Что отечественные поэты считали символом скуки

Примеры символизма в литературе серебряного века

Рубеж XIX – XX века – это особое время в истории России, время, когда перестраивался быт, менялась система нравственных ценностей. Ключевое слово данного времени кризисность. Этот период благотворно повлиял на стремительное развитие литературы и получил название «серебряного века», по аналогии с «золотым веком» русской литературы. В этой статье будут рассмотрены особенности русского символизма, возникшего в русской культуре на рубеже веков….

Определение термина

Что отечественные поэты считали символом скукиСимволизм – это направление в литературе, которое сформировалось в России в конце XIX века. Он вместе с декадентством был порождением глубокого духовного кризиса, но явился ответом на естественный поиск художественной правды в направлении противоположном реалистической литературе.

Это течение стало своеобразной попыткой уйти от противоречий и реальной действительности в область вечных тем и идей.

Родиной символизма стала Франция. Жан Мореас в своем манифесте «Le symbolisme» впервые дает название новому течению от греческого слова symbolon (знак). Новое направление в искусстве опиралось на работы Ницше и Шопенгауэра, «Душу мира» Владимира Соловьева.

Символизм стал бурной реакцией на идеалогизацию искусства. Его представители ориентировались на опыт, который оставили им предшественники.

Важно! Это течение появилось в непростое время и стало своеобразной попыткой бегства от суровой действительности в идеальный мир. Возникновение русского символизма в литературе связывают с выходом сборника русских символистов. В него вошли стихи Брюсова, Бальмонта и Добролюбова.

Основные признаки

Новое литературное направление опиралось на работы известных философов и пыталось найти в человеческой душе то место, где можно скрыться от пугающей реальности. Среди основных особенностей символизма в русской литературе выделяют следующие:

Что отечественные поэты считали символом скуки

Особенности новой литературной школы

Предшественниками новоявленного символизма принято считать А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Они стали теми, кто заложил нечто новое в восприятие стихотворной речи, первые черты будущего течения. Строки из стихотворения Тютчева «Silentium» стали девизом всех символистов в России.

Наибольший вклад в осмысление нового направления внес В.Я. Брюсов. Он считал символизм новой литературной школой. Он называл его «поэзией намеков», цель которой была обозначена так: «Загипнотизировать читателя».

На первый план у писателей и поэтов выдвигается личность художника и его внутренний мир. Они разрушают концепцию новой критики. Их учение базируется на отечественных позициях. Особое внимание уделялось предшественникам западноевропейского реализма, таким как Бодлер. Вначале в своем творчестве ему подражали и Брюсов, и Сологуб, но позже они нашли свой ракурс литературы.

Предметы внешнего мира становились символами каких-либо внутренних переживаний. Русские символисты учитывали опыт русской и зарубежной литературы, но он преломлялся новыми эстетическими требованиями. Эта платформа впитала в себя все приметы декадентства.

Неоднородность русского символизма

Что отечественные поэты считали символом скукиСимволизм в литературе наступившего серебряного века не был явлением внутренне однородным. В начале 90-х годов в нем выделяется два течения: старшие и младшие поэты символисты. Признаком старшего символизма был свой особый взгляд на общественную роль поэзии и на ее содержание.

Они утверждали, что данное литературное явление стало новым этапом в развитии искусства слова. Авторы были менее озабочены самим содержанием поэзии и полагали, что она нуждается в художественном обновлении.

Младшие представители течения выступали приверженцами философско-религиозного понимания окружающего мира. Они противостояли старшим, а сходились лишь в том, что признавали новое оформление русской поэзии и были неотделимы друг от друга. Общие темы, образы объединяли критическое отношение к реализму. Все это делало возможным их сотрудничество в рамках журнала «Весы» в 1900 годах.

Русские поэты по-разному понимали цели и задачи русской литературы. Старшие символисты считают, что поэт творец исключительно художественной ценности и личности. Младшие толковали литературу как жизнестроение, они верили в то, что мир, изживший себя, падет, а на смену ему придет новый, построенный на высокой духовности и культуре. Брюсов говорил, что вся предшествующая поэзия была «поэзией цветов», а новая отражает оттенки цвета.

Прекрасным примером отличий и сходства русского символизма в литературе рубежа веков стало стихотворение В. Брюсова «Младшим». В нем он обращается к своим оппонентам младосимволистам и сокрушается о том, что никак не может увидеть той мистики, гармонии и возможностей очищения души, в которые они так свято верят.

Важно! Несмотря на противостояние двух ветвей одного литературного направления, всех символистов объединяли темы и образы поэзии, их стремление уйти от реализма.

Представители русского символизма

Среди старших приверженцев особенно выделялись несколько представителей: Валерий Яковлевич Брюсов, Дмитрий Иванович Мережковский, Константин Дмитриевич Бальмонт, Зинаида Николаевна Гиппиус, Федор Кузьмич Сологуб. Разработчиками концепции и идейными вдохновителями этой группы поэтов считались Брюсов и Мережковский.

«Младосимволисты» были представлены такими поэтами, как А. Белый, А.А. Блок, В. Иванов.

Примеры новых тем символистов

Для представителей новой литературной школы была характерна тема одиночества. Только в отдалении и полном уединении поэт способен на творчество. Свобода в их понимании – это свобода от общества вообще.

Тема любви переосмысливается и рассматривается с другой стороны – «любовь – испепеляющая страсть», но она является препятствием на пути к творчеству, она ослабляет любовь к искусству. Любовь это то чувство, которое приводит к трагическим последствиям, заставляет страдать. А с другой стороны она изображается, как чисто физиологическое влечение.

Стихотворения символистов открывают новые темы:

Что отечественные поэты считали символом скукиВалерий Яковлевич Брюсов

Теория символа

В области художественной формы стихотворения символисты проявили новаторский подход. Он имел очевидные связи не только с предшествующей литературой, но и древнерусской и устным народным творчеством. Их творческая теория утвердилась на понятии символа. Символы это распространенный прием, как в народной поэзии, так и в романтическом и реалистическом искусстве.

В устном народном творчестве символ – выражение наивных представлений человека о природе. В профессиональной литературе – средство выражения социальной позиции, отношения к окружающему миру или конкретному явлению.

Приверженцы нового литературного направления переосмыслили значение и содержание символа. Они понимали его как некий иероглиф в иной действительности, который создается воображением художника или философа. Этот условный знак осознается не разумом, а интуицией. Исходя из этой теории, символисты считают, что видимый мир не достоин пера художника, это лишь невзрачная копия мистического мира, путем проникновения в который становится символ.

Поэт выступал как шифровщик, прячущий смысл стихотворения за иносказаниями и образами.

Что отечественные поэты считали символом скукиКартиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890) часто иллюстрируют начало символистского движения.

Особенности ритмики и тропов, используемых символистами

Поэты-символисты считали музыку высшей формой искусства. Они стремились к музыкальности своих стихотворений. Для этого использовались традиционные и нетрадиционные приемы. Традиционные они совершенствовали, обращались к приему эйфонии (фонетическим возможностям языка). Она у символистов использовалась с целью придать стихотворению особую декоративность, живописность и благозвучие. В их поэзии звуковая сторона доминирует над смысловой, стихотворение сближается с музыкой. Лирическое произведение намеренно насыщается ассонансами и аллитерациями. Напевность – главная цель создания стихотворения. В своих творениях символисты, как представители серебряного века, обращаются не только к фонетике, но и к исключению переносов в строках, синтаксическому и лексическому членению.

Активная работа ведется и в области ритмики стихотворения. Символисты ориентируются на народную систему стихосложения, в которой стих был более подвижным и свободным. Обращение к верлибру, стихотворению, не имеющему ритма (А.Блок «Я пришла румяная с мороза»). Благодаря экспериментам в области ритма были созданы условия и предпосылки для реформы стихотворной речи.

Важно! Музыкальность и напевность лирического произведения символисты считали основой жизни и искусства. Стихи всех поэтов того времени своей напевностью очень напоминают музыкальное произведение.

Серебряный век. Часть 1. Символисты.

Литература Серебряного века. Символизм. К.Бальмонт.

Вывод

Символизм как литературное течение просуществовал недолго, он окончательно распался к 1910 году. Причиной стало то, что символисты сознательно оторвали себя от окружающей жизни. Они были сторонниками свободной поэзии, не признавали давления общества, поэтому их творчество было недоступным и непонятным народу. Символизм пустил корни в литературе и творчестве некоторых поэтов, которые выросли на классическом искусстве и традициях символизма. Поэтому черты исчезнувшего символизма в литературе присутствуют до сих пор.

Это интересно! Как раскрывалась любовная лирика Пушкина: стихи, написанные в разные возрасты поэта

Источник

Этот продукт деятельности небольшого существа отечественные поэты сравнивали о вуалью, фатой, гамаком, неводом, а также считали символом скуки. ответьте одним существительным женского рода в начальной форме. ответ​

Что отечественные поэты считали символом скуки

Ответы 2

Что отечественные поэты считали символом скуки

Что отечественные поэты считали символом скуки

Что отечественные поэты считали символом скуки

Что отечественные поэты считали символом скуки

Что отечественные поэты считали символом скуки

Что отечественные поэты считали символом скуки

» яснозеленій одежі, з розпущеними чорними з зеленим полиском косами,розправляє руки і проводить долонею по очах.»

«не руш! не руш! не ріж! не точи! се кров її. не пий же крові з сестроньки моєї.»

» часом заздрила на їх: так ніжно вони я не знаю нічого ніжного, окрім берези, за те ж її й сестрицею взиваю; «

«ірка в серце впала»

як мавка думає про лукаша

» сам для мене світ, миліший, кращий, ніж той, що досі знала я, а й той покращав. відколи ми поє»

турботлива до природи

» руш, коханий,воно ж сире, ти ж бачиш.»

мавка про їхнє кохання

ревнує лукаша до килини

«,нехай ся жінка більше не приходить,- я не люблю її: вона лукава як видра.»

мавка отримує душу

» душу дав мені, як гострий ніж дає вербовій тихій гілці голос.»

Источник

Имя на поэтической поверке. Дмитрий Мережковский

Стихи поэта Серебряного века Дмитрия Сергеевича Мережковского (14.09.1866.Санкт-Петербург-07.12.1941.Париж) открыли новую эпоху российской литературы, которая с его лёгкой руки получила название «символизм».

Далёких стад унылое мычанье,
И близкий шорох свежего листа…
Потом опять – глубокое молчанье…
Родимые, печальные места!

Протяжный гул однообразных сосен,
И белые сыпучие пески…
О бледный май, задумчивый, как осень.
В полях затишье, полное тоски…

И крепкий запах молодой берёзы,
Травы и хвойных игл, когда порой,
Как робкие, беспомощные слёзы,
Струится тёплый дождь во тьме ночной.

Здесь – тише радость и спокойней горе.
Живёшь, как в милом и безгрешном сне.
И каждый миг, подобно капле в море,
Теряется в бесстрастной тишине.

Дмитрий Мережковский и по сей день, стоит особняком в истории поэзии Серебряного века, равно как и в истории русской литературы, философии, литературной критики.

Поэт не принял революцию, истолковав происшедшее как разгул хамства, воцарения зверя. Возненавидев большевизм, назвал его «красной заразой», уехал из страны в 1919 году, с женой, выдающейся поэтессой Зинаидой Гиппиус, в Париж.

Советскими исследователями, по вполне понятным причинам, политический эмигрант Дмитрий Мережковский был признан персоной нон-грата.

Долгие годы его фамилия не упоминалась ни в одном литературном справочнике. Произведения «чуждого» Дмитрия Мережковского в советской стране не только не переиздавались, но и были изъяты из каталога государственных библиотек, стали недоступными для широкого читателя.

В современной России Дмитрия Мережковского стали издавать с начала 90-х годов.

Дмитрий Мережковский, писатель, поэт, философ, переводчик, родился в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Он был младшим сыном, в семье из девяти детей, шесть братьев и трёх сестёр.

Отец, крупный чиновник, действительный тайный советник, служил при Александре II, был холодным и отстранённым человеком, уделяя детям мало времени.

Большой влияние на духовное становление будущего поэта и писателя оказала его мать Варвара Васильевна Чеснокова, дочь управляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера.

Став взрослым, Дмитрий Сергеевич общался лишь с ней и одним из братьев, Константином. Константин Мережковский (04.08.1855-09.05.1921),который стал известным учёным-биологом, систематиком беспозвоночных. Автор романа-антиутопии «Рай земной или Сон а зимнюю ночь; сказка-утопия ХХVII века»- 1903 год.

Для поэта Дмитрия Мережковского потеря любимого брата, осталась пожизненной душевной травмой, на оставшиеся ему двадцать лет жизни.

Юноша получил образование в Третьей классической гимназии Санкт-Петербурга. Он начал писать стихи в тринадцать лет.

Первым ценителем его творчества стал отец, который познакомил сына с престарелой княгиней Е.К.Воронцовой, в Алупке, в июле 1879 года.

В стихах юноши она «…уловила подлинно поэтическое свойство – необыкновенную метафизическую чуткость души» и благословила его на продолжение творчества.

В 1880 году отец, воспользовавшись знакомством с графиней С.А.Толстой, вдовой поэта А.К.Толстова, привёл сына к Фёдору Достоевскому, в дом на Кузнечном переулке.

Юный Дмитрий, сам вспоминал позже в «Автобиографической заметке», читал «краснея, бледнея и заикаясь», Фёдор Михайлович слушал « с нетерпеливой досадою», и затем произнёс:
«Слабо… слабо… никуда не годится… чтобы хорошо писать, страдать надо, страдать.

Оценка писателя Достоевского глубоко оскорбило, и раздосадовала юного Дмитрия Мережковского.

В 1880 году в журнале «Живописное обозрение» состоялся литературный дебют Дмитрия Сергеевича, здесь были опубликованы стихотворения «Тучка» и «Осенняя мелодия».

Однако дебютом в большой литературе считается публикация в журнале «Отечественные записки» три года спустя. Стихотворение «Сакья-Муни» принесло молодому человеку немалую популярность.

Осенью 1882 года Дмитрий Мережковский побывал на первых выступлениях Семёна Надсона,(26.12.1862-31.01.1887) тогда юнкера Павловского военного училища, и под впечатлением услышанного, написал ему письмо.

Так произошло знакомство двух начинающих поэтов, переросших в крепкую дружбу, скреплённую глубокими, почти родственными чувствами.

Обоих, как отмечали позже исследователи, связывала некая личная тайна, имевшая отношения к страху перед страданиями и смертью, стремлению к «обретению действительной веры, способной этот страх преодолеть».

Две смерти – С.Я.Надсона в 1887 году, от чахотки (туберкулёз), и матери два года спустя – явились сильнейшим ударом для Дмитрия Мережковского, он потерял двух самых для себя близких людей.

На вечере памяти Семёна Надсона, состоявшемся после похорон, Дмитрий Мережковский читает одно из лучших своих стихотворений:

Поэты на Руси не любят долго жить:
Они проносятся мгновенным метеором,
Они торопятся свой факел потушить,
Подавленные тьмой, и рабством, и позором.
Их участь – умирать в отчаянье немом,
Им гибнуть суждено, едва они блеснули,
От злобной клеветы, изменнической пули
Или в изгнании глухом.

В 1888 году Дмитрий Сергеевич окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и встретил и познакомился на Кавказе, в Боржоме, с начинающей поэтессой Зинаиде Гиппиус, из обрусевшей семьи немецкого дворянства.

В 1889 году они обвенчались, ему было 23 года, ей 19 лет. Союз Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус – наиболее известный творческий тандем в истории русской культуры «Серебряного века», протяжённостью в 52 года, в течении которого они, не отлучались друг от друга- ни на один день.

Оба они отрицали физическую близость в браке, сразу решили, что у них не будет детей, как у ангелов, хоть творческий союз их был очень плодотворен.

Конец 19-го века молодые супруги провели в путешествиях по Европе – Венеция, Рим, Париж, Греция, Турция.

Надо сказать – имя Зинаиды Гиппиус (20.11.1869 г. Белёв, ныне Тульская область – 09.09.1945 Париж), остаётся одним из самых известных рубежа 19 и 20 века поэтесс и считается по праву идеологом русского символизма.

Однако в течение долгих лет имя Зинаиды Гиппиус в нашей стране было одиозным и полузапретным, что объясняется в первую очередь, политическими взглядами поэта, занявшей после Октября непримиримую позицию по отношению к большевизму.

Оригинальность личности и необычайный склад ума, у Зинаиды Николаевны Гиппиус, отмечали многие современники, её гражданственные стихи покоряют.

Стихотворение Зинаиды Гиппиус «14 декабря», посвящённое памяти декабристов, вышедших на Сенатскую площадь в 1825 году, подтверждает данную характеристику поэта.

Ужель прошло – и нет возврата?
В морозный день, заветный час,
Они, на площади Сената,
Тогда сошлися в первый раз.

Иду навстречу упованью,
К ступеням зимнего крыльца…
Под тонкою мундирной тканью
Трепещут жадные сердца.

Своею молодой любовью
Их подвиг режуще-остёр,
Но был погашен их же кровью
Освободительный костёр.

Минули годы, годы, годы…
А мы всё там, где были вы
Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы!

Мы – ваши дети, ваши внуки…
У неоправданных могил,
Мы корчимся все в той же муке,
И с каждым днём всё меньше сил.

И в день декабрьской годовщины
Мы тени милые зовём.
Сойдите в смертные долины,
Дыханьем вашим – оживём.

Мы, слабые, вас не забыли,
Мы восемьдесят страшных лет
Несли, лелеяли, хранили
Ваш ослепительный завет.

И вашими пойдём стопами,
И ваше будем пить вино…
О, если б начатое вами
Свершить, нам было суждено.

Весной1888 года, у Дмитрия Мережковского, вышел его первый сборник стихотворений и первая поэма. Начал переводить античные трагедии, с греческого и латинского, впоследствии названные «гордостью русской школы художественного перевода».

Отдельно вышел прозаический перевод «Дафниса и Хлои» Лонга, 1896 год.

Тогда же состоялся дебют Дмитрия Мережковского в качестве критика.

В «Северном вестнике», «Русском обозрении», «Труде» и других изданиях были напечатаны его этюды о Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко, Плинии, Кальдороне, Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиков.

В ХХ веке «символизм» становится первым значительным модернистским направлением в России, одновременно с зарождением символизма в России, начинается «Серебряный век» русской литературы.

Русский символизм заявил о себе в начале ХХ века, с приходом нового поколения, с их интересом к народу и русской песне, к литературным традициям и родному языку.

Дмитрий Сергеевич заявил о себе как о пионере религиозно-философского подхода к анализу литературы, вошёл в число наиболее активных и читаемых символических критиков.

С начала 1890-х годов Дмитрий Мережковский работал над крупной прозой. Он вошёл в литературу как создатель новаторского типа исторического романа, особой вариации мировоззренческого – «романа мысли».

В научной литературу такой роман называют обычно историософским (то есть, романом не об истории, а о философии истории).

В начале 1900-х годов Дмитрий Сергеевич активно участвовал в деятельности Религиозно-философского общества, одним из организаторов он был, и связанного с ним журнала «Новый путь».

В 1906-1914 годах Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус жили в Париже, иногда приезжая в Россию.

В 1911 году вышла его «Собрание стихов», написанных за прошедшие годы.

В 1917 году Мережковские враждебно встретили Октябрьскую революцию, в конце декабря 1919 года через Минск и Гомель, нелегально эмигрировали в Варшаву, с ноября 1920 года, до конца своих дней жили в Париже.

Во Франции, из регулярных воскресных собраний русской эмиграции в доме супругов Мережковских возникло литературно-философское общество «Зелёная лампа» (1927-1939) – один из центров интеллектуальной жизни русского Парижа.

Завсегдаями общества были: И.Бунин,Н.Бердяев, Г.Иванов, Вс.Ходасевич,А.Адамович, В Злобин, М. Алданов, Мать Мария (Е.Кузьмина-Караваева), А.Ремизов.

В 1928 году король Югославии Александр I наградил писателя орденом Святого Саввы, за заслуги на литературном поприще.

В 1938 году, Дмитрий Мережковский опубликовал книги «Лица святых от Иисуса к нам (Павел. Августин. Святой Франциск Ассизский», «Жанна д*Арк и Третье Царство Духа».

Осенью 1938 года, когда гитлеровская Германия аннексировала Австрию и захватила Судеты, а потом и Чехословакию, супруги Мережковские выступили с категоричным осуждением «Мюнхенского сговора».

Однако, в 1939 году Дмитрий Мережковский выступил по радио с приветственной речью Гитлеру. Эту акцию, втайне от Зинаиды Гиппиус, организовал поэт и критик Владимир Злобин.

В своей речи Дмитрий Мережковский сравнил Гитлера с Жанной д*Арк, считал, что он должен спасти мир от власти дьявола.

Зинаида Гиппиус, узнав об этом радиовыступлении, была не только расстроена, но даже напугана – первой её реакцией стали слова: «Это конец».

Знакомые подвергли их остракизму, «сотрудничество» с Гитлером (заключавшегося лишь в одной этой радиоречи), Дмитрию Мережковскому не простили.

Дмитрий Мережковский пересмотрел свои позиции, но в эмигрантских кругах был подвергнут бойкоту.

Вести о зверствах гитлеровских войск в России заставили Дмитрия Мережковского усомниться в своём выборе, незадолго до смерти он осуждал Гитлера.

В 1940 году писатель работал над циклами «Испанские мистики» и «Реформаторы». Он собирал материал для книги о немецком поэте и мыслителе Иоганне Вольфганге Гёте, читал лекции о Леонардо да Винчи и о Паскале.

За свою творческую жизнь, Дмитрий Сергеевич издал множество книг, в числе которых романы, критические и публицистические статьи, драматические сценарии, философские и религиозные произведения, стихи.

Дмитрий Мережковский, каждый день, несмотря на обстоятельства, проводил за письменным столом, более четырёх часов, и благодаря своей работоспособности, после него осталось такое большое литературное наследство.

До Октябрьской революции, Дмитрий Мережковский был одним из самых издаваемых писателей России.

Его вклад в мировую литературу поистине не оценим.

С 1914 года Дмитрий Мережковский был десять раз номинирован на Нобелевскую премию, но ни разу ею не был удостоен.

Основатель символизма Дмитрий Мережковский умер 7-го декабря 1941 года, от кровоизлияния в мозг, прожив 76 лет.

Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, близ Парижа, через четыре года, там нашла успокоения и Зинаида Гиппиус.

На похоронах присутствовали лишь несколько человек, а могильный памятник был поставлен на подаяние французских издателей, его произведений.

По её словам, Дмитрий Сергеевич всегда был внутренне скрытным и одиноким человеком, даже для неё, образно говоря, он был застёгнут на все пуговицы.

Последним произведением Зинаиды Гиппиус стала неоконченная книга «Дмитрий Мережковский», изданная в Париже, в 1951 году, спустя 6-ть лет, после ухода выдающейся поэтессы ХХ века из жизни.

Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа – на данном погосте, в 30 км. от Парижа, покоятся свыше 15 тысяч русских людей, цвет нации: великие князья, полководцы, казаки, писатели, артисты, духовенство, художники.

Здесь похоронены: генерал А, Купетов, И.Бунин, А.Галич, Андрей Тарковский, Виктор Некрасов (автор повести «В окопах Сталинграда», Рудольф Нуриев, выдающаяся поэтесса русского символизма Зинаида Гиппиус, единственный поэт Донского казачества, в Гражданскую войну- Николай Туроверов, художник Константин Коровин и много других известных имён.

И водки не хватит. И чёрного хлеба.
Глазам – не укрыться от слёз.
Им так не хватало и нашего неба
И шелеста наших берёз.

Французские ангелы русских встречали.
Ведь шалью, упавшею с плеч,
Россия, которую МЫ потеряли,
Сюда, соизволила лечь…

Как бы это странно не звучало, но стихи считаются самой слабой стороной деятельности Дмитрия Мережковского. При представлении на Нобелевскую премию, в течение 10-лет:1914, 1915, 1930-1937 год, его поэзия к награде не рассматривалась, только проза.

В 1933 году первую в России Нобелевскую премию получил другой выдающийся русский писатель Иван Бунин 22.10.1870.Воронеж – 08.11.1953. Париж, за строгое мастерство, с которым он развивал традиции русской классической прозы.

После Ивана Бунина, в последующие годы, Нобелевскую премию по литературе, получили ещё четыре писателя в России:

Надо сказать, в 2015 году, первую после 1987 года, Нобелевскую премию по литературе, получила русскоязычная писательница Светлана Александровна Алексиевич (31.05.1948 год, город Станислав до 1962 года, ныне Ивано-Франковск) и стала первой в истории независимой Белоруссии лауреатом престижной премии по литературе.

Денежный приз премии, на момент присуждения – 953 тысячи долларов.

У Светланы Алексеевны Алексиевич: отец – белорус, мать –украинка.

Формулировка к премии С.А.Алексиевич: «За её многоголосое творчество – памятник страданию и мужеству в наше время».
Была членом СП СССР с 1983 года.

С начала 2000-х годов жила в Италии, Франции, Германии. С 2013 года снова живёт в Белоруссии, в Минске.

Её произведения: «У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Цинковые мальчики», «Зачарованные смертью», «Чернобыльская молитва», «Время секонд хэнд».

Надо сказать, все немногие стихи Дмитрия Мережковского, наполнены большой грустью и тоской, без позитива, что характерно для всего его творчества.

Основными мотивами стихотворений Дмитрия Мережковского была безысходность одиночества в жизни каждого, а также большая обманчивость человеческих чувств.

Стихи Дмитрия Мережковского – это исповедь глубоко одинокого и романтического человека.

Стихи стали одним из главных способов раскрытия души замкнутого поэта, для его окружения, поэтому они так ценны.

Из поэтического наследия Дмитрия Мережковского.

Под куполом бесстрастно молчаливым
Святых небес, где всё лазурь и свет,
Нам кажется, что можно быть счастливым,
А счастья нет.

Мы каждое мгновенье умираем,
Но всё звучит таинственный обет,
И до конца мы верим и желаем,
А счастья нет.

И в ужасе, ив холоде могилы
Нас манит жизнь и солнца милый свет,
Их разлюбить, мы не имеем силы,
А счастья нет.

Свою печаль боимся мы измерить.
С предчувствием неотвратимых бед,
Мы не хотим и не должны мы верить
Что счастья нет!
1893 год.

С ещё с бессильными крылами
Я видел птенчика во ржи,
Меж голубыми васильками,
У непротоптанной межи.
Над ним и надо мной витала,
Боялась мать – не за себя,
И от него не улетала,
Тоскуя, плача и любя.
Пред этим маленьким твореньем
Я понял благость Высших Сил,
И в сердце, с тихим умиленьем,
Тебя, Любовь, благословил.

Сладок мне венец забвенья тёмный.
Посреди ликующих глупцов
Я иду, отверженный, бездомный
И бедней последних бедняков.

Но душа не хочет примиренья
И не знает, что такое страх.
К людям в ней – великое презренье,
И любовь, любовь в моих очах.

Я люблю безумную свободу:
Выше храмов, тюрем и дворцов,
Мчится дух мой к дольному восходу,
В царство ветра, солнца и орлов.

А внизу меж тем, как призрак тёмный,
Посреди ликующих глупцов
Я иду, отверженный, бездомный
И бедней последних бедняков.
1894 год.

«Ювенал о Древнем Риме»

Наше сердце огрубело,
И, к свободе не привык,
А кощунствует он смело,
Лживый, рабский наш язык!

Но, смеясь над целым миром,
Только сильных мира чтим,
Перед мерзостным кумиром
На коленях мы стоим.

Не хотим или не смеем?
Почему так скучно жить?
Или, мёртвые, умеем
Только мёртвых хоронить.

Братьев гибнущих не видим,
Сами гибнем без борьбы,
Мы друг друга ненавидим
И боимся, как рабы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *