Что осуждает чехов в рассказе человек в футляре
Анализ рассказа Чехова «Человек в футляре»
Автор: Guru · Опубликовано 03.08.2017 · Обновлено 24.02.2018
Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.
История создания
«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.
Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.
Жанр, конфликт и композиция
Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений. Стиль выражается и в композиции: текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном.
В рассказе мы наблюдаем конфликт между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.
Литературный жанр – рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писатель высмеивает саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.
Смысл названия
Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.
Главные герои
Основные проблемы
Главная мысль
Чехов был не только врачом по образованию, но и лекарем душ по призванию. Он осознавал, что болезнь духовная подчас оказывается опаснее физического недомогания. Идея рассказа «Человек в футляре» — это протест против одинокого закрытого прозябания под оболочкой. Автор вкладывает в произведение мысль о том, что футляр нужно безжалостно сжечь, чтобы почувствовать свободу и относиться к жизни с легкостью.
Иначе судьба замкнутой личности может сложиться плачевно. Так, в финале главный герой умирает в одиночестве, не оставив ни благодарных потомков, ни последователей, ни достижений. Писатель показывает нам, как никчемно может закончиться земной путь «футлярного» человека. Коллеги и знакомые, которые присутствуют на его похоронах, мысленно счастливы, что, наконец, распрощались с Беликовым и его назойливостью.
Антон Павлович вкладывает в своё произведение социально-политический подтекст, подчеркивая важность социальной активности и гражданской инициативы. Он выступает за насыщенную и полноценную жизнь, наделяет главного героя отталкивающими чертами характера, чтобы доказать людям, как убого и жалко выглядит обитатель «футляра», растрачивающий себя впустую.
Таким образом, Чехов описывает удел многих клерков, которые серо жили в душном городе, разбирая никому не нужные бумажки. Он иронично обыгрывает тип «маленького человека», нарушая литературную традицию изображать его в идиллических тонах. Его авторская позиция — не созерцательная или сентиментальная, а активная, не терпящая компромиссов. Жители футляра не должны смаковать свое ничтожество и ждать жалости, им надо меняться и выдавливать из себя раба.
Чему учит автор?
Антон Павлович Чехов заставляет нас задуматься над своей собственной жизнью и задаться интересным вопросом: «А не строим ли мы себе тот же самый футляр, что был у главного героя Беликова?». Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, пресмыкающаяся перед условностями и стереотипами. Чехов действительно смог внушить людям отвращение к серой, никчемной жизни, показать, что бездействие и безразличие – это самое страшное, что может случиться с нами.
Боязнь открытий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Писатель верит, что человеческая натура гораздо богаче и способнее, чем то, во что страх и лень ее превращают. Счастье, по Чехову, заключается в полноценной жизни, где есть место сильным эмоциям, интересному общению и индивидуальности.
Проблематика рассказа Человек в футляре Чехова
Чехов в рассказе пытается поднять основные нравственные проблемы. Оно мастерски подмечает важные вопросы, которые затрагивают жизнь людей. В произведении автор заставляет людей размышлять над сложившейся ситуацией.
В центре рассказа автор отмечает «футлярных людей». Она продемонстрирована в облике учителя древнегреческого языка Беликова. Мужчина стремится защитить себя от разных проблем. Он пытается решить трудности, опираясь на свод правил. Еще у него странная одежда: пальто на вате, в очках и с зонтиком. Видно, что мужчина опасается возникновения непредвиденных ситуаций. Такой образ жизни накладывает след на психике героя. Он испытывает тревожные состояния, а волнения возникают без особых причин.
Проблема данного человека заключается в том, что Беликов сильно влияет на других людей. Он строго наблюдает за соблюдением правил. Если он замечает нарушение закона, то он быстро рассказывает начальству о происшествии. В результате таких доносов, Беликова боятся местные жители. Стоит отметить, что боязнь признана автором насущной преградой.
Еще одним «футлярным человеком» является Мавра. Женщина жила в деревне, а последние годы провела на печи. Автор говорит, что такой образ жизни плохо повлиял на поведение героини.
Помимо «футлярности» необходимо отметить проблему несправедливости в обществе. Антон Павлович пытается обобщить все слои общества. Он говорит читателю, что люди боятся начальства, желая выслужиться перед руководителем для получения должности. В результате возникает лицемерие.
В рассказе скрыта проблема пассивности. Все персонажи контролируют негативные тенденции в обществе, но упорно пытаются молчать о данных проблемах. Отдельные люди, не пытаются производить серьезные изменения в жизни людей. Чтобы подробнее рассмотреть проблему пассивности, нужно рассмотреть характеры учителей — Буркина, Чимшу-Гималайского.
Читатель заметит, что автор пытается рассмотреть возможность свободно излагать свои мысли. В качестве примера он приводит Михаила Коваленка — учителя истории и географии. Данного мужчину читатель может уважать за честные суждения. Он замечает недостатки, пытаясь исправить возникшие трудности. Михаил разгуливает в сорочке, не боясь серьезного наказания. На фоне других героев рассказа сильно отмечается Коваленко.
В произведении затронута проблема любви. Автор произведения отмечает проблему на Беликова и Вареньки. Ему, кажется, что Беликов не может любить. Он встречает Варю, понимая, что испытывает к девушке светлые чувства. Коллеги помогают данному знакомству трансформироваться в дружеские отношения. В результате Беликов думает жениться на Варе. Он долго размышляет над данной ситуацией. Вдруг между Беликовым и Михаилом возникает ссора. Михаил обижает коллегу, а Варя веселится в этот момент. Увидев реакцию девушки, Беликов не желает с ней связываться.
2 вариант
Антон Павлович Чехов – создатель произведений, пронизанных сатирой, глубоким смыслом и не менее глубоким раскрытием характеров и судеб героев. Читая произведения автора, восхищаешься не только его писательским талантом, но и хорошими познаниями психологии.
«Человек в футляре» – творение, созданное в 1898 году и вошедшее в серию рассказов «Маленькая трилогия» наряду с рассказами «Крыжовник» и «О любви». Чехов работал над этим произведением в Мелиховке на протяжении пары месяцев. Вообще процесс написания рассказов этого цикла дался ему с трудом, поскольку развившийся туберкулез уже не позволял много работать, но все же он успел завершить начатое.
Вряд ли главный персонаж рассказа «Человек в футляре» олицетворяет какого-то конкретного человека, вероятно, это собирательный образ. По крайней мере, литературоведы, жившие в то время, склонялись к нескольким кандидатурам, которые могли послужить прототипом, но ни один из них не имел полного сходства с персонажем.
Чехов в рассказе «Человек в футляре» ярко иллюстрирует проблемы своего времени, среди которых следует выделить основные четыре.
Во-первых, проблема консерватизма. Писатель с сожалением пишет о людях, которые не живут, а только существуют в этом мире. Они поступают так, как этого ждет общество, поступают шаблонно, не смеют плыть против течения и даже не позволяют судьбе самой что-то изменить в их жизни, тем самым преобразив ее. Боясь чего-то нового, это люди становятся серыми, бездейственными, а значит и несчастными. Поскольку таких людей вокруг очень много, это неизбежно приводит общество и страну в целом к торможению в развитии, даже если где-то появится росток, способный вырасти во что-то новое и масштабное, скорее всего, он будет загублен консервативным большинством.
Во-вторых, проблема отсутствия смысла жизни. В чем смысл жизни Беликова? Он не может сделать свою жизнь счастливой, он не может сделать счастливой жизнь других людей. Вся его жизнь растрачивается на бесконечные беспокойства о том, как бы чего плохого не случилось, тогда как плохое уже случилось давно – он по уши в выдуманных страданиях.
В-третьих, страх перед любовью. Беликов живет в своем футляре, а окружающие его люди продолжают оставаться по другую сторону этого выдуманного футляра. Он не в состоянии избавиться от него и подпустить кого-то к себе по-настоящему. Персонаж остается одинок, потому что не смог открыть свое сердце даже девушке, которая ему нравилась.
В-четвертых, проблема социопатии. Беликов – настоящий социопат: он сторонится общества, у него происходит отторжение, он не может заставить себя сблизиться с кем-то, не позволяет людям помочь себе, хотя сами люди не дистанцируются от него и готовы помогать.
Своим произведением Антон Павлович Чехов наталкивает нас на рассуждения: «А не воздвигаем ли мы такой же футляр, какой был у Беликова?» Автор говорит о том, что в человеке большой потенциал, если он его не давит ленью и необоснованными страхами. Счастье – это открытость ко всему, это жизнь, где есть место эмоциям, общению и индивидуальности.
Также читают:
Картинка к сочинению Проблематика рассказа Человек в футляре
Популярные сегодня темы
В основу произведения положены реальные события о трагической судьбе русского человека, пережившего тяготы военного времени.
Жанровая направленность произведения представляет собой сказочную повесть, предназначенную для маленькой читательской аудитории, основной темой которой является возможность
Город под названием Челябинск расположен на Южном Урале на территории России и был основан в 1736 году. В Челябинске преобладает континентальный климат. Зимой здесь достаточно холодно
Мать вставала рано утром. Автор вспоминает, что он как-то раз тоже встал рано и пошел ловить перепелок с помощью силка. Перед уходом мать напоила сына чаем с молоком, очень вкусным и ароматным.
Имя Ивана Константиновича Айвазовского у каждого из нас в первую очередь ассоциируется с картинами моря. Айвазовский изображал морскую пучину то грозной и бушующей, то спокойной и умиротворённой
Анализ рассказа «Человек в футляре» (А.П. Чехов)
Чехов знаменит своими лаконичными сатиричными рассказами, в которых он высмеивает различные пороки людей. «Человек в футляре» — это один из таких рассказов, он был написан в 1898 году. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.
История создания
Творческая история рассказа «Человек в футляре» началась в 1898 году в селе Мелихово, где писатель начал и закончил работу. Затем произведение было опубликовано в журнале «Русская мысль». Это рассказ – первая часть серии «Маленькая трилогия», в которую, кроме данного текста, также входят «Крыжовник» и «О любви». Это был трудный период в творчестве и жизни Чехова, так как именно тогда он заболел туберкулёзом.
Современники Чехова всеми силами пытались найти того, кто вдохновил писателя на создание образа Беликова. Мнения людей расходились, а споры и поиск прототипа продолжались. В конечном итоге можно сказать, что никакого прототипа вовсе не было, образ главного героя рассказа является собирательным, а словосочетание «человек в футляре» — это уже что-то нарицательное.
Тем не менее, авторский замысел «Человека в футляре» прослеживается в дневниковых записях Чехова. Так он отзывался об известном публицисте М.О. Меньшикове:
«М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца»
Возможно, именно этот человек стал прототипом Беликова хотя бы по внешним качествам.
Жанр, направление
Вопрос, интересующий при прочтении почти каждого произведения Чехова – это повесть или рассказ? Это рассказ, так как в центре повествования только один герой – Беликов, на которого делается акцент. Рассказывается именно его история. Этим же жанром написаны и два других произведения, которые входят в «Маленькую трилогию».
«Человек в футляре» — не просто забавный рассказ, это трагикомедия футлярной жизни, то есть жизнь Беликова – это действительно страшная жизнь, но Чехов описывает это с помощью сатиры, чтобы рассказ не был одногранным – то есть с одной стороны это смешной рассказ, а с другой, Чехов выступает в роли психолога и демонстрирует читателю сложные душевные проблемы героя.
Смысл названия
Почему рассказ назван «Человек в футляре»? На самом деле, в смысле названия нет ничего необычного и его можно воспринимать буквально. Главный герой – Беликов живёт в своём «футляре», в котором ему комфортно. Персонажу совершенно не хочется контактировать с внешним миром, поэтому он окружает себя вещами, в которых нет практического смысла: пальто, зонт и галоши сопровождают его даже в знойный день.
В этом футляре у него свои правила, свои рамки, жизнь в которых герою вполне нравится. К сожалению, футляр слишком тесен и ограничен, в нём нет ни для кого места, кроме хозяина этого футляра, именно поэтому Беликова ожидает одиночество и ограниченное пространство, которое он сам же создал вокруг себя. В финале он обретает идеальный футляр — гроб.
Композиция и конфликт
Композиция рассказа не отличается какой-то сложной формой, наоборот, рассказ представлен в виде нескольких частей, разбитых по смыслу и описывающих происходящие события. Именно поэтому читатель легко воспринимает текст. Но особенности композиции «Человека в футляре» заключаются не в членении на главы, а в подаче — это рассказ в рассказе. Чехов рассказывает о Буркине, который рассказывает товарищу о Беликове.
Что касается конфликта, он присутствует в рассказе.
Суть: о чём рассказ?
Это рассказ учителя Буркина (он со своим другом пришел на ночлег к Алехину, их приятелю) о его коллеге Беликове, он местный учитель. Герой создал вокруг себя некий футляр – как внутренний, так и внешний. У него в голове существует множество рамок и запретов, а прятаться от внешнего мира он предпочитает за высоким воротником пальто. Окружающие люди боятся его и потакают его прихотям и жалобам. Фраза «Как бы чего не вышло» всех убеждает в правоте героя.
Но вот однажды в город приехали два новых преподавателя — Михаил и Варенька (брат с сестрой). Тогда местные дамы задумали женить Беликова на новой коллеге, заметив некоторую симпатию с его стороны. Героиня была рада построить свою семью вдали от конфликтного брата и согласилась бы на предложение. Но нерешительный и трусливый мужчина так и не смог решиться на разговор. Однажды он увидел Вареньку на велосипеде и счел неприличным ее поведение. Но брат Вари, Михаил, ненавидевший чопорного коллегу, грубо оборвал его речь и вытолкнул за дверь. После этого герой заболел и умер.
Даже после его смерти многие выдохнули с облегчением, а на его мертвом лице присутствовала удовлетворённая улыбка, так как он оказался в таком футляре, из которого точно никогда не выберется.
Главные герои и их характеристика
Что касается героев, то их в рассказе «Человек в футляре» немного, но система образов формирует гармоничное повествование и делает его цельным. Внимание на таблицу: