Что открылось поэту пророку
Стихотворение и анализ «Пророк»
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Краткое содержание
И. Крамской. Христос в пустыне. 1872
Данное произведение является исповедью страдающего человека, которого отвергает общество. Если лирический герой Пушкина, находясь среди пустынных песков, пребывает лишь на самом «старте» своего длинного творческого пути, то романтический герой Лермонтова пытается исполнить своё предназначение, в результате чего оказывается в пустыне: он убегает, спасаясь от травли своих современников.
Живя в обществе людей, пророк чувствует себя гораздо больше одиноким, нежели в пустыне. Дарованный ему талант никого не интересует. Люди не желают слушать и понимать его слова: они не готовы узнать истину ни о себе, ни об окружающем мире. В общественных глазах пророк замечает только «страницы злобы и порока». В него, за «правды чистые ученья», люди бросаются камнями.
Пророк чувствует абсолютное спокойствие только среди пустынных песков: там ему покоряется любая «тварь земли». Даже ночные светила в виде звёзд внимают его мудрым речам. Когда же пророку доводится вновь оказаться в городе, он в очередной раз слышит циничные высказывания и горькие укоры. Пророка, словно диковинную зверушку, показывают детям в качестве образца недостойного поведения.
История создания
Лермонтов написал это замечательное произведение в 1841 году. Случилось это незадолго до трагической гибели поэта. Таким образом, данное произведение является последним в творчестве великого стихотворца. Публикация стихотворения случилась через год после его написания на страницах журнала «Отечественные записки».
Ко времени создания данного стихотворения отношения Лермонтова с высшим столичным обществом стали существенно хуже: дело в том, что к сложному и неуживчивому нраву поэта, добавились сложности в личной жизни и в карьере. Всё это отразилось на общем смысловом и эмоциональном направлении произведений, созданных в 1841 г. Литературоведы полагают, что написание данного произведения — следствие многолетней дискуссии между Лермонтовым и В.Ф. Одоевским. В этих спорах основным камнем преткновения была единственная тема — «Поэт и его общественное признание». Большинство специалистов справедливо считают, что «Пророк» является одним из самых лучших стихов Лермонтова.
Жанр, направление, размер
Данное произведение относится к жанру лирической исповеди: в нём явно заметны библейские мотивы. Стихотворные строки можно смело отнести к романтическому направлению литературы.
Поэтический размер – четырёхстопный ямб с пиррихиями. Происходит чередование женских/мужских рифм. При этом в шести строфах автор использует рифмовку перекрёстную, а в финальном четверостишии – опоясывающую.
Композиция
Стихотворение включает в себя семь строф. С композиционной точки зрения оно делится на три семантических сегмента:
Образы и символы
Образная палитра произведения представлена Лермонтовым в классической традиции:
Темы и настроение
Основная тема произведения – одиночество нестандартной личности в условиях жестокого социума, противопоставление толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а лютая травля – вот та цена, которую готово платить общество пророку за то, что он несёт в мир идеи любви и добра. Настроение стихотворения характеризуется трагическим пафосом. Неспособность достойно исполнить свою гуманную миссию делает пророка глубоко несчастным человеком.
Основная идея
Главная идея произведения заключается в следующем: творческий человек всегда чувствует себя изгоем в обществе. Он изначально обречён на непонимание и одиночество. Творец может быть счастлив лишь наедине с Богом, вдали от людей. Лермонтов стремится продемонстрировать нам, насколько может быть несправедливым общество к тем людям, которые от рождения «поцелованы Богом».
Средства выразительности
В произведении Лермонтов использует следующие средства художественной выразительности:
Что открылось поэту пророку
Образ пророка в одноимённых стихотворениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова
Русская поэзия XIX дала нам три взгляда на мир, три точки зрения на жизнь человека и место его существования, три концепции понимания поэта и поэзии. Наиболее полно эти взгляды выражены в стихотворении А.С.Пушкина «Пророк» и одноимённых произведениях М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова.
Образ пророка – прежде всего образ религиозный, и обращение к нему требует от автора – наряду с верой – чёткой жизненной позиции и особой ответственности за своё слово. Пророк – человек, возглашающий истину, избранный Богом и устами которого говорит Бог, и цель пророка на земле – нести христианские истины. Однако, намеренное или ненамеренное искажение автором истинного, христианского понимания пророка, способно привести к возникновению образа лжепророка, несущего совершенно иные, противоположные ценности и истины. И разница между пророком и лжепророком не только в тех истинах и лжеистинах, которые они несут, но и в самой природе их духа, и если брать шире – в тех силах, которые за ними стоят, которые, в конечном счёте, ведут человека к царству Бога или к царству Антихриста. И на кажущуюся на первый взгляд схожесть, одноимённые стихотворения названных мной авторов имеют разные трактовки образа пророка.
И у А.С.Пушкина, и у М.Ю.Лермонтова, и у Н.А.Некрасова наблюдается проведение параллели между образом пророка и поэтом. Подобно тому, как пророк получает свой дар от Бога и несёт всем людям христианские истины, так и поэт черпает вдохновение свыше и словом способен затрагивать человеческие сердца.
Обратимся к пониманию образа пророка А.С.Пушкиным:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, –
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
По мнению А.С.Пушкина, настоящий пророк должен иметь «зоркие глаза, чуткий слух, острый язык, трепетное сердце, чтобы видеть, слышать, клеймить несправедливость и чувствовать страдания и боль людей – нести христианские истины, несмотря на трудности и тяготы» []. Таким же должен быть и истинный поэт, чья лира несёт свет и отдана народу. Как мы видим, А.С.Пушкин создаёт исконное русское понимание образа пророка, вкладывая в него христианское звучание. Многие исследователи, однако, относят это стихотворение А.С.Пушкина к гражданской лирике и видят в нём революционные настроения, связывая причину написания произведения с вестью о казни декабристов и наполняя образ пророка чертами борца с «гнётом царского режима». Такая позиция, на наш взгляд, не отвечает идее стихотворения. Пророк, как и поэт, несёт христианские истины независимо от существующей власти, эпохи и каких бы то ни было иных причин, признавая высшим судом только суд Бога.
Образ пророка развивает вслед за А.С.Пушкиным М.Ю.Лермонтов. Стихотворение Лермонтова написано в последний год жизни автора – в 1841 году – и подводит своеобразный итог творческому и жизненному пути поэта. Известно, что в последние годы жизни в творчестве Лермонтова возникли противоречия – наметился переход от романтизма к реализму, от эгоистического, индивидуального начала к русскому пониманию жизни, о чём свидетельствуют такие произведения, как «Бородино», «Родина» и др., но переход этот не был осуществлён окончательно из-за смерти поэта.
В стихотворении «Пророк» Лермонтов развенчивает собственные прежние убеждения, теории мистического богоизбранничества и превосходства пророка и поэта, показывая всю несостоятельность эгоистического начала и жизни только для самого себя. Если в стихотворении А.С.Пушкина показано рождение пророка, то в произведении Лермонтова – его дальнейшая судьба.
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Как мы видим, судьба пророка в стихотворении трагична. Человек, призванный нести слово Бога, повсюду гоним и презираем. Лермонтов создаёт образ пророка, отошедшего от порученных ему свыше заветов. Пророк не видит ни одного достойного человека вокруг себя, читая в глазах людей лишь «страницы злобы и порока». В стихотворении появляется противопоставление: пророк (поэт) – народ, толпа. Гордыня («он горд был, не ужился с нами») ставит пророка в его же собственных глазах на недосягаемую высоту, только с ним говорит Бог, только он может нести истинное слово, и потому выпавшие на его долю тяготы и испытания воспринимаются им как заслуженные страдания, делая его изгнанником и чужим среди людей. Только в пустыне он чувствует силу своего дара:
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Именно потому, что пророк забыл о своём высоком предназначении и противопоставил себя всем людям, живущим на земле, «правды чистые ученья» не приносят добра и не проникают в человеческое сердце. Так и поэт, по мысли Лермонтова, оторванный от народа, считающий себя выше других и идущий в своём творчестве по пути индивидуализма, не способен нести христианские истины и никогда не будет понят и принят. Таким образом, Лермонтов в стихотворении создаёт трагический образ пророка, ставшего жертвой собственной гордыни и потому утратившего со стороны людей веру в него. Пророк, как человек, не выдержал возложенного на него дара. Автор показывает всю несостоятельность индивидуалистического взгляда на мир.
Следующее стихотворение, с одноимённым названием «Пророк», было написан Некрасовым в 1874 году, за 3 года до смерти, в период его «Последних песен». По воспоминаниям революционера-народника П.В.Григорьева (Безобразова), на его вопрос о портрете Н.Г.Чернышевского, Некрасов встал и прочёл стихотворение «Пророк» []. Несмотря на все литературоведческие споры о том, кому всё же посвящено произведение, бесспорным остаётся следующий факт: образ некрасовского пророка приложим к «любому человеку 70-х гг., соединившему в себе демократический революционный идеал с очарованием нравственной чистоты и красоты» [].
Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной. «
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна.
Его еще покамест не распяли,
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.
Как мы видим, в лице пророка Н.А.Некрасов представляет нам идеал общественного деятеля 70-х годов XIX века, и этот идеал прямо вытекает из общеизвестной некрасовской формулы: «Поэтом можешь и не быть, но гражданином быть обязан». Следовательно, любой человек обязан быть гражданином, а если он ещё и поэт – обязан быть вдвойне. По мысли Н.А.Некрасова, существующий режим России не даёт возможности пророку, как и поэту, «служить добру, не жертвуя собой». Образ некрасовского пророка крайне противоречив: с одной стороны, пророк является настоящим идеалом и носителем христианских ценностей, так как служит добру и готов пойти на жертву ради других, в душе его нет «помыслов мирских» и любит он широко и возвышенно; с другой стороны – нравственная чистота и высокие христианские идеалы приобретают революционный характер, рождая образ пророка-революционера. В данном контексте совсем иное значение приобретают слова «рабы земли»: речь идёт не только о рабах божьих, но и рабах в прямом смысле этого слова, которые не имеют сил или не хотят бороться за свою свободу и торжество справедливости, и эту борьбу принимает на себя пророк, т.е. революционер, гибель которого, в конечном счёте, сравнивается по величине жертвы и чистоте помыслов с жертвой Иисуса Христа:
Его еще покамест не распяли,
Более того, если М.Ю.Лермонтов делает главным виновником трагической судьбы пророка самого пророка, поражённого грехом гордыни, то в стихотворении Н.А.Некрасова виновным в трагической судьбе пророка, пусть если и не прямо, то косвенно, становится народ – «рабы земли», не встающие на путь борьбы, и только собственная жертва пророка-революционера должна им «напомнить о Христе» и свободе.
Таким образом, созданный А.С.Пушкиным «Пророк» положил начало ещё одним двум одноимённым стихотворениям М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова. Образ пророка (поэта), возникающий в стихотворении А.С.Пушкина, наиболее полно отвечает русскому, христианскому взгляду на мир. И в стилистическом плане стихотворение Пушкина наиболее близко к библейскому образу.
Конспект урока: «Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина» (10 класс литература)
№8. Тема: Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина.
Цель: методом сопоставительного анализа стихотворений выявить сходства и различия взглядов на тему поэта и поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Задачи: Формирование навыков сопоставительного анализа текстов, проанализировать особенности лирики, посвященной теме поэта и поэзии; учить выразительному чтению стихотворений.
Развивать умение выделять ключевые слова, систематизировать информацию, формировать коммуникативную компетенцию; развивать логическое мышление, устную и письменную речь школьников.
Пробудить интерес школьников к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова, помочь почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающейся в протесте против деспотизма и своеволия.
1.Организационный вопрос, приветственное слово
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
-Доброе утро! Солнцу и лицам
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится
Пусть доброе утро (чувство)
2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся
-Здравствуйте, ребята! Мне приятно вас видеть! Предлагаю Вам прослушать строки…
— «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
— Назовите автора стихотворения.
-О ком говорится в стихотворении А.С.Пушкина? ( Пророк. Стихотворение называется «Пророк»).
— А кого Пушкин считает пророком? (поэта)
-Как вы думаете, в чём назначение поэта у Пушкина? («Глаголом жги сердца людей»)
3. Сообщение темы, задач урока.
-Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Образ поэта-пророка в поэзии)
-Что мы будем делать сегодня на уроке?
-А для чего, по–вашему, мы будем это делать? (Чтобы понять, в чем Лермонтов видит назначение поэта-пророка)
— так каких целей мы с вами должны достигнуть на уроке?
4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Создание проблемной ситуации
-Назначение поэта- нести людям свет правды, истины, красоты, любви. Вы согласны?
-Значит, людям нужны поэт и поэзия? (Да, нужны)
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
—О чем говорится в этих строках? Здесь речь идет об отношении людей к поэту и поэзии
—Вы сказали, что поэзия и поэты людям нужны. Так почему же у Лермонтова говорится о презрении людей к поэту-пророку, они называют его глупцом? (варианты ответов)
—А кто может дать ответ верный? (сам поэт)
Чтение стихотворения «Пророк»
Поиск решения (открытие нового)
«Пророк» Михаил Лермонтов
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
—До гибели Лермонтова оставалось несколько месяцев. Текст как бы продолжает стихотворение Пушкина «Пророк», которое вами было изучено.
-Что нам надо сделать, чтобы выяснить, какова же основная мысль стихотворения? (проанализировать)
5. Первичная проверка понимания.
Каково настроение стихотворения? (преобладает настроение горечи, печали, разочарования)
Почему такое настроение? Потому что есть слова презираем, одинок, гоним, никому не нужный)
С помощью каких слов оно создается? Отметьте их в тексте. (ключевые слова)
— Из семи строф стихотворения только одна, четвёртая, не проникнута горьким чувством. Во всех остальных есть слова, ударяющие словно плетью: «злоба», «бросали каменья», «бежал я нищий», «самолюбиво», «глупец».
—Ребята, а почему его презирают? За что? За что гонят, бросают «бешено каменья»? Посмотрите в текст, там есть ответ ( Провозглашать я стал любви/ И правды чистые ученья. Он говорит правду о вечном, о любви, о дружбе )
—За это надо бить камнями? (Да, люди злы, потому так и поступают)
— Но таков ли удел предназначен тому, кого небеса наделили даром предвиденья?( Возможно, пророк понимает, что не таков, иначе зачем бы ему возвращаться в шумный град, пусть он и «пробирается по нему торопливо». Но злобная критика, осмеяние вновь побеждают его.)
—Почему же пророка, описанного в стихотворении, они гонят, не понимают и не хотят принимать истину? (В очах людей читаю я страницы злобы и порока) (А слышать горькую правду о себе люди не хотят, она их пугает, злит
-Почему же пророк продолжает говорить правду? (в этом его назначение)
—Обратили ли вы внимание, как часто в тексте мы слышим слова Бог, вечный судия, Предвечный, божий глас? Почему они так часто встречаются? (дар Божий, от Бога)
— Кто обладает даром божьим? (поэт)
—Ребята, он говорит правду, несмотря ни на что? Почему? (в этом его предназначение, предназначение поэта)
-О предназначении поэта и его влиянии на судьбы людей он говорит так:
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных .
-Эти строки из стихотворения «Поэт».
6. Контроль усвоения материала.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
1. Что объединяет стихотворения Лермонтова и Пушкина?
2. Как выражена эта тема в стихотворениях?
3. Какие отличия стихотворений вы можете назвать?
4. Какими мы видим образы поэта – пророка у авторов?
5. Что открылось поэту – пророку в стихотворениях? (отношение к пророку)
6. Какие образы создают представление о трагедии поэта?
— Где находит душевное спокойствие лермонтовский поэт?
— Какую роль играл образ пустыни у Пушкина?
Контроль выполнения заданий.
7. Подведение итогов урока.
-Итак, ребята, давайте свами подведем итоги занятия. Вначале урока мы с вами поставили цели к уроку. Скажите, достигли ли мы их?
— Чему был посвящен наш урок?
Что нового вы узнали? Что было вам известно раньше?
Какие трудности у вас возникли? почему?
Домашнее задание: Прочит., пересказ поэмы «Демон»
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина.
Просмотр содержимого документа
«Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина»
Урок № 7. Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина.
Тип урока: усвоение новых знаний
Педагогические задачи: формирование навыков сопоставительного анализа текстов, проанализировать особенности лирики, посвященной теме поэта и поэзии; учить выразительному чтению стихотворений. Развивать умение выделять ключевые слова, систематизировать информацию, формировать коммуникативную компетенцию; развивать логическое мышление, устную и письменную речь.
Пробудить интерес школьников к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова, помочь почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающейся в протесте против деспотизма и своеволия.
Предметные: понимание связи литературного произведения
с эпохой написания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие
литературного произведения
Регулятивные УДД: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные УДД: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников; учатся составлять сложный план текста; передавать содержание
в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УДД: учатся подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого (в том числе автора), самостоятельно используя приёмы изучающего чтения на различных текстах, а также приёмы слушания; учатся искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений
Личностные: оценивают ситуацию
на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: Литература. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч / С.А. Зинин и др. – М. : Просвещение, 2019 * ; информационная справка по теме урока (обзор курса литературы 10 класса). Портреты М.Ю.Лермонтова, слайды, аудио и звукозапись стихотворения в исполнении мастеров слова, тексты стихотворений, таблицы.
Интернет-ресурсы:1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/
2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416
Содержание учебного материала.