Что оставить после себя на земле
Сочинение Какой след я хотел бы оставить на земле
Но оставить след можно не только став знаменитым, еще можно продолжить свой род, создать семью, родить ребенка, это тоже огромный вклад в этот мир, таким образом будет продолжение рода, и кто знает, а вдруг кто-то из потомков станет известным в какой-либо сфере.
Я не стремлюсь стать знаменитым человеком, не хочу, чтобы обо мне говорили на каждом шагу, я сам по себе очень скромный человек, но впустую прожить жизнь тоже не хочу, я хочу, чтобы обо мне говорили мои потомки через многие года, вспоминали меня добрым словом. Для этого нужно хорошо относиться к своим будущим детям, внукам и правнукам, помогать им. Таким образом можно оставить след не только на земле, но и в их жизни.
Но если я создам новое изобретение, конечно, я поделюсь им со всем миром, мне будет приятно, если меня будут помнить не только родственники, но и люди, которые меня не знают. В наше время сложно открыть что-то новое, мне кажется у нас для комфортной жизни уже всё есть.
А пока мы молоды, мы можем оставить свой след на природе, можем посадить деревья, которые будут расти веками, радовать глаз проходящих мимо людей, мы можем правильно утилизировать отходы, не пользоваться полиэтиленом, помочь экологии Земли, чтобы наши будущие потомки не страдали от огромного вреда, который ежедневно наносится человеком природе. Можно добрыми делами оставлять отпечатки о своем существовании на Земле.
Пока я молод, этих следов очень мало, но у меня всё впереди.
5 класс
Но всем нам известен и человек по имени Герострат. Уже много веков как он умер, но люди до сих пор помнят его имя. Герострат мечтал о славе. Любым путем. Он не смог добиться ни в чем выдающихся успехов, но страх умереть и быть забытым, толкнул его на чудовищный поступок. Он сжег чудо античного зодчества, прекрасный храм Артемиды. Этим актом вандализма Герострат и вошел в историю. С тех пор прошло много веков, но люди до сих пор ассоциируют имя Герострата с бестолковым и жестоким поступком. С этим человеком сравнивают тех людей, кто стремиться прославиться любой ценой.
Также читают:
Картинка к сочинению Какой след я хотел бы оставить на земле
Популярные сегодня темы
Никто не мог бы представить, как долго я этого ждал – возвращения домой! Да, можно сказать, конечно, четыре года. Или столько-то дней, сколько-то часов, минут… Но моё ожидание длилось почти вечность.
Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как он на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать
В своем произведении Лев Николаевич постарался показать весьма продуманную и интересную историю, в которой было бы можно разобраться в человеческой сути. Благодаря не оканчивающейся зацикленной композиции, автору удалось отобразит
Одним из основных персонажей произведения является учитель французского языка Лидия Михайловна, являющаяся классным руководителем в пятом классе школы, расположенной в небольшом сибирском районном центре.
ехов пытается заострить внимание читателя на образ доктора Рагина. Этого героя сравнивают с другими персонажами.
Что останется после человека
А что остается? Если человеческая жизнь исчерпывается материальностью тела, то со смертью от самого человека может ничего не остаться, да и то, что остается, разве можно назвать человеком? И на что сгодятся кости, или пусть даже мумифицированные останки?
Люди умирают на разных стадиях своей жизни и разными смертями. Но помимо разлагающегося тела или пыли от того, что некогда было человеческой плотью, – что еще остается от человека?
Смерть подростка, отрока, юноши (разумеется, и девушки…), наверное, еще более трагична для семьи. Ведь ребенок рос на глазах, воспитывался, от него ждали многого, на него надеялись, в него верили, мечтали о его будущем… Он даже может оставить что-то после себя: какие-то произведения, какие-то факты из жизни (хорошие или плохие). Кажется, он сумел сколько-то пожить. И родители, семья злятся на Бога (а если не верят, то, видимо, на природу, на обстоятельства, на других людей), что ребенок отнят смертью у них. Что же они хотели от него? Он предал их ожидания? Он умер рано, ничего не сделав? Не принеся пользы государству, обществу, семье? Умер, «бросив» родителей на одинокую старость? Чего же больше жаль – обманутых надежд, или рано оборвавшейся жизни? Но жизнь ведь – конечна, предельна. Жизнь оценивается ли продолжительностью? Не измеряется ли она качеством? Можно прожить 23 года и написать гениальную книгу. Можно прожить и меньшее число лет и быть почитаемым как святой (примеры в православии – царевич Димитрий Угличский и Артемий Веркольский). С материалистической точки зрения можно судить только по делам: оставил ли след в истории сей молодой человек или нет, был ли плод от его краткой жизни, сделал ли он что-нибудь для человечества? И если нет, если только вносил сумятицу в жизни людей, если только что и делал, что жил в трущобах, и умер среди грязного тряпья, то что это за жизнь? Он ничего не оставил после себя. Жизнь прожита зря, и сей человек не имеет никакого значения в глазах всего человечества. Он бесполезен.
Смерть в расцвете сил отчасти трагична, а отчасти даже… правильна. Ибо когда еще умирать, с точки зрения материализма, как не в расцвете лет? Во младенчестве и юношестве ты еще только зреешь, а в старости ты можешь оказаться и никому не нужным, твой ум может предать тебя, твои силы могут истощиться, и своей старческой жизнью ты можешь перечеркнуть свою зрелость. Лучше, видимо, умирать между тридцатью и пятьюдесятью пятью годами. Или когда лучше, что скажете? В это время человек может сказать, что он что-то успел сделать, успел чего-то достичь, что-то понять, что-то открыть. И есть что оставить – детей (будущих продолжателей дел), память о себе, материальные объекты (недвижимость, деньги, произведения культуры и так далее). Кажется, наиполезнейшие дела – это строительство, литература и искусство. Ничего нет долговечнее их. Пирамиды стоят, книги читаются – вот она, осязаемая, материальная память.
Ради этого ли жить? Чтобы оставить после себя память, след в поколениях? И неважно, очевидно, какой след – плохой или хороший. Да и критерии добра и зла в материальном мире так шатки: сегодня нацизм это добро, завтра зло, а послезавтра уже и снова ничего так, нормальное явление. Сегодня гомосексуализм – это зло, завтра – естественное право человека, а послезавтра… И неизвестно еще, кого помнят лучше: добрых или злых. Если ты умрешь и твое тело истлеет, ты сам исчезнешь навсегда, то важно ли тебе самому будет – какой ты след оставил после себя? Нет, абсолютно неважно. Важно ли тебе, пока ты жив, какой ты след оставляешь? Пожалуй… Но ты не знаешь, останется ли он и, если останется, то надолго ли.
Говорят, что человек должен оставить после себя память и детей. Всякий ли человек оставляет после себя память? Обо всех ли и всегда ли помнят? Едва ль. Стало быть, жизни остальных – прожиты зря? Если жил в трущобах и умер в трущобах, памяти о себе не оставив, то жил попусту. Но даже если и осталась память – надолго ли осталась? В перспективе человечество умрет. Так или иначе оно исчезнет. Уже сегодня ясно, что достаточно одного метеорита, чтобы уничтожить планету Земля. И какая бы ни была о тебе память – со смертью человечества ее не будет. Была Земля и перестала быть. Нет материальной жизни – нет и памяти.
Смерть в старости – естественна. От чего еще умирать, как не от старости? О чем тогда думать еще, как не прожитых годах? И вот вся жизнь (если ты ее, конечно, всю помнишь) перед глазами. Что оставляешь ты? Ничего не берешь с собой – всё оставляешь. Но кому? Дети могут перегрызться между собой из-за наследства (а то и перебьют друг друга, вот и оставил, называется, состояние), родственники уже при твоей жизни могут присматриваться, что бы урвать. Твоя жизнь заканчивается – это всем ясно, но вопрос остается всегда один и тот же: что дальше?
Если ты умрешь и ни с кем из них не встретишься более, то можно и пошутить зло над «родственничками», можно и «посмеяться» за гробом вволю – это если ты в здравом уме. А можно и быть чьим-то придатком, обузой, неповоротливой развалиной, ноющим и капризным больным… Нет ничего хуже для материалиста, чем ухаживать за смертельно больными. На что те живут, зачем они живут? Зачем нужны хосписы, зачем нужны старики старше 90 лет? Зачем нужны выжившие из ума? Они уже ничего не оставят после себя, они уже… никто и ничто. Ведь человеческая жизнь так материальна и так привязана к пользе человечеству. И если ты уже ничего не можешь дать людям, а только и можешь, что требовать ухода и лекарств, если ты есть только потребитель денег и немалых денег на лечение, которое, очевидно, не исцелит тебя, то зачем ты нужен здоровому и стремящемуся к бессмертию (а к чему еще стремиться может материальное человечество? Только к вечности материального существования) человечеству?
И выходит так, что с точки зрения материализма, если ты не принес пользы (или зла?), если ты не сделал ничего полезного для человечества, если ты не выполнил свою функцию в человеческом обществе, не занял свою нишу и не передал даже солонку, то твоя жизнь – ничего не значит, она бессмысленна и пуста. Твоя жизнь пуста и бессмысленна и тогда, когда ты, прожив, уже не можешь ничего дать обществу, а только являешься его потребителем. Такими же потребителями являются больные «дорогостоящими» болезнями. Это бесполезный человеческий материал, за редким исключением приносящий пользу.
С точки зрения материализма ты должен оставить после себя память (добрую или злую – решать тебе, но конечно, для пользы лучше добрую), детей (как будущих мертвецов, но необходимых работников для благосостояния человечества) и нажитые богатства (имеющие материальный носитель). Память – это назидание и пример для потомков. Дети – материал для работы. Богатства – для распределения между членами общества.
А что говорит идеализм? Что оставляет после себя человек? Странно, но как раз это не очень-то и важно для идеалиста. Важно то, что ты, оказывается, можешь взять что-то с собой из этого мира. Люди уходили в леса и пещеры, молясь Богу, умирали там. Они ничего – казалось бы – не дали материальному миру, но что за дело они творили? И не их ли молитвами материальный мир стоял и стоит до сих пор?
Человек берет с собой в потусторонний мир себя. Здесь имеет значение, какую жизнь ты прожил, причем важнее оказывается то, как ты жил внутри своего тела, как жила твоя душа. В каком состоянии ты умер, в таком и окажешься в загробной жизни. Ты берешь с собой свою душу – полную ли грехов, или наполненную покаянием, развратную или целомудренную, гордую или смиренную… И бывает так, что для мира ты можешь казаться глупцом, сумасшедшим, а там, по смерти, откроется, кто ты был воистину внутри себя.
И выходит так, что ты точно так же оставляешь после себя и память (особенно это касается людей благочестивой жизни, святых; память, разумеется, важна, но сами они не стремились к ней, не она сама по себе была смыслом их жизни), и детей (наполняющих землю и стремящихся к вечности; разумеется, не всегда, но опять же не они сами по себе составляют смысл жизни), и наследство (материальные блага – произведения, дела и проч.; для идеалиста они должны служить лишь подспорьем для духовных дел). Но важнее всего то, что ты берешь с собой. Это и есть то, зачем жил ты сам. Это и есть то, что составляло смысл твоей жизни. И здесь уже весь вопрос будет в том, жил ли ты так, чтобы наследовать вечную жизнь в новом мире, есть ли в твоей душе то, что способно жить в нем и что останется для него?
«Чтоб след остался». Кому и зачем оставлять после себя след?
Для человеческого общества наследие совершенных при жизни героических поступков зачастую важнее самого реального человека и его жизни. Иногда невнятный образ «наследившего» только мешает его же наследию и для общества лучше, когда он мертв, чем жив.
А большинство все так же стремится оставить после себя след примерно с таким же упорством, с каким стремится размножиться и оставить после себя потомство. Откуда и зачем нам это — давайте разберемся.
Поэты и музыканты, писатели и художники, политики и полководцы, просто обычные люди с их наскальной живописью, а ля «Ося и Киса были здесь», в своем большинстве если и сочиняют, рисуют, воюют или лезут на неприступную гору, то с единственной целью — чтобы увековечить себя хотя бы в глазах собственных и собственного поколения. В основе стремления человека «наследить» лежит примитивный страх смерти и небытия, удачно эксплуатируемый социумом и его лидерами в общественных интересах, «общего блага».
Отсюда и императивная попытка хоть как-то «закрепиться» в этом самом лучшем из миров: врожденный страх смерти и небытия плюс воспитуемый в нашем обществе с детского сада императив оставить после себя «наследие». Страх этот преимущественно подсознательный или бессознательный, всегда инстинктивный и естественный, поэтому многие не отдают себе отчета, придумывая разные возвышенные резоны вроде «ради общего блага», «для людей», страны, мира во всем мире…
Общественное стимулирование «оставить след» — напротив, продуманный акт манипуляции с целью извлечения пользы из каждого отдельного члена такого общества, а также его контролирования. Примерно такой же, каким были шаманские практики в доисторических общинах и религиозные культы нового времени.
Шаманская практика, реконструкция
Фото: Depositphotos
Желание оставить след часто бессознательное, но может быть и довольно осознанным, продуманным действием и в рамках современных социумных установок. Своего рода надгробная плита, которая начинает ваяться сами автором задолго до смерти или самим социумом с целью произведения на свет разного рода великих, значимых людей, которые являются своего рода валютой важности и весомости самого социума, страны в современном мире.
Чем больше у страны таких «наследников» — спортсменов, актеров, ученых, музыкантов, полководцев и т. д., тем выше гордость и якобы больше веса среди конкурентов на мировой арене. В виде написанной книги-шедевра, а по сути — пересказа на новый лад того, что тысячу раз было у древних, или какого-нибудь памятника известной исторической личности в своем городе, малопонятной самому клану картинки («Моны Лизы» или «Черного квадрата») или прыжка в высоту, длину, ширину — и вот уже митигируется страх смерти и растет вес в обществе. Виктория Кирдий, «Чёрный квадрат Малевича», 2009 г.
Фото: Источник
Что примечательно, так это то, что мотивирование подобного наследия после каждого члена клана — это преимущественно западный принцип поощрения при жизни или смерти, вкладываемый в неокрепшие головы сначала детей, а потом активно культивируемый в умах взрослых.
Например, в восточных или некоторых африканских культурах подобная установка меньше или вообще не выражена. У буддистов как раз главное — «не наследить», оставить после себя поменьше вообще каких-нибудь следов, прожить тише и незаметнее.
А еще не испорченный социумом ребенок пяти-семи лет может вообще не понимать, почему он должен стремиться что-то делать лучше других, а не так, как он хочет и умеет, и почему ему надо готовиться оставить что-то после себя.
Другим примечательным фактором является некий обман, самообман и экзажерация в том, насколько важны подобные наследия, что они являются мерилом человеческой жизни и значимости при жизни и после. Мало того что Земле, Природе, Вселенной нет дела до таких «наследий», а зачастую они — это примеры варварского калечения и уничтожения как самих «наследников», так и земли, и лучше, чтобы их не было никогда. Также как здесь часто важно его наследие, след, а не сам человек и его жизнь. Некий уже загробный образ, «пирамида Хеопса», а не то, что внутри.
Истуканы острова Пасхи
Фото: Depositphotos
Отсюда, кстати, высшая степень героизации разного рода военных, ученых и просто спасателей на пожарах. И между прочим, даже в западной цивилизации есть и другие примеры — примеры не прославления героев-одиночек, ликвидаторов последствий, совершивших подвиг путем жертвы, а тех «профилакторов», которые изначально жертвы не допустили. Примеры значимости оставить после себя след, доведенные до абсурда или крайних степеней, также широко распространены и на всеобщем обозрении.
Средний человек — программируемое, внушаемое млекопитающие, наподобие собаки или лошади, с немного более сложным интеллектом и большей внушаемостью, которое можно запрограммировать с рождения тем или иным способом, дав ему те или иные установки, которым он будет следовать всю жизнь.
Можно воспитать армию камикадзе, готовых умереть ради своего императора. Можно армию северных корейцев, молящихся своей Чучхе и верховному лидеру, как это делали древние египтяне или слаборазвитые обитатели Папуа-Новой Гвинеи. Можно воспитать поколения, свято верящие в важность и значимость «следа» после себя.
И лишь немногие имеют достаточно самокритичности и смелости, чтобы задаваться вопросами и подвергать сомнению данное и придуманное за них.
По большому счету, многие из нас не сильно отличаются от своих средневековых предков. Те верили в то, что тело продолжает жить на том свете. Мы верим в то, что дела продолжают жить, а оставить после себя след и порадоваться ему с небес — самое главное предназначение человека. Фото: Depositphotos
Поистине, в этом мире каждый дурачится на свой собственный лад, боясь только одного — своей смерти.
Что ты оставишь после себя?
Оставить после себя заметный след мечтают и надеются многие. Но мечтать недостаточно, этого можно добиться только каждодневными целенаправленными усилиями.
Я начал задумываться над этим вопросом, когда мне было 9 лет. У нас дома над дверью висел хадис, и я часто на него смотрел, но только теперь, больше чем через 25 лет, мне начал открываться его глубокий смысл. Вот этот хадис: «Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди) или праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Муслим).
До недавнего времени я не осознавал важность этих слов, пока не задумался о том, чего я ищу в жизни. Свершений? Признания, славы? Одобрения общества и подтверждения моих успехов? Но это не то, за что меня будут вспоминать, и не то, что послужит мне после смерти.
Чем больше я разговаривал на эту тему с окружающими, тем чаще мне приходил на память этот хадис. Возможно потому, что, как мне кажется, он дает самый правильный ответ на вопрос о том, как взращивать плоды нашей жизни.
В чем цель твоих каждодневных трудов?
Все мы стремимся к успеху в той или иной форме. Большинство считают, что должны карабкаться по карьерной лестнице, чтобы однажды стать преуспевающим руководителем, владельцем бизнеса, выплатить ипотеку, стать миллионером или просто зарабатывать столько, чтобы хватало на комфортную жизнь.
Ты работаешь, тратишь больше половины своей активной жизни (по крайней мере, по 8-9 часов в день), стремясь к этим мнимым ценностям. Но достигнув их, обнаруживаешь, что тебе больше не к чему стремиться, и разочаровываешься в жизни, проведенной в погоне за ускользающей целью. Ведь достаточно выйти на пенсию, удалиться от дел, и ты лишаешься всего этого. И тем более ничего из этого нельзя будет забрать с собой в могилу.
Вряд ли кто-то будет тебе искренне благодарен за то, что ты успешно вел бизнес. Скорее всего, тебя забудут через несколько месяцев после того, как ты уйдешь, и твое место займет другой амбициозный руководитель. Если за что-то тебя и будут вспоминать, то не за такого рода достижения, а за твои гуманные дела, за доброту, которая действительно затронула чье-то сердце и жизнь.
Таким образом, никуда не деться от неудобного вопроса: на что я трачу большую часть своей жизни? Ради чего все это? Я неоднократно задавал себе этот вопрос, и всякий раз вспоминал хадис, который привел вначале.
Что останется от твоих ежедневных трудов?
Согласно хадису, человек может оставить после себя только три вещи: добропорядочных и любящих детей, знания, переданные людям, или то, что будет приносить пользу еще долго после его смерти.
Каждому интуитивно понятны слова о детях. Многие имеют или собираются иметь детей. Дети будут о тебе помнить, молиться за тебя, делать что-то хорошее в память о тебе и, в свою очередь, рожать детей: таким образом, память о тебе останется в следующих поколениях.
Но даже если у человека нет детей, он может сделать так, что о нем будут еще долго помнить. Хадис, который я привел выше, говорит об этом простыми и правильными словами. Более того, он гласит, что кроме детей есть еще два ценных дара, который человек может передать живущим после него: это знания и то, что приносит пользу людям.
1. Передача полезных знаний
На первый взгляд, кажется, что сообщить людям нечто такое, что будет находить применение и после твоей смерти — это очень трудно. Но это не так.
Это может быть любое полезное знание, которым человек делится с благим намерением. Это может быть личный жизненный принцип, который пригодится другому человеку, это может быть объяснение того, как лично ты понимаешь уроки Корана или Сунны и как им следуешь, таким образом, оживляя традицию и призывая других делать то же самое. Это может быть твой пример добронравия и обходительности, который взял на вооружение другой человек. Одним словом, это может быть любое полезное знание — большое или малое, — переданное с благим намерением.
Ты можешь написать книгу, поделиться новой идеей или свежим взглядом на тот или иной предмет — это тоже те вещи, которые могут сослужить хорошую службу окружающим.
Если же ты хочешь большего, подумай о научном исследовании в определенной области. Некоторые ученые посвятили жизнь тому, чтобы показать людям путь к ответам на их вопросы.
Совет: прежде чем беспорядочно усваивать информацию и делиться ею с другими, подумай, зачем ты это делаешь? Подумай, что исходит от тебя к людям день ото дня и способствует ли это тому, чтобы тебя и после смерти вспоминали добрым словом?
2. Творение непрерывной милостыни
Что такое непрерывная милостыня, т.е. непрерывная польза? В оригинале хадиса на арабском это называется «саадака джария». Есть много доступных и важных видов деятельности, которые способствуют распространению пользы в течение более долгого срока, чем человеческая жизнь. Например, институты или платформы, выполняющие какую-то общественно значимую функцию. В наше время это так называемые социальные предприятия: компании, которые служат определенной социальной цели, и одновременно прибыльные и эффективные.
Их деятельность может быть связана с определенной технологией или медициной, которая оказывает влияние на жизнь людей, или это может быть просто школа, которая окупается, приносит прибыль и одновременно служит неимущим.
Но это не обязательно должна быть некоммерческая организация. Это может быть и успешный стартап, который продолжает приносить пользу и после ухода его основателя.
3. Создание социально-ориентированных институтов
Институты, надлежащим образом созданные и управляемые, тоже могут пережить нас.
Если я врач, я могу подумать об основании клиники, которая будет успешно работать и после моего ухода на пенсию.
Если я провел доскональное исследование в определенной области, я могу подумать о стартапе, который сможет приносить коммерческую выгоду и сделать результаты моего исследования доступными широкому кругу людей.
Если я юрист, я могу открыть консультацию для малоимущих и тех, кому больше некуда обратиться.
Если я бизнесмен и вижу определенную неохваченную нишу потребностей, я могу создать компанию, которая будет эти потребности удовлетворять.
Когда есть цель выйти за рамки личного вклада и создать институт, то находятся и возможности, позволяющие создать организацию, деятельность которой продлится и после твоего ухода.
Я принял такое сознательное решение в 2014 году. Одно дело работать на международные учреждения, но если ты их не контролируешь, результаты деятельности улетучиваются. Я понял, что единственный способ их удержать — создать учреждения, которые будут сохранять эти результаты. На тот момент меня интересовало распространение ответственного подхода к финансовой деятельности.
В итоге я участвовал в создании «Фонда ответственного финансирования и инвестиций» (RFI Foundation), который занимается слиянием различных форм ответственного финансирования, этическими инвестициями и исламскими финансами путем организации мероприятий, налаживания партнерства и консультирования.
Потом я понял, что могу сделать больше, оказывая поддержку социально-ориентированным стартапам — так возникла группа единомышленников, которые создали инкубатор такого рода стартапов. Надеюсь, что он докажет свою жизнеспособность и что мы движемся в нужном направлении.
Совет: подумай о своей специальности, о своих способностях и ресурсах, как их можно применить для создания институтов, которые тебя переживут. Думай не о масштабности проекта, а о том, чтобы в нем присутствовал баракят (благословение), которое обеспечит ему долгую жизнь, и о том, чтобы твоя работа была искренней, смиренной и угодной Аллаху, то есть дающей преуспевание в этом мире и в вечной жизни.
Если я не могу создать собственный стартап, приносящий долговременную пользу?
Я не говорю, что такие инициативы — единственный способ сделать свой вклад и оставить после себя память. Не у каждого есть для этого соответствующие возможности и ресурсы.
К примеру, недавно я помог одной замечательной женщине открыть в Бангладеш бесплатную школу для малоимущих детей. Теперь школа существует на пожертвования. Я сказал себе: «У меня есть опыт, знания и возможности, которые могут быть ей полезными» и предложил помочь, чем могу. Первое, что я сделал, это мысленно поставил цель помочь ей воспитывать и кормить 80 детей за счет финансирования постоянных спонсоров, которые и в дальнейшем будут поддерживать этих детей. Надеюсь, что смогу сделать больше и еще больше содействовать тому, чтобы повлиять на будущее этих детей. Мне бы хотелось, чтобы со временем все они смогли получить высшее образование и, в свою очередь, повлиять на жизнь своих общин.
Совет: Необязательно самостоятельно возглавлять проект. Важно ваше содействие его будущему, независимо от того, кто им руководит и чья это инициатива. Никогда не преуменьшайте свои добрые дела. Прекрасно, что в любых своих делах можно видеть их проекцию на вечную жизнь: ведь отчитываться придется не о количественном вкладе, а о том, насколько он оказался долговременным.
Что останется после тебя?
Каждый имеет массу возможностей оставить после себя значительное наследие. Но для этого сначала нужно перестать думать только о моментальном результате и переключиться на создание того, что будет жить после тебя.
Во-вторых, необходимо всегда быть открытым для возможностей и лучший способ — поведать как можно большему числу людей о том, что ты ищешь такие возможности. Дальше остается только действовать — уверен, что у каждого из нас найдутся на это силы и знания.