Что осуждает и что прославляет
Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (ЕГЭ по русскому)
В рассказе “Старуха Изергиль” А. М. Горький устами своей литературной героини рассуждает о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы жить в гармонии с собственной совестью и окружающими его людьми.
В начале повествования повидавшая многое на своем веку старая женщина размышляет о том, какими разными могут быть люди. Одни ведут скучную однообразную жизнь, которая их вполне устраивает, и не стремятся что-либо изменить в своем нудном существовании, так как уже “родятся стариками”.
Другие ценят каждое мгновение жизни
Этим людям неведома скука. Они умеют любить, трудиться, петь и превыше всего ценят свободу бытия.
Изергиль рассказывает легенды о двух юношах, которые отличаются друг от друга совершенно противоположными моральными качествами. Первая легенда о Ларре, сыне орла. Он был изумительно красив, но его надменный взгляд отталкивал людей.
Кроме надменности и презрительности Ларра проявил неоправданную жестокость по отношению к девушке, которая отвергла его. За гордыню и убийство Ларра был наказан изгнанием из племени и осуждением на извечное одиночество.
Поэтому Ларра попытался покончить с собой. Но каменное его сердце не приняло смерти.
Сама Изергиль, вспоминая о своей молодости, рассказывает о своих возлюбленных и чувствах, которые ей пришлось испытать. Не с каждым из своих любимых она смогла быть счастлива. Чаще всего ее окружал обман, предательство и страсть, которую она по своей неопытности принимала за любовь.
Но она как могла, боролась за свое счастье и даже сожгла дом румына, из-за которого погиб человек, которого Изергиль по-настоящему любила. Невзирая на все невзгоды, которые пришлось пережить этой старой женщине, она сумела сохранить в своей душе теплоту и чистоту помыслов.
Окончание рассказа достаточно символично. Изергиль показывает на горящие вдали искры – искры от сердца Данко. Доброе сердце человека невозможно забыть и оно и вправду способно осветить путь и согреть любого, кто к нему прикоснется.
Related posts:
Что прославляет и осуждает Горький в романтических произведениях?
Имя Максима Горького стоит в ряду величайших имен русской и мировой литературы. Первый период творчества Горького связан с романтическими произведениями. В них писатель, желая разбудить скучные лица современников, увязших в погоне за деньгами, материальными благами, предлагает необычных героев.
Он использует при этом нетрадиционные рассказы, в основе которых лежат легенды (“Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”), песни (“Песнь о Буревестнике”, “Песнь о Соколе”), сказка (“Девушка и Смерть”).
В образе юноши Ларры
Ларра, считающий себя самым выдающимся на земле, увидел в отказе девушки оскорбление своей чести.
Возмущенные поступком юноши соплеменники решили наказать Ларру одиночеством и свободой. Выслушав их, юноша громко смеялся, как ему казалось, над
Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого – ни матери, ни жены, ни друга, ни родины. Он искал смерти, но напрасно…
Величайшее благо – жизнь – становится для него каторгой. В проблему свободы и несвободы Горький вносит такой нюанс: свобода в одиночестве не есть свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, близкими и дорогими людьми, дружбой, любовью, заботой о любимом человеке и о своем ребенке.
Свобода – вовсе не синоним одиночества. Я думаю, легенда о Ларре учит не быть самовлюбленными нарциссами, холодными, амбициозными эгоистами.
Герой другой легенды – юноша Данко – антипод Ларры. Он ради свободы своего племени идет на великую жертву. Если от жалкого Ларры осталась тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко напоминают потомкам красивые голубые искры.
Когда-то очень давно в глуши лесов, среди болот, мучаясь от болотного смрада, сырости, темноты жило племя. И был среди этих людей некий Данко, красивый, сильный, мужественный. Он взял на себя миссию – вывести своих соплеменников из тьмы лесов и болот к свету, теплу.
Долго шли они… И вот измученные люди стали роптать, ругать Данко за то, что он, такой молодой и неопытный, взялся за это тяжкое дело, что он погубит их.
Писатель осуждает соплеменников Данко за их эгоизм, черную неблагодарность по отношению к человеку, который готов на все ради них… И тогда юноша вырвал из своей груди сердце и высоко поднял его над головой. Оно “пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца” и освещало путь заблудившимся людям.
Горящее сердце Данко помогло им выбраться из гнилого болота.
“- Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко, и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людей”.
Много воды утекло с тех пор, а подвиг смельчака Данко остался жить в народе. И все потому, что он “любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно.
В жизни… всегда есть место подвигам”.
В образе Данко Горький прославил тех людей, которые готовы пойти на все ради прекрасного будущего человечества, ничего не требуя при этом взамен, не требуя ни наград, ни почестей. Именно такие люди совершают великие подвиги, величайшие открытия, часто жертвуя ради этого всем: здоровьем, благами, даже жизнью.
Горькому дороги люди, ценящие свободу.
Прекрасна влюбленная пара – Рада и Лойко Зобар. Почему писателю так дороги цыгане, почему он так часто делает их героями своих произведений? Цыгане, цыганский табор для Горького – олицетворение свободы, вольной жизни.
Так завершилась история любви этих молодых людей, красивых “и душой, и телом”, гордых людей, отдавших предпочтение смерти, нежели жизни без воли.
Главную заслугу Горького-романтика я вижу в том, что он ввел в литературу смелых, необычных, свободолюбивых людей, готовых к подвигам во имя великой идеи.
Related posts:
Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (по ранней прозе М. Горького)
Романтические рассказы принесли известность молодому Горькому, стали своеобразной визитной карточкой писателя. В них отражается связь Горького с предшествующей литературной традицией, романтическим мировоззрением. Одновременно писатель переосмысляет эту традицию в духе нового времени, современной ему эпохи.
В центре художественного мира Горького стоит человек, стремящийся быть хозяином своей судьбы, сильная личность, которому подвластны не только другие люди, но и природа. Свою концепцию отношения человека к окружающему его миру
Он говорит: “Ну, сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, – век свой будешь свободной птицей”. Свобода достигается ценою жизни – вот главный вывод, который делает из своей истории Макар.
Исключительность романтических героев, их стремление к абсолютной свободе становятся причиной их одиночества. Такими героя-ми-одиночками, противопоставленными людям, которые их окружают, являются Ларра и Данко, герои легенд, рассказанных старухой Изергиль.
Ларра – сын орла. От своего отца он унаследовал гордость, ведь сам орел, почувствовав приближение смерти, сложив крылья, упал сверху на скалы, чтобы никто не увидел, как он начинает слабеть и стареть.
Люди не замечают в нем ничего исключительного, “только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц”. Ларру отличает непомерная гордость и презрение к другим, он говорит на равных со старейшинами, и то только когда захочет сам. Нельзя сказать, что Ларра чувствует за собой вину в том, что он делает. В нем действительно течет орлиная кровь, он не знает, что можно жить и вести себя как-то иначе.
Данко приносит себя в жертву людям: он разрывает грудь и вытаскивает оттуда свое сердце. Перед таким неслыханным самопожертвованием затихает лес, отступает гроза, и люди находят дорогу из леса. Счастливые, они бегут по солнечной степи к реке, красной, “как кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко”.
И никто не замечает, что “гордый смельчак” Данко умирает.
Несмотря на то что во имя любви к людям Данко совершает неслыханный подвиг, люди не признают его “своим”. На протяжении всей легенды сохраняется противопоставление Данко и других людей из его племени, которое перерастает в настоящее противостояние. В лесу замученные, обессиленные люди начинают обвинять смелого Данко во всех своих несчастьях, готовы броситься и растерзать его за то, что он не оправдал их надежды.
Подобно Ларре, с его презрением ко всему человеческому роду, Данко, с его бесконечным человеколюбием, попадает в положение отверженного: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Негодование людей, их неприятие Данко связано не только с тем, что он не может спасти их.
Когда люди смеялись над Ларрой, он “все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками”. Наверное, Ларра пытался нащупать у себя сердце, душу, которой у него не было. В этом сходство между Ларрой и Данко. Если Данко отдает свое сердце лк?
Дям, у Ларры его нет с самого начала, но и тот и другой выделяются из общей массы, обоих отвергает толпа.
Между двумя легендами находится рассказ о самой старухе Изергиль, чья жизнь полностью была посвящена любви. Сама старуха осуждает Ларру и думает, что ее жизнь и судьба повторяют, скорее, путь Данко. В самом деле, ее жизнь, как и жизнь Данко, целиком была посвящена любви – героиня абсолютно в этом уверена.
Однако сразу бросается в глаза, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла некогда любимых людей. Они переставали существовать для нее, когда проходила страсть.
Центральной темой романтических рассказов становится тема свободы. Автор не принимает тот вариант свободы, который описывается в рассказе “Макар Чудра”, в легенде о Ларре, да и в самом рассказе о старухе Изергиль. Убийство и отчуждение к людям – слишком высокая цена за романтическую свободу. Но и прорыв к свободе Данко тоже ведет к смерти главного героя.
После прочтения легенды о Данко остается вопрос, достойны ли свободы и счастья люди, которые чуть не убили своего спасителя и даже не заметили его смерти (а кто заметил – осторожно наступил на его сердце). Получили ли они свободу или в эту солнечную степь они принесут трусость и злобу, о которой узнали, живя в лесу, в ядовитом смраде болот?
Настоящую свободу повествователь видит вокруг себя, в реальном мире, в сильных мужчинах и женщинах, которые, смеясь, идут к морю, в их песне, льющейся “разноцветными ручьями”. Свободу символизирует и природа вокруг него: шумящее море, широко раскинувшаяся необъятная степь, небо, “украшенное золотистыми крапинками звезд”. Наконец, величайшим чудом, которое он сравнивает с горящим сердцем Данко, герой признает человеческую фантазию, “создавшую столько красивых и сильных легенд”.
Именно в способности человека творить писатель видит настоящую свободу, что он и подтверждает всем своим творчеством.
17.3 Что осуждает и прославляет в человеке Горький-романтик? По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль» (ЕГЭ по литературе)
Конец 19 века — рассвет реализма в русской литературе. Однако несмотря на это М. Горький пишет произведения, обращаясь к методу романтизма. Через фольклорный жанр — легенду — автор создает образы нереалистичных героев. На примере их поведения писатель осуждает и прославляет человеческие качества.
В завязке произведения Горький изображает два типа личностей.
Первый — образ рассказчика. Он не хочет петь, веселиться вместе с другими людьми, поэтому старуха обвиняет его в неумении наслаждаться жизнью: «Стариками родитесь вы. «. Изергиль же вспоминает «хорошие минуты» её молодости. Она — воплощение типа личности, живущего страстями. Её история занимает центральное место в произведении, и её имя стало названием рассказа. Так М. Горький прославляет в человеке любовь к жизни.
Однако детали в портрете старухи — это беззубый рот, тусклые глаза, «скрипучий» голос. Автор описывает так Изергиль, потому что несмотря на её насыщенную жизнь, она относилась к людям с гордостью. Женщина «бросила. с берега в реку» своего мужчину, не жалея о его смерти. Гордость — это порок, который объединяет старуху Изергиль и Ларру. Образ сына орла и женщины — обличие эгоизма. Недостаток приводит Ларру к вечным мучениям. Так автор осуждает эгоизм, гордость в человеке.
Данко — романтический антипод Ларры. Жанр легенды помогает раскрыть образ самоотверженного юноши. Данко «сжёг своё сердце» ради счастья других. Персонаж в отличии от Ларры совершает не преступление, а подвиг. Описывая сердце Данко, Горький использует эпитет «великое». Так писатель прославляет альтруистичность юноши. История Данко раскрывает главную идею рассказа: «В жизни… всегда есть место подвигам».
Таким образом, в рассказе М. Горького важны не обстоятельства, в которые попали его герои, а их поведение. Автор осуждает неумение наслаждаться жизнью, эгоизм, гордость. Желание приносить другим людям счастье — главное качество в человеке для Горького-романтика.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Что осуждает и что прославляет в человеке Горький – романтик? (ЕГЭ по литературе)
Романтизм возник в России в начале девятнадцатого века. Произведения этого литературного направления изображали исключительную личность в исключительных обстоятельствах. Герой ставит себя выше людей, отвергает общество и одинок. Он не принимает окружающей действительности, переживая разлад между мечтой и жизнью. Мир природы в романтических произведениях полон мощи и красоты. Лишь в общении с природой герой ощущает полную гармонию с миром.
Почему в начале двадцатого века Горький создаёт романтические произведения? Увлечённый философией Ницше, его идеей «сверхчеловека», писатель воспевает сильную личность. Он убеждён, что «настало время нужды в героическом».
Если для романтических героев девятнадцатого века несоответствие между реальной жизнью и идеалом вызывает уход от действительности в мир мечты, то романтизм Горького основан на активных характерах.
Писатель призывает к действию.
Проблема человеческой свободы и несвободы является центральной для всего творчества «буревестника революции».
Каких же героев прославляет Горький – романтик.
В рассказе «Макар Чудра» заглавный герой – старый цыган, который изображён на фоне романтического пейзажа. «Задумчивая мелодия плеска набежавшей волны», «мгла осенней ночи» подготавливают читателя к необычной истории. «Безграничная степь» и «бесконечное море» создают ощущение простора и воли. Портрет старого цыгана на фоне этой одухотворённой природы кажется особенно живописным. Макар Чудра гармонически вписывается в романтический пейзаж. Его «красивая сильная поза», равнодушие к «холодным волнам ветра» говорят о необыкновенном, исключительном характере этого героя.
Философия старого цыгана раскрывается в его споре с рассказчиком, молодым русским человеком, странствующим по Руси. Макар Чудра одобряет желание рассказчика бродить по свету, но скептически относится к стремлению юноши узнать жизнь и других людей, чтобы учиться жить, открыть истину и научить людей быть счастливыми.
Жизненная философия Макара Чудры раскрывается в его словах: «Бегай от дум про жизнь, чтобы не разлюбить её. Зачем живёт человек? Никто не скажет». Он проповедует полную свободу личности: «Всякий знает, что ему нужно. Которые умнее, те берут, что есть, которые поглупее – те ничего не получают…» Он презирает современных людей, считая их рабами. По его мнению, они только работают на земле, чтобы потом лечь в неё. Им «не ведома…воля», непонятна «ширь степная». Цыган вспоминает свой спор с одним русским в тюрьме. Тот проповедовал покорность Богу и смирение, но рассердился на Макара Чудру, когда тот посоветовал ему попросить у Бога новую одежду.
Ещё один романтический образ красавицы Нонки, дочери Макара Чудры, подготавливает нас к восприятию истории Радды и Лойко Зобара. В облике девушки отмечается «надменность царицы», «сознание неотразимой её красоты и презрение ко всему, что не она сама».
Он прославляет молодого цыгана Лойко Зобара за удаль, за любовь к коням. Особенно ценит он в этом удальце то, что у него не было ничего «заветного», то есть молодой цыган свободен ото всего: от материальных благ и от сердечной привязанности. Не уступает конокраду по гордости и силе характера и дочь старого солдата Данилы красавица Радда.
Таким образом, Горький прославляет силу, гордость, самопожертвование в человеке и осуждает крайний эгоизм и индивидуализм.