Что открыл к д ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский
Константин Ушинский родился 19 февраля (2 марта по новому стилю) 1824 года в Туле.
После назначения отца судьёй в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, семья Ушинских переехала туда. Всё его детство и отрочество прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны.
В 11 лет Константин Ушинский поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.
В возрасте 12 лет потерял мать.
После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин.
После окончания университетского курса в 1844 году кандидатом юриспруденции, Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к профессорскому званию. В круг интересов юного Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.
В 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее.
С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости».
Некоторое время он зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.
После безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где устроился на достаточно мелкую чиновничью должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.
Также он сотрудничал с журналами «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855).
В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц.
Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.
Одновременно с преподавательской работой Ушинский с 1860 года стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.
В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь, Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище. Охотно встречался и с учителями, и с учащимися.
При казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа, Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский. Предложение было принято, выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 году издана в Симферополе.
Летом 1870 года Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда Черниговской губернии), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать. В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел.
После этого Ушинский решает переехать жить с семьёй в Киев, для чего он купил в Киеве по ул. Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 (3 января 1871) года.
Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.
Многие учебные заведения носят (носили) имя К. Д. Ушинского: Южноукраинский национальный педагогический университет в Одессе, Ярославский государственный педагогический университет, Петропавловский педагогический институт (до перестройки), Гимназия № 1 в Симферополе, Педагогический колледж в Гатчине, Педагогический колледж № 1 в Москве (закрыт), Педагогический колледж в Нижнем Новгороде (объединен с экономико-правовым колледжем и стал НГК), Гимназия в Гатчине, Специализированная школа № 187 в Киеве, Школа № 6 в Туле, Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск, Институт среднего профессионального образования в Москве, Педагогическое училище (колледж) в Тамбове, Черниговский областной институт последипломного образования, Одесский государственный педагогический институт.
Личная жизнь Константина Ушинского:
В браке родились дети:
Павел (1852-1870);
Вера (1855-1922), в замужестве Пото, на свои средства открыла в Киеве мужское Городское училище им. К. Д. Ушинского;
Надежда (1856-1944), в селе Богданка, где находился дом, принадлежащий Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинений своего отца, открыла начальную школу;
Константин (1859-1919);
Владимир (1861-1918);
Ольга (1867-1960), художница, была замужем за камергером М. А. Суковкиным.
Константин Ушинский с семьей
Библиография Константина Ушинского:
Константин Дмитриевич Ушинский
Фото Все
Видео Все
Константин Ушинский | Изменившие мир
История образования. Константин Ушинский
К.Д.Ушинский. Биографический фильм.
Константин Ушинский — биография
Константин Ушинский – прославленный педагог-демократ, писатель, автор научной педагогики в России. Автор многочисленных научных трудов и произведений для детей – «Два плуга», «Ветер и солнце», «Жалобы зайки», «Лиса и козел», «Плутишка кот».
Константина Ушинского любили учителя, дети и их родители, он был единственным преподавателем в дореволюционной России, сумевшим завоевать такой авторитет. Он полностью изменил отечественную педагогическую практику, основал новую науку, ранее неизвестную в России. Народные школы, только начинающиеся зарождаться в те годы, пользовались его учебниками, простыми и доступными до гениальности. Учителя работали по созданным им руководствам. На протяжении пяти десятков лет, вплоть до Октябрьской революции, несколько поколений детей выросло на книгах Ушинского. Великий педагог считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций – либо готовит счастье свое родине, либо несчастье.
Детство и юность
Родился Константин Ушинский 19 февраля (3 марта) 1824 года в старинном русском городе Туле. Хотя в некоторых источниках годом рождения великого педагога считают 1823-й, а путаница якобы произошла из-за несвоевременно зарегистрированной метрики. Отца Константина звали Дмитрий Ушинский, он офицер в отставке, участвовал в Отечественной войне 1812 года. Принадлежал к классу мелкопоместных дворян. Мама – Любовь Ушинская (в девичестве Капнист).
После того, как отец получил назначение на судейскую должность, семья переехала в Новгород-Северский, где и прошли детские и юношеские годы будущего педагога. В двенадцатилетнем возрасте Константин остался без матери, которую любил безмерно. Эту любовь и светлую память о ней Ушинский пронес через всю жизнь. Именно мама дала сыну первые уроки, и когда его отправили в гимназию, то сразу зачислили в третий класс.
Портрет Константина Ушинского в молодости
Много лет спустя Константин будет с благодарностью вспоминать весь педагогический коллектив гимназии, включая и директора. Ушинский говорил, что они были настоящими педагогами, увлеченными своим делом, и самое важное, беззаветно любили детей. Может быть поэтому, уровень знаний выпускников этой школы был намного выше, чем в аналогичных учебных заведениях других городков. Аттестат об окончании гимназии молодой человек получил в 1840 году. Константина увлекали вольнолюбивые мысли просветителей из Европы, и история декабристов, все это оказалось близко его душе.
После этого Ушинский стал студентом юридического факультета Московского университета. В то время преподавателями этого престижного вуза были выдающиеся профессора, привившие студенту любовь к литературе, философии, праву. В 1844 году юноша окончил основной курс, но остался в магистратуре. В тот период он всерьез заинтересовался вопросами просвещения простого народа, в большинстве своем, не владеющем грамотой.
Ушинский успешно сдал экзамен в магистратуре, получил степень кандидата юридических наук, и в 1846 году уехал в Ярославль. Устроился на работу в Демидовскй юридический лицей. Константин пропагандировал прогрессивные взгляды, старался держаться со своими учениками на равных, избегал формальностей во время занятий, и это сильно не нравилось его начальству.
Начальство настороженно относилось к передовым настроениям молодого педагога, поэтому за ним негласно надзирали. Ушинский долго боролся с таким отношением к себе, но он понял, что все попытки что-либо изменить, будут тщетными, и уволился с работы. Чтобы заработать на жизнь, молодой человек начинает заниматься переводами иностранных статей для журналов. Потом он переехал в Петербург, нашел себе место в Министерстве внутренних дел, занял должность простого чиновника.
Педагогика
В 1854-м Константин Ушинский устроился на работу в Гатчинский сиротский приют, закрытое среднеспециальное учреждение, которым опекалась сама императрица. В этом учебном заведении учились будущие чиновники министерств и департаментов. Институт был известен своими строгими порядками, малейшие оплошности безжалостно наказывались, кроме того, учеников вынуждали доносить друг на друга, а это порождало вражду между ними.
Вначале Ушинского приняли на должность преподавателя русской словесности и права, но через шесть месяцев он перешел в инспектора. За все время, что Константин трудился в этом институте, он смог полностью изменить саму суть воспитательного процесса. Больше не было ни воровства, ни кляуз, ни сухого канцеляризма. Ушинский обнаружил архивы, оставленные его предшественником. Это была целая библиотека работ по педагогике, после знакомства с которыми, он как будто оказался в новом мире.
Журнал в котором Константин Ушинский опубликовал работу «О пользе педагогической литературы»
Эти материалы настолько его вдохновили, что Константин написал статью под названием «О пользе педагогической литературы», ставшую знаковой в его биографии. После публикации этой статьи к молодому педагогу пришла популярность. Теперь он активно сотрудничает со столичными журналами – «Современником», «Журналом для воспитания», «Библиотекой для чтения». Потом полтора года Ушинский занимал пост редактора «Журнала Министерства народного просвещения». За это время под его руководством журнал стал популярным сборником передовых публикаций.
Следующий этап педагогической деятельности Ушинского – Смольный институт благородных девиц. Именно там он начал воплощать в жизнь свои самые смелые идеи. Константин никак не мог смириться с тем, что девушек делили на простых и знатных. Он работал над тем, чтобы ко всем было одинаковое отношение. Педагог ратовал за то, чтобы девиц учили на русском языке, а еще настаивал, чтобы после выпуска они могли рассчитывать на присвоение им квалификации воспитательниц.
Кроме этого, Константин регулярно проводил заседания, на которых присутствовал весь педагогический коллектив. На таких собраниях обсуждали насущные проблемы, передовые идеи в образовательной сфере. Эти вечера любили все, потому что они походили не на сухие заседания, а скорее, на встречу друзей и единомышленников. Педагоги обсуждали реформы, литературу, театральные премьеры. Константина Дмитриевича любили ученики и коллеги, и только начальство видело в нем вольнодумца. Чтобы как-то отстранить неудобного во всех смыслах педагога, было принято решение отправить его за границу, в командировку, продолжительностью пять лет.
Ушинский переехал в Европу, начал изучать передовой опыт в воспитательной и образовательной работе, он побывал в германских, французских и швейцарских учебных заведениях. Много времени уделял литературной деятельности, начатой еще в годы работы в Гатчине.
Первые учебники для детей Константин Ушинский написал в 1864 году. Они получили название «Родное слово» и «Детский мир». В первой книге имелись и методические материалы по предмету «словесность», специально для учителей и родителей. Эти книги стали настоящей сокровищницей литературы в области педагогики, их переиздавали сотни раз.
Среди произведений Ушинского была и художественная проза, представленная детскими рассказами и сказками – «Четыре желания», «Слепая лошадь», «Проказы старухи-зимы». Эти книги пополнили классику русской литературы.
Педагог Константин Ушинский
Итогом всей педагогической деятельности Ушинского стал труд «Человек как предмет воспитания», над которым он работал по возвращении в Россию. К сожалению, он так и не смог завершить работу над книгой. При жизни Константина Дмитриевича издали два тома антропологических исследований, отрывки из которых часто встречаются в виде цитат в научных работах современных авторов.
Личная жизнь
Константин Ушинский обрел счастье, не только занимаясь любимым делом, но и в личной жизни. В 1851 году он женился на своей подруге детства Надежде Дорошенко. В 1852 году супруга подарила педагогу сына Павла, потом семья пополнилась дочерьми Верой и Надеждой, сыновьями Константином и Владимиром. До наших дней дошло фото, где вся семья педагога запечатлена вместе. В 1867 году семья пополнилась шестым ребенком – дочерью Ольгой, которая стала художником.
По мере того, как Константин Ушинский менял место своей службы, семья следовала за ним. Однако как бы там ни было, Ушинские имели свой тихий уголок, пристанище, куда они всегда могли вернуться. Константин приобрел дом на хуторе Богданка недалеко от Чернигова.
Интересно то, что все дочки Ушинского продолжили его дело. Они организовывали народные школы и училища, при этом зачастую тратили не только время, но и личные средства.
Смерть
Ушинский особенно активизировался в последние годы своей жизни. Он вел научную и гражданскую деятельность, посещал профессиональные съезды, печатал свои статьи, продолжал формировать стройную педагогическую систему. Его уважали, как мастера своего дела.
В 1870-м в семью пришла беда. На охоте погиб старший сын – Павел. Это стало большим ударом для всей семьи, и Ушинский решил, что им нужно уехать. Он покупает дом в Киеве, и перевозит туда всю семью.
После этого забирает всех сыновей и едет с ними в Крым с надеждой подлечиться. Но внезапно в дороге педагог простыл. Болезнь вызвала осложнения, и 22 декабря 1870 года 47-летний Ушинский умирает. Это печальное событие случилось в Одессе. Местом вечного упокоения Константина Ушинского стал Киево-Выдубицкий монастырь.
Вклад выдающегося педагога в развитие российской педагогики просто огромный. Он всю свою жизнь стремился к тому, чтобы образование мог получить любой желающий, а не только избранные слои населения. Это его стремление дало свои плоды, следующие воспитательные системы базировались именно на фундаментальных трудах Ушинского. Память о великом педагоге живет в нескольких десятках учебных заведений его имени, улицах российских городов и библиотеках.
Педагогические труды
Ссылки
Ушинский Константин Дмитриевич
Ушинский Константин Дмитриевич