Что открыли лаптевы и челюскин

Мой конспект — конспекты, шпаргалки, лекции

Наши партнеры

Семен Челюскин и Харитон Лаптев

После смерти Прончищева командование отрядом принял на себя штурман Семен Челюскин. Летом 1737 он провел судно к устью Лены и поднялся по ней до Якутска. Беринга там уже не было, поэтому надо ожидать инструкций из Санкт-Петербурга.

Челюскин был уверен, что участок вдоль морского побережья от Лены до Енисея преодолеть на корабле невозможно. Он был прав. На деревянных кораблях, которые имела экспедиция, это сделать нереально. К тому же, как недавно выяснили ученые, климат в то время на побережье Северного Ледовитого океана был значительно суровее, чем сейчас. Но в столице штурмана не услышали. Командование отрядом было передано постороннему человеку — Харитона Лаптева. Он имел приказ обойти Таймыр с востока на запад.

Летом 1739 корабль, принадлежавший отряда Прончищева, а теперь находился под началом Лаптева, двинулся вниз по Лене, а когда достиг моря, поплыл в западном направлении вдоль морского побережья. Лаптев прошел устье Оленька, открыл бухту Нордвик, Хатанзку губу (залив), а также произвел съемку побережья до Таймыра. Далее льды остановили мореплавателей. Поэтому они вернулись в Хатанзкои бухты, чтобы зазимовать.
Зимой Лаптев разбил своих людей на небольшие отряды, чтобы исследовать земли, куда нельзя было добраться морем.

Группа геодезиста Чекина на собаках и оленях прошла Таймырского тундрой к озеру Таймыр, досталась реки Таймыр и обследовала морское побережье на протяжении 100 км. Второй отряд добрался реки Пясина. Сам Лаптев возглавил третий отряд и в августе 1740 сделал еще одну попытку пройти на корабле до устья реки Таймыр. Но у отметки в 75 ° 30 ‘северной широты судно было затерто льдами. Продовольствие и снаряжение перенесли на лед, а потом сквозь метель, туман и сильный мороз пришли к берегу. Отсюда отряд двинулся в направлении Хатанги, добрался до нее, но потерял по дороге четырех человек.

Этот урок не прошел даром. Лаптев решил: если невозможно обойти Таймыр морем, это следует сделать суше. Для этого командир снова разделил отряд на группы. Первая под руководством Челюскина на трех санях — нартах отправилась к устью Таймыра. Второй отряд во главе с квартирмейстером Токмачова двинулся по направлению Таймырского озера, чтобы оттуда тоже добраться устья Таймыра. На восемнадцати нартах они везли запас продовольствия, чтобы организовать базы на озере и побережье для остальных товарищей. Одновременно геодезист Чекин начал описание побережья полуострова. А несколько позже сам Лаптев достался во внутренние районы Таймыра для исследования.

После окончания намеченных задач вблизи 75 ° 21 ‘ северной широты отряды Челюскина и Лаптева встретились. Вместе они направились к Туруханска и там зазимовали.

В 1742 году Челюскин раз отправился в Хатанги. 9 мая (по другим данным 20- го) он достиг самой северной точки Евразии — мыса, ныне носит имя Челюскина. Здесь с деревьев, их выбросило морем на берег, был построен знак. Круг его подножия под камнями была скрыта кожаная сумка сообщению об открытии мыса Семена Челюскина.

В июне этого же года Лаптев и Челюскин поехали в Петербург. Они везли с собой очень ценные материалы не только о рельефе местности, но и о климате, растительном и животном мире, местное население, сведения о приливах и отливы, отклонение магнитной стрелки и т.п..

Источник

Челюскин Семен Иванович

В годах Семен Иванович Челюскин исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, а также открыл самую северную точку континентальной Евразии.

Что открыли лаптевы и челюскин

Русский полярный мореплаватель, первооткрыватель мыса Челюскин, гидрограф, капитан третьего ранга.

Родился около 1700 г. в Калужской губернии. Умер в 1764 г.

Окончил Школу математических и навигацких наук в Москве.

В гг. Семен Челюскин нес службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. С 1726 г. он служил на Балтийском флоте, в участвовал в Великой Северной экспедиции. В был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции Василия Прончищева. Челюскин вел дневниковые записи этой экспедиции и описание открытого берега. В сентябре 1736 г. из-за болезни Прончищева Челюскин принял командование кораблем и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленек.

В декабре 1736 г. С. И. Челюскин санным путем вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск. В после ремонта корабля «Якутск», он принял участие в экспедиции Харитона Лаптева. В С. И. Челюскин исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, а также открыл самое северное место континентальной Евразии.

Осенью 1742 г. Челюскин вернулся в Петербург, где был произведен в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 г. он был произведен в лейтенанты, через три г. — в капитан-лейтенанты. С 1756 г. в чине капитана третьего ранга в отставке.

Место погребения С. И. Челюскина точно не установлено. В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин. Северная часть Таймырского полуострова в 1967 г. была названа полуостров Челюскин. В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина. В 1933 г. в его честь был назван пароход «Челюскин», позже ставший знаменитым.

Источник

Великая Северная экспедиция

Великая Северная экспедицияВторая Камчатская экспедиция», «Сибирско-Тихоокеанская», «Сибирская») — ряд географических экспедиций, предпринятых русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии во второй четверти XVIII века. Экспедиция состояла из девяти самостоятельных отрядов, экспедиции которых состоялись в 1733—1743 годах.

Содержание

Предыстория

После окончания Первой Камчатской экспедиции Витус Беринг предложил в Адмиралтейств-коллегию проект новой экспедиции к берегам Северной Америки и Японии. Кроме того, его проект предусматривал описание арктического побережья Сибири.

Проект Беринга был горячо поддержан обер-секретарём Сената Иваном Кирилловичем Кириловым и президентом Адмиралтейств-коллегии Николаем Фёдоровичем Головиным. По их инициативе проект был расширен и переработан. Основной задачей экспедиции было поставлено исследование севера России от Печоры до Чукотки и составление его географического, геологического, ботанического, зоологического и этнографического описания. Кроме того, планировались морские походы к берегам Японии и Северной Америки. 28 декабря 1732 года указ об организации экспедиции был представлен Сенатом на высочайшее утверждение.

Подготовка

Подразумевалось проводить исследование несколькими отрядами, каждый из которых, фактически, представлял отдельную экспедицию.

Побережье Северного Ледовитого океана было разбито на пять участков:

На Дальнем Востоке действовало два морских отряда:

Кроме того, имелось два сухопутных отряда:

Стоимость экспедиции составила более 360 тысяч рублей. В работе основных и вспомогательных отрядов было задействовано несколько тысяч человек, непосредственно научными исследованиями занимались более 550 человек. В Архангельске, Тобольске, Якутске и в Охотске для экспедиции было построено несколько специальных судов. Для обеспечения экспедиции железными изделиями под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод.

Состав экспедиции

Что открыли лаптевы и челюскин

Деятельность отрядов

Двинско-Обский отряд

Первым начал свою деятельность самый западный отряд экспедиции, подчинявшийся непосредственно Адмиралтейств-коллегии. Ему предстояло описать давно освоенный поморами участок арктического побережья России. Им предстояло найти морской проход к Оби.

В июле 1734 года отряд вышел из Архангельска на кочах «Экспедицион» и «Обь» под командой С. В. Муравьева и М. С. Павлова. Однако, в течение 2 лет отряд не смог продвинуться на восток далее острова Белый и решением Адмиралтейств-коллегии Муравьев и Павлов были отстранены от руководства. Отряд возглавил С. Г. Малыгин. В помощь ему из Архангельска были направлены два бота под командой А. Скуратова и И. Сухотина. Отряд в составе двух ботов и коча «Экспедицион» сумел достичь лишь западного побережья Ямала и из-за сплошного льда был вынужден возвратиться на зимовку.

В июле 1737 года отряд вновь вышел в плавание и в августе достиг прохода в Обскую губу из пролива между полуостровом Ямал и островом Белый (ныне пролив Малыгина). Поднявшись по Оби корабли 2 октября прибыли в Березов.

В результате шестилетней деятельности отряда были составлены карты юго-восточной части Баренцова моря и приобской части Карского моря.

Обско-Енисейский отряд

В задачу отряда входило исследование берега между реками Обь и Енисей.

В январе 1734 года в Тобольске была построена 24-вёсельная дубель-шлюпка «Тобол», на которой под командованием Д. Л. Овцына в мае того же года отряд вышел в море. Однако, походы 1734—1736 годов были недальними, так как из-за мощных льдов в Обской губе приходилось возвращаться в Тобольск.

По приказу Адмиралтейств-коллегии было построено новое экспедиционное судно — бот «Обь-Почтальон», который в июне 1737 года прибыл в Обдорск, где зимовал отряд Овцына. Овцын стал командиром судна и в августе 1737 года на двух судах по свободному ото льдов морю отряду удалось достичь Енисейского залива, выполнив свою задачу.

Следуя инструкции Адмиралтейств-коллегии Овцын передал бот «Обь-Почтальон» Ф. А. Минину и поручил ему составить опись берегов от Енисейского залива до реки Хатанга вокруг полуострова Таймыр. В конце июля 1738 года Минин со своим помощником Стерлеговым Д. В. вышел в море и 16 августа достиг мыса, расположенного на 73°29′ северной широты и возвратился на место зимовки.

Летняя компания 1739 года была задержана по вине местной администрации и не принесла заметных результатов.

По приказу Минина в январе 1740 года Стерлегов отправился в сухопутную экспедицию на восток от Енисея. Ему удалось пройти на северо-восток от реки Пясина и описать побережье от мыса Северо-Восточный до 75°29′ северной широты.

В 1740 и 1742 годах Минин на боте «Обь-Почтальон» пытался пройти к устью Хатанги, но сплошные льды воспрепятствовали этому. В 1743 году деятельность Обско-Енисейского отряда была закончена.

Ленско-Енисейский отряд

Ленско-Енисейский (также Ленско-Хатангский или Западно-Ленский) отряд начал свою работу летом 1735 года. В Якутске была построена дубель-шлюпка «Якутск», который под командой В. В. Прончищева 25 августа достиг устья реки Оленек, где зазимовал из-за обнаруженной течи.

В августе 1736 года началось новое плавание и судно достигло Хатангского залива, а затем направилось вдоль восточного берега Таймыра на север. Достигнув мыса, впоследствии получившего его имя и самого северного пункта (77°25′), Прончищев был вынужден лечь на обратный курс. 29 августа Прончищев умер, а 2 сентября «Якутск» вошёл в устье реки Оленек, где через несколько дней скончалась и жена Прончищева — Татьяна, первая женщина — полярный исследователь.

В декабре 1737 года Адмиралтейств-коллегия назначила новым руководителем отряда Х. П. Лаптева.

В июне 1739 года «Якутск» из устья Лены двинулся на северо-запад к острову Бегичева, а затем вдоль восточного берега полуострова Таймыр. Достигнув 22 августа широты 76°47′, судно повернуло назад и зазимовало на Хатанге.

Летняя компания 1740 года длилась всего месяц и закончилось тем, что дубель-шлюпка была раздавлена льдами. Потеряв несколько человек умершими, отряд пешком добрался до места прошлогодней зимовки.

Получив разрешение Адмиралтейств-коллегии, Х. П. Лаптев разделил отряд на три партии и начал описание берегов Таймыра с суши. Группе Челюскина удалось достигнуть самой северной точки Евразийского материка, носящей ныне его имя.

Ленско-Колымский отряд

В Якутске для отряда была построена дубель-шлюпка «Иркутск». В 1735 году, спустившись до устья Лены вместе с дубель-шлюпкой «Якутск» Ленско-Енисейского отряда, 18 августа отряд достиг реки Хараулах, где зазимовал. В ходе зимовки от цинги скончалось 37 человек и командир отряда П. Лассиниус, ремонта требовал бот «Иркутск».

Новый командир Д. Я. Лаптев, прибыв к месту зимовки, продолжил работы в августе 1736 года. Но лишь в июне 1739 года в тяжёлых ледовых условиях бот сумел выйти в Восточно-Сибирское море. При попутном ветре быстро продвигаясь на восток, бот в конце августа достиг устья реки Индигирки, где встал на зимовку.

В 1740-41 годах Д.Лаптев сделал две безуспешных попытки пробиться сквозь сплошные льды на восток, но сумел добраться только до мыса Баранов Камень.

Летом 1742 года отряд вёл работы в бассейне реки Анадырь, где и закончились его действия.

Отряд Беринга-Чирикова

Что открыли лаптевы и челюскин

Южный отряд

Летом 1738 года отряд Шпанберга на трёх судах — бригантине «Архангел Михаил», дубель-шлюпе «Надежда» и боте «Святой Гавриил» — отправился к берегам Японии. В густом тумане суда потеряли друг друга и дальнейшее плавание совершали каждый в отдельности. Шпанберг на «Архангеле Михаиле» прошёл вдоль Курильской гряды, но из-за плохой погоды и недостатка продовольствия вернулся в Большерецк.

В мае 1739 года отряд, пополненный шлюпом «Большерецк», снова вышел в море и достиг Курильских островов. 16 июня 1739 года мореплаватели впервые увидели северо-восточный берег острова Хонсю и направились на юг. 22 июня состоялась встреча с японцами. 24 июня «Архангел Михаил» снова подошёл к Японии у острова Хоккайдо и вскоре направился назад. В. Вальтон, командовавший в этом плавании ботом «Святой Гавриил», отстал от Шпанберга и 16 июня подошёл к острову Хонсю и 19 июня высадился на него. 24 июля «Святой Гавриил» лёг на обратный курс.

В мае 1742 года суда вышли в новое плавание — к Курильским островам, опись которых вели до конца июля.

Академический отряд

Возглавил академический отряд действительный член Академии наук профессор Герхард Фридрих Миллер, направлявшийся в Сибирь в качестве историографа экспедиции.

В начале августа 1733 г. отряд выехал из Петербурга и в конце октября прибыл в Казань. Одной из задач экспедиции была организация метеорологических наблюдений в разных областях России. Организация метеорологических наблюдений была продолжена в Екатеринбурге, куда отряд прибыл в конце декабря 1733 г. Наблюдения за температурой и давлением воздуха, ветром, атмосферными явлениями, полярными сияниями (А. Татищев, геодезист Н. Каркадинов, учитель арифметики Ф. Санников).

В январе 1734 г. академический отряд прибыл в Тобольск. Оттуда профессор Делакроер отправился с обозом Чирикова на восток. Миллеру и Гмелину руководитель экспедиции Беринг разрешил продолжать путешествие самостоятельно.

Из Тобольска отряд по Иртышу добрался до Омска, затем посетил Ямышево, Семипалатинск и Усть-Каменогорск. Миллер помимо архивной работы занимался археологическими раскопками, Гмелин — организацией метеорологических наблюдений. По пути путешественники изучали флору и фауну, собирали коллекции редких растений, проводили геологические исследования. Зимой и весной 1735 г. ученые посетили Енисейск, Красноярск, Иркутск, переправились через Байкал и побывали в Селенгинске, Кяхте. Летом того же года отряд побывал в Читинском остроге и в Нерчинске, где исследовал древние памятники, могильные курганы и рудные копи.

Осенью 1735 г. отряд вернулся в Иркутск.

В январе 1738 г. Крашенинников в сопровождении двух казаков и писаря Осипа Аргунова отправился для исследования теплых источников на берегу одного из притоков реки Большая Баня, а затем к Авачинской сопке. В середине января 1739 г. отряд на нартах прибыл в Нижнекамчатск, где ученым были организованы метеорологические наблюдения. В 1740 г. Крашенинников на собачьих нартах совершил круговое путешествие по северной части Камчатки.

Исследования Академического отряда, называемые также I Академической экспедицией, продолжались 13 лет. Трудами Г. Ф. Миллера, И. Г. Гмелина, С. П. Крашенинникова, Г. В. Стелера, А. Д. Красильникова, И. Э. Фишера и других было положено начало научному изучению Сибири, её истории и природы.

Верхнеудинско-Охотская экспедиция

Что открыли лаптевы и челюскин

Итоги экспедиции

В результате деятельности Великой Северной экспедиции впервые произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.

Источник

Харитон Лаптев и Челюскин и русские экспедиции XVIII в. в Северный Ледовитый океан

Что открыли лаптевы и челюскин

Что открыли лаптевы и челюскинЛаптев карта путешествий

В 1736 г. лейтенанты Малыгин и Скуратов были отправлены из Архангельска продолжать исследования Павлова и Муравьева. Они достигли Карской губы через Югорский Шар и зимовали в устье Кары, а на следующее лето им первым удалось обогнуть полуостров Ямал, откуда они затем прошли в Обскую губу и по Оби поднялись до Березова. В 1738 г. Скуратов совершил благополучно обратное плавание из устья Оби в Архангельск.

Лейтенант Овцын в свою очередь после трудного плавания добрался из устьев Оби в устье Енисея и произвел съемку берегов. Лейтенант Прончищев, на обязанности которого лежит исследование побережья от устья Лены до устья Енисея, был менее счастлив, он не выдержал трудностей полярного плавания и умер в пути, близ устья реки Оленек. После его смерти начальство над экспедицией принял штурман Челюскин.

Челюскин обследовал побережье Таймырского полуострова. В это время лейтенант Харитон Лаптев проехал от Хатангского залива до реки Таймыр, спустившись по ней, прибыл к побережью Таймырского залива. Летом 1741 г. Лаптев и Челюскин встретились друг с другом между устьями Пясины и Таймыра.

Что открыли лаптевы и челюскинЧелюскин карта путешествия

В 1742 г. Челюскин совершил сухопутное путешествие вдоль Таймырского полуострова и достиг 19 мая самого северного мыса Таймырского полуострова, который являлся в то время самой северной оконечностью всего азиатского материка. Этот мыс впоследствии был назван мысом Челюскина.

В это же время Дмитрий Лаптев, отправившийся, как мы сказали выше, из устьев Лены на восток к Берингову проливу, после невероятно трудного плавания добрался до островов, которые он назвал Медвежьими, и затем до устья реки Колыма. Лаптев произвел съемку всего этого побережья и обследовал берега Колымы. В 1742 г. Дмитрий Лаптев отправился из устья Колымы далее на восток, но ему удалось добраться лишь до мыса Баранов Камень; далее этого мыса простирались ледяные поля, и Лаптев вынужден был вернуться обратно. Дмитрий Лаптев провел в плавании пять лет‚ будучи все это время совершенно оторванным от всего мира. За свои исследования он был произведен в капитаны, а затем в контр-адмиралы. Экспедициями Лаптева и Челюскина и заканчивается исследование северного побережья Азии русскими исследователями ХVIII в.

Источник

Семен Иванович Челюскин

Фото Все

Что открыли лаптевы и челюскин

Что открыли лаптевы и челюскин

Что открыли лаптевы и челюскин

Что открыли лаптевы и челюскин

Видео Все

Что открыли лаптевы и челюскин

Что открыли лаптевы и челюскин

Герои, вмерзшие в лед

Что открыли лаптевы и челюскин

Русский штурман Семен Челюскин

Семен Челюскин — биография

Семен Челюскин – русский мореплаватель, полярный путешественник, исследователь, открывший крайнюю точку континента Евразии на севере. Его открытие, имевшее огромное значение для России, оценили только после смерти героического первооткрывателя. Он стал первооткрывателем крайней точки континента Евразия с северной стороны. Целеустремленный, настойчивый мореплаватель, обладавший стальным характером, совершивший настоящий подвиг во имя Родины, не получил признания при жизни. Его роль в освоении русского Севера оценили только после кончины героя.

Детство и юность

Семен Иванович Челюскин — представитель старинного семейства служилых дворян, имевших большие заслуги перед Отечеством. В славном роду Челюсткиных (именно так писалась и произносилась эта фамилия до XVII века) мужчины обладали всеми необходимыми качествами, чтобы достичь высокого положения. Среди них были воеводы, стольники, стряпчие, «письменные головы».

Известно, что дед будущего мореплавателя, Родион Матвеевич, дослужился до стрелецкого головы (полковничий чин). Он жил в Москве, считался богатым человеком. Отцу, дослужившемуся до стольника, повезло гораздо меньше. Именно при нем род Челюскиных постепенно стал захудалым. Личной вины Ивана Родионовича в том не было, стрельцы во времена правления Петра I за свою склонность к бунтам стали опальным войском. Чтобы избежать репрессий и почти неминуемой казни, отец будущего путешественника счел за благо уехать из столицы. Он поселился в маленькой вотчине и уже не предпринимал попыток возвратиться в Москву.

Что открыли лаптевы и челюскинСемен Челюскин в детстве

Будущий мореход родился в 1700 году. Однако эта дата является приблизительной, он не был известным человеком, биографы только впоследствии заинтересовались историей его жизни. Место рождения мореплавателя тоже нельзя назвать с достоверной точностью. Им может быть село Борищево, расположенное в Калужской губернии, либо уездный город Белёв, находившийся в Тульской губернии. В настоящее время жители обеих областей считают Челюскина своим земляком и очень гордятся данным фактом.

Реформатор Петр I активно привлекал дворянских недорослей к обучению мореходному делу. Когда Семену исполнилось 14 лет, его записали гардемарином в столичную школу математических и навигационных наук, находившуюся в Сухаревской башне. Юноша, не имевший средств на обучение, оказался весьма настойчивым и предприимчивым. Его не смущала бедность, но очень влекли знания. Уже после первого года учебы способный гардемерин обратился к начальству с рапортом, просил помощи от государства и получил ее. Через положенный срок Челюскин, учившийся на «казенный кошт», закончил образование.

В 1720 году будущий мореплаватель получил первое назначение. Его отправляют служить на Балтику навигатором. Молодой офицер не только успешно исполняет свои обязанности, но и одновременно проходит стажировку на должность штурмана и подштурмана. Уже через год он получает аттестацию в «науке и практике». Начальство считает, что из Челюскина получился отличный штурман, прекрасно зарекомендовавший себя в работе и в «хорошем обхождении».

Он медленно, но верно продвигался по службе, накапливал необходимый опыт. Балтийский флот в тот период не участвовал в военных действиях, проявить свои способности было негде. Однако правители России, помня заветы Петра Великого, обратили внимание на русский Север. Челюскина, как стойкого, исправного, надежного офицера, включили в список членов Великой Северной экспедиции, осуществлявшейся под руководством Беринга.

Участие в экспедиции Беринга

Десять лет, с 1733 по 1743 годы, морской офицер провел на Севере. Такое длительное путешествие в то время мог выдержать только человек с несокрушимым здоровьем, железным характером, стальными нервами. Толкового, знающего офицера, обладающего большой физической силой и выносливостью назначили штурманом в команду полярника Прончищева. Последний получил конкретное задание – 45 человек под его руководством обязаны были исследовать северные берега от Лены до Енисея.

Что открыли лаптевы и челюскинСемен Челюскин в экспедиции

Команда мореплавателей отправились до назначенного места на судне «Якутск». Вести дневник экспедиции, заниматься описанием открытой береговой линии поручили Семену Челюскину. Офицер методично производил необходимые записи, из его дневника можно узнать много интересных фактов, например, о фауне Севера. Особенно путешественники удивлялись количеству белых медведей, которые перемещались по льдам огромными группами.

Первооткрыватели Севера были смелыми и отважными людьми, но они даже не представляли всей опасности своего путешествия. Их косила цинга, от которой скончалась супруга Прончищева, первая европейка, работавшая в Арктике. Через некоторое время в устье реки Оленёк нашел последний приют и сам Прончищев. Руководство экспедицией полностью легло на плечи штурмана Семена Челюскина.
В сентябре 1736 года Челюскин вывел судно «Якутск» из залива Фаддея в устье реки Оленёк. По санному пути в конце того же года мореплаватель Челюскин и геодезист Чекин возвратилисьь в Якутск. После ремонта судна «Якутск» в 1738-1739 гг. штурман был назначен членом экспедиции Харитона Лаптева.

Великое открытие

В 1741-1742 гг. Челюскин занимался исследованием западного побережья полуострова Таймыр. Объектами его исследования стали и устья Хатанги, Пясины, Енисея. В результате было открыто самое северное место континента Евразия. Сейчас этот мыс носит название Челюскин.

Что открыли лаптевы и челюскинМаршрут экспедиции Семена Челюскина

Северные экспедиции в XVIII веке стали успешными предприятиями только благодаря невероятному энтузиазму и выдержке мореплавателей. В силу ряда причин экспедиции были плохо подготовленными. Ни у кого из участников не было соответствующего опыта, они не знали, чем грозит людям многодневное путешествие в условиях низких температур и отсутствия солнечного света.

Отсутствие продуманной амуниции, снаряжения, транспорта, провианта тоже имело место. Местные власти, обязанные оказывать путешественникам полное содействие, оказались не на высоте. Многие чиновники просто не понимали значения экспедиций, предпринимали в отношении их тайный или явный саботаж.

Так, сборщик податей Селтяхского зимовья на Лене, отказался снабжать челюскинцев подводами. И только рапорт о саботаже, который Челюскин отправил Берингу через посыльных, помог ускорить дело.

Часто неподготовленные исследователи Севера, пасуя перед трудностями, останавливались на половине пути, разрешали себе отступать. Но не таким был Семен Челюскин. Его жизненным кредо было следующее высказывание – «начатое свершиться должно», и этому девизу мореплаватель был неукоснительно верен всю свою жизнь.

Что открыли лаптевы и челюскин

В последнем походе у Челюскина не было даже достаточного запаса сухарей, но он шел вперед, невзирая на трудности. Движение по Арктике началось 5 декабря 1741 года. Несмотря на пятидесятиградусный мороз, путешественники не прерывали похода. К концу марта экспедиция разделилась на группы, одна из них, нагруженная продовольствием, шла к морю.

Группа Челюскина с солдатами Александром Гороховым, Антоном Фофановым, Андреем Праховым направилась на север, якут Никифор Фомин вел свою команду в устье Нижней Таймыры. С помощью оленьих и собачьих упряжек группа Челюскина преодолела более семи тысяч верст.

Первого мая отряд добрался до мыса Святого Фаддея, обессилившие путешественники питались сухарями и медвежатиной. 9 мая отряд добрался до мыса, от которого берег резко уходил к югу. Челюскин, нарекший мыс Восточным Северным, подробно описал его особенности в своем дневнике, поставил здесь маяк в виде бревна. На месте открытого мыса путешественники пробыли не более часа, после отправились восвояси.

Что открыли лаптевы и челюскин

Новое название в честь первооткрывателя мыс получил стараниями российского академика А. Ф. Миддендора, который назвал Челюскина венцом наших моряков за его беспримерную выдержку и отвагу.

По возвращении в Петербург штурман Челюскин, удостоенный звания мичмана, нес службу на Балтике. Летом 1756 года в чине капитана 3-го ранга был уволен со службы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *