Что открыл ибн баттута кратко
Великий путешественник, объехавший полмира. Ибн Баттута
Эпоха Великих географических открытий пестрит известными именами, которые на слуху у всех. Считается, что этот значимый период в истории человечества приходится на XV-XVII века. Именно тогда заявили о себе Магеллан, Колумб и Васко де Гама.
Однако до них, в позднем Средневековье своими путешествиями прославился мусульманин Бу Абдулла Махаммад ибн Баттута. За свою жизнь он умудрился исколесить почти половину земного шара, оставив далеко позади большинство коллег.
Интересные факты о жизни и личности ибн Баттуты
Великий путешественник был одним из самых образованных людей своего времени. Родился и жил он в эпоху европейского Средневековья, его отцом был кади — религиозный судья, а мать, в точном соответствии с заветами Корана, занималась домом и детьми. Ибн Баттута, появившийся на свет в 1304 году, происходил из мусульманской семьи, проживавшей в городе Танжер в Марокко. До 21 года он усердно учился и сумел достичь в науках больших успехов. Именно жажда новых знаний погнала его в путь.
Однако первое путешествие он совершил по необходимости: каждый мусульманин обязан раз в жизни осуществить священное паломничество в Мекку и Медину, где находятся главные святыни ислама. Однако молодому человеку так понравилось путешествовать, что в итоге он провел в дороге следующие 30 лет своей жизни.
Ибн Баттута был разносторонним человеком, увлекался поэзией (читал и сам сочинял), богословием, имел юридическое образование, оставил после себя интересные путевые заметки, собранные после его смерти в книгу. Этот труд позволяет судить о том, что же в первую очередь привлекало путешественника в дальних странах: он писал не о властителях и политике, а о жизни и нравах простых людей иной веры и с иным мировоззрением.
Дважды в своей жизни ибн Баттуте довелось поработать по специальности: он был назначен на должность судьи сначала в Индии, а потом в родном Марокко. Путешественник, согласно мусульманской традиции, имел нескольких жен, причем среди них был женщины из других стран, с которыми его сталкивала судьба, и оставил после себя множество потомков.
Путешествовать ибн Баттута предпочитал с караванами или большими группами паломников — так было безопаснее. А кроме того, ему очень нравилось общаться с людьми и узнавать об их жизни. В общей сложности он преодолел 130 тысяч км, это расстояние в 4 раза больше, чем длина экватора.
Где побывал путешественник
Ибн Баттута посетил все государства арабского Востока, в Индию, Китай, Восточную Африку, остров Цейлон, Испанию и даже Россию. В нашу страну он попал в середине XIV века, когда на территории была установлена власть Золотой Орды. Путешественнику пришлось проделать долгий путь по берегу замерзшей Волги, его поразили заснеженные степи, а также образ жизни степных кочевников татаро-монголов.
Из России ибн Баттута отправился морем в Византию, а оттуда ему предстояло исследовать просторы Евразии. Он также посетил Сирию, где поразился, как много жители тратят на благотворительность. В Багдаде путешественник особое внимание уделил местным баням — их красивой архитектуре, большому количеству помещений, наличию трубопровода с горячей и холодной водой, сервису (например, всем посетителям предлагали чистые полотенца).
В Персидском заливе он наблюдал за ловцами жемчуга и подробно описал в своих заметках их сложную работу. В Турции султан показал ибн Баттуте удивительный небесный камень — огромный черный обломок метеорита, который пришлось вытаскивать нескольким дюжинам слуг.
Ибн Баттута
Краткая биография
Величайший путешественник своего времени ибн Баттута родился в 1304 г. в Танжере (Марокко) – портовом городе на северо-западе Африки. О его детстве и юности известно немного. Полное имя – Шамс ад-Дин Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах ал-Лавати ат-Танджи указывает, что он являлся сыном Абдаллаха из берберского племени Лавата города Танжера. Имя «ибн Баттута» означает, что он – потомок некоего Баттуты. Мальчик получил образование в медресе, где изучал богословие и право. Как правоверный мусульманин, он уже в юности задумал совершить паломничество к святыням ислама в другие страны.
В свое первое путешествие ибн Баттута отправился, когда ему исполнилось 22 года, не предполагая, по-видимому, что странствия продолжатся не один десяток лет. Ибн Баттута пересек Северную Африку, побывал на Ближнем, Среднем Востоке, в Йемене, Восточной Африке, прошел Аравийский полуостров, затем отправился на Кавказ, в Астрахань, Константинополь, Среднюю Азию. Через Афганистан достиг Индии, где прожил несколько лет, побывал на Цейлоне, Мальдивских островах, в Индонезии и в Китае. Затем ибн Баттута вернулся в Марокко, но через несколько лет снова предпринял путешествие: сначала на Пиренейский полуостров, а затем в Западную и Центральную Африку.
Всего ибн Баттута преодолел 120 700 км, для путешественников XIV в. это было неслыханным достижением. Вернувшись в начале 1354 г. в Фес, путешественник продиктовал книгу – «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий». Умер ибн Баттута в Фесе в 1368 г. (по другим сведениям, в 1377 г.).
Путешествия и странствия
Ибн Баттута отправился в путь из Танжера на восток 14 июня 1325 г., намереваясь совершить паломничество (хадж) в священный город мусульман – Мекку и побывать на могиле Мухаммеда в Медине. «Я отправился в одиночестве, – пишет ибн Баттута, – без товарища, дружба которого развлекала бы меня в пути, без каравана, к которому мог бы присоединиться; меня побуждала решимость, и сильное стремление души, и страстное желание увидеть благородные святыни. Я твердо решил расстаться с друзьями – мужчинами и женщинами, покинуть родину, как птицы покидают свои гнезда. Родители мои были еще тогда в узах жизни, и я, так же как и они, перенес много скорби, покинув их; было мне тогда двадцать два года».
Путь ибн Баттуты проходил вдоль северного побережья Африки. В Тунисе он присоединился к каравану паломников, следовавшему в Мекку. Они добрались до Александрии, затем – до дельты Нила, побывали в Каире, затем повернули на юг, планируя по Красному морю добраться до Аравии. Однако из-за военных действий между египтянами и бедуинскими племенами каравану пришлось изменить маршрут. Пилигримы проследовали через страны Малой Азии: Сирию и Палестину, посещая многие древние города, «святые места» и исторические памятники. О них ибн Баттута потом напишет в своей книге.
Дамаск поразил его «превыше красоты других городов», особенно огромная мечеть Омейядов, украшенная золотом, драгоценными камнями, мраморными плитами и великолепной многоцветной мозаикой. В пути ибн Баттута нашел себе спутницу, и не одну, в Дамаске он женился уже в третий раз. Мусульманская религия разрешает правоверным иметь одновременно не более четырех жен и неограниченное количество наложниц и рабынь. В 1326 г. караван паломников достиг Мекки – родины основателя ислама – пророка Мухаммеда. Хадж в этот священный город является одной из пяти основных задач каждого мусульманина. Ибн Баттута посетил и Медину – город, где похоронен пророк Мухаммед.
Затем он направился в Басру, Багдад, Мосул. Далее его путь лежал на северо-восток, к цветущим городам Ирана – Ширазу, Исфахану, Мешхеду. Эти персидские города своей красотой и богатством поражали всех средневековых путешественников и купцов. Оттуда они привозили знаменитые персидские товары: шелковые ткани, драгоценные камни, золотые и серебряные украшения. Вернувшись в Мекку, ибн Баттута прожил там два года, а затем отправился в морское путешествие. В Джидде он сел на корабль и переправился через Красное море в суданский порт Суакин.
В странах Востока ибн Баттуту с почтением называли Шамс ад-дин – «Солнце веры».
Вдоль берегов Восточной Африки ибн Баттута проследовал до Мозамбикского пролива, посетил прибрежные города и познакомился с нравами и обычаями африканских племен. Затем побывал в Северном Йемене, где осмотрел Сану – древнюю столицу и большой Забид, «полный пальмовых деревьев, рощ и ручьев… воистину самый прекрасный город Йемена. Жители его отличаются хорошим настроением, правдивым характером и красивой внешностью, особенно здешние женщины, которые необычайно красивы».
Дальнейший его путь проходил вдоль аравийского побережья от одного до другого средневекового арабского порта. Крупнейшим из них был Ормуз (Хормуз). «Земля – кольцо, а Хормуз – жемчужина в нем», – говорили арабы. Здесь можно было встретить купцов разных национальностей из разных концов света. Затем ибн Баттута посетил Бахрейн, славившийся своим жемчугом: «Перед каждым нырянием в воду ловцы жемчуга надевают маску из черепашьего панциря, из которого также делают клещи, служащие для зажимания ноздрей. Затем обвязываются шнуром и ныряют в воду».
Ибн Баттута пересек пустыни Аравии, третий раз совершил паломничество в Мекку и знакомым путем добрался до Каира. Однако страсть к путешествиям по-прежнему не давала ему покоя, и он вновь планировал новые маршруты. Теперь его путь лежал на север – в Золотую Орду. Через Малую Азию он направился к берегам Черного моря и в 1332 г. прибыл в генуэзскую колонию Кафа (нынешняя Феодосия) в Крыму. Он осмотрел весь полуостров и через степи поехал к берегам Волги, в Хаджи-Тархан (Астрахань). По льду замерзшей Волги, которую ибн Баттута назвал «одной из великих рек на свете», караван путешественника достиг столицы Золотой Орды – Нового Сарая, одного из красивейших и самых населенных городов Востока. Жилые дома, лавки купцов и ремесленников, бани стояли вплотную друг к другу. Здесь же находился большой дворец – зимняя резиденция хана Узбека.
В свите жены хана, греческой княжны, ибн Баттута посетил столицу Византии – Константинополь, где ему удалось побеседовать с императором Андроником III. Ибн Баттута мечтал посетить удивительный Булгар – главный город Волжской Булгарии (средневекового феодального государства Прикамья), откуда купцы привозили дорогие меха и другие северные товары, но путешествие показалось ему особенно опасным, и он от него отказался.
Со временем ибн Баттута уже стал богатым купцом и путешествовал с караваном, нагруженным тюками с товарами. За ним следовали жены, наложницы и рабы. Иногда ибн Баттута задерживался на несколько лет в какой-нибудь стране и даже поступал на службу к местному правителю.
Через безводные казахские степи ибн Баттута направился в Бухару и Самарканд, затем его путь лежал на юг. Путникам пришлось преодолеть высокогорные перевалы Гиндукуша, название которого переводится как «убийца индусов», так как многие рабы и рабыни при доставке из стран Индии умирали на этих горах вследствие жестокого холода и обилия снега. Через горные районы Афганистана ибн Баттута прибыл в Кабул: «Некогда большой город, но сейчас это селение, где живет племя из персов, которых называют афганцами; они владеют городами и перевалами и обладают большим могуществом; большая часть афганцев – разбойники». Впереди была сказочно богатая Индия. Ее правитель султан Мухаммед-шах встретил богатого арабского купца с почетом.
В 1334 г. ибн Баттута получил должность кади в Дели при дворе султана, несмотря на молодые годы, он имел к тому времени огромный опыт путешественника и дипломата, знал многие языки. Появляясь в новых местах как богатый купец из далеких стран, он быстро приобретал влияние при дворах монархов и часто становился одним из фаворитов. В Дели ибн Баттута прожил более семи лет. По подозрению в заговоре его на некоторое время заключили в тюрьму. Правда, довольно скоро отпустили, и Мухаммед-шах назначил ибн Баттуту посланником в Китай.
«Мы прибыли сначала в Укак, город порядочный, но там было нам весьма холодно. Отсюда до Эль-Сарая десять дней пути. В одном дне пути отсюда находятся Русские Горы, где живут Русские, христиане, народ с рыжими волосами и голубыми глазами, весьма хитрый и коварный. У них есть серебряные рудники, и из их земли получаются сувамы, или слитки серебра». Из книги ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»
По пути на посольство султана неожиданно напали индийские повстанцы, ограбили и взяли посланников в плен. Ибн Баттуте чудом удалось бежать, он вернулся в Дели и поведал султану о своих злоключениях. Мухаммед снарядил новую, теперь морскую экспедицию, но и ее постигла неудача – шторм разбил все суда, а подарки султана китайскому императору пошли на дно. К счастью, ибн Баттута не пострадал, но вернуться к властителю Дели больше не решился, направился сначала в южную Индию, а потом на Мальдивские острова, где прожил несколько лет.
Затем неутомимый путешественник посетил остров Цейлон. Там его поразили обилие и роскошь драгоценных камней: «На лбу белого слона я видел семь рубинов, каждый из которых был больше куриного яйца». Возвращаясь на Малабарский берег, ибн Баттута потерпел кораблекрушение, на судно напали пираты: «Они отняли все, что у меня было и что удалось мне сберечь на черный день, забрали жемчуг и драгоценные камни, подаренные мне правителем Цейлона, платье и дорожные припасы, не оставив даже ничего из одежды, кроме штанов». Добравшись до Дели, путешественник встретил знакомых купцов, которые подивились его рассказам о необыкновенных приключениях и помогли путнику деньгами.
А ибн Баттута собрался тем временем в новое путешествие – теперь в Китай. В 1342 г. вдоль берегов Индокитая, Малаккского полуострова он достиг острова Суматра, а затем и китайского побережья. Зейтун (Гуаньчжоу), расположенный на западном берегу Тайваньского пролива, в Средние века был важным торговым портом: «Один из крупнейших в мире, вернее, самый крупный, – пишет ибн Баттута. – Я видел в нем около ста больших джонок, не считая бесчисленного количества маленьких». Ибн Баттута побывал во многих городах этой обширной империи, изучая обычаи китайцев, их промышленность и торговлю. Прошло пять лет, и марокканец решает вернуться домой. Через Индию, Иран, Месопотамию, Сирию и Египет он направляется в Мекку и совершает свое четвертое паломничество.
«Как на востоке, так и на западе (мусульманского) мира нет дынь, подобных хорезмским, за исключением бухарской, за которой следует исфаханская дыня. Кожа ее зеленая, мякоть красная, очень сладкая и при этом твердая. Удивительно, что ее разрезают на куски, сушат на солнце и кладут в корзины, как у нас делают с сушеными фигами и малагским инжиром, и везут из Хорезма в дальние города Индии и Китая. Среди всех сушеных фруктов нет лучше ее». Из книги ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»
В ноябре 1349 г., объехав, по сути, почти весь известный в те времена мир, ибн Баттута прибыл в Фес (бывший тогда столицей Марокко). Здесь он поступил на службу к султану Абу Инану. Услышав рассказы ибн Баттуты о его странствиях, султан посчитал, что подобные приключения должны сохраниться для будущих поколений. Под диктовку рассказы ибн Баттуты записал молодой историк ибн Джузайе, и вскоре появилась книга «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий», равной которой не знало Средневековье.
Однако ее автору снова пришлось собираться в путь. На этот раз с дипломатическими миссиями. Сначала, в 1351 г., в Гранаду (столицу арабских владений в Испании), а затем в Западную Африку. Он достиг берегов Нигера и отправился в глубь материка – в государство Мали, где в XIV в. находились крупнейшие месторождения золота. Ничто не ускользает от взгляда опытного путешественника: он описывает оазисы в пустыне, возможности торговли, обычаи живущего в этих краях народа малинке и крупный ремесленный и торговый город Сахары – Томбукту. Ибн Баттута подолгу живет в некоторых городах Мали и, наконец, с караваном верблюдов возвращается назад через Сахару и заснеженные перевалы алжирских гор, которые стали серьезным препятствием для продвижения каравана.
В начале 1354 г. неутомимый путешественник прибыл в Фес, завершив последнее из своих путешествий.
Книга ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» – это не свод сухих данных, а живой рассказ очевидца, не столько научное географическое описание, сколько мемуары, путевые заметки. Они представляли огромный интерес для современников и были переведены впоследствии на многие языки мира.
Ибн Баттута
Ибн Батту́та (араб. أبو عبد الله محمد ابن بطوطة , полное имя Ибн Баттута Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах аль-Лавати ат-Танджи; 25 февраля 1304, Танжер — 1377, Фес) — знаменитый арабский путешественник и странствующий купец, объехавший все страны исламского мира — от Булгара до Момбасы, от Тимбукту до Китая. Во время девятимесячного пребывания на Мальдивах женился на дочери местного султана. Автор книги «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий».
Содержание
Детство и юность
Будущий великий путешественник родился 25 февраля 1304 года в Танжере (Марокко) в семье уважаемого шейха Абдаллаха ал-Лавати. Предки Ибн Баттуты происходили из берберского племени лавата — об этом свидетельствует нисба (часть имени) «аль-Лавати». О его детских годах известно очень мало. Он получил образование в медресе. Отец Ибн Баттуты, кади Танжера, хотел видеть сына своим преемником.
Путешествия
Паломничества в Мекку
14 июня 1325 года Ибн Баттута выехал из Танжера, чтобы совершить хадж в Мекку, центр религиозного поклонения мусульман, где находится храм Кааба с чёрным камнем. Приключения при переходе величайшей пустыни Сахары навели его на мысль продолжить путешествия. Он побывал в Африке, на Среднем и Дальнем Востоке — местах, неизвестных средневековым европейцам.
Ибн Баттута пересек Египет и намеревался отплыть в Джидду, но усобица местных племён заставила его вернуться в Каир. Затем он посетил Иерусалим, Дамаск, Мекку, Басру, Багдад, где удостоился аудиенции у ильхана Абу Саида, и Тебриз. После этого он вернулся в Мекку и стал юристом. Но его путешествия на этом не прекратились.
В Йемен и Восточную Африку
В 1330 году Ибн Баттута переплыл Красное море и прибыл в Аден (Йемен). Йемен раздирали внутренние конфликты, и только 2 городам — Сане (теперь столица Йемена) и ныне мелкому порту Забиду удавалось сохранять былое величие. Там он нанял арабское судёнышко — дау, направлявшееся в Заилу (Сомали). Потом Ибн Баттута отплыл в Момбасу и Килву, богатые города на восточном побережье Африки, в которых разговаривали на языке суахили. Сильное впечатление на Ибн Баттуту произвёл чёрный цвет кожи местного населения. Чтобы возвратиться в Мекку, ему пришлось совершить плавание вокруг юга Аравии и выйти в Персидский залив, а затем пересечь Аравийский полуостров.
По Малой Азии
Путешествие Ибн Баттуты по Руму (как арабы называли Малую Азию) началось зимой 1332 года, когда он прибыл на генуэзском корабле в порт Алайа. Затем он посетил Анталью, Лаодикею-на-Ликосе, Икониум, Кесарию Каппадокийскую, Себастию, Бирги (англ.). В конце 1333 года он оказался в черноморском портовом городе Синоп.
В Золотую Орду и Константинополь
Неутомимая любознательность толкала Ибн Баттуту в новые странствия. На греческом корабле он отплыл в Кафу (ныне Феодосия в Крыму), затем отправился в Солхат, Азов, а оттуда — на Кавказ. 6 мая 1334 года путешественник прибыл в ставку хана Золотой Орды Узбек-хана, располагавшуюся, предположительно, в районе Пятигорска, где хан принял его с небывалым почётом. Большие вопросы у историков вызывает путешествие Ибн Баттуты в Булгар, которое, по его словам, было совершено за 20 дней. Некоторые учёные (И. Хрбек, С. Яничек) считают, что Ибн Баттута в Волжской Булгарии не был — просто не мог успеть за столь короткий срок. Описание путешествия могло быть заимствовано из трудов других арабских авторов (Ибн Джубейр, Абу-ль-Фида) самим Ибн Баттутой или его литературным секретарём ибн Джузаем. Так или иначе, путешественник в свите хана посещает Хаджи-Тархан (предшественник Астрахани). Затем он вызвался сопровождать одну из жён хана Баялун-хатун, дочь византийского императора Андроника III, в Константинополь, к отцу. В столице Византии арабский путешественник пробыл один месяц и шесть дней. После этого он вернулся на Волгу, в середине ноября прибыл в Новый Сарай (Сарай-Берке). 10 декабря 1334 года Ибн Баттута покинул столицу Золотой Орды, присоединившись к хорезмскому каравану. Через Сарай-Джук он направился в Среднюю Азию.
В Индию и Китай
В Средней Азии Ибн Баттута посетил крупные торговые центры — Ургенч (Гургандж), Самарканд, Бухару. В Ургенче он был принят могущественным золотоордынским нойоном Кутлуг-Тимуром, по пути из Бухары в Самарканд заехал в ставку чагатайского хана Тармаширина. Через Хорасан и Афганистан достиг Делийского султаната. В Дели Ибн Баттута поступил на службу к султану Мухаммеду Туглаку. Он прожил в Индии восемь лет, был сначала кади (судьёй), потом факихом, а 22 июля 1342 года выехал в Китай в качестве султанского посла. После многочисленных приключений Баттута якобы добрался до порта Кантона, а потом через Малайзию, Бенгалию и Индию он вернулся в Марокко (1349). Факт посещения им Китая подвергается сомнению, ибо его сведения об этой стране не отличаются точностью. В 1350—1351 Ибн Баттута с дипломатической миссией посетил Гранаду.
В Мали
В январе 1354 он возвратился в Фес, где по приказанию маринидского султана Абу Инана продиктовал воспоминания о своих путешествиях учёному шейху из Гранады Мухаммеду ибн Джузаю. В декабре 1355 года ибн Джузай завершает литературную обработку воспоминаний Ибн Баттуты, сыграв в истории роль, подобную роли Рустичано при другом великом путешественнике — Марко Поло. Описание Мали в воспоминаниях Ибн Баттуты — основной источник, по которому мы можем судить о жизни этого средневекового государства.
Историческое значение
Всего Ибн Баттута преодолел 120 700 км, что не под силу многим исследователям, даже пользующимися современными техническими нововведениями. Все посещаемые страны Ибн Баттута описывал с возможной полнотой. В первый раз его сочинение было частично переведено на европейский (латинский) язык в 1818 под названием «De Mohammede Ebn-Batuto Arabe Tingitano ejusque itineribus», затем в 1829 на английский язык под названием «The Travels of Ibn Batuta, translated from the abridged Arabic MS. Copies by Lec».
Чем прославился арабский путешественник Ибн Баттута?
Колумб, Магеллан, Васко да Гама… Эти имена великих путешественников прошедших веков у всех на слуху. А многие ли слышали об Абу Абдулле Махаммаде Ибн Баттуте (полное имя)? Это имя в нашей стране гораздо менее известно. А между тем более шести веков назад этот арабский путешественник обошел и изъездил буквально полмира. По протяженности маршрутов Ибн Баттута занимает 1-е место в списке средневековых путешественников. 130 тысяч километров. Это в четыре раза больше, чем протяженность земного экватора.
Ибн Баттута родился в 1304 году в Западной Африке, в Марокко. В 1325 году, в возрасте 21 года он отправился в паломничество к исламским святыням — Мекке и Медине. Но жизнь его сложилась так, что почти три десятка лет своей последующей жизни марокканец отдал путешествиям. Он посетил все страны арабского Востока, Иран, Золотую Орду, Индию, Цейлон, Китай, побережье Восточной Африки и государства западной части «черного континента» и, наконец, арабские владения в Испании. Удивительные жизнь и быт мира ислама, который в те времена во многом превосходил терзаемую войнами и чумой Европу, нашли отражение в книге, которую на склоне лет надиктовал путешественник. Называется она «Подарок созерцающим о диковинах городов и чудесах путешествий».
Карта путешествий Ибн Батуты.
В своих путевых заметках Ибн Баттута писал отнюдь не только о властителях мусульманского мира и их роскошных дворцах. Гораздо больше марокканца интересовала жизнь обычных людей, их нравы, обычаи, манера одеваться и даже кухня.
В Дамаске (нынешняя столица Сирии) путешественника поразила приверженность местных жителей благотворительности. Благочествивые мусульмане делали пожертвования, и для этих денег находилось множество применений. Из пожертвований оплачивались дорожные расходы тех, кто хотел бы отправиться в паломничество в Мекку, но не имел для этого средств. На пожертвованные деньги покупались свадебные одежды девушкам из бедных семей, выкупались узники из застенков, мостились и ремонтировались улицы.
«Однажды, — писал Ибн-Баттута, — я шел по улице Дамаска и увидел, как маленький раб уронил блюдо из китайского фарфора, и оно разбилось на кусочки. Вокруг мальчика собралось несколько человек, один из которых дал рабу совет: «Собери осколки и отправляйся с ними к хранителю пожертвований на кухонную утварь». Раб так и поступил, а давший совет мужчина отвел парня к хранителю. Мальчик показал осколки блюда и получил деньги на покупку нового». Ибн-Баттута был в восторге от работы этого, как бы мы сегодня сказали, благотворительного фонда. Ведь если бы рабу не выдали деньги и он не купил бы новую посудину, хозяин наверняка отругал бы мальчишку, а может быть, и побил бы.
В Мекке, священном городе мусульман, Ибн-Баттуте запомнился еще один полезный и благородный обычай. На местном базаре он увидел множество детей, сидевших посреди торгующейся толпы с двумя корзинками. Оказывается каждый, кто купил товар, мог подойти к любому из детей (а это были бедные сироты) и положить свои покупки в корзинки: в одну — мясо и овощи, в другую — зерно. За несколько мелких монет сирота доставлял покупки на дом покупателю, а сам горожанин мог, не отягощая себя поклажей, отправиться по своим делам. Жители Мекки охотно давали детям заработать на жизнь, а сами юные курьеры никогда не обманывали тех, кто доверял им свои покупки.
С особым чувством Ибн Баттута пишет о многочисленных багдадских банях. По свидетельству марокканца они были великолепно выстроены, а стены их выкрашены природным битумом, который с виду напоминал черный мрамор. В каждой бане было устроено множество отдельных помещений для мытья. В углу такого помещения находился небольшой бассейн и два водопроводных крана — один с горячей, другой с холодной водой. Каждому посетителю бани выдавалось три полотенца. В одном полотенце человек входил в банное помещение, в другом — выходил из него, а третьим — вытирался. Нам, людям 21 века, обитателям квартир с водопроводом и канализацией, все это кажется привычным. Но арабский путешественник 14 века был просто потрясен таким уровнем личной гигиены. «Ни один город в этом отношении не мог сравниться с Багдадом», — вспоминал Ибн-Баттута. Это говорил человек, увидевший полмира.
На пути из Басры (современный Ирак) в Медину Ибн-Баттута посетил знаменитое в исламском мире селение Умм Убайда, в котором находились тысячи дервишей. Дервиши — это странствующие мусульманские монахи, известные своими необычными танцами, которые считаются у них религиозным ритуалом. Вот как выглядел день дервишей в описании Ибн-Баттуты. После полудня начинали бить барабаны и дервиши пускались в пляс. Протанцевав в они читали молитву и приступали к еде, которая состояла из рисовых лепешек, рыбы, молока и фиников. После вечерней молитвы дервиши принимались что-то напевать и бормотать. Приносили несколько связок дров и разжигался большой костер. Когда дрова прогорали, дервиши принимались танцевать прямо на углях, некоторые из монахов даже засовывали угли себе в рот и разжевывали их. Другие дервиши брали в руки больших змей и откусывали им головы.
На пути Ибн-Баттуты порой встречались люди, занимавшиеся весьма экзотическими промыслами. В Персидском заливе, между побережьем Аравийского полуострова и островом Бахрейн издавна добывали жемчуг. Здесь Ибн-Баттута познакомился с арабскими ныряльщиками. Эти люди надевали на глаза маску из черепашьей кости и специальную прищепку на нос, чтобы в ноздри не попадала вода. Привязав к запястью веревку, они ныряли на глубину в поисках раковин с жемчужинами. Некоторые из ныряльщиков, по свидетельству Ибн-Баттуты могли находиться под водой очень долго, чуть ли не до двух часов (хотя это, скорее, преувеличение). На дне добытчики жемчуга высматривали среди камней вожделенные раковины, вскрывали их ножом, вырезали жемчужину и клали ее в специальную кожаную сумочку, висящую на шее. Когда ныряльщик не мог больше обходиться без воздуха, он дергал за веревку, и помощник помогал ему подняться на поверхность и забраться в лодку. Пятую часть добытых жемчужин забирал в качестве налога местный султан, остальное скупали приплывающие из разных городов торговцы.
Когда Ибн-Баттута прибыл в Турцию, один из местных правителей спросил его: «Видел ли ты когда-нибудь камень, упавший с неба?». Слышав в ответ «нет», султан рассказал путешественнику, что в окрестностях города на землю упало некое небесное тело. Затем правитель отдал приказ, и вскоре несколько дюжих слуг внесли в комнату большой отливающий блеском черный камень. Послали за каменотесами. Четверо мужчин принялись одновременно дубасить космического гостя железными молотами, но ни расколоть камень, ни хотя бы отбить кусочек им так не удалось. Довольный тем, что сумел удивить гостя из далекой страны, султан приказал унести камень.
Ибн-Баттута объехал много разных стран, но нам, жителям России, конечно, наиболее интересна та часть путешествия марокканца, которая проходила по территории нашей страны. В те времена раздробленные русские княжества были данниками основанной монгольскими завоевателями Золотой орды. В 14 веке хан Узбек ввел в Орде мусульманскую религию, и именно ко двору Узбека, своего нового единоверца, отправился Ибн-Баттута. Чтобы добраться до столицы хана — Сарая, путешественнику пришлось проделать часть пути по льду замерзшей Волги. В распоряжение марокканского гостя была предоставлена специальная укрытая матерчатым тентом четырехколесная повозка, в которой Ибн-Баттута мог с комфортом передвигаться по волжским степям. В повозку запрягали лошадей, верблюдов или быков, а возница сидел верхом на одном из этих тягловых животных. Внутри повозки было просторно, что очень понравилось Ибн-Баттуте. «Во время путешествия, — писал он, — прямо в повозке можно было есть, спать, читать или писать.
Жители орды — кочевники, по воспоминаниям путешественника, отправляли свой скот пастись в степи, причем без сопровождения пастуха. Владельцы животных совсем не беспокоились за сохранность лошадей, быков и верблюдов, ибо в Орде действовали очень жестокие законы, карающие за воровство. Всякий, у кого обнаруживали, например, украденную лошадь, должен был не просто вернуть ее законному владельцу, но и отдать впридачу еще восемь лошадей. Если он не мог возместить ущерб лошадями, у вора забирали в рабство сыновей. Если же у него не было и сыновей, тогда, как писал Ибн-Баттута, преступника «резали как овцу».
Ибн-Баттута подробно описал быт и даже кулинарные пристрастия жителей монголо-татарской Орды. Главным блюдом кочевников был суп из крупы, куда добавлялось мелко нарезанное мясо. Дело в том, что скот кочевников, который не стоял в стойлах, а постоянно перегонялся по степям был жилистым, и его мясо — жестким. Только порезанное на мелкие кусочки, мясо могло хорошо провариться. Тогда его можно было разжевать. Кстати, появлению в блюдах европейской кухни блюд из мясного фарша, например, котлет, мы обязаны именно кочевникам.
Столица хана Узбека была по сути кочевым лагерем. Даже сам хан жил в шатре, который при необходимости можно было сложить и увезти на повозке. Узбек встретил марокканца, сидя на деревянном троне, украшенном серебром и драгоценными камнями. Вокруг трона стояло все его семейство — четыре жены, сыновья и дочери. На следующий день после встречи с ханом, Ибн-Баттута нанес визит главной жене Узбека — Тайтугли. Женщина оказала гостю наивысший знак внимания — она собственноручно налила в чашку кумыс (традиционный напиток кочевых народов, изготовленный из лошадиного молока) — и подала путешественнику. «Я никогда раньше не пил кумыс, — вспоминал Ибн-Баттута, — но отказаться я не мог. Слегка попробовав напиток, я понял, что он мне не нравится, и передал чашку своему спутнику».
С берегов Волги путь Ибн-Баттуты лежал на берега Босфора. Хан Узбек предложил Ибн-Баттуте отправиться в Константинополь, столицу Византии. Вместе с ним ко двору императора некогда могущественной греческой империи отправилась и одна из жен хана, которая, как оказалось, была дочерью византийского владыки. Неутомимому Ибн-Баттуте вновь предстояло пересечь бескрайние просторы Евразии.