Что открыл авиценна в фармакологии
Вклад Авиценны в развитие медицины
Новые сведения, неизвестные ранее медицинской науке, описанные Авиценной в его главном труде «Канон врачебной науки». Вклад Авиценны в определение симптомов и способов лечения таких тяжелых болезней как менингит, язва желудка и многих других.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | доклад |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.02.2014 |
Размер файла | 16,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Отец Авиценны был довольно зажиточным чиновником, и скоро вся семья переехала в столицу.
Вряд ли домашние предполагали, глядя на маленького мальчика, что его ждет слава гениального врача и знаменитого философа, судьба скитальца по караванным путям. Но и в детстве Авиценна поражал всех своими способностями к наукам.
У юного Авиценны появляются ученики, нередко это седобородые старцы, они стараются записывать каждое слово своего учителя. В 18 лет он начинает переписываться и вступает в дискуссии по вопросам физики, философии, астрономии с крупнейшими учеными Востока, в том числе со среднеазиатским ученым-энциклопедистом Бируни.
Бухара в те годы доживала последние спокойные дни. Государство разваливалось на части, вскоре и столицу захватили тюркские кочевые племена, караханиды. Город был разграблен, библиотека сгорела.
В это время умер отец Авиценны. Авиценна с торговым караваном отправился в далекий Хорезм.
Через несколько лет жестокий и вероломный правитель огромного соседнего государства султан Махмуд Газневи потребовал ученых к себе в столицу, дабы они ‘обрели почесть присутствия’ на собрании у султана. На самом деле многим самостоятельно мыслящим ученым и поэтам каждый день при дворе султана грозил смертью.
Авиценна и старый врач Масихи отказались ехать к султану и той же ночью бежали через пески Кара-кум. На третий день пути на них налетел ураган. Они заблудились, потеряли пищу и воду. Старый Масихи умер в пустыне. Авиценна похоронил его и сам спасся чудом.
Султан Махмуд Газневи разослал по всем городам описание внешности Авиценны. Любой, кто указал бы местонахождение гениального врача, получил бы награду. Поэтому несколько лет Авиценна скитался, переходил из города в город, кормился лишь врачеванием на постоялых дворах. Ему приходилось называться чужим именем. Скитаясь, Авиценна продолжал напряженно работать и написал более десятка книг.
Иногда он останавливался на год-два у какого-либо мелкого правителя, лечил его семью от всевозможных болезней. Но всюду Авиценну настигала зловещая тень султана, и ему приходилось снова скрываться.
Новые сведения, неизвестные ранее медицинской науке, встречались в ‘Каноне’ на каждой странице.
Лишь более чем через 800 лет французский ученый Пастер подтвердил гипотезу Авиценны о вирусах как невидимых возбудителях ‘лихорадочных’ (инфекционных) болезней. Авиценна создал такое учение о пульсе, к которому с тех пор трудно было что-нибудь добавить. ‘Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный. Пульс бывает также мягкий, напряженный нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой’,— говорится в ‘Каноне’. авиценна медицинский лечение симптом
Авиценна первым описал чуму, холеру, желтуху, проанализировал причины, симптомы и способы лечения таких тяжелых болезней, как менингит, язва желудка, и многих других. Он подробно объяснил строение мышц глаза. До него все считали, что глаз, словно фонарик, испускает особые лучи; эти лучи, отражаясь от предметов, идут назад и дают изображение.
В ‘Каноне’ Авиценна пишет о необходимости всестороннего воспитания ребенка с тем, чтобы из него вырос добрый, умный, умелый и физически здоровый человек.
Очень скоро ‘Канон’ становится медицинской энциклопедией во всех странах мира. После изобретения печатного станка ‘Канон’ печатают сразу вслед за Библией. В Европе и в странах Азии многие века учили по нему врачей. Лечебники и травники Древней Руси также постоянно упоминают имя ученого ‘Ависен’, дают его рецепты.
Среди книг, написанных Авиценной, не только фундаментальные медицинские трактаты, но и книги по астрономии, математике, теории музыки, теории геологии, философские труды, книги по языкознанию и художественные повести. Авиценна внес новое во многие области человеческой деятельности. Некоторые серьезные научные книги он писал как поэмы, звучными образными стихами. Вот начало поэмы о медицине ‘Урджуза’:
Эта поэма содержит всю теоретическую и практическую медицину. И в ней я излагаю в стихах все мои знания этой науки’.
Многие книги Авиценны пропали бесследно, погибли в пожарах. О них мы знаем лишь понаслышке. Некоторые погребены в книгохранилищах, лежат неразобранными, и, возможно, человечество их откроет.
О нем рассказывают легенды, поют песни. Он стал героем сказок.
Авиценна умер в дороге. Полузнакомый человек написал с его слов завещание. Все имущество свое Авиценна велел раздать бедным, слуг отпустить на волю.
Более 900 лет люди берегли его могилу. Каждое утро к его мавзолею собирались ученые старцы и юноши, приходили больные, верившие в чудесное исцеление от одного только прикосновения к древней могиле великого врачевателя.
В 1954 г., по мусульманскому летосчислению, исполнилась тысяча лет со дня рождения Авиценны. По призыву Всемирного Совета Мира эту дату отмечали во многих странах. В иранском городе Хамадане был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны. На открытии мавзолея среди ученых мира присутствовала и советская делегация.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Ибн Сина (Авиценна) как систематизатор и пропагандист научного знания своего времени в Иране, его вклад в мировую науку. Философские взгляды ученого, его трактовка понятий познания и воспитания. Значение «Канона врачебной науки» для европейской медицины.
реферат [8,8 K], добавлен 07.06.2009
Развитие науки и техники в период расцвета исламской культуры. Достижения мусульманских учёных средних веков в области математики и астрономии, медицины, физики и химии, минералогии, геологии и географии. Закона преломления арабского оптика Альгазена.
реферат [28,5 K], добавлен 15.06.2012
Общие условия развития русской культуры. Развитие наук, географические и геологические исследования. Фотографии известных ученых, внесших огромный вклад в развитие науки и техники, таких как Шванн, М. Шлейден. Описание Египетского и Азиатского музеев.
презентация [4,7 M], добавлен 12.12.2010
Общая характеристика и история обретения независимости Украины. Краткая биография и вклад в развитие Украины таких лиц как В.А. Ющенко, Ю.В. Тимошенко, В.Ф. Януковича, Е.Ф. Бобрика, Ж. Кадыровой, В. Кличко, А. Каменских, О.Б. Гуцуляка и других.
реферат [41,7 K], добавлен 24.12.2009
Детство М.В. Ломоносова и трудный путь в науку, место и значение в истории России. Достижения великого всесторонне развитого ученого в области химии, физики и других наук. Вклад Ломоносова в русскую культуру, оценка его роли и значения в данной сфере.
реферат [18,6 K], добавлен 09.12.2011
Авиценна.Его вклад в медицину и фармацию в эпоху средневековья
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 09:12, контрольная работа
Описание
Содержание
Работа состоит из 1 файл
Авиценна.docx
Творчество ибно Сино занимает особое место в истории культуры. Крупнейший врач и мыслитель своего времени, он был признан уже современниками, и присвоенный ему еще при жизни почетный титул «шейх-ар-раис» (наставник ученых) сопровождал его имя в течение многих веков. Философские и естественно-научные сочинения ибни Сино пользовались широкой известностью в странах Востока и Западной Европы, не смотря на то, что основное его философское произведение «Книга исцеления» было объявлено еретическим и сожжено в Багдаде в 1160 г. Обессмертивший его имя «Канон врачебной науки» многократно переводился на многие европейские языки, около 30 раз издавался на латинском языке и более500 лет служил обязательным руководством по медицине для европейских университетов и медицинских школ арабского Востока.
Из 274 трудов ибни Сино медицине посвящено только 20. Тем не менее принято считать, что из всех областей знаний, которыми занимался ибни Сино, наибольший вклад им внесен в медицину. Прежде всего «Канон врачебной науки» принес ему всемирную славу и бессмертие. Каждая книга, в свою очередь, делится на части (фан), отделы (джумла), статьи (макала) и параграфы (фасл).
В Книге третьей трактуются «частные» или «местные» болезни органов человека, начиная с головы и кончая пятками, иными словами она посвящена частной патологии и терапии. В нее входят описания болезней головы и мозга (в том числе нервных и психических болезней), глаза, ухо, носа, полости рта, языка, зубов, десен, губ, горла, легких, сердца, груди, пищевода, желудка, печени, желчного пузыря, селезенки, кишечника, заднего прохода, почек, мочевого пузыря, половых органов. Каждый раздел начинается с подробного анатомического описания соответствующего органа.
В Книге четвертой рассматриваются «общие» болезни тела, не присущие лишь одному органу. К числу таковых отнесены различные лихорадки (кризисы при болезнях), опухоли (в том числе рак), прыщи, раны, язвы, ожоги, переломы и вывихи костей, ранения и прочие поражения нервов, повреждения черепа, груди, позвоночника, конечностей. В этой Книге говорится также о хронических и острых заразных болезнях: оспе, кори, проказе, чуме и бешенстве; освещены основные вопросы учения о ядах (токсикология). Специальный раздел книги посвящен вопросам сохранения красоты тела (косметика).
Книга пятая «Канона» представляет собой фармакопею. В ней излагаются способы изготовления и применения различных форм лекарств сложного состава. В первой части Книги описываются различные противоядия (терьяки), лекарственные кашки, пилюли, таблетки, порошки, сиропы, отвары, настои, вина, пластыри и т. д., а во второй части указываются испытанные средства, предназначенные для лечения конкретных заболеваний органов головы, глаз, уха, зубов, горла, органов грудной и брюшной полости, суставов и кожи.
В период средневековья увеличение числа медикаментов и сложность их приготовления привели к возникновению аптеки затем выделению их в особую отрасль. Это послужило сильнейшим толчком к развитию фармации.
Еще в конце IX века были выработаны первые правила для приготовления лекарств, и аптеки образовали особую организацию. Огромный авторитет и влияние ибни Сино закрепили и упрочили самостоятельность науки и практики фармации.
Современную фармацевтическую спецификацию Авиценна значительно расширил за счет включения большого числа лекарственных растений Индии, Ирана, Средней Азии и побережья Средиземного моря.
Продолжая традиции своих предшественников, он создал гениальный труд, который многие столетия служил источником знаний для врачей и фармацевтов Востока и Запада.
Абу Али ибни Сино во второй книге «Канона» описывает сущность простых веществ, эффект которых определяется преобладанием в них того или иного из элементарных качеств.
Наряду с определением качества лекарств при помощи органов чувств, Абу Али ибни Сино считает крайне важным определение при помощи сравнения и эксперимента. Определение натуры лекарства производится, как мы говорим, «органолептически», прежде всего по вкусу, а отчасти по запаху. Да и в современной аналитической химии, в контрольно-аналитических лабораториях, в аптеках широко используется «органолептический» метод наряду с фотоэлектроколометрическим, потенциметрическим и другими методами анализа лекарств.
Арсенал рекомендуемых Авиценной лекарственных средств очень богат и разнообразен. Источником получения их являлись средства растительного, животного и минерального происхождения.
В большинстве случаев приводит не только описание лекарств, но и о сырье, из которого оно добывается, а так же способы его изготовления и употребления. Все это написано коротко, конкретно и очень убедительно. Это свидетельствует о том, что Абу Али ибни Сино прекрасно владел в то время вершинами комплекса фармацевтических дисциплин, как технология лекарств, фармацевтический анализ, фармакология и фармакогнозия.
Благодаря трудам Драгендорфа, Монтеверди, Гаммерман и других все арабские или иранские названия растений, указанные в трудах ибни Сино, сопоставлены с ботаническими и фармакогностическими данными этих растений, которые в настоящее время используются в научной медицине.
Упомянутые ибни Сино препараты минерального происхождения, такие, как тальк, сера, гипс, ртуть, купорос, мышьяк, железо, серебро и другие прочно вошли в практику современной медицины и регламентированы государственной фармакопеей 10-го издания. А такие лекарственные растения, как шиповник, солодка, алоэ, донник лекарственный, полынь горькая, крапива, дурман, душица, белена, орех грецкий, водяной перец, тимьян, миндаль, тмин, душица, мята, мать-и-мачеха, девясил, кассия, барбарис, подорожник, боярышник, зверобой, ноготки, хвощ полевой, тысячелистник, алтей, полынь цитварная, марена красильная, гармала, гранатовое дерево, одуванчик, живокость и многие другие в настоящее время широко применяются в народной и научной медицине.
Пятая книга «Канона» разделяется на теоретическую часть (главы), где описываются основы технологии лекарств, и на сложные лекарства, которые испытывались при отдельных заболеваниях.
Многие рекомендации Абу Али ибни Сино в настоящее время находят научное обоснование. В частности, ибни Сино применял каперцы колючие при геморрое, желтухе, головной и зубной боли, воспалении седалищного нерва и при загрязнении ран.
По данным А.П. Орехова, корни каперцев содержат алкалоид каппаридин, он же в небольшом количестве обнаружен и в надземных частях (П.С. Массагетов). Установлено, что 10-20% отвар корней при внутреннем введении в эксперименте понижает давление, укорачивает время свертывания крови и т.д.
Следовательно, назначение ибни Сино корней каперцев при определенных заболеваниях тысячу лет назад оказывается вполне разумным и оправданным.
В пятой книге ибни Сино описывает также наливки, пилюли, отвары, пластыри и др. Особое место отводится сиропам и сгущенным сокам.
Фармация и фармакология Авиценны более современны, чем те же науки XVI и XVII веков.
Наследие ибни Сино прочно вошло в жизнь и плоть народа, о чем свидетельствует богатый опыт народной медицины таджиков, их умелое применение различных видов растений при лечении болезней.
Физические упражнения он называл «самым главным условием» сохранения здоровья, на следующее место он ставил режим питания и режим сна. Особые главы « Канона врачебной науки» ибни Сино посвятил воспитанию и уходу за ребенком. В них содержится много тонких наблюдений и разумных советов. Другой сильной стороной «Канона врачебной науки» Является точное описание клинической картины болезней, тонкости диагностики. Первые описания ряда клинических явлений, их объяснения говорят о необычайной наблюдательности ибни Сино, его таланте и опыте. В диагностике ибни Сино пользовался ощупыванием наблюдением над пульсом, определением влажности или сухости кожи, осмотром мочи и испражнений.
Ибни Сино много занимался проблемами психологии, и психические расстройства интересовали его не только с чисто врачебных позиций, но и как объект психологического исследования. По-видимому, в этом кроется причина того, что при описании психических расстройств он подробно излагает свои взгляды на природу психических процессов и причины их нарушения. В представлении о сущности психических процессов особенно наглядно проявляются материалистические стороны философии ибни Сино: ни у кого раньше не встречается столь четкого представления о связи отдельных психических процессов с функцией определенных участков головного мозга. Достаточно вспомнить, например, указания ибни Сино о том, что ушибы, разрушающие отдельные части мозга расстраивают чувствительность и вызывают выпадение некоторых функций. Полностью отвергая демонологические взгляды на сущность психических болезней, ибни Сино считал непосредственной причиной психических расстройств либо влияние условий окружающей среды, либо телесные расстройства. При этом выяснение взаимосвязей и взаимовлияния психического и соматического, по-видимому, представляла для ибни Сино особый интерес: в «Каноне» содержатся указания на возможность возникновения психоза при острых лихорадочных заболеваниях, на связь расстройств желудочно-кишечного тракта с психическими переживаниями («сильным горем», гневом, огорчением и т. п.).
Отдельные части «Канона» переводились на европейские языки, но полного перевода не было. Коллектив Института востоковедения АН Уз ССР, откликнувшись на призыв Всемирного Совета Мира (1952 г.) отметить во всем мире 1000-летие со дня рождения (по лунному календарю) Ибн Сины, приступил к переводам с арабского языка на русский и узбекский языки главного медицинского сочинения великого ученого. Эта грандиозная работа была успешно завершена в 1961 году публикацией полного текста «Канона» на обоих языках.
Великий врачеватель Абу Али Ибн Сина (980-1037) и его вклад в развитие клинической медицины
Биография Ибн Сины(Авиценны). Научная работа и врачебная практика великого учёного. Его заслуги в области медицины. «Канон врачебной науки» как главный медицинский труд Ибн Сины, принёсший ему многовековую славу во всем медицинском мире средних веков.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.04.2016 |
Размер файла | 101,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
СЗГМУ им. И.И. Мечникова
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
на тему: «Великий врачеватель Абу Али Ибн Сина (980-1037) и его вклад в развитие клинической медицины»
1. Биография Ибн Сины
2. Канон врачебной науки
авиценна ибн сина медцина
Абу Али Ибн Сина (латинизированное имя Авиценна) принадлежит к числу величайших ученых Средней Азии, обогативших мировую науку достижениями первостепенной важности. Труды Ибн Сины и его великого современника Абу Райхана Беруни знаменовали наивысшую ступень развития науки на средневековом Востоке. (2, с. 652)
Отец Ибн Сины, Абдаллах, был родом из Балха. В период правления саманидского эмира Нуха ибн Мансура (976-997) Абдаллах переехал в Бухару, где был назначен начальником сбора налогов с селения Хурмитан, недалеко от города Бухары. Затем он некоторое время жил в селении Авшана, там женился на девушке по имени Ситора. В начале месяца сафар 370 г. хиджры (вторая половина августа 980 г.) у них родился сын Хусейн (таково собственное имя Ибн Сины). Хусейну было около 5 лет, когда семья пересилилась в столичный город Бухару, являвшуюся тогда одним из крупнейших центров Востока. Мальчика отдали в школу.
Основательно усвоив логику, естествознание, медицину и др. науки Ибн Сина перешел к метафизике, считавшейся тогда одним из основных разделов философии.
Завоевание Бухары Караханидами, падение династии Саманидов (999 г.) и последовавшие за этими событиями феодальные междоусобицы не позволили Ибн Сине продолжить свои научные занятия в Бухаре. В 1002 г. умер его отец. Все это побудило Ибн Сину покинуть родной город и отправиться в Хорезм, в Ургенч, где политическая обстановка была более благоприятной.
Жестокий правитель Гасни султан Махмуд (998-1030), который опирался в своей политике на реакционное духовенство и подавлял всякое проявление научного свободомыслия, стремился включить богатые земли Хорезма в состав своего государства. Не желая попасть в подчинение этому правителю, Ибн Сина примерно в 1010-1011 гг. тайно покинул Хорезм и отправился в Хорасан. Он прибыл в Гурган, феодальное княжество на юго-восточном побережье Каспийского моря. Здесь Ибн Сина познакомился с Абу Убейдом Джузджани, который стал его верным учеником, сопутствовавшим ему до конца его жизни. Джузджани записал со слов Ибн Сины его автобиографию, доведенную до прибытия ученого в Гурган. Он оставил нам и описание дольнейших событий жизни своего учителя. Благодаря этому мы располагаем достоверными сведениями о жизни и деятельности Ибн Сины. (4, с. 293-294)
В 1023 г. Ибн Сина переезжает в Исфаган и завершает там “Китаб аш-шифа”, создает другие труды в том числе свою краткую философскую энциклопедию на персидском языке “Даниш-наме” (“Книга знания”).
Почти непрерывные скитания по городам Мавераннахра и Ирана, постоянный напряженный труд, бессонный ночи, неоднакратные тюремные заключения надломили организм ученого. Он страдал колитом, от которого он и умер в рамазане 428 г. (в июне 1037 г.) в возрасте 57 лет. Ибн Сина был похоронен в Хамадане, его могила сохранилась до наших дней.
Особенно велики заслуги Ибн Сины в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества. По сведениям различных источников, общее число медицинских трудов Ибн Сины доходит до 50, но из них сохранилось около 30 в степени 8. По содержанию их можно разделить (за исключением “Канона”) условно на три группы: 1) труды общего характера, в которых освещаются те или иные разделы медицины и некоторые ее теоретические вопросы; 2) труды о заболеваниях какого-либо одного органа или об одной конкретной болезни, например, о заболеваниях сердца и средствах его лечения, о болезни толстой кишки (куландж), о расстройствах функции половых органов; 3) труды по лекарствоведению.
Творчесво Ибн Сины занимает особое место в истории культуры. Крупнейший врач и мыслитель своего времени, он был признан уже современниками, и присвоенный ему еще при жизни почетный титул “шейх-ар-раис” (наставник ученых) сопровождал его имя в течение многих веков. Обессмертивший его имя “Канон врачебной науки” многократно переводился на многие европейские языки, около 30 раз издавался на латинском языке и более 500 лет служил обязательным руководством по медицине для европейских университетов и мед. Школ арабского Востока.
2. Канон врачебной науки
Ибн Сина связывал развитие рациональной фармации с применением лекарственных средств, полученных химическим путем. Эта идея, которую разделяли некоторые арабские и среднеазиатские ученые и врачи (Джабир ибн Хайян; Рази, Бируни и др.), была в дальнейшем развита алхимиками средневековой Европы, а также врачами эпохи Возрождения и Нового времени. Ибн Сина описал много новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. В частности, с его именем связывают первое применение ртути, которая в 10 в. добывалась в окрестностях Бухары, для лечения сифилиса. Им же как побочное действие ртути описаны проявления ртутного стоматита. Из перечня лекарственных средств, приложенного к Книге второй “Канона врачебной науки”, около 150 значились в первых восьми изданиях русской фармакопеи.
“Канон врачебной науки” принес Авиценне всемирную славу и бессмертие. Каждая книга, в свою очередь, делится на части (фан), отделы (джумла), статьи (макала) и параграфы (фасл).
В Книге третьей тщательно рассматриваются отдельные болезни и способы их лечения.
В Книге четвертой Описываются общие болезни тела, лечение различных лихорадок, вопросы, связанные с хирургией.
Книга пятая “Канона” представляет собой фармакопею. В ней излагаются способы изготовления и применения различных форм лекарств сложного состава.
Физические упражнения он называл “самым главным условием” сохранения здоровья, на следующее место он ставил режим питания и режим сна. Особые главы “Канона врачебной науки” Ибн Сина посвятил воспитанию и уходу за ребенком. В них содержится много тонких наблюдений и разумных советов. Другой сильной стороной “Канона врачебной науки” Является точное описание клинической картины болезней, тонкости диагностики. Первые описания ряда клинических явлений, их объяснения говорят о необычайной наблюдательности Ибн Сины, его таланте и опыте. В диагностике Ибн Сина пользовался ощупыванием наблюдением над пульсом, определением влажности или сухости кожи, осмотром мочи и испражнений.
Ибн Сина много занимался проблемами психологии, и психические расстройства интересовали его не только с чисто врачебных позиций, но и как объект психологического исследования. По-видимому, в этом кроется причина того, что при описании психических расстройств он подробно излагает свои взгляды на природу психических процессов и причины их нарушения. В представлении о сущности психических процессов особенно наглядно проявляются материалистические стороны философии Ибн Сины: ни у кого раньше не встречается столь четкого представления о связи отдельных психических процессов с функцией определенных участков головного мозга. Достаточно вспомнить, например, указания Ибн Сины о том, что ушибы, разрушающие отдельные части мозга расстраивают чувствительность и вызывают выпадение некоторых функций. Полностью отвергая демонологические взгляды на сущность психических болезней, Ибн Сина считал непосредственной причиной психических расстройств либо влияние условий окружающей среды, либо телесные расстройства. При этом выяснение взаимосвязей и взаимовлияния психического и соматического, по-видимому, представляла для Ибн Сины особый интерес: в “Каноне” содержатся указания на возможность возникновения психоза при острых лихорадочных заболеваниях, на связь расстройств желудочно-кишечного тракта с психическими переживаниями (“сильным горем”, гневом, огорчением и т. п.).
Фармация и фармакология представляют собой попытку объединить собранные многочисленные материалы в систему, связать их с клиническими наблюдениями. Ибн-Сина, работая над книгой, поставил перед собой задачу избежать ошибок своих предшественников и справился с ней, создав один из крупнейших в истории медицины энциклопедических трудов. Рекомендуемые в «Канонах врачебной науки» лекарственные средства разнообразны, многие из них вошли в научную фармакологию.
Систематичность и логичность как большие достоинства «Канона» отмечали даже те, кто склонен был преуменьшать значение Ибн-Сины в истории медицины.
Успех «Канона врачебной науки» был вызван ясностью, убедительностью, простотой описания клинической картины болезней, точностью терапевтических и диетических предписаний. Эти особенности быстро создали «Канону» огромную популярность, а его автору обеспечили «самодержавную власть в течении пяти столетий во всем медицинском мире средних веков».
4. Мультановский М.П. История медицины. М.: Медицина, 1967.