Что определяют информационные ресурсы организации

Информационные ресурсы организации

Что определяют информационные ресурсы организации Что определяют информационные ресурсы организации Что определяют информационные ресурсы организации Что определяют информационные ресурсы организации

Что определяют информационные ресурсы организации

Что определяют информационные ресурсы организации

Ресурс –запас, источник чего-либо. Рассматривая народное хозяйство страны, любую отрасль, предприятие, т.е. организацию любого масштаба, мы можем выделить материальные, природные, трудовые, финансовые, энергетические ресурсы. Эти понятия являются экономическими категориями.

В настоящее некоторые исследователи считают, что для нормального функционирования организации любого масштаба недостаточно только этих ресурсов. Существенным ресурсом стала информация. Недостаточно иметь для производства только необходимые материальные, финансовые и людские ресурсы, необходимо знать, что с этим всем делать, иметь информацию о технологиях. Поэтому именно информация, информационные ресурсы в настоящее время рассматриваются как отдельная экономическая категория.

Информационные ресурсы. Если вспомнить определение информации, которое было дано выше, то информационные ресурсы можно определить как весь имеющийся объем информации в информационной системе. Для страны – это будут информационные ресурсы страны, для организации одного из уровней – информационные ресурсы организации. Иначе говоря, информационные ресурсы – это весь объем знаний, отчужденных от их создателей, зафиксированный на материальных носителях и предназначенный для общественного использования.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г. определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информация, информационные ресурсы существовали всегда, но из-за своей специфичности они не рассматривались как экономическая категория, хотя информация всегда использовалась людьми для управления. Когда в результате развития общества, усложнения технологий и т.п. объем информации становился настолько большим, что его нельзя было переработать для управления, человечество находило какое-либо решение. Появление иерархии управления, возникновение товарно-денежных отношений, создание вычислительных машин с этой точки зрения позволило преодолеть трудности в переработке огромных объемов информации для управления (информационных барьеров — по В.М. Глушкову).

В настоящее время общество достигло такого уровня развития, когда объемы информации и уровень ее сложности потребовали создания информационной индустрии. Наличие информации предопределяет развитие стран, отраслей, организаций. Информация стала одним из важнейших стратегических ресурсов.

Источники формирования информационных ресурсов организации.Любая организация существует в некоторой внешней среде. Эта же организация порождает свою внутреннюю среду. Внутренняя среда формируется совокупностью структурных подразделений предприятия и работающих там людей технологическими, социальными, экономическими и другими отношениями между ними.

В зависимости от источника возникновения в рамках организации имеется внутренняя и внешняя информация, составляющая ее информационные ресурсы.

Информация внутренней среды, как правило, точная, полно отражает финансово-хозяйственное состояние. Ее обработка часто может осуществляться с помощью стандартных формализованных процедур.

Внутренняя информация: о людях, продуктах, затратах, жалобах, услугах, технологических процессах, сферах применения продукта, методах сбыта и технике продаж, поставках, каналах сбыта.

Внешняя среда – экономические и политические субъекты, действующие за пределами предприятия, и отношения с ними. Это экономические, социальные, технологические, политические и другие отношения предприятия с клиентами, поставщиками, посредниками, конкурентами, государственными органами и т.п.

Информация из внешней среды часто приблизительна, неточна, неполна и противоречива. В таком случае она требует нестандартных процедур обработки.

Внешняя информация: о рынке, конкурентах, тенденциях изменений в деловой среде страны и состоянии международных рынков, покупателях, спросе, требованиях клиентов и конкурентов, изменении законодательства.

Что определяют информационные ресурсы организации

Приведем ряд источников внешней информации организации в зависимости от характера информации:

1. Общая информация о состоянии экономики. Источник: информационно-аналитические материалы, специализированные журналы, газеты, ресурсы Интернета. Примером является сервер «Росбизнесконсалтинга» (www.rbc.ru), предоставляющий следующую информацию:

 оперативные экономические новости (несколько десятков новостей в день);

 оперативная информация с СЭЛТ/FОRЕХ;

 информация по валютному, фондовому, вексельному, кредитному рынкам;

2. Специализированная экономическая информация. Напри­мер, на сервере Центробанка (www.crb.ru) можно найти всю информацию по финансовому рынку (межбанковский кредитный рынок, ставки привлечения рублевых депозитов, рынок облигаций Банка России, рынок государственных ценных бумаг, валютный рынок, курсы валют на заданную дату, динамика курса заданной валюты, кросс-курсы валют).

3. Информация по ценам на товары. Источник: специализированные журналы и бюллетени, каталоги, базы данных в Интернете. В российской части Интернет – в основном по компьютерной технике. Одним из серверов, предоставляющих подобную информацию, является Dzik! Computer Database. На нем собрана информация по ценам на московском рынке по следующим разделам (в каждом из разделов может осуществляться поиск): компьютеры; компоненты; аксессуары; программное обеспечение, игры, книги, видеопродукция, услуги.

4. Тематическая информация. Различные источники, в том числе и Интернет. При поиске такой тематической информации, по которой сложно найти специализированные серверы, используются поисковые системы. Одной из самых больших (по количеству известных ей документов) российских поисковых систем является Rambler (www. rambler. ru). Выполняется поиск документов в Интернете по ключевым словам с учетом морфологии русского языка. Кроме того, любой крупный поисковый сервер содержит информацию о серверах по определенным тематическим группам. Например, тот же Rambler содержит такие разделы: бизнес-финансы, работа, законы, реклама, компании, товары/услуги, недвижимость, образование, экспертиза.

5. Информация из государственных органов и органов управления (законы, постановления, сообщения налоговых органов и т.п.).

Информационными ресурсами, как любыми другими, можно управ­лять. Хотя еще не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребности в них. И, тем не менее, на уровне организации можно и нужно изучать информационные потребности, планировать и управлять информационными ресурсами.

Суть управления информационными ресурсами составляет:

 оценка информационных потребностей на каждом уровне и в рамках каждой функции управления;

 изучение и рационализация документооборота организации; стандартизация и унификация типов и форм документов; типизация информации и данных;

 преодоление проблемы несовместимости типов данных;

 создание системы управления данными и т.п.

Что определяют информационные ресурсы организации

1. Что понимается под системой управления экономическим объектом?

2. В чем заключается иерархичность систем управления?

3. Что такое информационный контур организации и инфор­мационная система?

4. Что такое принятие решения? В чем заключается процесс принятия решения?

5. Как влияют уровни и функции управления на информационную систему организации?

6. Что такое дискретность управления, каково его влияние на частоту получения информации и принятия решений?

7. Что такое информация?

8. Чем отличаются данные от информации?

9. Какая информация является экономической?

10. Охарактеризуйте особенности экономической информации.

11. Перечислите основные характеристики экономической инфор­мации.

12. По каким признакам классифицируют экономическую информацию?

13. Перечислите виды экономической информации по функциям управления.

14. Какая информация является входной и выходной для организации?

15. Что такое информация из внешней и внутренней сред организации?

16. Каковы свойства экономической информации?

17. Что такое документ, документооборот?

18. Какова классификация документов?

19. Какие преимущества обеспечивает унификация форм документов?

20. Что понимают под информационными ресурсами?

21. В чем заключается управление информационными ресурсами?

Источник

Информационные ресурсы организации

Для принятия решений хозяйствующим субъектам необходим доступ к соответствующим информационным ресурсам. По источникам формирования и отношению к конкретной организации они могут быть разделены на внутренние и внешние информационные ресурсы.

К внутренним ресурсамотносится информация, которая создается в процессе функционирования организации и формируется специалистами различных его подразделений (бухгалтерии, маркетинга, материально-технического снабжения, сбыта, финансового отдела). Практический интерес представляет любая внутренняя информация о хо­зяйственном объекте (базовая финансовая, информация о распределении ресурсов, о производительности и т.п.).

Особую роль играет отчетностьпредприятия, которая является совокупностью управленческой, статистической и бухгалтерской информации о деятельности организации за определенный период времени. Показатели, которые содержатся или могут быть определены из отчетности, являются информационной базой для решения задач организации (анализ, текущее планирование, прогнозирование и контроль финансового состояния).

Информация в финансовой отчетности предприятия представляет значительный интерес и для внешних пользователей: налоговых и контролирующих органов, инвесторов, кредиторов, деловых партнеров, акционеров.

Успешность и эффективность функционирования хозяйственного объекта в условиях рынка во многом определяется способностью его адаптации к внешней среде. Поэтому значительная доля информационных потребностей предприятия приходится на внешнююпо отношению к объекту управления информацию.

Эта информация содержит сведения о других производителях, возможных потребителях продукции, поставщиках сырья и комплектующих, современных технологиях, положении на товарных рынках и рынках капитала, правовых условиях хозяйственной деятельности, общей экономической и политической ситуации. Она формируется и может быть получена на информационном рынке.

Информационные ресурсы предприятия включают приобретаемые (покупаемые) и самостоятельно собираемые собственными информационными системами. Информационные ресурсы являются стратегическим ресурсом предприятия и позволяют:

· разрабатывать стратегические и тактические цели;

· реализовывать программы для достижения поставленных целей и задач;

· принимать управленческие решения по координации действий подразделений на основе информационного мониторинга;

· совершенствовать систему управления на основе ее диагностики;

· развивать процессы информатизации на основе совершенствования ее инфраструктуры.

Что определяют информационные ресурсы организации

Формирование и развитие информационных ресурсов предприятия осуществляется по следующим направлениям:

· выявление проблем и опре­деление информации, необходимой для их решения;

· анализ необходимых источников информации;

· сбор, обработка, анализ и предоставление ин­формации, необходимой для решения выявленных проблем;

· выработка и оценка альтернатив лицом, принимающим решение.

Информационные ресурсы предприятия обеспечивают большую прибыль на информационном рынке. Однако появление собственных информационных ресурсов высокого уровня может привести к их услож­нению, индивидуализации и закрытости. Может возникнуть ситуация неспособности повторить себя на каком-то этапе жизненного цикла в определенный момент времени.

Дата добавления: 2015-12-16 ; просмотров: 3840 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Введение

Структура и использование государственных информационных ресурсов на предприятии

Государственные и региональные информационные ресурсы необходимы для организации внутриэкономической деятельности.

Таблица 1.2.

Раздел бизнес-планаВнешняя по отношению к предприятию информацияИнформационные ресурсы
Анализ рынкаИнформация о ёмкости рынка, сегментации рынка; экономических, демографических, экологических факторах

АСУ Импульс Бизнес справочники и базы данных www.asuimp.ru

Производственный планИнформация о возможных поставщиках сырья, оборудования, материалов, комплектующих изделий; о технологиях, лицензиях

Агентство Деловой информации «Бизнес-Катра» www.biznes-karta.ru

Прогнозы дальнейшего развития

Цены на электроэнергию, воду, сырьё, труд

Агентство Деловой информации «Бизнес-Катра» www.biznes-karta.ru

базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТК России)

Информация о возможных конкурентах, их слабых и сильных сторонах, их доли рынка, маркетинговых средствах.

Информация о ценах на аналогичную продукцию, о поведении и реакции потребителей относительно цены товара о товародвижении и продажах.

Информация о возможных посредниках, продавцах, транспортных фирм.

Оценка и страхование риска.

Состояние банковских структур, их репутация.

Информация об оценке надёжности всех, с кем предприятие предполагает иметь деловые отношения.

Политическая и экономическая ситуация в стране.

Криминогенная обстановка в стране и тенденции её изменения

Возможные страховые компании, их репутация

Агентство Деловой информации «Бизнес-Катра» www.biznes-karta.ru реестр паспорта импортных сделок, реестр страховых компаний (Минфин РФ);

базы данных «Налоговая отчетность» гос. реестр налогоплательщиков (МНС);

фонд лицензий на банковскую и аудиторскую деятельность (Банк России) и др.

Общероссийская Сеть Консультант Плюс www.consultant.ru

Агентства INTRALEX «ЮСИС» (Юридическая справочно-информационная система www.intralex.ru

Государственные (национальные) информационные ресурсы делятся на:

Структура государственных информационных ресурсов представлена на рис.1.6.

Что определяют информационные ресурсы организации

Среди государственных Информационные ресурсов выделяют:

Информационные ресурсы библиотечной сети. В России находятся 150000 библиотек (публичные федеральные, региональные субъектов федерации, муниципальные, система научно-технических библиотек, библиотечная система РАН, вузов медицинских учреждений и т.д.). Автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в 2,5 тысяч библиотек.

Информационные ресурсы Архивного фонда состоят из государственных и негосударственных архивов. В ведении Росархива находятся 193 млн. ед. хранения. Ведётся работа по созданию сетей архивов.

Информационные ресурсы государственной системы статистики включают (www.gks.ru):

Государственная система правовой информации включает:

Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления.

Здесь существует две схемы формирования информационных ресурсов :

Централизованное базируется на базах данных МЧС, МВД и т.д. ИР муниципального уровня пока развиты слабо.

Информация о природных ресурсах, явлениях, процессах.

Создается информационная система недропользования при Министерстве природных ресурсов, в которой имеется:

Информационные ресурсы социальной сферы.

Наиболее развиты информационные ресурсы в здравоохранении и образовании. Сеть Минздрава насчитывает 61 информационный центр. Развитие информационных ресурсов в области образования идёт в двух направлениях:

Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности.

Наиболее крупные ресурсы:

Структура и содержание корпоративных информационных ресурсов. Понятие контента

Под информационным ресурсом предприятия (организации) понимают совокупность собственных, приобретаемых и поставляемых извне данных, зафиксированных как на бумажных, так и электронных носителях.

Структура информационных ресурсов предприятия приведена на рис.1.7.

Что определяют информационные ресурсы организации

Формы существования корпоративных ресурсов могут быть следующими:

В сущности, информационные ресурсы – это общий объём данных и знаний, циркулирующих на предприятии, входящих в него и исходящих из него, материализованных на каком-либо носителе.

Ресурсы делятся на три группы:

Управленческие документы отражают производственные, хозяйственные, финансовые и прочие операции, выполняемые в процессе функционирования предприятия. Это плановые, бухгалтерские, аналитические, статистические, маркетинговые, логистические, проектно-конструкторские и технологические (трудовые, материальные и технологические нормы) и прочее.

Документы организационно-распорядительного характера делятся на следующие группы:

Внешние информационные ресурсы могут быть как платными (приобретаемыми), так и предоставляемыми сторонними организациями в соответствии с договорённостями или обязательствами (получаемые ресурсы ). Как те, так и другие могут иметь как бумажную форму представления, так и передаваться по каналам связи.

Приобретаемые информационные ресурсы включают периодически выполняемые платные услуги аналитического характера.

Например, в различных консалтинговых фирмах можно заказать анализ динамики курса валют, кросс-курсы валют, динамики ценных бумаг, ставок привлекаемых рублёвых и других депозитов, информацию о конкурентах, тенденциях в изменениях в деловой среде и состоянии международных рынков и т.д.

В отличие от приобретаемых, получаемые информационные ресурсы отражают деловые отношения с партнёрами, также отношения с выше или ниже стоящими организациями.

Особое место в данном классе занимают Интернет-ресурсы отдельных министерств и ведомств.

Собственные информационные ресурсы могут быть либо структурированными, и тогда они подлежат арифметической, логической и другой обработке программными средствами, либо нет.

Структурируемые информационные ресурсы – это базы данных, хранилища данных, базы знаний.

Управленческие, а также организационно-распорядительные документы фиксируют все производственно-хозяйственные, финансовые и другие операции. Данный подкласс информационных ресурсов является неформализованным, однако их содержание и вид материальных (бумажных) носителей регламентируются государственными стандартами.

Форма и содержание управленческих документов регламентируется нормативно-методической базой, создаваемой государственными органами. Это свод законов, нормативно-правовых и методических документов, регулирующих процессы их создания, обработки и хранения.

Данная база содержит:

Стандарты регламентируют форму и содержание большинства документов на предприятии.

Документы, разработанные в соответствии с этими стандартами, называют унифицированными.

Унификация систем документации может осуществляться на различных уровнях: межотраслевом (государственном), отраслевом и на уровне предприятий.

На межотраслевом уровне создаётся унифицированная система документации (УСД), в которую входят:

В соответствии со стандартами в РФ создано восемь унифицированных систем документации:

В ходе развития объекта неизбежно возникает конфликт между ними, разрешением которого является замена формы, более адекватной новому содержанию.

Содержание (контент) может быть различным: экономическим, правовым, техническим и т.д. Оно может находиться в Интернете, и тогда он носит название Web-контент, либо на предприятии, и тогда оно называется корпоративным контентом.

Web-контент в основном не структурирован (тексты, аудио и видеоматериалы и т.д.). Корпоративный контент, как правило, сохраняется в структурированных формах (таблицы, базы данных и знаний, хранилища данных и т д.).

Задача специалистов по управлению контентом состоит в выборе или разработке такой формы его хранения, которая с наибольшей эффективностью позволит достичь поставленные цели управления. Управление контентом осуществляется с помощью интегрированных сервисов. Они максимально отделяют пользователя и администратора от технологической и программной среды реализации.

Это особенно важно для электронного бизнеса, где контент и форма играют важную роль в маркетинговой и рекламной стратегии предприятия.

Системы управления веб-контентом ( WCMS – WEB Content Menedgment Servis) предназначены для выполнения операций с ним на сайте:

Системы управления корпоративным контентом включают системы документооборота масштаба предприятия, в которых имеются функции работы с веб-документами через веб-интерфейс.

Источник

Общая структура и характеристика информационных ресурсов предприятия

Что определяют информационные ресурсы организации Что определяют информационные ресурсы организации Что определяют информационные ресурсы организации Что определяют информационные ресурсы организации

Что определяют информационные ресурсы организации

Что определяют информационные ресурсы организации

Информационные ресурсы, как и иные ресурсы (материальные, трудовые, финансовые, энергетические и прочие), играют центральную роль в управлении предприятием. В отличие от определения общегосударственных информационных ресурсов, приведенного выше, под информационным ресурсом предприятия (организации) будем понимать совокупность собственных и внешних (поступающих извне) данных как бумажных, так и электронных, предназначенных для его функционирования и развития. Структура информационных ресурсов предприятия приведена на рис. 4.1. Рассмотрим их содержание.

Формы существования такого рода ресурсов могут быть следующими: бумажные документы, электронные документы, базы данных, базы знаний, web-сайты, файлы различной природы (аудио, видео) и т.д. В сущности, информационные ресурсы – это общий объем данных и знаний, циркулирующих, входящих в предприятие и исходящих из него, материализованных на каком-либо носителе.

Все информационные ресурсы делятся на две группы: собственные и внешние. Собственные – это те, что генерируются внутри предприятия, внешние – поступают извне. (см. рис. 4.1)

Собственные информационные ресурсы, в зависимости от материального носителя делятся на внемашинные и внутримашинные. Внемашинные – это, как правило, бумажные документы управленческого и организационно-распорядительного характера. Управленческие документы отражают производственные, хозяйственные, финансовые и прочие операции, выполняемые в процессе функционирования предприятия. К таким документам относятся плановые, бухгалтерские, аналитические, статистические, маркетинговые, логистические и прочие.

Документы организационно-распорядительного характера делятся на следующие группы:

— организационные (задачи и цели предприятия, структура предприятия, штатное расписание, устав предприятия и т.д.);

— распорядительные (приказы, указания, предписания, инструкции и прочее);

— справочные (письма входящие и исходящие, акты, справки, обзоры, рефераты, библиотечные подборки и т.д.);

— проектно-конструкторские и технологические (трудовые, материальные и технологические нормы);

— прочие (патентная, юридическая и прочая документация).

Собственные информационные ресурсы могут быть либо структурированными, и тогда они подлежат арифметической, логической и другой обработке программными средствами, либо нет, что не позволяет осуществлять с ними подобных операций. Структурируемые информационные ресурсы – это базы данных, хранилища данных, базы знаний и т д.

Что определяют информационные ресурсы организациирис. 4.1. Структура информационных ресурсов предприятия.

Внешние информационные ресурсы могут быть как платными (приобретаемыми), так и предоставляемыми сторонними организациями в соответствии с договоренностями или обязательствами (получаемые ресурсы). Некоторые документы данного класса представлены на рис. 4.2. Как те, так и другие могут иметь как бумажную форму представления, так и передаваться по каналам связи.

Внешние информационные ресурсы возникают во внешней среде и отражают экономические, социальные, рыночные, технологические, банковские, налоговые, страховые и другие отношения, в которых находится предприятия с иными хозяйствующими субъектами. Форма существования таких информационных ресурсов – это web-сайты, электронные документы, документальные хранилища данных.

Внешние приобретаемые информационные ресурсы включают периодически выполняемые платные услуги аналитического характера. Например, в различных консалтинговых фирмах можно заказать анализ динамики курса валют, кросс-курсы валют, динамики ценных бумаг, ставок привлекаемых рублевых и других депозитов, информацию о конкурентах, тенденциях в изменениях в деловой среде и состоянии международных рынков и т.д.

В отличие от приобретаемых, получаемые информационные ресурсы отражают деловые и другие отношения со сторонними, выше или ниже стоящими организациями. Содержательно информационные ресурсы данного класса отражают информацию, получаемую из банков, страховых, налоговых и прочих организаций. Особое место в данном классе занимают Интернет-ресурсы отдельных министерств и ведомств.

Что определяют информационные ресурсы организации

рис. 4.2. Структура внешних информационных ресурсов предприятия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *