Что открыли в древнем египте
Лучшие изобретения и открытия Древнего Египта
Цивилизация в Египте возникла около 3000 года до нашей эры. Она просуществовала до 30 годов до нашей эры, став частью Римской империи. За всё своё длительное существование Египет был обеспечен всем необходимым. Там была отличная природная среда, в том числе и вода, в которой водилась рыба. Плодородная почва обеспечивала хороший рост сельскохозяйственным растениям.
Прославила Египет и его архитектура. Чтобы построить пирамиды, требовались точные математические измерения и прочные материалы. Многие из вас наверняка слышали о красоте Клеопатры и о маске Тутанхамона. Поражают разум и египетское письмо иероглифами. Они вырезаны и написаны на многих поверхностях: на папирусе, каменных плитах, деревянных дощечках. На протяжении тысячелетий Египет процветал. Многие древнеегипетские изобретения интересуют людей и в наше время. О некоторых из них мы поговорим в данной статье.
Математика
Некоторые историки считают древних греков изобретателями математики. Греки достигли многого и в астрономии, но взяли первоначальные знания об этом они у древних египтян. Жители Египта применяли практическую геометрию при резке камней для строительства своих пирамид.
Математика в Древнем Египте была практической наукой. В школах маленьких египтян учили письму и математике. Большое внимание уделялось и спортивным упражнениям. Мо мнению многих учёных базовая десятичная система чисел была придумана именно в Древнем Египте в ещё до 2700 года до нашей эры. Самый старый математический текст, написанный на папирусе, относится примерно к 2000 годам до нашей эры. Древние греки только усовершенствовали эти знания.
Календарь и часы
Правительство
В Древнем Египте правил закон и один человек фараон – живой бог. Фараонам принадлежало божественное право править. Во время коронации они становились воплощением бога. Фараоны владели всей землёй и людьми, но и они подчинялись богине истины Маат. Фараон был обязан поддерживать порядок и согласие в государстве. Египет не был слишком воинственной страной среди других древних цивилизаций. Географически он был хорошо защищён и обеспечен продуктами пропитания. На протяжении долгого времени в стране даже не было профессиональной армии. Фараоны лидировали во всём, а особенно в религии. Народ следовал за ними и в политике, и в религии, стараясь приобрести себе место получше в загробной жизни. После смерти фараон воскресал в загробном мире, как бог.
Библиотека
Самой известной древнеегипетской библиотекой является Александрийская. Она была самой крупной в древнем мире. Её посвятили музам – богиням искусства. Александрийская библиотека имела огромное значение для древнего мира, в ней были собраны все знания античности. Основал библиотеку Птолемей I Сотер в 300 году до нашей эры. Он хотел сделать центр, где обучались различным знаниям в одном месте. В Александрийской библиотеке содержалось более миллиона свитков, где были записаны сведения по литературе, истории, праву, математике, естествознанию.
Жители Древнего Египта очень любили вино, которое, возможно, они изобрели первыми. До наших времён дошли рисунки, на которых изображён процесс делания вина. Египтяне научились выращивать виноградную лозу. Они подпирали её деревянными опорами. Виноградные гроздья собирали в большие корзины, а затем давили виноград, получая сок. Хранили вино жители Египта в больших глиняных ёмкостях, которые были сложены в специальные подвалы. Умершим в гробницу обязательно ставили сосуды с вином. Считалось, что умершее тело будет питаться им. Из Александрии сосуды с вином переправляли по Нилу в другие страны.
Косметика
Чтобы все видели, к какому классу принадлежит человек, было принято отражать это во внешности.
Древние египтяне тратили на уход за собой довольно много времени. Они придумали парики, которые носили не только как украшение, но и для защиты от сухого ветра и жаркого солнца. Египтянами были придуманы первые духи и бритвы. И мужчины, и женщины пользовались косметикой и носили парики.
Для окраски ресниц применялось три вида краски. Это были чёрный коль, зелёный малахит и серый галенит. Охрой египтяне наносили румянец на щёки, а блеск для губ получали смешиванием охры и масла. Фараон Клеопатра считается самой красивой женщиной в мире. Многие её секреты используют современные женщины для сохранения своей молодости и красоты.
Как тоник для лица царица использовала яблочный уксус, а алоэ вера увлажняла кожу. Для омолаживания Клеопатра принимала медовые и молочные ванны. Миндальным маслом она смазывала волосы, чтобы они лучше блестели. Египтянами была придумана первая зубная паста. Её они делали из яичной скорлупы и мяты.
Жители Древнего Египта очень любили украшения. Их они использовали как магические амулеты. Археологами были обнаружены большие коллекции драгоценностей, сравнения с которыми нет.
Мумификация
В Древнем Египте очень сильна была вера в загробную жизнь и в богов. Они старались сохранить тело, чтобы дух мог туда вернуться. Для этого они создали процесс мумификации, чтобы замедлить разложение или совсем прекратить его. Жрецы осторожно вынимали внутренние органы трупа и складывали их в четыре сосуда. В одном хранился желудок, во втором – кишечник, в третьем – лёгкие, в четвёртом – печень. Египтяне считали эти органы самыми важными. После тщательной обработки их помещали обратно в тело. Сосуды находились рядом. Тело специально бальзамировалось и оборачивалось льняным полотном. С мумией в гробницу клали и амулеты, защищающие её. На гробницах были написаны проклятия расхитителям. Самым известным является маска Тутанхамона.
Медицина
Около 1600 года до нашей эры был написан медицинский свиток. Там были сведения по хирургии. Это было сделано на 1000 лет раньше Гиппократа. В свитке описываются травмы головы, шеи, грудины. Там же перечисляются хирургические инструменты. Некоторые из инструментов были найдены археологами в гробнице Кар, лекаря и хранителя тайн фараона. Зачатки нейробиологии впервые появились именно в Древнем Египте. Медицина древних египтян была смесью магии и практики лечения. Египетские лекари применяли и научные методы лечения. Их знания об анатомии базировались на мумификации.
Иероглифы
Древнеегипетские иероглифы – самая старая форма письма, которая появилась около 3300 годов до нашей эры. Как и жители Месопотамии, египтяне первыми обратили свою устную речь в письменную. Первые записи представляли собой небольшие картинки, но со временем они модифицировались. Египтяне писали на листах папируса, прародителе бумаги. Кроме него люди в Египте писали на дереве и камне. Чернила для письма они делали из смеси воска сока растений. Вся Римская империя и Византийская империя снабжались египетским папирусом.
Пирамиды
Самым важным достижением древних египтян безусловно являются пирамиды. Эти твёрдые постройки имеют чёткую геометрическую форму, в основании которой лежит квадрат. Их строили, как гробницы для фараонов и религиозные храмы. Находились они подальше от крупных населённых пунктов. Строили их египтяне десятилетиями. Пирамида Хуфу была построена в районе Гизы примерно в 2600 году до нашей эры. Она была предназначена для царицы Хетеферес. Это самая крупная известная пирамида.
Топ-10: новейшие открытия в изучении древнего Египта
Сегодня может показаться, что Египту больше нечем нас удивить, а пирамиды Гизы больше не восхищают, как это было когда-то. И хотя кажется, что переплюнуть монументальность и значимость этих гробниц практически невозможно, невероятные открытия все еще совершаются и по сей день. Археологи раскапывают новые руины, а вместе с ними крупные или богатые захоронения, часть которых, например, относится ко временам чумы, разразившейся в Фивах при царе Эдипе. Даже такие современные и обыденные места, как Каирский исторический музей и столичные свалки, способны предложить миру неожиданные сокровища, способные полностью поменять наше представление об этой древней цивилизации.
Египет не раз переживал вторжения великих правителей, и Наполеон Бонапарт также побывал в списке агрессоров, посягнувших на территорию некогда величайшей цивилизации. В 1798 году ранним утром он привел к берегам Египта военно-морской флот численностью в более чем 100 кораблей, чем немало шокировал потревоженное население города Александрия (Alexandria).
Полный решимости захватить бывшие земли фараонов, Наполеон успешно отбил эти территории у британцев, колонизировавших регион, но вскоре покинул Александрию из-за внутриполитических проблем дома. В отсутствии французского главнокомандующего Великобритания вернула себе Египет. Пока Бонапарт был занят переворотом во Франции, он упустил едва завоеванный город.
В 2014 году в прибрежных водах средиземноморского острова Фарос (Pharos) российские дайверы нашли следы французской армии, бившейся под Александрией несколько веков тому назад. Когда-то на острове стояло самое высокое здание того времени – маяк высотой в 117 метров.
9. Новая пирамида
Фото: conceptnewscentral.com
Египет – не самое удивительное место для пирамид, но все же в этот раз археологи были вновь поражены своей новой находке. Строение было очень сложно распознать, поскольку его руины были разрушены почти до самого фундамента.
Обнаруженный к югу от Каира посреди некрополя Дашхур (Dahshur, кладбище фараонов, где находится очень много пирамид средних и небольших размеров), комплекс состоял из отдельных комнат, был выложен алебастровой брусчаткой и предусматривал каменные коридоры по своему периметру. Изначально исследователи сочли, что это была очередная усыпальница Дашхура, но в 2017 году археологи узнали настоящую правду.
Перед вами развалины не просто тщательно продуманной или экспериментальной могилы, а руины пирамиды, построенной приблизительно 3700 лет тому назад. Ближайшая пирамида к этому новому археологическому объекту – известная Ломаная пирамида Дахшура, которую построили приблизительно в 2600 годах до н.э по заказу фараона Снефру (Snefru).
Ученым до сих пор неизвестно, чье тело должно было быть захоронено в недавно обнаруженной пирамиде. Возраст этого древнего знатного египтянина дает основание полагать, что он имел отношение к 13-ой династии, и что эта гробница должна была стать местом вечного отдыха для человека очень знатного рода. Окружающее гробницу кладбище было построено на западном берегу Нила – области, отведенной для захоронения королевской семьи.
Этот год начался не так давно, но для египтологов он уже стал чрезвычайно успешным – на западном берегу Нила раскопали еще одну гробницу. Новая усыпальница также находится в районе Дашхурского некрополя. Объект Дра Абу Эль Наги (Dra Abu-el Naga) в Луксоре (Luxor) одарил исследователей богатой коллекцией экспонатов.
Обнаруженная в 2017 году, гробница принадлежала дворянину, который умер 3 000 лет тому назад! Захороненного здесь египтянина звали Юзерхат (Userhat), и судя по всему он работал судьей во времена Нового царства (1500–1000 до н.э), эпоху наивысшего расцвета древнеегипетской государственности, самую богатую на строительство памятников и гробниц.
Комплекс усыпальницы состоит из внутреннего дворика и еще нескольких связанных с ним залов. В одной из палат было обнаружено четыре гроба, но когда исследователи зашли во второй зал, они нашли еще шесть саркофагов. Легко представить себе восторг историков, когда была вскрыта третья комната, и в ней была найдена целая армия из более чем 1 000 маленьких статуэток. Крошечные фигурки предположительно символизируют фараонов нескольких различных династий. В этой же комнате были найдены деревянная маска и ручка от крышки саркофага. Археологи рассчитывают найти еще больше артефактов, поскольку раскопки еще далеки до своего завершения.
7. Новый некрополь
Фото: Live Science
Некрополь (место погребения) – явление довольно распространенное для Египта. Однако когда в 2016 году было обнаружено очередное древнеегипетское кладбище, ученым пришлось внести поправки в истории региона, и они даже столкнулись с новой загадкой.
Джебел ель Силсила (Gebel el Silsila) сначала считалась каменоломней. Однако результаты недавних раскопок раскрыли это место в новом свете. Оказывается, некогда здесь проживало процветающее сообщество с развитой религиозной системой, и ведущее активную торговлю. Об этом свидетельствуют обнаруженное святилище и 42 гробницы.
Находка отправила археологов на поиски руин домов, но им не удалось найти ни одного признака их существования. Раскопки обнажили кладбище, карьер, статуи и стелы, но никакой деревни или города и в помине не было. Противоречивость такого открытия очень озадачила ученых-историков.
Изначально гробницы были обнаружены благодаря недавнему наводнению. Археологи знали о пустотах в скале, но не имели ни малейшего представления об их характере, пока Нил не вернулся в свои берега.
Двухкамерный храм был первым, что обнаружили ученые. В одной из его комнат они нашли вырезанный солнечный диск с крыльями, считавшийся в Египте сильным защитным символом. Могилы были разрушены, и человеческие кости валялись в полном беспорядке.
Очевидно, что гробницы предназначались для представителей древней элиты. Обнаруженные статуи явно символизировали важные семьи 1543–1189 годов до н.э. В одной из усыпальниц археологи нашли амулет скарабея с нанесенным на него именем фараона Тутмоза Третьего (Thutmose III), что также подтверждает важный статус Силсилы. Это место было намного более значимым, чем просто каменоломня.
6. Танцующие птицы
Фото: newhistorian.com
В 2015 это сокровище было признанно «одним из 10 самых важных археологических открытий в истории Египта». На первый взгляд этот древний шедевр может показаться унылым и примитивным, но его ценность состоит в том, что этот артефакт относится к эпохе, предшествовавшей эре фараонов.
До обнаружения каменной плиты ученым о культуре Нила эпохи неолита не было известно почти ничего, а ведь именно от нее произошло уникальное египетское общество. Танцующие птицы, как их прозвали египтологи, были найдены в Куббет эль-Аве (Qubbet el-Hawa), некрополе под Асуаном (Aswan). Эти изображения датируются предположительно четвертым тысячелетием до н.э. древнейший артефакт так хорошо сохранился только благодаря тому, что фигурки на камне были вырезаны, а не нанесены краской поверх грубой породы.
Стиль исполнения этого сюжета представляет для ученых большой интерес. Вместо привычных линий на камне были выдолблены крошечные точки, формирующие схематичные фигурки танцора и лучника, преследующего страуса. Это непросто увидеть, пока не соединишь точки воображаемыми линиями. Танцор воздевает руки к небу и представляет собой либо вдохновителя охотника, либо благословляет его на удачное преследование добычи. Археологи предполагают, что танцующий человек изображен на камне с птичьей маской.
Артефакт может стать связующим звеном между двумя древнейшими культурами египетского региона. Несколько лет тому назад подобные глиняные маски и изображения с танцовщицами в птичьем обличии были найдены в Гиераконполисе (Hierakonpolis), древней столице Верхнего Египта. Они также относились к четвертому тысячелетию до н.э.
5. Украшения из метеоритов
Фото: sciencedirect.com
Девять металлических бусин, обнаруженных в северном Египте, оказались не только самыми древними артефактами из железа, но и объектами космического происхождения. Эти украшения археологи выкопали из 2 гробниц, расположенных в месте захоронения древней Герзейской культуры. Прочие находки из усыпальниц помогли определить возраст редкого металла. Оказалось, что бусины датируются 3200 годами до н.э.
Сделанные из метеорита, эти атрибуты додинастического Египта были выполнены по технологии, предполагающей ковку тонких листов железа, которые сворачивались в коническую форму. Такие украшения считались настоящей роскошью и должны были очень высоко цениться в древние времена.
Четыре бусины были частью ожерелья, на которое также были нанизаны артефакты из других драгоценных минералов, включая золото, сердолик, агат и лазурит. Еще три космических осколка были найдены на талии того же самого трупа. Последние 2 бусины были зажаты в руках человека, захороненного в другой богато обставленной гробнице.
Захоронение выкопали в 1911 году, и здесь были обнаружены останки египтян додинастической эпохи. Некоторые из трупов относятся к четвертому тысячелетию до н.э. Возможно, в глазах непосвященного читателя эти находки кажутся горсткой старинного мусора… Однако для археологов бусины стали свидетельством того, что 5 – 6 тысяч лет тому назад древняя египетская община уже обладала навыками плавки металла и была способна выковать из хрупкой и шероховатой метеоритной породы листы не толще 1 миллиметра, которые потом можно было бы свернуть в коническую форму, не нарушив их целостности.
4. Третьего царство
Фото: The Guardian
Флиндерс Петри (Flinders Petrie) обнаружил это место еще в 1902 году. По какой-то причине известнейший египтолог решил не тратить впустую свое время на скромные могилы. Именно так Петри и лишился исключительного открытия, которое он бы с гордостью добавил к своему выдающемуся послужному списку.
В 2014 году археологи вновь взялись за свои лопаты, отправились к месту законсервированных раскопок в районе Абидоса (Abydos), и нашли… неизвестного фараона. И это был не просто какой-то старый дворянин. Оказалось, что ученые раскопали тело короля Сенебкея (Senebkay), правившего 3 600 лет тому назад.
Важность этой находки в первую очередь состоит в том, что ранее ученые могли лишь предполагать о существовании некоей династии, относящейся к данному промежутку времени. Однако у этой теории не было никаких физических доказательств. До 2014 года. Еще более замечательно то, что обнаружение этой древней гробницы фактически означает, что прежние представления о том, что до объединения Египта здесь существовало только 2 царства, были ошибочны. Пришло время переписывать историю!
На центральной территории между северными и южными королевствами существовало и другое, третье царство, и приблизительно в 1600 годы до н.э. им управляла династия Сенебкея. Какую роль эта династия играла на политической арене, пока неизвестно. Но археологи надеются выяснить, было ли это царство в союзе с одним из двух известных ранее, или же оно представляло собой буфер между другими двумя.
Египтологи рассчитывают на то, что под землей их ждут новые гробницы, которые скрывают тела других представителей королевских семей и прольют свет на пробелы в египетской истории.
3. Чума Киприяна
Фото: Live Science
Во время раскопок Луксора в 1997–2012 годах, археологи совершили ужасное открытие. Команда, работающая над погребальными комплексами древнеегипетских представителей знати, Харвы и Акименры (Harwa, Akhimenru), обнаружила здесь целую свалку из человеческих тел. Впоследствии это кладбище использовали для своих захоронений и жители древней Фивы, и именно они и превратили усыпальницу в массовое захоронение.
Ученые нашли в комплексе 3 печи, в которых производилось большое количество извести (популярное дезинфицирующее средство древних времен). На этом находки не ограничились – здесь же рядом было вскрыто массовое захоронение обработанных известкой тел и останков скелетов, которые по всей видимости когда-то были преданы огню. По воспоминаниям современников, костры пожирали невероятное число больных чумой, а Святой Киприян (Cyprian) даже сравнивал происходящее с предвестием конца света.
Обнаруженная здесь же глиняная посуда свидетельствует о том, что комплекс использовался в третьем веке н.э., как раз когда эпидемия чумы распространилась по всей Римской империи вплоть до египетских территорий.
Киприян был епископом Карфагена, и в свое время описал мучительную болезнь, которая свирепствовала в период между 250 и 271 годами н. э. Симптомы включали не проходящую рвоту, диарею, слабость, язвы в ротовой полости и гниющие оконечности.
Изначально эти комплексы предназначались для загробной жизни египетских дворян, но в итоге были осквернены похоронным бюро 3 века н.э. Исследование жертв показало, что люди умирали так быстро и в таких больших количествах, что никто из больных не был похоронен с соблюдением традиционных обрядов. Штамм смертоносной кори или оспы вымер вместе с гражданами Фивы, и археологи полагают, что обнаруженные тела связаны с легендарной «Чумой Киприяна», упоминания о которой пока что не были подтверждены никак, кроме летописных отсылок.
2. Каирский манускрипт
Фото: The Guardian
Уникальная реликвия пылилась в хранилище Каирского национального музея египтологии в течение многих лет. Как кожаный свиток появился на горизонте вновь, не совсем понятно. Известно, что Французский Институт Восточной Археологии купил манускрипт после Первой мировой войны. Продавец был крупным дилером предметов старины, но никто не знает, кто именно это был.
Непосредственно перед началом Второй мировой войны книга была пожертвована музею в Каире, где свиток лежал забытым вплоть до 2015 года. Когда рукопись развернули вновь спустя почти 100 лет забвения, она практически развалилась на части. После тщательной реставрации оказалось, что в руки исследователей попал 4000-летний манускрипт с религиозными заклинаниями и цветными изображениями священных и сверхъестественных существ.
Тексты и рисунки были нанесены с обеих сторон артефакта длиной в 2,5 метра, и этот манускрипт был написан даже раньше легендарной Книги мертвых, которая также представляет собой сборник ритуальных обрядов.
Реликвия датируется 2300–2000 годами до н.э., и после его повторного обнаружения Каирский свиток признан самой старой кожаной рукописью древнего Египта. Среди прочих религиозных текстов манускрипт открывает читателю тайну проникновения в запретное святилище, охраняемое сверхъестественными существами.
1. Статуи со свалки
Фото: The Independent
В 2017 году на столичной свалке Египта были обнаружены 2 статуи. Одна из них представляла собой верхнюю часть человеческого тела в натуральную величину, а другая оказалась частью 8-метрового колосса.
Останки статуи фараона попросту валялись в грязной луже, и были расколоты на несколько фрагментов. Голову из воды извлекли с помощью грузоподъемника, но часть лица была повреждена, из-за чего понять, кто на ней изображен, крайне сложно.
Вырезанный из кварцита артефакт был обнаружен в северном районе Каира, Матарие (Matariya), где толком нет асфальтированных дорог, и дома еще находятся в процессе строительства. Это прозвучит иронично, но именно здесь находится то самое место, где по верованиям древних египтян бог Солнца начал творить наш мир
Статуи нуждаются в серьезной реставрации и дальнейшем изучении, но их уже признали одними из величайших находок Египта.
Глава1. ОТКРЫТИЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Глава1. ОТКРЫТИЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Нет ничего удивительного в том, что первыми египтологами стали сами древние египтяне. Уважение к прошлому почти всегда проявлялось в течение долгой истории этого народа. Поэтому можно было ожидать, что египтяне с их глубоким уважением к святости прецедента положат начало этой науке. К примеру, когда фараон Неферхотеп (приблизительно 1750 год до н. э.) решил заказать новую статую Осириса, царя мертвых, то велел отыскать в архивах библиотеки Гелиополя древнее изображение бога, для того чтобы сделали его точную копию. Шестью столетиями позднее Рамсес IV продемонстрировал сходные знания в области антиквариата; есть много других примеров того, как творения известного правителя в точности копировали его последователи.
Однако не только фараоны стремились показать себя наследниками предшествующих поколений и проявляли искренний интерес к прошлому. Во времена Нового царства было ясно, что множество древних зданий стали фактически национальными памятниками, и к ним регулярно прибывали посетители. Когда царица Хатшепсут (приблизительно 1480 год до н. э.) выстроила свой громадный погребальный храм в Дейр-эль-Бахри, посягнув при этом на окраины гораздо более древней гробницы царицы Неферу, она позаботилась при строительстве оставить узкий проход, по которому посетители могли добраться до знаменитой усыпальницы Неферу. Надписи, которые эти люди оставили на стенах, дают возможность определить, что они мало отличались от нынешних «коллег».
Такие граффити находят и на других монументах. К примеру, на одном из нескольких зданий, окружающих Ступенчатую пирамиду, есть составленная из стереотипных фраз надпись, рассказывающая о том, что писец Яхмос пришел посмотреть на храм фараона Джосера и нашел, что «внутри как будто солнце встает на небе». Это говорит о том, что монумент был открыт для посетителей приблизительно через тысячу лет после своего создания. Предметом такого интереса к древности были не только впечатляющие гробницы сильных мира сего. Скромные усыпальницы частных лиц в Фивах через девять столетий после смерти их обладателей были доступны для любопытных, а в саисские времена произошло возрождение гордости достижениями прошлого: отдельные рельефы и рисунки тщательно очистили и аккуратно скопировали. Благодаря редкостной игре случая саисская копия и оригинал (оба на барельефе) уцелели; в наше время они точно так же заслуживают восхищения.
Бывало, что древние египтяне небрежно относились к изучению прошлого, но некий Иби, построивший себе гробницу поблизости от Фив во времена правления фараона Псамметиха I (приблизительно 600 год до н. э.) с удивительной педантичностью скопировал на ней сцены с гробницы времен Шестой династии (она находится в Дейр-эль-Гебрави, на две сотни миль дальше к северу). Возможно, это было связано с тем, что ее хозяин носил то же имя и похожий титул.
РАННИЕ ОТЧЕТЫ ПО ЕГИПЕТСКОЙ ИСТОРИИ
Вероятно, Манефон, верховный жрец в храме Гелиополя, имел доступ к огромному множеству записей, когда при Птолемее II начал писать по-гречески свою «Историю Египта» (приблизительно 250 год до н. э.).
Полностью эта работа не сохранилась; она дошла до нас лишь в виде фрагментарных и искаженных пересказов, сохранившихся в записях Иосифа и других классических авторов. Они использовали цитаты в основном для того, чтобы поддержать свою точку зрения в полемике с другими авторами. Между тем сомнительно, что даже весь труд имел бы научное значение. Манефон имел намерения рассказать образованным классам египетского общества историю своей страны, но он был вовлечен в соперничество Птолемея и Антиоха Сирийского (каждый из которых стремился доказать, что его земля древнее), и у него были свои предпочтения.
Манефон почти наверняка имел доступ к архивам, дошедшим до нас в урезанном виде, в том числе к записям из Абидоса и Карнака, отображавшим традиции Верхнего Египта; к спискам из Сахары и Туринскому папирусу. Камень из Палермо, от которого осталось множество разрозненных фрагментов, в то время мог хранить в неприкосновенности летописи древних фараонов Египта вплоть до середины Пятой династии. Конечно, кроме этого, у Манефона должны были быть другие, более полные документы, не сохранившиеся до наших дней; вполне возможно, что его династическая хронология не страдала особыми неточностями. Сомнительно, однако, что интерпретация фактов в его произведениях достойна доверия, ведь ему приходилось полагаться на сообщения о событиях, достоверность которых сомнительна, как мы увидим впоследствии.
За неимением «Истории» Манефона особое значение приобретает отчет, который греческий путешественник Геродот (приблизительно 450 год до н. э.) дает во второй книге своей «Истории», где пишет о поездке по долине Нила. В рассказах о виденном своими глазами он обычно проявляет глубокую проницательность, и его мнение достаточно ценно; но многое из написанного в этой книге — всего лишь сплетни. Геродот, по-видимому, никогда не встречался с людьми из образованных классов египетского общества и зависел от местных переводчиков, проводников и мелких чиновников, которые готовы были предложить доверчивому слушателю выдуманное объяснение любого события. По этой причине Геродот сохранил для нас множество сказок того времени, многие из них представляют большой интерес для антрополога, но вряд ли имеют значение с точки зрения историков. Несмотря на это, на Геродота ссылались такие классические географы, как Диодор Сицилийский, Страбон и Плиний. На их отчеты о жизни Древнего Египта ученым приходилось полагаться вплоть до недавнего времени, поскольку после 394 года н. э., когда последняя из известных иероглифических надписей была высечена в правление Феодосия Великого, долгая тишина спустилась над страной и скрыла все, что можно было узнать о ее прошлом. Впрочем, непрерывный ход развития национальной культуры был прерван за столетия до того: когда Птолемей унаследовал египетскую часть империи Александра и начал прививать правящей касте чуждые ей греческие привычки. Процесс эллинизации Египта шел не слишком успешно; к тому времени, когда в 30 году до н. э. Рим оккупировал страну, греческая культура создала лишь тонкий слой на национальной основе. Захватчики жестоко эксплуатировали страну как источник дешевого зерна для городской черни Рима, а поборы сменявших друг друга префектов давали пищу национальному духу сопротивления, который нашел себе поддержку в христианской религии. Это патриотическое и религиозное движение, поощрявшее возрождение египетского языка в форме коптского, записанного греческими буквами и с заимствованиями из того же языка, не привело к возвращению интереса к языческому прошлому.
Отрешение коптского Египта от его древнего наследия завершилось в 693 году н. э., когда Амр во главе арабской армии захватил страну для халифа Омара и превратил ее в исламское государство, на тысячу лет потерявшее тесные связи с христианской Европой. Мусульмане не проявляли интереса к египетским древностям, только свалили несколько монументов в надежде откопать легендарные сокровища, якобы закопанные у их подножия. Вообще на древние памятники смотрели косо, как на творения неверных, к которым следует относиться равнодушно или даже враждебно; некий шейх Мохаммед изуродовал Великого сфинкса в Гизе, думая так порадовать Бога. Позже интерес к древним реликвиям проявили не сами жители страны, а он явился извне.
В конце Средних веков Западная Европа вновь вдохновилась классическим наследием. Этот процесс начался в Италии, где меньше пренебрегали традиционным обучением. Здесь повсюду лежали руины былого величия, вдохновлявшие исследователей на изучение языческого прошлого, причем не только собственного, но и чужого. Некоторые из египетских монументов, перевезенных императорами в Рим, еще стояли, другие (выписанные из Египта, чтобы украсить галереи, пристроенные к императорским баням и виллам) нашли в XVI и последующих веках при строительстве. Появление в 1499 году книги Колонны «Hypnerotomachia Polipbili», в которой средневековый символизм сочетался с новым, образным стилем, можно считать первой в Европе попыткой перевести иероглифы в соответствии с эзотерической системой, ведущей свое происхождение от толкования Гораполлона. Вплоть до начала XIX века сохранялась вера в то, что египетские надписи символически выражают религиозные и философские концепции. Эта теория нигде так ярко не выражена, как в писаниях Афанасия Кирхера (1650 год н. э.), чья репутация одного из первых коптских ученых оказалась подпорчена благодаря фантастическим интерпретациям иероглифических надписей. Для него шесть знаков, составлявших имя фараона Акориса (390—378 годы до н. э.), значили, что «статуя сокола с пером и священной вазой Нила должна быть установлена для того, чтобы молитвой превозмочь Момфту и позволить Нилу осуществить его плодородный разлив».
При таком интуитивном изучении продвижение вперед зависело от открытия новых памятников и надписей. В этот период их небольшая часть начала изучаться, в основном благодаря молодым людям, которые в том возрасте, когда положено отправляться в путешествие для завершения образования, уезжали на Ближний Восток.
По этой причине преподобный Ричард Покок, позднее епископ Митский, посетил Нил. Он опубликовал отчет о своей поездке, в который включил гравюры с изображениями редкостей, виденных или собранных по дороге. Он вместе с такими путешественниками, как Норден и Перри, а также антикваром Уильямом Стакли, являлся членом недолго просуществовавшего Египетского общества (первого в череде подобных), созданного в 1741 году для содействия распространению египетского и других «античных учений». Именно над такими дилетантами посмеялся Аддисон в своем первом номере «The Spectator», когда описал свое вымышленное путешествие в Каир с целью измерить пирамиды.
Растущий в течение всего XVIII века интерес к Древнему Египту был одним из аспектов движения романтизма, находившего аромат прошлого неотразимо привлекательным и приверженного красочному ориентализму. Беркхард путешествовал в местном наряде под именем шейха Ибрагима не только для того, чтобы избежать риска встречи с ближневосточной разведкой. Любовь к красочному Леванту и его башибузукам, грациозно позирующим среди руин на фоне пустынного ландшафта, пришла в литературу и другие виды искусства. Пытливый путешественник, вооруженный карандашом и записной книжкой, и его небольшая группа слушателей — кабинетных ученых, склонных к беспочвенным догадкам, были, конечно, только любителями, эклектичными и в основном бесплодными. Но они представляли два основных потока деятельности, которые даже теперь важны для египтологии.
Закат новой эры внезапно произошел в 1798 году, когда французы совершили драматическое воплощение идеи получить Суэцкий канал, сокращающий путь в Индию. Попытка воплотить эту идею в жизнь досталась Наполеону; как настоящее дитя своего времени, он взял на себя и ответственность за исследование прошлого Египта во время похода. Высказывание, обращенное к войскам: «Солдаты, на вас глядят сорок столетий», поднимает завесу над романтическим прошлым Египта. В обозе его армии ехали почти две сотни французских ученых, которые должны были исследовать, описывать древности и даже заниматься раскопками. До тех пор научная экспедиция таких размеров еще ни разу не оказывалась в ни в одном из мест античной культуры; в новом столетии она послужила образцом для многих других. Хотя военная авантюра Наполеона потерпела полный крах, он полностью утвердил французское превосходство в области египетской культуры. Тридцать шесть иллюстрированных томов, в которых Виван Денон и его коллеги описали монументы, найденные в Египте, появились между 1809-м и 1813 годами и вызвали живейший интерес.
С этого момента и впредь в XIX веке исследования прошлого вызывали такой же ажиотаж, как в нашем поколении — исследование глубокого космоса. Результаты египетской экспедиции оказались многообещающими, но это не всегда шло на пользу науке. Французы действовали ради национального престижа не в меньшей степени, чем ради научных достижений. Египетские древности теперь стали залогом в игре международного соперничества, в которую великие державы играли друг с другом в различных вариантах. В ней приобретение таких колоссов, как Мемнон или Озимандий, давало нации чувство величественного достижения, сравнимое с современным запуском на орбиту спутника. Это соперничество обозначилось в самом начале столетия, когда при капитуляции Александрии британцы завладели камнем из Розетты — большим куском базальта, испещренным греческими, демотическими и иероглифическими надписями, который французский офицер нашел, копая в районе Розетты (Западная Дельта) траншею. После этого консулы различных держав и их агенты соперничали друг с другом в поисках самых лучших и самых больших «антиков». Этот процесс заполнил музеи самых больших столиц Европы огромными монументами, которые для несведущего человека даже теперь являются практически единственным источником информации о египетских древностях. За период разнузданного грабежа уничтожено оказалось не меньше, чем сохранено. Гробницы открывали с помощью таранов или пороха; драгоценные записи превращали в разрозненные клочки; происхождение практически любой вещи уже невозможно установить. В этом уничтожении наследия древних египтян их потомки участвовали с не меньшим наслаждением, чем все остальные; они рады были продать за французское золото случайные находки, значения которых не понимали и не ценили. Древности, изображенные на фото 58 и 39, оказались поделены между несколькими коллекционерами: голову статуи приобрел один агент, а тело — другой, его соперник. Папирусы разрезали на части и продавали их по отдельности, поэтому они навсегда оказывались разрозненными.
В то время как искатели приключений всех мастей собирали богатый урожай древностей и набивали себе карманы, ученые тоже не сидели сложа руки. Открытие камня из Розетты дало ключ к загадке иероглифов, жившей уже столетиями. Когда камень еще находился в руках французов, Наполеон велел скопировать иероглифы и разослал рисунки ученым по всей Европе. Греческий текст, конечно, можно было прочесть; это оказалась ода в честь Птолемея V (196 год до н. э.). Ясно было, что остальные две надписи — демотическая, сделанная на языке египетского простонародья, и иероглифическая — представляют собой копии того же документа. Ученые стали предпринимать шаги для расшифровки этих иероглифов. Энциклопедист Томас Янг создал специальную методику во время изучения камня из Розетты и предположил, что определенная группа значков в другой двуязычной надписи, привезенной ученым-любителем Бэнксом в 1810 г., означала имя Клеопатра.
Последователи Шампольона усовершенствовали процесс исследования древнего языка, и сегодня филологи располагают обширным и разнообразным материалом из этой области. Исследования Лепсиуса, Бирча, Годвина, Бругша, Шаба, де Ружа, Масперо, Стерна, Эрмана и других ученых XIX века не только дали богатые плоды в области коптского языка, но и способствовали изучению иератических и демотических надписей. В следующем столетии благодаря работам многих филологов, в особенности Моддера, Гриффита, Гунна и Гардинера, стало возможным прочитать большую часть египетских текстов даже с большей грамматической точностью, чем это смогли бы сделать сами древние авторы даже в случае, если значение написанного нашим современникам не вполне ясно. Больше всего не хватало самих текстов: то, что сохранилось, представляло собой разрозненные отрывки из античной литературы.
Свободный доступ к новым материалам, в особенности относящимся к области литературы, права, науки или истории, был жизненно необходим не только для того, чтобы расширить понимание прошлого, но и для того, чтобы не дать академическому изучению египетского языка опуститься до уровня лапутянской салонной игры слов.
Поскольку благодаря открытиям Шампольона среди европейских ученых распространилась новая информация об этом языке, стало ясно, что для более точного обследования египетских памятников необходима еще одна экспедиция. В 1828—1829 годах сам Шампольон совместно с Росселини, итальянским египтологом, начал подобный проект, но наиболее знаменательным среди подобных путешествий оказалась прусская экспедиция Рихарда Лепсиуса (1842—1845 годы). В 1859 году обширный материал по надписям из Египта и Судана был опубликован в виде двух огромных томов его работы «Denkmдler am Aegypten», состоявшей только из вкладок. Описания появились позднее, между 1897-м и 1913 годами, в пяти томах. Труд этот по-прежнему является фундаментальным и вряд ли будет когда-либо превзойден, поскольку многие памятники, записи о которых в нем содержатся, уже уничтожены или изуродованы. К сожалению, точность этой книги оставляет желать лучшего. Экспедиционные художники работали на основе заранее сложившихся убеждений и не смогли воспроизвести характер египетских рисунков.
Впрочем, предвзятость и личные симпатии можно обнаружить в работах любых других копиистов — это в особенности относится к Роберну Хэю из Линплума (1799— 1863), который вместе с художниками Катервудом, Бономи и Арунделем несколько раз посещал Египет до 1838 года с целью скопировать статуи и начертить планы. К сожалению, бесценные манускрипты Хэя никогда не печатались, кроме как в отрывках. Среди других любителей можно назвать Джона Гарднера Уилкинсона (1797—1875), который в 1821 году поддался магическому воздействию Древнего Нила и следующее десятилетие провел там, занимаясь копированием и раскопками. Большинство результатов его работы воплотились в книге «Манеры и обычаи» (1837) с ее причудливыми и интересными гравюрами. Труд этот оказал заметное влияние на процесс популяризации египтологии в среде образованных классов викторианской Британии и представляет определенную ценность. Позднее в том же веке достаточно точное воспроизведение памятников стало одним из самых значительных предприятий появившихся в Европе сообществ египтологов. В особенности стоит упомянуть работы Картера, Блэкмена, Нормана и Нины Дэвис, сделанные для Фонда исследования Египта (позднее общества), заслуживающие высочайшей оценки и установившие новые стандарты. Работа по точному копированию вида памятников все еще ведется (в особенности Восточным институтом в Чикаго), в процессе которой находят применение новейшие методы фотографии и других современных технологий, позволяющих сохранить и публиковать заслуживающие доверия записи. Между тем в этой конкретной области многое еще предстоит сделать.
В середине XX столетия Египет оказался на пороге новой эры. По-видимому, династия албанского искателя приключений Мохаммеда Али прочно занимала престол; двор и правящие классы европеизировались. Множество европейских врачей, инженеров, банкиров, купцов, миссионеров и им подобных стремились поддержать потуги Египта приобрести звание современной державы. Суэцкий канал и железные дороги готовы были сделать путешествие в Египет и по нему быстрее и безопаснее. Египет внезапно очнулся и понял, что его памятники являются ценным «аттракционом» для туристов. Старые консульские покровители и их фавориты практически исчезли; появились новые люди, готовые в поисках знаний исследовать и копать. Такие энтузиасты, как Говард Вайз (1784—1853) и Перринг (1813— 1869), сохранили пирамиды в Гизе, Абу-Раваше, Дахшуре и других местах. Можно упомянуть и Александра Ринда (1833—1863), который, как и Уилкинсон, впервые приехал в Египет для поправки здоровья, а затем остался для изучения и исследования страны.
ДОСТИЖЕНИЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ СТО ЛЕТ
В 1854 году произошло событие, которое оказало далеко идущее влияние на процесс повторного открытия прошлого Египта. Молодой чиновник французского Лувра Огюст Мариетт был направлен в Египет для сбора коптских манускриптов, но обнаружил во время визита в Саккару нечто, показавшееся ему полузасыпанными песками памятниками в месте, описанном Страбоном, пренебрег своей миссией и «почти украдкой» начал копать. На завершение этого предприятия у Мариетта ушло четыре года; в результате он открыл древний Серапеум и необыкновенно обогатил Лувр древностями различных периодов. Кроме того, открытие решило его судьбу: в 1858 году хедив Сайд назначил молодого человека хранителем памятников. После этого вся его жизнь была подчинена раскопкам и сохранению древностей Египта на родной земле. Создание и развитие службы древностей, способствовавшей должному проведению археологических изысканий, основание Национального музея для показа и сохранения экспонатов, помощь в исследованиях стали делом жизни Мариетта. Он мужественно выполнял свою миссию, невзирая на многочисленные препятствия: интриги торговцев и чиновников, наживавшихся на нерегулируемой продаже антиков, зависть других ученых и переменчивый, предательский характер самого хедива.
Крушения, которые терпел в своей работе Мариетт, подорвали бы здоровье и дух менее сильного человека; можно сказать, что со своей энергией и волей к победе он полностью соответствовал требованиям времени. Нововведения Мариетта касались сферы политики и администрации, но слишком много было попыток, в которых распылялись ресурсы, надзор был слабым, полевые заметки велись плохо, и мало было публикаций. Труды Мариетта нельзя недооценивать, но многое из достигнутого было бы потеряно, если бы его непосредственный преемник (еще один француз) Гастон Масперо не оказался на посту генерального директора в 1881 году. За время долгой и дипломатичной, хотя прерывавшейся время от времени службы Масперо на этом посту закрепились позиции службы древностей, появился достойный уважения музей и начались постоянные публикации результатов. Его знания, деятельный характер и способности одинаково замечательны.
Он был последним из великанов, объединявших почти все разделы египтологии в своем обширном уме и использовавших в своей интерпретации прошлого воображение и интерес.
Все это достигнуто при минимальном финансировании. Он скромно жил в своем лагере, часто сам фотографировал, делал анализы, копировал, рисовал и копал. Немногие из сотрудников могли выдержать его суровый стандарт, теперь вошедший в легенду. Этот человек обучил два поколения рабочих для раскопок и большинство из них пережил, а методы приняли и закрепили другие. У него были критики, но, когда предвзятые мнения исчезнут, окажется, что Петри (как и Мариетт) был человеком, без которого египтология стала бы значительно беднее.
Тем не менее это не значит, что в Египте археологам почти не осталось работы. Верно утверждение, что мы лишь слегка коснулись огромной поверхности. Для того чтобы обеспечить постоянный приток финансирования, нужно было каждый сезон проводить раскопки и обеспечивать видимые результаты; поэтому археологи, зависевшие от частных или государственных фондов, работали в основном в Верхнем Египте, где сухие пески лучше сохраняли экспонаты. Важные, но сложные исторические места Дельты, где раскопки могли не дать эффекта, обычно оставались в небрежении, хотя усилиями местного населения они постоянно разрушаются. Для того чтобы не потерять все, необходимо немедленно провести серьезные работы. Залежи раннего династического периода в Саккаре и Иераконполе тоже требуют систематического изучения. Украденные рельефы фараона Четвертой династии могут быть погребены в разрушенной пирамиде Аменемхета I в Лиште, необходимо изучить фундаменты всех зданий в Фивах — этот список можно расширять постоянно. При проведении новых строительных и ирригационных работ в Египте присутствие квалифицированного археолога необходимо, однако в последние годы американские и европейские экспедиции отказались от выполнения своей миссии перед лицом чересчур суровых правил. Но в настоящее время египетское правительство решило стимулировать участие иностранцев в археологических исследованиях на территории Египта и Нубии. Если это решение будет воплощено в жизнь, то продолжение взаимодействия службы древностей и иностранных ученых откроет новую страницу в работе по сохранению прошлого.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Хронология Древнего Египта
Хронология Древнего Египта *********************************************************************************************Реннединастический период — ок. 3100–2700 гг. до н. э.Период Древнего Царства — ок. 2700–2200 гг. до н. э.Первый Промежуточный период — ок. 2200–2000 гг. до н. э.Период Среднего Царства — ок. 2000–1650 гг. до
Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта :
Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта : Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный «отцом истории». Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный
МИР ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
МИР ДРЕВНЕГО ЕГИПТА За несколько веков до Рождества Христова существовали семь чудес света, слава которых затмевала все остальные диковины древнего мира. Шесть из этих чудес — сады Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей — гробница
Глава1. ОТКРЫТИЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Глава1. ОТКРЫТИЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Нет ничего удивительного в том, что первыми египтологами стали сами древние египтяне. Уважение к прошлому почти всегда проявлялось в течение долгой истории этого народа. Поэтому можно было ожидать, что египтяне с их глубоким уважением к
Новое открытие Древнего Египта
Новое открытие Древнего Египта Пока Мухаммед Али пытался преобразовать Египет из угасающей, ветшавшей империи в современную индустриальную страну, в европейском восприятии тот оставался эталоном Востока, экзотическим сочетанием древних памятников и колоссальных
Открытие Египта для Европы
Открытие Египта для Европы Как ни странно, одной из вех открытия Египта для Европы стало строительство железных дорог, начатое внуком Мухаммеда Али, пашой Аббасом Хильми I (1848–1854), который питал просто патологическую ненависть к европейцам. Его часто называют
ДИНАСТИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
ДИНАСТИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА I и II династии примерно 3000–2800 гг. до н. э.Около 3000 года до н. э. фараон Менес впервые-сумел объединить Верхний и Нижний Египет.Древнее царство (ок. 2880–2110 гг. до н. э.)III династия ок. 2800–2720 гг. до н. э.IV династия 2720—2560V династия 2560—2420VI династия
Открытие памятников Древнего Египта европейцами
Открытие памятников Древнего Египта европейцами Сейчас трудно себе представить, что до конца XVII века европейцы практически ничего не знали о Древнем Египте – о великой цивилизации, существовавшей в течение более трех тысяч лет на берегу Нила. Колумб давно открыл