Что особенного в творчестве гоголя
Из чего состоит Дом Гоголя: жизнь главного мистика русской литературы в экспонатах
Автор и его произведения
Николая Гоголя ставили в один ряд с такими известными авторами, как А.Пушкиным и М.Лермонтовым, когда речь идет о создании нового литературного направления. Гоголь настолько точно, настолько детально описывал бытовую жизнь своего народа и своих героев, что многие его произведения относятся к реализму. Детально описывая те черты, которые были присущи помещикам и чиновникам, писатель не только обобщает и показывает человека определенного социального строя, но и создает новый литературный образ «делового» человека или плута. Творчество Николая Гоголя легло в основу создания в известных литературных кругах «натуральной школы», куда вошли многие выдающиеся писатели: Тургенев, Достоевский и другие.
Но изображение Н.Гоголем и людей, и природы, и социальной действительности не является ее точным изображением, а все-таки оно проходит конкретное переосмысление писателем и воплощением его художественных замыслов. Стоит вспомнить высказывание автора, когда он говорит о своем произведении «Ревизор»:
«Я решился собрать в одну кучу все дурное в России…все несправедливости…и за одним разом посмеяться над всем».
Города, которые описывает автор: Диканька, Петербург и Миргород – это обобщенные образы России и Малороссии. Он попытался показать не только национальные черты этих географических объектов, но и черты, характерные для всей земли вообще. Например, Миргород – это не просто название города, который располагается в Полтавской губернии, но это образ-символ мирового города. Он в гоголевских повестях объединил разные стороны жизни человека: идеальную семейную жизнь, военные действия, борьба с нечистыми силами и скучная повседневная жизнь.
Детство
В 1809 году, весной 20 марта, в семье простого помещика Гоголя родился мальчик, которого стали величать Николаем, по отчеству — Васильевичем. Его семья проживала в небольшом местечке Полтавской губернии. Тогда оно называлось Великие Сорочинцы.
Детство будущего писателя проходило недалеко от села Диканька, там у его родителей было собственное имение. Творческую натуру в маленьком Гоголе раскрыл его отец, который являлся поклонником искусства и театра, сочинителем комедий и стихов. Образование мальчик получал в стенах дома.
Лучшие гоголевские произведения
Исследователи гоголевского творчества утверждают, что Николай Гоголь за свою жизнь успел создать 68 произведений. Но замыслов у него, конечно же, было намного больше. При подсчете литературоведами не учитывался и второй том поэмы «Мертвые души», который уничтожил сам писатель. На сегодняшний день самыми известными и лучшими считаются следующие произведения:
★ «Мертвые души». ★ «Ревизор». ★ «Вечера на хуторе близ Диканьки». ★ «Вий». ★ «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». ★ «Тарас Бульба». ★ «Нос». ★ «Шинель». ★ «Записки сумасшедшего».
Эти произведения позволяют более ярко представить гоголевское творчество и разобраться в его стилевых и художественных особенностях. Многие литературоведы утверждают, что самым ярким гоголевским произведением является его комедия «Ревизор». Она представлена автором в пяти действиях. Писал Гоголь свою пьесу погода с осени 1835 года по январь 1836 года. Главный герой этого произведения – мелкий и пронырливый чиновник, который, приезжая в небольшой провинциальный городок, воспользовался тем, что его приняли за проверяющего. Хлестаков, который возвращается в Петербург, заехал в город, который ему попался по дороге и стал брать взятки и подарки, бесплатно проживая у городничего и питаясь у него.
Весь чиновничий мир городка пытался ему услужить во всем. И только, когда плут и пройдоха Хлестаков, уезжает из города, то раскрывается вся правда. И вот здесь гоголевская немая сцена, так как приезжает настоящий проверяющий и читатель должен понять и додумать о том, что теперь произойдет. Известно, что первая театральная постановка, которая произошла в Петербурге, не имела успеха, но все последующие, в том числе и за пределами страны, имели огромнейший успех. В своих дневниковых записях автор «Ревизора» говорит о том, что идею написания этой комедии ему подал опальный поэт Пушкин.
Но сделка Чичикова закончилась провалом, так как его арестовывают и с трудом ему удается избежать суда. Но в гоголевской поэме притягивают внимания некоторые помещики, которые становятся яркими и колоритными в русской литературе:
➥ Манилов, сладощавый, бесполезный, пустой мечтатель. ➥ Коробочка, мелочная и корыстолюбивая. ➥ Собакевич, обыватель, которого интересует лишь только материальные блага. ➥ Плюшкин, жаден, подозрителен.
Души этих героев мертвы и пусты. Много театральных постановок было сделано на основе этого произведения. Самым серьезным гоголевским произведением называют его повесть «Тарас Бульба». В нем автор показывает как стойко и мужественно сражался украинский народ с турками и татарами. Главные сцены в гоголевской повести посвящены битвам, они грандиозны и исторически. Но личности запорожских казаков гиперболичны. Они подобны богатырям из былин. Для написания этой повести Гоголь изучил много исторических и народных источников.
Мистические и фантастические события происходят в великолепном произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки». Книги эта вышла в двух томах, в каждом из которых было по четыре повести. Он достигает в своем произведении необычное: связывает прошлое и настоящее, сказку и быль, историческое и духовное. В этом гоголевском произведении люди и нечистая сила живут рядом. Такого произведения еще в русской литературе не было.
Творческое наследие Гоголя
Но кроме основных и популярных произведений, известный автор оставил и другие литературные памятники. Остановимся немного и на них. Итак, в широко известны следующие драматические произведения Николая Гоголя:
✔ Женитьба. ✔ Игроки. ✔ Утро делового человека. ✔ Тяжба. ✔ Лакейская. ✔ Театральный разъезд после представления новой комедии.
Но особенно много создано автором в публицистике, где автор мог точно и определенно выражать свое мнение. К сожалению, не все читатели знакомы с гоголевскими публицистическими произведениями. Но они существуют, и многие литераторы ссылаются на них. Для полноты понимания произведений самобытного писателя Гоголя стоит прочитать и знать следующие некоторые публицистические произведения:
♦ Женщина. ♦ «Борис Годунов», поэма Пушкина. ♦ О поэзии Козлова. ♦ Несколько слов о Пушкине. ♦ О движении народов в конце V века.
Есть и упоминания о тех произведениях, которые относятся к несохранившейся гоголевской литературе. От некоторых из них остались большие или малые отрывки:
⇒ Рим. ⇒ Страшная рука. ⇒ Что это?
Особого внимания заслуживают произведения, которые невозможно определить по жанру:
• Италия. • «Арабески». • Гоголь в музыке и кинематографе.
Причины возникновения
Спровоцировать развитие болезни может неверное расположение глазного яблока в глазнице. Повлиять на это могут различные травмы – ущемление мышц зрительного органа, возникшее в результате перелома стенки глазницы. Неправильное положение глазного яблока – это еще одна причина развития гематомы глазных тканей.
Еще повлиять на патологический процесс может повреждение глазодвигательного нерва. Привести к этому может:
Также повлиять на диплопию могут различные инфекционные процессы, сформированные на фоне следующих патологий:
Спровоцировать диплопию может сильная интоксикация, возникшая на фоне алкоголя или медикаментов.
Двоение изображения может быть результатом таких патологических состояний:
Диплопия может возникнуть на фоне перенесенных операций на органы зрения
Стилистические особенности произведений Н.В.Гоголя
Свое литературное творчество начинал как романтик, но очень быстро от него отошел и перешел к реализму. Развивался писатель под влиянием Пушкина и его свободолюбивых идей. Своеобразие гоголевских произведений состоит в том, что он первым дал изображение жизни российских помещиков и чиновников, создал образ «маленького человека». Гоголь – великолепный сатирик, который успешно обличал все пороки современного общества.
Интересны и композиции гоголевских произведений. В их основе не любовные перипетии или же семейные конфликты, а события всей страны, которые имеют общественное значение. Отсюда и такие глубокие образы, которые были типичны для всей России. Чаще всего в своих произведениях использует гиперболу, чтобы сделать созданный им образ более ярким. Гиперболу он использует и при описании деталей: вещей. Помещения, одежды. Гоголевский пейзаж необходим автору, чтобы дать более точную характеристику персонажей. Речь автора разная: восторженная, разговорная. Использует он и просторечья, диалектизмы.
Особенностями построения текста можно назвать:
✚ Использование больших сложных предложений с разными идами связи. ✚ Лирические монологи. ✚ Много эмоциональных предложений, где используются вопросительные и восклицательные знаки. ✚ Огромное количество эпитетов. ✚ Необычен и гоголевский юмор: « смех сквозь слезы».
Юность
По окончании домашнего обучения, Гоголь 2 года провёл в уездном училище Полтавской губернии, после чего благополучно поступил в гимназию г. Нежин. Это учреждение было создано для обучения провинциальных дворянских детей.
Юный Гоголь здесь научился рисовать, играть на сцене и на скрипке. В своём будущем он видел себя юристом, мечтая вершить правосудие. Но литература взяла верх над его мечтами.
Несмотря на неудачные пробы, которые он провалил в декабре, после окончания гимназии (1828 год), его отношение к литературе и стремлению развиваться в этом направлении не угасло.
В 1829 году он стал мелким чиновником. Его однообразную скучную жизнь скрашивала живопись, которой он занимался в Академии художеств, и литература.
Критики о произведениях Гоголя
Белинский отмечал простоту, вымысел и народность гоголевских произведений. В его произведениях, считал критик, рядом с комическим идет чувство уныния и печали. И это результат того, что гоголевское изображение жизни реальное. Кроме того, с каждым гоголевским персонажем, как утверждал Белинский, автор знакомит так. Словно вы его знаете давно уже. Николай Гоголь может заинтересовать читателя самыми ничтожными подробностями.
Писатель понимает всю ничтожность своих персонажей, поэтому над ними и подшучивает. Белинский говорит о том, что Гоголь – это и гений, и разносторонний человек
Творчество Гоголя
Творчество Гоголя, которое можно разделить на несколько периодов, имеет ряд своих особенностей: соединение фантастического и реального пластов, использование сатирических приемов. Все произведения, которые так или иначе знакомы русскому народу, оказали большое влияние на всю русскую литературу.
Периодизация творчества
Гоголевское творчество можно разделить на несколько периодов. Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя тесно связаны друг с другом.
Первый этап, который длился с 1829 по 1835 годы, связан с юмористическими жанрами и приемами. Этот период принято называть «петербургским». Петербург невесело встретил Н. В. Гоголя, уже тогда ему пришлось столкнуться с жизненными невзгодами и проблемами. Это позволило увидеть писателю реальность со всеми ее отрицательными чертами. Н. В. Гоголь мечтает о другой, счастливой жизни. За петербургский период вышли сборники Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и «Арабески». Это связано с тем, что в воображении писателя рисовались картины народной жизни, которые в основном были связаны с Украиной.
Второй период, длящийся с 1836 по 1842 годы, отличался своей реалистичностью, причем Н. В. Гоголь для отображения реальной действительности использовал сатирические приемы. Этот этап связан с написанием и публикацией комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души». Здесь Н. В. Гоголь поднимает проблемы, связанные с человеческими пороками: стремление к богатству и чинам, коррупция, пошлость, чинопочинание, низость и тупость. Смех над этими качествами стал орудием борьбы с человеческими пороками.
Третий этап, продлившийся с 1842 по 1852 годы, связан с внутренним миром писателя, его желанием размышлять на философские, религиозные и нравственные темы. Находясь за пределами Родины в полнейшем одиночестве, Н. В. Гоголь обращается к религии, переосмысливая при этом все свое творчество.
Помимо работы над вторым томом «Мертвых душ», в котором писатель хотел показать положительные черты отрицательных персонажей, Н. В. Гоголь работает и над публицистическим произведением: «Выбранные места из переписки с друзьями». В этой книге отобразился весь духовный кризис Н. В. Гоголя. Болезнь, а также творческая слабость давали о себе знать: писатель сжег второй том «Мертвых душ», а через некоторое время Н. В. Гоголь скончался.
Особенности творчества
Несмотря на разнообразие жанров, в центре произведений Н. В. Гоголя всегда стоял человек. Описание человеческой жизни происходило с помощью обращения к фольклорным традициям. Народные сказания, предания, легенды являлись основами сюжетов произведений Н. В. Гоголя.
Часто в произведениях Н. В. Гоголя реальный мир воедино соединяется с фантастическим миром. Мистические персонажи сочетаются с реальными личностями. Это указание на двоемирие говорит о романтическом направлении, характерном для раннего творчества писателя.
Н. В. Гоголю с мастерством удавалось описывать реальную действительность, для которой свойственны коррупция и чинопочитание, разделение людей на бедных и богатых. Проблемы, поднятые писателем, до сего дня остаются актуальными, что и является причиной бессмертности произведений Н. В. Гоголя.
Знаменитые произведения
Творческий путь Гоголя недолог. Однако за сравнительно небольшой промежуток времени писателю удалось оставить большой след в русской литературе.
Поэма «Мертвые души», повесть «Шинель», сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», повесть «Тарас Бульба», комедия «Ревизор», повести «Нос», «Заколдованное место» и «Портрет» – известные каждому русскому человеку произведения Н. В. Гоголя.
О стиле Н. В. Гоголя
Рубрика: Филология, лингвистика
Дата публикации: 29.06.2020 2020-06-29
Статья просмотрена: 328 раз
Библиографическое описание:
Цао, Фани. О стиле Н. В. Гоголя / Фани Цао. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 258-261. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72198/ (дата обращения: 21.12.2021).
Н. В. Гоголь — выдающийся писатель, один из родоначальников русской художественной сатиры XIX века, основатель литературы критического реализма. Его основные произведения: «Ревизор», «Мертвые души», «Петербургские повести», «Тарас Бульба» и пр. Автор этой статьи попытался изучить основные приемы, к которым прибегал писатель: экспрессивные образы, точные детали, гротеск. Фантастические сюжеты соседствуют в повестях и пьесах с реальными картинами — так писатель через частное и субъективное показывал типичное и общее. Сатира (антиидеал) помогали художнику-патриоту указывать на недостатки современного ему общества и надеяться на его перерождение.
Ключевые слова: Н. В. Гоголь, стиль, сатира, анализ, деталь, гротесковые образы.
Китайских исследователей привлекает стиль Н. В. Гоголя, они видят в его произведениях прием абсурда (изображение нелепости, противоречащей здравому смыслу), абстракцию (изображение реальных образов через отвлеченные данности). Все это дает возможность говорить о Гоголе как о предтече экспрессионизма (хотя данное течение появилось уже в XX веке, в эпоху модернизма), который стремится к эмоциональному выражению действительности.
Экспрессионизм, как известно, — это одно из важнейших направлений современного искусства, отличающегося тем, что художник делает акцент на выражении своих чувств при игнорировании описания реальной формы объекта. Поэтому экспрессионизм часто сочетается с абстракцией и искажением реальности.
Русские писатели-патриоты, и Гоголь в частности, испытывали чувство тревоги (свойственное экспрессионизму) по отношению к настоящему и будущему своей Родины, ее народа. Вследствие этого литературная традиция, начатая Гоголем, зародила семена для развития экспрессионизма в XX веке. Внутренний закон развития литературы (демократизация, изображение «маленького человека», «униженных и оскорбленных») и внешняя социальная среда сформировали литературу, стремящуюся к экспрессионистской тенденции. Наиболее яркой художественной чертой русского экспрессионизма является его художественная комплексность, которая отражает синтез повседневной жизни, действительного существования и фантазии. Поэтому российские писатели-реалисты сочетают абстракцию и конкретность, реальность и ирреальное, материализм и мистику.
Сказанное относится ко многим произведениям Гоголя. Например, в повести «Нос» (созд. в 1833 г.) парикмахер Иван Яковлевич, который жил на Вознесенском проспекте, проснулся рано утром и нашел нос в хлебе. Этот нос принадлежал коллежскому асессору Ковалеву, который брился у цирюльника каждую среду и воскресенье.
Сам чиновник Ковалев также проснулся рано утром и обнаружил, что место, где был длинный нос, стало плоским. К своему величайшему удивлению, Ковалев чуть позже увидел собственную часть тела в «мундире, шитом золотом», и со шпагой на боку. Гоголь сообщает: «По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника». Как видно, Гоголь сочетает реальные петербургские топонимы (названия улиц, проспектов, храмов), детали современной ему одежды (сапоги, вышивка, шляпа, мундир, плюмаж) и невероятную фантастику, ибо нос садится в карету, едет в Казанский собор и там молится! Безусловно, это совершенно абсурдные ситуации, которые не могут произойти в жизни.
В повести «Нос» преувеличивается антропоморфная особенность человеческого органа — носа. С одной стороны, произведение переполнено точными описаниями нравов и быта, но, с другой стороны, оно кажется «абсурдным», потому что автор использовал элементы фантастического сюжета. Фантазия — это то, чего не было в реальности, но она, безусловно, имеет «тень реальности», так как искаженно расширяет ее, тесно интерферирует с ней. Писатель показал современного человека, занятого только своей внешностью (выбритый подбородок, например), бездуховного, при этом зараженного «гипнозом чина» и «миражами мундира». Гоголь описал данную ситуацию следующим образом: «История произошла в северной столице огромной страны, где нос неестественно отвалился, выдавая себя за форму государственного служащего пятого класса и бегая повсюду».
Итак, перед нами тонко выстроенная художником слова ситуация, где используется абсурд, но за ним просвечивает жестокая действительность, изображенная сатирически. Сюжет, конечно, вымышленный, но в этом вымысле столько правды и правды горькой! «Ненормальная» жизнь порождает ненормальные ситуации и подобное же поведение людей. Гоголь (как впоследствии и А. П. Чехов) изобразил своеобразную мечту чиновника: его «нос» делает молниеносную и головокружительную карьеру — предел вожделений людей, думающих о чинах и наградах. Моральные качества, этика, совесть не интересуют современников, и это заставляет писателя прибегать к подобным сюжетам.
Как видно, Гоголь не просто высмеял вульгарное социальное явление, он еще и указал на болезни своего времени, всей системы — бюрократической, чиновничьей, бездуховной. Помогает писателю в этом экспрессионистское видение мира, в основе которого художественный метод, существовавший, как видно, во все времена. Экспрессионизм базируется на субъективном восприятии мира как на отправной точке художественного выражения. Однако субъективная точка зрения рождает эмоцию, демонстрирующую объективную картину порочности и безнравственности (в данной повести). Отделив нос от его хозяина, Гоголь создал гротесковый образ, утвердивший и ничтожность чиновничества, и торжество пустоты (часть тела без головы).
Гоголь — мастер создания точной и тонкой детали, и многие помнят классическое предложение: «У него всегда в кабинете книга, а закладка всегда на четырнадцатой странице. Он часто читал эту страницу…». Речь идет о Манилове, и этот штрих к его образу дал читателям наилучшее понимание лени персонажа. Читатель, как детектив, собирает сведения о персонаже и за вечно покрытым рогожей креслом видит беспечного помещика, который, по словам Гоголя, когда-нибудь разорится и сам того не заметит.
Не менее детально описана и Коробочка — «рачительная» помещица, у которой пятачок был положен к пятачку, а гривенничек — к гривенничку. Однако автор назвал ее «дубинноголовой», так как она сама напоминала пустую коробку
Не забудем, что в доме Собакевича каждый комод и шкаф напоминали о физических и умственных качествах своего хозяина. Его фрак («медвежьего цвета»), поворот головы, чрезмерный аппетит и жадность говорили о несомненном сходстве с медведем («средней величины»). Как видно, здесь детали создают невероятно яркий гротесковый портрет помещика, дворянина, владельца «крестьянских душ», чья звероподобная натура не внушает Гоголю-патриоту надежд на процветание его родины — крепостнической России.
Детали портрета Ноздрева, интерьера его жилища, всей усадьбы также представляют весьма распространенный тип помещика-игрока и кутилы: пустая конюшня (без лошадей, но с волчонком), обилие курительных трубок, выдранные во время драки бакенбарды (били за то, что плутовал в карточной игре). Писатель дополняет характеристику тем, что его герой «вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти и тому подобную чепуху». Беда в том, что такие горе-хозяева часто встречались в России того времени и «Ноздрев долго еще не выведется из мира».
Описание обстановки в доме Плюшкина также очень типично, так как насыщено точными деталями. Чичиков увидел различные предметы, и они были перечислены очень подробно: «маленькие кусочки бумаги», «мраморные пресс-папье с овальными ручками, уже зеленого цвета», «сломанные ручки на круге кресел», «чашка напитка…». К этому можно добавить бесконечные гвозди, старые подметки, тряпки и пр. Эта ветошь была подобрана на улице, и она соседствует с дорогими китайскими фигурками, прекрасным фарфором и хрусталем, напоминающими о былом благополучии богатого помещичьего дома. В данном случае деталь подчеркивает контраст между «живым» и «мертвым», говорит о той красоте, которая была погублена скаредностью.
Гоголь, как уже было замечено, часто прибегал к использованию сатиры. В XIX веке Россия (гоголевская Россия) была страной, нуждающейся в коренных реформах (которые состоялись уже поле смерти выдающегося писателя). Николаевское «мрачное тридцатилетие» не было ознаменовано ни экономическим ростом, ни демократическими свободами. В данной ситуации Гоголь сформировал литературный стиль, свойственный критическому реализму, которому сопутствует сатира. Будучи единомышленником А. С. Пушкина, а также вдохновляя писателей 1840-х годов («натуральной школы» — Н. А. Некрасова, В. Г. Белинского и др.), Гоголь тяготел к проявлению комического в искусстве, которое представляло собой поэтическое разоблачение явлений при помощи юмора, насмешки, сарказма.
Ранние «Вечера на хуторе близ Диканьки» еще полны фантазией, мистикой, комизмом, обогащенными картинами национальных нравов и обычаев. Фольклорная основа весьма ощутима в «Майской ночи…», «Страшной мести», где представлены экзотические для русского читателя характеры. В изысканной форме автор проповедует истину, добро и красоту, а также объявляет войну несправедливости и жестокости. В большинстве ранних произведений Гоголя царствует добрая ирония и юмор.
Однако уже в «Ревизоре» (1836) мы наблюдаем гиперболизм и более зрелую сатиру, так как автор ставит целью разоблачить все пороки реального мира, включая высшие классы чиновников, всю бюрократическую систему. Также писатель стремится показать бесправие обычных людей (например, в «Шинели»). Гоголь не боится открыто критиковать современное общество, и в этом ему помогают сатира, гротеск, сарказм. Абстрактный город N, изображенный в «Ревизоре», конечно же, ассоциировался со всей Россией, недаром после премьеры император Николай I заявил, что в пьесе «досталось всем», но больше всех — ему, царю.
Образы городничего-взяточника, нерадивых полицейских, глупого почтмейстера были невероятно живо и типологически верно созданы. Не менее реально были представлены системы здравоохранения и образования страны, что, конечно, призывало к их кардинальной и скорейшей перестройке.
Еще современники заметили, что в пьесе нет положительного героя (может быть, только смех?), но был внесценический персонаж, настоящий ревизор, который прибыл навести порядок в городе (в стране) «по именному повелению» — то есть по приказу представителя высшей власти. Таким образом, Гоголь обращает свою сатиру против недостатков всеобщих — в масштабе огромной страны, нуждающейся в прогрессе.
Заключение
Гоголь, несомненно, является мастером сатиры, гротеска и яркой детали, что сделало его писателем, который передал дух своего времени: изобразил типичные характеры в типичных обстоятельствах. Его произведения наполнены философскими раздумьям и при этом волшебными красками, что позволяло ему размышлять об искусстве, истории России, религии, подвергать острой критике и разоблачению пороки, восхищаться талантом русского человека. Используя экспрессионистские по своей сути образы, исходя из субъективного взгляда на мир (как отправной точки художественного выражения), опираясь на жизненный опыт, и превращая этот опыт в страсть, Гоголь разоблачал несправедливость, показывал человеческие страдания.
Используя подробное (детальное) описание, Гоголь фиксирует внимание читателя на современных нравах и быте, давая огромный материал грядущим культурологам. Одновременно писатель построил для нас мир, который наполнен фантазией, добром и гуманистическим пафосом. Он говорит об этом то серьезно и торжественно, то иронично и даже безжалостно, разоблачает нелепость и бессердечность. Мир Гоголя необычайно сложен, многомерен и красочен.
При анализе эволюции гоголевской сатиры мы понимаем, какой путь прошел автор-гражданин, который с напряженным вниманием следил за постоянно меняющимся внешним миром. Гоголя интересовали вопросы национальной экономики, мирового искусства, истории религии, философия. Судя по письмам и статьям писателя, его очень занимали проблемы улучшения благосостояния людей, повышения общего уровня культуры. Гоголевские сатира и юмор были направлены на то, чтобы найти наилучший путь для развития страны, позволить людям победить пороки и найти новые пути развития.
Произведения Гоголя не только имеют чрезвычайно высокую художественную ценность, но несли и несут глубокую социальную значимость, как в его время, так и сейчас. Мировая литература, безусловно, ориентируется на поэтику и проблематику произведений этого художника.