнение о том, что социология предполагает высшую ступень познания человека и общества. Совсем скоро она встала на один уровень с другими естественными науками, и все благодаря Дюркгейму.
Им же была описана структура социологии. Она состояла из нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых частей, а именно:
Общая социология также включает в свою структуру некоторые отраслевые дисциплины, а именно социологию семьи, социологию труда и молодежи и многие другие направления, которые очень активно развиваются в современном мире.
Что касается социологического метода Эмиля Дюркгейма, то он предполагает рассмотрение социальных фактов не в качестве абстрактных примеров социальной реальности, а в качестве самых настоящих вещей. Изучаться они должны эмпирическим путем, как в естественных науках. Дюркгейм выделил также несколько правил социологического метода. Эти правила регламентируют исследование социального процесса и явления, и исследователю необходимо брать их в расчет и даже постоянно ориентироваться на них, ведь благодаря этим правилам можно обозначить процесс исследования и регулировать его на каждом этапе. Так, рекомендовано использование косвенного наблюдения, сравнения с аналогиями. Исследователь должен искать общие закономерности, но посредством изучения единичного, частного процесса. Выявление причинно-следственных связей позволит изучить процесс от его зачатков до самого конца, обнаружить недостатки, найти сильные стороны процесса. Также в рамках исследования можно установить и проанализировать источники исторического развития.
Благодаря исследовательским разработкам Эмиля Дюркгейма социология приобрела четкие границы, и одновременно с этим были обозначены возможные и весьма перспективные направления дальнейшего развития этой науки.