Что осуждается в романе отцы и дети
Основной конфликт романа «Отцы и дети»: анализ романа Тургенева
Содержание:
Иван Сергеевич создал знаменитый роман в девятнадцатом веке. Работу над книгой автор начал в 1860, а уже в 1861 произведение вышло в свет. Тургенев поднимает важные темы, которые актуальны в наше время. Проблема взаимоотношений между детьми и родителями возникает в каждой семье.
Основой конфликта романа «Отцы и дети» является социальное неравенство и социальные разногласия. Это одновременно конфликт сословий и поколений внутри каждого сословия. Писатель рассказывает о взглядах на жизнь четырех кардинально противоположных персонажей:
Основной конфликт романа «Отцы и дети» является скрытым. Он базируется на непонимании между молодыми и взрослыми героями, но в глубине присутствует спор между социальными слоями, семейными ценностями и воспитанием.
Основной конфликт романа «Отцы и дети»
Представители демократических взглядов – молодые люди, столкнувшиеся с проблемами крепостного права, бедности, социального неравенства. Дворяне – старшее поколение, привыкшие жить в достатке. Их устраивает нынешняя жизнь, поэтому они не видят смысла в отторжении устоявшихся принципов.
Основой конфликта романа «Отцы и дети» является противостояние между Евгением и Павлом. Они принадлежат разным сословиям, имеют кардинально противоположные взгляды на жизнь. Это объясняется не только разницей в возрасте. Базаров вырос в бедности, Кирсанов – участник ведущих светских мероприятий, модный франт, дворянин.
Аркадий – ребенок Петра, хоть и вырос в достатке, прислушивается к Евгению. Его восторгает прямота, сила, радикальность героя. Однако он не обладает теми качествами, которые есть у друга. Для него в приоритете остаются семейные узы. Перечислим основные причины споров в романе:
Евгений полностью отрицает моральные ценности, нравственные устои, государственные правила. Существующий уклад не принес ему счастья, поэтому он рьяно его отрицает. У Аркадия жизнь складывалась иначе, в нем нет столь жестокого отношения к власти, дворянству и традициям. Поэтому он продолжает семейное дело, отказываясь от радикализма Базарова.
Социальный конфликт в романе «Отцы и дети» – дворянство и разночинцы
Ключевыми участниками социального конфликта становятся два персонажа – Павел и Базаров. Отец Аркадия не участвует в постоянных спорах, он читает Пушкина, любит музыку. Младший Кирсанов в большинстве случаев тоже не принимает ничью сторону. В его глазах Евгений изменился, когда влюбился в Анну. Ключевые аспекты, которыми автор подчеркивает разницу между нигилистом и светским львом:
Разногласия между героями возникают на любые темы. Через описание спора Тургенев поднимает актуальные проблемы для русского общества:
Проблема отцов и детей в романе «Отцы и дети»
сочинение по литературе 10 класса
Основной конфликт романа
Конфликт между отцами и детьми длится с начала времен и по сей день. Особенно остро он ощущается в периоды перемен общественной жизни, когда поколение прошлого выступает как консерватор, а молодежь ратует за новизну. Такая ситуация характерна для России 60-х гг. 19 в., свое отражение она нашла в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Столкновение старого и молодого поколения преодолевает рамки семейного конфликта и затрагивает социально-политическое устройство страны – социал-демократы встают на борьбу с либералами-аристократами.
Базаров и Павел Петрович
Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев.
Базаров – человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей. Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки. Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата – безупречность и элегантность образа.
Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.
Жизненные позиции героев крайне противоположны. Они спорят постоянно и спорят обо всем на свете: о том, как дальше развиваться России, о реальном и иррациональном, о полезности науки и искусства, о патриархальности народа. Базаров утверждает, что все старое должно быть разрушено, а Павел Петрович уверен, что все это должно быть сохранено для будущих поколений. Кирсанова возмущает еще и то, что конкретного плана преобразования миропорядка у Базарова и его последователей нет. Они призывают лишь разрушать, а созидать не собираются. В ответ на упрек в этом, Базаров говорит, что сперва нужно «место расчистить».
Базаров и его родители
В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни. Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя. В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.
Аркадий и семья
В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье. И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.
Тема «отцов» и «детей» в русской литературе
Взаимоотношения отцов и детей – одна из первостепенных и значимых в русской литературе. Эта проблема отражена в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в драме «Гроза» А.Н. Островского, в творениях А.С. Пушкина и мн. др. Авторы как люди творческие стоят на стороне молодого поколения. Однако Тургенев не занимает определенной позиции, и предоставляет возможность читателю самому выбрать правильную идеологию. Я думаю, для Тургенева было важно показать, что только в мире и гармонии общество сможет правильно развиваться в дальнейшем.
Взаимоотношения отцов и детей в романе Отцы и дети Тургенева
Тема взаимоотношений между старым и новым поколением и конфликтами, которые зачастую происходят между ними, является одной из самых старейших в художественной литературе в принципе. И именно эта тем является центральной в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Название произведения выбрано не просто так – на примере конфликта отцов и сыновей Тургенев раскрывает конфликт между старым и новым поколением, между консервативным мышлением и взглядами на жизнь из прошлого, и современными, более прогрессивными воззрениями. И именно на этом конфликте и строятся отношения отцов и детей.
Наиболее значительный конфликт разворачивается в произведении между молодым будущим врачом, Евгением Базаровым, и старым аристократом Павлом Петровичем. Евгений приехал вместе со своим другом Аркадием погостить к его отцу, Николаю Петровичу, у которого как раз и живет его брат Павел.
Еще при первой же встрече Евгений и Павел почувствовали неприязнь к друг другу, которая затем переросла в конфликт идеологий и воззрений, вызывающий на протяжении всего произведения регулярные ссоры и споры между оппонентами. Базаров – представитель прогрессивных воззрений, называющий себя нигилистом и отрицающий старые ценности: любовь, верность чести и долгу. Несмотря на это, автор наделяет его и положительными качествами – он целеустремлен, бескомпромиссен и тверд в своих суждениях и взглядах, у него есть его собственная позиция по почти что каждому вопросу и он не боится её высказать и отстоять в споре.
Олицетворением отцов же выступает Павел Петрович – старый аристократ, одевающийся и разговаривающий на английский манер, верный «старым принципам», верящий в любовь и высокие ценности и идеалы, общие для всего человечества и для каждого достойного и высоконравственного человека. Вместе с тем он далеко не идеален – в нём видно его аристократические взгляды, пренебрежение и даже презрение к «простым мужикам» и крестьянам, чего не скажешь о Базарове, который наоборот, намного ближе к простому народу.
Но не все взаимоотношения между отцами и детьми строятся на конфликте. Несмотря на то, что в начале произведения Аркадий полностью разделяет взгляды своего друга Базарова и даже конфликтует из-за этого со своим отцом, ближе к концу произведения конфликт сходит на нет, а в конце мы и вовсе узнаем, что Аркадий фактически стал таким же, как и его отец, Николай Петрович, что свидетельствует о том, что духовно и идеологически они оказались довольно близки, а конфликт был создан из-за влияния Базарова на Аркадия.
2 вариант
Тематика конфликтов и разногласий между двумя поколениями весьма частое явление в художественной литературе. В романе И.С. Тургенева «Отцы и Дети» это практически фундаментальная тема, на которую и опирается автор. Тургенев повествует нам о жизни главных героев, через которых читатель может отчётливо проследить разногласие между старым и новым поколением, между отцами и детьми. В лице прошлого поколения мы узнаём консервативное мышление, которое заточает человека в большие рамки и не всегда даёт ему развиваться. В то же время либеральное и свободное мышление нового поколения характеризуется более высоким уровнем развития, а также обуславливается прогрессивными воззрениями. Вся эта ситуация является ключевой проблемой конфронтации между отцами и детьми!
Пример такого конфликта можно наблюдать между главным героем Павлом Петровичем, который является одним из богатых аристократов, и молодым врачом Евгением Базаровым с нигилистскими взглядами. Вместе со своим знакомым он приезжает на некоторое время к своему отцу Николаю Петровичу. Как раз-таки Павел является его родным братом. При самой первой встрече и у Евгения, и у Павла складываются друг о друге неприятные впечатления. Эта возникшая неприязнь держит читателя в напряжении в течении всего рассказа. Она постепенно перерастает в конфликт идеологий и взглядов на мир.
Базаров придерживается к нигилизму, тем не менее все его характерные качества являются более положительными, чем у его оппонента. Он стремится к личностному развитию, отлично отстаивает свою точку зрения. Павел Петрович, человек подразумевающий под собой отца, верен старым взглядам и принципам и ни за что их не предаёт. Он не желает меняться ни при каких условиях. Его ценности обычные, традиционные – любовь, честь, личное достоинство. Всё это является полной противоположностью Базарова. Но даже при таких взглядах Павел Петрович намного далёк от простого народа, чем тот же самый незаурядный Базаров.
Произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети» является очень поучительным. Кроме того, проблематика отношений между родителями и детьми остаётся актуальной по сей день. Такая литература учит молодое поколение находить точки соприкосновения со старшим и жить с ними в гармонии.
Сочинение 3
Одно из произведений Тургенева Ивана Сергеевича, которое он назвал «Отцы и дети» является культовым. Многие люди, даже далёкие от литературы знают и даже читали эту книгу. Многие критики оценивают её очень высоко. Тургеневу в полной мере удалось выразить в ней то, что он хотел. В основе «отцы и дети» лежит один знакомый всем конфликт: старшего и младшего поколения. Иногда кажется, что это два совершенно противоположных мира, которые никогда не смогут друг друга понять и между собой договориться. Детям всё время кажется, что их родители слишком консервативны и мало что понимают из современных вещей. Родители же в свою очередь считают молодое поколение неопытным, действующим по первому позыву, а современные моды и вовсе отрицают как нечто ужасное. Этот конфликт вечен. И во время жизни Тургенева, и в наши дни, и после нас дети будут спорить с родителями, а родители с детьми.
Главный герой данного произведения – Базаров Евгений. Этот молодой человек является нигилистом, то есть отрицает всё, что только может. Он целеустремлённый и уверенный в себе. Будущий врач не даёт помыкать собой, он на всё имеет своё мнение. По отношению ко взглядам старшего поколения бывает чересчур резок. В роли этого самого старшего поколения выступает Павел Петрович – человек, который живёт по принципам и считает, что нарушать их нельзя. На почве этого Евгений и Павел с первой же встречи начали ссориться друг с другом. Евгений, слыша консервативные речи Павла, сразу начинал высказывать свою точку зрения, из-за чего и начинались споры. Молодой нигилист не просто спорил, он подвергал жестокой критике чуть ли не каждое слово своего оппонента. В этом, наверное, и заключается его ошибка. Несмотря на то, что он во многом прав, как например в том, что нужно начинать предпринимать что-то новое вместо того, чтобы оставаться в прошлых веках, он делает это не последовательно и тактично, а так резко, а иногда даже грубо, что этим ещё больше увеличивает пропасть между двумя поколениями. В свою очередь, Павлу Петровичу тоже стоило не стоять на своём, а начать прислушиваться к мнению нового поколения и что-то изменить в себе, в своём мышлении. Переоценка ценностей даже в таком возрасте нужна и важна, хотя бы для того, чтобы молодые люди начали жить лучше, чем их предки.
В романе «Отцы и дети» затронута одна из самых насущных и вечных тем, которая была актуальна как в девятнадцатом и двадцатом веках, так и остаётся таковой в наши дни. Это произведение стоит читать для того, чтобы не повторять ошибок его героев. Конечно, невозможно полностью искоренить эту проблему, но встать на путь её исправления необходимо.
Также читают:
Картинка к сочинению Взаимоотношения отцов и детей в романе Отцы и дети
Популярные сегодня темы
Старушка Феклуша это не такой значительный персонаж, как главные. Однако несмотря на это, она является довольно особенным образцом из так называемого тёмного царства.
На своей картине «В конце зимы» Ефим Волков представляет взору зрителя лесной массив. Немного болотистое пространство, которое обрамляется густым лесом.
Моряк Лонгрен возращается после далёкого плавания. Его жена, чтобы найти хоть какие-то деньги просит у трактирщика Меннерса долг, закладывают свой браслет, но тот просит взамен лишь её любви
Печорин находится две недели в казачьей станице, офицеры привыкли вечерами собираться и играть в карты. Однажды вечером, они начинают разговор о том, что у каждого есть судьба, которая написана на небесах.
Все героини произведений Островского далеко не образцовые женщины, они настоящие, со своими недостатками как в жизни. Пьеса «Гроза» не исключение, она буквально пестрит реалистичными женскими образами.
Анализ романа Тургенева «Отцы и дети»
Автор: Guru · Опубликовано 21.07.2017 · Обновлено 08.10.2017
Важнейшая черта удивительного таланта И.С. Тургенева – острое чувство своего времени, которое является лучшим испытанием для художника. Созданные им образы продолжают жить, но уже в ином мире, имя которому – благодарная память потомков, научившихся у писателя любви, мечте и мудрости.
История создания
Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.
Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском. Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России. Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.
Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.
В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».
Основные проблемы
Прочитав роман, понимаешь истинную его ценность, созданную «гением меры» (Д. Мережковский). Что Тургенев любил? В чём сомневался? О чём мечтал?
Все интересы и замыслы писателя всецело были сосредоточены на важнейших задачах времени, шли навстречу самым жгучим проблемам повседневности.
Характеристика героев романа
Евгений Васильевич Базаров – выходец из народа. Сын полкового лекаря. Дед со стороны отца «землю пахал». Евгений сам пробивает себе дорогу в жизни, получает хорошее образование. Поэтому герой небрежен в одежде и манерах, его никто не воспитывал. Базаров — представитель нового революционно-демократического поколения, задача которого — разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие. Человек сложный, сомневающийся, но гордый и непреклонный. Как исправить общество, Евгений Васильевич представляет весьма неопределённо. Отрицает старый мир, принимает только то, что подтверждено практикой.
Павел Петрович Кирсанов — носитель дворянской культуры. Базарову претят «накрахмаленные воротнички», «длинные ногти» Павла Петровича. Но аристократические манеры героя являются внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности.
Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия и родной брат Павла Петровича. Сделать военную карьеру не удалось, но он не отчаялся и поступил в университет. После смерти жены посвятил себя сыну и благоустройству поместья.
Аркадий Николаевич Кирсанов – человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. Он полностью подчиняется другу. Примкнул к Базарову только по молодому задору, так как не имел своих взглядов, поэтому в финале между ними произошёл разрыв.
Одинцова Анна Сергеевна — «родственный» личности Базарова «элемент». На основании чего можно сделать такой вывод? Твёрдость взгляда на жизнь, «гордое одиночество, ум – делают ее «близкой» главному герою романа. Она, как и Евгений, принесла в жертву личное счастье, поэтому сердце ее холодно и боязливо относится к чувствам. Она сама попрала их, выйдя замуж по расчету.
Конфликт «отцов» и «детей»
Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.
Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.
Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.
Главные темы
Тургенев сумел насытить роман прогрессивной мыслью: протест против насилия, ненависть к узаконенному рабству, боль за страдание народа, желание основать его счастье.
Главные темы в романе «Отцы и дети»:
В чём смысл книги?
Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.
Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.
Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений. Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.
Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.
Критика о романе
Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться. Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».
Говоря о революционных демократах, автор статьи подчёркивает мысль, что им чуждо страдание, но они часто чувствуют своё одиночество. Весь роман подтверждает эту бесспорную мысль.
Что такое «нигилизм»?
Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано.
Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».
«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.
Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.
Конфликт «отцов» и «детей» в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева
Основа разногласий в романе
Тема взаимопонимания родителей и детей — вечная. Особенно удачно ее раскрыл русский классик Иван Тургенев. Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» — это различие взглядов на политическую, культурную и социальную ситуацию в России во второй половине XIX века. Именно 1860 год стал переломным в истории империи. Постоянные восстания недовольных крестьян заставили власть отменить крепостное право. Это разделило людей на два лагеря.
В первом были представители старого мира, дворяне и богачи. Вторая часть — сторонники новой, свободной эпохи, где ценили и уважали человека. Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети», принадлежал к тем, кто хотел революции. Он нигилист, а значит не признает авторитетов и смеется над общепринятыми ценностями. Его идеи разделяют Аркадий и любимая Анна. Но вместе с тем он становится врагом для близкого друга и для своих родителей.
Конфликт «отцов» и «детей» в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева
Конфликт «отцов» и «детей» в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Середина XIX века — время бурных и сложных для России событий. После Крымской войны стало очевидно, что правительство не способно решить поставленные перед ним проблемы. Почти для всех становится очевидным, что крепостное право не может больше существовать. И в это бурное время появляется роман Тургенева «Отцы и дети», вызвавший множество оживленных дискуссий. Центральное место в романе занимает проблема взаимоотношений старого и нового, конфликт «отцов» и «детей».
Ярким представителем нового поколения является главный герой романа — Базаров. Он появляется на первых страницах произведения и сразу же привлекает наше внимание своей независимостью, раскованностью, резкостью и прямотой. Когда он вместе с Аркадием приезжает к Кирсановым, то вызывает неоднозначное отношение окружающих. Дворовые сразу признают в нем «своего», деревенские ребятишки с интересом расспрашивают «дохтура» про лягушек. А вот Павел Петрович Кирсанов с момента появления Базарова в доме испытывает к нему интуитивную антипатию.
Павел Петрович чувствует в Базарове врага, идейного противника. Рано или поздно эти два человека неминуемо должны схлестнуться, и это происходит довольно скоро. Павел Петрович и Базаров спорят обо всем: о нигилизме и о реформах, о земле и об отношении к народу. Вначале Базаров отвечает неохотно, «сквозь зубы», но постепенно увлекается, и споры перерастают в настоящую идейную битву.
Но это не те споры, в которых рождается истина. В конце романа Базаров упрекает Аркадия в пристрастии к употреблению «противоположных общих мест». Но и сам Базаров в полемике с Павлом Петровичем постоянно употребляет «противоположные общие места». Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них — это общее место. Базаров отрицает разумность того и другого, но это лишь «противоположное общее место», истины нет ни в одном, ни в другом высказывании. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить только безнравственные и пустые люди, Базаров называет «принцип» пустым, нерусским словом и бесполезным понятием. Павел Петрович упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист же заявляет, что Павел Петрович заслуживает презрения. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров утверждает, что порядочный химик полезнее любого поэта. Но героям вовсе не нужно докапываться до истины. Гораздо важнее установить противоположность позиций, ведь это позиции разных поколений. Потому и дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем носит чисто символический характер: никто никого не хочет убивать. Ранив Павла Петровича, Базаров приходит лечить его.
Но конфликт поколений не исчерпывается их отношениями. Так, Базаров неприветлив с отцом и матерью, людьми радушными и добрыми, все время стремится уехать от них. Почему? Да потому, что Базаров не может согласиться с их взглядами, а спорить с ними, как с Павлом Петровичем, считает бесполезным.
Конфликт поколений не всегда определяется возрастом. Так, Аркадий Кирсанов по взглядам гораздо ближе кпоколению«отцов». Он дворянский сын, воспитанный в традициях этого класса. Естественно, пути Базарова и Аркадия Кирсанова расходятся.Сегодня в нашей жизни происходят перемены. Новое приходит на смену старому. А потому тема «отцов» и «детей» сейчас особенно актуальна и понятна нам. Думается, что роману предстоит еще долгая жизнь.
Столкновение взглядов
Наибольшее развитие конфликт приобретает из-за упрямства и недоразумения двух представителей разных поколений и эпох. Это встреча убеждений революционера-демократа в образе Базарова и либерала-дворянина Павла Петровича Кирсанова. Первый пытается работать на благо общества. Второй больше заботится о собственной выгоде. Тем не менее оба они энергичны и уверенно отстаивают свои убеждения. В общем, их темы для споров разнообразны.
Они касаются религии, философии и даже поэзии. Характеристика романа «Отцы и дети» — это краткое описание событий, которые на самом деле происходили в России в 1860-х годах. Беседы и споры Базарова и Кирсанова — это разговоры людей тех переломных для общества лет.
Расхождения в семье Кирсановых
Важно также рассмотреть отношения Аркадия и Николая Петровича. Эти двое, отец и сын, также представители разных поколений. Аркадий — лучший друг Евгения Базарова и по совместительству его послушный ученик. Он стремится познать нигилизм и максимально окунуться в теорию демократии.
Его отец — заядлый либерал, который стесняется своей связи с простым народом. В частности, ему стыдно за любовь к молодой женщине по имени Фанечка. Первый конфликт поколений в романе «Отцы и дети» возникает у отца с Аркадием. Но любовь, которую они лелеют в себе друг к другу, сильнее недоразумения относительно взглядов на общество.
Родство, что сильнее убеждения
Так, со временем Аркадий отказывается от своей теории и прекращает попытки приобщиться к созданию нового мира. Не отстает и Николай Петрович. Он в конце романа женится на простолюдинке Фанечке. А Аркадий выбирает себе в жены скромную и тихую Екатерину. Их конфликт разрешается.
Характеристика романа «Отцы и дети» — анализ тогдашнего общества. Тургенев показывает, что мысли Базарова не прижились, конфликт, который возник в этой семье, замялся, так и не дойдя до логического решения. Но в конце книги, во время двойной свадьбы отца и сына, автор делает незначительный акцент и говорит, что ни один ни другой не выглядит счастливым.
Автор и родители Базарова
Иван Сергеевич Тургенев не скрывает своего отношения к старшему поколению и прививает любовь к этому своему читателю. Его нежные чувства благодарности и уважения можно увидеть в описании родителей Базарова. Милые, очаровательные супруги с первых строк симпатичны нам теплотой и дружелюбием, которым от них веет.
Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» не смог бы быть настолько ярким, если бы автор так четко не раскрыл перед читателем образы стариков. Так, он знакомит нас с Ариной Власьевной и Василием Ивановичем. Матушка — милая старушка, равно верит в Бога и народные суеверия. Она — это воплощение гостеприимства, мира и добра. Отец, почтенный человек, который справедливо заслужил уважение знакомых. Он искренний, сердечный и даже пытается приобщиться к новым идеям поколения.
Единственный сын — самая большая радость в их жизни. Зная о его непростом характере, родители как можно больше стараются ему потакать. Ходят вокруг него на цыпочках и проявляют лишь часть чувства к любимому ребенку. Евгений Базаров, главный герой романа «Отцы и дети», раскрывается для нас с другой стороны в родном доме.
Роль всей жизни Базарова
Неприступное сердце не так уж и неприступно. С первых строк романа читатель наблюдает, как пренебрежительно относится Евгений к старшему поколению. Въедливый, напыщенный, самовлюбленный, он отказывается от любых чужих мыслей. Его высокомерие и холод отталкивают. Он бесчеловечен и равнодушен к старости.
Но стоило ему оказаться в доме родителей, как большая часть его презрения исчезает. Главная тема романа «Отцы и дети», разница поколений, ярко выражается именно в отношениях Евгения и его родителей. Изменение среды меняет образ мыслей Базарова. Он становится мягче, терпимее, нежнее. Несмотря на то что он редко наведывается на родину, он горячо любит близких, хотя и старательно это скрывает за маской рассеянности. Основная его проблема в том, что он так и не научился выражать чувства, особенно если это касается светлых, положительных эмоций. Именно с такой стеной неумения и непонимания столкнулись родители.
Конфликт отцов и детей в романе Отцы и дети
Конфликт отцов и детей в романе «Отцы и дети»
Написание романа «Отцы и дети» совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества. «Отцы» придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы. Ряд эпизодов, которым начинается роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», – возвращение Аркадия Николаевича Кирсанова в имение своего отца Марьино. Сама ситуация “возвращения домой после долгого отсутствия” предопределяет отношение читателя к происходящему как к новому этапу в жизни молодого человека. Действительно, Аркадий Николаевич закончил обучение в университете и, как всякий молодой человек, стоит перед выбором дальнейшего жизненного пути, понимаемого очень широко: это не только и не столько выбор общественной деятельности, сколько определение собственной жизненной позиции, своего отношения к нравственным и эстетическим ценностям старшего поколения.
Проблема отношений “отцов” и “детей”, отразившаяся в заглавии романа и составляющая основной конфликт его, – проблема вневременная, жизненная. Потому Тургенев отмечает типичность “небольшой неловкости”, которую ощущает Аркадий за первым после разлуки “семейным ужином” и “которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребёнком и возвратился в место, где привыкли видеть и считать его ребёнком. Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесённым, правда, сквозь зубы…”
Базаров, нигилист, представляет «новых людей», в качестве главного противника ему противопоставлен Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович-сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус. Имел противное красивое лицо, юношескую стройность. Аристократ, англоман, был смешлив, самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, сохранил аристократические привычки. Базаров — внук дьячка, сын уездного лекаря. Материалист, нигилист. Говорит он «ленивым, но мужественным голосом», походка «твёрдая и стремительно смелая». Говорит ясно и просто. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно». Взгляды нигилиста и Кирсанова были совершенно противоположными.
В чём сущность нигилизма Базарова?
Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что «плебей» Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их.
Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничавший в журнале «Современник», назвал Базарова «асмодеем нашего времени».
Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И.С. Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству. Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: «Отцы и дети». Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений — вечная проблема классической литературы, с другой — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов.
Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какому из социально-политических лагерей мы можем их отнести. Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря «детей», лагеря демократов- разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере. Центральное место в романе занимает фигура нового человека — Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые «драться хотят». Другие — люди старшего поколения, которые не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова.
Они изображены мелкими, слабовольными людьми с узкими, ограниченными интересами. В романе представлены дворяне и разночинцы 2-х поколений — «отцов» и «детей». Тургенев показывает — как действует демократ-разночинец в чужой ему среде.
В Марьине Базаров — гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в главном — в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и уже переставал слепо повторять за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не выдерживает и выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки.
Разница между героями видна в их поведении в «империи» Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело — естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем. Аркадий — совершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает.
Для него главное — уют и покой, а для Базарова — не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.
Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.
Крупное разногласие возникло между «друзьями» в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. «Ты, нежная душа, размазня», — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. «Ученик» не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий — человек, принадлежащий старому поколению, поколению «отцов».
Писарев очень точно оценивает причины разногласий между «учеником» и «учителем», между Аркадием и Базаровым: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов».
Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.
Главной проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас — индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними — это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т. д., а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров. Проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку и полусапожкам Павла Петровича. Принято считать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа остается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма относительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можно обвинить в том, что они любят спорить. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишь безнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое и нерусское слово. Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего произведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого поэта».
роман тургенев отец дети книга
Конфликт взглядов
В своем произведение Тургенев раскрыл простую и болезненную истину — разницу поколений. Старомодные родители Базарова только ухудшают, хотя и не специально, отношения с сыном. Все образы романа «Отцы и дети» — очень сильные личности, и для них сломать собственные взгляды в пользу чужих является вещью недопустимой.
Молодой человек не делится с родителями, представителями другого поколения, своей философией. Они набожны, а он — атеист, они люди первой половины века, он — второй. И родители, зная о замкнутости сына, не пытаются влезть в его мир новых принципов. Так, и первые и второй радуются той малой доли близости, которая есть.
Возможно, если бы жизненный путь Евгения был длиннее, он сам стал отцом, то с годами понял бы то, что не открывалось ему — юному мечтателю. И тогда конфликт поколений в романе «Отцы и дети» смог бы найти логичное решение. Но автор решил исправить ситуацию в судьбах своих читателей через горе персонажей.
Конфликт двух мировоззрений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Уже с первых страниц романа Тургенева «Отцы и дети» можно увидеть назревающий конфликт между старшим и младшим поколением, в частности между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Эти два человека одновременно и противоположны, и близки друг другу.
Первый придерживается свободных взглядов, отвергает все, по его мнению, не нужное, не вписывающееся в рамки материальной природы. Второй, наоборот, придерживается консервативности во взглядах и мнит себя настоящим джентльменом. Несмотря на кажущиеся различия, Кирсанов — это тот же Базаров. И тот и другой не пренебрегают демонстрацией внешней атрибутики своих взглядов. Балахонистые одежды, длинные волосы и бакенбарды для Евгения — это практически то же, что и безукоризненный костюм и отполированные ногти для Кирсанова. И тот и другой ни на секунду не отступают от своих «принсипов», хотя Базаров уверен, что вообще не придерживается никаких принципов.
Несмотря на то, что Евгений упрекает Павла Петровича в бездеятельности, он сам не имеет никакой цели. В споре молодой человек выступает в роли обличителя. Когда же Кирсанов спрашивает, а действует ли он сам, Базаров не находит, что ответить. За него в разговор вступает Аркадий, который утверждает, что удел нигилистов — это ломать, расчищать новое место. Отсутствие жизненной цели у Базарова обнаруживается так же и в разговоре с Одинцовой. Она не верит, что Евгений с таким самолюбием может смириться с долей обычного уездного лекаря. На что главный герой отвечает, что если ему представится случай сделать что-нибудь великое, он сделает. Если нет, то, по крайней мере, он не болтал об этом заранее.
Павел Петрович презирает друга племянника и считает его теорию хорошим прикрытием для неучей: «прежде нужно было учиться; а теперь им стоит сказать, что все на свете вздор — и дело в шляпе; прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». В начале романа автор постоянно как бы подчеркивает пропасть, разделяющую младшее и старшее поколение. Пропасть, которой нет как таковой и которая видна более младшему поколению. Молодые люди, разговаривая между собой о старшем поколении, не называют братьев Кирсановых иначе, как «старички». С другой стороны, мы видим, что автор постоянно упоминает возраст Николая Петровича и Павла Петровича. Оказывается, что не такие у них преклонные годы, чтобы записывать их в старики. Более того, молодая жена и маленький сын Николая Петровича, наоборот, указывают на относительную молодость главного героя.
Если Павел Петрович, противостоит Базарову скорее в словесных баталиях, то Николай Петрович доказывает свою позицию делом. Он не испытывает к другу сына таких резких отрицательных чувств, как брат. Скорее наоборот. Ему интересен Базаров, которого он считает человеком умным, начитанным. Кирсанову нравится присутствовать на его химических опытах, и он старается, как губка, впитывать все новое. В противовес другу сына Николай Петрович занят практической деятельностью. Он заводит ферму, часть его земли отходит крестьянам. Даже в уезде некоторые называют его «красным». Главный герой остро переживает отношения с сыном. Он старается понять молодое поколение и считает, что в чем-то отстает от передовой молодежи. Он прямо не вступает с Базаровым в спор, однако своей практической деятельностью старается доказать ему, или скорее себе, что его еще рано списывать со счетов. Он осознает свои ошибки молодости, вспоминая, как когда-то сам спорил со своей матерью и считал ее отставшей от жизни. Теперь «эта пилюля» достается ему самому.
В конце романа «Отцы и дети» мы видим, что конфликт, возникший в семье Кирсановых, затих сам собой. Аркадий, отошедший от Базарова и попавший под влияние умной и практичной Кати, почти забыл об идеях своего невольного наставника. Еще в период дружбы с Евгением, молодой человек замечает несоответствие слов друга его поступкам. Аркадия раздражает то, что о его родных и знакомых Базаров высказывается нелестно. Постепенно дружба молодых людей расстраивается. Базаров уезжает в имение своего отца. Аркадий вместе с отцом начинает заниматься хозяйственной деятельностью и понимает, что это ему даже нравится. Идеи нигилизма остаются где-то в прошлом. Аркадий, чувствуя несостоятельность теории своего друга, с легкостью отказывается от нее. Тем более что циничные высказывания Базарова не смогли его отучить любить музыку, поэзию, чувствовать прекрасное.
Мир, который не дорос до взглядов Базарова
События в романе происходят с мая 1859-го до зимы 1860-го. Это знаменательные годы для истории России. Именно тогда зарождались новые идеалы. И первым, кто начал их распространять, был Евгений Базаров. Но мир оказался не готов к его убеждениям, поэтому единственное, что осталось одинокому герою, это оставить свои попытки изменить страну. Но судьба выбрала для него другой путь.
Смерть положила конец страданиям на земле, где никто его не понимал. Вместе со смертью Базарова решились и все конфликты, которые создал автор в произведении. История романа «Отцы и дети» — это рассказ безродного человека. Он был забыт друзьями, сторонниками и любимой. И только престарелые родители продолжали оплакивать свою единственную радость.
Проблема «отцов и детей» возникает во всех сферах человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе. Этот вопрос удастся решить, если старшее поколение будет терпимее относиться к младшему, где-то, возможно, соглашаясь с ним, а «дети» при этом будут проявлять большее уважение.
Конфликт «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
«Отцы и дети» — это произведение остро полемическое. В нем Тургенев отразил вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия: неизбежность смены поколений, осмысление опыта прошлого и переоценка жизненных ценностей уходящего поколения, иными словами говоря, столкновение «века нынешнего и века минувшего».
Но, кроме этого, писатель отразил и социальный конфликт, борьбу представителей разных социальных слоёв общества – дворян и разночинцев, разных мировоззренческих позиций либералов и демократов.
В романе И.С. Тургенева сталкиваются характеры представителей 40х и 60х годов ХIХ в. Хрестоматийный конфликт произведения разыгрывается между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым.
Базаров – нигилист, отрицающий все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце «бунтует» против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец. Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей. Герой так говорит Павлу Петровичу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Все эти «новомодные веяния» вызывают у Кирсанова возмущение и гнев. Он считает себя и свой класс носителями истинных ценностей, чуть ли не спасителями человечества.
Между этими героями тут же начинают вспыхивать споры и ссоры. Не было ни одного важного вопроса, по которому между ними не было бы принципиальных разногласий. Споры велись по самым различным проблемам: политическим, научным, нравственным.
Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным противником для Базарова. Все слова Кирсанова – лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. У него нет своих убеждений. Павел Петрович и внешне, и внутренне напоминает куклу. Базарову, человеку стремительному, деятельному, претит все, из чего «состоит» Кирсанов.
В финале романа мы узнаем, что Кирсанов переехал в Германию и что сами немцы принимают его за англичанина. А от его любви к России, о которой Кирсанов так любил говорить, осталась лишь пепельница в виде мужицкого лаптя на его письменном столе.
Конфликт Аркадия с отцом не так явен, как вечные столкновения Базарова и Кирсанова, но он очень болезнен. Сам по себе образ Николая Петровича Кирсанова создан автором с большой симпатией. Это человек с нежной душой, достаточно образованный, любящий и ценящий искусство. Он прост и мудр. Аркадий во многом похож на своего отца. Но увлечение нигилизмом заставляет его отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное. Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир. Молодому человеку очень хочется быть во всем похожим на своего кумира Базарова. Но пропасть между Аркадием и Евгением огромна. На самом деле младшему Кирсанову для счастья нужно совсем немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь любящую жену, воспитывать детей. Поэтому Николая Петровича так сильно коробит наигранный цинизм сына, его небрежное отношение к вечным идеалам.
Кирсанов очень переживает отчуждение Аркадия, но он достаточно мудр, чтобы не обвинять сына. И действительно, через какое-то время Аркадий вновь возвращается к простому человеческому счастью, житейской гармонии, которая и была ему нужна на самом деле.
Самым тяжелым конфликтом, на мой взгляд, является пропасть, легшая между Базаровым и его родителями. Чувства Евгения к отцу и матери противоречивы. В порыве откровенности он признается, что любит своих родителей. Но в его словах очень часто сквозит презрение к «глупой жизни отцов». Дело в том, что это презрение не наигранное, как у Аркадия, а настоящее. Отец и мать Евгения безумно любят его. Они пытаются ничем не вызвать раздражения сына, стараются во всем ему угодить, но напрасно.
Финал жизни Базарова показывает, что и его жизненная философия была ошибочной. Базаров погибает, так как. По мнению Тургенева, у нигилизма нет будущего, невозможно только разрушать, ничего не созидая.
И. С. Тургенев писал А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу».
В романе «Отцы и дети» изображается эпоха 50-х годов XIX века. Два лагеря: дворян и разночинцев. Острая идейная борьба сменяющих друг друга общественных сил. По своим убеждениям Тургенев был сторонником реформистского преобразования России. Но как большой художник он не мог не нарисовать портрет зарождающегося в России социального типа.
Д. И. Писарев: «Сам Тургенев никогда не будет Базаровым, но он вдумался в этот тип и понял его так, как не поймет ни один из наших реалистов». Тургенев: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель». Базаров — личность яркая, покоряющая окружающих своей незаурядностью. Несмотря на напускную развязность, в нем угадывается характер энергичный, мужественный и в то же время искренний и добрый. На фоне бездеятельного Павла Петровича, непрактичного Николая Петровича и «сибаритствующего» Аркадия Базаров выделяется любовью к труду, упорством в достижении цели, стремлением принести России реальную пользу.
Но с другой стороны, Тургенев наделил Базарова чертами, снижающими его образ. Базаров цинично относится к женщинам, любви, браку, семье. Он говорит об Одинцовой: «баба с мозгом» и «богатым телом». Базаров не принимает искусства. По его мнению, «Рафаэль гроша медного не стоит», а всякое искусство есть «искусство наживать деньги». Он признает только естественные науки в силу их полезности для настоящего России.
Базаров отступает от многих своих убеждений. Встреча с Одинцовой обнаруживает в Базарове «романтизм», способность любить. Герой начинает сомневаться, действительно ли он «нужен России». Перед лицом смерти Базаров начинает понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия и красота.
История Базарова иллюстрирует философскую идею Тургенева: какие бы люди ни приходили в мир, как бы страстно они ни желали перевернуть жизнь, как бы ни отрицали духовное начало жизни, они уходят, исчезают, а остается то, что вечно — любовь, дети, земля, небо. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами… они говорят… о вечном примирении и о жизни бесконечной».
«Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга его симпатий все художественное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона — не из нелепого желания оскорбить молодое поколение (. ), а просто вследствие наблюдений над моим знакомцем, доктором Д. и подобными ему лицами. «Эта жизнь так складывалась, — опять говорил мне опыт, — может быть, ошибочный, но, повторяю, добросовестный; мне нечего было мудрить — и я должен был именно так нарисовать его фигуру… вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что за исключением воззрений на художества, — я разделяю почти все его убеждения. А меня уверяют, что я на стороне «отцов»… я, который в фигуре Павла Кирсанова даже погрешил против художественной правды и пересолил, довел до карикатурности его недостатки, сделал его смешным!
Вся причина недоразумений, вся, как говорится, «беда» состояла в том, что воспроизведенный мною базаровский тип не успел пройти чрез постепенные фазисы, через которые обыкновенно проходят литературные типы…