Что откроют вместо ашана в саранске
«Ашан» закрывается: гипермаркеты уходят из России?
Французский ритейлер пришел на российский рынок в 2002 году, быстро набрав популярность среди населения за счет недорогих и довольно качественных товаров. Но спустя 16 лет, в 2018 году, компания начала терять выручки. А вскоре и вовсе заявила о закрытии первых магазинов. Неужели «Ашан» не выдержит конкуренции и покинет Россию, уступив место «магазинам у дома»?
Магазин «Ашан»
Начнем с главных причин, по которым «Ашан» терпит грандиозные убытки. Во-первых, по бизнесу ударили санкции, введенные в отношении России после присоединения Крыма. До этих пор «Ашан», как французская сеть, баловал покупателей хорошим сыром и вином по весьма демократичным ценам — многие были готовы ехать в гипермаркет только ради этого. Во-вторых, небольшие магазины вроде «Магнита» или «Пятерочки» стали продавать продукты по сниженным ценам, находясь при этом в шаговой доступности от жилых домов. В итоге россияне перестали видеть смысл в поездках в гипермаркеты, а те, в свою очередь, начали активно терять прибыль.
Официально ритейлер не раскрывает своих выручек, однако по данным аналитиков за 2018 год «Ашан» потерял около 8,5% доходов. Теперь выручка международного ритейлера (около 306,5 млрд рублей) практически сравнялась с выручкой специализированного алкомаркета «Красное и Белое» (301 млрд рублей).
На данный момент у «Ашана» около 300 точек продаж, но ожидается, что в скором времени закроется 100 из них (опять же «Атак» и LillaPois). При этом руководство компании утверждает, что ухода с рынка не будет, в «Ашане» пройдет всего лишь реорганизация. А вот конкуренты и эксперты рынка такого оптимизма не разделяют и считают, что песенка ритейлера явно спета.
Долги
Действительно, в мае 2019 года стало известно, что дела «Ашана» плохи. В Арбитражный суд посыпались иски от арендодателей, сначала в Самаре, а затем и в Москве. Столичный торговый центр «Авиапарк» подал иск на 110 млн рублей за неуплату аренды — «Ашан» занимает там почти 18,5 тысяч квадратных метров площади.
В целом известно, что в последнее время ритейлер часто позволяет себе просрочки по аренде, вызывая негодование среди арендодателей. Чтобы хоть как-то оптимизировать затраты, «Ашан» начал сокращать персонал — до начала 2019 года в штате было около 40 тысяч сотрудников, сейчас эта цифра сократилась примерно на 5 тысяч человек. Но сам ритейлер эту информацию не подтверждает.
Если же брать официальные данные, то в феврале этого года «Ашан» объявил о закрытии 30 нерентабельных точек (а не 100, как говорят инсайдеры). Отметим, что в 2018 году ритейлер ушел из Италии и Вьетнама, но за Россию «Ашан» намерен держаться до победного, ведь российский рынок для компании второй после французского.
Как спасти «Ашан»?
Глава корпорации, Франсуа Реми, считает, что все проблемы начались из-за ожиданий покупателей — если прежде им нужна была исключительно дешевая сеть, то теперь помимо низких цен люди требуют высокий уровень сервиса.
Опираясь на эту логику, ритейлер подготовил проект реорганизации под названием Renaissance, который подразумевает закрытие нерентабельных магазинов и продвижение перспективных. Предполагается, что перезапуск увеличит прибыль и решит все скопившиеся проблемы. Вот только весьма вероятно, что это мудрое решение принято слишком поздно, финансовая ситуация ритейлера ухудшается с каждым днем.
Руководство подобные разговоры игнорирует и делится амбициозными планами — якобы намечается открытие логистического центра в Москве и новых гипермаркетов в столице и на Урале.
Убыточные гипермаркеты «Ашан»
Эксперты уверены, что одна из главных ошибок ритейлера — это как раз вкладывание денег в гипермаркеты. На сегодняшний день крупную прибыль приносит другая модель бизнеса, так называемые «магазины у дома». В принципе, в «Ашане» это поняли, но слишком поздно. Первые городские магазины «Атак» стали открываться в 2013 году, когда у «Магнита» было уже 7000 точек, а у «Перекрестка» около 3000.
К тому же гипермаркеты «Ашан», по сути, живут своей жизнью. У них нет общего ассортимента и цен, но есть общий формат — приблизительно 15 тысяч квадратных метров торговой площади, что, опять же, нелогично. Подобный размер магазинов рентабелен в Москве, Екатеринбурге и Самаре, а вот в остальных городах лучшие показатели выдают точки площадью около 8 тысяч квадратных метров.
У «Ашана» есть и внутренние проблемы — продвижение по карьерной лестнице невозможно без знания французского языка, отсутствует международная ориентированность. Ритейлер не принимает быстрых решений, некоторые важные вопросы могут решаться годами, к примеру, доставка продукции через интернет. Конкуренты вышли на этот рынок еще несколько лет назад, а «Ашан» только в 2018 году. Таким образом, можно подытожить главную проблему ритейлара — рынок меняется, требования покупателей меняются, а «Ашан» продолжает гнуть свою устаревшую линию.
Перспективы ритейлера
С 2015 года выручки «Ашана» стали планомерно снижаться, сейчас этот разрыв достиг десятков миллиардов рублей. Однако участники рынка уверены, что пока компания все равно остается в плюсе, но это ненадолго — грядущая реорганизация отнимет приличную часть доходов.
Ритейлер хочет отойти от традиционной модели дискаунтера, обещая появление предложений в среднем и премиум-сегментах. В некоторых магазинах уже изменился дизайн, форма сотрудников и ассортимент. Но даже свои премиальные товары «Ашан» планирует продавать дешевле, чем у конкурентов, тем самым привлекая все классы покупателей.
Вообще перед ритейлером встало слишком много задач: и внедрение новой коммерческой модели, и изменение системы управления, и разборка бизнес-процессов. Реализовать все это одновременно будет непросто. Существует риск, что 2019 год впервые за долгие годы станет для «Ашана» убыточным. Впрочем, за минувший год выручка компании сократилась и на родном французском рынке. Но там это произошло из-за протеста «желтых жилетов» — из-за них ритейлер недополучил почти 150 млн евро.
Несмотря на полное отрицание компанией ухода с российского рынка, факты говорят об обратном. В сентябре закрывается гипермаркет в Красноярске, СМИ активно обсуждают грядущее закрытие магазинов в Барнауле. Да и вообще эксперты уверены, что скоро вся Сибирь останется без «Ашанов». Лица, приближенные к компании, заявляют, что весной 2019 года была уволена треть сотрудников московского головного офиса — оставшиеся работники также беспокоятся за свои места.
Все говорит о том, что «Ашан» в России постепенно сворачивается. Весьма возможно, что в ближайшие пару лет ритейлер полностью уступит свое место предприимчивым и активным сетям супермаркетов «у дома», сумевшим вовремя реорганизовать свой бизнес и подстроиться под меняющиеся условия рынка.
Птичка-невеличка. «Ашан» массово закрывает свои супермаркеты в России
Последние данные «Ашана» говорят о том, что французская компания существенно сократила своё присутствие в России за последний год. Так, число супермаркетов за двенадцать месяцев упало на треть. Стремительно падает и численность гипермаркетов. В качестве причин называют долгосрочный эффект от продовольственных контрсанкций и неспособность фирмы подстроиться под изменение поведения потребителей в новых условиях.
Французская корпорация «Ашан», специализирующаяся на розничной торговле, неуклонно снижает своё присутствие на отечественном рынке ретейла. Всего за шесть месяцев по всей стране было закрыто семнадцать крупных магазинов, о чём свидетельствует опубликованная на днях отчётность компании. Падение за год ещё большее: если в июне 2020-го число торговых точек в России, принадлежащих данной иностранной фирме, составляло 274, то в июне 2021-го — 238, или на четырнадцать процентов меньше. Особенно стремительно упала численность супермаркетов — с 212 до 143, или на 32,6 процента.
Закрытие гипермаркетов «Ашан» объясняет тем, что они показали по итогам своей работы неудовлетворительные финансовые показатели. Впрочем, несмотря на закрытие семнадцати гипермаркетов, один новый всё же открыли — в подмосковном Дедовске. Город расположен в городском округе Истра и в теории имеет неплохое количество потенциальных потребителей (население округа — более 120 тысяч человек, не считая населения, проживающего по соседству).
Резкое сокращение доходов связывают с несколькими фундаментальными причинами. И среди них пандемия занимает далеко не первое место. Прежде всего, по позициям «Ашана» ударили ограничения на зарубежную продовольственную продукцию, введённые президентом Владимиром Путиным в ответ на незаконные антирусские санкции Запада. Помимо этого, руководство компании не сумело вовремя отреагировать на изменение поведенческих привычек граждан. За последние годы формат покупок «возле дома» стал гораздо популярнее субботне-воскресных «выходных туров» в крупные торговые центры. Обострение эпидемиологической ситуации спровоцировало большой рост спроса на доставку товаров непосредственно к двери покупателя, чем активно воспользовались остальные ретейлеры.
Впрочем, для «Ашана» нет худа без добра. Закрытие убыточных торговых точек и проведение полноценной «санации» русского филиала позволило выправить финансовые показатели. Немалую роль в этом процессе сыграла докапитализация, произведённая головным офисом, на сумму 200 миллионов евро. Последние данные свидетельствуют о возрастании выручки на три процентных пункта.
Что с того?
Проблемы сети магазинов «Ашан» не должны вызывать у наших граждан особого беспокойства. Даже если предположить, что Auchan Retail International S.A. в принципе покинет отечественный рынок розничной торговли, ничего страшного не произойдёт. Его место тут же займут другие розничные сети. «Ашан» — иностранная компания, и совершенно очевидно то, что она способствует выводу капитала из России.
Однако и болеть всем сердцем за уход французской фирмы также не имеет смысла. Специфика ретейла в нашей стране состоит в том, что он практически в полном объёме выводит деньги за рубеж, прячет прибыль в иностранных офшорах. И разделения на «патриотические» русские ретейлерские сети и «непатриотичные» иностранные, по сути, не существует. Именно розничные торгаши провоцируют ничем не обоснованный рост цен на социально значимые товары и раздражают население сумасшедшими наценками. И в этой сфере давно пора навести порядок жёсткой рукой. В идеале политику крупнейших торговых сетей необходимо поставить под прямой контроль государства, но для такого шага нужна воля в верхах. Пока же следовало хотя бы заставить компании прекратить выводить прибыль за пределы государства.
В Саранске откроются новые торговые центры
В Мордовии продолжают открываться новые торговые центры и магазины «шаговой доступности». Как отмечается в Послании Главы РМ Владимира Волкова, благодаря этому в Саранске и районах республики создаются новые рабочие места. Только в 2018 году в республиканской сфере торговли было создано более 600 постоянных рабочих мест. Торговая отрасль получила 1,8 млрд. рублей инвестиций. Открылись новые торговые комплексы: « Леруа Мерлен », «Клевер», «Караван», «Перекресток» и «Спар». Заработали новые магазины формата «у дома», пекарни и кофейни. Оборот розничной торговли в РМ составил 92,3 млрд. рублей.
Еще более 70 рабочих мест в Саранске позволит создать новый супермаркет «Спар» на ул. Богдана Хмельницкого. Его открытие планируется в начале апреля (отметим, что на полках этого магазина будут представлены и продукты от мордовских производителей, по доступным ценам). Это подтверждает заинтересованность крупных федеральных ритейлеров в перспективном потребительском рынке Мордовии.
— В 2019 — 2021 годах покупателей ждет много приятных сюрпризов. В Саранске планируется открытие новых торговых центров на ул. Новопосадской и ул. Строительной, торговых комплексов розничных сетей «Караван» (ул. Косарева) и «Спар» (пр. 70 лет Октября), торгово-офисного центра «Новотроицкий», торговых объектов в Луховке и на ул. Сущинского, а также других магазинов и кафе, — рассказали «ИМ» в министерстве экономики, торговли и предпринимательства РМ.
В Послании Главы Мордовии большое внимание уделено поддержке местных торговых сетей. В республике продолжают активно развиваться фирменные продуктовые сети местных предприятий («Новотроицкие продукты», «Норовский», «Тавлинские продукты», «Чамзинские продукты», «Ельниковские продукты» «Глубинка», «Тепличное», «Ламзурь», «Птица»). Покупателям нравится их широкий ассортимент и цены от производителя.
Каждую субботу в Саранске продукцию местных предприятий и фермерских хозяйств можно приобрести еще и на ярмарках выходного дня. В муниципальных районах товары Мордовии продаются в фирменных магазинах, на рынках и ярмарках. За высокое качество продукция региональных производителей не раз получала награды всероссийской агропромышленной выставки «Золотая осень».
В 2021 году «Ашан» запустит магазины в новой концепции
В ее основе — частичное изменение площади гипермаркетов и супермаркетов, интеграция новых процессов для покупателей, вывод невостребованных категорий и расширение линейки fresh. Также появятся магазины в формате drive-in. Целью таких изменений станет адаптация физических объектов под онлайн-продажи.
Grabowski Foto / shutterstock
Гипермаркеты, которые составляют 75% бизнеса компании, будут сокращать площади и менять ассортиментную политику. К примеру, в ТРЦ «Мега», где «Ашан» соседствует с «Оби», ритейлер перестанет продавать DIY-товары. А в тех локациях, где рядом открыт «Декатлон», из ассортимента выведут спортивный инвентарь.
«Место мы будем использовать для других сервисов и товаров. Например мы хотим увеличить категорию fresh, и для этого нам нужно место, которого сегодня нет. Поэтому мы уменьшаем non-food, чтобы увеличить food-ассортимент, особенно в сегменте свежих продуктов», — делится Йоханнес Толай, генеральный директор «Ашан Ритейл Россия» в интервью Retail.ru в пресс-центре выставки Worldfood, организованном при поддержке «1С» и «Эссен».
Что касается супермаркетов, то в 2021 году ритейлер планирует открытие новых объектов в обновленной концепции, в основе которой интеграция физических магазинов и пунктов обработки онлайн-заказов.
Кроме этого, «Ашан» планирует открывать магазины формата drive-in. Объекты по принципу «подъехал — забрал» будут работать также для пешеходов — это будут небольшие по площади магазины у дома, где покупатель заказывает товар утром, а вечером по пути домой забирает покупки.
«Ашан» начал менять концепцию магазинов во время пандемии. Ритейлер активно инвестировал в онлайн-канал и перестраивал процессы: IT-решения, вебсайт, приложение. В результате количество онлайн-продаж в гипермаркетах увеличилось в 6–7 раз, а в 90% большеформатных объектах сети удалось наладить процессы сбора и доставки заказов по ассортименту в 35 тыс. позиций.
Посмотреть видео-интервью главы «Ашан Ритейл Россия» полностью можно в нашей группе на Facebook
«Ашан» за год сократил на треть число супермаркетов в России
Российское подразделение французской Auchan в январе—июне 2021 года закрыло 17 супермаркетов, сообщила в своей отчетности за первое полугодие Elo Group (ранее называлась Auchan Holding). На 30 июня 2021 года, как указано в отчетности головной компании, сеть в России насчитывала 238 точек, из которых 95 были обычными гипермаркетами и гипермаркетами меньшего по площадям городского формата «Ашан Сити», 143 — супермаркетами.
Годом ранее, в конце июня 2020 года, ретейлер в России управлял 274 точками: 62 гипермаркетами и 212 супермаркетами. Таким образом, за 12 месяцев число супермаркетов снизилось на 32,5% (часть из них могла при этом перепозиционироваться как «Ашан Сити»).
Как пояснил генеральный директор «Ашан Ритейл Россия» Иван Мартинович, закрытие 17 супермаркетов в 2021 году было связано с их неудовлетворительными результатами. Однако компания открывала в июне один супермаркет в Дедовске.
Elo Group не приводит финансовых показателей российского подразделения, однако в своей отчетности указывает, что в Центральной и Восточной Европе выручка выросла на 3%, до €14,8 млрд, в том числе благодаря очень сильным показателям в России. Сопоставимые продажи в России год к году выросли на 3%, на 66% увеличилась EBITDA и почти в три раза выросла доля онлайн-продаж, составив 4% от локальной выручки ретейлера.
У X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») сопоставимые продажи за первые шесть месяцев 2021 года выросли на 3,1%, у «Магнита» — на 4,7%, «Лента» снизила сопоставимые продажи на 0,7%.
Показатель EBITDA у X5 Group вырос на 7,1%, до 79 млрд руб, у «Магнита» — на 8,8%, до 57,9 млрд руб., у «Ленты» снизился — на 16,8%, до 20,6 млрд руб.
Доля онлайн-продаж у X5 Group (без учета сервиса доставки 5Post) в первом полугодии равнялась 1,9% от всей выручки ретейлера, которая превысила 1 трлн руб., подсчитал РБК. У «Магнита» на онлайн-продажи приходится менее 1% всех доходов (7,6 млрд руб. против 801,6 млрд руб.), у «Ленты» это уже 3,6% при общей выручке 218 млрд руб.
Российский «Ашан» в течение последних пяти лет снижал выручку по РСБУ. В 2020 году она у ООО «Ашан» упала на 12%, до 223,2 млрд руб. Кроме того, в прошлом году ретейлер впервые за пять лет зафиксировал чистый убыток в размере 4,8 млрд руб. против 1,1 млрд руб. чистой прибыли годом ранее.
В первом полугодии 2020 года (более поздних данных нет), по данным «InfoLine-Аналитика», рыночная доля «Ашана» снизилась до 1%, тогда как по итогам 2019 года сеть занимала 1,5% рынка. В тот год материнская компания докапитализировала российскую «дочку» на €200 млн, чтобы обеспечить ее финансовую стабильность.
Стремительное снижение выручки в последние годы, как объяснял в интервью РБК бывший гендиректор российского «Ашана» Йоханнес Толай (покинул компанию в январе 2021 года), связано с тем, что ретейлер не смог подстроиться под новые экономические реалии после 2014 года: «Первая причина потери позиций — продовольственные санкции, из-за которых была потеряна часть ассортимента. Во-вторых, на рынке начал бурно развиваться формат магазина «у дома», в результате чего доля супермаркетов и гипермаркетов уменьшается».
На показателях также сказывались коррупционные схемы, внедренные менеджментом: в марте 2020 года стало известно, что из-за них ретейлер ежегодно терял около 2–3% оборота, или €80–100 млн. Создание комитета по внутреннему контролю за соответствием деятельности компании и ее сотрудников законодательству было одним из первых решений Толая, после того как он возглавил ретейлера в ноябре 2019 года.
В текущем году российский «Ашан» не собирался открывать новых магазинов. Программа модернизации гипермаркетов сети предполагает сокращение их площадей, рассказывал «Ведомостям» президент «Ашана» Филипп Брошар. Высвободившиеся помещения компания предложит другим ретейлерам для открытия небольших магазинов.