Что осуждает крылов в басне мартышка и очки
Анализ басни И. Крылова «Мартышка и очки»: краткое содержание и мораль
«Мартышка и очки» — знаменитое произведение, написанное русским поэтом и публицистом Иваном Андреевичем Крыловым в 1815 году. Произведение — яркий пример синтеза юмора и поучения. Баснописец, привлекая аллегорический образ Мартышки, высмеивает невежество в обществе, бескультурье и необразованность людей. Анализ басни Крылова «Мартышки и очки» стоит начать с истории возникновения данного произведения.
История создания
Иван Андреевич написал стихотворение после окончания Отечественной войны 1812 года. Автор видел заслугу победы русской армии лишь за счет мужественного героизма офицеров и простых солдат, в то время как высокопоставленные чиновники проявляли некомпетентность в государственных делах. Сложившаяся ситуация в стране подтолкнула И. А. Крылова к публикации произведения в сборнике «Басни» 1815 года.
Сюжет басни
Если рассматривать краткое содержание «Мартышка и очки», то повествование начинается с представления читателю главной героини — Мартышки. С возрастом ее зрение начало ухудшаться, однако обезьяна была наслышана от людей, что очки помогут решить ее проблему.
Будучи осведомленной непроверенными слухами, она решается раздобыть полдюжины этих интересных и незнакомых предметов. Не зная, что с ними делать, Мартышка начала действовать наугад: и вертела их, и нюхала, и лизала, а проку все равно не было. С досады она плохо отозвалась о людях и о тех, кто верит людским слухам. В конце концов Мартышка резко разбила их о камень, да так, «что только брызги засверкали».
Образ Мартышки
Анализ басни «Мартышка и очки» невозможен также без вычленения характеристик персонажей. Басня ограничена кругом действующих лиц. Мартышка — единственный образ в произведении. Но и его одного достаточно, чтобы в полной мере проследить раскрытие многих людских пороков.
Обезьяна — аллегория на общество. Исходя из текста она пожилая, но глупая. Годы не прибавили ей мудрости и ума. Мыслит ограниченно, поверхностно. Если не понимает, как устроен тот или иной предмет, начинает считать его враждебным.
Автор обращает внимание читателей на то, что главная героиня зависима от чужого мнения. Ведь если бы она не доверилась слухам и разговорам людей о пользе очков, то спокойно бы жила без непонятного ей предмета. Мартышка вспыльчива и не любит вникать в суть вещей. Обезьянке проще обругать то, что не поддается осмыслению ее ограниченного ума.
Нельзя утверждать, что главная героиня плохая. Автор высмеивает лишь ее поступки, поведение, отношение к предмету. Она вызывает у читателя смех и неуважение к своей персоне.
Мартышка символизирует человека, не разбирающегося в науке. Она любитель «рубить с плеча», нежели мыслить и анализировать. Не разбив Мартышка с досады очки, то смогла бы найти им практическое применение и пользоваться аксессуаром долгое время. Но интеллект и лень не дают ей задуматься над тем, чтобы научиться правильно использовать предмет.
Тема, идея и проблема
Произведение И. А. Крылова «Мартышка и очки» — пример глубокомыслия, емко высмеивающего пороки общества. Путем раскрытия поведения и характера главной героини создается целостная картина изображаемых человеческих недостатков:
На примере Мартышки баснописец раскрывает такой злободневный вопрос, как неспособность человека использовать свои знания в правильном русле. Нелепо выглядит главная героиня, которая не смогла найти способ применения очкам, сетуя на то, что ее обманули. Часто встречаются люди, которые ругают и обвиняют в своих бедах кого-то другого, хотя у самих нет понимания как с пользой применить ту или иную вещь.
И. А. Крылов наводит на мысль о том, что со знаниями нужно обращаться бережно, толково, применять их, как требуется, и только тогда от них будет польза. Если не понимаешь — это повод учиться, но никак не ругать хорошие вещи или людей, которые якобы виноваты в сложившейся ситуации. Каков багаж знаний — таковы и плоды его. Критиканы выглядят глупо, а верить их словам на основе неудачного опыта не стоит.
В произведении раскрывается ряд общественных проблем, в том числе и проблема примитивного мышления, то есть ограниченного, простого, недалекого. Стоило бы Мартышке приложить чуть больше усилий, потратить немного больше времени, и выход обязательно бы нашелся.
Отсутствие настойчивости, просвещения и рациональных усилий повлекли за собой печальный результат. К тому же Мартышка проявила невежественность и высокомерие, что в совокупности помешало ей добиться успеха.
Мораль и анализ
Мораль в басне — ее художественная и жанровая особенность. Так и в произведении она играет роль подытоживающего элемента рассказа.
Баснописец выводит мораль басни в конце повествования, которая заключается в том, что часто необразованные люди судят о какой-либо вещи, не осознавая принципа и сути ее применения. Невежды обесценивают значимость предмета, который не могут осмыслить.
Некоторые думают, что они умнее всех, хотя это не так. Басня наглядно иллюстрирует простую истину — чтобы чего-то добиться или в чем-то разобраться, нужно владеть определенными познаниями, а в случае отсутствия последних — стремиться к их получению.
Некоторые поэты, педагоги и исследователи творчества И. А. Крылова предлагают следующие толкования морали басни:
Приемы образности
Басня не представляется возможной без ее основного признака и компонента — аллегории. Иносказание здесь выражено в образе Мартышки, обозначающей невежд, берущихся за дело, которое они не могут выполнить.
Чему учит произведение
Произведение Ивана Андреевича Крылова показывает суть одного из законов жизни, который заключается в том, чтобы не делать поспешных выводов. На примере Мартышки поэт красочно описал тот случай, когда полезная вещь могла сыграть большую службу, если бы ее не разбили. Стоит подумать, поразмыслить, чтобы не сотворить непоправимую глупость.
Героине нужен был мгновенный результат, при этом она не обладала нужными знаниями и умениями. Крылов подводит читателя к мысли о том, что прежде, чем браться за какое-то дело, прежде чем о чем-то судить, нужно постараться вникнуть в процесс, понять его, изучить и только потом начать действовать. Иначе самоуверенные стремления могут стать причиной неудач.
Басня также учит тому, что никакие «очки» не помогут человеку стать лучше, если нет у него понимания и ума. Во что бы он ни был одет, что бы ни носил — толку будет мало. В руках невежды даже та вещь, которая может приносить пользу, становится бесполезным атрибутом.
Смысл басни в том, что человек постоянно должен просвещаться, развиваться, получать необходимые знания и навыки, чтобы в будущем можно было найти им достойное применение. Также в ней высмеиваются черты, характерные главной героине.
Место басни в творчестве Крылова
Басня «Мартышка и очки» занимает особое место в системе басен И. А. Крылова. Недаром дети пишут сочинения, готовят сообщения и доклады по этому произведению великого баснописца. Басня — это наглядный пример жизненных ситуаций, которые так важно освещать в обществе, особенно в кругу молодежи.
«Мартышка и очки» как нельзя лучше иллюстрирует порок невежества, проявление глупости, последствия необразованности. Именно этим она примечательна для изучения в начальной школе (3−4 классы), когда дети только начинают осознавать важность знаний. Эта басня многому учит, имеет простую мораль, легка на рифмы, форма повествования доступная, вместе с тем емкая и яркая. Про «Мартышку и очки» можно сказать, что это — одно из самых поучительных и назидательных произведений в творчестве И. А. Крылова.
Краткое содержание
Главной героиней басни была мартышка, которая, постарев, стала плохо видеть. Люди посоветовали ей использовать очки. Большое количество оптики она перепробовала, но ничего ей не подходило. Проблема заключалась в том, что она не имела представления, как ими пользоваться. И на хвост их одевала и облизывала, и нюхала, как только она их не вертела, а куда надевать все равно не понимала. «Фу, гадость», — причитала мартышка и жалела о том, что послушала людей.
Она считала, что над ней посмеялись и обманули. Толку в очках нет, подумала обезьянка и кинула их. Очки ударились о булыжник и разбились.
Анализ басни «Мартышка и очки» показывает, что автор хотел высмеять человеческие глупости. Многие люди, как и обезьяна не понимают важности и ценности некоторых вещей. Подобное случается в основном от малообразованности человека. Зависть в этом случае также играет немаловажную роль. Заметив чье-то умение или способность, другие пытаются подражать, не замечая, что выглядят очень глупо.
Крылов хотел донести главную мораль басни «Мартышка и очки» посредством описания. Она заключается в том, что обладание не всегда находится наравне со способностями. Глупцы очень часто в своих неудачах обвиняют посторонних. Если бы обезьянка была умнее, она обязательно воспользовалась советом людей, но этого не произошло по вине ее собственной глупости.
Чтобы «прозреть», следует обратить внимание на свои ошибки и признать собственное невежество. Однако мартышка из басни не способна осознавать свою глупость.
В произведении Крылов использовал несколько средств художественной выразительности, а именно:
Образ обезьянки автор использует в качестве самоуверенных людей, которые берутся за дело, не зная при этом сути и значения. Мораль «Мартышка и очки» также является утверждением о необходимости обучения, получения знаний и стремлении достигать цели. Без образованности и навыков человеческое существование будет казаться бессмысленной.
Сюжетная линия
Жанр произведения Крылова — басня. Это короткий иносказательный рассказ, написанный в форме стихотворения. Он содержит в себе аллегорический смысл и напоминает образную пьесу, где за кадром кто-то комментирует действия главной героини. Читателям из сюжета становится понятно, чем занимается мартышка и какие манипуляции с очками она проделывает.
Комичность главного персонажа автор описывает, применяя однородные члены предложения, подчеркивая ее безграмотность и беспомощность. Включая в произведение, формы диалога, писатель делает свой рассказ более легким и увлекательным.
К басне очень хорошо подходит известная пословица: «Дело мастера боится». Это говорит о том, что прежде чем браться за что-то необходимо для начала обладать знаниями.
В произведении автор высмеивает конкретные пороки и недостатки человечества. Баснописец смеется не над героиней своего произведения, а над определенной категории людей, не проявляющих интерес к очевидным вещам.
Крылов всегда кратко и умело описывал недостатки людей, которых он сравнивал с необычными образами. Писатель использует аллегорию по отношению к невеждам, не признающим свои ошибки.
Отзывы читателей
Я познакомилась с этой басней еще в 4 классе. Тогда мне не совсем была понятно, какова главная мысль произведения. Повзрослев, я поняла, что хотел сказать баснописец, описывая характерные признаки мартышки. Своими словами Крылов открывал глаза читателям на очевидные вещи, о которых многие боялись говорить прямо.
В басне высмеивается главный герой, а именно мартышка. По моему мнению, основная тема раскрывает поведение глупой обезьянки. Тут дело не в очках, а то как она с ними себя ведет. Многие люди, не зная, что означает вещь или слово, пытаются использовать их. Я после прочтения произведения сделала один вывод: нужно учиться, а не подражать другим.
Мне всегда нравилось творчество Крылова. Все его произведения имеет необычную историю создания. Перед написанием каждой басни он наверняка сталкивался с людьми, являющимися образами его рассказов. «Мартышка и очки» — это краткое сообщение, которое учит людей не «обезьянничать», а быть индивидуальными.
5. Басня Крылова Мартышка и очки. Русский язык, литература
Анализ и мораль басни — Мартышка и очки. Русский язык и литература
Басня Мартышка и очки читать текст
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Мораль басни Ивана Крылова — Мартышка и очки
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Крылова
Крылов под очками показал знания, которые очень часто разбиваются о нежелание учиться, самосовершенствоваться, пробиваться, стараться. Отсюда — результат: мартышка-глупышка осталась ни с чем.
Анализ басни Мартышка и очки, главные герои басни
«Мартышка и очки» — произведение лёгкое, точное, а самое главное — это необходимое руководство к правильным действиям в жизни. Поражает крыловский юмор (очки мартышкой нюхаются и лижутся, надеваются на хвост) и рассудительность в виде морали в конце басни. Иван Андреевич в очередной раз вывел на сцену человека с серьёзным недостатком, чтобы помочь многим другим искоренить подобный недостаток в себе.
О басне
«Мартышка и очки» — басня на все времена. В ней Крылов быстро, коротко и очень точно раскрыл внутреннюю сущность глупого, необразованного, инфантильного человека. 21 век — век новых гениальных изобретений, которые невозможны без необходимых знаний, упорства, умения думать, анализировать, сравнивать. Чтение и изучение басни «Мартышка и очки » в школе — начальное руководство к действию — учиться долго и терпеливо, усидчиво и с удовольствием, чтобы потом, во взрослой жизни, дарить людям новые идеи и продвигать их в жизнь.
Из-под тонкого пера Крылова басня про мартышку и полдюжину очков вышла в 1812 году. Это был год войны с французами. Иносказательный характер басни помог писателю рассказать о невежественных и пустых людях, ругающих науку и знания и не приносящих пользу государству. Если бы в то время было меньше таких «мартышек», то и исход войны был бы иным. Баснописец, смеясь и иронизируя, поднимает в своей басне большую человеческую проблему глупости и праздности.
Мартышка — главный герой
Главное действующее лицо басни — мартышка. Она вертлява, нетерпелива, поверхностна. Услышав о пользе очков, она тут же попыталась исправить своё ослабевшее зрение с их помощью. А вот каким образом это сделать — не уточнила. Про таких «товарищей» говорят: «тяп-ляп» или «слышал звон да не знает, где он». Понять мартышкину торопливость можно — она скорей хочет видеть мир здоровыми глазами. Но торопливость и невежество ещё никогда и никому не приносило пользы, а также горячность и злость. Стоило ли вдребезги разбивать все очки, чтобы потом остаться по-прежнему слабовидящей и неудовлетворённой?
Мартышка и очки — басня Крылова
Мартышка к старости стала плохо видеть, но от людей она слышала, что с помощью очков это легко исправить. Она раздобыла себе очки, но не знала, как их правильно использовать. Она надевала их на темя, на хвост, нюхала и лизала их. Но видеть от этого лучше не стала. Тогда Мартышка решила, что люди все врут и разбила все очки о камень.
Читать басню Мартышка и очки онлайн
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Мораль басни Мартышка и очки
Мартышка в басне выступает в роли невежды, а очки — это знания. Но знания надо уметь правильно применить, тогда от них будет польза. Басня высмеивает недальновидность и невежество. Автор отмечает, что особенно опасны для общества «невежды познатней», которые своим влиянием могут навредить продвижению в науке.
В полной мере отражая мастерство великого баснописца, произведение высмеивает невежество и недальновидность некоторых людей, используя образ глупой Мартышки.
История создания и краткий пересказ
Точное время написания басни неизвестно, но впервые она была напечатана в сборнике «Басни» в 1815 году.
В ней говорится о том, как с наступлением старости у Мартышки начались проблемы со зрением. Узнав о том, что люди в таких случаях пользуются очками, она закупила сразу полдюжины и решила примерить, чтобы наверняка избавиться от своего недуга.
Но обезьяна не умела ими пользоваться. Она прижимала их к голове, пробовала прикрепить к хвосту, то облизывала их, то нюхала — ничего не получалось, зрение не восстанавливалось.
Мартышка разозлилась, начала ругать очки, что нет в них никакого проку, проклинать тех, кто ей их посоветовал. В порыве гнева она бросила их, ударив о камень так, что только брызги засверкали.
При изучении в школе важно помочь детям уяснить, что высмеивается в басне «Мартышка и очки».
Автор пишет, что так же бывает и у людей: не зная правил пользования вещью, они ломают ее, а потом, не добившись нужного результата, ругают изготовителей.
Чтобы управлять машиной или прибором, вначале нужно изучить их строение и инструкцию применения.
Построение басни и ее мораль
Басней называется поучительный литературный жанр в виде короткого стихотворения, героями которого являются животные, наделенные человеческими чертами. Она состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения (морали).
Иногда свои поучительные строки автор разбрасывает по всему содержанию басни, оценивая отдельные действия и поступки героев, иногда они стоят в самом начале.
Анализ и мораль басни «Мартышка и очки» И. А. Крылова можно определить следующим образом:
Мораль состоит в том, что если бы наша героиня умела пользоваться очками, то они бы ей пригодились. Но она их расколотила, и все у нее кругом виноваты, а причиной всему её собственная глупость.
Известные литературные критики высказывались по поводу знаменитого произведения. В. И. Водовозов, комментируя суть крыловской басни, видел в злости обезьяны характер невежды, которая ничего не смыслит в пользе науки. Д. И. Тихомиров видел пользу авторского нравоучения в следующем:
Как считают исследователи творчества Крылова, смысл произведения в том, что очки не виноваты. Это то же знание. Если толково его применять, можно понять многое. Надо идти путем знания смело и не слушать глупых мартышек и тупых ослов.
Сам писатель выразил мораль в последних строках сочинения: «Цены не зная ей [вещи], невежда про нее свой толк все к худу клонит». Невежды критикуют всё и вся, не оглядываясь на чье-то мнение.
Особенно страшны такие люди у власти, так как тормозят развитие науки и просвещения.