Что открыл беринг в географии 5 класс
Витус Беринг
Краткая биография
Витус Беринг (1681–1741) родился и вырос в Дании. Но вся его дальнейшая судьба была связана с Россией, где его именовали Иваном Ивановичем Берингом. Окончив морскую школу в Амстердаме, он приехал в Россию, где принимал участие во многих морских баталиях, дослужившись до звания капитан-командора. Руководил несколькими Камчатскими экспедициями, с его участием был основан город Петропавловск-Камчатский, в честь судов флотилии Беринга, носивших имена святых Петра и Павла.
Возглавлял экспедицию на крайний восток страны, с целью проследить, соединяются ли азиатские и американские побережья. В 1740 году корабли флотилии в условиях очень плохой видимости потеряли друг друга. Корабль «Святой Петр» под командованием самого Беринга был выброшен на берег неизвестного острова, где часть команды и сам капитан-командор умерли от лишений и болезней.
Великая северная экспедиция
Судьба Витуса Беринга удивительна. В 1720 г., в обстановке достаточной секретности были снаряжены Камчатские экспедиции, несмотря на то, что сам император Петр I дал распоряжение исследовать крайние рубежи государства. Парадоксально, но в то время даже те путешественники, которые бывали в краях, близких к Камчатке и Чукотке, не могли сказать точно, насколько велика страна, не было не только карт, но и более или менее точных описаний тех мест. Витус Беринг не вернулся из своей последней экспедиции. И хотя заслуги его перед его второй родиной были более чем высоки, лишь значительное время спустя после экспедиций его деяния получили справедливую оценку.
Кроме того, Витус Беринг многие годы был лишен даже своего истинного облика: долгое время его портретом считался портрет его родственника, практически полного тезки. Этот облик тиражировался и в учебниках, и в энциклопедиях, и на почтовых марках и монетах. В 1991 году на остров Беринга в архипелаге Командорских островов была отправлена экспедиция, которой удалось найти остатки корабля Беринга. Помимо многочисленных вещей, найденных на месте крушения, были обнаружены и могилы с останками моряков, и с помощью судебных медиков и антропологов был реконструирован настоящий облик Командора Беринга.
Петр I незадолго до своей кончины повелел «…плыть возле земли, которая идет на норд… искать, где оная сошлась с Америкой… и самим побывать на берегу… и, поставя на карту, приезжать сюда». Первая Камчатская экспедиция была завершена в 1730 году, и после возвращения с картами и описаниями камчатских земель, но без ответа на вопрос о проливе между великими частями света, Беринг попросил разрешения и денег на новую экспедицию, уже одновременно и более северную, и более восточную. На этот раз Академия наук снарядила значительное количество ученых, мастеровых, картографов… Начав свою деятельность в сибирском Тобольске, экспедиции пришлось на долгое время задержаться в Якутске для подготовки припасов и снаряжения. Только в 1740 году кораблям флотилии Беринга удалось отплыть из Охотска в сторону уже знакомой им Камчатки.
Пройдя ее восточным берегом, «Святой Петр» под командованием В. Беринга и «Святой Павел» под командованием А. Чирикова не обнаружили никакой «Земли Жуана-да-Гамы», обозначенной на картах. Один из участников экспедиции писал в своем дневнике о бессовестном обмане, в который они были введены неверной картой с обозначенной на ней мифической землей, в результате чего рисковали своими жизнями и добрым именем. Большое количество времени было потеряно на поиски и новые ориентиры в океане. Беринг и Чириков открыли гряду Алеутских островов, и некоторые члены экспедиции сошли на берег северо-западной территории Америки. В их числе был и член команды Георг Стеллер, который зарисовал и описал удивительное создание, увиденное им на побережье. Это существо было названо впоследствии «стеллеровой коровой», ныне, к сожалению, уничтоженной полностью.
Местное население островов впоследствии начали называть алеутами. Это были те самые «коренные американцы», которых встретили русские моряки. Часто видя на горизонте гористые острова, русские решали, что достигли американского материка, но остров проходил за островом, а большой суши так и не показалось. В условиях очень плохой погоды, когда рвались от ветра и штормов даже якорные канаты, корабли флотилии потеряли друг друга из виду. Корабль «Святой Павел» под командованием Алексея Чирикова повернул к Аляске и достиг ее побережья, укрывшись от непогоды. Через некоторое время Чириков прошел на своем корабле вдоль Алеутских островов и вернулся к Камчатке.
Корабль Беринга «Святой Петр» повернул к Камчатке в поисках гавани: начиналась полярная зима. Увидев берег, моряки решили, что перед ними Камчатское побережье. Но это были лишь необитаемые острова (впоследствии получившие название Командорских). Помощи было ждать неоткуда. Многие заболели цингой. В это время корабль Чирикова шел к Камчатке. Тщетно пытались его люди найти следы корабля Беринга. Они практически прошли мимо острова, на котором находились тогда еще живые члены экипажа «Святого Петра».
Больной, измученный болезнью и лишениями Беринг умер на острове 6 декабря 1741 года в возрасте 60 лет. Похоронив его и остальных умерших, оставшиеся в живых моряки перезимовали на острове, охотясь на морских коров и котиков, а через несколько месяцев из обломков «Святого Петра» и выброшенного на берег волнами леса соорудили небольшой корабль, на котором смогли доплыть до Камчатки только к апрелю 1742 года. Из всей большой экспедиции выжило только 45 человек.
Но Витуса Беринга все же ждала посмертная слава, хотя и спустя много лет. Знаменитый мореплаватель Джеймс Кук, который прошел путем Беринга несколько десятилетий позже, использовал его карты и описания и был поражен их точностью. Именно Кук предложил назвать пролив между Америкой и Азией Беринговым, в знак величайших заслуг «русского датчанина».
Вклад в географию
Экспедиция Беринга впервые в истории Российского государства сделала точные и подробные описания и карты самых крайних земель на северо-востоке, открыла гряду Алеутских островов, выяснила отсутствие мифической «земли Жуана-да-Гамы». Было доказано, что между Азиатской и Американской частями света есть морской пролив, который в честь первооткрывателя был назван Беринговым. В честь Беринга также названы Берингово море и Командорские острова (о. Беринга и о. Медный), на одном из которых он умер.
Что открыл Витус Беринг в географии — экспедиции и маршруты мореплавателя
Участвуя в Первой и Второй Камчатских экспедициях, Витус Беринг открыл в географии, кроме пролива, названного позже его именем, еще ряд островов, составляющих Алеутскую гряду. Для этого ему пришлось пройти путь между Чукоткой и Аляской. Кроме того, именем Беринга названо море и остров, расположенные в Тихом океане, на котором он был похоронен во время возвращения после второго своего путешествия на Камчатку.
Краткая биография
Российский мореплаватель Ви́тус Ионассен Бе́ринг родился в 1681 году. Местом рождения его был датский город Хорсенс. Его мать по происхождению была аристократкой. Отец работал на таможне. В семье он был третьим ребенком. Посещая школу, расположенную неподалеку от дома, Витус уже с ранних лет жизни обучился грамоте. В 14 он вместе со своим двоюродным братом стал матросом флота Нидерландов.
Совершив ряд путешествий, и поняв, что обладает невысокими морскими знаниями, Витус поступил в кадетский корпус Амстердама. В 1703 году он познакомился с норвежцем Корнелием Крюйсом. Этот человек предложил поступить ему на службу в русский флот. Сам он уже служил здесь более 10 лет и имел высокий чин вице-адмирала. Беринг принял это предложение и вскоре был принят на службу в звании подпоручика.
Дальнейшая судьба его кратко носила следующий характер:
В 1724 году Беринг написал заявление об отставке, поскольку ему не было присвоено званием капитана 1 ранга. Он посчитал, что этим была задета его честь. Однако по приказу Петра I Витус был возвращен на службу уже в чине капитана 1 ранга.
Первое путешествие на Камчатку
После того как Камчатка присоединилась, к России возникла необходимость изучения географии севера Российского государства и исследования рядом расположенных земель. Кроме того, требовалось наладить сообщение между Охотским морем и Камчаткой.
В 1724 году Петром I был издан указ о формировании Камчаткой экспедиции. Главнокомандующим был назначен Беринг. В ее задачи входило:
Экспедиция стартовала в 1725 году. Сначала она 2 года она добиралась до Охотска. Затем путешественники направились на полуостров Камчатка. В течение нескольких лет шло строительство корабля «Святой Гавриил». В 1728 году состоялось отплытие. Экспедиция прошла вдоль материка. При этом были открыты следующие места:
Самым важным открытием было нахождение Берингова пролива. Пройдя по нему, экспедиция вошла в воды Чукотского моря. Берегов Американского континента достичь и исследовать не удалось. Однако Беринг не стал продолжать поиски. По его мнению, основная задача экспедиции была выполнена, поскольку стало ясно, что Азия с Америкой не соединяются. В 1730 году путешественники вернулись домой.
Вторая экспедиция
В Петербурге Берингом был подготовлен доклад о проделанной экспедиции. В нем он высказал свое мнение о необходимости налаживания торговли между Америкой и Камчаткой. Хоть Витус и не достиг Американского континента, однако, по его предположению, он был расположен недалеко.
В 1733 году Беринг возглавил вторую Камчатскую экспедицию для проведения дальнейших исследований. Путешественник направился в Якутск. Здесь до 1740 года были построены 2 судна. Первое имело название «Святой Павел», а второе — «Святой Петр».
Стартовав в 1741 году, экспедиция достигла берегов Американского материка. Возвращаясь, были найдены и отмечены на карте острова:
После этого путешественники отправилась в обратный путь. Задача была выполнена, и нужно было возвращаться в Петербург.
Смерть капитана
Обратный путь, какой отличался большими трудностями, проходил в течение нескольких месяцев. Прокладыванию точного курса мешал постоянный туман. Не было возможности вести ориентир по звездам. Среди матросов началась цинга, которая привела к смерти части экипажа.
После этого экспедицию возглавил Свен Ваксель. Вместе с оставшимися матросами он сумел добраться домой и сообщить печальную весть о смерти Беринга.
Заслуженное признание
Заслуга того, что некоторые территории названы именем Беринга, принадлежит другому путешественнику — Джеймсу Куку. Побывав здесь несколько позднее, он от представителей местного населения получил карту, составленную путешественником. В дальнейшем она ему очень помогла. По его настоянию пролив между материками получил название Берингов.
Первый монумент путешественнику был построен в Петропавловске-Камчатском. Второй бронзовый памятник установлен уже совсем недавно на одноименном острове.
Кроме скульптур, именем героя названы улицы ряда городов — Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Астрахань, Петропавловск-Камчатский.
Краткая биография
Российский мореплаватель Ви́тус Ионассен Бе́ринг родился в 1681 году. Местом рождения его был датский город Хорсенс. Его мать по происхождению была аристократкой. Отец работал на таможне. В семье он был третьим ребенком. Посещая школу, расположенную неподалеку от дома, Витус уже с ранних лет жизни обучился грамоте. В 14 он вместе со своим двоюродным братом стал матросом флота Нидерландов.
Совершив ряд путешествий, и поняв, что обладает невысокими морскими знаниями, Витус поступил в кадетский корпус Амстердама. В 1703 году он познакомился с норвежцем Корнелием Крюйсом. Этот человек предложил поступить ему на службу в русский флот. Сам он уже служил здесь более 10 лет и имел высокий чин вице-адмирала. Беринг принял это предложение и вскоре был принят на службу в звании подпоручика.
Дальнейшая судьба его кратко носила следующий характер:
В 1724 году Беринг написал заявление об отставке, поскольку ему не было присвоено званием капитана 1 ранга. Он посчитал, что этим была задета его честь. Однако по приказу Петра I Витус был возвращен на службу уже в чине капитана 1 ранга.
Первое путешествие на Камчатку
После того как Камчатка присоединилась, к России возникла необходимость изучения географии севера Российского государства и исследования рядом расположенных земель. Кроме того, требовалось наладить сообщение между Охотским морем и Камчаткой.
В 1724 году Петром I был издан указ о формировании Камчаткой экспедиции. Главнокомандующим был назначен Беринг. В ее задачи входило:
Экспедиция стартовала в 1725 году. Сначала она 2 года она добиралась до Охотска. Затем путешественники направились на полуостров Камчатка. В течение нескольких лет шло строительство корабля «Святой Гавриил». В 1728 году состоялось отплытие. Экспедиция прошла вдоль материка. При этом были открыты следующие места:
Самым важным открытием было нахождение Берингова пролива. Пройдя по нему, экспедиция вошла в воды Чукотского моря. Берегов Американского континента достичь и исследовать не удалось. Однако Беринг не стал продолжать поиски. По его мнению, основная задача экспедиции была выполнена, поскольку стало ясно, что Азия с Америкой не соединяются. В 1730 году путешественники вернулись домой.
Вторая экспедиция
В Петербурге Берингом был подготовлен доклад о проделанной экспедиции. В нем он высказал свое мнение о необходимости налаживания торговли между Америкой и Камчаткой. Хоть Витус и не достиг Американского континента, однако, по его предположению, он был расположен недалеко.
В 1733 году Беринг возглавил вторую Камчатскую экспедицию для проведения дальнейших исследований. Путешественник направился в Якутск. Здесь до 1740 года были построены 2 судна. Первое имело название «Святой Павел», а второе — «Святой Петр».
Стартовав в 1741 году, экспедиция достигла берегов Американского материка. Возвращаясь, были найдены и отмечены на карте острова:
После этого путешественники отправилась в обратный путь. Задача была выполнена, и нужно было возвращаться в Петербург.
Смерть капитана
Обратный путь, какой отличался большими трудностями, проходил в течение нескольких месяцев. Прокладыванию точного курса мешал постоянный туман. Не было возможности вести ориентир по звездам. Среди матросов началась цинга, которая привела к смерти части экипажа.
После этого экспедицию возглавил Свен Ваксель. Вместе с оставшимися матросами он сумел добраться домой и сообщить печальную весть о смерти Беринга.
Заслуженное признание
Заслуга того, что некоторые территории названы именем Беринга, принадлежит другому путешественнику — Джеймсу Куку. Побывав здесь несколько позднее, он от представителей местного населения получил карту, составленную путешественником. В дальнейшем она ему очень помогла. По его настоянию пролив между материками получил название Берингов.
Первый монумент путешественнику был построен в Петропавловске-Камчатском. Второй бронзовый памятник установлен уже совсем недавно на одноименном острове.
Кроме скульптур, именем героя названы улицы ряда городов — Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Астрахань, Петропавловск-Камчатский.
Расшифровка Витус Беринг: история одной беспрецедентной экспедиции и страшной гибели
О том, как проходила Вторая Камчатская экспедиция и чем закончилось путешествие корабля «Святой Петр» на Аляску
Витус Беринг родился в 1681 году, то есть на самом излете XVII века. Величайший путешественник, именем которого названо множество географических объектов: знаменитый пролив, который отделяет Азию от Америки; самое северное море, принадлежащее к бассейну Тихого океана; реки, рифы; древняя, давно исчезнувшая суша, которая соединяла Азию с Америкой, — Берингия; остров, о котором мы сегодня поговорим, поскольку он сыграл определенную трагическую роль в судьбе этого человека… То есть его имя отразилось на географической карте в массе разных объектов. Чем же он заслужил эту известность, которая уже почти триста лет заставляет людей вспоминать о нем?
Беринг — датчанин. Родился в Дании в семье среднего класса, как мы бы сказали сейчас: его отец был таможенным чиновником и одновременно церковным старостой. С молодости Беринг пристрастился к морю: в то время морские путешествия и плавания были очень популярны. Он был сначала юнгой, после — младшим офицером; на датских судах посетил Индию, ездил по Европе и по Балтике. И еще молодым человеком, в двадцать два года, он попадает на русскую службу. Это эпоха Петра I, который, открыв «окно в Европу», пытался превратить Россию в настоящую европейскую страну, что ему удалось. Чтобы решать огромные задачи, которые он ставил перед собой, он привлек на службу России, в том числе русскому флоту, большое количество европейцев.
Беринг приехал в Петербург, который тогда только-только был создан. И в 1725 году Петр I задумал Камчатскую экспедицию и по рекомендации Адмиралтейства предложил Берингу ее возглавить. В 1725 году Беринг выехал из Петербурга в Сибирь. И в том же самом году умер Петр I — император, который задумал этот дерзкий план.
Беринг действительно добрался до Камчатки и прошел через Берингов пролив, тем самым доказав, что Америка с Азией не соединяется. Уже впоследствии не менее выдающийся путешественник Джеймс Кук присвоил этому проливу имя Беринга — с тех пор он и называется Беринговым проливом.
Первая экспедиция длилась пять лет, и уже в 1730 году Беринг вернулся в Петербург. После этого он имел дело уже с наследниками Петра — в частности, императрицами Екатериной I и Анной Иоанновной. Они решили продолжить начатое Петром дерзкое предприятие и освоить дальневосточные пространства, к которым Россия только-только протянула руку.
Камчатка, которая была основным объектом плавания Беринга, сравнительно недавно, за несколько десятков лет до того, была освоена первопроходцами — казаками и промышленниками. Любопытно, что они пришли на Камчатку не с моря, как, казалось бы, полагалось выдающимся мореплавателям, а с севера: Камчатка была открыта с Чукотки. Анадырский острог, находившийся недалеко от того места, где сейчас стоит город Анадырь, был центром, откуда двигались эти казаки, первопроходцы. Это были лихие ребята, которые в основном по суше и по рекам достигли этого огромного полуострова на северо-востоке Азии. Атласов — человек, которому, как считается, Россия обязана присоединением Камчатки, — был всего на двадцать лет старше Беринга.
Карта с маршрутом Великой Северной экспедиции. 1784 годКарта в высоком разрешении University of Washington Libraries
И возникает идея Второй Камчатской экспедиции: надо не просто проплыть через этот пролив и доказать, что Америка не соединяется с Азией, а достичь самой Америки и понять, действительно ли это Америка или это совсем другое — и что там вообще есть. Этот грандиозный план принято называть в историографии не просто Второй Камчатской экспедицией Беринга, а Великой Северной экспедицией. Задумка была в том, чтобы пройти, описать и картографировать все побережье Северного Ледовитого океана на Азиатском материке. Дать культурное, этнографическое, зоологическое, флористическое и, безусловно, морское описание.
Вторая экспедиция выехала из Петербурга в 1733 году, то есть только через четыре-пять лет после возвращения Беринга из первой экспедиции. Она состояла из множества разных отрядов, в числе которых были выдающиеся мореплаватели и путешественники: братья Лаптевы, Шпанберг, которому было поручено из Камчатки найти путь в Японию, и многие другие. В том числе Чириков, который должен был вместе с Берингом на двух кораблях добраться до Америки. Сама идея — достичь американских берегов через Тихий океан — была осуществлена им впервые, если не считать испанских конкистадоров, которые переходили Тихий океан не на севере, а в тропической зоне.
И вот представим себе: из Петербурга отправляется огромная толпа. Экспедиция росла по дороге, и несколько сот человек прибывают сначала в Тобольск, из Тобольска следующий главный пункт — Якутск. Группа, с которой Беринг едет из Тобольска в Якутск, — примерно триста человек. Они приезжают в Якутск. В Якутске в середине XVIII века живет от силы две тысячи человек, и вдруг на них сваливаются все эти люди, которые везут с собой из Европейской России все, что нужно для постройки кораблей на берегу Охотского моря: металлические конструкции, например якоря, все, что нужно для плавания… Представьте себе, внезапно город должен увеличиться в численности примерно на одну пятую. Путешествие до Охотска длится три с лишним года. Нам сейчас сложно представить себе, какие это были усилия, где люди останавливались, где спали, что ели, где добывали еду — мало кто этим интересуется, но когда мы начинаем выяснять, то понимаем, что уже это колоссальный подвиг для того времени.
Они выехали из Петербурга в 1733 году и только за семь лет наконец добираются до Камчатки. Камчатка еще почти пустая. На западном берегу, на Охотском море, есть несколько острогов, то есть первых русских поселений. Но Беринг хочет на тихоокеанское побережье. Он первый добирается до Авачинской губы. В честь построенных в Охотске кораблей он назвал там новое маленькое поселение Петропавловском — сегодня это столица Камчатки, довольно большой город Петропавловск-Камчатский.
В Охотске Беринг успел построить два корабля: «Святой Петр» и «Святой Павел». Весной 1741 года корабли — один под командованием Витуса Беринга, другой под командованием Чирикова — выходят из Петропавловской крепости на восток, чтобы добраться до Америки. Это практически Колумбова задача — только Колумб не знал, что он должен найти Америку, а они знали и искали именно ее. Эту задачу они смогли осуществить: они добрались до Аляски и по дороге открыли остров Кадьяк и ряд более мелких островов.
Георг Стеллер — еще один выдающийся исследователь Камчатки и вообще знаменитый натуралист с трагической судьбой — написал об этом путешествии: «Время, затраченное на исследования, находилось в таком соотношении ко времени подготовительных работ: десять лет было затрачено на приготовление к этой великой задаче — и десять часов на саму работу». На десять часов Беринг разрешил Стеллеру спуститься на землю Америки, все остальное время было проведено в пути. Десять лет: все эти муки, чудовищное путешествие через Сибирь, сложности в отношениях между людьми — и десять часов там. После этого они стали спешно возвращаться на Камчатку. Второй корабль они к этому времени потеряли: «Святой Павел» под руководством Чирикова прошел отдельным путем и тоже добрался до Америки.
Цинга, страшная болезнь этого времени, стала поражать команду. Люди начали умирать. От Аляски до Камчатки довольно близко, но в пути из-за болезней команда перестала нормально управлять кораблем. Штурман «Святого Петра» Свен Ваксель, швед, писал об этом: «Корабль плыл, как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления и шел по воле волн и ветра…» Они шли, не понимая куда: им надо было только быстрее добраться до Камчатки.
И наконец 4 ноября (уже осень — а вышли они поздней весной) они увидели землю: высокие горы, покрытые снегом. Они решили, что это Камчатка, подошли к ней. Перед берегом был риф: пока они раздумывали, как им высаживаться, огромной волной судно перебросило через этот риф, и они высадились, будучи уверенными, что сейчас они встретят людей и те помогут им добраться до Петропавловска. Но оказалось, что это необитаемый остров.
Этот остров впоследствии был назван именем Беринга — это остров Беринга в группе островов, которые сегодня являются частью Камчатского края. Они называются Командорские острова, тоже в честь Беринга, потому что после первой экспедиции ему был дарован почетный титул капитан-командора. Это была единственная часть Алеутской гряды, которая никогда не была заселена алеутами. В XX веке там были археологические разведки, в ходе которых пытались хоть найти — но никаких следов пребывания человека до экспедиции Беринга ни на острове Беринга, ни на втором острове, Медном не было обнаружено. То есть это были абсолютно необитаемые острова.
Итак, в ноябре их выбросило на безжизненный берег, и они стали вырывать на этом пустынном берегу ямы, чтобы там жить. Потому что, если просто лечь на землю, тебя снесет ветром. Надо было укрыться. Тем более что почти все люди были больны цингой.
Беринга, которому как раз исполнилось 60 лет (для того времени это огромный возраст), спустили в яму. В этой яме его постоянно заносило песком по грудь; те, у кого еще были силы, пытались его расчищать. И Беринг скончался на этом острове в декабре 1741 года.
Выжившие перезимовали на этом острове Беринга. Двое руководителей — штурман Свен Ваксель, который принял на себя мореходное командование экспедицией, и натуралист Георг Стеллер, о котором я уже упомянул, — оставили подробные дневники с описаниями всей экспедиции, и в том числе пребывания на Командорах. Когда кончилась зима, они добрались до своего судна, смогли его разобрать и из его частей построили небольшой бот, в котором порядка 40 выживших смогли добраться до Камчатки.
Так что, когда мы погружаемся в детали всех этих путешествий, мы понимаем, что это были сверхчеловеческие усилия. Вечная слава этим людям.