Что отличало древнерусскую литературу

Образовательный сайт

1. Что лежало в основе церковно-славянских текстов и что отличало древнерусскую литературу?

Основа церковно-славянских текстов — это, безусловно, религиозные представления о мире. В них единственный творец всего — Бог. Писатель, создававший произведения древнерусской литературы, прежде всего обращался с молитвой к Творцу, прося помощи и поддержки.

Отличия древнерусской литературы:

Древнерусская литература (9 класс) имела свои традиции, которые передавались из поколения в поколение.

Что отличало древнерусскую литературу

2. Какие жанры древнерусской литературы существовали и какие из них вам знакомы по предыдущим классам?

Система жанров древнерусской литературы отражает существовавшую тогда эстетику.

Основные жанры древнерусской литературы:

К 17 веку в древнерусской литературе стали появляться такие жанры как драма, сатира, бытовая повесть, стихотворный рассказ.

По курсам предыдущих классов каждому школьнику известны жанры повести, сказания, жития, поучения.

Древнерусская литература (9 класс) помогает понять, какие исторические события происходили на рубеже формирования современной письменности и словесности.

3. Какие произведения древнерусской литературы известны Вам по курсам 5, 6, 7, 8 классов?

В 5 классе изучалось произведение «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

В 7 школьная программа помогла ознакомиться с такими произведениями, как «Поучение Владимира Мономаха» и «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них.

Из ранее изученной древнерусской литературы каждому знакомы такие герои, как:

Характеристика Владимира Мономаха:

Владимир Мономах был не только князем, но и воеводой и писателем. Он всячески старался избегать междуусобиц между князьями. Помогал соседским княжествам в защите от врагов. Он отказался от принадлежавшего ему по наследству великого княжения киевского. Во время смуты ростовщиков он подавил восстание и разобрался в его причинах, впоследствии урегулировав нормы долгового права.

Все это характеризует Владимира Мономаха, как:

Характеристики Петра и Февронии вы найдете на странице «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

4. Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература?

В развитии древнерусской литературы прослеживаются такие этапы:

Что отличало древнерусскую литературу

5. Перечитайте и расскажите статью о древнерусской литературе, составьте подробный план текста.

Пересказ статьи «Древнерусская литература» (9 класс):

Древнерусское словесное искусство далеко от современного. Таинственная культура книг требует знания исторических событий, религии древних времен, эстетических представлений тогдашних людей.

Принятие христианства — важнейший этап развития литературы. Вместе с религиозным учением на Русь пришла и письменность. Авторы трудов излагали исторические события в свете христианской культуры.

Основные особенности древнерусской литературы заключаются в ее историзме, духовности, обобщенности и религиозности.

Жанры древнерусской литературы связаны с практическими сторонами жизни: летопись, повесть, житие, сказание, поучение, слово.

Существует 6 периодов развития литературы: период ученичества, формирования областных центров, трагические времена, подъем самосознания, централизация государства и рождение новых жанров.

Завершает историю древнерусской литературы 17 век. Здесь начинается светская художественная литература.

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Древнерусская литература (9 класс, Коровина, 1 часть, стр. 4-8)

1. Что лежало в основе церковно-славянских текстов и что от­личало древнерусскую литературу?

В основе церковно-славянских текстов лежали христианские представления человека о мире. Тексты создавались для богослужений, каждое слово в них было связано с Богом и наполнено Им, и для человека Слово стало божественным чудом.

Древнерусскую литературу отличало отсутствие вымысла в произведениях, они были основаны только на исторических фактах и создавались в строгом соответствии с жанром. Древнерусскую литературу называют святоотеческой, потому что писались тексты с Божьего благословения священнослужителями (монахами). Древнерусская литература отличалась и тем, что строго соблюдала этикет: этикет миропорядка, поведения и словесный этикет.

2. Какие жанры древнерусской литературы существовали и какие из них знакомы вам по предыдущим классам?

К жанрам древнерусской литературы относятся жития, хождения, поучения и слово.

Житие – описание жизни людей, причисленных церковью к лику святых. Написание жития являлось одним из условий признания святости. Мы знакомились с «Житием Сергия Радонежского» и «Житием святого и благоверного князя Александра Невского».

Хождение – это произведение, в котором давалось описание путешествия или паломничества. Например, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

В древнейшем периоде русской литературы существовал жанр «слово», оно было торжественным или учительским.

Слово как торжественное красноречие составлялось по очень важным поводам, касающимся всей Русской земли в целом, сюда относились внешняя и внутренняя политика, борьба за независимость, вопросы войны и мира. Например, «Слово о по­гибели земли Русской».

К учительскому красноречию относится «поучение». Оно имеет практическую цель: донести информацию до всех людей на общедоступном языке. Поучения были небольшими по объему, в них отсутствовали риторические украшения. «Поучение Владимира Мономаха».

3. Какие произведения древнерусской литературы известны вам по курсам 5, 6, 7, 8 классов? Назовите героев изучен­ных ранее произведений древнерусской литературы. Рас­скажите об одном из них.

В 5 классе мы изучали «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», в 6 классе – «Сказание о Кожемяке» и «Сказание о белгородском киселе», в 7 классе – «Из похвалы князю Ярославу и книгам», «Поучение Владимира Мономаха» и «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в 8 классе – «Повесть о житии и храбро­сти благородного и великого князя Александра Невского», «По­весть о Шемякином суде».

Герои произведений древнерусской литературы: ремес­ленник-кожемяка («Сказание о кожемяке»), Ярослав Мудрый («Из похвалы князю Ярославу и книгам»), Владимир Мономах «Поучение Владимира Мономаха», князь Петр и дева Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских»), Александр Невский («Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»), судья Шемяка («Повесть о Шемякином суде»).

Я хочу рассказать о «Подвиге отрока-киевлянина и хитрости воеводы Претича» из летописи «Повесть временных лет». Это древний летописный свод, составленный монахом Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. В «Повесть временных лет» также включены изучаемые школьной программой народные предания: рассказ о юноше-кожемяке (992 г.) и рассказ о белгородском киселе (997 г.).

Когда в 968 году на Руси впервые появляются печенеги, киевский князь Святослав был далеко от дома: он воевал с Византией. Около Киева был небольшой отряд воеводы Претича, но стоял он по другую сторону Днепра, а сам город был осажден, и некому было подать весточку, что люди в осаде. Подвиг отрока-киевлянина заключался в том, что он бесстрашно прошел через стан врага, спрашивая врагов, не видел ли кто здесь коня. Юношу спасло умение говорить по-печенежски, но когда увидели печенеги, что отрок в Днепр кинулся и поплыл на другую сторону, то полетели в него стрелы. Передал юный киевлянин просьбу княгини Ольги воеводе о спасении.

Воеводе удалось убедить печенежского князя, что Святослав с огромным войском приближается к Киеву, а его, Претичи, отряд лишь передовой. Печенежский князь поверил, испугался, запросил мира и отступил от города.

Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрела­ми переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.

4. Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература?

Древнерусская литература развивалась в течение семи веков. Она возникла в XI веке и была до Петровской эпохи. Сам термин «древнерусская литература» считается условным, так как произведения этой эпохи являются памятниками восточнославянской словесности средневековья.

Периоды древнерусской литературы:

1 период. XI – первая треть XII веков. Это период становления (ученичества). Главная тема произведений («Повесть временных лет») – превосходство христианства над язычеством.

2 период. Вторая треть XII – первая треть XIII веков. Характеризуется появлением областных литературных центров (Владимир, Смоленск, Галич и т.д.).

3 период. Вторая треть XIII – конец XIV веков. Это трагический для Руси период татаро-монгольского нашествия. Основная тема – героическая борьба и национальное возрождение.

4 период. Конец XIV – XV века. Время подъема национального самосознания, формирование нравственного идеала.

5 период. Конец XV – XVI века. Эпоха Московского царства. Все областные литературы сливаются в общерусскую. Расцветает публицистика.

