Что открыли арабы в географии 7 класс
Великие географические открытия мусульман
Александр Степанченко
Принято считать, что эпоха Великих географических открытий началась в XV веке. Она связана с именами таких известных европейских путешественников, как Христофор Колумб, Васко да Гама и Фернан Магеллан. Почти в каждой книге, посвященной путешествиям и географическим открытиям, речь, как правило, идет о том, когда впервые ту или иную страну или континент посетили европейцы. При этом о выдающихся достижениях мусульманских путешественников и географов либо вообще не упоминается, либо говорится вскользь.
На самом деле, эпоха Великих географических открытий началась вскоре после возникновения Арабского халифата. Если для европейцев Персия, Индия, Китай, Средняя Азия, земли Урала и Сибири, а также Африка были terra incognita вплоть до XV века, то для арабов это были хорошо знакомые, изученные и нанесенные на карты территории.
Вышедшие из Аравии отряды мусульман в самом начале своей мировой экспансии имели крайне мало информации об окружающем мире. Купцы из Мекки и Медины посещали территории Византийской империи, Персии и Эфиопии, но что находилось за этими странами, арабы знали лишь по пересказам путешественников и купцов из других стран.
Однако прошло всего несколько десятилетий, и территория Арабского халифата уже включала в себя земли от Индии до Испании. Столь стремительный рост потребовал не только армии мужественных воинов, но и множества ученых, географов и мореплавателей. Уже в VII веке арабский флот занял господствующее положение в Средиземном и Красном морях, арабские корабли стали регулярными гостями на островах индонезийского архипелага и южного Китая.
Первым великим арабским путешественником был купец Сулейман из Басры, который вполне достоин прозвища «арабского Колумба». Во второй половине VII века Сулейман на корабле с товарами отправился в плаванье из иракского порта Басра, который во времена Арабского халифата был главными воротами державы в Индийском океане. Он посетил Мальдивские острова, Зондский архипелаг, Цейлон, Суматру, Камбоджу, а затем вернулся назад. Протяженность его плавания превышала протяженность первого путешествия Колумба в Америку.
Для длительных путешествий морякам нужны были хорошие карты. Живший в Х веке выдающийся арабский историк, географ и путешественник Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди сообщал о карте, сделанной для халифа аль-Мамуна:
«Много ученых того времени участвовало в ее составлении. Они изобразили на ней мир с его сферами и его планетами, его материками и его морями, его частями обитаемыми и его пустынями, землями различных народов, городами и т. д. Этот последний труд по красоте превосходит все предшествовавшие ему — и географию Птолемея, и географию Маринуса, и другие».
Для того чтобы составить такую карту, необходимо было не просто обобщить накопленные ранее знания, но и дополнить их новой информацией, полученной уже во времена Великих географических открытий мусульман. Известно, что сам аль-Масуди был не только кабинетным ученым, изучавшим труды предшественников, но и отважным путешественником, который посетил многие провинции халифата, бывал в Индии и на Кавказе, в Хазарии, а также, по некоторым сведениям, посещал Китай, восточную Африку и даже Мадагаскар. Кроме того, аль-Масуди оставил важную информацию о русах и славянах.
Но не все географы имели возможность отправиться в далекие странствия. Это было связано с огромными финансовыми затратами, которые не каждый мог себе позволить. Среди арабов были ученые, которые благодаря своей усидчивости и скрупулезности смогли достичь выдающихся результатов, работая с источниками и сопоставляя сведения купцов и путешественников. Таким ученым был Ахмад ибн Абу Якуб ибн Джафар ибн Вадих аль-Катиб аль-Аббаси аль-Якуби, автор географического трактата «Китаб аль-булдан» («Книга стран»).
В своей работе аль-Якуби подробно описал, как собирал информацию о странах и народах.
«В начале моей юности, когда ум наиболее впечатлителен и зорок, самым большим желанием у меня было знать историю стран и их географическое положение, так как с детства я много путешествовал. Поэтому каждый раз, как я встречал кого-либо из отдаленных областей, я не мог удержаться, чтобы не спросить, из какой он страны. После этого я спрашивал о жителях, желая узнать, арабы они или варвары, как обрабатывают землю, откуда получают воду, как одеваются, к какой секте принадлежат и кто ими управляет.
Затем я спрашивал его о размерах его страны, о соседних с ней странах и о дорогах. Если человек казался заслуживающим доверия, я записывал его ответы… Таким образом я писал эту книгу очень долго, относя к каждой стране то, что ее касается. В итоге я составил компендий по истории различных стран так же, как законоведы и филологи составляют компендии по праву, грамматике, лексикографии и литературе».
Без сомнения самым выдающимся географом средневекового исламского мира был Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Мухаммад ибн Абдуллах ибн Идрис аль-Хаммуди аль-Кураши, более известный как аль-Идриси. Он является автором сочинения «Нузхат алм-муштак фи-хтирак алм-афак», в котором были собраны все имевшиеся на момент его написания сведения о географии, истории и природе Земли. К этой работе прилагались 70 географических карт, что делало ее поистине уникальным научным документом.
Среди путешественников-мусульман выдающееся место занимает и Ибн Баттута, который в XIV веке сумел посетить все мусульманские страны от Волжской Булгарии на севере до африканского государства Мали на юге, от аль-Андалуза на западе до Китая на востоке. За время своих странствий Ибн Баттута преодолел 120,7 тыс. км, что равно трем путешествиям вокруг Земли. Он посетил Золотую Орду, где был с почетом принят ханом Узбеком. Его рассказ о посещении ставки хана до сих пор является важнейшим источником по истории и культуре Золотой Орды.
Как и многие мусульманские путешественники и купцы того времени Ибн Баттута думал не только о том, чтобы с выгодой продать товар в дальних странах, он еще занимался активным проповедованием ислама. Будучи факихом и посетив Мальдивские острова, жители которых лишь недавно приняли ислам, он долгое время посвятил разъяснению мальдивцам законов шариата. В своих странствиях Ибн Баттута посетил такие отдаленные уголки мира, в которых европейцы смогли побывать лишь XIX веке.
В средние века арабские географы были первыми в области знания путей, дорог и маршрутов.
Интерес к наблюдениям за природными явлениями арабам был свойствен изначально. По звёздам они определяли пути на суше и на море, некоторые астрономические знания помогали им определять погоду, время посева и т. д. Эти знания передавались из поколения в поколение.
Большое значение арабы придавали звёздам, их появлению и исчезновению. Эти явления они называли словом «аль-Анва», то есть связывание какого-либо явления (например, дождя) с появлением той или иной звезды. Они хорошо изучили звёзды и нескольким сотням дали названия. Об этом рассказывается в книге Абу Райхана Мухаммада ибн Ахмада аль-Байруни, умершего в 1048 г.
Востоковед В. В. Бартольд отмечает, что развитие цивилизации мусульман началось с приведения в порядок своего государства и управления войсками. Начали они с организации работы почты, для чего мостили и ремонтировали дороги. Сам Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) уделял почте большое внимание. В эпоху правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) работа почты продвинулась вперёд, а при Омейядах заняла ведущее место в государственных делах. Поэтому халиф Абдель-Малик ибн Марван повелел проложить дороги из Дамаска и Иерусалима в южные города Аш-Шама для обеспечения их жизнедеятельности и сбора налогов.
Во времена Аббасидов мусульманские учёные проявили большой интерес к форме Земли и всему, что на ней находится. Поэтому халиф Абу Джафар аль-Мансур повелел перевести некоторые науки на арабский язык, особенно астрономию. А халиф аль-Мамун приказал перевести на арабский язык книгу Клавдия Птолемея «География». Великий математик и астроном аль-Хорезми ссылался на неё в своих работах. Его книга «Форма Земли» открыла новый век географических знаний. Это первое произведение арабской географии хранится в библиотеке Страсбурга.
Во II и III вв. хиджры астрономия в исламском мире получила широкое развитие. А в IV в. учёные-мусульмане заложили основу описательной географии, опирающейся на карты. Многие востоковеды пишут, что в средние века арабские географы были первыми в области знания путей, дорог и маршрутов. Они могли точно установить протяжённость путей сообщения. Среди них географы ибн Хардазабах и Абу аль-Фарадж ибн Джафар. В школе исламской географии первой книгой считается книга «Аль-масалик валь-мамалик» («Дороги и провинции»), написанная ибн Хардазабахом. По происхождению он был персом, работал начальником почты в горной провинции Ирана Майдая. Он подробно описал морские пути, ведущие в Индию и Китай, а также в Среднюю Азию, Византию и Андалусию, рассказал о культуре, сельском хозяйстве, растительном и животном мирах разных стран, а также о торговых путях между Востоком и Европой.
Абу аль-Фарадж Кудамат ибн Джафар возглавлял канцелярию во время правления аль-Муктадира Бил-ляхи аль-Абаси (272 г. х). Он путешествовал по всем районам Аббасидского халифата, используя свои знания по истории, жизнедеятельности людей, путях сообщения. Он написал книгу «Аль-Харадж», которой постоянно пользовался халиф для понимания положения дел в Халифате и для перемещения войск в необходимое место.
Книга «Аль-Бульдан» («Города и страны») является одним из первых сочинений о географии. Её автором является историк-географ Абуль-Аббас Ахмад ибн Якуб ибн Джафар, известный как аль-Якуби. Он совершил длительные путешествия в Армению, Иран, Индию, Египет и страны Запада.
Выдающийся географ IV в. Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди, потомок сподвижника Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Абдуллы ибн Масуда, посетил города древнего мира от Индии до Атлантического океана и от Красного до Каспийского морей. Он также посетил Малую Азию и Ирак, а затем поселился в Египте в 341 г. х., где и умер спустя четыре года. Из его книг наиболее известны «Марвадж аз-захаб» («Место сбыта золота») и «Мадин уль-джавхар» («Место добычи драгоценностей»), перевод которых на французский язык был осуществлен в 1861 г. востоковедом Эрнестом Ренаном.
Особое место в развитии географии занимает арабский путешественник ибн Фадлан. Его путешествие в 309 г. х. до сих пор изучается европейскими исследователями. Абу Исхак аль-Астарахи в книге «Дороги и провинции» разделил исламский мир на 20 географических регионов, описал границы, перечислил города и дороги, ведущие к ним, а также жизнь народов, условия торговли и сельского хозяйства. Абуль-Касым Мухаммад ибн Али ибн Хавкал был торговцем и с 336 по 340 г. х. обошёл большинство городов исламского мира, посетил Египет, Армению и Азербайджан.
Мореплавания арабов.
О мореплаваниях арабов упоминается в старинных произведениях Страбона и Птолемея. Они пишут, что морская деятельность арабов уходит в далёкие времена. Море неразрывно связано с добычей рыбы и морских животных, торговлей, а также со стремлением познать другие народы и познакомиться с их культурой. Длительные путешествия опытных мореплавателей дали арабам возможность уточнить и расширить знания в области астрономии и географии.
Арабы первыми использовали сезонные ветры в торговых путешествиях между Красным морем и Восточной Африкой и Индией. Ведущее положение арабов в торговле между Востоком и Западом существовало за счёт превосходства этики торговых отношений. Индийский океан был открыт всем желающим соперничать с арабами в торговле. При этом он был безопасным благодаря великодушию арабов.
С угасанием правления арабов в Андалусии начался наплыв авантюристов из Европы и научных делегаций для изучения восточных стран. В начале XVII в. Португалия и Испания начали проводить географические исследования. Большие прибыли, которые они получали от торговли с Востоком, заставили европейских правителей задуматься над новыми путями для ведения торговли. Так, король Португалии Генри отправил несколько морских делегаций в Индию через Западную Африку. Португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш смог дойти до юга Африки и назвал южную оконечность материка Мысом Бурь. А в 1498 г. с помощью известного арабского мореплавателя Шихабуддина Ахмада ибн Маджида португальский мореплаватель Васко да Гама дошёл до Мыса Бурь и назвал его Мыс Доброй Надежды.
Выдающийся учёный Ахмад Заки Баша подтверждал, что да Гама встретился с ибн Маджидом и нашёл у него много карт и морских приспособлений. Говорил он и о том, что именно ибн Маджид указал испанцу путь в Индию и провёл его туда. Да Гама свидетельствовал о том, что морские науки у арабов очень развиты. Уверенность арабских географов в том, что Земля имеет форму шара, помогла Христофору Колумбу прибыть в Индию по морю через запад и, в конце концов, привела к открытию нового материка – Америки.
Духовно просветительский журнал «Ислам», №1 (11), 2005.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Презентация по географии на тему «Географические открытия арабов»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Суда у них плохие, и немало их погибает, потому что сколочены они не железными гвоздями, а сшиты веревками из коры индийских [кокосовых] орехов. Веревки эти прочны и от соленой воды не портятся. У судов одна мачта, один парус и одно весло Арабские мореходы ходили вдоль берегов, и лишь очень опытные отваживались пересекать океан. » (Марко Поло). Поло, Марко 1254 — 1324 Итальянский путешественник по Центральной Азии и Дальнему Востоку.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-082884
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Вклад арабов в науку
Математика
Основные научные достижения арабских ученых относятся ко времени Раннего Средневековья. Значителен был вклад арабов в математическую науку. В VIII в. – и особенно в IX-Х вв. – арабские ученые сделали важные открытия в области геометрии, тригонометрии. Живший в Х в. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу. Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» – выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. В Багдадском халифате узнали о математических открытиях индийцев в VIII в. Сразу же подхваченная арабами цифровая система стала известна в Западной Европе под названием арабской к XII в. (через арабские владения в Испании).
Астрономия
Переведенный главный труд Клавдия Птолемея «Великое астрономическое построение», получивший по-арабски название «Ал-Маджисти» (переведенный с арабского на латинский язык под названием «Альмагест») стал для арабских ученых основой космологии, применявшейся на протяжении последующих 500 лет. В IX-Х вв. арабские ученые аль-Баттани и Абу аль-Вафа провели самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие им составить астрономические таблицы.
Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил также точные астрономические измерения. Бируни наблюдал и описал изменение цвета Луны при лунных затмениях и явление солнечной короны при полных затмениях Солнца. Он высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца и считал геоцентрическую теорию весьма уязвимой. Им было написано обширное сочинение об Индии и переведены на санскритский язык «Начала» Евклида и «Альмагест» Птолемея. Астрономические исследования средневековых арабских ученых вместе с другими достижениями арабской науки и техники становились позднее известными в Европе и стимулировали развитие европейской астрономии.
География
Большое практическое значение имели достижения арабов в области география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая. Известные работы географов-путешественников:
— «Книга путей и государств» Ибн Хордадбека, IX в.
— «Дорогие ценности» – географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.)
— «Записка» Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию
— 20 трактатов Масуди (X в.)
— «Книга путей и царств» Истахри
— 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса
— многотомный «Словарь стран» аль-Кинди Якута
— «Путешествие» Ибн Баттуты.
Примечательно, что Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы.
Уже упоминавшийся нами Бируни производил географические измерения. Он определил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения. Для 1020 г. его измерения дали значение 23°34’0″. Современные вычисления дают для 1020 г. значение 23°34’45». Во время путешествия в Индию Бируни разработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Земли оказался равным 1081,66 фарсаха, т. е. около 6490 км. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря, что составляет 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км.
Физика
Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам (965—1039), известный в Европе под именем Алхазена, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике. Алхазен развивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты и конструируя для этого специальные приборы. Он разработал теорию зрения, описал анатомическое строение глаза и высказал предположение, что приемником изображения является хрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда было выяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен был первым ученым, знавшим действие камеры-обскуры, которую он использовал как астрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривал действие, плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставил задачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по данным положениям источника света и глаза.
Математически задача Алхазена формулируется так: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в одной плоскости определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее с заданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомой точке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил ее геометрически.
Алхазен занимался исследованием преломления света. Он разработал метод измерения углов преломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционален углу падения. Хотя Алхазен не нашел точной формулировки закона преломления, он существенно дополнил результаты Птолемея, показав, что падающий и преломленный лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным из точки падения луча. Алхазену было известно увеличивающее действие плоско-выпуклой линзы, понятие угла зрения, его зависимость от расстояния до предмета. По продолжительности сумерек он определил высоту атмосферы, считая ее однородной. В этих предположениях результат получается неточным (до Алхазену, высота атмосферы 52 000 шагов), но сам принцип определения является большим достижением средневековой оптики. «Книга оптики» Алхазена была переведена на латинский язык в XII в. То, что Алхазен есть не кто иной, как арабский ученый Ибн аль-Хайсам, выяснилось только в XIX в.
Замечательны практические указания, приведенные Бируни о воде, применяемой при определениях плотности. Он указывает на необходимость пользоваться водой из одного и того же источника, в одних и тех же условиях «в связи с воздействием на ее свойства четырех времен года и зависимостью ее от состояния воздуха». Таким образом, Бируни знал, что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и от температуры.
При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты. Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости».
Медицина
Больших успехов достигла медицина – она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Арабскую средневековую медицину прославил врач и философ, Ибн-Сина – Авиценна (981-1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки», которая на Западе использовалась в качестве учебника до XVII века.
Авиценна родился в 980 году, а умер в 1037 году. Начав с профессии финансового инспектора в налоговом управлении, он пришел к должности визиря.
Абу Бакр Мухаммед ар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.
В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал «Трактат об основах фармакологии», в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ.
Какие изобретения подарили миру мусульмане (20 фото)
22 октября 2014 13:27
СМОТРЕТЬ ВСЕ ФОТО В ГАЛЕРЕЕ
Согласно одной легенде, араб Халид (Khalid) пас своих овец в Каффе, регионе южной Эфиопии, и заметил, что животные становятся энергичнее, когда едят определенные ягоды. Собрав их, Халид сварил первый кофе.
Первые сведения о вывозе зерен касались экспорта кофе из Эфиопии в Йемен. Уже в 15 веке его завезли в Мекку и Турцию, откуда кофе попал в Венецию в 1645 году. В Англию зерна привез турок Паскуа Роси (Pasqua Rosee) в 1650 году, и открыл первую кофейню на лондонской улице Ломбард. Путь слова “кофе” весьма длинный: арабское “qahwa” превратилось в турецкое “kahve”. Итальянцы переняли его как “caff?”, у англичан появилось слово “coffee”, а у русских — “кофе”.
Древние греки считали, что глаза испускают свет и видят люди благодаря этому. О том, что на самом деле свет проникает в глаза, догадался Ибн аль-Хайтам (Ibn al-Haitham), мусульманский математик, астроном и физик, живший в 10 веке. Наблюдая за тем, как свет проникает сквозь щели ставней, он заметил, что чем меньше была щель, то тем лучше была видна картинка, и изобрел первую камеру-обскуру (“qamara” в переводе с арабского означает “темная или отдельная комната”). Также считается, что аль-Хайтам первым перевел физику из разряда философской науки в экспериментальную.
В шахматы играли еще древние индийцы, но игра значительно отличалась от той, которую мы знаем сегодня. Современный вариант шахмат появился в Персии, откуда и распространился на запад в Европу: в 10 веке в Испании игра была введена маврами.
За тысячу лет до братьев Райт, идея создать летательный аппарат пришла в голову мусульманскому поэту, астроному и инженеру Аббасу ибн Фирнасу (Abbas ibn Firnas). В 852 году он спрыгнул с крыши мечети в свободно развевающемся плаще с прикрепленными к нему деревянными дощечками. Фирнас надеялся, что будет парить как птица, но у него не получилось. Плащ замедлил падение, и стал чем-то вроде первого парашюта, и ученый отделался легким испугом и незначительными ушибами. В возрасте 70 лет, усовершенствовав свой аппарат, Фирнас повторил свою попытку, спрыгнув с горы. Ему удалось продержаться в воздухе 10 минут, но в итоге он разбился при приземлении: дело в том, что к своему аппарату он не приделал хвост.
Ежедневное купание – одно из требований ислама. Возможно, именно поэтому мусульмане занимались улучшением рецепта мыла. Известно, что подобие мыла было и у древних египтян, и у римлян, но именно арабы догадались смешать растительные масла с гидроксидом натрия и ароматическими соединениями. В Англии шампунь появился в 1759 году, когда некий мусульманин открыл баню в Брайтоне.
Ябир ибн Хайян (Jabir ibn Hayyan) – ученый, превративший алхимию в химию. В 9 веке он открыл процессы, которые до сих пор используются в современной науке: дистилляция, кристаллизация, плавление, рафинация, окисление, выпаривание и фильтрация. Хайян открыл серную и азотную кислоты, и изобрел перегонный аппарат, благодаря которому в мире появились алкогольные напитки и ароматы, используемые в производстве духов.
Коленчатый вал, устройство, превращающее ротационное движение в линейное, изобрел мусульманский инженер аль-Джазари (al-Jazari). Одно из самых важных изобретений механики, до сих пор являющееся одной из основных составляющих частей современных машин, первоначально использовалось в ирригации. Из книги инженера ясно, что он изобрел либо усовершенствовал вентили и клапаны, разработал первые механические часы. Аль-Джазари можно считать отцом робототехники. Замок с кодом – тоже его изобретение.
Стрельчатая арка – характерная черта европейских готических соборов, но идея таких арок была позаимствована из мусульманской архитектуры. Она была крепче полукруглой арки, используемой римлянами и норманнами, и, соответственно, позволяла строить более высокие и сложные зданий. Также европейцы переняли у мусульман идеи конструкции ребристых сводов и круглых окон-розеток. Европейские замки стали копией мусульманских с их бойницами, парапетами, барбаканами и квадратными башнями. Например, архитектором замка Генриха V был мусульманин.
Многие современные хирургические инструменты, включая скальпели, медицинские пилы, щипцы, тонкие ножницы, остались такими, какими их придумал мусульманский хирург аль-Захрави (al-Zahrawi). Именно он обнаружил, что кетгут, используемый для наложения внутренних швов, рассасывается в организме естественным путем и может быть применен при производстве медицинских капсул. В 13 веке, за 300 лет до Уильяма Гарвея (William Harvey), мусульманский врач Ибн Нафис (Ibn Nafis) описал процесс кровообращения. Мусульманские врачи изобрели анестетики и полую иглу для экстракции катаракты.
Ветряную мельницу арабы изобрели в 634 году и использовали для перемалывания кукурузы и снабжения водой. В арабских пустынях единственным источником энергии был ветер, месяцами дующий в одном направлении, и этот источник использовали на полную мощность. У мельниц было 6 или 12 крыльев, покрытых тканью и пальмовыми листьями. В Европе первые ветряные мельницы появились только через 500 лет.
Первыми идею прививки предложили не Дженнер и Пастер, а мусульмане. В Европу эта техника пришла из Турции в 1724 году, где в Стамбуле на эту процедуру обратила внимание жена английского посла. В Турции детям делали прививку от оспы за 50 лет до того, как вакцинацию открыли европейцы.
Первую авторучку придумали для султана в 953 году: правитель потребовал ручку, которая не пачкала бы его одежду и руки. Тогда система подачи чернил к кончику ручки была такой же, как сейчас.
Вероятно, система нумерации, которую используют во всем мире, происходит из Индии, но форма чисел – арабская, и впервые появилась в печатном виде в работе мусульманских математиков аль-Хваризми (al-Khwarizmi) и аль-Кинди (al-Kindi) в 825 году. Прототипом слова “алгебра” стало название книги аль-Хваризми “Al-Jabr wa-al-Muqabilah”, причем принципы, описанные в ней, до сих пор используются. Результаты работы мусульманских математиков, включая алгоритмы и некоторые теории тригонометрии, попали в Европу только через 300 лет. Открытый аль-Кинди частотный анализ послужил основанием для развития современной криптографии.
Концепцию обеда из трех блюд – супа, после которого едят мясо или рыбу, за которыми следуют фрукты и орехи – принес в 9 веке с собой из Ирака в Кордову Али ибн Нафи (Ali ibn Nafi). Он также ввел в обиход хрустальные стаканы (изобретенные, кстати, уже вышеупомянутым Аббасом ибн Фирнасом).
Ковры у средневековых мусульман считались неотъемлемой частью рая. Техника ткачества была довольно развита, постоянно появлялись новые краски, да и само искусство ткачей было не на последнем месте. В Европе же полы покрывали плетеными половиками, под которыми, вследствие плохой уборки, была куча мусора, кости, и не только. Неудивительно, что арабские и персидские ковры быстро прижились.
Если бы не мусульмане, чеков у нас не было бы. Само слово “чек” произошло от арабского “saqq”, которое означает письменное обязательство оплатить товар при доставке. Необходимость в чеках возникла из-за того, что перевозить деньги на большие расстояния было весьма опасно. Уже в 9 веке мусульманские бизнесмены могли обналичить чеки, выписанные на багдадские банки, в Китае.
В 9 веке уже многие мусульманские ученые считали, что Земля имеет форму шара. По словам астронома Ибн Хазма (Ibn Hazm), доказательством служил тот факт, что “Солнце всегда находится вертикально к определенной точке на Земле”. Это было за 500 лет до того, как об этом догадался Галилей. Вычисления мусульманских астрономов были настолько точны, что они ошиблись меньше чем на 200 километров при определении длины экватора, предположив, что она составляет 40253,4 километра.
В средневековой Европе были огороды, но именно арабы рассматривали сад как место для отдыха и медитации. Первые королевские сады такого рода появились в 11 веке в мусульманской Испании. Родина гвоздик и тюльпанов – тоже мусульманские страны.
10 изобретений мусульман, изменивших нашу жизнь
В связи с кризисом мигрантов в Европе и возрастающей террористической угрозой по миру прокатилась волна исламофобии. В докладе британской правозащитной организации Tell MAMA отмечается, что в 2015 году количество преступлений на почве ненависти к мусульманам увеличилось на 326 процентов. А недавние исследования ученых из Лейпцигского университета свидетельствуют, что каждый второй из 2420 опрошенных жителей Германии чувствует себя в своей стране некомфортно из-за множества мусульман. Радикальные противники ислама, в том числе россияне, высказывают мысль о том, что мир, возможно, был бы лучше без мусульман. Разного рода реплики на этот счет можно встретить и в СМИ, и в соцсетях. «Практика» разобрался, что потеряло бы человечество, если бы мусульман, и правда, никогда бы не было.
УНИВЕРСИТЕТЫ
Основательницей первого высшего учебного заведения в 859 году была мусульманская принцесса Фатима аль-Фихри. Как и многие другие образовательные учреждения исламского мира, марокканский университет Аль-Карауин находился на территории мечети. Благодаря покровительству султанов, он все время расширялся, здесь для мужчин и женщин преподавали не только богословие, но и медицину, математику, химию, историю, географию и прочие дисциплины.
Многие научные центры того времени также были организованы мусульманами: один из самых известных из них — Дом Мудрости — построен в 920-х годах.
МЕДИЦИНА
Безусловно, эта отрасль могла развиваться и без вклада в нее мусульман, но сложно предугадать, на какой стадии развития она бы сейчас находилась. Дело в том, что именно в Арабском халифате еще в 707 году появилась первая больница (сейчас ее бы назвали «бюджетная», поскольку финансировалась она государством). Здесь же придумали госпитали с медсестрами, начали функционировать медицинские институты. В течение многих веков именно мусульманские врачи считались экспертами в области исследования и лечения глазных болезней.
Известнейшего средневекового врача Авиценну на самом деле звали Ибн Сине. Он первым обратил внимание на то, что некоторые болезни могут быть заразными, описал проказу, открыл анестезию. Его труд «Канон врачебной науки» был настольной книгой медиков того времени, в ней, в том числе, описывались лекарственные средства, способы их изготовления и употребления. Этот учебник вплоть до XVIII века использовался в ведущих европейских медицинских институтах.
Именно мусульманские врачи провели хирургическую операцию по онкологии и придумали технологию, избавляющую от катаракты, которая используется до сих пор. Кроме того, арабский врач Абуль-Касим аз-Захрави изобрел множество сложных хирургические инструментов вроде скальпеля, шприцов и щипцов и описал их применение в операциях.
МЫЛО И ПАРФЮМЕРИЯ
Исламская религия предписывает человеку заботиться как о внутренней, так и о внешней чистоте. И уже в X веке в ванных комнатах в домах мусульман было многое из средств гигиены, которыми человек пользуется и сегодня — например, мыло. Конечно, оно существовало еще в античные времена в Египте и Римской империи, но именно арабы придумали его рецепт, использующийся до сих пор — смесь растительных масел, едкой щелочи и ароматизаторов. Кроме того, и шампунь пришел Европу именно благодаря мусульманам. А арабский ученый аль-Кинди еще в IX веке описал более ста методов и рецептов для создания духов.
ФОТОКАМЕРА
Арабский ученый Альхазен (Ибн аль-Хайсам) в X веке совершил революцию в оптике, поставив под сомнение утверждения Платона и Евклида о том, что свет — это лучи, которые испускаются глазом для «ощупывания» предметов. Свою теорию о том, что зрение — это результат восприятия глазом отраженного от предмета света — он доказывал не при помощи философии, а экспериментально.
Ученый использовал камеру-обскуру: в специальной палатке с небольшим отверстием в пологе навеса. На противоположной стороне, согласно принципу прямолинейности распространения света, лучи создавали перевернутое изображение. Например, такой способ позволял наблюдать за солнечным затмением без вреда для зрения.
ПЕРЬЕВАЯ РУЧКА
Еще в 974 году по заказу четвертого фалифа Фатимидского халифата аль-Муизз Лидиниллаха было создано устройство для письма, которое не пачкало одежду и руки. Небольшой резервуар в ручке удерживал чернила. До наших дней не сохранилось ни одного такого устройства, зато остались исторические тексты, упоминающие об этой первой перьевой ручке.
КОФЕ
Несмотря на то, что родиной кофе считается Эфиопия, свою популярность он приобрел на Аравийском полуострове в XIX веке, откуда о нем в дальнейшем узнал весь мир. Арабы долгое время шли к приготовлению кофе через заваривание, затем стали добавлять молоко и различные пряности вроде имбиря и корицы. Лишь в 17 веке турецкий кофе пришел в Великобританию, в Венеции первая кофейня появилась в 1645 году, а в Германии напиток стал известен только в 1683 году.
КАРТА
Карты существовали еще 3500 лет назад, тогда они были изображены на глиняных табличках. С появлением бумаги на нее стали переносить изображения местности. В результате, в VIII веке в Багдаде появились первые карты и путеводители для путешественников.
ЧАСЫ, КОДОВЫЕ ЗАМКИ И РОБОТЫ
Механик Аль-Джазари известен как Да Винчи исламского мира — именно он был родоначальником кибернетики. Ученый самостоятельно соорудил множество механизмов, которые в начале XIII века считались прорывными технологиями.
Среди его изобретений были водяные часы и водоподъемные машины, фонтаны и клапанные насосы, кодовые замки и металлические двери. Кроме того, он придумал незамысловатую технологию, заставлявшую человеческие фигурки играть на музыкальных инструментах. Музыка извлекалась «роботами» под действием различных рычагов, которые управляли барабанами и цимбалами.
МАТЕМАТИКА
Считается, что система исчисления родом из Индии, но используемые нами сегодня цифры арабские. Их мусульманские математики использовали их уже в начале IX века. Математика исламского Средневековья считалась очень развитой. Немалую роль в этом сыграла религия: мусульманам требовались расчеты лунного календаря, чтобы правильно определять направление на Мекку и время для совершения намаза.
Даже само слово «алгебра» происходит от названия первой книги по этой дисциплине, которую написал крупный мусульманский математик аль-Хорезми. С его именем также связывают введение десятичной системы счета, дробей и основ тригонометрии.
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
Впервые аппарат, по конструкции напоминающий аэроплан, был построен в 880 году ученым Ибн Фирнанасом. В ходе испытаний устройства ему удалось достаточно долго парить в воздухе, правда, неудачное приземление привело к серьезной травме спины. Спустя шесть веков эта конструкция получила свое развитие в работах Леонардо Да Винчи.
Арабские изобретения и успехи в науках.
Мы привыкли считать западный мир «краеугольным камнем» научного прогресса. Аристотель, да Винчи, Эйнштейн… А арабы — это, в лучшем случае, астрономия, математика и спирт.
Национальной науки, как и национальной таблицы умножения, не существует. Если кто-то претендует на первенство в фундаментальных дисциплинах — значит, он ничего не знает о достижениях арабской науки. Ведь когда-то этот народ настолько опередил время, что, сложись история иначе, на Луне уже давно стоял бы зеленый флаг с полумесяцем.
Арабские изобретения и в то, в чем арабы весьма преуспели:
— цифры
— спирт
— астролябия (прибор для определение небесных светил на небе)
— ладан
— слово алгебра стало из известно Европе благодаря арабскому слову ал-джебр
— слово химия от арабского ал-кимийя
— названия многих географических объектов произошло от арабских слов, т.к. арабские купцы много путешествовали и торговали по миру, намного раньше чем европейцы имея представление о других континентах,странах, морях,океанах
— арабы научили европейцев пользоваться китайским компасом и порохом
— многие «морские» слова в наше время имеют так же арабское происхождение,например :адмирал, галера, баржа и т.д.
— мыло (7 век) известно арабам намного раньше,чем европейцам
— шампунь, европейцы научились изготавливать его лишь в 1903 году(
— духи и различные ароматические масла/благовония
— в 8 веке багдадские ученые получили керосин
— в 9 веке арабы чистили зубы веточками дерева арак, активный компонент которого входит в состав современных зубных паст.
— дистиллированная вода
— «царская водка» смесь кислот,которые растворяют даже благородные металлы
— щербет
— сироп
— ветряная мельница, вентилятор, переключатель, водяная и паровая турбина
— в медицине арабы изобрели порядка 200 инструментов, которые применяются до сих пор, а именно: скальпель, пинцет, хирургическую иглу, шприц с тонкой стеклянной иглой, пила для кости, гипсовая повязка и т.д.
— арабы первыми стали применять анестезию, кладя на лицо человека повязку, пропитанную опиантами
— при проведении операция антисептики были обязательны, кстати турки первыми начали вакцинацию от оспы.
— арабы применяли трахеотомию
— открытия нитроглицерина, азотной и серной кислот, калия, аммиачной соли
— 953 году по требованию халифа Египта была сконструирована первая в мире авторучка с встроенным резервуаром для чернил
— оптика