Что определяется у глагола в морфологическом разборе 6 класс
Морфологический разбор глагола
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Основные понятия
Сформулируем, что такое глагол и узнаем, из чего состоит его морфологический разбор.
Глагол в русском языке — это это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Морфологический разбор глагола — это выявление постоянных и непостоянных признаков глагола, как самостоятельной части речи в русском языке.
Давайте узнаем, из чего состоит морфологический разбор глагола и как его выполнять.
Порядок морфологического разбора глагола
Морфологические признаки глагола:
Начальная (неопределенная) форма.
Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.
Непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, род, число.
План морфологического разбора глагола: памятка
Часть речи. Общее значение.
Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).
Начальная форма (инфинитив).
совершенный (что сделать?);
несовершенный (что делать?).
переходный (употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
возвратность (возвратный, невозвратный).
изъявительное (что делал? что делает? что сделает?);
повелительное (что делай?);
условное (что делал бы? что сделал бы?).
время (только в изъявительном наклонении);
лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);
род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение).
Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом предложения).
Вот так выглядит схема морфологического разбора глагола. Ее можно сохранить на смартфон или распечатать и пользоваться при выполнении заданий.
А теперь рассмотрим образцы разбора глаголов с разной грамматической формой в предложении.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Примеры морфологического разбора глагола
В пятом классе школьники только начинают касаться темы морфологического разбора. А в седьмом классе уже есть все знания, чтобы производить самостоятельно полный письменный морфологический разбор глагола. Потренируемся на примерах.
Пример 1
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Любишь — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делаешь?
3.7.4. Морфологический разбор глаголов
План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).
Началась пахота (Пришвин).
Презентация «Морфологический разбор глагола» 6 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Морфологический разбор глагола 6 класс Шарова Л.В.,учитель МАОУ СОШ №24 г. Березники
Вид глагола Глаголы бывают совершенного несовершенного вида вида 1.обозначают однократное, 1.обозначают длящееся, законченное действие многократное действие 2.отвечают на вопрос 2.отвечают на вопрос что сделать? Что делать? ранить смотреть толкнуть толкать забежать бежать
Переходность-непереходность Переходные глаголы имеют или могут иметь при себе прямое дополнение, выраженное сущ. в В.п. без предлога. включить (кого? что?) фонарик (В.п.), ждать (кого? что?) отца (В.п.). Непереходные глаголы имеют при себе косвенные дополнения, выраженные сущ. или местоим. в косвенных падежах с предлогами и без восхищаться (чем?) пейзажем (Т.п.), переходить (через что?) через дорогу (В.п. с предлогом). Возвратные глаголы непереходны Переходность – постоянный признак глагола
Какие это глаголы – переходные или непереходные? пересекать финишную черту решать задачу
Какие это глаголы- переходные или непереходные? лаять весело работать на уроке
Лицо глагола ед. ч. мн. ч. 1 лицо Я МЫ 2 лицо ТЫ ВЫ 3 лицо ОН,ОНА,ОНО ОНИ Эти местоимения можно подставить, чтобы определить лицо глагола настоящего и будущего времени, поэтому окончания этих глаголов называют личными (глаголы прошедшего времени не имеют лица, изменяются по родам в ед. ч., их окончания называют родовыми)
Синтаксическая роль глагола Чаще всего глагол в предложении является сказуемым. Мы любим свой дом и свою землю. Мой отец – известный в городе архитектор. Глагол может быть любым другим членом предложения. Курить – здоровью вредить.
Запишите текст и разберите глаголы. (Объясните знаки препинания.) И берёзы дождались тепла. Дождичком умылись, росой напились. Ещё ярче белеет береста. Свешиваются ветки с нижними листьями и серёжками. Сменила берёза свою гладкую зимнюю причёску.
Проверка 1.Дождались – глагол. Обозначает действие предмета. 2. Н.ф. – дождаться. 3. Постоянные признаки- сов. в., непереходн., возвратный, 1 спр. 4. Непостоянные признаки- изъявит накл., прош.вр., мн. ч. 5. В предложении является сказуемым.
Проверка 1. Белеет – глагол. Обозначает действие предмета. 2. Н.ф. – белеть. 3. Постоянные морф. признаки: несов. в., непереходный, 1 спр. 4. Непостоянные морф. признаки: изъявит накл., невозвратное, ед. ч. 5. В предложении является сказуемым.
1. Горят – (что делают?) – глагол, обозначает действие предмета. 2.Н.ф. – гореть. 3. Постоянные признаки: несов. в., непереходн., возвр,2 спр. 4. Непостоянные признаки: изъявит накл., наст.вр., 3лицо, мн. ч. 5.В предложении является сказуемым. Проверка
Произведите морфологический разбор глагола 1 вариант Время, не спеши! 2 вариант Желаю ярких звезд тебе!
Домашнее задание : Выучить порядок морфологического разбора глагола. Закончить разбор глаголов из текста.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-635190
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Морфологический разбор глагола
Урок 83. Русский язык 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Морфологический разбор глагола»
Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
· Что мы знаем о глаголе?
· Как выполнить морфологический разбор глагола?
· Какие проблемы у нас могут возникнуть при разборе глагола?
И вновь мы возвращаемся к существу, которое мы однажды придумали. Да. Мы нарисовали квакозябру. И, между прочим, при этом совершили действие. А, как известно, мы выражаем действия при помощи глаголов.
И это значит, мы можем выполнить морфологический разбор этого слова.
Вот в нашем предложении уже есть глагол нарисовали. Так его и будем разбирать.
И сначала нам нужно выяснить самую важную информацию. Это будет нашим первым этапом разбора. Мы должны выяснить информацию о части речи.
Нарисовали – глагол. Во-первых, обозначает действие: что сделали? – нарисовали.
Начальная, то есть неопределённая форма – нарисовать.
А теперь нам нужно выяснить признаки глагола. Посмотрим на наш глагол. Сначала мы должны выяснить постоянные признаки. Что в этом глаголе уже никогда нельзя изменить?
Нам поможет начальная форма нарисовать. Какие признаки есть у нее?
Но ведь у глагола так много разных признаков.
Зададим себе вопрос: как глаголы изменяются? По наклонениям, временам, лицам или родам, и числам. Значит, все остальное – это как раз постоянные признаки глагола.
Вот они. Вид, спряжение, переходность, возвратность. И с этих признаков мы и начинаем анализ.
Мы помним, что бывают глаголы двух видов. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Они обозначают незавершённые действия. А глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? они обозначают завершённые действия.
Что сделать? Нарисовать.
Мы уже нарисовали нашу квакозябру. Действие завершено.
Нельзя изменить и спряжение глагола.
Глаголы бывают также переходными. Они сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога.
И непереходными – они с такими существительными не сочетаются.
Нарисовали кого? что? – квакозябру. Действие переходит на предмет. Значит, наш глагол – переходный.
Посмотрим на глагол нарисовать. Квакозябру мы нарисовали, она не сама нарисовалась. Суффикса нет, глагол невозвратный.
Возвратность указывают в разборе не всегда. Но мы на всякий случай её укажем.
Итак, во-вторых, глагол имеет постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, невозвратный, первое спряжение.
И теперь нам нужно рассказать о непостоянных признаках глагола. Таких, как наклонение, время, лицо или род, число.
При этом от наклонения может зависеть время, а наличие лица или рода – от времени. Все эти признаки связаны друг с другом.
Мы помним, что глаголы изменяются по наклонениям.
Мы нарисовали квакозябру. Значит, совершили реальное действие. Наш глагол будет стоять в изъявительном наклонении.
Мы знаем, что в изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам.
Квакозябру мы нарисовали в прошлом. Значит, глагол стоит в прошедшем времени.
Мы также помним, что глаголы изменяются по лицам.
В соответствии с лицами меняются и вопросы… Но постойте, ведь это вопросы настоящего времени!
Только в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам.
В прошедшем времени глаголы изменяются по родам.
Они бывают мужского, женского и среднего рода: нарисовал, нарисовала, нарисовало… И нам не подходит ни один вариант. Но ничего странного в этом нет.
Ведь все это – глаголы в форме единственного числа. А нам нужно множественное число.
Ведь квакозябру мы нарисовали вместе.
Итак, наш глагол здесь употреблён в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе – это его непостоянные признаки.
И нам осталось только определить функцию глагола в предложении. Что делает наше слово? Оно обозначает действия подлежащего. Значит, это сказуемое.
В-третьих, в предложении является сказуемым.
Итак, что нам нужно для морфологического разбора глагола?
А теперь мы проведём небольшую тренировку.
Многие дети ненавидят уколы.
Во-первых, обозначает действие: (что делают?) – ненавидят.
Начальная форма – ненавидеть.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, переходный, второе спряжение.
Здесь употреблён в изъявительном наклонении, настоящем времени, третьем лице, множественном числе – это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является сказуемым.
Обратим внимание. Глагол в настоящем времени изменяется по лицам, мы указали это.
Пожалуйста, расскажи мне историю.
Мы разберём глагол расскажи.
Во-первых, обозначает действие: (что сделай?) – расскажи.
Начальная форма – рассказать.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, первое спряжение.
Здесь употреблён в изъявительном наклонении, настоящем времени, третьем лице, множественном числе – это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является сказуемым.
Обратите внимание. Глагол стоит в повелительном наклонении, поэтому по временам не изменяется.
Я засмеялась бы, но не хочу.
Разберём глагол засмеялась бы.
Засмеялась бы – глагол.
Во-первых, обозначает действие: (что сделала бы?) – засмеялась бы.
Начальная форма – засмеяться.
Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, первое спряжение.
Здесь употреблён в условном наклонении, женском роде, единственном числе – это его непостоянные признаки.
В-третьих, в предложении является сказуемым.
Здесь глагол стоит в условном наклонении, поэтому мы не указываем время, зато указываем род.
Обратите внимание на отличия устного разбора от письменного.
Что же нам требуется сегодня запомнить?
Для морфологического разбора мы…
· Сначала указываем часть речи. Объясняем общее значение.
· Потом указываем начальную, или неопределённую, форму глагола.
· Затем мы указываем постоянные признаки глагола: вид, переходность, спряжение.
· И непостоянные признаки: наклонение, время, лицо или род, число.
· В конце мы указываем функцию глагола в предложении.
План морфологического разбора глагола
Всего получено оценок: 128.
Всего получено оценок: 128.
Морфологический разбор имеет определенную структуру. В данной статье приводится план морфологического разбора глагола. Материал поможет при подготовке к уроку русского языка в 6 классе.
Последовательность
План разбора глагола начинается с определения части речи. Нужно доказать, что слово является глаголом (обозначает действие и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»).
Далее глагол необходимо поставить в неопределенную форму (= инфинитив).
Инфинитив – это форма глагола, которая не обладает непостоянными признаками.
Затем нужно определить постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. К постоянным относятся вид, переходность, возвратность, спряжение. К непостоянным относятся наклонение, число, время, лицо, род.
Постоянные признаки определяются по начальной форме глагола, а непостоянные признаки определяются в зависимости от контекста.
После определения морфологических признаков необходимо указать синтаксическую функцию глагола в конкретном предложении.
Памятка
Для того чтобы правильно разбирать глагол как часть речи, поможет следующая памятка:
Пример
Рассмотрим образец морфологического разбора глагола:
Он уважал меня с детства.
Что мы узнали?
Морфологический разбор глагола начинается с определения частеречной принадлежности, где приводится общее глагольное значение и глагольные вопросы. Затем указывается начальная форма глагола с определением постоянных морфологических признаков: вид (несовершенный, совершенный), переходность (переходный, непереходный), возвратность (возвратный, невозвратный), спряжение (1, 2). После этого указываются непостоянные глагольные признаки: наклонение (изъявительное, побудительное, сослагательное), число (единственное, множественное), время (настоящее, будущее, прошедшее), лицо (1, 2, 3), род (мужской, средний, женский). Последним пунктом плана является определение синтаксической функции глагола в предложении.