Что открыл челленджер в географии 7 класс
Экспедиция «Челленджера»
Экспедиция «Челленджера» — научная экспедиция на парусно-паровом корвете «Челленджер», длилась с 1872 по 1876 годы и принесла множество открытий, послуживших основой океанографии.
Идея экспедиции принадлежала шотландскому биологу Эдинбургского университета Чарльзу Уивиллу Томсону. Королевский военно-морской флот предоставил Королевскому научному обществу судно «Челленджер», которое было переоборудовано в 1872 году для научных целей: судно оснастили биологическими и химическими лабораториями, лебёдками, средствами для измерения глубин, взятия проб грунта и воды, определения температуры воды.
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Экспедиция «Челленджера»» в других словарях:
ЭКСПЕДИЦИЯ ЧЕЛЛЕНДЖЕРА — ЭКСПЕДИЦИЯ «ЧЕЛЛЕНДЖЕРА» (1872 76) организованная в Великобритании океанографическая экспедиция. На борту «Челленджера» находилась группа из шести натуралистов, возглавляемая Чарльзом Уивиллом Томсоном. Маршрут экспедиции составил около 128 000… … Научно-технический энциклопедический словарь
Экспедиция — В Викисловаре есть статья «экспедиция» Экспедиция путешествие, со специально определённой целью научной или военной … Википедия
Экспедиция Льюиса и Кларка — Льюис и Кларк, руководители экспедиции Экспедиция Льюиса и Кларка (1803 1806) первая сухопутная экспедиция через территорию США от атлантического побережья к тихоокеанскому и обратно. Экспедицию возглавили Мериуэзер Льюис и … Википедия
Атлантика — (Atlantic) Определение Атлантики, история открытий и общее описание Информация об определении Атлантики, история открытий и общее описание Содержание Содержание Определение История открытий Общее описание Балтийское море Северное море Средиземное … Энциклопедия инвестора
Атлантический океан — I так называют часть водной поверхности земного шара, которая, простираясь с С. на Ю., отделяет Старый Свет с западной стороны от Нового Света. Этот океан, получивший, вероятно, свое название от мифологического острова Атлантиды (см. это сл.),… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Сероводородное брожение — Так называется сложный биохимический процесс, состоящий в образовании сапрогенными микроорганизмами сероводорода и аммиака из сложных органических, а также неорганических, содержащих серу веществ и в дальнейших реакциях этих газов с различными… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ЧЕЛЛЕНДЖЕР — «ЧЕЛЛЕНДЖЕР», см. ЭКСПЕДИЦИЯ «ЧЕЛЛЕНДЖЕРА» … Научно-технический энциклопедический словарь
Хронология пилотируемых космических полётов (1980-е) — 1960 е 1970 е 1980 е 1990 е 2000 е 2010 е Содержание 1 1980 год 2 1981 год … Википедия
Люди в космосе в 1980-х — Хронология пилотируемых космических полётов (1980 е) 1960 е 1970 е 1980 е 1990 е 2000 е Содержание 1 1980 год 2 1981 год 3 … Википедия
Хронология пилотируемых космических полетов (1980-е) — Хронология пилотируемых космических полётов (1980 е) 1960 е 1970 е 1980 е 1990 е 2000 е Содержание 1 1980 год 2 1981 год 3 … Википедия
Кругосветное плавание «Челленджера»
Обширные пространства Мирового океана к 70-м годам XIX в. еще оставались не исследованными. Изучались главным образом моря, омывающие Англию, и северная часть Атлантического океана, прилегающая к США и дающая начало потоку теплых вод Гольфстрима — этой мощной теплой «реке в океане».
Для того чтобы исследовать малоизвестные области Мирового океана, выяснить более основательно строение рельефа дна, физические, химические и биологические свойства и особенности отдельных океанов на поверхности и на глубинах, английские ученые решили организовать большую кругосветную океанографическую экспедицию.
По предложению Королевского общества (Английской академии наук) Британское Адмиралтейство снарядило экспедицию на деревянном корвете «Челленджер».
Судно это было по сравнению с современными кораблями небольшое — 2306 т водоизмещением, с машиной в 1234 лошадиных силы. Оно было тщательно оборудовано лабораториями, научными инструментами и приборами для разнообразных исследований.
Экспедиционное судно «Челленджер».
Подготовка корабля к плаванию продолжалась более года. Командиром назначили опытного моряка Нэрса. Во главе научной части был поставлен Уайвилл Томсон и при нем еще ученая комиссия из пяти специалистов (Дж. Мёррей и др.).
Корвет вышел из Портсмута в декабре 1872 г. и направился к Гибралтару, затем к о-вам Мадейра и Тенериф, а отсюда — по Атлантическому океану к Малым Антильским о-вам. На этом пути корабль часто делал остановки (станции) для детального изучения глубин и всех свойств океанической воды.
С глубины более 5700 м впервые был взят грунт шоколадного цвета. Исследования показали, что это очень своеобразные глубоководные отложения, лишенные органических остатков и содержащие повышенное количество железа. Эти отложения были названы морской красной глиной. Впоследствии оказалось, что она лежит на больших глубинах всего океанического ложа. Происхождение ее и до сих пор окончательно не установлено: некоторые ученые полагают, что она образовалась и пучинах океана без доступа света и кислорода; другие считают, что это осевшая на ложе океана космическая пыль из мирового пространства.
Близ Антильских островов впервые исследователями была обнаружена впадина глубиной 7186 м.
После того как «Челленджер» пересек океан в обратном направлении, он пошел от о-ва Мадейра на юг вдоль Африки и на широте 3° южнее экватора вторично пересек океан в направлении к берегам Бразилии.
На этом пути на глубине более 4500 м была обнаружена чрезвычайно низкая температура воды — всего 0°,2, т. е. близкая к точке замерзания воды.
После пребывания у берегов Бразилии исследователи прошли к южной оконечности Африки (Кейптауну) и вышли в Индийский океан. Затем «Челленджер» побывал у Южного полярного круга, приблизившись к антарктическим льдам. На этом пути он неоднократно попадал в штормы па «ревущих сороковых» параллелях, преодолевал сильные течения и противостоял жестоким ветрам. На его пути затем был материк Австралия и своеобразная по природе Новая Зеландия. Далее картины моря суровой Антарктики. Они сменились яркими красками коралловых рифов субтропических вод Тихого океана. Побывав у берегов Китая (Гонконг), корвет пошел к Японии; у берегов последней исследователи измерили глубину океана — 8367 м,— наибольшую за все время плавания.
Впереди лежал безбрежный Тихий океан. Как и прежде, часто делая остановки, «Челленджер» дошел до Гавайских о-вов, где ученые наблюдали последние стадии извержения вулкана Килауэа. Громадное лавовое озеро в его кратере глухо клокотало, а по пологим склонам кое-где струилась покрывающаяся твердой коркой лава.
От Гавайских о-вов судно пошло к о-вам Таити, отсюда к западному побережью Южной Америки у города Вальпараисо и Магеллановым проливом вышло в Атлантический океан.
Выйдя на середину океана, «Челленджер» направился по меридиану на север до Азорских о-вов, повторив станции на местах пересечения своих прежних маршрутов и этим проверив ранее полученные данные.
В Англию корабль возвратился в мае 1876 г., пробыв в плавании 3,5 года. За это время он прошел расстояние, более чем втрое превышающее окружность Земли. На 362 глубоководных станциях были измерены глубины, выяснен характер грунта, определен химический состав воды на поверхности и в глубине; исследована жизнь в толще воды и на дне, морские течения, условия погоды во время плавания и т. д.
Собранные материалы оказались столь велики, что их обрабатывали 70 ученых на протяжении 20 лет. Опубликованные труды составили 50 томов; из них в восьми описаны океаны и моря (глубины, рельеф дна и грунта, свойства воды), в двух — встреченные на пути корабля морские растения, в сорока томах — морские животные организмы. Одних карт, чертежей и рисунков было составлено 2279.
Обработка материалов велась после смерти У. Томсона под руководством Дж. Мёррея. Им лично произведено исследование морских грунтов, выяснен их состав на разных глубинах и их происхождение. Оказалось, что на глубинах до 2000 м вблизи материков залегают преимущественно осадки, снесенные с суши и занимающие около 25 % площади океанического дна. Вдали от берегов на глубинах до 4000 м грунты состоят из известковых скорлупок мельчайших морских организмов — глобигерин, живущих в верхних слоях сравнительно теплой воды; падая на дно океанов непрерывным «дождем», они постепенно растворяются и обычно не достигают глубин более 4000 м. Эти отложения занимают около 30% площади океанического ложа.
Глубже остатков глобигерин оседают кремнистые скелетики диатомовых водорослей (до 6000 м), а еще глубже опускаются кремнистые скелетики мельчайших животных — радиолярий. Эти осадки занимают 9 % площади дна океана. Самые глубокие площади океанического дна покрывает красная глина, занимающая 36 % пространства.
Столь же интересные материалы были собраны экспедицией о свойствах морской воды, о жизни в ней и установлены некоторые общие географические закономерности, неизвестные до плавания «Челленджера». Среди водорослей и морских животных многие оказались неизвестными ранее, особенно среди обитателей больших глубин.
После «Челленджера» изучением океанов занимались крупные экспедиции, например германская на корабле «Газель», американские на кораблях «Тускарора», «Блейк», «Альбатрос» и др. Из русских исследователей в конце XIX в. неоценимый вклад в океанографию сделал С. О. Макаров на корабле «Витязь».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что открыл челленджер в географии 7 класс
из книги «Наука об океане», М., 1981
С 1872 по 1876 г. отважное небольшое судно прошло по семи морям и собрало беспрецедентное количество информации о них, тем самым положив начало океанографической науке.
Ровно семьдесят семь лет тому назад, в мае месяце, небольшое однопалубное судно водоизмещением 2300 тонн вошло под парусами в гавань Спитхед в Англии. Оно вернулось на родину после трех с половиной лет плавания, проделав путь в 68 890 миль по семи морям. Открытия, сделанные экспедицией в области неизвестного, можно сравнивать с великими морскими открытиями XV-XVI вв. Областью неизвестного, исследованной этим судном, было дно океана. Когда судно покидало Англию, океанские глубины представлялись почти неизведанной тайной. Когда оно возвратилось домой, стали известны глубины всех океанов, кроме Северного Ледовитого океана, и был заложен фундамент современной науки океанографии.
Судно называлось «Челленджер». Его название и совершенное им путешествие уже покрылись пылью веков, но история вновь оживает сегодня, когда морские глубины исследуются значительно более оснащенными экспедициями; они дополняют подробностями и ретушируют в отдельных деталях картину, которая в основных чертах остается, по существу, неизменной со времени этого первого путешествия (Эта точка зрения полностью соответствовала действительности в 1953 году, кода был опубликован данный очерк, но с тех пор океанография так преобразилась что само это высказывание представляет уже в известной мере исторический интерес – Г.У. Менард). «Челленджер» при помощи своего искусного, хотя и несовершенного оборудования составил карту, которая до сих пор еще остается основой наших представлений о мире, скрытом под водами океана.
До «Челленджера» в глубоководной области было выполнено лишь некоторое число одиночных промеров глубины. Считают, что первый из них был сделан Магелланом. Во время своего путешествия вокруг света в 1521 г. он бросал ручной лотлинь, вероятно до глубины 200 морских саженей (366 метров) в Тихом океане. Не достигнув лотом дна, он сделал вывод, что находится над самым глубоким местом в океане. (На самом деле глубина дна в местах, где Магеллан делал промеры, составляет 4000 метров, и это далеко не самые глубокие участки дна Тихого океана.) После Магеллана в глубоководных районах промеры не проводились в течение почти трехсот лет. В XIX в. капитаны судов и укладчики телеграфных кабелей начали зондировать большие глубины; некоторые из них бросали свои лоты до глубины три километра и более.
Одним из первых исследователей, проявивших научный интерес к глубинам океана, был Эдвард Форбс, профессор естественной философии Эдинбургского университета. Он выполнил ряд драгировок в Эгейском море, изучая распределение флоры и фауны в зависимости от глубины, температуры воды и других факторов. Форбс ни разу не достиг драгой глубин свыше 360 метров, и у него сложился ряд любопытных представлений, в том числе и убеждение, что на глубинах свыше 500 метров жизни нет. Но его исследовательскими работами был проложен путь к экспедиции на «Челленджере».
Они провели работу по приспособлению уже имеющегося или конструированию нового научного оборудования, необходимого для этой экспедиции, и создали на борту «Челленджера» научные лаборатории. Чтобы сделать помещения для своих приборов и оборудования, они убрали все, за исключением двух из восемнадцати, пушки, которыми был вооружен корвет. В числе оборудования были устройства для промеров глубины дна, взятия образцов донных грунтов и измерения температуры на разных глубинах; лебедки и небольшая вспомогательная паровая машина; 144 мили промерных канатов и 12,5 мили стальных проволочных промерных тросов; грузила, сети, драги, небольшая библиотека, сотни разнообразных научных приборов и спирт для консервирования добытых экземпляров организмов. Экспедиция, отправлявшаяся в путь после знаменитого путешествия Чарльза Дарвина на корабле «Бигль» и в разгар ожесточённых споров по поводу его новой эволюционной теории, естественно, привлекла внимание широких кругов публики. Даже журннал «Панч» напутствовал «Челленджера» таким посланием в стихах:
Поставил целью он промерить Океан,
Глубокое Нептуна ложе изучить.
Природы тайны все раскрыть
И возвратиться с полным фактов трюмом.
«Челленджер» вышел в море из Портсмута 21 декабря 1872 г. и тотчас же попал в сильный шторм. Томсон заявил, что этот шторм не дурное предзнаменование, так как буря «пролила свет на все наши слабые места» и укрепила уверенность в том, что экспедиция подготовлена хорошо. Научный персонал провел первую часть плавания к Бермудским островам в тренировках с целью практического освоения всех видов предстоящих работ: промеров глубины, драгирования, траления и измерения физических и химических характеристик воды и атмосферы. Судно твердо прокладывало путь, не отклоняясь от намеченного курса благодаря паровому двигателю, гражданская и военная команды точно выполняли в определенные сроки всю программу наблюдений: измерение полной глубины моря, температуры на разных глубинах, изучение атмосферных и метеорологических условий, направления и скорости течений на поверхности океана, а при случае и на разных глубинах. Они также поднимали драгой со дна образцы грунтов и горных пород, а также экземпляры растений и животных, а кроме того, отбирали пробы воды и вылавливали мелкие морские организмы с разных глубин. Они установили, что промеры надо было делать пеньковым тросом, так как проволока скручивалась и ломалась. К лотлиню прикреплялись грузила, термометры и бутылки; ударяясь о дно, грузила автоматически отделялись. За все время плавания такие работы были выполнены на 360 станциях, разбросанных над океанским дном площадью 140 миллионов квадратных миль.
На повседневную работу затрачивалось много труда и времени. На участках с действительно океанскими глубинами приходилось терять не менее полутора часов на то, чтобы достигнуть дна, и гораздо больше чтобы выбрать лотлинь обратно. «Драгирование, писал один из морских офицеров, было нашей bete noire «ненавистной» работой. Романтика повторявшегося сотни раз глубоководного траления или драгирования рассматривалась в экспедиции с двух точек зрения: одна из них – точка зрения военно-морских офицеров, которые должны были простаивать на вахте десять-двенадцать часов, непрерывно проводя работы. И другая натуралистов, которым какой-нибудь новый червь, коралл или иглокожее доставляли неописуемую радость; они отправлялись по своим комфортабельным каютам и с энтузиазмом описывали новых животных, которых мы без большого энтузиазма, утомленные (для этого было достаточно хотя бы лязга лебедки) поднимали для них драгой со дна моря».
Однако экспедиция сводилась не только к черной работе. Было достаточно много и романтики, и приключений, что вдохновило почти всех офицеров и научных работников на мемуары, дневники и разного рода отчеты для публики, нетерпеливо ожидавшей окончания путешествия. Одно из первых отклонений от будничного распорядка случилось в Южной Атлантике. Посетив маленькую колонию на острове Тристан, экипаж «Челленджера» узнал от местных жителей, что два брата по фамилии Штольтенхофф в погоне за удачей занялись охотой на морского зверя и около двух лет тому назад высадились на остров, метко названный Недоступным. Судно изменило свой курс, чтобы спасти братьев, попавших в беду. Они выжили, питаясь только яйцами пингвинов и дикими свиньями; с охотой на морского зверя им не повезло. Судно остановилось также у расположенного поблизости острова Найтишейл, служившего прибежищем для сотен тысяч пингвинов и сплошь покрытого яйцами, так что высадившиеся на берег члены экипажа с трудом выбирали место, куда поставить ногу, не наступив при этом на яйцо. Пингвины яростно защищали свои гнезда и даже заклевали насмерть одну из корабельных собак.
За мысом Горн на острове Марион они увидели множество белых альбатросов, но, внимая предупреждению «Старого Моряка», не убили ни одного из них. Это было редким исключением, ибо, служа науке, они старались собирать образцы местной фауны и флоры всюду, где ступали на берег.
«Челленджер» стал первым паровым судном, пересекшим во время обследования самой южной части Индийского океана Южный полярный круг. Ученых чрезвычайно заинтересовали айсберги, и они даже попросили выстрелить из пушки по одному из них, чтобы отколоть от него кусок льда. В безуспешной попытке найти «Землю Терминейшн» («Конечную Землю»), о которой сообщал американский исследователь Чарлз Уилкс, «Челленджер», проходя среди скопления айсбергов, внезапно попал в антарктический шторм. Наступала ночь, и скорость ветра достигала семидесяти километров в час. Судно нашло убежище с подветренной стороны одной из ледяных гор и благодаря па-ровой машине держалось рядом с ней. Во время неожиданного временного затишья оно не успело дать задний ход, врезалось в гору, потеряв стрелу подъемного механизма и другие части такелажа. Причиненный ущерб был незначителен, такелаж восстановили, но экипаж провел тревожную ночь, маневрируя судном в густом снегопаде между двумя большими айсбергами.
Затем судно направилось в Австралию, Новую Зеландию и к островам Тихого океана. «Челленджер» посетил также Филиппины, Японию, Китай и острова Адмиралтейства. Двадцать третьего марта 1875 г. поблизости от Марианских островов исследователи измерили самую большую глубину-8184 метра.
Идя переменными курсами по Тихому океану, «Челленджер» посетил Гавайи и остров Таити, а затем обогнул Южную Америку пройдя Магеллановым проливом. Далее он повернул к северу, пересёк Южную и Северную Атлантику и наконец 24 мая 1876г. вернулся домой, в Англию.
Чтобы представить себе ценность научных результатов, достигнутых во время плавания «Челленджера», следует вспомнить, что оно происходило в то время, когда каждая новая на-ходка какого-нибудь организма была долгожданной находкой – ее надо было поставить на соответствующее место в схеме эволюции жизни на Земле. Экспедицией «Челленджера» были впервые обнаружены 715 новых родов и 4417 новых видов живых существ. Оказалось, что океаны изобилуют неизвестными доселе oорганизмами, «ожидающими», чтобы их классифицировали. Исследования «Челленджера» бесспорно доказали, что в море на больших глубинах существует жизнь. Этим путешествием в океанографии была открыта эра описательных исследований, на смену которой в нашем столетии пришла эпоха аналитической океанографии.
Заключительные тома, в которых подводились итоги экспедиции, были написаны Джоном Мёрреем, возглавившим комиссию после того, как Томсон, изнуренный морским плаванием, скончался в 1882 г. Комментарии и теории Мёррея оказали большое влияние на развитие океанографии. Он, например, выдвинул идею о том, что в Арктике и Антарктике живут сходные организмыи что в более умеренных зонах они не встречаются. В настоящее время от этой теории «биполярности» ученые полностью отказались, но в свое время она стимулировала исследовательскую работу. Мёррей в отличие от ученых, которые ожидали и надеялись, что в глубоководных частях морей существует древнейшая фауна, считал, что хотя там и был найден ряд очень древних видов, широкого распространения древнейшей фауны на этих участках не наблюдается. Мёррей полагал, что, начиная с глубины около 180 метров ниже уровня моря, донные осадки и фауна по мере увеличения глубины становятся все более однородными, пока глубина не достигнет такого уровня, ниже которого во всех частях океана имеют место почти одинаковые условия. Он говорил: «Как только животные организмы сумели приспособиться к глубинным условиям, для дальнейшей горизонтальной и вертикальной миграции осталось всего лишь несколько барьеров».
В результате исследований экспедиции было установлено, что формы живой материи, «наблюдавшейся» Гексли и описанной Геккелем, не существует. На основании изучения законсервированных образцов животных, поднятых драгой в проведенных ранее, еще до плавания «Челленджера», экспедициях, Геккель сделал вывод, что все дно океана, или по крайней мере его подавляющая часть, покрыто тонким слоем почти бесформенной живой слизи, которую он назвал «батибиус». Во времена, когда еще остро обсуждались теории Дарвина, «батибиус» был с радостью принят как живой пример первозданной протоплазмы. Ученые на «Челленджере» безуспешно искали его на дне океанов и в конце концов разрешили эту загадку: оказывается, в ранее собранных образцах грунта в результате реакции между спиртом, в котором были законсервированы образцы, и содержащейся в них морской водой получилось новое соединение – аморфный осадок сульфата кальция. Это и был «батибиус» Геккеля.
Экспедиция на «Челленджере» собрала тысячи других материалов, явившихся ценным вкладом в ряд наук: метеорологию, гидрографию, физику и химию морской воды, ботанику, зоологию, географию, геологию, петрологию. Составленная Мёрреем на основе материалов, собранных во всем мире, карта распространения илов и других донных осадков была лишь незначительно изменена в результате многочисленных дальнейших ис-следований. Группа ученых «Челленджера» усовершенствовала Метод «подвешивания компаса» для получения точных отчетов магнитного азимута. В результате экспедиции были четко установлены в главных чертах контуры океанских бассейнов и развеян миф о затонувшем материке Атлантиде. Впервые была составлена систематическая схема течений и распределения температур в океане и установлено, что в каждой зоне во все сезоны температура остается примерно постоянной. Достижения экспедиции на «Челленджере» были поразительны – был преодалён барьер неизвестного и исследован мир больших глубин. Плавание «Челленджера» в известном смысле дало ответ на вопрос Экклезиаста, повторявшийся, как эхо, на протяжении многих столетий: «Что находится очень далеко и чрезвычайно глубоко – кто может это постичь?»
Корвет «Челленджер»
Корвет первой океанографической экспедиции (1872–1876 гг.)
К середине XIX века мореплаватели пользовались не только картами, составленными их предшественниками, но и специальными морскими исследованиями: данными о направлениях течений, приливах и отливах, данными о ветрах и температурах воды.
Но о дне океанов, даже таких изученных и судоходных, как, например, Атлантический океан, было известно не все, а иногда и крайне мало. Американец Мэтью Мори собрал многочисленные сведения о всех проявлениях природы Мирового океана, озаглавив этот труд «Указания мореплавателям».
Вопросы, которые хотелось решить и морякам, и ученым, умножались с каждым новым полученным фактом, с каждой новой экспедицией. На каких глубинах возможна жизнь в воде? Каков рельеф дна? Ровное оно, как это предполагали ранее, или нет? Что такое коралловые рифы? Почему при подъеме с глубин холодных вод к поверхности портится погода?
С возникновением нового вида связи, телеграфа, потребовалась прокладка морского подводного кабеля по дну. В 1857 году такой кабель был положен в Средиземном море. Уже через 3 года при подъеме его на поверхность для починки обнаружилось, что он весь зарос ракушками, следовательно, на глубинах более 2 км жизнь существовала. А что будет в океанах?
Для комплексного изучения океанов была предложена экспедиция на корабле «Челленджер» (в переводе с английского «бросающий вызов»). Для того чтобы узнать о рельефе и глубинах океана, корабль проделал несколько рейсов, совершая промеры и связывая их в непрерывный профиль – линию, обозначающую рельеф морского дна. Впервые океан изучался комплексно (это плавание дало начало новой науке: океанографии). Началась экспедиция в 1872 году и длилась почти 4 года. Проплывая по всем океанам, ученые собирали образцы грунта со дна, измеряли температуру и давление внутри водной толщи. Руководил экспедицией профессор Чарльз Томсон.
В составе экспедиции было несколько видных ученых; была оборудована специальная лаборатория, в которой можно было обследовать образец грунта или представителя животного мира, либо законсервировать их для дальнейших исследований уже на суше. Были приобретены, а в ходе плавания и усовершенствованы специальные приборы для измерения глубинных температуры и давления.
Выйдя из Портсмута, корабль пересек Атлантику в направлении Коста-Рики. Оказалось, что в середине этого пути глубины начинают уменьшаться, а потом вновь увеличиваются, т. е. на дне есть что-то, что похоже на подводную гору. У берегов Коста-Рики ждал новый сюрприз: глубины вдруг выросли до более чем 7 км! Но как понять по глубинам, что это такое? Нужно было ходить несколькими галсами, чтобы проследить простирание этих неровностей дна.
Когда корабль поплыл обратно к Африке, уже севернее, в середине океана вновь обнаружилось странное поднятие дна. Многочисленные плавания и промеры позволили сделать удивительные открытия: практически весь Атлантический океан пересечен с севера на юг протяженным подводным поднятием, похожим на горный хребет. Постепенно, за несколько лет, ученые и военные «Челленджера» смогли по своим данным получить первые представления о рельефе океанского дна: в средней части океанов находились протяженные и не сплошные хребты, они сменялись колоссальными котловинами, а у побережий некоторых островов и материков находились очень глубокие участки.
За почти 4 года моряки «Челленджера» совершили кругосветное плавание, почти 500 раз делали промеры дна с помощью грузов на пеньковой веревке, собрали 133 образца придонных пород. Оказалось, что на дне, помимо ила и песка, есть породы вулканического происхождения. Результаты исследований были разосланы многим ученым для дальнейшего изучения, а материалы плавания составили почти 50 томов!
После плавания «Челленджера» стало возможным составить одну из первых батиметрических карт океанов. Приближалась эра батискафов и аквалангов.