Что отличает литературу второй половины 19 века
литература второй половины 19 века
Огромное значение в общественной и культурной жизни России II половины XIX в. приобрела литература. Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века». В литературе видели не только область художественного творчества, но и источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазные реформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести России в этот период находили живой отклик в творчестве русских писателей. К их мнению прислушивались. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени.
Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славу русской литературе принесло творчество И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова.
Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883). Представитель старинного дворянского рода, проведший детство в родительском имении Спасском-Лутовинове близ г. Мценска Орловской губернии, он как ни кто другой смог передать атмосферу русской деревни – крестьянской и помещичьей. Большую часть жизни Тургенев прожил за границей. Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей. Исключительно правдиво удалось писателю изобразить галерею портретов крестьян в принесшей ему славу серии рассказов, первый из которых «Хорь и Калиныч» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 г. «Современник» печатал рассказы один за другим. Выход их вызвал большой общественный резонанс. Впоследствии вся серия была издана И. С. Тургеневым в одной книге, получившей название «Записки охотника». Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе «Дворянское гнездо» (1858 г.). Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание («нигилизм»), показан в романе «Отцы и дети» (1862 г.).
Судьбы русского дворянства нашли отражение в творчестве И. А. Гончарова. Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный «встать с дивана» Илья Ильич Обломов («Обломов», 1859 г.); образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский («Обрыв», 1869 г.). Гончарову удалось создать образ весьма типичной породы людей, показать распространенное явление общественной жизни того времени, получившее с подачи литературного критика Н. А. Добролюбова название «обломовщина».
На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910). Наследие его огромно. Титаническая личность Толстого представляет собой характерную для русской культуры фигуру автора, для которого литература была тесно связана с общественной деятельностью, а исповедуемые идеи пропагандировались прежде всего примером собственной жизни. Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х гг. XIX в. и принесших ему известность (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», кавказские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант. В 1863 году выходит повесть «Казаки», ставшая важным этапом в его творчестве. Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи «Война и мир» (1863–1869 гг.) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно
Особенности литературы второй половины 19 века.
Просмотр содержимого документа
«Особенности литературы второй половины 19 века.»
Литературный процесс второй половины XIX века. Общая характеристика.
Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г.
Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г.
Основные общественные группы
Выступали против любых радикальных общественных перемен, хотели сохранить в незыблемости социальное устройство страны, крепостнические порядки.
Представители: в основном, крупные помещики, высшее чиновничество
Критиковали порядки, существующие в современной России, выступали против крепостного права, ратовали за политическую, экономическую, духовную свободу.
Представители: люди разных социальных групп, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, представители торгово-промышленных кругов
М.Н. Катков, В.П. Мещерский и др.
Призывали покончить с самодержавием и крепостничеством, настаивали на необходимости революционной ломки старых устоев, полагали, что единственно верный путь развития России – это крестьянская революция
Представители: в подавляющем большинстве разночинцы (хотя были выходцы и из других слоев)
И.А. Гончаров, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М Достоевский, Н.С. Лесков и др.
Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.
Органы печати западников
Органы печати славянофилов
Критики славянофилских журналов
С одной стороны, отвергали радикальную программу западников, связанную с идеей европеизации России, т.к. они не принимали буржуазной демократии, с другой стороны, видели ограниченность славянофильской идеализации допетровской старины; мечтали об объединении всех общественных направлений вокруг идеи о самобытном пути православной России.
Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Братья М.М. и Ф.М. Достоевские, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов
ОРГАНЫ ПЕЧАТИ: «Время», «Эпоха»
70-е годы характеризуются деятельностью народников
Россия содержит задатки будущего объединения, так как в России:
Николай Фёдорович Фёдоров
— точное, беспристрастное научное
— воссоздает не саму действитель-ность, а впечатление, которое она
производит на человека.
— все видимое и сущее тайными знаками и
шифрами вечных идей, которые человек
может постигать интуитивно с помощью
* объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;
* воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (типичные лица в типичных обстоятельствах);
* преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».
Художественные достоинства русского романа:
Ведущие мастера жанра:
Причины возникновения малых жанров:
Ведущие мастера жанра:
Жанры и направления драматургии.
Вторая половина 19 века:
— сатирическая комедия – А.В.Сухово-Кобылин
— историческая драма – Л.А.Мей, А.К.Толстой
(«чистое искусство») (реалистическое)
«… погоня за неуловимыми оттенками, за тёмным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей поэзии».
«нужно сокрушить романтизм бичом юмора»
Романтизм – это «духовная золотуха»
«Литература должна следовать по пути, проложенному Гоголем»
Тематика и проблематика русской литературы второй половины 19 века
Проблема осмысления специфики национального характера и положения народа
Обличение пороков существующего строя
Проблема осмысления политического, экономического, духовного несовершенства современной России
Положение женщины в обществе
Проблемы женской эмансипации и роли женщины в современном обществе
И.С. Тургенев « Накануне » ; Н.Г. Чернышевский « Что делать? » ;
Пути преобразова-ния общества
Проблемы выбора дальнейшего пути развития России и определения ведущий силы, способной изменить общество
Романы И.С. Тургенева;
Н.Г. Чернышевский « Что делать? » и др.
Проблема осмысления и переосмысления вечных ценностей в условиях современности
Роль литературы и ее место в обществе
Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание » ;
Л.Н. Толстой « Война и мир » и др.
Ведущая роль литературы – быть « учебником жизни »
Поиски нового героя
в русской литературе второй половины 19 века
Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (Макар Девушкин)
А.Н. Островский «Бесприданница» (Карандышев)
Н.С. Лесков (цикл произведений о праведниках»)
Ф.М. Достоевский «Подросток» (Макар Долгорукий)
Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (Лопухов, Кирсанов)
Русская литература второй половины 19 века (XIX века)
Говоря о таком периоде, невозможно не упомянуть великого творца, преобразившего русскую литературу – Ивана Сергеевича Тургенева. Это мастер художественного слова, это чувствительный к обычным деталям человек, внимательный, образованный, а главное талантливый. Всем известен он своим творчеством: и «Рудин», и «Накануне», и «Отцы и дети», и др. Во всех собственных повестях и романах Тургенев смог выносить на бумагу тревожные свои мысли и волнующие голову вопросы, которые актуальны и популярны и по сей день. Без великолепного деятеля литература не была бы наполнена столь яркими и поражающими воображение произведениями!
Не меньшее значение в литературу внес и Чернышевский со своим романом «Что делать?». Повествует он об общественном движении, о борьбе за свободу. Произведение призывало неоднократно к революционным действиям. Несомненно, были и те, кто не мог принять роман как нечто познавательное и выдающееся, однако период разрухи, коренного перелома удалось увидеть всем читателям в произведении. И за это большое спасибо Чернышевскому.
Как можно забыть об Иване Александровиче Гончарове! Именно ему получилось показать людям разложение крепостного права! В арсенале у него лишь три произведения: всем знакомый «Обломов», популярная «Обыкновенная история», захватывающий «Обрыв», — однако столь немногим писатель вдохнул в литературу нечто новое, нарисовав живые образы чиновников, помещиков. С помощью творчества Гончарова люди открывают для себя атмосферу того времени, сталкиваются с трудностями, которые представить без книг довольно-таки сложно.
В этот период литература впустила к себя в ряды крупнейшего творческого деятеля, влияние которого на умы людей просто огромно, — Федора Михайловича Достоевского! Человек, что столкнулся с множеством преград и трагедий в жизни. Все тяготы собственной жизни изложил он в своих произведениях. Отчаянием и безысходностью полны «Бедные люди», поражение и сострадание появляются в душах читателей, когда перед глазами появляется книга «Братья Карамазовы», волнением наполнены «Записки из мертвого дома», а роман «Преступление и наказание» пугает и страшит воображение. Настолько живо и тревожно выявились на страницах книг образы, что создал Достоевский!
Обличал взяточников, нечестных людей, ненавидел либералов, лицемеров, тщеславных индивидуумов. Вызывали неприязнь у него те, кто собирал народ для собственных нужд. Человеком, который не смел терпеть подобное, был Салтыков-Щедрин – чудесный писатель, автор рассказов, что западают в самую душу. Все эмоции по поводу того периода времени отразились в его произведениях: непревзойденные «Господа Головлевы», таинственная и странная «История города Глупова». Салтыков-Щедрин собственным творчеством пытался донести всем читателям, что зажиточных людей, ханжей слишком много на планете. Они были, есть и будут. Только оставлять такой факт в стороне нельзя. Важно знакомиться с великими рассказами, повестями, анализировать, размышлять над прочитанным. Тогда и умы социумов просветлятся, жизнь станет проще.
А как же Некрасов? Николая Алексеевича забыть ни в коем случае нельзя! Почему? Это певец русского обездоленного народа, что собственными песнями, стихами успокаивал сердца людей, помогал в трудную минуту. Его творчество спасало от переживаний и стресса, потому как писал Некрасов о тяжкой судьбе народа в целом, внося в то или иное стихотворение близкое к самой душе! Кому не знать его великие стихотворения: «Кому на Руси жить хорошо», что вызвало полное доверие народа к непревзойденному писателю! А «Русские женщины» до сих пор читая, появляются слезы на глазах…
Беспрекословно, русская литература второй половины девятнадцатого века не обошлась бы без великолепного писателя, талант и вклад которого просто неописуем, он бесценен! Творческий деятель носит имя Лев Николаевич Толстой! Знаменит он своим творчеством, которое является просто-напросто вершиной всего! Чудесный писатель за собственную жизнь проводил множество духовных исканий, постоянно выявлял истину, что была всегда рядом. Это философ, который не боялся поделиться своими знаниями и опытом с читателями. Если обратиться к его потрясающему роману-эпопее «Война и мир», то становится понятно, что Толстой, кроме того, что повествует определенную линию сюжета, после этого дает краткое, может, и не краткое изложение собственных мыслей по поводу того или иного поступка героя. Творец помогает человеку, что открыл его великий труд, стать чуточку духовным, обогащенным. Он не покидает читателя в романе до конца. В этом и уникальность деятеля! Непревзойденность Льва Николаевича состоит в том, что помимо изображения сложностей судьбы, ее превратностей, взлетов и падений, жизненных вопросов, Толстой показал и как справляться с тяготами сего мира! И в «Анне Каренине» он говорит, что таким девушкам, как Анна, которые бросают собственных детей ради потехи, не место в этой жизни! Автор дает ясно это понять. И славен писатель своим произведением под названием «Воскресение», философичность данной книги поразительна и актуальна. Лев Николаевич Толстой сумел сделать и внести в литературу то, что многим другим до сего момента не удавалось! Уникальная личность!
И последний, кого убрать из памяти нельзя – это выдающийся Антон Павлович Чехов, творческие способности которого находят свое место ближе к концу девятнадцатого века! Именно ему принадлежат известные каждому читателю слова: «Краткость – сестра таланта». Писатель преобразил период того времени тем, что создавал уникальные произведения, что коротки по своему содержанию. Точность, изображение каждой детали, быстрое попадание в атмосферу происходящего – всё это умел Чехов. Ему с легкость удавалось за считанные слова перенести читателя в определенный рассказ, не забыв историю прежнего. Что показывал Антон Павлович в собственных произведениях? Вырисовывал он пошлость человека, явно осмеивая ее, показывал узкий кругозор индивидуумов, типичные образы, что сочетают в себе отрицательные качества. Все эти образы есть в его рассказах: «Хамелеон», «Учитель словесности» и другие. Перечислять можно долго, но ознакомиться лучше самим!
Таким образом, литература сего периода славится большим количеством писателей, что являлись великими творцами, внесшими необыкновенный вклад в развитие творческого направления! Не стоит забывать то, чему посвятили всю собственную жизнь великие люди!
Общие сведения
Литература 2 половины 19 века характеризуется появлением новых направлений в развитии художественной поэзии. Это знаменательный период, когда активно появляется интерес к изучению мировой истории и познанию мировоззрения, развиваются политические и общественные движения, научный прогресс.
В это время появляется интерес к актуальным проблемам человеческих ценностей. Также ключевое влияние оказывают и исторические события:
Литература попала в круговорот этих событий, она отобразила в себе текущий период и появление новой эстетической реальности.
Место романтизма занимает реализм, ставший отражением разнообразия человеческих взаимоотношений, воспроизведением действительного быта, объективным описанием достоверности. Тщательное изучение общественной жизни и конкретного человека, талантливо показанные в творчестве Пушкина, Гоголя, Бальзака и Стендаля, продолжили многие писатели мировой литературы: Тургенев, Абельдяев, Достоевский, Вельдман, Флобер, Гаршин, Толстой, Жуковский, Диккенс, Зубов, Мопассан.
Литература 2 половины XIX столетия сыграла важную роль в обществе, сформировала социальное мнение, воспроизвела политические идеи. Во всех рассказах на первом месте стояла общественная тематика. Социальность и публицистичность характеризуют рассказы той эпохи. В это время были остро поставлены вопросы в сочинениях «Что делать?» и «Кто виноват?».
В литературе можно четко проследить анализ общечеловеческих отношений. Действие во многих рассказах происходит в тот же период, когда они создаются и публикуются. На фоне социального строя того времени показана жизнь героев. В качестве мотива поведения главных персонажей выступает историческая атмосфера.
Федор Михайлович Достоевский
Вот автором — выходцем по сути из этой среды, человеком, который очень глубоко в себе пронес и пропустил через себя эти события был конечно, Федор Михайлович Достоевский. Это человек очень необычной судьбы и мы с вами можем об этом немножко отдельно поговорить. Он начинал, в общем-то, как человек такой интеллигентский, устремленный в будущее либеральное России, а вторая половина его жизни была связана с поиском Христа, Христа в себе, то есть успокоения души.
Приятие окружающего таким, какое оно есть, и изменять это окружающее необходимо любовью, а не какими-то потрясениями. Вот Достоевский – это, что называется, очень четкое отображение того, как меняется русское общество, как меняется сознание русского общества. Конечно, это сознание людей, которые могли прочесть эти книги и вообще — это сознание читающей России.
Вы, наверное, слышали такое понятие, как субкультура. Если говорить простым языком субкультуры — это вот те неформальные объединения молодежи самых разных возрастов, иногда между прочим, и очень взрослых людей, которых объединяют какие-то интересы. Довольно часто такие объединения формируются на фоне неприятия окружающей действительности: мне не нравится вот та буржуазная сытая мораль, то буржуазное общество, которое меня окружает, общество потребления.
Зачем я должен покупать еще один Орбит? Только потому, что в рекламе говорят, что он стал еще вкуснее? Это очень, очень, очень спорное утверждение. Вот такие люди делают себе лохматые прически, одеваются как-то так, как не положено, как не принято; в противовес костюму носят драные майки, рваные джинсы; взрослое поколение их ругает, говорит: «Как можно? Это падение морали и нравственности». И кажется, что это так современно, так ново, но в действительности нет ничего нового под луной.
Основные стили
Вторая половина XIX столетия характеризуется появлением реализма в литературе. Это направление приходит вместо романтизма:
Литература того времени заслуживает отдельного внимания. Популярные поэты создают свой мир, в котором главные персонажи переживают собственные трагедии и решают общественные проблемы. Основной целью писателей является отображение событий столетия, которое было насыщено социально-экономическими и политическими изменениями.
В эту эпоху усиливаются взаимоотношения между авторами разных стран, появляется самобытность литературы каждой нации. Основным стилем является роман, а поэзия и драматургия отходят на вторые позиции.
Хоть постоянно проходили литературные споры, в основном творчестве большинства авторов все еще чувствуется приверженность к романтическому жанру. Это было некое объединение реализма и романтизма, перетекание одного жанра в другой. Но этот процесс только обогащал поэзию. В произведениях Стендаля, Бальзака, Тургенева и Мопассана можно проследить эту тенденцию.
Особенности литературы второй половины 19 века
Литература 2-ой половины девятнадцатого века заслуживает особого внимания. Известные писатели этого периода создавали свой мир, где герои решали социальные проблемы и переживали свои маленькие трагедии. Главной задачей авторов была отражение событий века, который был богат на политические и социальные события.
Во второй половине 19 столетия усиливаются связи между писателями на международном уровне. В то же время проявляется самобытность национальных литератур. Ведущим жанром худ.литературы становится роман, а драматургия и поэзия уходят на второй план.
Не смотря на то, что велась постоянная литературная полемика, в творчестве многих писателей все еще ощущаются склонность к романтическому стилю. Это было своеобразное сосуществование романтизма и реализма, «проникновение» стилей друг в друга. Но, это обогащало литературу. Даже творчество таких реалистов, как Бальзак, Стендаль, Диккенс, Тургенев имело такую тенденцию.
Проявление реализма
Классический реализм возникает во Франции в 30-х гг. XIX столетия, а после начинает распространяться на остальные государства. Определение «реализм» употреблять начали позже, чем возникло направление. Теоретически создали этот жанр Бальзак в произведении «Человеческая комедия» и Стендаль в рассказе «Расин и Шекспир». Характерные черты реализма:
Стендаль в произведении «О любви» сначала пытается изучить чувство в качестве ученого, а после кратко описывает стадии его зарождения.
Направления литературы второй половины 19 века
Вторая половина 19 века характерна развитием реализма в искусстве и литературе, который приходил на смену романтизму.
Ситуация в России
Литература 2 половины 19 века в России характеризуется общественными движениями западников и славянофилов. Первые утверждали, что развитие государства начало происходить благодаря реформам Петра Первого. Отношение к допетровской России у этих последователей было негативным, они утверждали, что в ту эпоху не были достойны уважения история и искусство. Славянофилы протестовали против европейской ориентации, они продвигали самостоятельное развитие Российского государства.
Очень распространенным течением у западников являлось радикальное, в основе которого лежали учения Фурье и Симона с выделением социализма. В этом течении наиболее радикальные его участники считали, что революция — это только один выход, благодаря которому можно что-то поменять в Российском государстве. Славянофилы утверждали, что по своему содержанию российская история не уступает европейской.
В 1861 г. зарождается течение почвенников, которое пытается преодолеть разносторонность мнений. Его основоположниками являлись Страхов, Григорьев, Достоевский. Они не принимали самодержавный строй и европейскую буржуазно-демократическую систему разделения общества.
Обвиняя Европу в низкой духовности, Достоевский утверждал, что «образованное общество» должно быть вместе с «народными слоями», это позволит обогатить друг друга знаниями. Негативное отношение к революции и капитализму, подчеркивание духовного начала — главные идеалы почвенников. Пушкин был для этого движения ведущим символом русского духа.
Проведя краткий обзор русской литературы 2 половины 19 века, можно выделить такое движение, как нигилизм. Почвенники считали его основной угрозой реальности. В обществе это направление было очень популярным. Его поклонники не принимали устоявшиеся культурные ценности и особенности поведения. Изменялись моральные нормы, главными считались собственные удовольствия и желания. Базаров в произведении «Отцы и дети» является наиболее выразительным представителем нигилизма.
Русская литература второй половины 19 века кратко
В пятидесятые годы 19 века расцветает поэзия. Появляются такие поэты, как Фет, Полонский, Майков, которые уделяют внимание в своих стихах быту, народному творчеству. А.К.Толстой осмысляет в своих произведениях российскую историю. Стиль авторов определяет народные предания, былины, старые песни. Николай Некрасов является главным авторитетом этого направления.
Роман, как литературный жанр, занимает главное место в русской литературе. В это время издаются:
Самобытная и национальная драматургия развивается в этот период. В пьесах уделяется внимание купеческому и крестьянскому быту, фольклору, истории, языку. Часто произведения посвящаются нравственно-социальной проблематике, где реализм сочетается с романтизмом. Алексей Толстой, Александр Сухово-Кобылин, Александр Островский относятся к таким драматургам.