Что открыл амундсен в антарктиде
Руаль Амундсен – Наполеон полярных стран
Из-за специфической географии расселения норвежцы параллельно с русскими начали первыми в Европе исследовать арктическое пространство. Когда очередь дошла до расположенного на противоположной стороне планеты Южного полюса, выходцы из Норвегии рьяно взялись и за его покорение. После неудачных попыток Фритьофа Нансена и Карстена Борхгревинка удача улыбнулась еще одному гордому сыну этой северной страны – Руалю Амундсену. Именно он в 1911 году первым достиг Южного полюса и поставил несколько других рекордов в качестве путешественника и исследователя.
Содержание
Семья и детство
Руаль Амундсен родился в фамильной усадьбе в Борге (муниципалитет Фредрикстад) в 1872 году. В распоряжении его семьи была собственная судоверфь, пароход и два десятка парусников. Отец Руаля сколотил состояние на поставках Британии и Франции зерна и соломы во время Крымской войны (1853-1856 годы), когда две эти страны в составе коалиции воевали против Российской империи.
Юный Амундсен рос в компании трех братьев и нескольких десятков соседских детей. Игры проходили в основном в лесу рядом с усадьбой. Руаль был младшим сыном, но из-за высокомерности и вспыльчивости постоянно участвовал в драках. Мальчик занимался лыжами с момента, как начал ходить, и много времени проводил на гимнастических брусьях во дворе.
Учился Амундсен плохо, его характеризовали как упрямца и непримиримого борца за справедливость. Выпускные экзамены ему пришлось сдавать отдельно, директор школы не хотел принимать их, потому что боялся провала худшего воспитанника, грозящего позором учебному заведению.
Становление личности
В 14 лет Руаль остался без отца, и примерно тогда же познакомился с описанием того, как исследователи Арктики покоряли Северо-Западный проход (путь по морю из Атлантического в Тихий океан через Северный Ледовитый океан). Он восторгался силой духа руководителя экспедиции Джона Франклина, несмотря на трагическое завершение его предприятия. Амундсен хотел совершить что-то подобное – стать первооткрывателем, не боящимся страшных лишений, которыми грозит ледяная пустыня.
15-летний юноша начал готовиться к будущим свершениям. Он изнурял себя тренировками, строго придерживался диеты, спал на улице даже зимой и с ноября по апрель уходил в походы на лыжах.
У матери Руаля были другие планы – она хотела ввести сына в элитные круги Норвегии. С этой целью семья поселилась в столице неподалеку от Королевского дворца, а будущего путешественника отправили в университет Кристиании изучать медицину. Однако в 1893 году мать умерла, и Руаль, как он писал в автобиографии, “с огромным облегчением” бросил учебу. Путь к мечте был открыт.
Начало карьеры исследователя
Будучи студентом, Амундсен попал на лекцию Эйвина Аструпа, знаменитого путешественника, установившего, что Гренландия является островом. Это знакомство тоже во многом определило будущее Руаля. В 1895 году он проходит обучение на штурмана, практикуется на промысловом корабле и уже в следующем году отправляется на бельгийском судне “Бельжика” к берегам Антарктиды под началом Адриена де Жерлаша.
В море Беллинсгаузена корабль оказался закован во льдах, из-за чего ему пришлось вынужденно дрейфовать на протяжении 13 месяцев. В команде началась цинга, люди умирали и сходили с ума. Амундсен в это время охотился на тюленей и пингвинов, проводил эксперименты со спальными мешками и другим снаряжением. В суровых условиях выживания он быстро стал старшим помощником и не взял руководство экспедицией на себя лишь по формальным причинам.
Начальник
Плавание на “Бельжике” было единственным, в котором Амундсен находился в подчиненном положении. После возвращения он в 1901 году приобрел зверобойный шлюп “Йоа”, переоборудовал его и начал готовиться к покорению Северо-Западного прохода. На подготовку и сбор средств ушло больше двух лет, и летом 1903 года корабль отправился в плавание.
Шлюп “Йоа” стал первым в истории судном, сумевшим преодолеть Северо-Западный проход. Экспедиция заняла больше трех лет, причем два года команда провела на зимовке у острова Кинг-Вильям. За это время Амундсен побывал на Северном магнитном полюсе и успел поизучать этнографию эскимосов.
После завершения экспедиции Руаль сразу же продал шлюп, так как остро нуждался в деньгах. Мероприятие принесло ему мировую славу и повысило авторитет Норвегии. При этом самому Амундсену оно далось тяжело – 33-летний путешественник по возвращении выглядел так, что ему давали от 59 до 75 лет.
Говорят, целенаправленный труд – лучшая молитва о достижении цели.
Южный полюс
Исследователь принял положенную порцию славы, состоящую из государственных наград, турне с лекциями и выпуска книги. Следующей своей целью Амундсен поставил покорение Северного полюса, но уже не магнитного, а географического. Для этого нужно было продрейфовать через Северный Ледовитый океан по полярным течениям. В мире тогда существовал только один способный на такую авантюру корабль – “Фрам”, находящийся в распоряжении Нансена. Амундсен стал убеждать старшего товарища организовать совместную экспедицию. Нансен в тот момент переживал семейный кризис и налаживал отношения с женой, поэтому в 1907 году уступил корабль Руалю.
Вновь начались долгие приготовления, за время которых старый товарищ Амундсена Фредерик Кук в 1908 году успел покорить Северный полюс. Экспедиция потеряла смысл, и ее целью тут же была выбрана противоположная точка земного шара. Амундсена подстегивали слухи о том, что к Южному полюсу в ближайшее время собираются и другие исследователи.
“Фрам” отплыл 7 июня 1910 года. Амундсен боялся, что его опередят – все готовившиеся к покорению Южного полюса в то время о своих планах никого не извещали. Об изменении маршрута команде Руаль объявил лишь три месяца спустя во время стоянки на Мадейре. Тогда же были отправлены письма соответствующего содержания королю Норвегии, Нансену и норвежскому народу.
Высадка на шельфовый ледник Антарктиды произошла 15 января 1911 года. Норвежцы построили на месте зимовочный дом, по их следам шла экспедиция Роберта Скотта, отправившаяся из Кардиффа 15 июля 1910 года. Британцы во многом преследовали политические цели – они хотели сделать Южный полюс трофеем своей короны.
Полярная зима прошла в активной подготовке к предстоящему походу. Антарктическая весна позволила выйти в путь только 20 октября 1911 года. Амундсен сильно спешил, так как опасался, что Скотт опередит его – британец взял с собой в качестве тягловой силы лошадей и моторные сани, в то время как у норвежца эту функцию выполняли собаки. В сторону полюса вышло пять человек на четырех нартах, собак у них было 52. С животными тогда не церемонились – большей их части отводилась роль запаса пищи.
Искомая точка была достигнута 14 декабря. На Южном полюсе норвежцы выкурили по сигаре, провели измерения, поставили палатку с флагом и оставили послание догонявшему их Скотту. Британская экспедиция прибудет сюда через 34 дня и полностью погибнет на обратном пути к своему кораблю.
Еще никогда никто из людей не стоял в точке диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае. Район Северного полюса – чего там! – сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на Южном полюсе. Поистине все наизнанку!
Триумф и новые задачи
После покорения Южного полюса Амундсен занимался привычными делами – публиковал отчеты, разъезжал с выступлениями и обедал с главами государств. О трагедии капитана Скотта стало известно только в феврале 1913 года, и эта новость лишь подстегнула интерес к лекциям норвежца.
В 1918 году Амундсен на корабле “Мод” отправился исследовать Северо-Восточный морской путь. Судно построили с учетом опыта предыдущих экспедиций и оснастили гидросамолетом. Местом первой зимовки стал мыс Челюскин (Таймыр), второй – остров Айон (Чукотка), третьей – мыс Сердце-Камень в Чукотском море. На третьем году путешествия у корабля сломался гребной винт, и Амундсен передал командование своему помощнику. Сам он удочерил двух чукотских девочек, которых увез в Норвегию и дал им свою фамилию. “Мод” до 1925 года дрейфовал в Восточно-Сибирском море, собирая полезные для науки данные.
У Амундсена вновь сменилось увлечение – он решил заняться воздушными полярными экспедициями. В 1925 году его миссия пересекла Арктику на гидропланах, а за ней последовал аналогичный полет на дирижабле “Норвегия”.
Побеждает тот, у кого все в порядке; кое-кто называет это везением. Поражение непременно ожидает того, кто не принял заблаговременно нужных мер; это называют невезением.
Погиб Амундсен в июне 1928 года во время попытки спасения итальянской экспедиции, пытавшейся повторить его трансарктический перелет на дирижабле. Для Норвегии он стал национальным героем с огромным числом достижений. В том числе, Руаль Амундсен оказался первым человеком (вместе с Оскаром Вистингом), покорившим оба географических полюса. Большая часть жизни исследователя прошла в путешествиях и продолжительных турне с лекциями. Жены и детей у него не было. О частной жизни известно очень мало. Обустройством дома Амундсена до 1925 года занималась престарелая нянька Бетти, служившая еще у его родителей.
«Наполеон полярных стран»: за что британцы невзлюбили Амундсена
110 лет назад экспедиция Амундсена достигла Южного полюса
На Южном полюсе. Слева направо: Амундсен, Хельмер Хансен, Сверре Хассель, Оскар Вистинг. Фотограф: Олаф Бьоланд, декабрь 1911 года
Olav Bjaaland (1873–1961)/Project Gutenberg Literary Archive Foundation
14 декабря 1911 года был впервые покорен Южный полюс. Решить эту задачу удалось норвежской экспедиции под руководством Руаля Амундсена, происходило это все в острой конкурентной борьбе с группой британских путешественников, возглавляемой капитаном королевского флота Робертом Скоттом.
Полярная гонка, включавшая в себя задачи покорения земных полюсов различными способами, прокладывание курса по Северо-Западному проходу и Северному морскому пути и др., разгорелась в начале XX века. Тогда многие грезили полярными исследованиями примерно так же, как во второй половине XX века — «космической гонкой». Сам термин «полярная гонка» принадлежит Роберту Пири, одному из американских претендентов на первенство в покорении Северного полюса, оспаривавшему это первенство у другого американца, Фредерика Кука. Употребил он его впервые в интервью газете Daily Mail 13 сентября 1909 года, комментируя планы экспедиции Скотта насчет Южного полюса, однако при этом Пири полагал, что основное соперничество развернется все же между представителями двух великих держав: «Можете мне поверить на слово: гонки к Южному полюсу, которые начнутся между американцами и британцами в ближайшие семь месяцев, будут напряженными и перехватывающими дыхание. Таких гонок мир еще никогда не видел».
Хельмер Хансен и Амундсен определяют свои координаты на Южном полюсе
Пири, как и почти весь мир, тогда еще не знал, что Руаль Амундсен уже переключился с покорения Северного полюса на Южный. Цели, которые перед собой ставил норвежский полярник, выглядели скорее спортивно-техническими, нацеленными на впечатление публики и спонсоров, не вполне научными, — ему нужно было первым достичь какого-то значимого места, где к тому времени еще не ступала нога человека. Сам Амундсен никогда не претендовал на роль интеллектуала и ученого, его дневники довольно бесхитростны, а материалы своих экспедиций, которые, разумеется, все же включали немало сопутствующих научных достижений, он никогда не обрабатывал сам, предпочитая поручать это своим коллегам.
Британский полярный исследователь Роберт Ф. Скотт (1868-1912) отправился с мыса Эванс 24 октября 1911 года к Южному полюсу, которого он и его товарищи достигли через четыре недели после Роальда Амундсена 18 января 1912 года. На фото он и его товарищи на Южном полюсе вместе с палаткой, оставленной Амундсеном., 18 января 1912 года
Scherl/Sueddeutsche Zeitung Photo
Своими успехами все будущие экспедиции Амундсена обязаны тщательному планированию, которое всегда отличало Руаля от других путешественников, в том числе Роберта Скотта.
Британский журналист Роланд Хантфорд назвал Амундсена «Наполеоном полярных стран», в этом выражении содержится вся неоднозначность отношения британцев к «норвежскому рекордсмену» как к грозному противнику. Его первенство в достижении полюса объяснили внезапным и скрытым от всех маневром — появлением в Антарктиде вместо Арктики, спутавшим планы экспедиции Скотта, и весьма жестоким использованием собак, которых по мере продвижения Амундсен и его товарищи просто убивали и скармливали оставшимся животным и ели их сами. В базовый лагерь вернулась лишь пятая часть от их первоначального количества.
Известно, что на обеде, который лондонское Королевское географическое общество давало в честь Амундсена, лорд Керзон, президент этого общества, подчеркнуто иронично обыграл то значение, которое сам Амундсен придавал собакам в своей экспедиции, а в завершении спича призвал всех прокричать «троекратное ура в честь собак».
Первоначально Амундсен готовился покорять Северный полюс, однако ему пришлось передумать после того, как 1 сентября 1909 года американец Фредерик Кук официально объявил о достижении этого места еще 21 апреля 1908 года. 7 сентября того же года о своем покорении Северного полюса объявил Роберт Пири: согласно его заявлению, он достиг полюса 6 апреля 1909 года. Оба этих достижения сейчас подвергаются сомнению, однако ввязываться в споры о первенстве Амундсен не стал, и уже 9 сентября 1909 года тайно переориентировался на Антарктиду: сделал заказ на приобретение 100 ездовых гренландских лаек и 14 комплектов эскимосской одежды. По мнению того же Хантфорда, Амундсен таким образом лишил Скотта доступа к гренландским собакам, создав их дефицит, однако известно, что у Скотта все же были собаки, использовавшиеся при заброске продовольствия в ряд промежуточных лагерей.
Свои намерения Амундсен до определенного момента скрывал даже от членов собственной экспедиции. Перед выходом в море о его планах знали лишь командир судна да брат самого Амундсена, а истинная цель экспедиции должна была быть объявлена лишь после единственного захода в порт на острове Мадейра. Кроме всего прочего, Амундсен опасался, что участвовать в полярной гонке за Южный полюс ему запретит норвежское правительство, которое ощущало свою зависимость от Великобритании. Тем не менее в самой Антарктиде члены разных экспедиций обменивались визитами — представители команды Скотта бывали в лагере Амундсена в Китовой бухте.
После длительной подготовки на лыжах к полюсу отправились пятеро участников, которых сопровождали 52 собаки, везущие четверку нарт с продовольствием, палатками и т. п. Это произошло 20 октября 1911 года. Начальные 300 км пути были заблаговременно размечены шестами с флагами и прочими вехами, проставленными даже между складами для удобства ориентации. Последний из складов полярники посетили 5 ноября в густом тумане, а далее путь проходил уже по нехоженой территории. Проблемой были ледники, которые приходилось с трудом преодолевать, обморожения и мелкие ссоры. «Ну и вид был у нас! — пишет в своих дневниках Амундсен. — Вистинг, Хансен и я особенно пострадали во время последнего бурана, у каждого из нас левая щека превратилась в сплошную болячку, из которой сочились сукровица с гноем.
Тем не менее 14 декабря в 15:00 Амундсен и его товарищи достигли наконец Южного полюса, назвав окружающую равнину именем норвежского короля Хокона VII. Покорение полюса они отпраздновали курением сигар, затем озаботились тем, чтобы их приоритет никогда не подвергался сомнениям. Так как инструменты позволяли определить местоположение с погрешностью лишь в одну милю, было решено на всякий случай окружить полюс лыжными пробегами с радиусом 10 миль. На самом полюсе оставили палатку с письмами к Роберту Скотту и королю Норвегии, на ее фоне была проведена историческая фотосессия, которую пришлось делать с помощью маленького ручного фотоаппарата, поскольку основной оказался поврежден.
В одном из своих интервью Амундсен говорил об этом так: «Я пожертвовал бы славой и всеми деньгами, сумей я таким путем уберечь Скотта от ужасной гибели». Но вряд ли он был при этом достаточно искренним.
Впрочем, свою собственную гибель Амундсен нашел тогда, когда вопреки собственной же практичности и расчетливости бросился в 1928 году на поиски пропавшей экспедиции еще одного своего соперника и бывшего партнера, которого долго до этого ругал в дневниках, — итальянского генерала Умберто Нобиле, который совершал полет на дирижабле к Северному полюсу и пропал на обратном пути. Экспедицию удалось найти и спасти — в основном, с помощью советских летчиков и ледокола «Красин». А вот Амундсен, вопреки собственным принципам, почти спонтанно вылетевший на поиски Нобиле на самолете, не предназначенном для подобных полетов, навсегда пропал в Арктике. Тела его так и не нашли, и днем его смерти считается 18 июня 1928 года.
Норвежская антарктическая экспедиция под руководством Руаля Амундсена
14 декабря 1911 года норвежский полярный путешественник Руаль Амундсен со своей экспедицией первым достиг Южного полюса.
После покорения Северо-Западного прохода (кратчайший путь из Атлантического океана в Тихий вокруг арктических побережий Северной Америки, 1903-1905) целью Амундсена стало покорение Северного полюса.
Его имя, ставшее известным далеко за пределами Норвегии, быстро помогло привлечь необходимый капитал для экспедиции. План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в лед.
Для осуществления путешествия Амундсен воспользовался специально построенным для полярных исследований норвежский кораблем «Фрам». Судно было создано для экспедиции полярного исследователя Фритьофа Нансена (1893-1896), участвовало в походе норвежского мореплавателя Отто Свердрупа, в 1898-1902 годах исследовавшего архипелаг Перри у берегов Северной Америки.
Однако планы Амундсена разрушились, когда в апреле 1909 года пришло известие о том, что американец Роберт Пири уже достиг Северного полюса. Тогда Амундсен решил покорить Южный полюс. В то же время стало известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовился к своей второй попытке открыть Южный полюс. Амундсен, ведомый амбициями быть первым, решил попасть туда раньше него, но цель предстоящей экспедиции норвежский полярник скрывал. О намерении Амундсена идти в Антарктику знали до отплытия «Фрама» из Норвегии четыре человека — его брат и три члена экспедиции. О цели экспедиции не было известно и норвежскому правительству, так как Амундсен опасался запрета — Норвегия была экономически и политически зависима от Великобритании. О том, что Руаль Амундсен также готовится совершить рывок к Южному полюсу, мир узнал лишь тогда, когда «Фрам» достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов). Телеграмма Амундсена настигла экспедицию Скотта, когда тот покидал Новую Зеландию.
Среди участников экспедиции Амундсена, состоявшей в основном из норвежцев, был один русский — уроженец Архангельской губернии океанограф Александр Кучин (1888-1912).
Базовый лагерь Амундсен решил построить на леднике Росса в Китовой Бухте. Это был рискованный ход, так как считалось, что на леднике лагерь создавать опасно, вместе со льдом он сползет в море. Но Амундсен все продумал: береговая линия именно этого ледника не менялась на картах уже много лет. Этим дерзким, но просчитанным решением он выиграл уже на старте у Скотта 100 километров, и столько же при возвращении.
Для покорения полюса Амундсен решил использовать ездовых эскимосских собак. Между тем Скотт в своей экспедиции отдал предпочтение маньчжурским пони. Амундсен считал, что собаки гораздо легче преодолевают снежные мосты и растрескавшиеся ледники. Если провалится собака, ее легко вытащить. Также при дальних переходах собак можно было использовать в пищу.
Для зимовки корабль вез специальный деревянный дом (8х4 метра, высотой 3,5 метра), состоящий из двух комнат. Одна, длиной в шесть метров, должна была служить спальней, столовой и гостиной, другая, длиной два метра, предназначалась для кухни. Вдоль стен комнаты шли в два этажа койки для десяти человек: у одной стены шесть, у второй — четыре.
7 июня 1910 года «Фрам» вышел из норвежского Кристиансанна, на следующий день пришвартовался в гавани Хортона, где на корабль загрузили патроны и воду.
Далее корабль последовал на юг, на Ла-Манш и Атлантический океан. Но из-за неполадок нового двигателя в начале июля экспедиции пришлось вернуться назад в Норвегию в Берген.
После ремонта двигателя 23 июля «Фрам» вышел из Бергена и на другой день остановился в Кристиансанне, где загрузили 400 связок сушеной рыбы, лыжи, сани, лесоматериал. 9 августа с острова Фредриксхолм забрали 97 собак, прибывших из Гренландии. Животные заняли всю палубу корабля, оставив лишь небольшое место для рулевого, специально для них на судне была сооружена третья палуба, которая закрывала собак от непогоды.
10 августа 1910 года корабль отплыл на юг. Следующую, последнюю перед Антарктидой, остановку он сделал 6 сентября в Фуншале на острове Мадейра, откуда Амундсен отправил телеграмму королю Хокону и британскому полярнику Скоту об изменении маршрута путешествия.
4 октября 1910 года судно пересекло экватор.
2 января 1911 года «Фрам» пересек Южный полярный круг, 14 января, на день раньше намеченного срока, судно вошло в Китовую бухту Антарктиды.
Здесь экспедиция разделилась на две группы — десять человек под руководством капитана Торвальда Нильсена, включая Александра Кучина, осталась на корабле для проведении океанографических исследования в Южном океане, другая группа высадилась на берегу. Стоянка для базы была найдена в четырех километрах от места высадки. 28 января все необходимое для зимовки было отгружено, установлен дом и палатки для хранения продуктов и снаряжения. База была названа «Фрамхейм». Впоследствии в течение зимы под снегом вблизи дома были вырыты комнаты-мастерские, соединенные проходами, где мужчины могли проводить работу по ремонту оборудования и одежды.
Важной частью плана Амундсена была подготовка складов с припасами по маршруту следования к полюсу.
4 февраля Китовую бухту посетили на барке «Терра Нова» участники экспедиции Скотта — начальник восточного отряда, лейтенант Виктор Кемпбелл, лейтенант Гарри Пеннел и судовой врач, которые по приглашению Амундсена побывал во «Фрамхейме».
10 февраля Амундсен с группой отправился для создания первого склада на 80 градусе южной широты. В это же время «Фрам» отплыл в Буэнос-Айресе для океанографических исследований в Южном океане.
Перед приходом антарктической зимы в середине апреля, три тысячи килограммов припасов были заготовлены в трех складах на 80, 81, 83 градусах южной широты. Все склады были обозначены флагами в направлении восток-запад. На базе «Фрамхейм» для зимовки девяти мужчин и 115 собак (несколько щенков появились во время плавания) было заготовлено 60 тысяч килограммов тюленьего мяса.
20 октября 1911 года Руаль Амундсен, Хельмер Хансен, Оскар Вистинг, Сверре Хассель и Олаф Бьолан отправились к Южному полюсу на четырех санях, запряженными 52 собаками.
Основными трудностями в ходе экспедиции к Южному полюсу были непроходимые сугробы, сильный ветер, глубокие трещины во льду. Температуры всё это время держались на уровне —20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от обморожений и горной болезни.
14 декабря 1911 года в три часа дня Амундсен и четверо его товарищей достигли Южного полюса. Здесь они оставили небольшую палатку, над которой на шесте укрепили норвежский флаг. В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и послание своему сопернику Скотту.
Для более четкого определения полюса было решено заключить место стоянки в круг с радиусом около 20 километров. Для этого три человека (Вистинг, Хассель и Бьолан) вышли по трем направлениям — двое перпендикулярно курсу, которым следовала экспедиция, третий — по направлению курса. Все трое взяли мешочки из непромокаемой ткани с записками с координатами стоянки и большому флагу из плотной темно-коричневой материи. Напоследок все расписались на дощечке, привязанной к шесту в палатке.
18 декабря норвежцы отправились в обратный путь и 26 января 1912 года благополучно вернулись на базу «Фрамхейм». Все путешествие Амундсена и его товарищей к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней (вместо 100 по плану Амундсена).
Экспедиция Скотта дошла до полюса через месяц после Амундсена, но на обратном пути все ее участники погибли.
Амундсен прошел более 800 километров по шельфовому леднику Росса, открыв его южную тыловую часть, пересек Трансантарктические горы.
Успех экспедиции Амундсена объясняется тщательно продуманным планом, лучшей подготовкой экспедиции и хорошей физической подготовкой норвежцев, применивших испытанные традиционные методы передвижения в полярных странах на ездовых собаках. Кроме того, имели значение опыт и энергия начальника экспедиции.
30 января 1912 года участники экспедиции на «Фраме», прибывшем из Буэнос-Айреса, покинули Антарктиду.
11 собак, которые вернулись с полюса, были переданы в марте 1912 года в Австралии исследователю Антарктики Дугласу Моусону для его экспедиции.
В 1936 году в Осло с участием норвежского короля был открыт музей полярной шхуны «Фрам».
14 декабря 2011 года, через 100 лет после покорения Южного полюса, премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг открыл на Южном полюсе ледяной памятник-бюст Руалю Амундсену.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников