Что открыл беринг в россии
Витус Беринг
русский мореплаватель, офицер российского флота, полярный исследователь
Витус Йонассен Беринг
Экспедиции Витуса Беринга имели важное научное и практическое значение. Они оставили огромное картографическое наследство и содействовали изучению и освоению дальневосточных земель России и прилегающих к ним морей, доказали существование пролива между Азией и Америкой.
Витус Йонассен Беринг (дат. Vitus Jonassen Bering, или Иван Иванович – как его звали в России) родился по одной из версий 12 августа 1681 года в датском городе Хорсенс. В 1703 году он окончил морской кадетский корпус в Амстердаме и вскоре в чине подпоручика поступил на службу в Российский флот.
До 1724 года Беринг служил на Балтийском и Азовском морях, командовал различными судами, участвовал в Северной войне, дослужился до капитана 1 ранга. Витус был одним из образованнейших моряков своего времени – он прекрасно знал мореходную астрономию, навигацию, картографию и другие морские науки. Петр I лично знал и высоко ценил Беринга.
В 1725 году Берингу поручили возглавить Первую Камчатскую экспедицию, целью которой было выяснить наличие перешейка или пролива между Азией и Америкой. Летом 1728 года экспедиция на судне «Святой Гавриил», обойдя Камчатку и берега Чукотки, прошла проливом (названный впоследствии Беринговым), где потеряла из виду землю, и вернулась обратно, не разрешив вопроса о проливе.
В следующем году Берингу удалось продвинуться от Камчатки на восток на 200 км, выявить Авачинскую бухту и залив. Впервые он выполнил съемку свыше 3500 км западной береговой черты моря, позже названного Беринговым. Он обследовал и нанес на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии, открыл полуостров Озерный, заливы Креста, Камчатский и Карагинский, бухту Провидения и остров Св.Лаврентия.
Вернувшись в Петербург в 1730 году, Беринг представил правительству свои карты и докладные записки, в которых высказал уверенность в близости Америки к Камчатке. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён, что здесь можно добывать железную руду и соль, выращивать хлеб и разводить скот, строить заводы. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья Азии, разведки морского пути к устью Амура, Японским островам и к американскому континенту.
В том же году исследователь был по высочайшему повелению произведен в капитан-командоры, его предложения были одобрены Сенатом и Адмиралтейской коллегией, и в 1732 году было принято решение об учреждении новой экспедиции, руководителем которой был вновь назначен Беринг.
Второй камчатской экспедиции предписывалось исследовать земли Сибири и Дальнего Востока, окончательно определить существование пролива между Азией и Америкой. В сентябре 1740 года пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» вышли из Охотска. Выполнив первую часть своей задачи, судам пришлось зазимовать у Авачинской губы в бухте, которую участники экспедиции назвали Петропавловской в честь своих судов. Здесь было заложено поселение, которое ныне – город Петропавловск-Камчатский.
Летом 1741 года суда экспедиции прошли морем, названным впоследствии Беринговым, и достигли побережья Аляски. Но вскоре во время шторма и густого тумана суда потеряли друг друга и продолжали плавание самостоятельно. На обратном пути Беринг открыл часть Шумагинских и Алеутских островов, также на карту были нанесены остров Туманный (Чирикова), Евдокеевские острова, горы Алеутского хребта на Аляске.
В ноябре 1741 года пакетбот Беринга зашел для пополнения запасов воды на остров Авача (сегодня – остров Беринга), где сильным ветром был выброшен на берег. В тяжелых условиях вынужденной зимовки от болезней погибли несколько человек, а (8) 19 декабря 1741 года скончался и Витус Беринг. Его спутники похоронили своего командира, а над могилой поставили деревянный крест (сегодня на этом месте стоит четыре памятника).
Витус Беринг
Витус Беринг родился в 1681 году в датском городе Хорсенс, закончил кадетский корпус в Амстердаме в 1703 году, в том же году поступил на русскую службу в чине подпоручика, после путешествия в Ост-Индию, и служил на российском Балтийском флоте во время Великой Северной войны.
В 1707 году произведён в поручики. В 1710 году переведён на Азовский флот, произведён в капитан-лейтенанты, командовал шнявой «Мункер».
В 1710-1712 годах служил на российском Азовском флоте и участвовал в войне с Турцией.
В 1712 году переведён на Балтийский флот, в 1715 году произведён в капитаны 4 ранга.
В 1713 году в Выборге женился на Анне Кристине, дочери одного из местных бюргеров.
В последний раз Беринг побывал на родине в 1715 году и больше туда не возвращался.
В 1716 году капитан 4 ранга Беринг командовал кораблём «Перл». В 1717 году произведён в капитаны 3 ранга. В 1719 году командовал кораблём «Селафаил». В 1720 году произведён в капитаны 2 ранга, командовал кораблём «Мальбург», затем — кораблём «Лесное». В 1724 году уволен по прошению со службы, а затем вновь принят на службу командиром «Селафаила» в чине капитана 1 ранга.
Царь Пётр I и географические исследования.
Одним из великих начинаний царя Петра I стало научное изучение географии России и сопредельных территорий — в первую очередь, инструментальные съёмки и составление «генеральных карт».
В 1714-1716 годах, после присоединения Камчатки к России, по указанию Петра было налажено морское сообщение на ладьях между Охотском и западным побережьем Камчатки. Получив об этом известие, он решиланизовать поиск побережья Северной Америки, которое, как он полагал, находится недалеко от Камчатки или даже смыкается с Азией. В 1720-1721 годах одна из экспедиций, направившись с Камчатки на юго-запад, достигла середины Курильской гряды, но американского побережья так и не отыскала.
Уже перед самой смертью Пётр направляет на Дальний Восток очередную экспедицию, возглавит которую Витус Беринг. По секретной инструкции российского императора, Берингу поручено построить два корабля, направиться вдоль побережья, попробовать отыскать перешеек или пролив между Азией и Северной Америкой, а затем спуститься вдоль североамериканского побережья на юг.
Важную роль в организации и работах Первой, а затем — и Второй Камчатской экспедиции играли помощники Беринга — капитан-командор А. И. Чириков и М. П. Шпанберг.
Первая Камчатская экспедиция.
Первая Камчатская экспедиция добиралась из Петербурга до Охотска два года, с января 1725 по январь 1727 года – через Сибирь, на лошадях, пешком, на речных судах. Перезимовав здесь, экспедиция переправила снаряжение на лодках и собачьих упряжках к устью реки Камчатка на восточном побережье полуострова, где к лету 1728 года было закончено строительство бота «Св. Гавриил». В июле-августе 1728 года судно поднялось на север, а затем — на северо-восток вдоль материка. В ходе плавания были нанесены на карту Карагинский залив с островом, залив Креста, бухта Провидения, Анадырский залив и остров Святого Лаврентия.
Экспедиция, как потом оказалось, вышла через (Берингов) пролив в Чукотское море (при этом североамериканское побережье обнаружено не было), после чего повернула назад, поскольку Беринг посчитал задание выполненным: было показано, что азиатское и североамериканское побережья не соединяются.
В 1729 году Беринг обогнул Камчатку с юга, выявив Камчатский залив и Авачинскую губу, и через Охотск и всю Россию вернулся назад в Петербург.
Таким образом, за два года экспедиция Беринга — первая в России морская научная экспедиция — произвела инструментальную съёмку западного побережья моря, которому впоследствии будет присвоено имя первооткрывателя, на протяжении более чем 3500 км. Беринг завершил открытие северо-восточного побережья Азии, а картой, составленной им совместно с подчинёнными, как отмечают специалисты, позднее пользовались все западноевропейские картографы при изображении северо-востока Азии.
Вторая Камчатская экспедиция.
Вернувшись в Россию в марте 1730 года из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам — а также к американскому континенту.
В 1733 году Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.
В начале 1734 года Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. Во второй Камчатской экспедиции участвовал Арсений (Мацеевич), впоследствии сибирский митрополит, осуждённый при Екатерине II и канонизированный как мученик.
Лишь осенью 1740 года два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.
4 июня 1741 года — в год, когда Витусу Берингу исполнялось уже 60 лет — «Св. Пётр» под командованием В.Беринга и «Св. Павел» (А.Чириков) вышли к северо-западным берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке. «Святой Петр» под командованием В. Беринга пошел на восток и 16 июля 1741 года (на один день позже «Святого Павла» и третьим из русских кораблей) на широте 58°14′ достиг берега Северной Америки в районе горы Св. Ильи.
После высадки на о. Каяк, пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути были открыты остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Св. Иоанна (Атха), Св. Маркиана (Кыска) и Св. Стефана (Булдырь). 5 ноября пакетбот зашел для пополнения запасов воды на остров, впоследствии названный островом Беринга, где 28 ноября сильным ветром был выброшен на берег. В тяжелых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 8 декабря скончался и Витус Беринг. Командование принял штурман поручик Свен Ваксель. Весной 1742 года 46 оставшихся (из 75) членов экипажа сумели построить из обломков пакетбота гукор (также названный «Св. Петром») и в августе1742 года, преодолев 250 км, достигли Авачинской губы.
Потребовалось значительное время, прежде чем заслуги Беринга были полностью признаны. Первым из путешественников, подтвердившим точность исследований Беринга, стал английский мореплаватель Джеймс Кук. Именно он предложил дать имя Беринга проливу между Чукоткой и Аляской.
В 1874 году представители Российско-Американской компании поставили деревянный крест примерно на том месте, где предположительно должна была находиться могила великого мореплавателя. Позднее местные исследователи установили нынешний памятник — два наложенных друг на друга каменных прямоугольника, покрытые сверху чугунной плитой. Надгробие венчает железный крест высотой 3,5 м.
В 1991 году отмечалось 250-летие плавания Беринга и Чирикова к северо-западному побережью Америки. Международное общество «Подводный мир» и клуб «Приключение» Дмитрия Шпаро совместно с Институтом археологии Академии наук СССР организовали экспедицию на остров Беринга с привлечением датских исследователей.
Одновременно обществом «Память Балтики» был сформирован подводно-археологический отряд. Основными задачами экспедиции стало комплексное изучение и сохранение историко-культурного наследия Командорских островов, поиск могилы Беринга, подводно-археологические работы по поиску якорей пакетбота «Св. Пётр» в бухте Командор.
Экспедиция обнаружила могилы Витуса Беринга и ещё пятерых моряков. Останки перевезли в Москву, где их исследовали судебные медики, которым удалось реконструировать внешность Беринга. Как установили датские и российские историки, канонический портрет командора Витуса Беринга, публикуемый во всех учебниках и справочниках, на самом деле принадлежит его родному дяде — полному тёзке мореплавателя, придворному датскому поэту, в честь которого Витус и получил свое имя. На зубах Беринга не было обнаружено следов цинги, что позволило сделать предположение о том, что Беринг умер от какой-то иной болезни. На следующий год останки мореплавателя были возвращены в погребение на Командорских островах и перезахоронены.
Памятник Витусу Берингу установлен в Петропавловске-Камчатском.
Именем Беринга назван ряд географических объектов:
• Берингово море.
• Берингов пролив.
• Остров Беринга.
• Мыс Беринга
• Ледник Беринга на Аляске.
• Именем Витуса Беринга названы Берингов проезд и Новый Берингов проезд в Москве, улицы в Санкт-Петербурге, в Мурманске, в Нижнем Новгороде, в Томске, в Якутске, в Артёме, Астрахани и Петропавловске-Камчатском.
• Существовал дизель-электроход «Витус Беринг», который работал на Северном Морском пути, в том числе обеспечивал высадку дрейфующей полярной станцииСП-30.
• В июне 2012 года по заказу Совкомфлота был спущено на воду буксирное многоцелевое судно ледового класса для обслуживания разработок на шельфе, названное именем Витуса Беринга.
• Имя Витуса Беринга носит Камчатский государственный университет
• Именем Витуса Беринга назван один из самолетов российской авиакомпании «Аэрофлот» (Airbus A320 VP-BZO)
• В 1970 году был снят советский биографический фильм «Баллада о Беринге и его друзьях».
• Имя Беринга стало брендом датских часов «Bering».
Имя этого отважного мореплавателя носят несколько растений, произрастающих на Дальнем Востоке: ясколка Беринга (Cerastium beeringianum CHAM. ET SCHLECHT.), мятлик Беринга (Poa beeringiana PROBAT.), лапчатка Беринга (Potentilla beeringii JURTZ.).
Витус Беринг
Биография
Детство и юность
Биография великого мореплавателя началась в городе Хорсенс, основанном на датском берегу пролива Малый Бельт. Мальчик появился на свет 2 августа (по старому стилю – 12 августа) 1861 года. Витус стал третьим отпрыском в семье разорившейся аристократки Анны Педердаттер Беринг и таможенного работника Ионаса Свендсена.
Портрет Витуса Беринга
И имя, и фамилию мальчик получил от матери. Несмотря на сложное финансовое положение семьи, родословная Анны Педердаттер могла в будущем сыграть для Витуса хорошую службу.
Необычное имя стало данью памяти покойному брату матери, который прославился службой при Королевском суде. Полное совпадение имени стало причиной, по которой современники сопровождают статьи о мореплавателе неправильными фотоизображениями, путая представителей одной семьи.
Поэт Витус Беринг, чей портрет долгое время выдавали за изображение мореплавателя
Родители придавали большое значение образованию детей, поэтому Витус рано освоил грамоту и правописание. Мальчик посещал школу, которая располагалась на той же улице, где стоял родительский дом. Несмотря на любознательность, ребенок при первой возможности сбегал с уроков, чтобы отправиться в порт. Витус много времени проводил за разговорами с моряками, поведавшими Берингу о захватывающих морских приключениях.
В 14 лет, сразу после окончания учебного заведения, Витус записался матросом на голландский корабль. Юный путешественник побывал на Карибских островах и много времени провел в Ост-Индии. Осознав, что для построения карьеры не хватает знаний, Витус сошел на берег в Амстердаме, где с легкостью поступил в морской кадетский корпус.
Открытия
Завершение учебы Беринга совпало с интересом Петра Первого к освоению морского ремесла. Агенты, в задачу которых входила вербовка иностранных специалистов, сразу обратили внимание на Витуса, отличавшегося непринужденным характером и выдержкой, так необходимой на море.
Камчатская экспедиция Витуса Беринга
В 1704 году Беринг переехал в Россию, где быстро продвигался по карьерной лестнице. Но после 20-летней службы, отмеченной только положительными характеристиками и наградами, мореплаватель подал в отставку. Историки утверждают, что причина поступка – гордость Беринга. Мужчина не получил звание капитана 1-го ранга, о котором честолюбивый моряк давно мечтал.
Витус Беринг на Камчатке
Географические открытия, прославившие фамилию Витуса, случились во время первой камчатской экспедиции. В 1724 году по приказу Петра Первого российский флот отправился на исследования новых земель. Единственным специалистом, который справился бы со столь сложной задачей, оказался Беринг.
В течение пяти лет мужчина исследовал и фиксировал на карте берега Чукотки и Камчатки. К заслугам Беринга относятся опровержение домыслов, что Америка соединяется с Азией, а Камчатка неразрывна с Японией. Увы, столь впечатляющие результаты экспедиции не нашли должного внимания в Адмиралтействе.
Берингов пролив
Чиновники решили, что Беринг не оправдал надежд и плохо выполнил поручения царя. Всю важность открытий Витуса подтвердил Джеймс Кук, который ознакомился с картами мореплавателя в 1778 году. Впечатленный кропотливой работой англичанин назвал пролив между Евразией и Америкой в честь мореплавателя, которого не знал лично.
Вторая камчатская экспедиция была собрана уже по инициативе самого Витуса, уверенного в необходимости изучения Сибири, Дальнего Востока и берегов Северных морей. На этот раз география исследования и поставленные перед флотом задачи были гораздо масштабнее. Поэтому Беринг принял решение отправиться в экспедицию на двух кораблях.
Витус Беринг и Алексей Чириков
Командование вторым судном доверили Алексею Чирикову. Мужчина выполнял обязанности помощника капитана в первой камчатской экспедиции и заслужил безграничное доверие Беринга. В планах исследователей было изучить Сибирь, добраться до Камчатки и выдвинуться к берегам Северной Америки, чтобы детально ознакомиться с малопосещаемыми берегами.
Личная жизнь
Во время второй камчатской экспедиции Витуса Беринга сопровождали жена и дети. Еще в 1713 году мореплаватель заключил брак с дочерью коммерсанта из Выборга – Анной Кристиной Пюльзе.
Первое время молодая супруга спокойно отпускала возлюбленного в морские путешествия. Сама женщина занималась хозяйством и воспитывала детей.
Витус Беринг
За первые 18 лет брака у четы родились 8 малышей, а выжили всего четверо: Йонас, Томас, Антон и Анна Хельга.
К моменту рождения дочери Анне Кристине надоело постоянное отсутствие мужа. Оставив повзрослевших Йонаса и Томаса на попечение родственников из Выборга, женщина собрала серебро, фарфор и, прихватив Антона и Анну, отправилась в путешествие с мужем.
Смерть
При выходе из Авачинской бухты в сторону Северной Америки корабль «Святой Петр», которым руководил Беринг, затерялся в открытом море. Непогода не позволяла определить местоположение судна, а разыгравшаяся цинга стала уничтожать экипаж судна.
Одним из последних неприятная хворь зацепила Беринга. Даже чувствуя слабость, исследователь не оставил управление кораблем. Неожиданная полоска заснеженной земли на горизонте стала надеждой на спасение.
Могила Витуса Беринга
Но 8 декабря 1741 года, через месяц после схода на берег, Витус Беринг окончательно утратил силы и умер в наспех построенной землянке. Мужчину похоронили на безымянном острове, который в будущем обозначат на картах как Остров Беринга.
В 1991 году специальная археологическая группа обнаружила останки Витуса. Подробное изучение позволило сделать вывод, что причиной смерти путешественника стала неизвестная болезнь, не похожая по характеристикам на цингу.
Памятник Витусу Берингу в Петропавловске-Камчатском
По словам Ольги Сотниковой, праправнучки матроса Сотникова, ходившего под командованием Беринга, великий путешественник погиб от руки собственных подчиненных. Из-за нервного срыва, ставшего причиной нескольких стратегических ошибок, команда «Святого Петра» оказалась на необитаемом острове, где не смогла найти еду и укрытие.
Разозлившиеся матросы закопали своего командира живым в землю. Но проведенные анализы скелета первооткрывателя не подтверждают теорию. В 1992 году останки мореплавателя и неизвестных моряков возвращены в землю на территории бухты Командор.
Человек дня: Витус Беринг
12 августа 1681 года родился «русский Колумб» Витус Беринг.
Личное дело
Витус Ионассен Беринг (1681-1741) родился в Дании, в городе Хорсенсе. Его мать Анна Беринг принадлежала к знатному, но разорившемуся датскому роду. Отец Ионас Свендсен был лютеранским церковным старостой. Витус стал их третьим сыном.
Мальчика назвали в честь покойного брата матери — летописца Королевского суда. В то время было в порядке вещей давать младенцу имя и фамилию умершего родственника, поэтому маленький Витус стал не Свендсеном (по отцу), а Берингом.
Сведения, сохранившиеся о детстве Витуса, не отличаются точностью. Доподлинно известно лишь, что он учился в кадетском корпусе и в юном возрасте отправился в плавание к берегам Ост-Индии. Вернувшись оттуда в 1703 году в Амстердам, Беринг встретил свою судьбу в лице русского адмирала Корнелия Ивановича Крюйса. Тот выполнял поручение Петра I — нанимал на службу опытных иностранных моряков.
Так датчанин в 1704 году попал на службу в русский военный флот — сначала в чине подпоручика. В Петербурге его поставили командовать небольшим судном. Он доставлял лес с берегов Невы на остров Котлин, где строилась военно-морская крепость Кронштадт.
В 1706 году Беринг стал лейтенантом и начал выполнять более ответственные поручения — следил за передвижениями шведских кораблей в Финском заливе, плавал в Азовском море, перегнал корабль «Перл» из Гамбурга в Петербург, совершил поход на корабле «Селафаил» из Архангельска в Кронштадт вокруг Скандинавского полуострова.
В 1710 году Беринга перевели на Азовский флот, где он, командуя шнявой «Мункер», участвовал в войне с Турцией. А два года спустя датчанин попал на Балтийский флот, где его карьера пошла вверх намного быстрее.
В 1713 году, будучи уже капитан-лейтенантом, Беринг женился на Анне Кристине Пюльзе, дочери занимавшегося коммерцией бюргера из Выборга. Тесть моряка был человеком состоятельным — владел лесопилкой и лесозаготовками, а также морским судном для торговли. Внушительный каменный дом на площади перед крепостью, в котором жила семья Пюльзе, сохранился в Выборге до сих пор.
Анне Кристине была уготована непростая участь жены мореплавателя. Их семейная жизнь началась с сурового испытания. Вскоре после свадьбы ее новоиспеченного супруга взяли в плен шведские каперы, и он сбежал от них лишь осенью 1714 года.
Летом 1716 года Беринги крестили сына, названного также Витусом, однако мальчик прожил недолго. В 1721 году у них родился сын Йонас, а в 1723 году — Томас.
Спустя двадцать лет, проведенных на российском флоте, судьба Беринга совершила крутой поворот. В конце 1724 года Петр I приказал отправить на Камчатку экспедицию под командованием достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила кандидатуру датчанина, который «в Ост-Индии был и обхождение знает».
Так Витус отправился в Первую камчатскую экспедицию — выяснять, где Америка сошлась с Азией.
Экспедиция добиралась из Петербурга до Охотска два года, с января 1725-го по январь 1727 года — через Сибирь, на лошадях, пешком, на речных судах. Потом снаряжение на лодках и собачьих упряжках переправили к устью реки Камчатка на восточном побережье полуострова, где к лету 1728 года было закончено строительство бота «Святой Гавриил».
По инструкции, составленной Петром I, экспедиции предписывалось следовать на ботах вдоль побережья Камчатки на север с целью выяснения существования пролива между Азией и Америкой.
В середине лета 1728 года экспедиция под командованием Беринга обследовала и нанесла на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии.
Беринг открыл два полуострова (Камчатский и Озерный), Камчатский залив, Карагинский залив с островом Карагинским, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия. В Чукотском море, пройдя пролив, позже названный Беринговым, экспедиция достигла 62°24′ с. ш., но из-за тумана и ветра не обнаружила землю и повернула назад.
В следующем году Берингу удалось продвинуться на 200 км на восток от Камчатки, осмотреть часть камчатского берега, обнаружить Авачинский залив и Авачинскую бухту.
Экспедиция, как потом оказалось, вышла через будущий Берингов пролив в Чукотское море (при этом североамериканское побережье она не открыла), после чего повернула назад, поскольку Беринг посчитал задание выполненным: было доказано, что азиатское и североамериканское побережья не соединяются.
Экспедиция через Охотск и всю Россию вернулась назад в Петербург. Картой северо-востока Азии, составленной Берингом совместно с подчиненными, позднее пользовались все западноевропейские картографы.
В конце апреля 1730 года после возвращения в Санкт-Петербург Беринг взял инициативу в свои руки и предложил Адмиралтейств-коллегии собственный план исследования северного побережья континента и морского пути к устью Амура, Японским островам и Америке.
В 1733 году Витус Беринг стал начальником Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции. Его заместителем назначили Алексея Чирикова, принимавшего участие в предыдущем путешествии. Они должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования ее побережья. Одновременно планировалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии, а также нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.
В начале 1733 года из Петербурга выехали основные отряды экспедиции — более 500 морских офицеров, ученых, матросов. Беринг вместе с женой отправился в Якутск, чтобы руководить переброской грузов в порт Охотск, где предстояло построить пять кораблей для плавания по Тихому океану.
В Якутске мореплаватель провел еще три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции.
Лишь осенью 1740 года два пакетбота — «Святой Петр» и «Святой Павел» — вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. В районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.
4 июня 1741 года Беринг и Чириков направились от берегов Камчатки на юго-восток в поисках «земли Жуана да-Гамы». Больше недели первопроходцы тщетно искали в северной части Тихого океана хотя бы клочок суши. Оба корабля взяли курс на северо-восток, но 20 июня из-за густого тумана разлучились навсегда. Три дня Беринг разыскивал Чирикова: он прошел около 400 километров на юг, потом двинулся на северо-восток и впервые пересек центральную акваторию залива Аляска. 17 июля мореплаватель заметил хребет (Святого Ильи) на Американском побережье, но радости не испытал, так как чувствовал себя плохо из-за обострившейся сердечной болезни.
Корабль под командованием Беринга стал третьим российским судном, достигшим побережья Америки.
В августе-сентябре 1741 года, следуя вдоль берегов Америки, Беринг открыл остров Туманный (Чирикова), пять островов (Евдокеевские), снеговые горы (Алеутский хребет) на «матером берегу» (полуостров Аляска), у юго-западного края которого обнаружил острова Шумагина и впервые встретился с алеутами. Продолжая идти на запад, он иногда видел на севере сушу — отдельные острова Алеутской гряды.
Положение команды тем временем стало катастрофическим. Пакетбот постоянно терзали бури и шторма, он нередко давал течь, провиант и пресная вода были на исходе. Матросы страдали от цинги, многие слегли, а те, кто еще держался на ногах, измучились от непосильной работы. Более десяти матросов умерли на борту.
Как писал в своих путевых заметках штурман Свен Ваксель, «корабль плыл как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать».
У Беринга обострилась сердечная болезнь, которой он давно страдал, и он едва мог подниматься на палубу — но все равно из последних сил поддерживал команду, пытаясь вселить в соратников веру в благополучный исход плавания.
В результате капитан пообещал команде, что они причалят к первой же суше, которая покажется на горизонте. Мало кто из них сомневался в том, что это будет цель их плавания — Камчатка.
В первые дни ноября показался берег. Корабль зашел в ближайшую бухту, и офицер Плениснер с натуралистом Стеллером отправились разведать обстановку. Новости они принесли удручающие: на острове росла лишь карликовая ива да валялись выброшенные морем бревна. Единственным утешением была протекавшая неподалеку речка и естественные углубления — в них решили спрятать от холода больных, используя паруса вместо крыши.
Высадка, учитывая состояние команды, была тяжелым испытанием. Девять человек испустили дух, пока их везли к берегу, или вскоре после перевозки. Беринг уже не мог идти сам, его несли на носилках.
Сил участникам экспедиции придавала только мысль о том, что они добрались до Камчатки, и вскоре местные жители на собаках довезут их до Петропавловска — надо только терпеть и ждать.
В конце ноября пакетбот, так и стоявший в бухте, мощной волной сорвало с якоря и швырнуло на берег. Моряки не сочли это катастрофой — они все еще верили, что помощь близка. Беринг отправил самых крепких на разведку, и группа поднялась на гору, которая, как все полагали, отделяла их от цивилизации. Но там перед ними простиралось безбрежное море. Они были на необитаемом острове.
Витус Беринг умер 8 декабря 1741 года. Его спутники едва пережили зиму, питаясь мясом морских животных, а весной под руководством офицеров Свена Вакселя и Софрона Хитрово начали строить из обломков пакетбота новое судно.
13 августа 1742 года 46 уцелевших моряков (из 75 отправившихся в экспедицию) простились с островом, который нарекли в честь Беринга, и доплыли до Петропавловска. Оказалось, что вожделенная Камчатка — точнее, Авачинская губа — была от них всего в 250 километрах пути.
Уже на суше они узнали, что «потерявшийся» пакетбот «Св. Павел», которым командовал Алексей Чириков, вернулся на Камчатку еще год назад, открыв, как и Беринг, северо-западные берега Америки. Эти земли вскоре были названы Русской Америкой (ныне Аляска). Так завершилась Вторая Камчатская экспедиция.
Чем знаменит
Витус Беринг первым в мире плавал в водах всех четырех океанов, первым вывел российские корабли в открытый океан и командовал первой в России морской научной экспедицией.
Научное наследство Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга столь велико, что не освоено полностью до сих пор. Его использовали и сейчас широко используют ученые многих стран.
На всех судах Второй камчатской экспедиции велись визуальные, а в отдельных случаях и инструментальные метеорологические наблюдения. Они внесены в вахтенные журналы, сохранились до наших дней и имеют особую ценность, потому что отражают особенности атмосферных процессов в годы экстремально повышенной ледовитости арктических морей.
Именем Беринга названы море, пролив, остров, подводный каньон, река, озеро, ледник, залив, два мыса, исчезнувшая суша (Берингия), некогда соединявшая Азию с Северной Америкой, поселок на Чукотском полуострове и улица в городе Петропавловске-Камчатском.
О чем надо знать
Подводить итоги Второй камчатской экспедиции Беринга выпало на долю его заместителя Алексея Чирикова. Он составил карту северной части Тихого океана, где с поразительной точностью указал путь корабля «Св. Павел», нанес на нее открытые моряками северо-западные берега Америки, острова Алеутской гряды и восточные берега Камчатки, служившие исходной базой для русских экспедиций.
Офицеры Дмитрий Овцын, Софрон Хитрово, Алексей Чириков, Иван Елагин, Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы составили «Карту Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных чрез морское плавание западных американских берегов и острова Япона».
В 1991 году — в честь 250-летия плавания Второй камчатской экспедиции к северо-западному побережью Америки — международная экспедиция нашла могилы Витуса Беринга и еще пятерых моряков. Останки перевезли в Москву для антропологического исследования.
Специалисты реконструировали внешность знаменитого мореплавателя, а на следующий год его останки перезахоронили на Командорских островах.
Прямая речь
«Я должен признать, что желание моей молодости — попутешествовать — исполнилось. На Камчатке я велел построить судно, на котором совершал рекогносцировки по морю, попадая иногда к язычникам, которые никогда раньше не видели ни одного европейца, а также в места, где не произрастал хлеб и не было никакого скота, кроме диких птиц, северных оленей и другого вида оленей достаточно ручных, чтобы на них ездить верхом вместо лошадей; зимой здесь ездят на собаках, запрягая их в сани».
Из письма Витуса Беринга родным
«Покойный капитан-командор Витус Беринг был по рождению датчанин, по вере праведный и благочестивый христианин, по поведению благовоспитанный, дружелюбный, спокойный человек, по этой причине любимый всею командою, снизу доверху».
Работавший в России немецкий врач и естествоиспытатель Георг Вильгельм Стеллер о Беринге.
«А для зимних забав и прославления себя он сделал великие линейные сани такой величины, чтобы на них сидело до тридцати людей, помимо четырех трубачей. И забавлял жену свою и детей и якутских жителей. И поставлены были столы с конфетами, и он с триумфом проезжал по Якутску»
Из доносов чиновников в Петербург о жизни Беринга в Якутске, где он готовился ко Второй Чукотской экспедиции.
«Таким образом, из Лены, ежели б в северной стране лед не препятствовал, водяным путем до Камчатки, а также далее до Япана, Хины и Ост-Индии доехать возможно б было, а к тому же он (Беринг) и от тамошних жителей известился, что пред 50 и 60 летами некое судно из Лены к Камчатке прибыло».
Корреспонденция «Санкт-Петербургских ведомостей» о завершении Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга.
6 фактов о Витусе Беринге
Материалы о Витусе Беринге: