Что открыли португальцы история 7
Великие географические открытия
Годы | Имя открывателя | Открытие |
---|---|---|
1497-1498 гг. | Васко да Гама | Морской путь в Индию |
1451-1506 гг. | Христофор Колумб | Острова Гаити и Куба, Центральная Америка, Северное побережье Южной Америки |
1519-1522 гг. | Фернан Магеллан | Первое кругосветное плавание |
1531-1535 гг. | Франсиско Писарро | Завоевание государства инков |
1644 г. | Абель Тасман | Открытие Австралии |
1499-1504 гг. | Америго Веспуччи | Путешествие к берегам «Нового Света» |
Последствия Великих географических открытий
Положительные | Отрицательные |
---|---|
Кругосветное путешествие Магеллана доказало, что Земля круглая | Порабощение и уничтожение коренного населения древних цивилизаций |
Открытие Колумба внесло разнообразие в еде | |
Открытие Васко да Гамой прямого морского пути в Индию позволило доставлять в Европу восточные товары | Добыча огромного количества золота |
Установились постоянные торговые связи между частями света | Повышение цен на товары |
Мореплаватели и их великие географические открытия
Португальские географические открытия
К концу XV века европейцы были вполне готовы к дальним морским путешествиям. На географических картах стали изображать стороны света, сетку параллелей и меридианов, масштабы расстояний. Еще в XIV веке в Италии был усовершенствован китайский компас: плавающая магнитная стрелка теперь крепилась к диску с делениями. На основе арабских судов с косым парусом испанцы и португальцы создали новый тип судна — каравеллу. Эти корабли могли держать курс при любом направлении ветра при помощи косого паруса и одновременно развивать большую скорость благодаря парусам прямым. Они были небольшими по размерам, не требовали многочисленной команды и в то же время были настолько высокими, что это позволяло запасать в трюмах достаточно провизии.
Генрих Мореплаватель
Одним из первых увлекся идеей дальних морских путешествий португальский принц Генрих Мореплаватель (1394-1460). Будучи юношей, он узнал из книг о возможности достичь стран, богатых золотом, двигаясь на кораблях вокруг Африки.
Принц Генрих каждый год отправлял корабли на юг, но капитаны, доведя суда до мыса Бохадор (26° северной широты), поворачивали обратно. Вид раскаленных солнцем пустынных берегов наводил ужас на моряков, напоминая им пылающую пучину ада, где горят души грешников. Сложилось предание, что обогнувший мыс Бохадор мореплаватель никогда не вернется обратно. Между моряками ходили разговоры: «Как можем мы перешагнуть границы, начертанные нашими предками, и много ли пользы будет от гибели наших душ и наших тел?» Лишь в 1434 году один из капитанов, опасаясь гнева принца Генриха, превозмог страх и обогнул «дьявольский» мыс. В доказательство существования жизни на юге он преподнес своему властелину доставленные оттуда дикие розы.
С каждым годом португальские корабли заходили все дальше и дальше на юг, двигаясь вдоль побережья Африки. Каждая новая экспедиция привозила сообщения о невиданных животных и растениях, странных обычаях чернокожих жителей этого континента.
Бартоломеу Диаш и мыс Доброй Надежды
Наконец в 1488 году экипажу корабля Бартоломеу Диаша (1450-1500) удалось зайти дальше всех. Истощенная команда потребовала поворачивать к родным берегам. Капитану стоило невероятных усилий уговорить моряков проплыть еще немного. Через два дня флотилия подплыла к мысу, за которым африканский берег поворачивал к северу. Перед моряками расстилался Индийский океан. Впоследствии мыс этот получил название «мыс Доброй Надежды» — надежды на то, что вскоре морской путь в Индию будет открыт.
Путешествие Васко да Гама в Индию
Через 10 лет, 8 июля 1497 года, от берегов Португалии отплыли четыре корабля во главе с доверенным лицом короля дворянином Васко да Гамой. К экспедиции готовились очень серьезно: подбирались люди, на которых можно было положиться и которые владели необходимыми знаниями, выверялись карты, приобретались приборы для навигации. В пути часто приходилось чинить потрепанные ветром суда. От недостатка свежих фруктов и овощей моряки болели цингой. У них выпадали зубы, болели кости, многие умирали. Уже за мысом Доброй Надежды мореплаватели встретились с арабскими купцами. Не желая пускать соперников в Индию, арабы отказались дать португальцам лоцмана, знакомого с ветрами и течениями Индийского океана. Лишь случайно в одном из портов им удалось нанять арабского морехода.
В мае 1498 года флотилия Васко да Гамы увидела берега Индии. В огромном порту Каликуты (современный город Калькутта) местный султан позволил португальцам встать рядом с арабскими и индийскими судами и закупить перец и пряности. Путь к родным берегам выдержали только два корабля и меньше половины моряков, но привезенные ими товары были проданы по цене во много раз большей, чем стоила их закупка, снаряжение и проведение всей экспедиции. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Васко да Гама |
Португальский форт |
Португальская Индия
Теперь в Португалии все готовы были ринуться за восточными товарами. Не имея сил для захвата обширных территорий, португальцы ограничились тем, что занимали удобные бухты. На их берегах возводились маленькие крепости — форты, ощетинившиеся пушками. Сначала они были построены вдоль всего африканского побережья. После этого большой португальский флот вышел в Индийский океан и начал уничтожать арабские торговые суда. Став хозяевами Индийского океана, португальцы вынудили правителей прибрежных городов Индии торговать пряностями только через них. Рядом с индийскими городами возникали португальские торговые поселения — фактории. В 1510 году португальцы захватили первый индийский город на побережье — Гоа. Здесь была создана крепость, поселились солдаты. Король Португалии назначил и отправил туда вице-короля португальских владений в Индии.
Двигаясь дальше на восток, португальцы выяснили, что сами пряности производят не в Индии, а на островах Индонезии. Добравшись до них в 1511 году, португальская эскадра подошла к порту Малакка. Беспощадный пушечный огонь уничтожил стены крепости и обратил в бегство даже боевых слонов местного правителя. Так в руках португальцев оказался пролив, через который шла вся торговля пряностями. Теперь мускатный орех и гвоздика напрямую доставлялись в Европу. По сложившимся местным торговым путям португальцы вскоре добрались до Китая и Японии, где также появились их фактории. Все форты, фактории и местные города стали португальскими колониями, то есть территориями, лишенными местного управления и находящимися под властью чиновников, присланных из страны-захватчика — метрополии.
Класс: 7
Презентация к уроку
— выяснить причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику;
— ознакомить учащихся с мореплавателями-первооткрывателями, дать общее представление о завоеваниях испанцев и португальцев и оценку этим завоеваниям;
— выявить последствия и значение Великих географических открытий;
— развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, умение конкретизировать события;
Основные понятия: колония, метрополия, конкиста.
Оборудование урока: мультимедийный проектор и экран, карта “Великие географические открытия”, Атласы для 7 класса “Новая история”.
I. Проверка выполнения домашнего задания.
Перед тем, как мы начнем изучать новую тему, давайте вспомним, какой период истории, мы начали с вами изучать?
Каковы его хронологические рамки?
Вы уже знаете, что Великие географические открытия стали одним из событий, от которых ведет свой отсчет Новое время. И сегодня в конце урока мы должны будем объяснить, почему именно Великие географические открытия стали отправной точкой отсчета нового периода в истории человечества, который, мы называем Новое время?
И почему их назвали Великими?
II. Изучение нового материала.
План изучение нового материала
1. Новые изобретения и усовершенствования.
2. Причины Великих географических открытий.
3. Великие географические открытия и великие мореплаватели-первооткрыватели.
4. Значение Великих географических открытий.
1. Изобретения, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.
Итак, как вам уже известно, еще в эпоху средневековья были сделаны важные изобретения в технике кораблестроения и навигационного искусства, благодаря которым стали возможны дальние океанские плавания.
— каравелл – судно нового хорошо управляемого типа. Хорошее управление достигалось тем, что они были обеспечены не только квадратным парусом, но и косым парусом, дававшим возможность маневрирования и плавания при встречном ветре. Судно имело достаточно места для экипажа, хранения запасов пресной воды и пищи.
— навигационные приборы, важнейшим из которых стал компас, астролябия – прибор для определения широты и долготы.
Благодаря новым изобретениям, моряки с большой точностью научились определять положение корабля в открытом море. Именно невозможность определиться привязывала мореходов к берегам, теперь эта причина отпала.
— навигационные карты на которых обозначались очертания берегов, местонахождения портов (портолан – название навигационных карт), встречающиеся на пути препятствия.
Все это подготовило и сделало возможным Великие географические открытия.
2. Причины Великих географических открытий (работа с раздаточным материалом).
В эпоху Средних веков общество не ощущало потребности в открытии новых земель. Люди редко путешествовали и мало знали о дальних краях.
Работая над раздаточным материалом, вы, должны будете, ответь на главный вопрос:
Почему манили новые земли, т.е. выявить причины Великих географических открытий?
В 15 в. Европа оказалась отрезанной от товаров, прибывавших с Востока. Ткани, сахар, красители, пряности перестали поступать на европейские рынки. Особенно остро ощущался недостаток перца. Ведь в 15 в. он мог заменять деньги при торговых сделках, мог выступать в качестве преданного для невест. Это произошло из-за того, что освоенные европейцами торговые пути в Азию через Средиземное море перекрыла сильная Османская империя.
Для покупки предметов роскоши и пряностей, привозимых с Востока, нужны были деньги. Но денег в Европе не хватало: драгоценных металлов добывалось мало. При этом золото и серебро веками вывозили на Восток в обмен на ткани, ювелирные изделия, пряности и благовония. Стремление получить золото, необходимое для чеканки монет, овладело на исходе Средневековья в Европе всеми – дворянами, купцами, королями.
Поэтому остро встал вопрос: нет ли другого пути к богатствам Востока? Искались, прежде всего, морские пути, т.к. они дают возможность установить прямые связи, торговать без посредников и не зависеть от сухопутных конфликтов и войн. Дух предпринимательства, жажда обогащения, вера в возможности человека делали осуществимыми самые смелые планы.
Традиционно торговля с Востоком велась через порты Средиземного моря. Завоевания турок-османов, которые захватили Балканы, весь ближний Восток и Северную Африку, отсекли Европу от традиционных рынков. Начался поиск новых торговых путей на Восток. Исследовались два пути: вокруг Африки, который прокладывали португальцы, и западный, где главную роль играла Испания.
Португалия и Испания первыми среди европейских стран предприняли поиски морских путей. Удобное географическое положение. Португалия находилась на краю Европы, западные границы которой омывались Атлантическим океаном. Страна имела удобные порты, куда заходило много судов из разных государств. С давних времен португальцы плавали вдоль северного побережья Африки, они были самыми опытными мореплавателями в Европе.
3. Великие географические открытия и великие мореплаватели- первооткрыватели.
Выступление учащихся в сопровождении работа с картой. По ходу остальные учащиеся должны записать в тетрадь даты Великих географических открытий.
Даты записаны на доске, ребята по ходу рассказа должны заполнить их значение.
Дата | Мореплаватель | Открытие |
1492 г. | Испанец Христофор Колумб | Открыл Америку |
1497-1499 гг. | Португалец Васко да Гама | Открыл морской путь к Индии |
1507 г. | Итальянец |
Америго Веспуччи
Представление о шарообразности Земли породило идею о возможности добраться до Индии западным путем. Тогда думали, что этот путь короче, чем путь вокруг Африки.
Первым попытался это сделать генуэзец на испанской службе Христофор Колумб.
Новый материк, открытый Колумбом, вначале стали называть Вест-Индией, т.е. Западной Индией. Лишь позднее его назвали Америкой. Почему так случилось, расскажет нам следующий выступающий.
Путь в Индию вокруг Африки открыл португальский мореплаватель – Васко да Гама.
Следующий мореплаватель совершает первое в мире кругосветное плаванье, в котором он доказал что земля – шар! Это был. Фернан Магеллан.
Завоевания испанцев и португальцев
Работа с терминами.
Все вновь открытые земли объявлялись владениями испанской и португальской короны. Завоеванные страны они превратили в колонии. Колония – страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства, лишенная самостоятельности.
Метрополия – страна, владеющая колониями.
Таким образом, начался период захвата и колонизации Америки (15–16 вв.) – конкиста. Золото – могущественный металл, заставивший испанских и португальских колонизаторов покорить огромный континент с населением, значительно превышавшим население Пиренейского полуострова.
Давайте проверим, какое значение терминов вы нашли.
Давайте найдем по карте колонии Испании и Португалии.
Работа с картой и атласом.
В 1519 г. Испания начинает завоевание Мексики, где находилось весьма богатое государство ацтеков. Отряды конкистадоров (испанских завоевателей, колонизаторов), вторгшихся в так называемый Новый Свет, уничтожая местное население, обогащались.
В течение нескольких десятилетий испанцы покорили государство ацтеков, города народа майя, империю инков, расположенную на территории современных Перу и Боливии.
Португальцы захватили земли в Бразилии, в Африке, ими были завоеваны колонии в Анголе и Мозамбике.
4. Значение Великих географических открытий.
Работа с классом, обсуждение и по ходу работы записываются значение Великих географических открытий.
Почему географические открытия на рубеже Средневековья и Нового времени называют Великими? Попробуем ответить.
1. Изменение представлений о мире и людях. В результате Великих географических открытий рушились старые представления о мире, их сменили новые. Выяснилось, что европейская цивилизация далеко не единственная в мире, что существует множество других цивилизаций и народов. Получила подтверждение мысль о шарообразности Земли, более точными стали представления о ее размерах и живущих на разных континентах людях.
2. Новые открытия дали толчок в развитии наук: географии, истории, астрономии.
3. Расширение торговли, начинает складываться единый мировой рынок, устанавливались связи с разными странами и континентами.
4. Географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй (Португалией, Испанией, Голландией, Англией, Францией).
5. Развитие работорговли. Освоение новых владений требовало большого числа рабочих рук. Поэтому уже с начала XVI в. начинается ввоз чернокожих рабов из Африки в испанские и португальские колонии в Америке. Работорговля процветала вплоть до середины XIX в.
6. Изменилась повседневная пища европейцев (картофель, томаты, фасоль, чай, кофе, шоколад).
Так давайте ответим на 2 вопроса, которые были поставлены в начале урока.
Почему их назвали Великими?
Люди во все времена путешествовали и совершали открытия, но исторически период с конца 15 до сер. 17 вв. был настолько насыщен географическими открытиями, которые имели огромный масштаб и исключительное значение для судеб Европы и всего мира, что этот период принято называть эпохой Великих географических открытий.
Почему именно ВГО стали отправной точкой отсчета нового периода в истории человечества, который мы называем Новое время?
Новая история – начало 16 в. – 20-е гг. 20 в. в это время происходит быстрое развитие европейской цивилизации. Западная Европа превратилась в регион, влияющий на судьбы далеких стран и народов.
Философ Гвардини написал: “Великие географические открытия укрепили веру человека в свои силы, открыли перед ним новые возможности и перспективы. Европа пришла в движение”. Прокомментируйте это утверждение.
Вопросы и задания для обсуждения.
1. Каковы причины Великих географических открытий?
2. Какова роль государств в подготовке и осуществлении Великих географических открытий?
Дополнительный материал
Христофор Колумб (1451-1506). X. Колумб, итальянец из города Генуи, в поисках морского пути в Индию и Китай решил идти не на восток (вокруг Африки), а на запад, пересекая неведомый Атлантический океан. Это был вызов традиционному решению этой задачи.
Колумб был убежден, что земля имеет форму шара, а раз так, то, плывя на запад, можно попасть в Индию.
Плавание было очень трудным. Моряки часто выражали недовольство, несколько раз пытались поднять мятеж. Наконец 12 октября 1492 г. с каравеллы Пинта раздался выстрел – это был сигнал. Матрос увидел огонь – костер, горевший на берегу неизвестной земли, оказавшейся небольшим островом, который Колумб назвал Сан-Сальвадор (Святой Спаситель). За ним последовали острова Карибского моря: Куба, Гаити и др. Колумб не сомневался, что это Индия, с легкой руки Колумба местное население стали называть индейцами.
В результате следующих трех экспедиций были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки. До конца своей жизни Колумб верил, что проложил новый путь в Индию. Сам Колумб скоро попал в немилость при королевском дворе и умер в полной безвестности, всеми забытый и больной. Признание заслуг пришло к мореплавателю через несколько десятилетий после его смерти.
Фернан Магеллан (1480-1521). Осенью 1519 г. из Испании на 5 каравеллах отправилась многочисленная экспедиция (265 человек), возглавлял которую мореплаватель Фернан Магеллан.
Через год, в 1520 г., корабли вошли в узкий пролив (впоследствии его назвали Магелановым проливом) и, пройдя по нему, вышли в огромное водное пространство. Это был неизвестный океан. Он встретил мореплавателей солнцем и тишиной, моряки не видели бурь, поэтому Магеллан назвал этот океан Тихим.
Один корабль утонул. Другой взбунтовался и повернул назад в Испанию. Трем кораблям, оставшимся от флотилии, предстояло пересечь океан. Этот переход на запад длился почти четыре месяца. Запасы продуктов и воды не хватало. Моряки умирали от голода и болезней. Наконец корабли достигли неизвестных островов. Позднее эти острова были названы Филиппинскими. Здесь оборвалась жизнь великого мореплавателя. Он погиб, в стычке с жителями одного из островов. После его смерти эскадра продолжила путь через Индийский океан в Испанию. Гибель Магеллана тяжело отразилась на всей экспедиции. Начались разлад и смятение. Экспедиция лишилась еще двух кораблей, и лишь один корабль “Виктория” добрался до родной гавани. На судне находился бесценный груз пряностей и 18 похожих на призраков матросов. Такова цена этого Великого географического открытия.
Великие португальские мореплаватели
Великие географические открытия
Португалия известна как страна первооткрывателей. Когда речь заходит о португальских мореплавателях, непременно звучат имена Вашку да Гама и Магеллана, однако в эпоху великих географических открытий Португалия подарила миру многих выдающихся первопроходцев, и мы хотели бы кратко рассказать о некоторых из них.
Мореплаватель Педру (Перу) да Ковильян (1450 – 1530) – дворянин по рождению, в молодости принимал участие в войнах двух португальских королей в Северной Африке и в совершенстве овладел арабским языком.
В 1487 г. Жуан II отправил Ковильяна на восток, велев по суше достичь Индии, а также установить контакт с легендарным пресвитером Иоанном, владыкой христианского царства.
Ковильян отправился в путь в обществе путешественника и дипломата Афонсу де Паивы и под видом торговца прибыл в Каир, откуда отплыл в Индию. Он побывал в Каннануре, Каликуте и Гоа. Затем, обогнув с юга Аравийский полуостров, в конце 1489 года на арабском судне достиг Мозамбика, после чего вернулся в Каир. Находясь в Египте, Ковильян составил для короля отчёт, в котором посоветовал искать путь в Индию не по суше, а по морю, плывя южнее Гвинеи в сторону Мадагаскара. Спустя несколько лет замысел морского путешествия в Индию осуществил Вашку да Гама.
В Каире Ковильяна ждало послание от короля с предписанием отправиться в новое путешествие: в Эфиопию. Эфиопский император Александр принял Ковильяна благосклонно, наделил землями и дал место при дворе, но запретил выезд из страны. Последние тридцать лет своей жизни Ковильян провёл в Эфиопии и даже женился там, хотя имел жену и детей в Португалии.
Ковильян стал единственным до Вашку да Гама европейцем, которому удалось побывать в Восточной Африке, и первым португальцем, посетившим Индию. Собранные им сведения использовались при подготовке экспедиции Вашку да Гама.
Педру Алвариш Кабрал (1460 – 1526) был военачальником, исследователем и первооткрывателем Бразилии.
Согласно семейной легенде, родоначальником династии Кабралов (Кабраи) был легендарный первый король Македонии Каран, потомок греческого полубога Геракла.
Современники характеризовали Кабрала как человека образованного, воспитанного, разумного, однако чрезмерно тщеславного и достаточно жестокого, хотя и не настолько, как Вашку да Гама. До 1500 года Кабрал не имел случая себя проявить, но после благополучного возвращения да Гама из первой индийской экспедиции Мануэл I решил отправить вторую экспедицию, главой которой 15 февраля 1500 года назначил Кабрала. Под его началом было 13 кораблей с экипажем в 1200 человек. По пути в Индию мореплаватели открыли и объявили португальскими земли, которые спустя несколько лет были названы Бразилией, поскольку изобиловали красным деревом бразил.
Достигнув Индии, Кабрал отметился поведением, которое впоследствии стало визитной карточкой европейцев в Азии: после того, как торговый пост португальцев в Каликуте подвергся атаке арабов и индусов, европейцы напали на флот арабских купцов, захватили 10 кораблей и перебили 600 членов их экипажей. После этого португальцы две недели обстреливали Каликут, создав таким образом прецедент «дипломатии канонерок».
В целом, индийская экспедиция Кабрала прошла успешно: на родину мореплаватели вернулись с богатым грузом драгоценностей, благовоний, фарфора и ценных пород дерева. Их продажа принесла прибыль, двукратно покрывшую затраты.
Однако то была первая и последняя морская экспедиция Кабрала. Король назначил его командующим 4-й Индийской армады, известной как «Флот возмездия», поскольку она должна была возместить ущерб, понесённый португальцами в Индии. Кабрал поссорился с дядей Вашку да Гама, вице-адмиралом Висенте Содре, от которого потребовал полного повиновения. Король занял сторону Содре, и Кабрал отказался участвовать в плавании. Тогда начальником армады назначили Вашку да Гама. Кабрал же впал в немилость и остаток дней провёл в провинции, в кругу семьи.
Другие статьи по истории Португалии читайте здесь
Бартоломеу Диашу ди Новаишу (1450 – 1500) принадлежит заслуга открытия мыса Доброй Надежды и морского пути вокруг Африки.
Мореплаватель происходил из рода Жуана Диаша, который первым из европейцев обогнул мыс Бохадор, и Динита Диаша, открывшего Зелёный Мыс. В семье Диашей из поколения в поколения передавали от отца к сыну и от деда к внуку знания в области навигации и старинные карты.
В юности Диаш изучил математику и астрономию в Лиссабонском университете, после чего служил управляющим королевскими складами в Лиссабоне, а 1481 – 1482 гг впервые принял участие в морской экспедиции в качестве капитана.
Во второй половине 1480-х гг. в атмосфере полной секретности король Жуан II подготовил морскую экспедицию в Индию. Король опасался, что о предприятии узнают конкуренты-испанцы. Кроме того, он торопился с отправкой экспедиции, поскольку к тому времени учёные-богословы рассчитали время судного дня, который должен был состояться в 7000 году от сотворения мира (в 1492 году от Р.Х.). Король желал предстать перед Господом, завершив все богоугодные дела.
Перед Диашем была поставлена задача найти морской путь в Индию и установить дипломатические отношения с легендарным христианским царём Востока, пресвитером Иоанном, которого десятилетиями искали христианские монархи Европы.
В 1487 году Диаш отплыл на поиски пути в Индию вокруг Африки. В том же году он произвёл первую высадку на Африканском побережье, откуда продолжил плавание на юг и высадился в бухте Алгоа. Там Диаш узнал, что обогнул южную оконечность Африки. Перед ним лежал путь в Индию, однако его люди были слишком утомлены и страдали от недоедания и цинги. Великий португальский поэт Камоэнс так описал это изнурительное плавание в поэме «Лузиады»:
Двадцать дней, как плыли каравеллы,
Встречных волн проламывая грудь;
Двадцать дней, как компасные стрелы
Вместо карт указывали путь,
И как самый бодрый, самый смелый
Без тревожных снов не мог заснуть.
И никто на корабле, бегущем
К дивным странам, заповедным кущам,
Не дерзал подумать о грядущем –
В мыслях было пусто и темно…
Команда корабля взбунтовалась и вынудила Диаша повернуть назад. На обратном пути он увидел южный мыс Африки, который назвал мысом Бурь. Впоследствии король Жуан II переименовал его в мыс Доброй Надежды, в ознаменование надежды найти долгожданный путь в Индию.
В 1497 году Диаш сопровождал экспедицию Вашку да Гама в Индию. Жюль Верн впоследствии написал: «Все ожидали, что во главе будет поставлен испытанный и прославленный мореход Бартоломеу Диаш, которому, казалось бы, самой судьбой было предназначено завершить начатое им дело, но король распорядился иначе. Выбор его остановился на молодом придворном по имени Вашку да Гама».
Возможно, решающую роль в выборе короля сыграло то обстоятельство, что Диаш не сумел заставить или убедить свою команду плыть дальше мыса Доброй Надежды. Мореплаватель отличался гуманным нравом: пойманных на африканском побережье чернокожих он не только не убивал, но даже высаживал обратно на берег и одаривал бусами и разными безделушками, в надежде, что они разнесут среди соплеменников вести о могущественных белых людях. Королю был нужен более жестокий, решительный и воинственный начальник экспедиции, и он остановил выбор на Вашку да Гама.
Диаш сопровождал экспедицию да Гама только до островов Зелёного Мыса, но заслуга открытия морского пути в Индию во многом принадлежит ему, поскольку он сделал главное – обогнул Африку с юга и определил точный путь в Индию.
В 1500 году Диаш участвовал в плавании флотилии Кабрала в Индию, благодаря которому было сделано ещё одно великое географическое открытие – Бразилии. В ходе экспедиции Диаш погиб с четырьмя кораблями во время шторма вблизи мыса Доброй Надежды. Интересно, что спустя много лет после гибели Диаша португальские моряки клялись, что видели во время шторма у мыса Доброй Надежды его корабль. Так возник первый в истории морских плаваний образ корабля-скитальца – прообраз «Летучего Голландца».
Вашку да Гама (1460 – 1524) родился в португальском Синише и умер в индийском Кочине.
Выходец из древнего и заслуженного аристократического рода, в молодости он вступил в рыцарский Орден Сантьяго, учился математике, навигации и астрономии, и блестяще проявил себя в нескольких морских сражениях.
Поиск морского пути в Индию был для Португалии эпохальной задачей. После ряда неудачных попыток король Мануэл I организовал очередную морскую экспедицию, главой которой стал Вашку да Гама.
Спустя почти год после начала плавания цель была достигнута – 20 мая 1498 года португальские суда остановились на рейде напротив индийского города Каликут (ныне Кожикоде в штате Керала).
По возвращении экспедиции король даровал Вашку да Гама титул «дон» и назначил солидную пенсию, а в 1502 году присвоил титул «адмирала Индийского океана». В этот период Да Гама женился на Катарине ди Атаиди, принадлежавшей к известному роду Алмейда. Впоследствии новоиспечённый адмирал совершил ещё два плавания в Индию. В 1524 году король Жуан III назначил Вашку вторым вице-королём Индии. В том же году да Гама совершил третье и последнее плавание в Индию, где умер от малярии 24 декабря 1524 года в Коччи.
В португальскую историю он вошёл как человек, открытие которого определило дальнейший ход развития Португалии, за считанные десятилетия ставшей огромной колониальной империей.
Отец и мать да Гама не состояли в браке, он появился на свет незаконнорожденным. Возможно, это обстоятельство породило в нём комплекс неполноценности, способствовавший развитию таких качеств, как тщеславие, властолюбие и безжалостность.
Отталкивающие черты не помешали да Гама занять почётное место в пантеоне национальных героев Португалии. Ему воздвигнуты памятники, его именем назван самый длинный мост в Европе через реку Тежу в Лиссабоне, город Васко-да-Гама в индийском штате Гоа и даже крупный ударный кратер на видимой стороне Луны. Изображения Да Гама размещают на португальских монетах и почтовых марках.
Фернан Магеллан (1480 – 1521) – мореплаватель не только португальский, но и испанский. Он прославился тем, что совершил первое в истории кругосветное путешествие и стал первым европейцем, проследовавшим по морю из Атлантического океана в Тихий.
Дворянин по рождению, в молодости Фернан был пажом королевы Леоноры Ависской, жены Жуана II. В 1505 году Магеллан принял участие в экспедиции в Индию, получив боевое крещение в сражении при Каннануре. В течение следующих пяти лет он побывал в Мозамбике, участвовал в португало-египетской войне, неоднократно был ранен, занимался в Индии коммерцией, стал капитаном и завоевал настолько серьёзный авторитет, что с ним советовался сам вице-король.
Дальнейшая судьба великого мореплавателя сложилась необычно. После нескольких лет походов, битв и опасностей он вернулся в Лиссабон, где жил в качестве пенсионера, однако хотел снова отправиться в плавание и попросил короля Мануэла I дать ему морскую службу. Король отказал в просьбе. Тогда Фернан поинтересовался, не станет ли монарх возражать против того, чтобы он предложил свои услуги другим государствам, и Мануэл I согласился, полагая, что Магеллан ему больше не нужен.
Мореплаватель перебрался в Испанию, где организовал первое в мировой истории кругосветное плавание. Примечательно, что совершать его Магеллан вовсе не планировал. Он всего лишь хотел найти западный маршрут к Молуккам и возвратиться назад. Молукки (группа островов между Сулавеси и Новой Гвинеей, к северу от острова Тимор) были источником пряностей, которыми местные жители торговали с другими азиатскими народами ещё во времена Римской империи.
20 сентября 1519 года Магеллан отбыл из порта Санлукар по направлению к Рио-де-Жанейро. Среди участников экспедиции были как португальцы, так и испанцы, которым не нравилось, что поход возглавляет Магеллан. В ходе плавания их антипатия привела к конфликтам и мятежу. Продвигаясь к югу, мореплаватели открыли атлантическое побережье Южной Америки, обогнули Америку с юга по открытому им проливу и вышли в океан, впоследствии названный Тихим.
В 1521 году Магеллан достиг ранее не известных Филиппинских островов, где вмешался в конфликт местных племен и погиб в сражении с туземцами. Оставшиеся в живых члены экипажа продолжили движение на запад и в 1522 году вернулись в Испанию.
В коммерческом смысле экспедиция себя оправдала, но её истинное значение состояло в том, что моряки, отправившись на запад, вернулись обратно с востока и доказали, что Земля имеет форму шара. Европейцы впервые пересекли самый большой из океанов – Тихий, и выяснили, что большую часть поверхности земли занимает не суша, как считалось ранее, а океаны. Благодарные потомки назвали именем Магеллана два звёздных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака) и открытый им пролив.