Что определяли тесты а бине

Альфред Бине: тесты на интеллект и драматургия

Кому предназначались первые тесты на интеллект, какой памятью пользуются шахматисты, как ученый прошел путь из юристов в психологи, а закончил написанием пьес, рассказываем в материале, созданном совместно с коллегами из портала Indicator.Ru

Что определяли тесты а бине

Бине родился ровно 164 года назад, 8 июля 1857 года в Ницце, в семье врача и художницы, но его родители расстались, и будущего ученого воспитывала мать-одиночка. Но это не помешало сыну получить отличное образование. Когда ему исполнилось 15 лет, семья переехала в столицу, и юный Альфред последние школьные годы провел в Лицее Людовика Великого, одном из старейших учебных заведений Парижа, где до него учились Гюго, Мольер, Эварист Галуа, Робеспьер и десятки других знаменитых французов.

Что определяли тесты а бинеДвор Лицея Людовика Великого
Wikimedia Commons

После этого Бине получил высшее юридическое образование, став доктором права. Но карьера юриста его не очень привлекала, и, проработав шесть лет, молодой человек ушел в отставку. К этому моменту он уже посещал медицинские курсы (которые так и не окончит впоследствии) и познакомился с психофизиологом Шарлем Фере, с которым позднее опубликовал ряд работ, посвященных в том числе животному магнетизму и гипнозу. Критикуя животный магнетизм Месмера с перетеканием флюидов, авторы пишут, что можно вводить в оцепенение людей и других животных, но никакого волшебства в этом нет – только гипноз.

Выйдя в отставку, Альфред решил заняться самообразованием в Национальной библиотеке. К этому не было никаких особенных препятствий: после учебы в знаменитом лицее Бине владел английским в совершенстве, и мог читать труды не только французских, но и зарубежных авторов.

В том же 1884 году он женился на дочери зоолога и эмбриолога Эдуарда Бальбиани, открывшего гигантские утолщения хромосом у комаров-звонцов (кольца Бальбиани), изучавшего также размножение инфузорий, цитологию и гистологию. Бине продолжил свои занятия естественными науками в Сорбонне, посещая заодно курс своего тестя. Через год он захотел продолжить свои занятия психологией и психофизиологией, и поступил к знаменитому Жану-Мартену Шарко – создателю современной неврологии как науки. Шарко работал в больнице Сальпетриер, что с французского переводится как «склад селитры», так как до больницы там была тюрьма, приют для душевнобольных и престарелых, а еще раньше – пороховой завод. У великого Шарко, подарившего миру не только фундаментальные труды, но и множество талантливых учеников, Бине проработал семь лет, придумав немало экспериментов для изучения гипноза. Затем Альфред разочаровался в этой теме и раскритиковал мнение своего учителя о ней. Конечно, ему не оставалось иного выхода, кроме как покинуть это место.

Что определяли тесты а бинеШарко читает лекцию об истерии. Фрагмент полотна Андре Бруилле 1881 г.
Wikimedia Commons

Бине стал ассистентом Анри Бони, проработав три года в его лаборатории психофизиологии и не получая никакого жалования. Его бескорыстная любовь к науке была вознаграждена: после отставки руководителя он стал главой лаборатории. Вскоре карьера Бине пошла в гору, и он стал лектором в Бухаресте, главным редактором одного психологического журнала и членом редколлегии другого. Чуть позже он основал первую во Франции лабораторию экспериментальной психологии.

В это время его научные интересы снова сместились. Наблюдая за подрастающими дочками и опираясь на опыт превосходного педагога и лектора, Бине увлекся изучением детской психологии и умственного развития. В эпоху, когда почти все внимание психологов было приковано к болезням и отклонениям, Бине осмелился сместить фокус научной мысли также и на норму, которая до того пользовалась гораздо более скромным успехом.

Что определяли тесты а бинеТест на умение рисовать квадрат для пятилетних детей, 1908 год, иллюстрация в журнале L’Année psychologique («Психологический ежегодник»), основанном Альфредом Бине и Анри Бони. Журнал жив и по сей день, приобрел и англоязычную версию.
Wikimedia Commons

Ученый заметил, что его дочки взрослеют по-разному: если Маргарита была наблюдательной и четко формулировала свои мысли, подробно описывала образы, то Арманда была фантазеркой. Бине отнес их к двум различным типам и предположил, что образование следует подбирать так, чтобы оно компенсировало эти особенности. Обратившись к существовавшим педагогическим методикам, ученый нашел их весьма посредственными и порождающими проблемы, а не решающими их. В последнем он как раз и видел призвание воспитания.

Но критикой Бине не ограничился (все бы так критиковали): он решил создать свою методику оценку умственного развития детей. Вместе с Теодором Симоном ученый создал первый в мире тест для оценки интеллекта в 1905 году, который помогал определить «умственный возраст» ребенка. Дети должны были выполнять указания, помещать предметы по порядку, называть объекты, копировать рисунки. Альфред Бине, однако, предостерегал от поспешных выводов после такой проверки. Необходимо было сопоставить результаты с физическим состоянием ребенка, с его прилежанием к учебе, уровнем внимания, мотивации, влиянием внешних факторов. В 1916 эта шкала будет переработана Терменом в шкалу «Стэнфорд-Бине».

Бине разработал и систему оценки успеваемости, основываясь на двух ключевых принципах: вопросы тестов не могут быть случайными, а должны четко основываться на программе; успехи ребенка оцениваются по сравнению с успехами его сверстников. Такие же принципы легли в основу и его методик оценки.

По мнению ученого, на успешность ученика могли влиять не только его здоровье и ум, но и материальное положение семьи (которое, например, позволяет нанять лучшего учителя), а также характер ребенка.

Память ученый сравнивал с полем, а интеллект – с капиталом, который можно вложить в возделывание этой земли. Бине также описал еще один вид запоминания, ранее неизвестный – абстрактную память, которая закрепляет информацию о понятиях и объектах схематично. Именно так запоминают положения фигур, играя вслепую на нескольких досках, шахматисты, которых ученый впервые поместил в фокус внимания психологии. Запоминая общий смысл, даже некоторые мастера не могли сходу ответить на вопрос о цвете конкретной клетки на доске, и только после построения мысленной схемы, опираясь на знания о соседних фигурах, говорили правильный вариант. Правда, сам Альфред Бине в шахматах не особенно разбирался: одному из испытуемых он поверил, что тот может просчитать игру на 500 ходов вперед.

Наблюдения и эксперименты Альфреда Бине показали, что уровень интеллекта с возрастом может меняться, и нельзя ставить крест на ребенке, если сначала у него что-то не получается. Даже если ученик сначала не демонстрирует блистательных успехов, надо стараться приспособить его к жизни в обществе, развивая его в том направлении, которое ему подходит. Да и темпы развития у детей могут быть разными, и, возможно, не самый способный ученик еще догонит и перегонит своих сверстников. Поэтому в педагогике, как и в медицине, для Бине была важна не только «постановка диагноза», но и «лечение».

Что определяли тесты а бинеАндре Латур
Wikimedia Commons

Источник

Вы будете перенаправлены на Автор24

Тест оценки умственного развития

Министерство образования Франции в 1904 г поручило Бине разработать методику, которая помогла бы отделить детей, способных к учению, но, ленивых, от детей, страдающих врожденными дефектами, и потому неспособных учиться в нормальной школе.

В сотрудничестве с А. Симоном Бине провел целую серию экспериментов по изучению памяти, внимания, мышления у детей разного возраста, начиная с 3-х лет. Экспериментальные задания проверялись по статистическим критериям и рассматривались как средство определения уровня интеллекта.

Первая серия тестов появилась в 1905 г и давала возможность оценивать умственное развитие детей. Тесты умственного развития были разработаны для каждого возраста. Решались они детьми определенного возраста из экспериментальной выборки, составлявшей 300 испытуемых.

Первоначально в тесте было 30 вербальных, перцептивных, манипулятивных задач. Критерием их расположения было повышение трудности в соответствующей возрастной когорте – каждую задачу должны были решать 75% детей этого возраста, если их интеллектуальное развитие было нормальным. Исходя из количества задач, решенных правильно, определялся умственный возраст ребенка.

Понятие «умственного возраста» Симон и Бине использовали как количественный показатель развития интеллекта. Уровень интеллекта, по мнению Бине, определяется генетическими факторами и не зависит от обучения.

Умственный возраст ребенка определялся по успешности выполненных тестовых заданий и мог расходиться с хронологическим возрастом.

Испытуемый первоначально получал тестовые задания, в соответствии со своим хронологическим возрастом, если справлялся, то получал задания старшей возрастной группы.Если выполнялись не все задания, то испытание прекращалось. Дети, не справлявшиеся с заданиями своей возрастной группы, получали задания для младшего возраста. Испытания продолжались, пока не выявлялся возраст, при котором все задания выполнялись.

Готовые работы на аналогичную тему

Шестилетние дети выполняли четыре задания, а дети постарше этого возраста должны были выполнить шесть заданий. Ребенок, выполнивший часть заданий для старшего возраста, оценивался числом «умственных» месяцев, т.е. каждое выполненное им задание добавляло один «умственный» месяц. Эти месяцы добавлялись к числу лет, которые определялись базовым умственным возрастом.

По результатам теста умственный возраст, который был ниже хронологического, считали умственной отсталостью, а если он был выше хронологического – относили к одаренности.

Рисунок 1. Умственная отсталость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Тест Бине-Симона был усовершенствован американским психологом Л. М. Терменом, который привел его к показателю интеллектуальности.

Интеллектуальный показатель Термена стал популярен при исследовании общих ментальных способностей человека.

Коэффициент интеллектуальности дает возможность уровень испытуемого соотнести со средним уровнем социальной, возрастной, профессиональной группы.

Вторая редакция шкалы Бине

Основой проверки и стандартизации, которую проводил коллектив сотрудников Стэнфордского университета, послужила вторая редакция шкалы Бине. Руководил этой работой Л. М. Термен. Основная шкала Бине имела много изменений и получила название – шкала Стэнфорд-Бине.

Шкала имела два отличия от тестов Бине, а именно, в нее были введены:

Коэффициент интеллектуальности предложил В. Штерн, который считал, что показатель умственного возраста имеет существенный недостаток – одинаковая разность между умственным и хронологическим возрастом имеет неодинаковое значение для различных возрастных ступеней.

Для устранения недостатка Штерн предложил частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический, отделять. Данный показатель, умноженный на 100, Штерн назвал коэффициентом интеллектуальности. Этот показатель дает возможность классифицировать детей по степени умственного развития.

Понятие статистической нормы – это ещё одно нововведение, которое стало критерием, позволяющим сравнивать и оценивать индивидуальные тестовые показатели, давая им психологическую интерпретацию.

По шкале Стэнфорд-Бине, включающей задания разной трудности, можно тестировать детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Безусловно, что задания группируются по возрастным критериям. Средний показатель выполнения (X) равен 100 – это наиболее типичный для каждого возраста, а статистическая мера отклонения индивидуальных значений от среднего (

Все индивидуальные показатели по тесту, которые были ограничены числами 84 и 116, принимались как нормальные, т.е. соответствующие возрастной норме выполнения. Тестовый показатель выше нормы – 116, говорит об одаренности ребенка, а ниже 84 – о недостаточном умственном развитии.

Диагностика познавательных процессов

Шкала Стэнфорд-Бине предлагает такие задания для детей младшей группы:

После выполнения задания для младшей группы в диагностический журнал должны быть внесены условные обозначения. Обозначения простые, но, дают возможность быстро фиксировать результаты выполнения заданий.

Выполненные задания обозначаются «+», задания, которые ребенок выполнил не полностью, обозначаются «+?», не выполненные задания обозначаются знаком «-».

Далее идет диагностика познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания, речи, мышления.

Оценить уровень развития внимания и речи психолог может в ходе наблюдения за ребенком, в ходе обследования и анализа его деятельности во время выполнения заданий.

Исследование детей младшего возраста можно проводить с использованием игры «Что изменилось?». Суть игры заключается в том, что перед ребенком выставляют в ряд три цветных формочки и просят запомнить их расположение. Затем расположение формочек меняют и предлагают ребенку выяснить, что же изменилось? С помощью условных обозначений все результаты фиксируются в сводной таблице.

Чтобы проверить восприятие цвета, проводят игру «Разложи кружочки по коробочкам». Кружочки диаметром 3 см, раскрашенные в основные цвета, и коробочки с соответствующим цветом раскладывают перед ребенком. Ребенок должен разложить кружочки в соответствующие коробочки.

Насколько у ребенка развит уровень зрительной памяти исследуют с помощью предметных картинок. Семь картинок с изображением известных ребенку предметов кладут перед ним. Установка на запоминание отсутствует. По инструкции надо внимательно посмотреть на картинки, затем их убирают и просят ребенка назвать запомнившиеся картинки.

Мышление диагностируют с помощью игры «Четвертый лишний». В ходе игры психолог проверяет умение проводить анализ, синтез, умение делать обобщение. Суть игры – три таблицы, предлагаются ребенку поочередно, на таблицах изображены геометрические фигуры. Фигуры первой таблицы отличаются величиной, второй таблицы отличаются цветом, фигуры третьей таблицы отличаются величиной и формой – ребенок должен выделить форму.

Источник

Что определяли тесты а бине

Методов оценки уровня интеллектуального развития сегодня создано не меньше, чем теорий интеллекта. С момента создания самого первого инструменты для измерения и оценки интеллекта становились все более точными и стандартизированными. Перечислим их в хронологическом порядке.

Тест Бине — Симона (1905 год)

В 1885 году правительство Франции предложило французскому психологу Альфреду Бине разработать тест для оценки уровня интеллектуального развития детей. В стране только что были приняты законы, обязывающие всех детей в возрасте от шести до четырнадцати лет посещать школу, поэтому потребовался тест для отсева тех, кто нуждался в особых условиях обучения. Бине и его коллега Теодор Симон составили ряд вопросов на темы, не связанные непосредственно со школьным образованием

Помимо разных других способностей, они оценивали память, внимание и умение решать задачи. Бине обнаружил, что некоторые дети отвечают на более сложные вопросы, больше подходящие для старшего возраста, тогда как их ровесники могли ответить только на вопросы, предназначенные для детей помладше

На основе своих наблюдений Бине разработал концепцию умственного возраста — инструмент, позволяющий оценивать интеллект на основе среднестатистических способностей детей определенной возрастной группы. Шкала Бине — Симона была первым тестом оценки интеллектуального развития и послужила основой для всех тестов, используемых сегодня.

Тест интеллекта Стэнфорд — Бине (1916 год)

После того как о шкале Бине — Симона узнали в США, психолог из Стэнфордского университета Льюис Терман стандартизировал ее и начал использовать для тестирования американских детей. Адаптированная версия под названием «Шкала интеллекта Стэнфорд — Бине» была опубликована в 1916 году. В этом тесте используется единый показатель — коэффициент умственного развития (IQ — intelligence quotient), который рассчитывается путем деления умственного возраста тестируемого на его реальный возраст и последующего умножения полученного числа на 100.

Армейские альфа- и бета-тесты (1917 год)

С началом Первой мировой войны у армии США возникла потребность в оценке умственных способностей огромного количества призывников. Для решения этой сложной задачи психолог Роберт Йеркс (в то время президент Американской психологической ассоциации и председатель Комитета по психологической экспертизе рекрутов) разработал два теста, получившие название «Армейский альфа-тест» и «Армейский бета-тест». Их прошли более двух миллионов человек; так армейские кадровые службы определяли, какие задачи можно поручить новобранцу и какую должность он способен занять.

Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине

Шкалы интеллекта Дэвида Векслера (1955 год)

В 1955 году психолог Дэвид Векслер разработал очередной тест на оценку уровня интеллектуального развития — Шкалу интеллекта Векслера для взрослых. Впоследствии он был доработан, и сегодня используется модифицированный третий вариант.

Если в тесте Стэнфорд — Бине уровень интеллекта рассчитывается на основе умственного и истинного возраста человека, то при тестировании по Шкале интеллекта Векслера для взрослых балл тестируемого сравнивается с показателями других людей его возрастной группы. Средний показатель равен 100. Сегодня этот инструмент считается стандартным методом тестирования интеллектуального развития человека.опубликовано econet.ru

Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна

Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.

Шкала А. Бине в редакциях (1908 и 1911) была переведена на немецкий и английский языки, отличалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей – до 13 лет, увеличено число задач и введено понятие умственного возраста.

Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Детям до 6 лет предлагалось по четыре задания, а детям старше 6 лет – шесть заданий. Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 человек).

Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий.

Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по проверке и стандартизации, проведенной в Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л. М. Термена. Этот вариант был предложен в 1916 г., имел много серьезных изменений по сравнению с основным и был назван шкалой Стэнфорд-Бине. Основных отличий от тестов Бине было два: введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ), определяющегося отношением между умственным и хронологическим возрастом, и применение критерия оценки тестирования, для чего вводилось понятие статистической нормы.

Коэффициент IQ был предложен В. Штерном, считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности. Так можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития.

Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине

Другим нововведением стэнфордских психологов явилось использование понятия «статистической нормы». Норма стала тем критерием, по которому можно было сравнивать индивидуальные тестовые показатели и тем самым оценивать их, давать им психологическую интерпретацию.

Шкала Стэнфорд-Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным критериям.

Применение

Тест состоит из четырёх частей:

Суммарный балл представляется в виде коэффициента IQ.

Обработка теста должна выполняться сразу после его предъявления, так как следующие задания даются в зависимости от того, выполнил ли ребёнок предыдущие. Тестирование детей младших возрастов обычно занимает 30-40 минут.

Кроме балла IQ, тест Стэнфорд — Бине позволяет получить представление о некоторых личностных качествах ребёнка (активность, способность сосредоточиться, усердие, уверенность в себе). Качественные наблюдения должны фиксироваться, а затем интерпретироваться независимо от результатов теста.

Тест Стэнфорд — Бине может использоваться как для оценки способностей нормальных детей, так и для детей с особенностями развития. Г. Лефрансуа пишет, что тест может служить ранним диагностическим тестом для выявления аутизма, так же для выявления одарённых детей.

Квалификация экспериментатора очень важна для проведения теста Стэнфорд — Бине. Для того, чтобы получить достоверные результаты необходим исключительно опытный экспериментатор, так как медлительность, нерешительность или незначительные изменения в формулировках заданий могут значительно повлиять на результаты теста.

Факторный анализ. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Терстона

Тестовые батареи (комплекты) создавались для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Основой для построения комплексных батарей тестов способностей стало применение особой техники обработки данных об индивидуальных различиях и корреляциях между ними – факторного анализа. Факторный анализ позволял точнее определить и классифицировать специальные способности.

Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине

Английский психолог Чарльз Спирмен в 1904 г. пришел к выводу, что положительная корреляция между тестами на различные способности выявляет некоторый общий генеральный фактор. Он обозначил его буквой g (от англ. general – «общий»). Также в каждой из них обнаруживается специфический фактор, свойственный только данному виду деятельности (S-фактор).

Теорию Ч. Спирмена называют двухфакторной: целью психологического тестирования должно быть измерение д у индивидов. Если такой фактор проявляется во всех изучаемых психических функциях, то его наличие является единственным основанием для предсказания поведения индивида в разных ситуациях. Измерение специфических факторов смысла не имеет, поскольку они могут обнаружить себя только в одной ситуации.

Терстон выделил 12 факторов, которые он обозначил как первичные умственные способности: словесное понимание, беглость речи, числовой фактор, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия, индукция (логическое мышление) и др. Число когнитивных факторов на сегодняшний день – 120.

На основе факторных исследований создавались многофакторные батареи тестов способностей, позволяющие измерять индивидуальный уровень каждой из способностей. Наиболее известна среди них – Батарея тестов общих способностей (GATB), включающая тесты способностей для конкретных профессий.

Сегодня факторный анализ – это высшая ступень линейных корреляций. Факторный анализ и добываемые посредством этого анализа факты не всегда верно отражают зависимости между психическими процессами.

Специальные способности трактуются не как индивидуальные особенности, возникшие в результате влияния требований общества на индивида, а как особенности, исконно присущие данной индивидуальной психике. Такая трактовка порождает логические трудности.

К возможностям факторного анализа нужно относиться с осторожностью и не считать этот анализ универсальным инструментом изучения психики

Литература

Множественный интеллект

Согласно теории множественного интеллекта, предложенной психологом Говардом Гарднером, оценить интеллект количественно невозможно. Ученый утверждал, что существует восемь разных типов интеллекта, базирующихся на относительно независимых способностях и навыках, и что одни из этих способностей могут быть развиты у индивидуума лучше, чем другие. Вначале он выделял семь независимых типов интеллекта: пространственный (способность воспринимать зрительную и пространственную информацию), вербальный (способность к речи), логико-математический (способность логически анализировать проблему, распознавать отношения между объектами и мыслить логически), телесно-кинестетический (способность двигаться и осуществлять физический контроль над собственным телом), музыкальный (способность воспринимать высоту, ритм и тембр звука и оперировать звуковыми паттернами), межличностный (способность понимать других людей и взаимодействовать с ними) и внутриличностный (умение осознавать свои собственные чувства, эмоции и мотивы). Впоследствии ученый включил в свою модель и натуралистический интеллект — способность человека жить в гармонии с природой, исследовать окружающую среду, учиться на примере других биологических видов.

Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине Что определяли тесты а бине

Общий интеллект

Британский психолог Чарльз Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта, согласно которой в структуре интеллекта можно выделить два фактора: g-фактор, то есть общую, или генеральную, способность, и s-фактор, или специфический для конкретной умственной деятельности. Таким образом, по мнению ученого, существует некий общий интеллект, определяющий умственные способности человека в целом, или g-фактор; и его можно точно измерить посредством специального теста. Спирмен обнаружил, что люди, которые показывали хороший результат по одному когнитивному тесту, также успешно сдавали и другие тесты умственных способностей, а те, кто набирал мало баллов по одному тесту, не слишком преуспевали и при сдаче других. На основании этого психолог и сделал вывод, что интеллект представляет собой общую познавательную способность, которую можно измерить и выразить количественно.

Массовое обследование больших групп испытуемых. Работы А. С. Отиса. Появление армейских тестов «Альфа» и «Бета»

Следующий этап развития психологического тестирования характеризуется изменением формы проведения тестового испытания. Все тесты, созданные в первом десятилетии XX в., были индивидуальными и позволяли вести опыт только с одним испытуемым. Использовать их могли лишь специально подготовленные люди, имевшие достаточно высокую психологическую квалификацию.

Практика требовала диагностировать большие массы людей с целью отбора наиболее подготовленных к тому или иному виду деятельности, а также распределения по разным видам деятельности людей в соответствии с их индивидуальными особенностями. Так в США в период Первой мировой войны появилась новая форма тестовых испытаний – групповое тестирование.

Необходимость как можно быстрее отобрать, распределить полуторамиллионную армию рекрутов по различного рода службам, школам и училищам заставила специально созданный комитет поручить А. С. Отису разработку новых тестов. Так появились две формы армейских тестов – «Альфа» и «Бета». Первая предназначалась для работы с людьми, знающими английский язык, вторая – для неграмотных и иностранцев. После окончания войны эти тесты продолжали широко применять.

Групповые тесты использовались преимущественно в системе образования, в промышленности, в армии.

1920-е гг. характеризовались настоящим тестовым бумом. Быстрое и широкое распространение тестологии было обусловлено прежде всего ее направленностью на оперативное решение практических задач.

На протяжении первой половины XX в. специалистами в области психологической диагностики было создано множество разнообразных тестов. При этом, разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили ее до совершенства. Все тесты тщательным образом стандартизировались на больших выборках; тестологи добивались того, чтобы все они отличались высокой надежностью и хорошей валидностью.

Валидизация выявила ограниченные возможности тестов интеллекта: прогнозировать на их основе успешность выполнения конкретных, достаточно узких видов деятельности часто не удавалось. Требовалась, помимо знания общего уровня интеллекта, дополнительная информация об особенностях психики человека. Так возникло новое направление в тестологии – тестирование специальных способностей, которое вначале призвано было лишь дополнить оценки тестов интеллекта, а впоследствии выделилось в самостоятельную область.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *