Что открыл чокан валиханов в географии

Опубликовано в русской Википедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/
_

Чокан (Шокан) Чингисович Валиханов (полное имя Мухаммед-Ханафия, а Чокан — прозвище, данное матерью, казах. Шокан Уалиханов, ноябрь 1835, Кокчетавский уезд, Акмолинская область, Российская Империя — 10 апреля 1865, урочище Кочен-Тоган) — казахский учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель, а также российский офицер и разведчик. Родился в ноябре 1835 года в Кокчетавском округе. Умер 10 апреля 1865 года.

Друг Ф. М. Достоевского. Исследования Валиханова печатались в трудах Русского Географического общества. В Омске, где он учился в кадетском корпусе, в 2004 году ему поставлен памятник.

Чокан Чингисович — чингизид (торе), правнук знаменитого Аблай-хана и внук султана Уали (Вали)-хана.

1853 — Окончил кадетский корпус в Омске, где учился и дружил c будущим известным ученым и путешественником Г. Н. Потаниным. Вступил в службу в Сибирское линейное казачье войско, назначен к исправлению должности адъютанта при командире Отдельного сибирского корпуса Гасфорте.
1854 — Знакомство с ссыльными «петрашевцами» Ф. М. Достоевским и С. Ф. Дуровым.
1855 — Первая поездка в Семиречье.
1856 — Экспедиция в Семиречье и на Иссык-Куль. Поездка в Кульджу. Знакомство с Семёновым-Тян-Шанским. За отличие по службе произведён в поручики.
1857 — Избран в действительные члены Императорского русского географического общества. Командировка в Семиречье и на Иссык-Куль для подготовки экспедиции в Кашгар.
1858, 28 июня — Под видом купца присоединился к каравану, направляющемуся из Семипалатинска в Кашгар.
1859, 12 апреля — вернулся в караваном в укрепление Верное.
1860 — В начале года приехал в Петербург. Доклад в Географическом обществе, интенсивная научная, общественная и литературная деятельность. Произведён в штабс-ротмистры, награждён орденом Св. Владимира.
1861 — Возвращение на родину.
1862 — Выбран на должность старшего султана Атбасарского округа, но не утверждён генерал-губернатором.
1863 — Участие в комиссии по сбору народных мнений о судебной реформе.
1864, март — июнь — Участие в походе М. Г. Черняева.
1865, 10 апреля — Скончался в урочище Кочен-Тоган от туберкулёза (предположительно заразившись от бабушки Айганым).

КИРГИЗСКИЙ ЭПОС «МАНАС»

В первом путешествии на Иссык-Куль в 1856 году им был собран большой по объёму материал для словаря кыргызского языка, записано и переведено много кыргызских былин и песен. Важным результатом его поездки к кыргызам, стало открытие учёному миру и широкой общественности величайшего памятника кыргызского устного творчества, насчитывающего 10 миллионов строк, — эпоса «Манас».
Он явился первым исследователем, который записал, а впоследствии перевёл на русский язык отдельные главы эпоса. Валиханов оценил его как выдающееся произведение восточной устной традиции, кыргызского фольклора. Именно ему принадлежит определение, данное им «Манасу», как степной «Илиады». А продолжение «Манаса» поэму «Семетей» он охарактеризовал как восточную «Одиссею». В результате этих поездок им были написаны «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Записки о кыргызах», «Очерки Джунгарии», «Западный край Китайской Империи и город Кульджа».

ЭКСПЕДИЦИЯ В КАШГАРИЮ

Всего четыре европейца побывали там до Валиханова: в XIII веке знаменитый Марко Поло, в XVII — некий монах-иезуит Гаес и во второй половине XIX века — англичанин, имя и судьба которого остались неизвестным, да отчаянный немецкий путешественник, ученик великого Гумбольдта, Адольф Шлагинтвейт, исчезнувший бесследно в ходе своей дерзкой экспедиции в Центральную Азию. Китайские власти всячески препятствовали проникновению иностранцев в южную Джунгарию. Любой европеец, оказавшийся в Кашгаре, рассматривался ими, как шпион, и подлежал смертной казни.
В июне 1858 года Валиханов отправляется в путешествие, навсегда оставшееся в анналах российской географической науки. Ему исполнился тогда 21 год. В путь Чокан тронулся с караваном семипалатинского купца Мусабая Тохтубаева. Он путешествовал под вымышленным именем Алимбая, переодетый в восточную одежду и с обритой, по местному обычаю, головой. За полтора месяца достигнув верховий реки Или, купцы провели затем месяц, занимаясь торговлей с киргизами, после чего караван двинулся к китайской границе. Пройти через Тянь-Шань в сентябре оказалось делом нелёгким. При переходе через перевалы в высокогорных снежниках и ледниках погибла большая часть баранов, верблюдов и лошадей (из 101 верблюда с гор спустилось лишь 36). Кроме того, несколько раз пришлось отбиваться от нападений разбойничьих шаек, грабивших караваны в горных ущельях. При входе в город караван по приказу китайских властей был подвергнут тщательному обыску.
Во время пребывания в Кашгаре Валиханов познакомился со многими купцами, чиновниками и другими местными жителями. Ему удалось собрать сведения о населении и дорогах «страны шести городов» (Алтышаар), как называли уйгуры Кашгарию. Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике. Он сумел установить подробности гибели в Кашгаре отважного Шлагинтвейта, которому отрубили голову у городской стены.
12 апреля 1859 года, через 11 месяцев после начала путешествия, Чокан Валиханов вернулся в Верный. По итогам экспедиции он написал отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малая Бухария) (1858—1859)». Труд был высоко оценен востоковедами России и за ее пределами и вскоре издан на английском языке.

ЖИЗНЬ В ПЕТЕРБУРГЕ

Тяжелые условия путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в пути сказались на здоровье молодого ученого. По возвращении домой Ч. Валиханов заболевает. В 1860 г. по вызову Военного министра исследователь Кашгарии приезжает в Петербург где был встречен как отважный путешественник и знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана, нaгражден орденом Святого Владимира и повышен в чине до штабс-ротмистра.
Недолговременное пребывание в Петербурге (он пробыл там год) духовно обогатило Валиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в гущу общественной жизни и развернул широкую деятельность, работал в Военно-учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте и географическом обществе. Составление карт Средней Азии и Восточного Туркестана, подготовка к изданию трудов Риттера, сотрудничество в издании энциклопедии (где впервые была опубликована его известная статья «Аблай»), изучение восточных рукописей, чтение лекций по истории Востока в Русском географическом обществе — все это составляло содержание его жизни в Петербурге. Большое влияние на Чокана в этот период оказали профессор А. Н. Бекетов, редактор «Записок Русского географического общества» востоковед, дипломат и публицист Е. П. Ковалевский, известные ученые-ориенталисты В. В. Григорьев, В. П. Васильев и В. В. Вельяминов-Зернов. Постоянную поддержку и дружеское расположение оказывал Валиханову вице-президент Русского географического общества П. П. Семёнов-Тян-Шанский. В Петербурге Валиханов вновь встретился со своим другом писателем Ф. М. Достоевским. Среди его Петербургских друзей были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский, братья В. С. и Н. С. Курочкины, состоявшие членами общества «Земля и воля». Разночинная литературная среда расширяла кругозор казахского ученого, помогала ему лучше разобраться в событиях общественной жизни России в период революционной ситуации.
Чтение Валихановым литературно-художественных н общественнополитических журналов «Современник», «Русское слово», «Эпоха, „Отечественные записки“, „Время“ и дp., игравших большую роль в развитии общественного интереса к истории формировании исторических взглядов интелегенции, способствовало утверждению демократических взглядов Валиханова.
По некоторым источникам (воспоминания и письма друзей) Валиханов в этот период на короткое время сьездил в Лондон и Париж, возможно с целью публикации своих статей в трудах Географических обществ Великобритании и Франции.
Но влажный петербургский климат пагубно отразился на здоровье Чокана Валиханова и он вынужден был покинуть столицу.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОМСКЕ

Переехав в Омск, Валиханов принял непосредственное участие в мероприятиях правительства по реорганизации местного управления степи, внес ряд практических предложений и рекомендаций. Основные мысли изложены им в ряде „Записок“, поданных на имя властей: „О мусульманствах в степи“, „О кочевниках киргизах“, „Записка о судебной реформе“ и др.

УЧАСТИЕ В ПОХОДЕ ЧЕРНЯЕВА

Город Верный был оплотом Российской империи в Семиречье. Но юг современного Казахстана тогда находился под властью Кокандского ханства. Царизм продолжил завоевание Туркестана, направив свои войска на эти земли, населенные казахами. Чокан Валиханов принял участие в этом походе, чтобы способствовать освобождению соплеменников от кокандского ига. В чине штабс-ротмистра он служил переводчиком при главном командовании, где исполняя служебные обязанности, способствовал установлению дружественных взаимоотношений русских властей с местным населением, а также справедливому решению споров из за пастбищ между казахами и киргизами и т. д.

Но царские войска не различали кокандцев и мирных жителей. Расправа царских войск над мирным населением при взятии крепостей Пишпек и Аулие-Ата в 1864 году так глубоко возмутила Валиханова, что после нескольких горячих споров с полковником Черняевым, не видя иного выхода, он подаёт в отставку и возвращается в Семиречье.

Разочарованный и подавленный, в глубокой депрессии уезжает зимовать в далёкий аул в горах Алтын-Эмеля, где его застарелая болезнь обостряется и он умирает. В письме к отцу из аула Тезека Чокан писал: „Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет мое последнее письмо. Прощайте, обнимаю всех“.

Выдающийся русский востоковед, академик Н.И. Веселовский писал о нём: „Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд“. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь».

» Его имя не исчезнетъ въ історіи Киргис-Кайсаков и Кара-Киргисцев, его имя будет в памяти двух народов «. ( Ф. Достоевский).

На месте захоронения Чокана Валиханова (бывший Кербулакский район Талдыкорганской области) в 1988 году был построен мемориальный комплекс «Алтын-Эмель» с мемориальным музеем Валиханова.
В Казахстане ему установлены три памятника. В Алма-Ате перед зданием Академии Наук КазССР, открыт в 1969 году и венчает улицу его имени.[1].
Другой монумент стоит в Кокчетаве (1971).[2].
В Семипалатинске у музея Достоевского установлена парная бронзовая скульптура «Чокан Валиханов и Ф. М. Достоевский». [3]
Ему также поставлен памятник с группой манасчи в столице Киргизии Бишкеке в 2002 году.
В Омске, где Валиханов учился в кадетском корпусе, в 2004 году ему поставлен памятник [4] на улице Валиханова, в честь его установлена мемориальная доска на здании кадетского корпуса, расположенного неподалеку.

*»Chinese Turkestan and Dzungaria» by Capt. Valikhanov and other russian travellers, «The Russians in Central Asia», London, Edward Stanford, 1865.
*«Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова». (Записки Императорского Русского Географического Общества, Серия этнографическая, том XXIX). СПб, 1904 г. Доступно на Google Books.
*Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Алма-Ата, 1961—1985.
*Валиханов Ч. Ч. Избранные произведения. Москва, Наука, 1986.
*Валиханов Ч. Этнографическое наследие казахов. Астана, Алтын Китап, 2007.

1. Художественный фильм «Его время придёт», «Казахфильм», 1956. Режиссер Мажит Бегалин, в гл.роли Нурмухан Жантурин.

2. Многосерийный художественный телефильм «Чокан Валиханов» об известном ученом, путешественнике и просветителе ХIХ века (к 150-летию со дня рождения). «Казахфильм», 1985. Режиссер Асанали Ашимов, в гл.роли Саги Ашимов (1961—1999).

3. Документальный фильм «Человек в мундире», реж. Игорь Гонопольский, 2006 (о географе, этнографе, исследователе истории и культуры азиатских народов Чокане Чингисовиче Валиханове (1835—1865 гг.).

Источник

«Географический подвиг» Чокана Валиханова

Что открыл чокан валиханов в географии. Смотреть фото Что открыл чокан валиханов в географии. Смотреть картинку Что открыл чокан валиханов в географии. Картинка про Что открыл чокан валиханов в географии. Фото Что открыл чокан валиханов в географии

Это справедливый ранжир, ведь каждый из этих людей был уникальным в своей области знаний, и вклад, который они внесли в развитие наших стран, остается с нами навечно.

Чокан Валиханов был сыном, внуком и правнуком казахских ханов. Русское подданство принял еще его дед Вали. После его смерти в знак глубокого уважения император Российской империи Александр I приказал вдове хана выстроить первый в Казахской степи европейский дом. В этом доме в 1835 году на свет и появился мальчик Чокан.

Твердо решив дать сыну хорошее образование, родители определили его в Омский кадетский корпус. Это учебное заведение во второй половине 40-х годов XIX века являлось лучшим в Западной Сибири. Преподавание здесь было проникнуто просветительскими и освободительными идеями.

Особенно выделялся молодой артиллерийский капитан, инспектор классов, руководивший учебным процессом, Иван Викентьевич Ждан-Пушкин, который был тесно связан с рядом семей ссыльных декабристов и с петрашевцами.

«Это был прекрасный, благородный педагог. Ему мы были обязаны своим воспитанием, – писал известный впоследствии ученый и путешественник, друг Чокана Григорий Николаевич Потанин. – Благодаря составу учителей, мы вышли из корпуса с большим интересом к общественным делам. Еще на школьной скамье мы задумывались, как будем служить прогрессу. Любовь к прогрессу у нас включалась в любовь к родине. Ждан-Пушкин хотел, чтобы любовь к родине являлась руководящей идеей в будущей нашей жизни, и любовь к России, действительно, стала религией нашего сердца».

Идейная и культурная обстановка, внимательное отношение педагогов и товарищей способствовали быстрому развитию одаренного чуткого ко всему интересному и прекрасному мальчика. Чокан замечательно рисовал, много и плодотворно читал, часто бывал в домах местной интеллигенции. На воскресенья и праздники, когда кадеты проводили свободное время вне учебных аудиторий, его приглашал к себе кто-либо из преподавателей или местных чиновников. Так, часто бывал он у историка Гонсевского, был постоянным и желанным гостем в доме начальника областного управления Сибирских киргизов Карла Казимировича Гутковского, который и познакомил Чокана с петрашевцем Дуровым.

Политические представления Чокан имел уже тогда, когда для его товарищей, и в том числе для меня, это была замкнутая еще книга. «Он уже был взрослым, тогда как мы, старше его летами, были, сравнительно с ним, еще мальчишками. Беспрестанно обнаруживалось его превосходство в знаниях. Как бы невольно он для своих товарищей, в том числе и для меня, был «окном в Европу», – вспоминал Потанин.

Его рано сложившиеся представления о нравственных принципах и чести создали ему непререкаемый авторитет в Омском кадетском корпусе. То и дело раздавался вопрос: «Чокан, как бы в этом случае следовало поступить благородному человеку?».

В сфере знаний устремления Валиханова также определились рано. Его интересовало исследование неизвестных земель, изучение быта и нравов населявших их народов. Один из товарищей Чокана по кадетскому корпусу вспоминал, как однажды на берегу Иртыша, за которым начинались бескрайние дали, Чокан говорил друзьям о своей мечте стать путешественником, проникнуть в эту степь до ее южных границ, где находится «самый дальний восток, где начинается загадочный Китай», открыть неизвестные земли и рассказать о них миру.

К концу пребывания в корпусе Чокан начал обстоятельно готовиться к своей будущей миссии. Он читал описания путешествий по Киргизской степи и Туркестану, изучал историю Востока. Вместе с Потаниным прочел описание путешествия немецкого учёного-энциклопедиста, естествоиспытателя и путешественника, состоящего на русской службе Палласа, исследовавшего в конце XVIII века юго-восточные окраины России. По словам Потанина, «со страниц этой книги на Чокана пахнуло ароматом полыни и степных цветов уральских степей; ему казалось, что он слышит крики летающих над Уралом чаек, уток, гусей».

Но путь к осуществлению мечты, к реальным путешествиям был не прост. В 1853 году восемнадцатилетний корнет Чокан Валиханов заканчивает Омский кадетский корпус и получает должность адъютанта при генерал-губернаторе Западной Сибири. Карьера чиновника, провинциальное общество были глубоко не симпатичны молодому человеку, стремящемуся к глубинным знаниям и научным путешествиям. У него были планы отправиться в Петербург, где на восточном факультете университета продолжить свое образование, а пока он много и скрупулезно читал, все более углубляясь и влюбляясь в историю Востока. Григорий Николаевич Потанин разделял стремления друга, но не мог приступить к их осуществлению. «Как казак, я должен был тянуть двадцать пять лет лямку казачьего офицера и не смел думать ни об университете, ни о путешествии в Среднюю Азию», – писал он.

Положение Валиханова было лучше, хотя и он, связанный службой и в известной мере семьей, не мог свободно распоряжаться своей судьбой. Юноша обращается за советом к Федору Михайловичу Достоевскому, с которым у него сложились дружеские отношения. Знакомство Чокана с Достоевским произошло в 1854 году, сразу после выхода писателя из Омской каторжной тюрьмы. Федор Михайлович был измучен пятилетней каторгой, болен, за плечами его был путь суровой борьбы за социальную справедливость. Чокан в свои 19 лет лишь собирался вступать в жизнь, с пламенным стремлением к благородным делам и поступкам. Это стремление юноши, его чистота и высокие человеческие идеалы привлекли Достоевского. Их знакомство очень быстро переросло в крепкую дружбу. После Омской тюрьмы Федор Михайлович был направлен рядовым в Сибирский линейный батальон в город Семипалатинск. Именно туда и писал Чокан. Отвечая, Достоевский советовал Валиханову просить у начальства годовой отпуск для поездки домой и добиться у отца разрешения для продолжения образования.

«Не великая ли цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своего народа, который бы растолковал в России, что такое степь, ее значение и ваш народ относительно России, и в то же время служить своей родине. Судьба вас сделала превосходнейшим человеком, дав вам и душу, и сердце. Я так вас люблю, что мечтал о вас и о судьбе вашей по целым дням. Конечно, в мечтах я устраивал и лелеял судьбу вашу. Но среди мечтаний была одна действительность: это то, что вы первым из вашего племени, достигший образования европейского. Уж один этот случай поразителен, и сознание о нем невольно налагает на вас и обязанности. Вот еще один совет: менее загадывайте и мечтайте и больше делайте: хоть с чего-нибудь да начните, хоть что-нибудь да сделайте».

Возможность «с чего-нибудь начать» вскоре Валиханову представилась. С середины 50-х XIX века семиреченские казаки и тянь-шанские киргизы стали частью Российской империи. В район Семиречья и Иссык-Куля направились первые военно-научные экспедиции. Валиханов был принят в их состав. Перед ним было поручено содействовать установлению торговых отношений, сбору топографических сведений, но личная задача его состояла в изучении жизни и быта народов Средней Азии и Казахстана. Итогом этих поездок стали первые серьезные исследования молодого ученого «Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды», «Киргизское родословие», «Исторические предания о батырах XVIII века и другие. Особенно же ценными оказались его путевые дневники, фиксирующие все детали путешествия по Семиречью и берегам Иссык-Куля.

Осенью 1857 года в Омск из очередной и важной экспедиции вернулся Петр Петрович Семенов. Это был тридцатилетний, но уже хорошо известный ученый-географ и путешественник, обследовавший Тянь-Шань. За горами Тянь-Шаня была расположена весьма малоизвестная в то время страна – Кашгария. Из европейцев в этом глухом районе земли побывали лишь двое: в XIII веке – Марко Поло и в начале XVIII – монах-изуит Гаес. В 1857 году туда направился немецкий путешественник и исследователь Центральной Азии Адольф Шлагинтвейт, однако судьба его в то время была неизвестна.

Не имея возможности проникнуть в эту таинственную страну, охваченную в то время междоусобной войной, П.П. Семенов решил предложить осуществить данную экспедицию Чокану Валиханову, которого он знал с первого своего посещения Омска в 1856 году. Он подал мысль о командировке Валиханова в киргизской одежде с торговым караваном в Кашгар. Исследование Кашгарии интересовало не только ученые круги, но и российское царское правительство. Предложение Петра Петровича Семенова было принято. Ввиду сложности предстоящей экспедиции ей решено было придать вид торгового каравана. Предводителем каравана стал смелый и предприимчивый купец Мусабай. В Кашгарии он имел славу честного торговца. Валиханов под именем Алимбая родственника Мусабая стал помощником караван-баши. Чокану пришлось снять офицерский мундир, побрить голову и облачиться в халат и чалму. Тайну Алимбая знали немногие, но и это было достаточно опасно: обнаружение российского офицера грозило ему неминуемой гибелью. Всего же в караване было около пятидесяти приказчиков и слуг.

В июне 1858 года торговый караван отправился в путь. В одном из селений, где купцы развернули меновую торговлю, оказался ранее знакомый Чокану киргиз. Опасаясь разоблачения, Валиханов должен был, прикинувшись больным, двадцать дней не выходить из юрты. Но главные опасности ждали путников в кашгарских землях, где шла постоянная борьба за властные привилегии, а на дорогах разбойничали шайки грабителей. Не одну вооруженную схватку перенес караван, пока добрался до Кашгарии.

Прибыв в Кашгарию, караван несколько месяцев вел бойкую торговлю с местным населением. За это время Чокан сумел собрать большой материал об этой стране, ее культуре, жизни, быте и традициях ее народа. Во время полугодового пребывания в Кашгарии Валиханов хорошо познакомился с местной знатью и другими жителями. Ему удалось собрать важные сведения о населении, кишлаках и дорогах «страны шести городов» (Алтышахар), как называли уйгуры Кашгарию. Исследователь записывал также данные о климате и природе страны, её экономике.

Он установил подробности гибели в Кашгаре Адольфа Шлагинтвейта, которому, по приказанию правителя Кашгара, отрубили голову у городской стены. Дневники и другие документы немецкого исследователя обнаружить не удалось. Сообщение о его гибели, привезенное в Европу Валихановым, взволновало всю научную общественность. Географы того времени знали, какой ценой приходится подчас платить за новые открытия. Недаром «Вестник Географического общества» часто помещал некрологи о погибших или безвестно пропавших. Тем важнее и актуальнее становилось открытие Кашгарии Валихановым, названное в ученом мире «замечательным географическим подвигом».

Вернулась экспедиция в июле 1859 года, о чем генерал-губернатор Гасфор тотчас отправил депешу в Министерство иностранных дел Российской империи. Несколько позднее, пересылая отчет Валиханова в Петербург, он писал:

«Столь многообразные, относящиеся почти ко всем отраслям науки и государственного устройства сведения составлены молодым человеком, недавно еще окончившим воспитание в Сибирском кадетском корпусе. Для собрания этих материалов следовало провести продолжительное время, подвергаясь все лишениям и даже опасению гибели. Сведения эти, объявленные печатно, приобрели бы ему почетную известность, лестную для благородного честолюбия».

Почетную и заслуженную известность Чокан Валиханов получил. Его работа, посвященная Кашгарии, пользовалась успехом не только среди российских ученых. В 1863 году она вышла на английском языке. Так же огромной популярностью пользовался и другой труд Чокана – «Очерки Джунгарии». В Петербурге, где теперь жил Валиханов, он всюду, а особенно в демократических кругах столицы, встречал теплый и радушный прием. Посещение лекций на восточном факультете университета, занятия в библиотеках, заседания в Географическом обществе, членом которого он стал, наконец, знакомство и дружба с лучшими людьми своего времени – все это сделало краткий период петербургской жизни Чокана Валиханова (1860-1861) одним из самых плодотворных.

Неизгладимое впечатление произвело на него знакомство с Н.Г. Чернышевским. Валиханов называл Николая Гавриловича «это наш друг», который хорошо знает жизнь не только русского народа. Так же Валиханов отмечал, что после беседы с Чернышевским, он укрепился в мысли, что быть с Россией – это идти по пути просвещения. Передовые стремления Ч. Валиханова к объединению казахов с русским народом нашли свое воплощение в братском союзе наших народов сегодня.

В Петербурге резко ухудшилось состояние здоровья молодого, но уже хорошо известного ученого, сказалась насыщенная научная работа. Это была плата, за «географический подвиг», который Валиханов совершил, изучая таинственную страну – Кашгарию. Вернувшись в родные степи, он продолжал болеть и прожил недолго. Умер Чокан Валиханов в тридцать лет. Жизнь его была короткой, но необыкновенно насыщенной и многогранной. Он оставил фундаментальные труды по этнографии, истории, литературе. Просветительские идеи Чокана Валиханова получили дальнейшее развитие в работах Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева и других выдающихся сынов казахского народа.

Д.В. ТОЛКАЧЕВ,

учитель истории и обществознания СШ № 73 г. Омск

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *