Что открыл джонатан свифт
Джонатан Свифт
краткая биография
Роль и место в литературе
Джонатан Свифт – британский писатель-сатирик и просветитель. Философ, поэт и публицист, он был продолжателем сатирической традиции в литературе. Его творчество пронизано гражданским пафосом и бичеванием существующих в то время пороков. Избрав памфлет в качестве выражения своей позиции, он до совершенства довел этот жанр, чем внес значительный вклад в европейскую литературу 18 века.
Происхождение и ранние годы
Джонатан Свифт родился в Ирландии, в городе Дублин 30 ноября 1667 года. Отец его был англичанином и служил мелким чиновником в суде. Ему не довелось увидеть сына, так как он покинул этот мир еще до его рождения.
Дом в Дублине, где родился Свифт
Мать Свифта вскоре после его рождения уехала в Англию, перепоручив заботы о малыше кормилице. Дальнейшим воспитанием Джонатана занимался его родной дядя.
Образование
Получив базовое образование в хорошей школе, юноша в 1682 году с легкостью поступил в престижный Тринити-колледж при Дублинском университете. Основным направлением этого учебного заведения было преподавание литературы, древних языков и богословия.
Во время учебы у Свифта возникло желание посвятить себя литературному творчеству. Но, поскольку он был стеснен в средствах, после окончания учебы принял решение стать священником.
В 1686 году Свифт переехал в Англию, где уже долгое время проживала его мать. Благодаря ее связям, он поступил на службу к одному местному вельможе. Работа его заключалась в выполнении различных поручений и никаким образом не являлась творческой.
Духовное наставничество становится следующим этапом жизни молодого человека. Он возвращается в Дублин и поступает на работу в церковный приход. Здесь он получает полное душевное умиротворение.
Творчество
Тринити колледж в Дублине
Во время службы в приходе у Свифта опять начинает просыпаться творческий зуд. Он много пишет, но не получает удовлетворения. Только через несколько лет он анонимно публикует свои первые творения – памфлет «Битва книг» и «Сказка бабочки».
Читатель принял публикации, но церковь отозвалась о них негативно, осуждая за религиозную подоплеку.
Свифт после принятия сана
Первые памфлеты дали старт написанию последующих произведений этого жанра. Особенно много их появилось во время работы в еженедельнике. На посту редактора издания Свифту, по долгу службы, пришлось окунуться в политическую среду. Именно это послужило толчком к появлению на свет резких, обличительных памфлетов.
В 1713 г. он получает высокую должность – декана собора Святого Патрика, что значительно увеличило его доходы. Помимо этого, у него появляется возможность участвовать в большой политической игре. В этот период он пишет «Письма суконщика», подвергая критике реформы правительства и называя Англию колонией.
Наиболее значительные произведения
«Дневник для Стеллы» включает в себя 65 писем Стелле. Написаны они были с 1710 по 1713 годы. Стеллой писатель называл девушку Эстер Джонсон, которая покорила его высокоморальным образом жизни. Есть предположение, что Джонатан и Эстер были мужем и женой.
Собор святого Патрика. Дублин
В письмах автор детализирует каждый прожитый день. Фиксирует все разговоры, встречи, мысли. Иногда в шутливой, а порой в сердитой форме кидает колкие реплики в ответ своим оппонентам. Пестрота стилей – отличительная черта этих писем.
1726 году свет увидело самое известное произведение, которое в кратком варианте называется «Путешествия Гулливера». По жанру – это роман, состоящий из 4 частей. В нем описано множество исторических событий, свидетелем некоторых из них был сам автор.
Стиль романа – насмешливо-саркастический. Автор помещает своего героя в разные условия. Гулливер, обычный человек, судовой врач, оказывается то в стране лилипутов, то среди великанов, в королевстве академиков и на одиноком острове
Место захоронения Свифта на территории собора
Сначала роман может напоминать занимательную сказку. По мере развития сюжета тон описания меняется. Так, постепенно автор раскрывает основную цель произведения – в иносказательном смысле показать взаимодействие человека с обществом.
Роман наполнен и политическим, и общечеловеческим смыслом. Так, при помощи ироничного юмора, а порой и злого сарказма автор бичует все пороки современного ему общества. Несмотря на приближающееся трехсотлетие, произведение до сих пор актуально, поскольку и сейчас можно встретить глупые споры о том, «с какого конца правильно разбивать яйцо».
Последние годы
После 1728 года здоровье писателя начало ухудшаться. Причиной этого послужил уход из жизни любимой женщины. Несмотря на физическое и психическое истощение, он продолжал оставаться очень популярным. Его сочинения выходят огромными тиражами и остаются в числе самых читаемых.
В 1742 году у Свифта произошло кровоизлияние в мозг. Прожив еще 3 года, писатель скончался в 1745 году. Он был похоронен в храмовом здании собора Святого Патрика рядом со своей возлюбленной, согласно его последнему желанию.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1667 | Рождение писателя |
1686 | Получает степень бакалавра |
1695 | Становится духовным наставником |
1710 | Редактор еженедельника. Первые памфлеты. |
1713 | Возвращение в духовенство. Закончил «Дневник для Стеллы» |
1724 | Выпускает «Письма суконщика |
1726 | Издает «Путешествия Гулливера» |
1742 | Ухудшение здоровья. Инсульт |
1745 | Уход из жизни Дж. Свифта |
Интересные факты
Увековечение памяти
В 1729 г. Свифту было присвоено звание почетного гражданина Дублина.
На улицах городов Ирландии размещены портреты с изображением Свифта.
Кратер одного из спутников Марса назван в честь писателя.
Площадь в Дублине и улицы в других городах носят имя Свифта.
Бюсты Свифта установлены в Тринити-колледже и соборе Святого Патрика.
Художественный фильм Марка Захарова «Дом, который построил Свифт».
Джонатан Свифт
Фото Все
Видео Все
Известные люди Джонатан Свифт Док фильм
Джонатан Свифт: краткая биография
Джонатан Свифт — биография
Джонатан Свифт – писатель-сатирик англо-ирландского происхождения, философ, публицист, общественный деятель. Наибольшую популярность получил после выхода в свет произведения «Путешествия Гулливера».
Джонатан Свифт мог бы и не подписывать свои памфлеты, его манера и стиль написания были достаточно узнаваемы. Он писал памфлеты, в которых открыто указывал на пороки общества, в котором ему довелось жить. Его произведения отличались глубокой иронией и тонкой сатирой. Его слово было настолько выверенным, что не узнать автора под псевдонимом мог только невежда.
Детство
Родился Джонатан Свифт 30 ноября 1667 года в Ирландии, в Дублине. Отца тоже звали Джонатан Свифт, он был мелким судейским чиновником, не дожил до рождения сына всего два месяца. На попечении матери осталось двое детей, денег не было вообще. А тут еще сын родился очень болезненным, имел врожденную патологию.
Мама никак не могла тянуть двоих детей, поэтому решила отправить мальчика на воспитание к его родному дяде Годвину, брату ее покойного мужа. Он имел хороший достаток, был членом адвокатского общества, поэтому мог дать ребенку достойное воспитание.
Портрет Джонатана Свифта в юности
Годвин действительно много сделал для племянника. Благодаря ему, мальчик учился в самой лучшей в стране гимназии – «Kikenny», хотя сам процесс обучения ему абсолютно не нравился. Джонату пришлось принять строгий гимназический распорядок, подчиняться определенным правилам, а мальчику хотелось свободы. В четырнадцатилетнем возрасте он становится студентом колледжа Тринити при университете в Дублине. После его окончания получает степень бакалавра, и уже открыто ненавидит все науки.
Литература
В 1688 году в Ирландии началась гражданская война, и это вынудило Свифта переехать в Англию. Тем более, что к тому времени его дядя полностью разорился, и молодому человеку нужно было самому себя содержать, помощи ждать было неоткуда. Он прожил в Англии два года и именно там начал свою творческую биографию. Мама похлопотала, чтобы его взяли на работу секретарем к Уильяму Темплу, богатому дипломату. Начинающий литератор мог без ограничений пользоваться огромной библиотекой своего работодателя.
Дом Темпла был всегда открыт для представителей богемы и известных деятелей тех времен. Джонатан активно общался с ними, и это тоже помогло развить его писательский талант.
Молодой человек начал писать стихи и короткие эссе, именно они привели его в литературный мир того времени. Эти встречи с видными современниками позже станут основой мемуаров писателя.
По окончании магистратуры в университете Оксфорда Джонатан вернулся домой, в Ирландию. После принятия духовного сана англиканской церкви, писатель отправился в небольшую ирландскую деревушку, где поступил на службу в качестве священника местной церквушки. Позже Свифта перевели в столичный собор, носивший имя Святого Патрика. Одновременно со службой в церкви, Джонатан не бросает писательское ремесло. Он выпускает яркие, очень злободневные памфлеты.
Джонатан Свифт
Наигравшись в роль священника, Свифт достаточно скоро опять вернулся в Англию. Здесь он продолжает активно писать, ему принадлежит авторство многочисленных поэм и притч «Сказка бочки» и «Битва книг». Первая притча получила большую популярность у простого народа, но была осуждена церковью, хотя он и не думал касаться ее в своей пародии. Мишенью Свифта на этот раз была человеческая гордыня.
Джонатан никогда не стремился к славе, поэтому не ставил под своими произведениями настоящую фамилию. Многие его творения выходили под псевдонимом, а еще большее количество вообще печатались без указания авторства.
Ему так понравилась эта идея, что он придерживался ее всю жизнь, хотя ни для кого не было тайной, кому принадлежат эти поэмы, сатирические книги и опусы.
Сатирический талант Джонатана по-настоящему расцвел в 1710-м. Теперь писатель был финансово независимым, его назначили деканом в соборе Святого Патрика, и это давало возможность полностью посвятить себя литературе. Все произведения того периода – это возмущение социальной несправедливостью, которая царила в обществе, критические выпады в сторону властей и церкви. В 1720-м Свифт все чаще поднимает проблему автономии его родной Ирландии, которая изо всех сил сопротивлялась попыткам англичан, пытавшихся ее разорить.
Настоящую славу и любовь простого народа Джонатан познал после выхода из печати «Писем суконщика», под которыми, как обычно, не было подписи автора. Тираж издания составлял несколько тысяч экземпляров, автор призывал отказаться от английских денег и приобретения товаров, завезенных из Британии. Волна негодования всколыхнула весь Лондон, наместник издал указ о выплате вознаграждения тому, кто назовет настоящее имя автора этого произведения.
Все попытки поиска виновного не увенчались успехом, и Англия вынуждена была искать компромисс. После этого Джонатан стал национальным героем, его портреты висели чуть ли не на каждом доме Дублина. Вскоре Свифт оказался в центре очередного скандала, потому, что посмел позволить себе резко высказаться на тему нищенского существования.
Джонатан рекомендовал властям продавать мясо и кожу подрастающего поколения, если они не могут найти резервы, чтобы прокормить детей.
Работой всей жизни писателя считается произведение «Путешествие Гулливера», которое он начал писать в 20-е годы XVIII века. В 1726-м году писатель представил на суд читателей две первые части сочинения, которое остро высмеивало пороки человека и несовершенство общества. Через год автор познакомил читателей еще с двумя томами. Судовому доктору Гулливеру довелось побывать в стране лилипутов, узнать их обычаи и нравы, потом познакомиться с великанами и разумными лошадьми, оказаться на летающем острове, в стране чародеев и бессмертных представителей гомо сапиенс. Побывал он и в неведомой доселе Японии, которая считалась закрытой для европейских жителей.
Иллюстрация к сказке Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера»
Тетралогия принесла автору невероятную популярность, ее назвали классикой литературы, на ее основе десятки режиссеров создали свои картины и мультипликационные ленты. В России книги напечатали в 1772-м, после того, как они были переведены на русский писателем Ерофеем Каржавиным. В самом начале роман назывался очень объемно, но впоследствии его название сократили до «Путешествия Гулливера».
Личная жизнь
В личной жизни Джонатана Свифта было много странностей, взять хотя бы то, что обе его любимые девушки носили одинаковое имя – Эстер.
Когда Джонатан трудился у Темпла, он встретил свою первую Эстер, восьмилетнюю девчушку, дочь служанки. Он был старше ее на пятнадцать лет, но это не помешало им стать настоящими друзьями. Свифт вначале выполнял роль учителя и наставника девчушки, которой почему-то дал имя Стелла. А когда она подросла, их отношения переросли в романтические. Если Джонатану нужно было уехать, он каждый день писал ей по одному письму, которые после смерти писателя вышли отдельной книгой – «Дневники для Стеллы».
Джонатан Свифт и Эстер Джонсон
После того, как ее мать умерла, Эстер осталась круглой сиротой. Она приехала в Ирландию, Джонатан поселил ее в своем доме. Ближайшее окружение писателя видело в ней исключительно воспитанницу Свифта, а не любимую женщину. Хотя, по мнению некоторых биографов, влюбленные обвенчались в 1716-м, но официально подтвердить это утверждение пока не удалось.
В 1707 году в личной жизни Джонатана появилась еще одна девушка – Эстер Ванхомри. Ее писатель тоже звал не по имени, она получила от него прозвище Ванесса. Ей он тоже много писал, в этих посланиях было много трогательной грусти.
В 1723-м туберкулез унес Ванессу, в 1728 году не стало и Стеллы. Эти два трагических события сильно подкосили писателя, причем отразились не только на физическом, но и на психическом здоровье Свифта. Однако он продолжал жить, и впереди у него было еще много земных лет.
Смерть
За несколько лет до ухода в мир иной, Свифта раздирала душевная болезнь. Он часто писал друзьям письма, из которых было видно, что писатель находится неизменно в плохом настроении и часто скорбит. Расстройство психики усилилось, к тому же в 1742-м у него случился инсульт, который приковал писателя к постели. К тому же он не мог говорить. Уход за умирающим сатириком обеспечивал назначенный опекун. 19 октября 1745 года Джонатан Свифт скончался в родном Дублине.
Труды
Ссылки
Свифт, Джонатан
писатель, публицист, поэт, общественный деятель, священник
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 124: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 124: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 124: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 124: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 124: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 124: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).
Содержание
Биография
Ранние годы (1667—1700)
Основным источником сведений о семье Свифта и его ранних годах является «Автобиографический фрагмент», который был написан Свифтом в 1731 году и охватывает события до 1700 года. Там говорится, что в годы гражданской войны семья деда Свифта переселилась из Кентербери в Ирландию.
В 1690 году он вернулся в Ирландию, хотя позже неоднократно посещал Темпла. Для поиска должности Темпл вручил ему характеристику-рекомендацию, в которой отмечались хорошее знание латинского и греческого языков, знакомство с французским и отменные литературные способности. Темпл, сам известный эссеист, сумел оценить незаурядный литературный талант своего секретаря, предоставил ему свою библиотеку и дружескую помощь в житейских делах; взамен Свифт помогал Темплу в подготовке его обширных мемуаров. Именно в эти годы Свифт начинает литературное творчество, сначала как поэт. Влиятельного Темпла посещали многочисленные именитые гости, включая короля Вильгельма, и наблюдение за их беседами дало неоценимый материал будущему сатирику.
В 1692 году Свифт получил звание магистра в Оксфорде, а в 1694 году принял духовный сан англиканской церкви. Он был назначен священником в ирландский посёлок Килрут (англ. Kilroot ). Однако вскоре Свифт, по его собственным словам, [2] «утомившись своими обязанностями за несколько месяцев», вернулся на службу к Темплу. В 1696—1699 годах пишет сатирические повести-притчи « Сказка бочки » и « Битва книг » (опубликованы в 1704 году), а также несколько поэм.
Мастер сатиры (1700—1713)
Бюст Свифта в Соборе Св. Патрика
В 1705 году виги на несколько лет завоевали большинство в парламенте, однако улучшения нравов не произошло. Свифт вернулся в Ирландию, где ему предоставили приход (в деревне Ларакор) и проживал там до конца 1707 года. В одном из писем он сравнил распри вигов и тори с кошачьими концертами на крышах. [3]
В то же время Свифт почти ежедневно пишет Эстер Джонсон (её Свифт именовал Стеллой); позднее эти письма составили его книгу « Дневник для Стеллы », изданный посмертно. Эстер-Стелла, оставшись сиротой, поселилась в ирландском поместье Свифта вместе со своей компаньонкой, на правах воспитанницы. Часть биографов, опираясь на свидетельства друзей Свифта, предполагает, что он и Стелла тайно обвенчались около 1716 года, но документальных подтверждений этому не обнаружено.
Декан (1713—1727)
Собор св. Патрика, Дублин
1713 год: с помощью друзей из лагеря тори Свифт назначен деканом собора Святого Патрика. Это место, помимо финансовой независимости, даёт ему прочную политическую трибуну для открытой борьбы, однако отдаляет от большой лондонской политики. Тем не менее Свифт из Ирландии продолжает активное участие в общественной жизни страны, публикуя статьи и памфлеты по насущным проблемам. Гневно выступает против социальной несправедливости, сословной спеси, угнетения, религиозного фанатизма и др.
В 1720 году палата лордов ирландского парламента, сформированная из английских ставленников, передала британской короне все законодательные функции в отношении Ирландии. Лондон немедленно использовал новые права для создания привилегий английским товарам. [7] С этого момента Свифт включился в борьбу за автономию Ирландии, разоряемой в интересах английской метрополии. Он провозгласил по существу декларацию прав угнетённого народа: [8]
Всякое управление без согласия управляемых есть самое настоящее рабство… По законам Бога, природы, государства, а также по вашим собственным законам вы можете и должны быть такими же свободными людьми, как ваши братья в Англии.
В эти же годы Свифт начинает работу над «Путешествиями Гулливера».
Воззвание к народу Ирландии («Письма суконщика», 1724)
В ответ на продолжавшееся экономическое давление метрополии, Свифт из собственных средств учредил фонд помощи дублинским горожанам, которым грозило разорение, причём не делал различия между католиками и англиканами. Бурный скандал по всей Англии и Ирландии вызвал знаменитый памфлет Свифта « Скромное предложение », в котором он издевательски посоветовал: если мы не в состоянии прокормить детей ирландских бедняков, обрекая их на нищету и голод, давайте лучше продавать их на мясо, а из кожи делать перчатки.
Последние годы (1727—1745)
Титульный лист первого издания «Путешествий Гулливера»
В 1726 году выходят первые два тома «Путешествий Гулливера» (без указания имени настоящего автора); остальные два были опубликованы в следующем году. Книга, несколько подпорченная цензурой, пользуется невиданным успехом. За несколько месяцев она переиздавалась трижды, вскоре появились её переводы на другие языки.
В 1728 году умерла Стелла. Физическое и душевное состояние Свифта ухудшаются. Популярность его продолжает расти: в 1729 году Свифту присваивается звание почётного гражданина Дублина, выходят его собрания сочинений: первое в 1727 году, второе — в 1735 году.
В последние годы Свифт страдал от серьёзного душевного расстройства; в одном из писем он упоминал «смертельную скорбь», убивающую его тело и душу. В 1742 году после инсульта Свифт потерял речь и (частично) умственные способности, после чего был признан недееспособным. Три года спустя (1745) Свифт скончался. Похоронен в центральном нефе своего собора рядом с могилой Эстер Джонсон, эпитафию на надгробной плите он сам сочинил заранее, ещё в 1740 году, в тексте завещания [14] :
Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы.
Hic depositum est corpus
JONATHAN SWIFT S.T.D.
Hujus Ecclesiae Cathedralis
Decani
Ubi saeva indignatio
Ulterius
Cor lacerare nequit
Abi Viator
Et imitare, si poteris
Strenuum pro virili
Libertatis Vindicatorem
Obiit 19 Die Mensis Octobris
A. D. 1745 Anno Ætatis 78
Эпитафия Свифта самому себе. Собор Св. Патрика
Поставил автор цель благую —
Лечить испорченность людскую.
Мошенников и плутов всех
Хлестал его жестокий смех…
Сдержи перо он и язык,
Он в жизни многого б достиг.
Но он не помышлял о власти,
Богатство не считал за счастье…
Согласен я, декана ум
Сатиры полон и угрюм;
Но не искал он нежной лиры:
Наш век достоин лишь сатиры.
Всем людям мнил он дать урок
Казня не имя, но порок.
И одного кого-то высечь
Не думал он, касаясь тысяч.
Бо́льшую часть своего состояния Свифт завещал употребить на создание лечебницы для душевнобольных; «Госпиталь Святого Патрика для имбецилов» был открыт в Дублине в 1757 году и существует по сей день, являясь старейшей в Ирландии психиатрической клиникой. [16]
Творчество
Рисунок на обложке сборника сочинений Свифта (1735): Ирландия благодарит Свифта, и ангелы дарят ему лавровый венок
В своё время Свифта характеризовали как «мастера политического памфлета». По прошествии времени его произведения утратили сиюминутную политическую остроту, но стали образцом иронической сатиры. Его книги ещё при жизни были исключительно популярны как в Ирландии, так и в Англии, где они выходили большими тиражами. Некоторые его произведения, вне зависимости от породивших их политических обстоятельств, зажили собственной литературно-художественной жизнью.
Философская и политическая позиция
Политические взгляды Свифта, как и религиозные, отражают его стремление к «золотой середине». Свифт решительно выступал против всех видов тирании, однако столь же решительно требовал, чтобы недовольное политическое меньшинство подчинялось большинству, воздерживаясь от насилия и беззакония. Биографы отмечают, что несмотря на переменчивость партийной позиции Свифта, его взгляды оставались неизменными на протяжении всей его жизни. Отношение Свифта к профессиональным политикам лучше всего передают известные слова мудрого короля великанов: «всякий, кто вместо одного колоса или одного стебля травы сумеет вырастить на том же поле два, окажет человечеству и своей родине бо́льшую услугу, чем все политики, взятые вместе». [20]
В другом письме Александру Поупу (от 19 сентября 1725 года) Свифт так определил свои взгляды: [23]
Я всегда ненавидел все нации, профессии и всякого рода сообщества; вся моя любовь обращена к отдельным людям: я ненавижу, например, породу законников, но люблю адвоката имярек и судью имярек; то же самое относится и к врачам (о собственной профессии говорить не стану), солдатам, англичанам, шотландцам, французам и прочим. Но прежде всего я ненавижу и презираю животное, именуемое человеком, хотя от всего сердца люблю Джона, Питера, Томаса и т. д. Таковы воззрения, коими я руководствовался на протяжении многих лет, хотя и не высказывал их, и буду продолжать в том же духе, пока буду иметь дело с людьми.
Книги
Свифт впервые обратил на себя внимание читателей в 1704 году, издав «Битву книг» — нечто среднее между притчей, пародией и памфлетом, основная идея которой состоит в том, что произведения античных авторов стоя́т выше, нежели современные сочинения — как в художественном, так и нравственном отношении.
« Сказка бочки » — тоже притча, повествующая о приключениях троих братьев — Мартина, Петра и Джека, которые олицетворяют три ветви христианства — англиканство, католицизм и кальвинизм. Книга аллегорически доказывает превосходство благоразумного англиканства над двумя другими конфессиями, извратившими, по мнению автора, первоначальное христианское учение. Надо отметить характерную для Свифта особенность — в критике чужих конфессий он не опирается ни на цитаты из Библии, ни на церковные авторитеты — он апеллирует только к разуму и здравому смыслу.
Часть произведений Свифта носит лирический характер: сборник писем «Дневник для Стеллы», поэма «Каденус и Ванесса» (Cadenus — анаграмма от decanus, то есть «декан») и ряд других поэм. Биографы спорят о том, каковы были отношения Свифта с двумя его воспитанницами — одни считают их платоническими, другие любовными, но в любом случае они были тёплыми и дружескими, и мы видим в этой части творчества «другого Свифта» — верного и заботливого друга.
Стихотворения и поэмы
Стихотворные произведения Свифт писал, с перерывами, всю свою жизнь. Их жанры варьируют от чистой лирики до язвительной пародии.