Что открыть в ларьке
«Это было похоже на тонущий „Титаник“»: как я открыл магазин фруктов, но ушел в минус
Меня зовут Александр Дмитриев. В 2017 году я открыл суперуспешный магазин для города с населением в 60 тысяч человек и закрываю в 2021 году с нулем в кармане. Все началось с того, что один мой родственник обзавелся цокольным помещением в центре города и не знал, что с ним делать. Я проявил инициативу и открыл в нем магазин по продаже фруктов.
Как все начиналось
Вклад был минимальным, а за аренду родственник пообещал не брать аж целый год. Это все мне сыграло на руку. В «Икее» были закуплены деревянные стеллажи, которые я покрасил морилкой, купил красивые корзины, ящики и немного аксессуаров для дополнения стиля. Всего у меня ушло на приведение магазина в порядок около 90 тысяч рублей. Все я делал сам: красил стены, собирал витрины, наводил красоту… Завел страницу во «Вконтакте», сообщил о скором открытии и будоражил «аппетит» громким заявлением: «6 сентября открытие года в нашем городе».
У меня был выход на отличный закуп фруктов, в том числе и экзотических, и, соответственно, я мог предложить отличные цены. И вот состоялось долгожданное открытие — без шаров и прочего, но несмотря на это, выручка в этот день была в районе 5 тысяч рублей. Дела шли хорошо, к фруктам добавлялись экзотические соусы, затем и вовсе экзотические для маленького городка продукты: киноа, корица, какао, кокосовое молоко, семена чиа.
Открытие магазина
Через полгода я стал понимать, что с фруктами очень много возни, а прибыли как таковой нет. И начал сокращать ассортимент. Люди охотно брали экзотические продукты, фрукты, напитки. И я быстро понял, что пользуется спросом. Через два года произошел первый, так скажем, ребрендинг. Мы сменили название, убрали полностью классические фрукты и сделали акцент на экзотику. В течение месяца мы пополняли ассортимент, все казалось интересным, все шло на ура. Магазин приносил 30-40 тысяч рублей выручки в день. В итоге я выкупил помещение у родственника.
Вскоре магазин разделился на двойной формат: экзотика и ЗОЖ продукты. Мы были первыми в городе, кто был концептуально нацелен на продажу ЗОЖ и в то же время не боялись продавать острые соусы из Таиланда. Забегая вперед скажу, что мы до сих пор не имеем ни одного конкурента, хотя пробовали открывать такой формат еще как минимум три человека, но они просто копировали нас, не внося новинок, а мы же не боялись и завозили новое.
К 2020 году мы были одним из самых интересных магазинов не только в нашем городе, но и на сотни километров в округе. У нас заказывали доставку, к нам приезжали из других городов… Мало того, мы практиковали оптовую продажу. В феврале 2020 года мы открыли второй магазин в соседнем городе, сделали очень крутой ремонт, взяв кредит на эти цели.
Почему пришлось закрыться
Но пришел черный март 2020 года. На всех надели маски, запретили выходить из дома. Резко прекратились поставки экзотических фруктов, клубника дорожала каждый день, а производители ЗОЖ подняли цены. Чтобы продолжать работу, мы стали продавать антисептики и маски, но народу стало приходить все меньше и меньше. До декабря я себя успокаивал, ведь все были в таком положении, а когда выручка с 26 по 31 декабря была на уровне 2-3 тысяч в день, я понял, что мы приехали… Второй магазин пришлось закрывать в спешном порядке, отдавать кредит. Покупателей не было весь январь 2021 года, а выручка за февраль еле подошла к 40 тысячам рублей которые ушли на зарплату, ничем не лучше выдался март и апрель…Второй год мы работали в минус.
Это было похоже на тонущий «Титаник», который раньше казался непотопляемым. И вот сейчас на двери объявление о продаже помещения, распродаже остатков по ценам ниже себестоимости. Не помогает уже и восстановившийся трафик экзотических фруктов, а все остальное есть на маркетплейсах, на которые вышли сами производители, не дав шанс рознице продавать их же товар по сходной цене.
Интересная вкусная свеча потухла, а в голове родились новые планы…
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Как устроен рынок уличной еды в России
К рынку уличной еды относится только продажа еды с лотков, передвижных и стационарных палаток, автофургончиков. Доставка и хот-доги навынос из кафе уже не считаются. Поэтому поговорим о шаурме.
Рынок уличной еды в России слабо развит из-за климата
Главная черта уличной еды — не нужно никуда заходить и ждать. Уличную еду человек покупает, не замедляя хода, и бежит дальше по своим делам.
Из-за климата рынок уличной еды в России не особенно развит. Одно дело Бангкок, где круглый год жара, и каждую ночь на улицах появляются тысячи лотков, с которых люди покупают еду и едят на улицах. Там культ уличной еды.
В Европе тоже немало знаковых блюд, например во Франции жареные каштаны; в Германии сосиски всех видов: классические, тонкие, толстые, с соусом карри; в Голландии фирменная селедка.
Другое дело Россия, где девять месяцев в году зима. У нас пик лоточной торговли приходится на лето: вареная кукуруза, мороженое, беляши и пирожки — это и есть уличная еда. Например, в Рязани возле больницы стоит палатка с непонятными пирожками — вот она круглый год работает. Возле университета то же самое.
У нас история с лотками не преобразуется в красивые, уютные вагончики с чебуреками или беляшами, они просто исчезают.
Люди перестают есть пирожки на улице, они перешли на фастфуд формата Макдональдса и KFC. На ходу пока еще едят шаурму. Шаурма — восточное блюдо, но ее можно признать главной уличной едой России.
Особенность российского рынка — разнообразие. У нас продают блюда итальянской, мексиканской, вьетнамской, китайской, японской и всех остальных кухонь. Чтобы попробовать все кухни мира, приезжайте в Москву. В Азии и Европе такого нет. Например, в Сеуле можно найти только их местную еду: безумную нечисть, обжаренную со специями, странные сладости с бобами и никаких хот-догов.
Сложно сказать, сколько в России точек с уличной едой. Можно взять примерную статистику по ОКВЭД, для рынка уличной еды подходят коды:
56.10.2 — приготовление, продажа пищи, готовой к непосредственному употреблению на месте, с транспортных средств или передвижных лавок;
56.10.23 — приготовление и продажа мороженого из вагончиков и палаток;
56.10.24 — приготовление пищи в рыночных киосках и торговых палатках;
56.10.22 — приготовление и продажа готовой пищи с передвижных продовольственных лавок;
56.29 — деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания.
Если смотреть по компаниям с основным кодом деятельности из этого списка, уличной едой занимаются 292 компании. Из них 54 зарегистрированы в Москве и 40 в Петербурге. Получается, 32% рынка сконцентрировано в этих двух городах.
В Москве и Петербурге часто проводят гастрономические фестивали уличной еды, но вряд ли этот рынок в России когда-нибудь будет похож на рынок Азии или Европы. Из-за климата у нас активнее развивается направление гастрономических пространств.
Секрет успеха — вкус и правильное место. Других секретов нет
Уличная еда — товар импульсного спроса. Потребитель уличной еды не готов рассиживаться в кафе, но готов на ходу что-то схватить, съесть и побежать дальше. И еще обычно у него нет возможности поесть дома.
Есть две схемы, по которым работает импульсный спрос на уличную еду:
Место. Из-за импульсного спроса вставать с уличной едой нужно на места с хорошим потоком. Здесь важно учитывать, что будете продавать. Шаурму чаще покупают студенты, пирожки — люди постарше, но всё это условно, конечно, и на практике аудитория сильно размыта. Вставать с точкой можно на любое место, где проходят голодные люди: рядом с университетами, колледжами, вокзалами, больницами, в парках и на пляжах.
Но это редкость, за уличной едой люди специально не поедут.
Вкус. Люди обычно ходят по одним и тем же маршрутам: из дома на работу, с работы в спортзал. И если они съели что-то невкусное по пути, второй раз они не станут это покупать, а если же им понравилось, они могут регулярно заходить и покупать еще.
Средняя чистая прибыль — 15% с оборота
У ресторана новиковского уровня или шаурмячной у дома одинаковые пропорции прибыли и расходов:
30% — себестоимость блюд;
55% — налоги, аренда, коммунальные платежи, зарплаты сотрудникам, маркетинг, ремонт оборудования и прочие расходы;
15% — чистая прибыль.
Например, шаурма стоит 150 рублей, из них 45 рублей уходит на блюдо, тартар из лосося стоит в ресторане 1500 рублей — значит, на блюдо тратится около 450 рублей.
В общепите с оборота 1 млн рублей получается 150 000 рублей чистой прибыли. И неважно, какой формат у заведения: шаурмячная на вокзале, ресторан с посадкой или лоток с хот-догами.
Себестоимость шаурмы
Если шаурма стоит 139 рублей, на ингредиенты уходит 30% от этой суммы, в деньгах — 42,5 рубля. Не считаем аренду, зарплату сотрудникам и налоги — только себестоимость ингредиентов.
Ингредиент
Выход
Микс из двух соусов
40 граммов, по 20 граммов каждый соус
10 граммов, или 6 кружков
90 граммов готовой или 150 граммов сырой
Итого
350 граммов
42,5 ₽
В «Шаурмании» лаваши с небольшого московского заводика. Когда я езжу в Москву и сама их привожу, лаваши обходятся мне по 3,5 рубля, а через оптовика с доставкой — 5 рублей за штуку. Оптовик закупает лаваш на том же заводе, но доставляет в Рязань и здесь развозит по точкам — это называется фуд-логистикой. Контракты с фуд-логистами стоит заключать, если закупаетесь большими объемами: не килограмм сыра, а хотя бы десять килограммов в неделю.
Владельцы маленьких точек сами ездят на рынки, оптовые базы и в «Метро», потому им не хватает объема закупок. Мы тысячами заказываем лаваши, за неделю уходит около 150 кг курятины на одну точку — такие объемы уже требуют прямых контрактов с поставщиками.
385 000 рублей хватит, чтобы открыть ларек с шаурмой
Если хотите поставить киоск на века, хватит полумиллиона рублей. Сколько уйдет денег, зависит от того, брать новый киоск или с рук:
Затраты для киоска с едой
Сумма
Два прижимных гриля
Передняя охлаждаемая витрина
Касса и фискальник
Слайсеры (для нарезки овощей ломтиками)
Форма для персонала, 10 комплектов
Первая закупка продуктов
Логистика и монтаж
Итого
500 000 ₽, если покупать новый киоск
385 000 ₽, если взять киоск с рук
Оборудование обойдется дешевле, если купить с рук или найти фирмы попроще. Еще можно первое время поработать с одним грилем или без фритюрницы.
Нормальные затраты для киоска с уличной едой — полмиллиона рублей, но, если не знаешь отрасль, можно потратить и пять. Мои друзья рассказывали, как человек из отрасли, где всегда работают с крупными контрактами, решил заняться уличной едой и потратил несколько миллионов. Ему это казалось нормальным. Но точка уличной еды с затратами на старт в пять миллионов рублей никогда не отобьется, только если это не новиковский «Фарш» на Никольской.
Точка уличной еды с затратами на старт в пять миллионов рублей никогда не отобьется
Вообще, чтобы зайти на рынок уличной еды, не нужно много денег. Например, мы вставали с кесадильями и лимонадом на городском мероприятии, расходы были такими:
Расход
Сумма
Два пластиковых стола
0 ₽, взяли бесплатно у друзей
0 ₽, взяла бесплатно из дома. В Икее скатерть можно купить за 999 рублей.
Лимонадник из Икеи
Итого
15 000 ₽
Для старта на городских мероприятиях 15 000—20 000 рублей вполне достаточно.
Владельцы точек нередко сами стоят за прилавком
Сколько бы я ни общалась со своими коллегами-предпринимателями, все говорят, что найти сотрудников тяжело. Повар-шаурмист, продавец мороженого или вареной кукурузы — не самая высокооплачиваемая работа. Вот например, зарплаты поваров-шаурмистов на Хедхантере:
Город
Зарплата в вакансии
На рынке уличной еды многие работают сами на себя. Например, в Москве есть «Инжир»: ребята делают необычные тортики — на миндальном корже, с муссом из клубники, базилика и творога — и продают их на Даниловском рынке.
Тортики на продажу делают вместе — муж и жена. Жена долго стояла за прилавком беременной, потом ребенок вместе с ней сидел в слинге. Сейчас там девушка-продавщица, и из-за этого теряется магия семейной уникальной истории. Так же вкусно, но уже не то.
Куда ходят в туалет сотрудники киосков
У нас в Рязани скоро появятся точки, где не будет подвода воды. Я понимаю, что все шаурмичные так работают, но для меня это дико, и я пока не понимаю, как общепит будет работать без воды.
Как-то я зашла в палатку и спросила, где они берут воду. Мне показали умывальник, как на дачах: сверху заливаешь воду в бак, а снизу она льется. Оказалось, они набирают воду в какой-то квартире в жилом доме возле палатки. Договорились и ходят несколько раз в день с баклажкой воды. А использованную воду сливают в ближайшую сточную дыру в асфальте.
Набирают воду в какой-то квартире в жилом доме возле палатки
Еще спрашивала в точке покруче. Им воду привозят в больших технических бочках, такие синие, с надписью «Вода» на боку. Сливают тоже в стоковую дыру в асфальте. В «Кофе-лайке» в торговом центре то же самое: раковина, как на даче, но выглядит чуть цивилизованней. Там под полочкой стоит одна канистра с водой, маленький насос и вторая канистра, куда это всё выливается. Сотрудник наливает чистую воду и сливает грязную в туалете торгового центра.
Насчет туалета для сотрудников владельцы точки обычно договариваются с ближайшим торговым центром, магазином, заправкой или квартирой в доме рядом с точкой.
Не хватает нормальных точек с уличной едой
Российскому рынку не хватает нормальных точек с уличной едой, чтобы люди были уверены: здесь нет никакой антисанитарии. Еще не хватает сервиса: клиенты хотят видеть за прилавком улыбающихся людей, а видят уставших и недовольных.
Уличная еда — это не про сверхприбыли: 15% от оборота — не огромные деньги, тем более обороты не в миллионах, а хорошо бы в одном миллионе. Поэтому не стоит заниматься этим, если по-настоящему не болеешь едой. Если нет классного продукта и понимания, что делать и для кого.
Владелец точки с уличной едой, как любой предприниматель, должен разбираться во всём сразу, например знать, как починить гриль или что добавить в рецепт, чтобы стало вкуснее.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Что открыть в ларьке
ИП необходимо встать на учёт в качестве страхователя в течение 30 дней после оформления первого сотрудника. Подать документы можно в отделении ФСС или через портал госуслуг. Для ООО отдельной постановки на учёт не требуется. Оформление в качестве страхователя происходит на этапе регистрации юрлица.
Оформление
Со всеми сотрудниками нужно заключить трудовые договоры, оформить трудовые книжки или направить сведения в Пенсионный фонд России. Также потребуются медицинские книжки. При приёме на работу иностранного гражданина необходимо уведомить МВД в течение трёх рабочих дней с момента заключения договора.
Система охраны труда
Необходимо разработать приказ по охране труда, должностные инструкции и журналы охраны труда. Также следует провести специальную оценку условий труда и мероприятия производственного контроля.
Рекомендации Роспотребнадзора
Ведомство разработало ряд рекомендаций для бизнеса в условиях работы в пандемию. Главное:
—
Сервис Сбера позволит за 10 минут проверить благонадёжность сотрудника. С подготовкой документов и регистрацией при найме штата поможет юрист. В дальнейшем, направляя документы в ФНС, ПФР, ФСС, и Росстат, можно воспользоваться сервисом «Электронная отчётность в госорганы». Составлять трудовые договоры и другие кадровые документы, вести бухгалтерский и налоговый учёт поможет «Конструктор документов».
Раздел 7
Товары
На каждый закупаемый товар должны быть сопроводительные документы. В бумажном виде — это товарные накладные и декларации о соответствии (или сертификат соответствия). В электронном — для алкогольной, табачной и продукции животного происхождения.
Для закупок продукции животного происхождения необходимо зарегистрироваться в электронной системе «Меркурий». Заявку на регистрацию необходимо подать в территориальное управление Россельхознадзора лично или в электронной форме: на электронный адрес info@svfk.mcx.ru — для ИП; на электронный адрес admin@fsvps.ru — для ООО (если у вас есть электронная подпись).
Для продажи табачных изделий нужно зарегистрироваться в системе обязательной маркировки «Честный знак»:
Для продажи любой алкогольной продукции необходимо зарегистрироваться в системе ЕГАИС.
Требования при хранении и реализации продукции:
—
Для управления продажами и складом подойдёт сервис «Моя торговля». Сервис работает с любыми онлайн-кассами, умеет печатать штрих-коды, этикетки и ценники. Вы сможете оформлять заказы и выставлять счета, отслеживать динамику продаж на торговых точках, вести учёт товарных остатков на удалённом складе и др.
Раздел 8
Клиенты и продажи
Анализ рынка
Проведите исследование и соберите как можно больше информации об отрасли в целом и вашей нише в частности. С этим поможет Общероссийский классификатор деятельности, сайты органов государственной статистики (ФНС, Росстат), тематические СМИ и интернет-порталы. Найдите бизнес, похожий на ваш, в своём городе или регионе. Опросите потенциальных клиентов, кто оказывает им аналогичные услуги и как часто они ими пользуются. В качестве итога — выделите целевой сегмент аудитории и постарайтесь спрогнозировать его рост.
Клиентская база
Чтобы клиент пришёл совершать покупку, он должен узнать о существовании и специфике бизнеса. Информацию о продуктах и услугах, способную заинтересовать аудиторию, можно подавать в разных форматах. Например, раздать листовки о вашем магазине в кафе, торговых центрах, кинотеатрах, предложить людям бесплатно поучаствовать в дегустации или подарить образцы продукции. В этой статье собраны формы и способы привлечения клиентов, которые можно использовать для любого бизнеса.
Маркетинговая стратегия
Конкурентные преимущества продукта старайтесь оценивать с точки зрения клиента, а стратегию ценообразования вырабатывайте на основе данных о целевой аудитории. Используйте только те рекламные каналы, которые подходят для продукта. Почитайте, как продвигать бизнес в Instagram, чем может быть полезен TikTok, зачем нужно настраивать контекстную рекламу. Пропишите сроки реализации стратегии, а также контрольные точки, по достижении которых команда будет сверять результаты работы. Отслеживайте прогресс раз в неделю, месяц или полгода.
Стратегия продаж
Стратегия продаж должна опираться на цифры и реальную ситуацию на рынке. Например, увеличить продажи на 70% не получится, если средний для отрасли показатель роста — 12%. Зафиксируйте количество клиентов в сегменте, ежемесячные прямые затраты на продажи, доход с каждой линейки продукции, тактики продаж. Последние нужно выбрать в соответствии с воронкой продаж — путём, который клиент пройдёт от заинтересованности в продукте до покупки.
—
Если хотите больше узнать о клиентах и их поведении, попробуйте мобильное приложение СберСоветник. Программа посчитает средний чек, покажет, сколько человек совершают покупки и как часто возвращаются. В приложении можно получить аналитику по основным бизнес-метрикам, оценить ёмкость ниши, сравнить показатели своего бизнеса с другими компаниями отрасли.
Чем можно торговать в ларьке. Как открыть ларек на колесах
Одним из наименее затратных и трудоемких видов малого бизнеса является собственный ларек, торговая палатка или небольшой киоск. Именно отсутствие высокого начального капитала привлекает большое количество начинающих предпринимателей.
Но помните, что розничная торговля имеет и минусы. К таковым относится высокая конкуренция. Чтобы ваш бизнес приносил прибыль, необходимо расположить киоск в месте большого скопления людей. Шаговая доступность, безупречное знание психологии клиента, уникальность реализуемого товара, удобный график работы и индивидуальный подход позволят быстро заработать деньги и обзавестись постоянными посетителями.
Что насчет рекламы? Если магазин расположен в центральной части города или поселка, то по поводу наружной рекламы можно не беспокоиться и не тратиться. Самое главное – яркая зазывающая вывеска и правильно расставленный товар на витрине.
Совокупный доход чаще всего зависит от территориального расположения. Также немаловажное значение имеет продукция, находящаяся на полках магазина. Если вы еще не определились, чем можно торговать в ларьке, то предлагаем прочитать статью, написанную специально для начинающих бизнесменов.
Юридическая сторона медали
Даже для открытия небольшого киоска требуется регистрация в налоговой инспекции. Вам следует зарегистрироваться в качестве ИП, встать на учет в Пенсионном фонде и Госкомстате. С 2004 г процедура оформления значительно упростилась. Теперь достаточно пройти регистрацию только в налоговой инспекции. Если же вы хотите торговать слабоалкогольными напитками, то понадобятся разрешительные документы от Лицензионной палаты. Процедура может затянуться на месяц.
Вам потребуется получить документ из управления строительства и архитектуры, его нужно будет согласовать с управлением торговли. За этот период у вас будет время на поиск подходящей точки. Можно воспользоваться услугами специалистов из агентства недвижимости, но в таком случае придется оплатить комиссионные.
Ларек для торговли, как правило, берут в аренду. Строительство магазина более затратное и требует немало времени. Киоск может располагаться как в помещении (торговый центр, вокзал, станция метро), так и на уличной площади.
Чем можно торговать в ларьке с небольшой площадью?
Можно выбрать продукты питания. Специализируйтесь сразу на нескольких категориях товара: молочные продукты, колбасные изделия, овощи, фрукты, хлеб. Не забудьте о жвачке, шоколадках и прочих мелочах, которые часто покупают молодые люди.
Бизнес-идея достаточно выгодная и рентабельная. Только внимательно отслеживайте сроки хранения, поскольку такая продукция, как молоко, колбасы и йогурты, быстро портятся. Если по соседству с вами находится гипермаркет, то не загибайте цену и строго следите за качеством.
Музыкальные и видеодиски
Сомнительный бизнес. Сразу приготовьтесь к постоянным проверкам со стороны контролирующих органов, ведь по закону разрешается реализовывать только лицензированную продукцию, а это, соответственно, значительно снизит прибыль. Если вы готовы к этому, то рекомендуем располагать уличные киоски вблизи с торговыми центрами, где проходимость платежеспособных клиентов гораздо выше.
Алкогольная продукция (пиво, джин-тоник, коктейли), соки, вода, чипсы
Подобный ассортимент товара является самым распространенным и малоприбыльным. Однако если вы проживаете на черноморском побережье, то данная ниша вполне перспективная и может приносить хороший доход. Вот только устанавливать магазин лучше ближе к побережью и включить в продажу квас, кукурузу, мороженое. Все с лихвой окупится за сезон.
Сувенирная и печатная продукция
Такие ларьки лучше открывать на вокзалах, в аэропортах и на станциях метро. Проходимость людей в этих местах большая, поэтому и доход будет немалый. Привлекайте покупателей яркими обложками, новинками и интересными сувенирами (олимпийские игрушки, монеты, шапки).
Как открыть ларек на колесах: оборудование для мелкоштучного товара
Схема организации бизнеса для открытия киоска одинакова при абсолютно любой категории реализуемого товара. Об отчетности и оформлении было написано выше, теперь поговорим, какое оборудование потребуется для воплощения идеи. Итак, сразу отметим, что площадь торгового помещения не должна быть менее семи квадратных метров.
Полноценный киоск не может существовать без вспомогательного оборудования:
— холодильная витрина (морозильная камера),
— стеллажи для продуктов,
Перечень оборудования напрямую зависит от ассортимента товара. После того, как вы установите все необходимое, можете приступать к работе. Первое время лучше торговать самим, чтобы наработать капитал и оценить правильность выбора ниши.
Финансовая составляющая
Если вы четко определились с тем, чем можно торговать в ларьке, то пора переходить к финансовому плану, так сказать к составлению сметы. Конечно, по сравнению с большим магазином, капиталовложения не такие большие, но они все-таки есть.
— Оформление документации – от 10 до 100 тысяч руб.
— Покупка кассового аппарата – 5-7 тысяч руб.
— Аренда киоска – от 10 до 30 тысяч руб.
— Приобретение ларька – 50-100 тысяч руб.
— Холодильное оборудование – от 10000 руб.
— Приобретение товара – от 50000 руб.
Как видно, минимальные затраты достаточно большие. Для старта необходимо иметь минимум 150000 рублей. Это без учета заработной платы сотрудникам. Как показывает практика, мелкорозничная торговля первую прибыль приносит спустя полгода, но опять же, многое зависит от проходимости покупателей, месторасположения, графика и товара. В ходе работы вы поймете, какая продукция более востребована, а какая не пользуется спросом. Исходя из этого, делайте ставки.