6 период. В этот период Смутного времени происходит столкновение старых и новых принципов письма. Его делят на два отрезка: в первый – разрушается старый метод изображения действительности и появляются новые жанры, а во второй отрезок литература стала делится на официальную и демократическую.

7 период. Завершается эпоха древнерусской литературы в XVII веке. Развивается сатирическая и бытовая литература, центр внимания постепенно перемещается на жизнь простого человека – не кня­зя, не святого.

5. Перечитайте и расскажите статью о древнерусской литера­туре, составьте подробный план текста.

Источник

Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них.

Вопросы и задания

1 Канон — строгие правила, нормы.

1. Что лежало в основе церковно-славянских текстов и что отличало древнерусскую литературу?

Основа церковно-славянских текстов — это, безусловно, религиозные представления о мире. В них единственный творец всего — Бог. Писатель, создававший произведения древнерусской литературы, прежде всего обращался с молитвой к Творцу, прося помощи и поддержки.

Отличия древнерусской литературы:

· описывала исторические события;

· отличалась высокой духовностью — имела своей целью нравственное развитие человека (воспитание милосердия, открытости, бескорыстия, душевной прямоты);

· не допускала художественных вымыслов;

· имела обобщенный характер, описывала события в масштабе государства;

· соблюдала этикет — поведения, словесности и миропорядка (писатель применял общее и легкоузнаваемое в противовес частному и непривычному).

Древнерусская литература (9 класс) имела свои традиции, которые передавались из поколения в поколение.

Что отличало древнерусскую литературу

2. Какие жанры древнерусской литературы существовали и какие из них вам знакомы по предыдущим классам?

Система жанров древнерусской литературы отражает существовавшую тогда эстетику.

Основные жанры древнерусской литературы:

· богослужебнае жанры — Пролог, Часослов, Апостол;

· житие — описание жизни народных героев, святых;

· повести — отражение воинских подвигов;

· сказание — эпический жанр;

· слово, поучение — литература с наставлением.

К 17 веку в древнерусской литературе стали появляться такие жанры как драма, сатира, бытовая повесть, стихотворный рассказ.

По курсам предыдущих классов каждому школьнику известны жанры повести, сказания, жития, поучения.

Древнерусская литература (9 класс) помогает понять, какие исторические события происходили на рубеже формирования современной письменности и словесности.

3. Какие произведения древнерусской литературы известны Вам по курсам 5, 6, 7, 8 классов?

В 5 классе изучалось произведение «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

В 6 классе проходили «Сказание о Белгородском киселе».

В 7 школьная программа помогла ознакомиться с такими произведениями, как «Поучение Владимира Мономаха» и «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

8 класс стал периодом изучения «Повести о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», а также «Повести о Шемякином суде».

Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них.

Из ранее изученной древнерусской литературы каждому знакомы такие герои, как:

· Шемяка-судья и его убогий клиент.

Характеристика Владимира Мономаха:

Владимир Мономах был не только князем, но и воеводой и писателем. Он всячески старался избегать междуусобиц между князьями. Помогал соседским княжествам в защите от врагов. Он отказался от принадлежавшего ему по наследству великого княжения киевского. Во время смуты ростовщиков он подавил восстание и разобрался в его причинах, впоследствии урегулировав нормы долгового права.

Все это характеризует Владимира Мономаха, как:

· любознательного ответственного управленца.

Характеристики Петра и Февронии вы найдете на странице «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

4. Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература?

В развитии древнерусской литературы прослеживаются такие этапы:

1. 11 век — первая треть 12 века. Период ученичества. Основная идея — превосходство христианских традиций над языческими.

3. Трагический — время нашествия татаро-монгол (вторая треть 13 века — конец 14).

4. Конец 14 века — 15 век. Подъем национального самосознания. Господствует идея собирания земель, формируется нравственный идеал.

5. Наступление эпохи централизованного Московского государства. Публицистика вступает в эпоху расцвета.

6. Период смуты — формируются новые жанры литературы.

Перечитайте и расскажите статью о древнерусской литературе, составьте подробный план текста.

· как зарождалась древнерусская литература (церковно-славянские книги);

· характерные черты древнерусской литературы;

· периоды развития древнерусской литературы.

Пересказ статьи «Древнерусская литература» (9 класс):

Древнерусское словесное искусство далеко от современного. Таинственная культура книг требует знания исторических событий, религии древних времен, эстетических представлений тогдашних людей.

Принятие христианства — важнейший этап развития литературы. Вместе с религиозным учением на Русь пришла и письменность. Авторы трудов излагали исторические события в свете христианской культуры.

Основные особенности древнерусской литературы заключаются в ее историзме, духовности, обобщенности и религиозности.

Жанры древнерусской литературы связаны с практическими сторонами жизни: летопись, повесть, житие, сказание, поучение, слово.

Существует 6 периодов развития литературы: период ученичества, формирования областных центров, трагические времена, подъем самосознания, централизация государства и рождение новых жанров.

Завершает историю древнерусской литературы 17 век. Здесь начинается светская художественная литература.

Источник

Художественное своеобразие древнерусской литературы. Особенности поэтики

Древнерусская литература является средневековой литературой, поэтому она отличается специфическими чертами от литературы нового времени.

1. Предмет и задачи курса

До сих пор не найдена библиотека Ивана Грозного. В Древней Руси книги переписывались и хранились в основном в монастырях. А во время военных событий монастыри превращались в крепости, за стенами которых укрывались не только обитатели монастыря, но и крестьяне окрестных сёл. И поэтому во время осады погибали не только люди, но и горели библиотеки вместе с хранившимися в них рукописями.

2. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Появление древнерусской литературы тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства, которое складывалось в Древней Руси на протяжении IX-X веков.

Внутренние потребности формирующегося раннефеодального государства вызвали необходимость в появлении письменности. Поэтому основными факторами возникновения древнерусской литературы были формирование раннефеодального государства и создание письменности.

Русскими учёными XX в. (С. Обнорский, Д.С. Лихачёв, П. Черных, В. Истрин и др.) было доказано, что у восточных славян, в том числе и на Руси, ещё до принятия христианства была уже своя письменность.

Свидетельства об этом оставили иноземные путешественники, побывавшие на Руси в X веке. Так, арабский путешественник ибн-Фадлан, путешествуя по Волге в 920 году, видел захоронение одного богатого человека (воина). Он утверждает, что на могиле этого человека был установлен камень с высечен ным именем погребённого и царя русских.

Существование письменности на Руси до принятия христианства подтверждается и археологическими находками. Особый интерес для решения вопроса о древнерусской письменности имеет находка археологов во время раскопок курганов под Смоленском. На глиняном сосуде типа амфоры первой четверти X в.кирилловским алфавитом сделана надпись. Она прочитывается и расшифровывается учеными по-разному. Одни считают, что написано «гороухща», другие читают как «гороушна». И в том, и в другом случае это слово обозначает горчичные семена, горькую пряность. Таким образом, перед нами сосуд для хранения или перевозки горчичного семени, пряности.

Ёще одним важным фактором формирования древнерусской литературы было наличие фольклора. Фольклор способствовал не только формированию литературы Древней Руси, но и определял её идейную направленность и художественную ценность. Устное народное творчество было той почвой, богатейшим арсеналом, из которого молодая, формирующаяся литература черпала сюжеты, идеи, образы, художественные приёмы и изобразительно-выразительные средства. Древнерусская литература создавалась в княжеской, дружинной среде, однако в лучших своих произведениях она выражала общерусские идеалы. Именно через фольклорный опыт в литературу проникало народное мировоззрение, народная оценка тех или иных событий, народные нравственные и эстетические представления. Иначе говоря, через фольклор в литературу проникало демократическое начало, что расширяло горизонты литературы, поднимало её на общерусскую высоту, придавало ей широкое звучание.

Ценнейший материал по истории русской письменности представляют собой берестяные грамоты, которые были найдены во время новгородских раскопок в 1951 году археологом А.В. Арциховским. Часть грамот относится к IX-XII векам. В последующие годы было найдено много грамот, которые являются своеобразным «архивом» частных писем, повествующих о повседневной жизни новгородских людей. Авторами грамот были простые горожане, которые, не имея возможности писать на пергамене, использовали бересту. И то, что археологи обнаружили не только в Новгороде, но и в других городах берестяные грамоты, а также многочисленные палочки-писала (костяные или металлические) даже в слоях X века, является ещё одним, хотя и косвенным доказательством раннего и широкого распространения грамотности среди ремесленников, мелких торговцев и крестьян.

3. ДРЕВНЕХРИСТИАНСКАЯ КНИЖНОСТЬ В КИЕВСКОЙ РУСИ

Принятие христианства также сыграло положительную роль в развитии древнерусской литературы. То обстоятельство, что новая религия пришла из Византии, центра христианской культуры, имело большое позитивное значение для культуры Древней Руси.

Следует отметить, что не все переводные произведения изменялись в одинаковой степени. Совсем не менялись или подвергались незначительным изменениям сочинения, связанные с церковной жизнью и уставом. Произведения светского характера изменялись в гораздо большей степени. Благодаря переводной литературе, трансплантированной на русскую почву, Древняя Русь в короткий срок получила литературу, разнообразную по своим жанрам, а уже через несколько десятков лет по образцу переводных произведений стали создаваться на Руси оригинальные произведения.

4. СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО ТИПА

Древнерусская литература является средневековой литературой, поэтому она отличается специфическими чертами от литературы нового времени. Прежде всего, отличительной особенностью является рукописный характер её бытования и распространения. Причём произведения существовали не в виде отдельных рукописей, а входили в состав рукописных сборников, которые оценивались с точки зрения их практического применения, т.е. полезности (поучать, давать наставления, утешение и т.д.).

Древнерусская литература носила анонимный характер. В Древней Руси не было понятия авторской собственности. Поэтому переписчик произведения нередко выступал и в качестве его редактора; он мог свободно вносить изменения в текст, приспосабливая его к потребностям и вкусам своего времени и своей среды. Автор, как правило, не считал нужным указывать своё имя, а иногда даже подписывался именами популярных византийских авторов, чтобы придать написанному больше авторитета. Имена многих писателей Древней Руси неизвестны. Даже в тех случаях, когда известно имя автора, о нём самом, кроме имени, неизвестно ничего или почти ничего. Это требует иного подхода к изучению древнерусской литературы, чем к литературе нового времени.

Украшением книг были и миниатюры.

Большим совершенством отмечена книжная миниатюра XVII в. Именно тогда искусство изготовления рукописных книг достигло наивысшего расцвета. Готовые книги «одевали» в деревянные, обитые кожей доски. На коже выделывались различные узоры, накладывались различные металлические украшения. Нередко переплеты покрывались дорогими тканями, могли быть инкрустированы драгоценными камнями.

Древнерусская литература публицистична. Писатели верили в силу слова и убеждения. Они обращались не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом о том, чтобы достойные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов. Отсюда поучительная сила древнерусской литературы.

Вместе с тем, как утверждает Д.С. Лихачёв, «. надо видеть в литературном этикете систему творчества, а не простую его шаблонизацию. Ни в коем случае нельзя отождествлять канон и шаблон. Перед нами своеобразие литературы, а не её бедность.» Литература Древней Руси была специфична и по своей жанровой системе. Так же, как в обществе, так и в литературе царил иерархический принцип: её значительность, авторитетность основывалась на этом принципе. В церковной книжности верхнюю ступень занимали книги священного писания. Затем шли гимнография и «слова», связанные с толкованием писания, религиозных праздников. Далее следовали жития. Переходный характер носил жанр хождения.

Литературные жанры Древней Руси резко отличаются от жанров нового времени: их существование в значительной степени определяются их применением в практической жизни. Древнерусские жанры тесно связаны с жизненным укладом, обиходом, бытом и различаются по тому, для чего они предназначены. Например, слова произносятся в церкви и в зависимости от того, в какие дни они произносились, можно выделить отдельные их поджанры. Светская литература также была подчинена быту, обиходу, деловым интересам. Но жанры светской литературы в Древней Руси отличались от византийского состава жанров, т.к. светский быт Древней Руси был более своеобразен, чем быт церковный.

5. ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

На протяжении многих веков большой известностью на Руси пользовался апокриф «Хождение богородицы по мукам». Древнейший русский список его относится к XII веку. Этот апокриф тоже был занесён в индекс. Вероятно, это объясняется тем, что в апокрифе подвергается сомнению представление о божеской справедливости, которое поддерживалось официальной церковью. Бог выступает в апокрифе как суровый и неумолимый судья, безучастный к человеческим страданиям. Популярным был и апокриф «Како бог сотвори Адама». В нем равным по силе богу выступает дьявол, который принимает активное участие (наравне с богом) в сотворении человека.

Распространение получили и патерики, сборники коротких рассказов по большей части о монахах, прославившихся своим благочестием и аскетизмом. Для них были характерны элементы занимательности, которые переплетались с бытовыми эпизодами чисто светского характера. Всё это определило их популярность на Руси.

Вместе с церковной литературой переводились и светские книги. Например, уже в XI в. на Руси существовало в переводах несколько хроник, которые излагали исторические факты в свете церковно-христианской идеологии. Из них наиболее значительны хроники Иоанна Малалы (VI в.) и Георгия Амартола (IX в.). Они знакомили русских читателей с мировой историей, кроме того, их фактическими данными пользовались древнерусские книжники. В частности, в развитии русского летописания и русской хронографии немалую роль сыграла хроника Георгия Амартола. Из светской литературы распространение на Руси получила «История Иудейской войны» Иосифа Флавия.

Немалое историко-литературное значение имели и естественнонаучные сочинения. «Шестоднев» — произведение, в котором комментируется библейский рассказ о сотворении богом мира и человека за шесть дней. «Шестодневы» характеризуются обилием фантастических элементов. «Физиолог» — книга, содержащая сведения о животных, действительно существующих (льве, орле, муравье, ките, слоне и т.д.) и воображаемых, фантастических (фениксе, сиренах, кентавре и др.), а также о растениях и драгоценных камнях (алмазе, магните, кремне и др.).

Произведения переводной литературы расширяли кругозор древнерусских читателей, приобщали их к мировой истории и культуре. С другой стороны, они способствовали становлению оригинальной литературы, выработке её жанров

6. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Жаровая система древнерусской литературы подвергалась изменениям, особенно это заметно в литературе XVI-XVII веков. При этом жанры церковной книжности были более устойчивыми, меньше подвергались трансформации, когда как жанры светской литературы под влиянием фольклора и деловой письменности значительно изменились по форме.

Древнерусская литература тесно связана с историей. Поэтому литературные изменения совпадают с историческими. И как следствие в развитии древнерусской литературы можно выделить следующие этапы:

6. Литература второй половины XVI века, периода централизации.

7. Литература XVII века как литература «переходного века».

7. ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Собирание памятников древнерусской литературы начинается ещё в XVIII веке. Свой вклад в изучение внесли В. Татищев, Г.Миллер, А. Шлецер, Н.М. Карамзин. В XIX веке возрастает интерес к прошлому, что в значительной степени связано с публикацией в 1800 году «Слова о полку Игореве». Наука о древнерусской литературе в XIX веке создавалась благодаря усилиям таких учёных, как Ф. Буслаев, А. Веселовский, А. Пыпин, А. Шахматов и др. В XX веке она была обогащена трудами В. Андриановой-Перетц, Н.К. Гудзия, И.П. Ерёмина и др. Особенно велика заслуга Д.С. Лихачёва, чьи работы по древнерусской литературе имеют фундаментальное значение не только для изучения литературы средневековья, но и новой литературы. Свой вклад в разработку характера и художественной специфики древнерусской литературы вносят труды А.Н. Робинсона, Л.А. Дмитриева, Я.С. Лурье, О.А. Державиной, Н.И. Прокофьева, О.В. Творогова и др.

Что отличало древнерусскую литературу03.03.2016, 6956 просмотров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *