Что открыл и исследовал руаль амундсен
Руал Амундсен
Краткая биография
Норвежский ученый и путешественник Руал Амундсен родился в 1872 году. По настоянию матери он получает превосходное образование, но сразу после ее смерти, в 21 год бросает университет и становится членом морских экипажей, совершавших рейсы по северным морям. Обучившись вождению, навигации, языкам, он после нескольких лет плаваний решает пройти Северо-Западным проходом (через Северный Ледовитый океан, между островами Канадского Арктического архипелага).
На купленной им подержанной яхте «Йоа» он пересекает Атлантику, проходит намеченным путем и начинает мечтать о славе покорителя Северного полюса. В 1909 году он включается в гонку к Южному полюсу и выигрывает ее у английской экспедиции Роберта Скотта. В дальнейшем на дирижабле «Норвегия» он достигает и Северного полюса. Амундсен погиб, участвуя в спасательном полете, пытаясь на гидросамолете «Латам» найти вторую экспедицию Нобиле, потерпевшую крушение на дирижабле «Италия». Он пропал в 1928 году. До сих пор обстоятельства его гибели неизвестны.
Покоритель обоих полюсов
Северный полюс еще не был покорен, и Амундсену казалось по силам пройти по следам Нансена, но на этот раз успешно завершить поход и дойти на лыжах до полюса. Его предыдущие экспедиции (только в одной из них он не был руководителем) были успешными, у него уже имелся богатый опыт передвижений в суровых условиях Арктики, и морских, и сухопутных. Кроме того, он принимал участие в бельгийской экспедиции в Антарктику вместе с Фредериком Куком и знал о полярных особенностях жизни почти все… В 1907 году, одолжив у Ф. Нансена «Фрам», Руал Амундсен начинает готовиться повторить его дрейф и надеется на более успешное завершение своей экспедиции.
Амундсен был полон планов достижения Северного полюса, когда разразился «географический скандал»: в 1908– 1909 годах Роберт Пири и Фредерик Кук независимо друг от друга заявили о своем покорении полюса; возникли споры о том, кто достиг его первым, и вообще, было ли это правдой…
Так или иначе, один полюс уже покорен, поэтому Амундсен обращает свое внимание к другому, Южному полюсу в Антарктиде. Он страстно желает быть там первым, однако в Антарктиду уже направилась английская экспедиция Роберта Скотта. Амундсен держал свои планы в тайне, но действовал быстро и четко: перестроенный для новой экспедиции «Фрам» Нансена летом 1910 года отправляется из Северной Атлантики к южному материку.
Снаряжение Амундсена и экипировка членов команды состояли из специальных лыжных костюмов, а также эскимосских одежд из шкур животных. Передвигаться по суше было решено на собачьих упряжках. Кроме того, по плану Амундсена по пути следования были устроены промежуточные склады с продовольствием, пищей для собак, горючим, теплыми вещами. Чтобы не пропустить склады, около них ставились высокие вехи с флагами Практику использования ездовых собак Амундсен изучил еще в Арктике: она была довольно жестокой, но позволяла выжить в суровых условиях. Собаки, выбившиеся из сил, пристреливались и шли в пищу остальным собакам и даже людям, таким образом из 52 собак к концу обратного пути в живых осталось только 12.
Отлично продуманная организация экспедиции позволила Амундсену и его соратникам достигнуть Южного полюса 14 декабря 1911 года. Над географической точкой Южного полюса Амундсен поднял норвежский флаг. Участники экспедиции провели в пути 99 дней и прошли около 3 тысяч км по ледовому плато от моря Росса до полюса и обратно. Самым тяжелым было преодоление высокого ледяного барьера ледника Росса, кроме того, за ним начиналось высокое плато, забраться на которое тоже стоило больших усилий и людям, и собакам. 26 января 1912 года все семь членов экспедиции благополучно вернулись в точку, из которой начали свое путешествие.
После своего триумфального покорения Южного полюса Амундсен не оставил мысли о Северном. Покорить его теперь, с помощью гидропланов и других летательных аппаратов, стало еще более заманчиво. Первые попытки достигнуть полюса на самолете были неудачными: самолет не долетел до полюса около 150 км из-за поломки. Однако появляется новая возможность.
«Цель достигнута, путешествие закончено. Не могу сказать – хотя знаю, что это бы прозвучало куда эффектнее, – что я достиг цели своей жизни. Это было бы слишком уж явной и откровенной выдумкой. Лучше буду честен и скажу прямо, что, по-моему, еще никогда никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса – чего там! – сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине все наизнанку!»
Руал Амундсен
В 1926 году итальянский инженер Умберто Нобиле сконструировал и построил дирижабль «Норвегия». Амундсен возглавил этот первый трансарктический перелет. Пролетев над полюсом, члены экспедиции сбросили на лед флаги Норвегии, Италии и США. Их путь, который начался в Осло и закончился на Аляске, занял 2 дня. В общей сложности исследователи провели в воздухе непосредственно над точкой Северного полюса около 2,5 часа. Однако возникли очень большие конфликты в отношениях между Нобиле и Амундсеном по поводу того, кому именно из них принадлежит честь достижения полюса. Нобиле чувствовал себя обделенным славой. Непростой характер Амундсена и вспыльчивый нрав итальянца Нобиле привели к полному разрыву отношений. Кроме того, в дело вмешалась политика: в Италии к власти пришел фашистский режим Муссолини, который всячески усиливал значение участия Италии в перелете и умалял значение норвежского.
В 1928 году Нобиле построил новый дирижабль, «Италия» и захотел самостоятельно достичь на нем полюса, доказав, что и не нуждается в сотрудничестве с Амундсеном. Во время этого перелета произошла трагедия: уже после полета над полюсом из-за обледенения дирижабль разбился, развалившись на 2 части. Часть людей из многочисленного экипажа была выброшена на дрейфующую льдину, с очень призрачной надеждой на спасение (радиопередатчик практически был выведен из строя), а часть улетела на обломках дирижабля. На поиски Нобиле отправилось несколько спасательных экспедиций (среди них была и советская, на ледоколе «Красин», которая и спасла большую часть людей). Срочно вылетел на поиски своего недруга и Руал Амундсен.
В июне 1928 года он поднялся на самолете «Латам» в воздух из Северной Норвегии, направляясь к Шпицбергену. В густом тумане связь оборвалась, и больше Амундсена никто не видел. Поплавок с самолета был найден в самом конце августа 1928 года у города Тромсе. Это все, что известно о гибели великого норвежского путешественника, человека, побывавшего на обоих полюсах Земли.
Руаль Амундсен
норвежский полярный исследователь
Руаль Амундсен
Руаль Энгельбрегт Гравнинг Амундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen) родился в Борге близ Осло 16 июля 1872 года. Сначала он стал учиться медицине, поступив на медицинский факультет университета Кристиании (ныне Осло), но вскоре оставил учебу. Его влекли путешествия.
Первый опыт полярной экспедиции Амундсен получил в 1897–1899 годах, когда он был первым помощником капитана на корабле «Бельжика».
В 1903 году Амундсен отправился на судне «Йоа» в Арктику и первым обогнул на яхте Северную Америку. Организовав базу в бухте Йоа, Амундсен предпринял санные походы к Северному геомагнитному полюсу и определил его положение, а также прошел вдоль берегов о.Виктория. Затем проплыл на «Йоа» через пролив Симпсона, нашел Северо-Западный морской путь и в 1906 году добрался до Сан-Франциско.
Следующей целью Амундсена было достижение Северного полюса. Когда появилось сообщение о том, что это уже совершил Роберт Пири, он решил достичь Южного полюса и в августе 1910 года отправился в Антарктику на «Фраме» — знаменитом корабле Фритьофа Нансена.
Британская экспедиция под руководством Роберта Ф.Скотта тоже пыталась добраться до Южного полюса. Амундсен тщательно подготовился: удачно выбрал маршрут, организовал систему складов с припасами и успешно использовал санные упряжки с собаками. С четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года (его «конкурент» Скотт с четырьмя спутниками дошел до полюса спустя месяц — 18 января 1912 года), а весь мир узнал об этом лишь в марте 1912 года.
15 июля 1918 года Амундсен отправился из Аляски на судне «Мод» Северо-Восточным путем, но ледовые условия помешали выполнению его замысла. Тогда Амундсен решил исследовать Арктику с воздуха.
11 мая 1926 года Амундсен, американский исследователь Линкольн Элсуорт и итальянский инженер Умберто Нобиле стартовали со Шпицбергена на полужестком дирижабле «Норье» («Норвегия»), пролетели над Северным полюсом и через 71 час приземлились в Теллере на Аляске.
24 мая 1928 года Нобиле на дирижабле «Италия» достиг Северного полюса и два часа находился над ним. На обратном пути он потерпел крушение. 18 июня 1928 года Руаль Амундсен поднялся в воздух, чтобы найти экипаж дирижабля Нобиле, и погиб в Баренцевом море. Он останется в памяти потомков как величайший по размаху исследований полярный путешественник.
Руал Амундсен
Ру́ал А́мундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen ; 16 июля 1872 — вероятно, 18 июня 1928) — норвежский полярный путешественник и исследователь. Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый исследователь, совершивший морской переход и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага). Погиб в 1928 году во время поисков экспедиции Умберто Нобиле.
В честь путешественника названы море, гора, американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане, и лунный кратер.
Содержание
Краткая хронология
Жизнь
Юность и первые экспедиции
Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему было 14 лет умер отец и семья переехала в Христианию (с 1924 года — Осло). Руаль поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:
«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни».
В 1897—1899 гг. принял участие в бельгийской антарктической экспедиции на судне «Бельгике» («Belgica») под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша.
Северо-западный морской путь
В 1903 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjøa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) и отправляется в арктическую экспедицию. Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л.с. Личный состав экспедиции включал:
Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив, проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку
13 августа 1905 корабль продолжает плавание и практически завершает Северо-Западный путь, но всё-таки вмерзает в лёд. Амундсен на собачьих упряжках добирается до Игл-Сити на Аляске. Позднее он вспоминал:
«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».
Покорение Южного полюса
Амундсен берёт у Фритьофа Нансена судно «Фрам» («Fram», норв. «вперёд») и готовится к покорению Северного полюса, но его опережает экспедиция Фредерика Кука (апрель 1908). Тогда Руаль решает покорить Южный полюс, за покорение которого тоже начинала разворачиваться гонка.
Личный состав экспедиции был разделён на два отряда: судовой и береговой. Список приводится по состоянию на январь 1911 г.
Команда «Фрама» (судовой отряд)
Двадцатым членом экспедиции был биолог Александр Степанович Кучин, но в начале 1912 г. он вернулся в Россию из Буэнос-Айреса.
Перед походом на Южный полюс, обе экспедиции подготовились к зимовке, разместили по ходу маршрута склады. Норвежцы построили в 4 км от побережья базу «Фрамхейм», состоящую из деревянного дома площадью 16 кв.м. и многочисленных вспомогательных построек и складов, построенных из снега и льда, и углублённых в антарктический ледник. Первая попытка похода к полюсу была предпринята ещё в августе 1911 г., но крайне низкие температуры препятствовали этому (при −56 Ц. лыжи и полозья нарт не скользили, а собаки не могли спать).
План Амундсена был детально проработан ещё в Норвегии, в частности, был составлен график движения, который современными исследователями сравнивается с музыкальной партитурой. На «Фрам» полюсная команда вернулась в день, предписанный графиком за 2 года до этого.
19 октября 1911 пять человек во главе с Амундсеном отправились к Южному полюсу на четырёх собачьих упряжках. 14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, водрузили флаг Норвегии. Состав экспедиции: Оскар Вистинг (Oscar Wisting), Хелмер Хансен (Helmer Hanssen), Сверре Хассель (Sverre Hassel), Олаф Бьяланд (Olav Bjaaland), Руаль Амундсен. Весь поход на дистанцию 3000 км при экстремальных условиях (подъём и спуск на плато высотой 3000 м при постоянной температуре свыше −40 Ц. и сильных ветрах) занял 99 дней.
Основой плана Амундсена было использование промежуточных складов, сооружаемых на каждом градусе широты (на 84 градус ю.ш. было доставлено в марте 1911 г. 1200 кг провианта, в частности, тюленье мясо), а также использование ездовых собак в качестве тягловой силы и пищи для других собак и для людей. При старте из «Фрамхейма» Амундсен брал 52 собаки, но 36 из них были убиты перед подъёмом на Полярное плато (получившее имя Равнина короля Хокона VII), мясо было захоронено в леднике или скормлено оставшимся собакам. На базу вернулись только 12 собак. Это вызвало бурные протесты обществ защиты животных по всему миру.
Каждый член полюсной команды имел два костюма: эскимосский из оленьих шкур (были оставлены перед подъёмом на Полярное плато) и лыжный, сшитый из списанных армейских шерстяных одеял. Современные продувки манекенов в аэродинамической трубе показали, что костюмы Амундсена защищали от холода и ветра на 25 % лучше, чем используемые другими экспедициями.
Экспедиция Роберта Скотта выдвинулась в ноябре 1911 года и достигла Южного полюса 18 января 1912 года, но на обратном пути погибла. Причиной гибели стали тяжелейшие погодные условия, в которые попала группа Скотта, травма и гибель матроса Эдгара Эванса, а так-же нехватка горючего. Емкости, в которых находился оставленный на складах керосин, деформировались из-за мороза и керосин начал испаряться. За 11 миль до оченедного склада (склада «Одной Тонны») где их уже поджидала вспомогательная группа) экспедиция Скотта имела запас керосина на 1 день, и еды на 3 дня. Однако разразившаяся буря не позволила совершить последний переход.
— В феврале 1913 г. Амундсен писал:
Северо-восточный морской путь
В июле 1918 года на специально построенном судне «Мод» («Maud») Амундсен отправляется в экспедицию вдоль берегов Сибири (Северный морской путь)
В сентябре за мысом Челюскин льды остановили судно, и экспедиция остановилась на зимовку. Зимовка проходила в тяжёлых условиях: у некоторых членов команды появились признаки психического расстройства, Амундсен после отравления угарным газом испытывал проблемы с сердцем, а после нападения медведя получил тяжёлый перелом предплечья, но смог оправиться. Через год, 12 сентября 1919 года, судно смогло продолжить путь, но через 11 дней снова было задержано льдами и остановилось на вторую зимовку у острова Айон, которая заняла десять месяцев. Двое членов команды убедили Амундсена отпустить их в Диксон, но погибли: был разгар Гражданской войны в России. Летом 1920 года Амундсен прибыл в посёлок Ном на Аляске, откуда «Мод» отправилась в Сиэтл. Дальнейшая часть экспедиции, длившаяся до 1925 г. проходила без Амундсена.
Трансарктические полёты
На деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth) Амундсен покупает два крупных гидросамолёта и 21 мая 1925 года отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс. Из-за технических проблем самолёты приземлились на лёд в 150 километрах от Полюса. После ремонта экспедиция смогла вернуться к Шпицбергену. К тому времени её уже считали погибшей.
Амундсену был оказан восторженный приём по возвращению в Осло. По словам норвежского путешественника, это был самый счастливый момент в его жизни.
11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена — Элсуорта — Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле, длиной 106 м, объёмом 19 000 м³, с тремя двигателями по 250 л. с., получивший имя «Норвегия» («Norge»). Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске.
Последние годы и гибель
Последние годы Амундсен провёл в своём доме в Бунне-фьорде, под Осло. Его быт называли спартанским. Он продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьоф Нансен в 1927 году писал одному из своих друзей:
«У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».
Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле, которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».
Нобиле стал генералом при Муссолини. 23 мая 1928 года он решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена он достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лёд, радиосвязь с ними прервалась.
По просьбе военного министра Норвегии, Амундсен присоединился к множеству отправившихся на поиски Нобиле спасателей. 18 июня 1928 года он вылетел на гидросамолёте «Латам-47» («Latham») с французским экипажем из города Тромсё на севере Норвегии и направился к Шпицбергену. Когда самолёт находился в районе острова Медвежьего в Баренцевом море, радист сообщил, что полёт проходит в густом тумане и запросил радио-пеленг, после этого связь оборвалась. В ночь с 31 августа на 1 сентября вблизи Тромсё был найден [1] поплавок «Латама-47». Точные обстоятельства гибели Амундсена неизвестны.
Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил:
«Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, — там я хотел бы умереть».
Умберто Нобиле и ещё семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руаля Амундсена.
Память
В кинематографе
В советско-итальянском фильме Михаила Калатозова «Красная палатка» (1969) роль Руаля Амундсена великолепно исполнил Шон Коннери.
Сочинения
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Руал Амундсен» в других словарях:
Амундсен Руаль — Амундсен (Amundsen) Руаль (16.7. 1872 ‒ 1928), норвежский полярный путешественник и исследователь. Родился в г. Борге, в семье капитана, владельца судоверфи Вервен. В 1890‒92 учился на медицинском факультете в университете г. Кристиания. С 1894… … Большая советская энциклопедия
Амундсен, Руаль — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Амундсен. Руаль Амундсен Roald Amundsen … Википедия
Амундсен — (amundsen) Руаль (1872–1928), норвежский полярный путешественник, покоритель Северо Западного прохода, первооткрыватель Южного полюса, национальный герой Норвегии. В качестве штурмана участвовал в бельгийской антарктической экспедиции А. Жерлаша… … Географическая энциклопедия
АМУНДСЕН Руаль — (Amundsen, Roald) РУАЛЬ АМУНДСЕН, памятник в Нью Олесунне на Шпицбергене. (1872 1928), видный норвежский исследователь полярных областей. Родился в Видстене близ Сарпсборга (Норвегия) 16 июля 1872. Поступил на медицинский факультет университета… … Энциклопедия Кольера
Амундсен — (Amundsen) Руаль (16.7. 1872 1928), норвежский полярный путешественник и исследователь. Родился в г. Борге, в семье капитана, владельца судоверфи Вервен. В 1890 92 учился на медицинском факультете в университете г. Кристиания. С 1894 по… … Большая советская энциклопедия
Роальд Амундсен — Р. Амундсен: фотография из книги 1908 г. Руал Амундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen; 16 июля 1872 вероятно, 18 июня 1928) норвежский полярный путешественник и исследователь. Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911… … Википедия
Руаль Амундсен — Р. Амундсен: фотография из книги 1908 г. Руал Амундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen; 16 июля 1872 вероятно, 18 июня 1928) норвежский полярный путешественник и исследователь. Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911… … Википедия
Руальд Амундсен — Р. Амундсен: фотография из книги 1908 г. Руал Амундсен (норв. Roald Engelbregt Gravning Amundsen; 16 июля 1872 вероятно, 18 июня 1928) норвежский полярный путешественник и исследователь. Первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911… … Википедия
Экспедиция Франклина (1845—1847) — Экспедиция Франклина (1845) … Википедия
Йоа (судно) — «Йоа» в открытом море Судьба Строитель: Курт Йоханнесен Скаале, Розендаль, Норвегия Спуск: 1872 Гибель: Сохранен, находится в Морском музее Осло Характеристики Водоизмещение: 48 тонн … Википедия
Что открыл и исследовал руаль амундсен
Руаль Амундсен — величайший норвежский полярник, который навсегда оставил свое имя в истории.
Амундсен — (16.07. 1872 — 18. 06. 1928 ) – один из самых известных мореплавателей Норвегии. Амундсен Руаль Энгельбрегт Гравнинг – именитый путешественник. Так же Руаль Амундсен известен как исследователь полярных земель.
Руаль Амундсен — первый человек, достигший Южного полюса (14 декабря 1911 года). Первый исследователь, совершивший морской переход и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири), и Северо-западным морским путём (по проливам Канадского архипелага).
Из биографии Руаля Амундсена:
Руаль родился в 1872 году на юго-востоке Норвегии (Борге, недалеко от Сарпсборга) в семье потомственных мореплавателей и судостроителей. Руаль появился на свет младшим, четвертым сыном в семье. Его родители имели свои планы на младшего ребенка, решив не приобщать его к семейному ремеслу.
Мальчик рос в окружении братьев и соседей, много времени проводя в играх возле родительского дома. В семье много сил отдавалось спорту – были сооружены тренажеры и турники. Зимой их заменяли лужи.
В школе Руаль учился посредственно, но уже тогда многие отмечали его упорство и упрямство.
С детства его увлечением было чтение книг о путешествиях в далекие страны. Тогда же он прочитал практически все издания о путешествиях за полярный круг, которые ему удалось раздобыть.
Когда Руалю было 14 лет, умер отец, и семья переехала в Христианию (с 1924 года — Осло). Его мать с детьми переехали поближе к королевскому двору. Мать старательно прочила Руалю место в интеллектуальной элите общества, отдав после гимназии на медицинский факультет.
В 15 лет ему в руки попадает книга Д. Франклина об экспедиции в Атлантическом океане, которая определяет всю его последующую жизнь. Вся юность молодого человека была посвящена серьезной подготовке к будущей экспедиции. Тайком от матери Амундсен уже в ранние годы начал готовиться к экспедициям: он закалялся, делал физические упражнения, а также играл в футбол, считая, что эта игра помогает укреплять мышцы ног. Будущий полярник приучал себя к холодным температурам. Он знал, что медицина — не дело его жизни.
Руаль Амундсен в детстве
Руаль по настоянию матери поступил учиться на медицинский факультет университета, но когда ему был 21 год, умирает мать, и Руаль тут же бросает университет. Он писал впоследствии: «С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни».
Когда Амундсен ещё только поступил на медицинский факультет в Осло, он большую часть времени посвящал изучению иностранных языков, будучи уверенным, что их знание является необходимым для путешествия. То, что открыл впоследствии Руаль Амундсен в географии, во многом обусловлено его долголетней подготовкой в течение всей юности.
Еще с юных лет он мечтал о покорении холодных земель планеты. После прочтения книги о знаменитом путешественнике он стал готовить себя к лишениям, которые могли бы встретиться на пути. С подросткового возраста Амундсен испытывал себя диетами и изматывающими физическими нагрузками. Руаль даже нанялся на промысловый корабль, чтобы отточить навыки штурмана. Однако во время одного из тренировочных походов Руалю чудом удалось избежать смерти. После того, как закончилась еда, они с братом, потеряв ориентацию, бродили по плоскогорью недалеко от дома. Брату Руаля чудом удалось найти дорогу домой.
В 1893 году будущий путешественник Руаль Амундсен знакомится с норвежским исследователем Аструпом, и уже иной судьбы, чем быть полярным исследователем, даже не рассматривает. Он буквально стал одержим идеей покорения полюсов.
В 1896 году состоялось первое путешествие Руаля. Он нанялся в экспедицию на судно «Бельгике» («Belgica») под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша. В одной команде с ним был знаменитый путешественник Фредерик Кук, который через 10 лет сразится в борьбе за право быть первооткрывателем Северного полюса с Робертом Пири. Судну не удалось пройти сквозь льды, и состоялась незапланированная зимовка всей команды без провизии и теплой одежды. Амуницию шили из теплых одеял, а питались пингвинами и тюленями. После болезни капитана, Руаль взял командование на себя и вывел судно изо льдов.
После возвращения Руаль немедленно стал готовиться уже к собственному походу. Финансирования не хватало, поэтому подготовка была постоянно под угрозой срыва. Он изучает основы геофизики, в 1901 году покупает подержанную 47-тонную парусно-моторную яхту «Йоа» («Gjoa»), «ровесницу» самого Амундсена (построена в 1872 г.) переоборудует её и отправляется в арктическую экспедицию. Шхуна была оснащена дизельным двигателем в 13 л. с.
В 1903 году длительное путешествие началось. В нём Руаль Амундсен — начальник экспедиции, гляциолог, специалист по земному магнетизму, этнограф. Он отправился в плавание через Северо-Западный проход. За два года случилось многое – поиск и обнаружение магнитного полюса, знакомство с эскимосами, ссора всех членов команды между собой, путешествия на собаках в лютый мороз. Все это не испугало Руаля и он решил остаться зимовать третий год.
В 1906 году путешествие закончилось в Сан Франциско, был обнаружен и преодолен Северо-Западный проход. После возвращения в Европу, Руаль выступал с лекциями и сделал доклад для Королевского географического общества Англии. Ему удалось, наконец, рассчитаться с долгами, правда, при помощи нового норвежского правительства.
Пока Амундсен готовился покорить Северный полюс, был уже покорен. Им решено было покорять Южный. Снова в условиях жесточайшего дефицита денег исследователь готовит отплытие корабля «Фрам». Его соперник, британец Скотт, так же рассчитывает первым поставить британский флаг на полюсе.
Постепенно соперничество нарастало, методы достижения полюса были разные. Руаль взял с собой сотню ездовых собак и разборный дом для зимовки. Зимовка состоялась в 1911 году и длилась 4 месяца. В это время шел запас еды, укладка ее подготовка саней.
Полюс был тщательно размечен и в палатке было оставлено сообщение для Скотта. Возвращалась команда на базу в два раза быстрее. Команда как могла, срочно отправила телеграммы о покорении полюса королю Норвегии, а также Нансену и брату Амундсена.
Руаль остался в Аргентине, чтобы описать свои похождения и систематизировать информацию. После состоялись торжественные приемы в честь путешественника в столицах Европы. Затем состоялось чествование в Америке, когда пришло извести о гибели Скотта. Эта новость еще более повысило интерес публики к Руалю, ему удалось заработать гораздо больше, чем планировалось.
На эти деньги он купил самолет, так как считал, что будущие экспедиции не обойдутся без летательных аппаратов. После начала мировой войны Руаль принялся за подготовку своей новой экспедиции, так как в боевых действиях из-за нейтралитета Норвегии не участвовал.
Экспедиция корабля «Мод» в 1918 году не была слишком удачной – команда постоянно конфликтовала, часть моряков покинули судно, закончились деньги и провиант, сам Руаль отравился угарным газом и сломал руку. После последовала попытка авиаперелета пересечение Арктики на дирижабле.
После всех испытаний в конце 20-х годов все окружающие стали отмечать неадекватность Руаля. Хотя он продолжал выступать в Японии и России, писал мемуары. Свою миссию исследователя он считал выполненной.
Последние годы Амундсен провёл в своём доме в Бунне-фьорде, под Осло. Его быт называли спартанским. Он продал все ордена и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. Фритьоф Нансен в 1927 году писал одному из своих друзей: «У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».
Плохо складывались и отношения с Умберто Нобиле, которого Руаль называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы». Но погиб Руаль Амундсен, пытаясь спасти экспедицию итальянца Умберто Нобиле в районе Баренцева моря.
Нобиле стал генералом при Муссолини. 23 мая 1928 года он решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена он достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль разбился, члены экспедиции были выброшены на дрейфующий лёд, радиосвязь с ними прервалась.
По просьбе военного министра Норвегии, Амундсен присоединился к множеству отправившихся на поиски Нобиле спасателей. 18 июня 1928 года он вылетел на гидросамолёте «Латам-47» («Latham») с французским экипажем из города Тромсё на севере Норвегии и направился к Шпицбергену. Когда самолёт находился над Баренцевым морем, радист сообщил, что полёт проходит в густом тумане и запросил радио-пеленг, после этого связь оборвалась. На следующий день стало очевидно, что «Латам-47» пропал. Длительные поиски не дали результатов. В последнем полученном сообщении от Амундсена была информация, что они находятся над островом Медвежий.
Умберто Нобиле и ещё семерых уцелевших его спутников обнаружили через пять дней после гибели Руаля Амундсена.
Краткая хронология путешествий великого мореплавателя:
1.С 1894 по 1899 плавал матросом и штурманом на разных судах.
2.Начиная с 1903 года Амундсен совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.
3. Впервые прошёл (1903—1906) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от Гренландии к Аляске.
4. На судне «Фрам» отправился в Антарктику; высадился в Китовой бухте и 14 декабря 1911 года на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию Р. Скотта.
5. Летом 1918 экспедиция вышла из Норвегии на судне «Мод» и в 1920 достигла Берингова пролива.
6. В 1926 возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: Шпицберген — Северный полюс — Аляска.
7. В 1928 году во время попытки разыскать итальянскую экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший 18 июня на гидросамолёте «Латам», погиб в Баренцевом море.
40 интересных фактов из жизни великого путешественника Руаля Амундсена:
1.Руаль Амундсен был человеком большой судьбы. Он навечно остался в памяти людей как истинный покоритель Антарктики.
2.Главные достижения Руаля Амундсена: достиг Южного Полюса первым из людей и побывал на обоих полюсах Земли.
3.Южный полюс — не единственное, что открыл Руаль Амундсен.
4.Он первым совершил проход в 1903-1906 годах от Гренландии к Аляске Северо-Западным проходом на небольшом корабле «Йоа». Это было во многом рискованное предприятие, но Амундсен немало готовился, чем и объясняется его последующий успех.
5.Амундсен никогда не был женат, но удочерил двух чукотских девочек.
6. В 1918-1920 годах на судне «Мод» он проходит вдоль северных берегов Евразии.
7.Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил: «Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, — там я хотел бы умереть».
8.Люди прозвали его Последним викингом, и он вполне оправдал это прозвище.
9.Он был авторитарен и не терпел мнений, отличных от его собственного. Практически всегда находился в конфликте с кем-то из членов команды.
10.Когда Руаль решил вступить в гонку за покорение Северного полюса, у него были серьезные соперники – Нансен с единственным в то время кораблем для дрейфа во льдах, американцы Кук, Пири, Шеклтон.
11.Руалю удалось получить судно Нансена, так как тот находился в гуще внутрисемейных разборок и предпочел семью новому путешествию.
12. Руаль модернизировал судно и начал изыскивать средства на подготовку экспедиции. Ему удалось заработать лекциями в США и получить дотацию от норвежского правительства.
13.Почему Руалю Амундсену в открытии Южного полюса удалось опередить Роберта Скотта? Главную ставку Скотт сделал на использование техники – мотосаней. Амундсен же, применяя опыт норвежцев, взял с собой большую команду собак для езды в упряжках. Кроме того, команда Амундсена состояла из прекрасных лыжников, а члены экипажа Скотта не уделили должного внимания лыжной подготовке.
14.Экспедиция Роберта Скотта выдвинулась в ноябре 1911 года и достигла Южного полюса 18 января 1912 года, но на обратном пути погибла. Причиной гибели стали грубейшие просчёты в организации экспедиции, в частности, подбора снаряжения и питания.
15. В феврале 1913 г. Амундсен писал: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтоб вернуть его к жизни… Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии, она преследует меня».
16.Несмотря на жесткость характера, Руаль был достаточно справедливым человеком, и в первую очередь он требовал от себя самого дисциплины, отчетности и полной отдачи делу. В прессе часто публиковали нелестные отзывы о нем, выставляя полярника склочным и дотошным. Но кто может судить победителя, учитывая, что именно его команда сохранилась в полном составе, без смертей?
17.Главному открытию Амундсена предшествовало много испытаний. После смерти матери Амундсен принял решение стать штурманом дальнего плавания. Однако для того чтобы успешно сдать экзамены, необходимо было проработать как минимум три года в качестве матроса на шхуне.
18.Будущий полярник отправляется к берегам Шпицбергена на промышленном судне. Затем он переходит на другой корабль и отправляется к канадскому побережью.
19.Перед тем как стать великим путешественником, Амундсен служит матросом на нескольких суднах и посещает множество стран: Испанию, Мексику, Англию и Америку.
20. В 1896 году Амундсен сдает экзамены и получает диплом, который сделал его штурманом дальнего плавания.
21. После получения диплома Антарктида, наконец, становится местом, куда отправляется.
22. В Антарктиде главная цель – остаться в живых. Экспедиция, которая предназначалась для изучения земного магнетизма, едва не стала последней для всего экипажа. Сильнейшие вьюги, обжигающий мороз и длительная голодная зимовка – все это едва не погубило команду. Они спаслись только благодаря энергии отважного путешественника, который постоянно охотился на тюленей, чтобы прокормить умирающий от голода экипаж.
24.Чтобы точно определить, где находится Южный полюс, Амундсену пришлось несколько дней измерять высоту солнца – нужно было найти такую точку, где высота солнца все время одна и та же. В любых других точках, кроме полюса, солнце то чуть приближается к горизонту, то чуть отдаляется из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси. А полюс находится как раз на оси вращения Земли, поэтому солнце там в течение суток остается на одной и той же высоте, двигаясь в течение дня строго параллельно горизонту — вокруг наблюдателя.
25.Наконец, убедившись, что Южный полюс найден правильно, участники экспедиции установили на нем норвежский флаг (для надежности прикрепили флаг к палатке) и отправились в обратный путь.
26.Примерно через месяц они уже были на базе, где проходила зимовка. Путь туда и обратно занял 99 дней. За это время путешественники прошли около 3000 километров.
27.Амундсен прошёл через Северную Атлантику, Баффинов залив, проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября остановился на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Летом 1904 года бухта не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку.
28. 13 августа 1905 корабль продолжает плавание и практически завершает Северо-Западный путь, но всё-таки вмерзает в лёд. Амундсен на собачьих упряжках добирается до Игл-Сити на Аляске. Позднее он вспоминал: «По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».
29. 19 октября 1911 пять человек во главе с Амундсеном отправились к Южному полюсу на четырёх собачьих упряжках. 14 декабря экспедиция достигла Южного полюса, проделав путь в 1500 км, водрузили флаг Норвегии.
30.Амундсену был оказан восторженный приём по возвращению в Осло. По словам норвежского путешественника, это был самый счастливый момент в его жизни.
31.Членом экспедиции Амундсена был биолог Александр Степанович Кучин, но в начале 1912 года он вернулся в Россию из Буэнос-Айреса.
32.В июле 1918 года на специально построенном судне «Мод» («Maud») Амундсен отправляется в экспедицию вдоль берегов Сибири (Северный морской путь).
33.Ко всему прочему, Руаль Амундсен является признанным пионером полярной авиации. Впоследствии увлечение авиацией стоило ему жизни.
34. На деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth) Амундсен покупает два крупных гидросамолёта и 21 мая 1925 года отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс. Из-за технических проблем самолёты приземлились на лёд в 150 километрах от Полюса. После ремонта экспедиция смогла вернуться к Шпицбергену. К тому времени её уже считали погибшей.
35. В 1926 году он совершает первый перелет на дирижабле «Норвегия» через Северный полюс.
36.Амундсен награжден медалями множества стран мира.
37.Он совершил множество открытий, в его честь были названы географические объекты. В честь знаменитого путешественника названы: море, гора, американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, а также залив и котловина в Северном Ледовитом океане, и лунный кратер.
38.Антарктика не раз демонстрировала человеку «его место», пока перед ней не появился бесстрашный норвежец – Руаль Амундсен. Он открыл, что истинное мужество и героизм могут покорять льды и суровые морозы.
39.Сейчас рядом с самой южной точкой планеты находится полярная станция Амундсен-Скотт, названная в честь двух первопроходцев Южного полюса.
40.Через 100 лет после Амундсена в Антарктиде собрались несколько сотен полярных путешественников из разных стран, чтобы отпраздновать юбилейную дату. Большинство из них добрались до полярной станции на лыжах, в точности повторив маршрут Амундсена (только некоторых отстающих пришлось спасать при помощи самолета, иначе они не успели бы на праздник). Чтобы отметить юбилей, на Южный полюс прилетел даже премьер-министр Норвегии.