Что орксэ 4 класс

Часто задаваемые вопросы о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики»

1. Когда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики »?

К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) приступили с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов всех общеобразовательных школ.

Введение курса ОРКСЭ регламентируют следующие нормативные акты:

· Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 №84-р.

· Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 (в редакции от 31.01.2012 №69) «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования, утверждённый.

· Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 №1312 (в редакциях от 20.08.2008 №241, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Комплексный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей:

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики».

Все модули курса одинаковые по объёму часов и составляют 34 учебных часа в 4 классе. При этом первый (вводный) урок и последние несколько уроков (представление проектных работ обучающихся по теме модуля курса) должны проводиться совместно, без деления класса на модули.

Выбор осуществляется родителями самостоятельно, абсолютно добровольно и индивидуально. Любое принуждение (например, решение большинством голосов на классном собрании) при решении данного вопроса носит незаконный характер.

Решение о выборе подтверждается заявлением родителей на имя директора школы.

Столько, сколько выберут родители.

Класс делится на несколько групп по числу выбранных модулей, при этом допускается изучение одинакового модуля детьми разных классов одной параллели четвёртых классов, или, при необходимости, организуется индивидуальное изучение модуля (если его выбрал один родитель).

В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями и культурой народов России.

Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур.

Нет. Программы модулей являются государственными образовательными программами, являющимися обязательными для изучения в рамках федерального компонента учебного плана.

Вместе с тем, содержание каждого модуля должно отражать региональные (местные) особенности, включать в себя информацию об истории края, его культурных традициях, о совместном многовековом сосуществовании разных народов и религий, их взаимном обогащении и взаимовлиянии, духовно-нравственном единстве.

Преобладание воспитательного аспекта.

Акцент на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями.

Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.

Освоение курса должно обеспечить:

· понимание духовности, нравственности, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества;

· знание основных норм морали, понимание их значения для жизни человека, семьи, общества;

· формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

· формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции, как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

· знание, понимание и принятие личностью таких ценностей, как: Отечество, семья, религия;

· укрепление духовной преемственности поколений.

В соответствии с п. 3 статьи 27 Закона деятельность по обучению детей религии могут осуществлять только религиозные организации, которые имеют документ, подтверждающий их существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

Вести курс могут исключительно светские педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного профессионального образования. При этом педагог получает универсальную подготовку по всем модулям курса с тем, чтобы быть готовым компетентно вести любой из выбранных родителями для своих детей модулей курса.

В муниципальных общеобразовательных учреждениях – нет.

В ходе подготовки учителей возможно проведение встреч с представителями религиозных организаций, привлечение их к участию в курсах для преподавателей, включение их рекомендаций в методические пособия для педагогов, составляемых специалистами учреждений дополнительного профессионального образования.

Светский характер комплексного курса и в целом образовательного процесса в школе не подразумевает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото- / видео- / аудио-формате.

В случае особой необходимости (например, наличие в культовых сооружениях уникальных экспонатов духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках курса может быть организовано при согласии родителей каждого обучающегося и по согласованию с представителями религиозных организаций. При этом обязательным условием является неучастие обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

Нет. В соответствии с действующей в настоящее время нормативной базой изучение курса в рамках обязательных предметов учебного плана на основной и старшей ступенях обучения осуществляться не будет.

Все школы области будут обеспечены учебниками по курсу ОРКСЭ в полном объеме за счет средств областного бюджета.

Это безотметочный курс, оценка в виде баллов за него не выставляется. Учебное заведение может самостоятельно решать вопрос о введении оценочной системы.

Учащиеся в конце освоения курса будут представлять в ходе единых занятий (без деления на модули) свои проектные работы, презентации, творческие выступления и т. п.

Нет. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ этот курс включен в перечень предметов федерального компонента учебного плана и обязателен для изучения в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, реализующих государственный стандарт начального, основного общего, полного (среднего) общего образования.

Родители имеют право присутствовать на любых уроках своих детей. Участие родителей в реализации курса ОРКСЭ может проявляться также в совместной работе с ребенком по подготовке его творческой работы, выступления и других формах, предусмотренных педагогическими технологиями и учебным планированием учителя.

19. Могут ли дети разных классов (школ) обучаться на одном модуле курса ОРКСЭ?

Да. Как и при изучении, например, иностранных языков, дети разных классов одной параллели могут изучать выбранный модуль на одном занятии, если их общая численность не превышает допустимые нормы.

20. До какого срока родители должны сделать свой окончательный выбор модуля, который будет изучать ребенок в 4 классе? Можно ли переписать заявление на выбор модуля?

Окончательный выбор необходимо сделать и закрепить его индивидуальным заявлением до начала учебного года, то есть до 1 сентября.

Но желательно все же определиться пораньше, например, чтобы у школьной библиотеки было время на приобретение нужного количества учебников, а учителям можно было сформировать свои тематические планы заблаговременно, хотя изменить свое решение до указанного срока можно.

Источник

Планирование ОРКСЭ 4 класс

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Беловская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области

на заседании ШМО учителей

от 30 августа 2021 г.

на заседании педагогического совета Беловской СОШ

от 30 августа 2021 г.

от 30 августа 2021 г.

Директор Беловской СОШ

(модуль «Основы православной культуры»)

на 2021 – 2022 учебный год

Учитель: Перепёлкина Светлана Фёдоровна,

I квалификационная категория

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по ОРКСЭ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Курс «Основы православной культуры» проводится по учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры»

Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».

Проблема воспитания толерантности и нравственной иденти­фикации подрастающего поколения сегодня волнует обществен­ность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне оче­видно, что воспитательную составляющую наряду с научными зна­ниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу ин­формации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное зна­чение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозны­ми объединениями, признанием свободы вероисповедания и ми­ровоззрения участников образовательного процесса.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав­ственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Цель учебного предмета «ОРКСЭ» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

1. Знакомство обучающихся с основами православной культуры;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;

4. Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

5. Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

2.Планируемые предметные результаты

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достиже­ние следующих предметных ре­зультатов освоения содержания:

— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Раздел I. Введение в православную духовную традицию (17 часов)

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Формы организации учебных занятий: беседа, лекция, творческий отчёт.

Основные виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, слушание объяснение учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Раздел II. Православие в России (18 часов)

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Ообщающий урок по второму разделу. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Формы организации учебных занятий: беседа, лекция, творческий отчёт.

Основные виды учебной деятельности: самостоятельная работа с учебником, слушание объяснение учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей.

4. Календарно-тематическое планирование

Источник

Рабочая программа по предмету «ОРКСЭ» 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Отрадненская средняя общеобразовательная школа №3»

на заседании школьного
методического объединения

протокол № ____
от «____»____201 г

«Согласовано»
на Педагогическом совете школы

протокол № ____
от «____»____201 г

Приказ №_______
от «____»____201 г

курса «Основы религиозных культур и светской этики»

I .Пояснительная записка

Нормативные правовые документы.

Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (ст.2 п.10; ст.12 п.1, 3);

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Сведения о программе

Данная программа предназначена для обучения младших школьников ОРКСЭ в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Основы светской этики» Шемшурина А.И. Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др 4 класс.

Порядковый номер учебника в федеральном перечне

Автор / Авторский коллектив

Шемшурина А.И. Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др

Основы светской этики

Издательство «Просвещение» 2018

Приказ Минобрнауки России от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников. »

Программа адресована общеобразовательным учреждениям, в которых обучение ОРКСЭ начинается с четвертого класса, при этом на изучение предмета в соответствие с базовым образовательным планом отводится 1 час в неделю.

И изменения в программу не внесены.

В классе есть дети с особыми запросами для которых разработана программа для детей с ОВЗ.

Название учебно-методического комплекта

Состав образовательной среды линии УМК “Основы светской этики ” (4 класс)

Учебник (Книга для учащихся)

Календарно-тематическое планирование 4 классы

Рабочая программа Светская этика. 4 классы

Рабочая программа Светская этика. 4 классы

Методическая помощь авторов (e-mail: prosv@lipetsk.ru )

Дополнительные материалы к УМК

Аудиоприложения (CD, MP3)

Место и роль учебного курса.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

Основные цели и задачи обучения курса «Основы светской этики» в начальной школе направлено на формирование у учащихся:

— создать условия для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтнической России;

— содействовать средствами образования политике российского государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;

— создать необходимые условия, обеспечивающие формирование этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.

Рабочая программа в рамках курса «Основы светской этики» позволяет решить следующие задачи:

— способствовать формированию у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России;

— создавать условия для формирования российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно- религиозной традиции;

— создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

— способствовать развитию способности у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.

Основные особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики»:

Преподавание данного курса в школе отводится светским педагогам;

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;

Содержание всех модулей комплексного учебного курса и модуля «Основы светской этики» подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;

Содержание модуля «Основы светской этики» группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;

Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;

Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля;

II . ПЛАНИРУЕМЫЕ Результаты освоения программы начального образования по курсу «Основы светской этики»

Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Осознанию себя как гражданина многонационального государства.

Знаниям основ вероучений религий России.

Доброжелательному отношению к различным религиозным и культурным традициям народов России.

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:

Личностные результаты: Ученик научится:

Формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

Осознанию себя как гражданина многонационального государства.

Знаниям основ вероучений религий России.

Доброжелательному отношению к различным религиозным и культурным традициям народов России.

Ученик получит возможность научиться:

Развить самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Развить этнических чувств как регуляторы морального поведения;

Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развить начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;

Развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Чувству ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Осознанным нравственным ценностям.

Осознанному положительному отношению к культурным и религиозным ценностям.

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

навыкам смыслового, вдумчивого чтения текстов различных стилей и жанров, осознанно выстраивать речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

логическим действиям анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесению к известным понятиям;

слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

Ученик получит возможность научиться:

понимать основы светской этики и религиозной морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

формированию первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

понимать и принимать ценностные понятия: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

III . СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и включает в себя 6 модулей:

Основы православной культуры;

Основы исламской культуры;

Основы буддийской культуры;

Основы иудейской культуры;

Основы мировых религиозных культур;

Основы светской этики.

Основы православной культуры :

Введение в православную духовную традицию.

Особенности восточного христианства.

Культура и религия.

Во что верят православные христиане.

Добро и зло в православной традиции.

Золотое правило нравственности.

Долг и ответственность.

Милосердие и сострадание.

Православие в России.

Православный храм и другие святыни.

Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.

Христианская семья и её ценности.
Основы исламской культуры :

Введение в исламскую духовную традицию.

Культура и религия.

Столпы ислама и исламской этики.

Для чего построена и как устроена мечеть.

Мусульманское летоисчисление и календарь.

Нравственные ценности ислама.

Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.

Искусство ислама.
Основы буддийской культуры :

Введение в буддийскую духовную традицию.

Культура и религия.

Будда и его учение.

Семья в буддийской культуре и её ценности.

Человек в буддийской картине мира.

Буддийские священные сооружения.

Праздники в буддийской культуре.

Искусство в буддийской культуре.
Основы иудейской культуры :

Введение в иудейскую духовную традицию.

Культура и религия.

Тора — главная книга иудаизма.

Классические тексты иудаизма.

Патриархи еврейского народа.

Пророки и праведники в иудейской культуре.

Храм в жизни иудеев.

Назначение синагоги и её устройство.

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.

Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.

Ответственное принятие заповедей.

Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности.

Еврейские праздники: их история и традиции.

Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Основы мировых религиозных культур :

Культура и религия.

Религии мира и их основатели.

Священные книги религий мира.

Хранители предания в религиях мира.

Человек в религиозных традициях мира.

Искусство в религиозной культуре.

Нравственные заповеди в религиях мира.

Религиозные ритуалы в искусстве.

Календари религий мира.

Праздники в религиях мира.

Семья, семейные ценности.

Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Основы светской этики:

Этика и её значение в жизни человека.

Праздники как одна из форм исторической памяти.

Образцы нравственности в культурах разных народов.

Государство и мораль гражданина.

Образцы нравственности в культуре Отечества.

Нравственные традиции предпринимательства.

Что значит быть нравственным в наше время?

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Методика создания морального кодекса в школе.

Образование как нравственная норма.

Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству.

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Каждый из модулей разделяется на 4 блока.

1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час);

2. Основы традиционных религий и светской этики (16 часов).

3. Традиционные религии и этика в России (13 часов);

4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа).

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела / блока

Кол-во часов на изучение раздела

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль

Раздел 1. Знакомство с новым предметом.

Духовные ценности человечества. Культура. Религии.

Раздел 2. Знакомство с основами этики.

Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике.

Не совсем обычный урок.

Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность.

Раздел 3. Этические учения о добродетелях

Что такое добродетель.

Учение Аристотеля о добродетелях.

Терпение и терпимость.

Раздел 4. Этика о нравственном выборе.

Не совсем обычный урок.

Этика о воспитании самого себя.

Раздел 5. Этика о добродетели, справедливости и справедливом государстве.

Государство, основанное на справедливости.

Государство. Светская этика.

Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни.

Нравственный закон. Десять заповедей

Любовь – основа жизни.

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу.

Древнегреческие мыслители о дружбе.

Этика об отношении к другим

людям и самому себе.

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам.

Нравственные законы в современном мире.

Этическое учение Л.Н.Толстого.

Идти дорогою добра.

Подготовка творческих проектов

Выступление обучающихся со своими

творческими кими работами

на тему: «Что такое этика?»

щихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к лю-

к России», «С чего начинается Родина»,

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный

подвиг, творчество и т.п.)»,

Презентация творческих проектов на тему

«Диа лог культур во имя гражданского мира

Особенности организации контроля по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики».

Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная, парная, групповая письменная и устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с таблицами, кластерами, моделями.

Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

Особое место отводится умению продуктивно работать с текстом. Работа с текстом позволит ученикам научиться «вдумчивому чтению»: «чтение с остановками», «чтение с пометками», составление синквейнов, хокку, системных кластеров, заполнение двухчастной таблицы «Дневник двойной записи» и другие.

При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *