Что открыл фернан магеллан в 1520 году
Фернан Магеллан
Краткая биография
Португальский и испанский мореплаватель Фернан Магеллан (Магальяйнш) родился в португальской дворянской семье в 1480 г. Известно, что Фернан рано стал сиротой и мальчиком служил пажом при дворе королевы Элеоноры. Затем Фернан учился в знаменитой мореходной школе, основанной принцем Энрике Мореплавателем, а после ее окончания принимал участие в португальских морских разведывательных экспедициях в Индийском океане.
Фернан Магеллан возглавлял экспедицию, которая совершила первое кругосветное плавание. Корабль под его командованием первым из европейских кораблей проследовал из Атлантического в Тихий океан по ранее неизвестному европейцам проливу между южной оконечностью материка Южная Америка и архипелагом Огненная Земля. Позже этот пролив был назван именем Магеллана. 27 апреля 1521 г. на острове Мактан в архипелаге Филиппинских островов Магеллан был убит аборигенами.
Первая кругосветная экспедиция
В марте 1518 г. перед испанским Советом по делам Индий предстал португальский мореплаватель Фернан Магеллан. Он заявил, что готов отыскать новый путь к желанным Молуккским островам – истинной родине пряностей, пройдя через известный ему пролив из Атлантики в Южное море. Магеллан обещал испанским монархам опередить португальцев, которые приближались к этой земле с востока – из Индийского океана. К этому времени (в 1498 г.) португалец Васко да Гама открыл морской путь в Индию. Теперь, огибая Африку, португальские корабли постепенно продвигались на восток, к архипелагу Зондских и Молуккских островов. Надо сказать, что Магеллан предлагал свой план и португальскому королю Мануэлу, но он показался монарху слишком авантюрным и был отвергнут. А испанцы поверили дерзкому португальцу: испанский король Карл I приказал снарядить флотилию из пяти кораблей.
В инструкции, которую дал испанский король Карл I Магеллану, было сказано: «Поскольку мне доподлинно известно, что на островах Молукко имеются пряности, я посылаю вас главным образом на их поиски, и моя воля такова, чтобы вы направились прямо на эти острова».
20 сентября 1519 г. «Сан-Антонио», «Тринидад», «Виктория», «Сантьяго» и «Консепсьон» с командой из 265 человек вышли из Испании. В январе 1520 г. они достигли устья реки Ла-Платы на южноамериканском континенте и продолжили путь вдоль побережья материка, обследовав около 2000 км. В поисках пролива корабли заходили во все бухты, были открыты заливы Сан-Матиас и Сан-Хорхе на земле, которую Магеллан назвал Патагонией. В марте 1520 г. в бухте Сан-Хулиан, где зазимовала экспедиция, на трех судах вспыхнул мятеж. Испанские моряки опасались предстоящих трудностей и не желали подчиняться португальцу.
Магеллан подавил мятеж и в августе двинулся дальше на юг на четырех кораблях («Сантьяго» разбился). 21 октября 1520 г. корабли вошли в пролив, названный капитаном проливом Всех Святых (позднее его переименовали в Магелланов). Следуя по нему, мореплаватель обнаружил к югу архипелаг Огненная Земля. Маневрировать в узком извилистом проливе оказалось очень непросто, экипаж корабля «Сан-Антонио» взбунтовался и повернул обратно в Испанию.
28 ноября 1520 г. Магеллан на трех оставшихся кораблях вышел в огромный неизвестный океан – Южное море. Плавание, которое продолжалось более трех месяцев, было на удивление спокойным, мореплаватели страдали лишь от недостатка провизии и пресной воды. За «кроткий нрав» океану дали имя «Тихий». Корабли прошли по его водам более 17 000 км. В марте 1521 г. Магеллан открыл три острова из Марианского архипелага, а затем Филиппинские острова (Самар, Минданао и Себу). Все вновь открытые земли он провозглашал владениями испанского короля. 27 апреля 1521 г. Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит туземцами на острове Мактан (Филиппины).
После смерти Магеллана экспедицию возглавил испанец Хуан Себастьян Элькано. Находясь недалеко от конечной цели путешествия, флотилия потратила несколько месяцев, петляя в островном лабиринте. Наконец, «Тринидад» и «Виктория» бросили якорь у Молуккских островов («Консепсьон» обветшал и его сожгли). Ожидания испанцев оправдались: здесь им удалось закупить столько пряностей, что доходы от их продажи в Португалии с лихвой покрыли все издержки экспедиции. Морякам предстоял обратный путь на родину. Решено было отправить «Тринидад» через Тихий океан к Панаме, где находились испанские владения, а «Виктория» взяла курс на запад – к африканскому континенту.
Через некоторое время «Тринидад» из-за сильных встречных ветров вынужден был повернуть назад, и был захвачен в плен португальцами. Большинство моряков затем погибли на каторге в Индии. В это время «Виктория» под командованием Элькано упорно следовала в Испанию. Обойдя мыс Доброй Надежды, корабль с голодной измученной командой с большой осторожностью двигался вдоль африканского континента. Испанцы опасались попасть на глаза португальцам, которые контролировали эти воды. Попадись им «Виктория», корабль непременно бы разграбили, а с командой расправились. И все же пресной воды и съестных запасов было так мало, что «Виктория» рискнула остановиться на португальских островах Зеленого Мыса. Для португальцев придумали легенду, что корабль потерпел крушение у экватора и нуждается в пополнении припасов. Однако португальцы заподозрили неладное и задержали испанскую лодку с моряками, тогда «Виктория» спешно отошла от островов.
Обидно было бы теперь, когда до цели осталось несколько месяцев пути, попасть в плен к португальцам и перечеркнуть все замечательные достижения кругосветного плавания. Надо сказать, что Магеллан не планировал плыть вокруг земного шара, он получил от испанского короля приказ возглавить коммерческую экспедицию и собирался после достижения Молуккских островов вернуться тем же путем в Испанию. Элькано же сознательно продолжал путь на запад, выбрав кругосветный маршрут из Юго-Восточной Азии в Испанию.
В сентябре 1522 г. «Виктория», единственная из пяти кораблей флотилии Магеллана, добралась до берегов Испании. На борту было всего 18 выживших мореплавателей. Позже четверых из 55 членов команды «Тринидада» освободили и доставили в Испанию, а также выкупили из португальского плена 13 членов команды, которых оставили в лодке у островов Зеленого Мыса.
Капитан «Виктории» Хуан Себастьян Элькано (испанец баскского происхождения) был обласкан испанским монархом. Элькано отправился в экспедицию Магеллана, спасаясь от разорения и тюрьмы, а вернулся настоящим героем. Карл I наградил Элькано личным гербом, на котором был изображен земной шар и начертаны слова: «Ты первый обогнул меня», а также назначил ежегодную пенсию. Участвуя в следующем плавании (в 1526 г.) к «островам пряностей» под командованием адмирала Лоаиса, которое оказалось чрезвычайно изнурительным, Элькано умер.
Молуккские острова выкупил у испанцев португальский король за 350 тысяч золотых дукатов.
Вклад в географию
Магеллан и Элькано совершили первое кругосветное путешествие и на практике доказали шарообразность Земли. Открыли западный путь из Европы к восточным берегам Евразии и «островам пряностей». Впервые был пройден Тихий океан.
Биография Фернана Магеллана
Фернан Магеллан (Fernão de Magalhães) родился около 1480 года в селении Саброза в Португалии.
Магеллан был выходцем из небогатой провинциальной дворянской семьи, служил пажом при королевском дворе. В 1505 году отправился в Восточную Африку и в течение восьми лет служил в военно-морском флоте. Принимал участие в непрекращавшихся столкновениях на территории Индии, был ранен и в 1513 году отозван в Португалию.
Вернувшись в Лиссабон, Фернан Магеллан разработал проект плавания западным путем к Молуккским островам, на которых произрастали ценные пряности и специи. Проект был отклонен португальским королем.
В 1517 году Магеллан выехал в Испанию и предложил этот проект испанскому королю, который назначил его главнокомандующим флотилией, направлявшейся на поиск западного морского пути в Индию.
Флотилия Магеллана состояла из пяти кораблей — флагманский «Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсьон» и «Виктория».
20 сентября 1519 года мореплаватель отправился в путь из порта Санлукар (в устье Гвадалквивира). Магеллан обходился без морских карт, и, хотя он умел определять широту по солнцу, надежных приборов даже для приблизительного установления долготы у него не было.
В конце ноября флотилия достигла побережья Бразилии, а еще примерно спустя месяц — устья Ла-Платы, не найдя прохода к западу от нее, в феврале 1520 года
Магеллан двинулся на юг и проследил более чем на две тысячи километров берег неведомой земли (которую назвал Патагонией), открыв при этом большие заливы Сан-Матнас и Сан-Хорхе.
В марте 1520 года флотилия вошла в бухту Сан-Хулиан, где на трех кораблях вспыхнул мятеж, подавленный Магелланом. В августе 1520 года, после зимовки в бухте Сан-Хулиан, Магеллан с четырьмя кораблями двинулся дальше на юг и 21 октября 1520 года открыл вход в пролив (позднее получивший имя Магеллана), исследовал его, обнаружив к югу архипелаг Огненная Земля.
В ноябре 1520 года Магеллан вышел в океан, названный его спутниками Тихим и, пройдя без остановки более 17 тысяч километров, в марте 1521 года открыл за 13° северной широты три острова из группы Марианских островов, в том числе остров Гуам, а затем и Филиппинские острова (Самар, Минданао, Себу). Магеллан вступил в союз с властителем острова Себу, предпринял для него поход против соседнего острова Мактан и 27 апреля 1521 года был убит в стычке с местными жителями.
Команда продолжала путешествие на запад. Оставшиеся к этому моменту на ходу «Виктория» и «Тринидад» первыми из европейцев достигли острова Калимантан и стали на якорь у города Бруней, по имени которого весь остров они стали называть Борнео. В начале ноября корабли добрались до Молуккских островов, где были куплены пряности — корица, мускатный орех и гвоздика. Вскоре «Тринидад» попал в плен к португальцам, и только «Виктория», завершив первое в мире кругосветное плавание, в сентябре 1522 года вернулась в Севилью, имея на борту 18 человек. Продажа привезенных пряностей окупила все затраты на экспедицию. Испания получила «право первого открытия» на Марианские и Филиппинские острова и предъявила претензии на Молуккские острова.
Экспедиция Магеллана подтвердила сферичность планеты, дала реальное представление о ее размере, а также о том, что большую часть ее поверхности занимает не суша, а единый Мировой океан.
Именем Магеллана был назван не только открытый им пролив, но галактики-спутники Млечного Пути — Большое и Малое Магелланово облако. В южном полушарии они играют роль Полярной звезды в навигации.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Этот день в истории: 1520 год — Магеллан открыл пролив в Тихий океан
1 ноября 1520 года, в День Всех Святых, примерно на 52-й параллели южной широты сильный шторм занес корабли португальского мореплавателя Фернана Магеллана в неизвестную бухту, из которой в западном направлении уходил узкий проход. Смотря на обрамляющие его мрачные скалы, адмирал и сам не догадывался, что только что открыл пролив из Атлантики в Тихий океан, который будет назван его именем.
Эта экспедиция началась 20 сентября 1519 года. В тот день из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда вышла флотилия под общим командованием капитан-генерала Фернана Магеллана. Цель экспедиции заключалась в том, чтобы впервые в истории обогнуть земной шар и заодно отыскать пролив в Южной Америке, то есть более короткий путь из Испании в богатейшие страны — Индию и на Острова пряностей (Молуккские острова, Индонезия).
Эскадра состояла из пяти судов — «Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория». Магеллан, как и Колумб, был сторонником идеи, что Земля — круглая, и справедливо полагал, что путешествие на запад приведет на восток. Поэтому адмирал сразу же двинулся по направлению к Рио-де-Жанейро.
При пересечении Атлантики мореплаватель впервые использовал свою систему сигнализации, и корабли его флотилии ни разу не потеряли друг друга из виду. Достигнув своей первой цели, экспедиция начала продвигаться вдоль берега на юг — таким образом было открыто и нанесено на карту все Атлантическое побережье Южной Америки.
Поиски пролива привели к открытию устья реки Ла-Плата. Продолжая искать заветный проход, флотилия двинулась на юг вдоль материка, обнаружив, что чем дальше корабли плыли, тем становилось холоднее. Стало ясно, что зимней стоянки не избежать.
Магеллан решил перезимовать в бухте Сан-Хулиан. И здесь на следующую же ночь вспыхнуло восстание: экипажи трех кораблей из пяти вышли из повиновения. Мятежные капитаны потребовали, чтобы Магеллан повернул обратно, в Испанию. Но адмиралу удалось подавить мятеж и продолжить свою экспедицию.
В августе 1520 года Магеллан послал на разведку самое маленькое судно — «Сантьяго» с задачей разыскать хоть что-то похожее на вход в пролив. Судно погибло, но люди, к счастью, спаслись. Штормы, характерные для южной Атлантики в это время года так и не позволили Магеллану дождаться хорошей погоды. Флотилия покинула место зимовки и через два месяца, двигаясь на юг вдоль берега, оказалась у мыса Дев.
Отчаявшийся адмирал некоторое время размышлял, стоит ли ему входить в бухту и тратить время на поиски пролива, в существовании которого он почти разуверился, или же двигаться на юг в попытке обогнуть материк. Однако тут вмешалось само провидение — жестокий шторм не оставил Магеллану выбора. 21 октября, спасаясь от стихии, флотилия обогнула мыс Дев и устремилась на запад — в спасительную бухту.
1 ноября 1520 года примерно на 52-м градусе южной широты эскадра достигла узкого скалистого прохода, совсем не похожего на пролив. Посылая два корабля в разведку, Магеллан почти не надеялся на счастливый исход и уже начал приготовления к зимовке. Однако корабли-разведчики вернулись через четыре дня с радостной вестью: на два дня пути на запад вода все время оставалась соленой, а лот часто не доставал до дна — это не устье реки и впереди возможен пролив.
Флотилия вошла в проход и начала медленно продвигаться среди его извилистых берегов. 28 ноября 1520 года корабли Магеллана вышли в неизвестный океан. После атлантических штормов он встретил мореплавателей солнцем и тишиной, за что Магеллан назвал этот океан Тихим.
Магеллан дал проливу португальское название праздника Всех Святых — Estreito de todos os Santos, однако позже испанский король изменил его, дав название в честь Фернана Магеллана — Estrecho de Magallanes. Долгое время первооткрыватель оставался единственным командиром эскадры, который прошел по открытому проливу, не потеряв ни одного корабля.
Самому Магеллану не суждено было вернуться домой — отважный адмирал погиб, вмешавшись в междоусобную борьбу правителей достигнутых экспедицией островов, названных позже Филиппинскими. Лишь одному из кораблей экспедиции — «Виктории» после многих тяжелых приключений удалось добраться до родной гавани.
В сентябре 1522 года судно вошло в порт Санлукар-де-Баррамеда, из которого вышло три года назад. Изумленные горожане увидели, как на берег сошли истощенные, оборванные, измученные люди, которые опустились на колени и стали целовать родную землю. 18 моряков — вот все, кто остался из отправившихся в далекий путь 265 человек.
Глядя на обезумевших от счастья мореплавателей, сошедших с «Виктории», жители Санлукар-де-Баррамеда даже не подозревали что именно они видят. А между тем эти 18 истощенных оборванцев, радостно обнимающие портовую пыль, самим своим присутствием доказывали, что Земля и правда — шар.
Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана
После долгого торга с королевскими советниками, выговорившими себе солидную долю ожидаемых доходов и уступок со стороны португальцев, был заключен договор. По соглашению Карл I обязался снарядить пять кораблей и снабдить экспедицию припасами на два года. Однако перед отплытием Фалейру отказался от предприятия, и Магеллан стал единоличным начальником экспедиции.
Подготовку к экспедиции Магеллан контролировал лично. Он сам следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения, а адмиральский флаг поднял на своем судне «Тринидаде». Штатный состав флотилии составил 293 человека, при этом на борту находились еще 26 внештатных членов экипажа. В первое кругосветное плавание отправился интернациональный коллектив: кроме португальцев и испанцев в его состав вошли представители более 10 национальностей из разных стран Западной Европы.
Разумеется, португальцам приготовления к путешествию не нравились и они пытались всячески устранить конкурента. На убийство не решились, однако использовали другие методы, в частности очерняли Магеллана перед испанцами. При этом многие испанцы также были недовольны тем, что главным в экспедиции будет португалец.
В 1518 году между участниками будущего плавания и жителями Севильи произошло столкновение из-за того, что Магеллан поднял на кораблях свой собственный штандарт, который местные жители приняли за португальский и потребовали снять. Однако все закончилось достаточно хорошо и конфликт был улажен. Для того, что бы противоречий больше не возникало, Магеллану приказали ограничить количество португальцев в будущей экспедиции до 5 человек. Однако в результате их оказалось 40 человек, так как среди испанцев не хватало опытных моряков, которые были нужны для столь долго и сложного плавания.
Парусники взяли на борт запас провизии и всего необходимого в расчете на 2 года автономного плавания: сухари, вино, оливковое масло, уксус, соленая рыба, вяленая свинина, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль, анчоусы, изюм, чернослив, сахар, айвовое варенье, каперсы, горчица, говядина и рис. На случай столкновений имелось около 70 пушек, 50 аркебуз, 60 арбалетов, 100 комплектов лат и другое вооружение. Для торговли взяли материю, металлические изделия, женские украшения, зеркала, колокольчики и ртуть.
20 сентября 1519 года флотилия Магеллана вышла из порта Санлукар-де-Баррамеда. Проблемы начались почти сразу, они были связанны с тем, что капитанам других кораблей маршрут был не известен и они потребовали рассказать им о нем. На это Магеллан ответил: «Ваша обязанность следовать днем за моим флагом, а ночью за моим фонарем».
Капитан «Сан-Антонио» Картахена, являвшийся в плавании представителем короны, во время рапорта демонстративно нарушил субординацию и стал называть Магеллана не «капитан-генерал», а просто «капитан». После созыва капитанов на «Тринидад» Картахена снова нарушил дисциплину и Фернан объявил его арестованным. Картахене разрешили находиться не на флагманском корабле, а на кораблях сочувствующих ему капитанов.
29 ноября 1519 года флотилия достигла побережья Южной Америки.
26 декабря 1519 года экспедиция подошла к заливу Ла-Платы, где проводились поиски пролива. «Сантьяго» был послан на запад, но вскоре вернулся с сообщением, что это не пролив, а устье гигантской реки. Эскадра начала медленно продвигаться на юг, исследуя берег.
31 марта 1520 года Магеллан принял решение встать на зимовку, так как продвижение шло очень медленно из-за приближающейся зимы, флотилию атаковали штормы. Экспедиция остановилась в ранее неизвестной бухте, которую в последствии назвали Сан-Хулиан. Встав на зимовку, капитан распорядился урезать нормы продовольствия, что вызвало ропот среди моряков, уже измотанных сложным плаванием. Этим пыталась воспользоваться группа офицеров, недовольных Магелланом.
1 апреля 1520 года, в Вербное воскресенье, Магеллан пригласил всех капитанов на церковную службу и праздничный обед. При этом капитан «Виктории» Мендоса и капитан «Консепсьона» Кесадо на обед не явились.
2 апреля 1520 года ночью начался мятеж. В руках заговорщиков оказалось три крупных корабля. Но мятежники не желали дальнейшего кровопролития, опасаясь, что им за это придется отвечать по прибытии в Испанию. К Магеллану была послана шлюпка с письмом в котором говорилось, что их цель всего лишь заставить его правильно выполнить приказы короля. Они согласны считать Фернана капитаном, но он должен советоваться с ними по всем своим решениям. После этого стороны пригашали друг друга на свои корабли для дальнейших переговоров.
Для суда над мятежниками был создан трибунал. По его решению 40 участников были приговорены к смерти, но тут же помилованы, поскольку экспедиция не могла терять такое количество матросов. Был казнен только совершивший убийство Кесадо. Представителя короля Картахену и одного из священников, активно участвовавшего в мятеже, Магеллан приказал оставить на берегу после ухода флотилии. О их дальнейшей судьбе ничего не известно.
В мае 1520 года Магеллан послал «Сантьяго» во главе с Жуаном Серраном на юг для разведки местности. В 60 милях к югу была найдена бухта Санта-Крус. Еще через несколько корабль, во время бури, потерял управление и разбился. Погиб один моряк. Остальные оказались на берегу без пищи и припасов. Они соединились с основным отрядом только через несколько недель. Потеря судна, предназначенного для разведки и припасов, нанесла ущерб экспедиции. Магеллан сделал Серрана капитаном «Консепсьона». В результате все 4 корабля оказались в руках его сторонников.
24 августа 1520 года флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан. За время зимовки она лишилась 30 человек. Уже через два дня экспедиция вынуждена была остановиться в бухте Санта-Крус из-за непогоды и повреждений. В путь флотилия вышла только 18 октября 1520 года.
21 октября 1520 года корабли оказались у узкого пролива ведущего в глубь материка. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» были посланы на разведку. В результате начавшегося шторма корабли чуть не погибли и случайно обнаружили узкий проход. Они оказались в широкой бухте, за которой последовали еще проливы и бухты. Вода оставалась соленой, а лот очень часто не доставал дна. Оба судна вернулись с радостной вестью о том, что, возможно, пролив найден.
Флотилия вошла в пролив и много дней шла по настоящему лабиринту скал и узких проходов. Южную землю, на которой ночами часто виделись огни, назвали Огненной Землей. У острова Доусон пролив разделился на два канала, и Магеллан снова разделил флотилию. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» ушли на юго-восток, два других корабля остались для отдыха, а на юго-запад отправили лодку. Через три дня лодка вернулась и моряки сообщили, что видели открытое море.
1 декабря 1520 года корабли прошли близ полуострова Тайтао, а затем суда удалились от материка на максимальное расстояние в 300 км. Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тысяч км. Такие огромные размеры нового океана оказались неожиданными для моряков. При планировании экспедиции исходили из предположения, что Азия находится сравнительно близко от Америки. Не готовая к такому переходу, экспедиция испытывала огромные лишения. На кораблях свирепствовала цинга. Погибло от одиннадцати до двадцати девяти человек.
24 января 1521 года моряки увидели необитаемый остров из архипелага Туамоту. Однако высадиться на него не представлялось возможности из-за скалистых берегов. Через 10 дней был обнаружен еще один остров, в архипелаге Лайн. Высадиться тоже не удалось, но экспедиция наловила акул для пропитания.
6 марта 1521 года флотилия увидела населенный остров Гуам из группы Марианских островов. Лодки окружили флотилию, началась торговля. Вскоре выяснилось, что местные жители воруют с кораблей все, что попадется под руку. Когда они украли шлюпку, европейцы не выдержали. Они высадились на остров и сожгли селение островитян, убив при этом 7 человек. После этого они забрали лодку и захватили свежие продукты. Острова были названы Воровскими.
10 марта 1521 года испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов, которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Опасаясь новых столкновений, он решил искать необитаемый остров.
17 марта 1521 года экспедиция Магеллана высадилась на острове Хомонхом, тем самым закончился переход через Тихий океан. На острове был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке.
7 апреля 1521 года экспедиция вошла в порт Себу на одноименном острове. Там они встретили порядки настоящего «цивилизованного» мира. Местный правитель, раджа Хумабон, потребовал уплаты пошлины. Но Магеллан платить отказался и предложил ему дружбу и военную помощь, если тот признает себя вассалом испанского короля. Правитель принял предложение и через неделю крестился вместе со своей семьей и несколькими сотнями подданных.
27 апреля 1521 года, в роли покровителя новых христиан, Магеллан организовал военную экспедицию против вождя острова Мактан Лапу-Лапу, который противился новым порядкам и не собирался отдаваться под власть испанцев. Магеллан отправился туда с 60 людьми на лодках, но они из-за рифов не могли подойти близко к берегу. Оставив в лодках арбалетчиков и мушкетеров, с 50 людьми он переправился вброд на островок. У селения испанцев атаковали три отряда. Основная часть испанцев бросилась в бегство. Магеллан и восемь человек из его команды остались. Мактанцы закидали Магеллан копьями. Переговоры о выдачи тела капитана к успеху не привели.
9 июля 1522 года изношенный корабль «Виктория» подошел к островам Зеленого мыса, португальскому владению. Не сделать здесь остановки было невозможно по причине крайнего недостатка питьевой воды и провизии. Им удалось получить две груженные рисом лодки. Однако португальцы все-таки задержали тринадцать человек экипажа, и «Виктория» ушла без них.
6 сентября 1522 года «Виктория» добралась до Испании, став, таким образом, единственным кораблем флотилии Магеллана, победно вернувшимся в Севилью. На корабле было восемнадцать выживших. Но «Виктория» привезла столько пряностей, что продажа их с лихвой покрыла затраты на экспедицию, а Испания получила «право первого открытия» на Марианские и Филиппинские о-ва и предъявила претензии на Молукки.
В 1525 году еще четверо из 55 членов команды корабля «Тринидад» были доставлены в Испанию. Также были выкуплены из португальского плена те члены команды «Виктории», которые были схвачены португальцами во время вынужденной стоянки на островах Зеленого Мыса.