Что орфограмма 3 класс
Что такое орфограмма простыми словами и как правильно объяснять орфограммы, чтобы никогда не ходить к репетиторам
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому, и вам не советую. Научитесь правильно работать с орфограммами – легко выучите язык сами.
Орфограмма – это буква, правописание которой надо проверить.
Объяснить орфограмму – значит ответить на три вопроса: «Что?», «Где?», «Почему?». Например: «в…да» – (что?) буква «о», (где?) в корне слова «вод», (почему?) проверочное слово «вОды».
Само слово происходит из греческого: «орфос» значит «правильно», а «грамма» – буква. Короче, правильная буква.
Виды орфограмм
В справочниках по русскому орфограммы классифицируются по той части слова (морфеме), в которой они находятся. Поэтому есть орфограммы:
Еще для удобства орфограммы делятся на группы по части речи, к которой относится слово. По этому признаку выделяются орфограммы:
Бывают и отдельные категории, типа «Орфограммы в именах собственных» – когда имя собственное пишется с большой буквы.
Как проверять орфограмму – два способа
Проверять надо по правилу или словарю. Например, «пол…жить» – в корне «лож» пишется буква «о», потому что после корня нет суффикса «а». Это правило правописания корней лож-лаг с чередующимися гласными.
Если правила нет – надо смотреть в словарь. Например: «с…бака» – в корне «собак» пишется «о», потому что так указано в орфографическом словаре.
Как обозначать орфограмму при проверке
Букву, которую вы проверяете, надо подчеркнуть одной чертой. Это значит, что вы сомневаетесь в ее написании.
Если вы подобрали проверочное слово, то проверенную букву надо подчеркнуть двумя чертами. То есть в слове «вОды», которое мы взяли для проверки слова «вода», букву «О» надо подчеркнуть двумя чертами.
Иногда при объяснении орфограммы проверочного слова нет. Тогда надо просто написать объяснение в скобках: пол(о)жить (после корня нет суффикса А), с(о)бака (словарное слово).
И еще – надо обязательно выделить морфему, где эта орфограмма находится. В прилагательном «пр…брежный» орфограмма в приставке «при-», в глаголе «выр…щивать» в корне «-ращ-», в существительном «извоз…ик» в суффиксе «-чик-», в глаголе «подготови(т/ть)ся» – в окончании.
Зачем объяснять орфограмму
Чтобы ваш мозг ее запомнил. Если с 1 по 11 класс школы вы проверяете каждую орфограмму, выделяете морфему, в которой она находится, прописываете правило, вы после школы автоматически будете писать грамотно.
Я отлично помню, как в пятом классе школы в самом начале сентября получил двойку по русскому. Я списал текст, в котором были орфограммы, вставил пропущенные буквы, но ни одну не объяснил, потому что лень было их объяснять.
Сдал тетрадь, на следующий день получаю ее, открываю – ни одного подчеркивания красной пастой, ни одной ошибки – все буквы поставлены правильно. И внизу – двойка.
После этой двойки вплоть до 11 класса я объяснял всё. Перечитывал правила, гуглил, чтобы найти правильное объяснение, в крайних случаях подходил к учителю перед уроком и спрашивал.
Я никогда не ходил к репетиторам по русскому языку. Когда поступил в педагогический институт на «Русский язык, Литературу», был на первом месте по количеству набранных баллов. И все благодаря той двойке в пятом классе.
Понравилась статья? Поставьте ей звездочки. Не понравилась? Напишите, что не так, буду править.
P. S. Вот мое видео про орфограмму.
Что такое орфограмма?
Орфограмма — это написание слова с помощью правила орфографии или в соответствии с традицией русского языка.
Узнаем, что такое орфограмма в русском языке, если прежде обратимся к расшифровке интересующего нас понятия. Этот лингвистический термин происходит от греческих слов orthos, что значит «правильный» и gramma — «знак, буква».
Понятие об орфограмме
Исходя из значения этого заимствованного слова, дословно «орфограмма» — это «правильная буква или знак». Имеем в виду, что в русском языке произношение многих слов не совпадает с их написанием. В такой ситуации, когда неясно слышится гласная или согласная буква, это ошибкоопасное место называют орфограммой. В написании необходимой буквы в слове возникает сразу несколько вариантов, например:
Для правильного написания слова в трудном месте необходимо выбрать только одну букву. А для этого следует обратиться к соответствующему правилу орфографии. Орфография систематизирует орфограммы русского языка и с их помощью регулирует верные написания слов, словосочетаний и предложений.
Вот какое определение, что такое орфограмма приводится в Википедии:
В письменной речи орфограмма отражает выбор необходимой буквы в слове в соответствии с правилом орфографии. Понятие орфограммы охватывает не только буквы, но и элементарные графические знаки (пробел, дефис, прописная и строчная буква и пр.) С этой точки зрения выделим следующие виды орфограмм в написании слов:
Орфограмма может находиться в любом месте слова, в разных морфемах:
Как определить орфограмму в слове?
Чтобы правильно написать слово, следует определить, есть ли в нём орфограмма. Для этого необходимо произнести слово вслух (можно по слогам), иногда в нем нужно поставить ударение. Попробуем понять, что вызывает затруднение в написании слова. В выявлении орфограммы помогут сориентироваться некоторые признаки. Орфограмма находится в том месте слова, в котором
Рассмотрим это более детально с помощью некоторых орфограмм русского языка.
Примеры орфограмм русского языка
В русском языке при произношении слов фонетическая позиция гласного или согласного звука может быть сильной или слабой. Сильная позиция гласных звуков — это позиция под ударением. Такие гласные слышатся ясно и чётко и пишутся в соответствии с их произношением:
Без ударения гласные находятся в слабой фонетической позиции. Они слышатся неясно, искажаются при произношении. Но тем не менее в русском языке осуществляется морфологический принцип написания слов. Независимо от ударения в морфеме пишется одна и та же буква, кроме случаев чередования гласных и согласных. «Безударные проверяемые гласные в корне« — это орфограмма, которая регламентирует выбор необходимой буквы с помощью орфографического правила.
Итак, чтобы проверить безударную гласную в корне, можно изменить грамматическую форму слова или подобрать родственное слово, в котором ударение прояснит сомнительную гласную.
Понаблюдаем, как реализуется эта орфограмма в написании слов:
В русском языке существует немало слов с орфограммой «Непроверяемые гласные и согласные в корне», написание которых следует запомнить или сверить со словарем. Перечислим некоторые беспроверочные написания слов:
Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» касается написания лексем, в главной морфеме которых при произношении происходит оглушение согласного корня, находящегося перед последующим глухим согласным, или согласного в конце слова и замена его парным глухим согласным:
Чтобы установить истинную букву в корне, согласно правилу орфографии необходимо изменить грамматическую форму слова или подобрать к нему родственную лексему, в которой после проверяемого согласного окажется гласная или согласные «л», «м», «н», «р», «в». Несмотря на произношение, в корне пишется та согласная, которая выступает в проверочном слове:
В написании ряда слов существует орфограмма «Буквы и и ы после ц». Сомнение в выборе гласных букв «и» или «ы» объясняется тем, что глухой согласный звук [ц] является всегда твердым. При произношении слова после него явно звучит [ы], а пишется то буква «и», то «ы»:
Выбор написания зависит от морфемы, в которой находится орфограмма. Согласно правилу орфографии в корне слов пишется буква «и»:
В суффиксе -ын- притяжательных прилагательных и окончаниях существительных множественного числа после «ц» пишется буква «ы»:
Немало затруднений в написании доставляет орфограмма «Употребление мягкого знака на конце существительных после шипящих». Написание таких слов сопряжено с родовой принадлежностью имени существительного.
Если имя существительное имеет категорию мужского рода, то согласно правилу орфографии после шипящих согласных «ж», «ч», «ш», «щ» мягкий знак не пишется:
Если имя существительное имеет грамматическую категорию женского рода, то после шипящих согласных в конце слова пишется мягкий знак:
Все случаи правильного написания слов закреплены в орфограммах русского языка, знание которых поможет овладеть грамотными навыками письменной речи.
Видеоурок
Орфограмма
Орфограмма — (от греч. orthos — правильный и gramma — письмо) — написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил, правил правописания.
Основные разделы орфографии:
— написание морфем в различных частях речи,
— слитное, раздельное и дефисное написание слов,
— употребление прописных и строчных букв,
Безударные гласные делятся на не проверяемые, проверяемые, чередующиеся. Проверяемые безударные гласные проверяют постановкой ударения в однокоренных словах.
Содержание
Непроверяемые безударные
Написания проверяют по словарю Буквы И,Ч,А после шипящих
Чередующиеся безударные гласные
Проверяют согласно правилам:
Гласные О и Е после шипящих в разных частях слова
1. В корне под ударением:
шёпот (шепчет), шёлк (шелка);
2. В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий:
3. В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных пишется Ё(Е).
4. В суффиксах пишется Ё(Е)
5. В окончаниях глаголов пишется Ё(Е): извлечёт, стережёт, бережёшь, испечём, лжёшь, рассечёшь
Буквы и-ы после ц
Правописание согласных в корнях слов
просьба — просить, ползти — ползу, труд — труды;
поздний — опоздать, но: ужасный — ужас;
Употребление ь после шипящих на конце слов
В именах существительных:
молодежь, полночь, ретушь, помощь;
стеллаж, матч, карандаш, товарищ.
краж, телепередач, катюш, рощ.
замуж. (Исключение: настежь.)
В кратких прилагательных ь не пишется:
(что делать?) играть, гулять
Мягкий знак в числительных
Пишется на конце: 5—20, 30 (восемь, одиннадцать, двадцать).
Пишется в середине: 50—80; 500—900 (семьдесят, шестьсот).
Мягкий знак в других случаях
Ь в глаголах пишется:
Разделительные ь и ъ
Разделительный ъ пишется после приставок на согласный перед буквами е, ё, ю, я. В остальных случаях перед этими буквами и перед и пишется разделительный ь:
Правописание приставок
1. Не изменяются на письме:
3. Приставки, различающиеся по значению. Приставка пре- :
Буквы и-ы после приставок на согласный
После русских приставок на согласный в корнях, начинающихся с и, пишется ы:
После приставок меж-, сверх- и иноязычных приставок пишется и:
Правописание суффиксов имен существительных
2. Суффикс пишется, если при склонении гласный е в суффиксе выпадает:
3. Суффикс пишется, если при склонении гласный и в суффиксе сохраняется:
Правописание суффиксов прилагательных
Н и НН
Правописание Н и НН в прилагательных
Н и НН в полной форме причастий и отглагольных прилагательных
НН пишется, если причастия и отглагольные прилагательные образованы:
связанная кофта, решённая задача. Исключения: названый (брат), посажёный (отец), конченый (человек);
печённый в костре, вязанная из шерсти;
иллюстрированный, корчёванный, балованный.
Исключения: кованый, жёваный.
История
Буквы А (Я) и Е перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени
Н и НН в кратких прилагательных и причастиях
НН пишется в прилагательных, имеющих в полной форме нн (кроме муж. р.): многочисленны (пути), ценна (помощь), безукоризненно (поведение). Но: безукоризнен (вид).
В наречиях пишется столько Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений
Слитно пишутся: не под ударением (некто, нечто, некого, нечего); ни без ударения (никто, ничто, никакой, ничей).
Раздельно пишутся, если после кое- и после ни и не есть предлог (кое у кого, ни с чем, ни к какому, не к кому).
Мягкий знак в наречиях
В конце наречий после шипящих пишется Ь: прочь, навзничь, настежь.
В наречиях-исключениях Ь не пишется: уж, замуж, невтерпёж.
Полезное
Смотреть что такое «Орфограмма» в других словарях:
ОРФОГРАММА — (от греч. orthos правильный и gramma письмо) написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил … Большой Энциклопедический словарь
орфограмма — ы, ж. ( … Словарь иностранных слов русского языка
орфограмма — сущ., кол во синонимов: 1 • написание (13) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ОРФОГРАММА — (от греч. orthos – правильный + gramma – письменный знак, черта, линия). Написание, соответствующее правилам орфографии и требующее их применения. Такие правила являются объектом изучения в практическом курсе языка, а в некоторых случаях… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
орфограмма — ы; ж. [от греч. orthos правильный, gramma запись, письменный знак] Лингв. Написание, соответствующее правилам орфографии и требующее их применения. Отметить в тексте орфограммы. * * * орфограмма (от греч. orthós правильный и grámma письмо),… … Энциклопедический словарь
Орфограмма — (от греч. orthós правильный и grámma письмо) 1) последовательно воспроизводимый способ передачи на письме фономорфологического явления в том или ином языке, например в русском языке окончание прилагательных мужского рода единственного… … Большая советская энциклопедия
орфограмма — ж. Написание, соответствующее определённому орфографическому правилу и требующее его применения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
орфограмма — орфограмма, орфограммы, орфограммы, орфограмм, орфограмме, орфограммам, орфограмму, орфограммы, орфограммой, орфограммою, орфограммами, орфограмме, орфограммах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
орфограмма — (от греч. orthos прямой, правильный + gramma запись). Написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил … Словарь лингвистических терминов
орфограмма — орфогр амма, ы … Русский орфографический словарь
Топ 10 орфограмм начальной школы перед ВПР
Дети забывают именно эти основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).
Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.
Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР
1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих» — это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.
2. Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН» — об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).
3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»
Слова исключения
Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.
ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц
4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»
Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я
5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.
Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва — сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).
6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.
Чтобы не ошибаться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ, нужно ставить к глаголам вопросы: что делатЬ? смеятЬся, что делает? смеётся.
8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм.
9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.
ПРИ-
— близость к чему-либо: ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги);
— приближение, прибавление, присоединение к чему-либо: ПРИбежал к финишу (приблизился
к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани);
— неполное действие: ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);
ПРЕ-
— близкое к слову очень или слишком: ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много);
— близкое к приставке ПЕРЕ-: ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).
10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО: ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).
Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.
Если ребенок слишком долго гуляет
Что делать, если ребенка «не загнать» домой? Дети обещают прийти вовремя с прогулки и опаздывают? Из-за чего они так поступают? Что делать, чтобы ребенок возвращался с прогулки в назначенное время? Читать далее
Какие школьные принадлежности опасны для здоровья ребенка
В статье будет рассказано о том, на что нужно делать акцент при покупке принадлежностей, а что лучше не трогать. Читать далее
О причинах агрессивного поведения детей
Советы специалиста — статья позволит родителям объективно оценивать поведение ребёнка и принимать правильные решения. Читать далее
Как исправить поведение у ребенка без наказаний?
Данная статья рассказывает о том, как можно исправить поведение ребенка без наказаний, какое поведение считается неправильным и какие есть способы исправления поведения. Читать далее
Невозможно обнимать своих детей слишком много
[Размышления одного папы о привязанности к собственному ребенку] Читать далее
Русский язык 3 класс. Тема урока: «В каких значимых частях слова есть орфограммы?».
Тема урока: «В каких значимых частях слова есть орфограммы?».
Тип: урок «открытия нового знания»
Форма урока: урок – исследование.
Цель: уметь находить орфограммы в слове, объяснять правильность написания орфограмм.
Задачи:
— освоение знаний о видах орфограмм;
— овладение умением подбирать проверочные слова;
— развитие орфографической зоркости, речи, наблюдательности, мышления.
Просмотр содержимого документа
«Русский язык 3 класс. Тема урока: «В каких значимых частях слова есть орфограммы?».»
«Школа №7 имени Береста Алексея Прокопьевича»
урока русского языка
Тема урока: «В каких значимых частях слова есть орфограммы?».
Тип: урок «открытия нового знания»
Форма урока: урок – исследование.
Цель: уметь находить орфограммы в слове, объяснять правильность написания орфограмм.
— освоение знаний о видах орфограмм;
— овладение умением подбирать проверочные слова;
— развитие орфографической зоркости, речи, наблюдательности, мышления.
У учащихся будут сформированы:
— развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Регулятивные УУД:- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
— оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
Познавательные УУД:- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
— воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов
Коммуникативные УУД:- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
— строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
-применять ранее изученные правила правописания;
— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
-применять разные способы проверки правописания слов: подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, карточки с самостоятельной работой, карточки для рефлексии.
Материалы для учителя (оборудование): учебник, технологическая карта, доска, карточки с самостоятельной работой, презентация, карточки для рефлексии.
1 МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Создаёт эмоциональный настрой
Добрый день, дорогие ребята! Как ваше настроение? Я рада, что у всех хорошее настроение!
Сегодня мы с вами будем исследователями.
— Кто такие исследователи?
— Какими близкими по значению словами их можно заменить?
И первое наше исследование начнется после того, как вы откроете тетради, запишите число, классная работа.
Люди, которые что-либо исследуют
Открывают тетрадки, записывают число и классную работу.
Личностные УУД: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
Формирование готовности восприятия учебного материала
2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Актуализирует знания прошлых тем.
1) Проверка знаний о морфемах (название, формулировка определения).
И так, сейчас вам предстоит выполнить задание на сопоставление понятий и их определений. Для этого, вам нужно вспомнить определение этих слов (корень, окончание, форма слова, приставка, суффикс, основа, однокоренные слова,)
На доске вы видите эти понятие и разбросанные определения, соедините их. (Прил1)
Если кто-то затрудняется, можете воспользоваться учебником.
Мне нужен один помощник, который поможет мне проверить правильность вашей работы. (слайд)
2) Проверяет знания о составе слова.
А как же найти эти морфемы в словах?
Сейчас мы будем исследовать с вами слово ПОДСНЕЖНИКИ. Выпишите это слово, выделите корень, окончание, приставку, суффикс и основу.
Проверим, правильно ли вы справились с заданием
Вспоминают темы, которые входят в состав слова.
Соединяют понятия с определениями.
Выходит один ученик и проверяет соединение слов со значением по эталону.
Ученики выходят по цепочке к доске и объясняют, как найти морфемы в слове, после выделяют ее.
Личностные УУД: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.