Что определяет учебная программа дисциплины
Учебные программы. Понятие и методические требования к учебным программам
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и виды учебных программ
В настоящее время в соответствии с ФГОС приоритетным направлением развития системы образования является обеспечение качества образования. ФЗ «Об образовании» и ФГОС, разработаны и утверждены примерные учебные программы, на основании которых педагогами и методистами разрабатываются учебные программы начального и основного образования.
Примерная учебная программа направлена на ориентировку педагога при составлении рабочей учебной программы по предмету.
Рабочая учебная программа по предмету – это самостоятельно разработанная педагогом учебная программа на основании учебно-методических рекомендаций и требований, в соответствии с рабочим учебным планом и примерными учебными программами, рекомендованными Министерством образования РФ.
Рабочая учебная программа включает в себя основные цели и задачи по изучению учебной дисциплины, пути их реализации и ожидаемые результаты.
Рабочая программа является нормативным документом, который определяет объем, порядок и содержание учебной дисциплины, а также порядок ее преподавания в соответствии с примерной программой по данному предмету.
Цель рабочей программы – осуществление планирования, организации и управления педагогическим процессом по конкретной учебной дисциплине.
Все педагоги-предметники должны обязательно иметь рабочую программу по своему учебному предмету. Может использоваться как уже готовая программа, если она отвечает всем требованиями ФГОС, так и разработанная педагогом самостоятельно. При составлении учебной программы самостоятельно, педагог учитывает возрастные особенности класса, возможности и потребности учащихся и т.д.
Методические требования к составлению учебной программы
Готовые работы на аналогичную тему
При составлении рабочей программы по конкретной учебной дисциплине педагог должен:
Все указанные требования приводятся в примерной программе, изучив которую педагог будет иметь общее представление о требованиях к составлению авторской программы.
Педагог должен помнить, что учебная программа составляется не по учебной дисциплине в целом, а по конкретной серии учебников, по которым осуществляется работа.
Методические требования к программе:
Составление учебной программы требует учета:
Структура учебной программы
Структура учебной программы соответствует структуре примерной программы по той же учебной дисциплине и определена ФГОС.
Структура учебной программы включает в себя:
Необходимо отметить, что в соответствии с Законом «Об образовании», не определены строгие требования к форме текстового варианта учебной программы, ее каждый педагог выбирает самостоятельно. Одним из вариантов – это составление учебной программы по аналогии с примерной программой. То есть педагог при составлении собственной программы учитывает требования к типовой программе и оформляет ее аналогичным образом. При желании педагог может вносить изменения во все структурные части учебной программы. Корректировки чаще всего связаны с особенностями конкретного учебного класса (возраст учащихся, их возрастные возможности и потребности и т.д.). Например, педагог может вносить корректировку в порядок подачи учащимся нового учебного материала или в содержание изучаемой темы.
Несмотря на то, что внесение корректировок в учебные программы допустимо, на уровне одного образовательного учреждения педагоги соблюдают единые подходы к самостоятельной разработке и оформлению программ. Это необходимо для того чтобы избежать разночтений. Требования к содержанию и оформлению учебных программ закрепляются в Положении о рабочих программах педагогов, в каждом конкретном образовательном учреждении.
Таким образом, учебная программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по предмету в соответствии с образовательной программой учреждения. Педагог представляет разработанную учебную программу для экспертизы и утверждения методическому объединению.
Программа учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины (ПУД) разрабатывается преподавателями инициативно или по поручению руководителя департамента (кафедры) на основании Положения о программе учебной дисциплины образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, специалитета, магистратуры НИУ ВШЭ (Утверждено ученым советом НИУ ВШЭ, протокол от 26.04.2019 г. № 6).
Как выглядит и формируется программа?
Программы составляются в специальном конструкторе ПУД в LMS и имеют единый шаблон. Укороченные версии программ дисциплин (карточки ПУД) автоматически выводятся на сайты образовательных программ, а также в единую базу учебных курсов. Полные версии доступны из карточки ПУД по клику на плашку «Полная версия программы»/’Full syllabus’. Полные версии доступны только пользователям, имеющим аккаунт в LMS, и содержат более подробную информацию о формах контроля по дисциплине.
Информация о продолжительности, последовательности, способах освоения дисциплины, а также о преподавателях выгружается автоматически в конструктор ПУД из АСАВ.
Вручную в ПУД вводится следующая информация: содержание и структура учебной дисциплины, ее место и значение в системе подготовки студента, цели ее изучения и формы организации обучения и контроля, набор планируемых результатов обучения.
Помимо этого, в ПУД должны быть зафиксированы элементы контроля, их форма, содержание и порядок проведения, используемые инструменты и технологии, используемая система оценивания, критерии оценивания элементов контроля, в ПУД подразумевается выделение элементов контроля, которые подлежат пересдаче/ не подлежат пересдаче/ являются блокирующими, формула расчета (правило определения) промежуточной и/или окончательной оценок по Дисциплине, правила округления и иные характеристики элементов контроля.
Кем разрабатываются и утверждаются программы учебных дисциплин?
Разработка программы учебной дисциплины осуществляется после принятия решения о реализации учебной дисциплины. ПУД подлежит актуализации не реже одного раза в пять лет как по инициативе разработчика, так и по инициативе академического руководителя/ совета образовательной программы, в учебный план которой входит учебная дисциплина (в т.ч. по итогам студенческой оценки преподавания).
Программы общеуниверситетских дисциплин (майноры, МАГОЛЕГО, общеуниверситетские факультативы) утверждаются департаментом, который их реализует. Актуализация ПУД не требует ее переутверждения до окончания срока действия, если изменения затрагивают до 30% текста.
Преподаватель несет ответственность за наличие и качество ПУД, размещенных в Базе учебных курсов. Если Вы не видите программу дисциплины в базе учебных курсов портала, в модуле «Программы учебных дисциплин» в LMS или на своей персональной странице – обратитесь к менеджеру своего подразделения.
Инструкция по работе с Конструктором ПУД в LMS доступна по ссылке.
Для получения консультации по составлению ПУД необходимо обратиться в Дирекцию основных образовательных программ. Консультацию осуществляет методист Кирюшина Маргарита Алексеевна.
Учебная программа
Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.
Помимо полного текста, учебная программа может сопровождаться объяснительной запиской, кратко раскрывающей задачи обучения данному предмету, описывающей последовательность изучения материала, перечисляющей наиболее существенные методы и организационные формы, устанавливающей связь с преподаванием других предметов.
Основные принципы построения учебной программы
Конкретизация содержания образования, определяемого учебной программой, происходит в учебниках, учебных пособиях и методических указаниях.
Учебные программы бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные. Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).
Рабочая учебная программа — учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки рабочих учебных программ устанавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Учебная программа» в других словарях:
Учебная программа — учебная программа: учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой либо учебной дисциплины (ее раздела, части);. Источник: Роспотребнадзора от 29.01.2008 N 01/384 8 32 О выдаче… … Официальная терминология
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА — документ, определяющий по каждому учебному предмету объем содержания знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам обучения … Большой Энциклопедический словарь
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА — нормативный документ, в котором определяются основные знания и умения по какому л. учебному предмету, которые необходимо усвоить (в течение установленного промежутка времени). У. п. бывают: типовые, вариативные, рабочие, авторские, индивидуальные … Российская энциклопедия по охране труда
учебная программа — Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части. [ГОСТ 7.60 2003] Тематики издания, основные виды и элементы DE Lehrprogramm … Справочник технического переводчика
учебная программа — учебная программа: Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части. Источник: ГОСТ 7 … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Учебная программа — учебное издание, которое определяет содержание, объем, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины (в целом или по ее частям) … Издательский словарь-справочник
учебная программа — документ, определяющий по каждому учебному предмету объём содержания знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, их распределение по годам обучения. * * * УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА, документ, определяющий по каждому учебному предмету … Энциклопедический словарь
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА — документ, в котором определено содержание обучения и наиболее целесообразные способы организации его усвоения учащимися. Учебная программа является эскизной информационной моделью определенной педагогической системы, отражающей такие элементы… … Профессиональное образование. Словарь
учебная программа — mokymo programa statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Dokumentas, kuriame išdėstytas sportinio rengimo turinys: žinios, gebėjimai ir įgūdžiai, kuriuos turi įgyti sportininkas, fizinis, techninis, taktinis, integralusis parengtumas … Sporto terminų žodynas
учебная программа — Rus: учебная программа Deu: Lehrprogramm Учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части. ГОСТ 7.60 [3.2.4.3.4.4] … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
Что определяет учебная программа дисциплины
Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
В настоящее время в образовательных учреждениях используются примерные программы по учебным предметам, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.
1.1. Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины, разработанный на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»)
Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.
Задачи рабочей программы – конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.
1.2. Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Образовательное учреждение несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.
1.3. К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:
– программы по учебным предметам;
– программы элективных курсов;
– программы факультативных курсов;
– дополнительных образовательных курсов.
обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получении качественного общего образования;
обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
предоставления широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
1.5. Рабочие программы составляются на основе:
– примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
1.6. Примерные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ в образовательном учреждении, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
1.7. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241).
1.8. Обязательный минимум содержания каждой рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной программой и федеральным государственным образовательным стандартом.
1.9. Нормативные сроки освоения рабочей программы в образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными государственными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом Российской Федерации «Об образовании».
2. Структура и требования к разработке и оформлению рабочей программы
2.1 Структура рабочей программы составляется с учетом:
– требований федеральных государственных образовательных стандартов;
– обязательного минимума содержания учебных программ;
– требований к уровню подготовки выпускников;
– объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
– познавательных интересов учащихся;
– выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.
2.2. Обязательными структурными элементами рабочей программы являются:
2. Пояснительная записка.
3.Содержание рабочей программы.
4. Требования к уровню подготовки выпускников;
5. Перечень учебно-методического обеспечения.
6. Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе)
2.3. Титульный лист рабочей программы должен содержать:
– полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с лицензией);
– гриф утверждения и рассмотрения программы («Утверждена» приказом образовательного учреждения (дата, номер), рассмотрена и рекомендована к утверждению органом самоуправления образовательного учреждения с указанием названия в соответствии с уставом образовательного учреждения (дата, номер протокола));
– название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
– Ф.И.О. педагога (педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
– класс (параллель), в котором изучается учебный курс;
– предмет, курс, дисциплина (модуль);
– год составления рабочей программы.
2.4. В пояснительной записке указываются:
– сведения о программе (примерной (типовой) или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания;
– цели и задачи данной программы
– нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа;
– информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование;
– определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
– информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;
– формы организации образовательного процесса, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с соответствующими Положениями).
– название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
3. Содержание рабочей программы
3.1.Содержание рабочей программы должно соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.
3.2.Образовательное учреждение самостоятельно:
раскрывает содержание разделов, тем, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах, опираясь на учебники, учебные пособия (из утвержденного федерального перечня);
определяет содержание рабочей программы с учетом особенностей изучения предмета в классах с углубленным изучением отдельных предметов, профильных классах, классах специального (коррекционного) образования, классах компенсирующего обучения;
определяет последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.
3.3. По каждой учебной теме (разделу) указываются:
— наименование темы (раздела);
— содержание учебного материала (дидактические единицы);
— требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме (разделу) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения;
— перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.). Количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин.
4. Требования к уровню подготовки выпускников
4.1. Структурный компонент «Требования к уровню подготовки выпускников» прописывается по окончании ступени образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и примерной учебной программой и представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Данный перечень целей-результатов обучения включает специальные предметные и общие учебные умения и способы деятельности.
5. Перечень учебно-методического обеспечения
5.1. Перечень учебно-методического обеспечения как компонент рабочей программы включает основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п.
Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
5.2. Используемый перечень учебно-методического обеспечения может быть классифицирован на две группы: «Литература» (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), «Оборудование и приборы» (перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов).
6. Календарно-тематический план
6.1. Календарно-тематический план учителя является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов.
6.2. Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год в соответствии с рабочей программой.
6.3. Механизмы разработки, согласования, утверждения календарно-тематических планов учителей устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с нормативными правовыми актами.
6.4. В образовательном учреждении устанавливается единая структура календарно-тематического плана.
В календарно-тематическом плане должно быть обязательно определено:
— темы каждого урока (в соответствии с целями и задачами урока);
— количество часов, отведенное на изучение тем, разделов на проведение контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачетов и др.);
— даты прохождения темы, раздела;
— виды, формы контроля.
6.5. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения
Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.
7. Учебные планы и программы.
Содержание образования реализуется в учебных планах и программах. Учебным планом называется нормативный документ, в котором содержатся:
– структура и продолжительность учебного года, учебных четвертей и каникул;
– перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения;
– недельное и годовое распределение времени на изучение учебных предметов в каждом классе.
Принято выделять несколько видов учебных планов:
– базисный учебный план;
– типовой учебный план;
– учебный план школы.
Базисный учебный план является неотъемлемой частью государственного образовательного стандарта. В связи с этим его утверждение происходит в Государственной Думе и Министерстве образования. В состав этого плана входят:
– список необходимых предметов и недельная нагрузка;
– обязательная максимальная нагрузка;
– нагрузка учителя, которая оплачивается ему государством.
Базисный учебный план содержит вариант плана, учитывающего национальные и региональные особенности школы. Базисный план необходим также для определения уровня финансирования школы.
На основе базисного плана формируется типовой план. Как и базисный, он утверждается в Министерстве образования. Типовой план является не только основой для создания учебного плана, но и носит рекомендательный характер.
В свою очередь составление учебного плана школы происходит на основе базисного и типового планов. Его главным критерием является то, что он призван учитывать особенности каждой школы. Учебный план школы – это нормативный документ, по которому функционирует школа. В его состав входят следующие разделы:
– список обязательных предметов;
– обязательные предметы по выбору;
– факультативные предметы и их распределение согласно годам обучения;
– недельный и годовой объемы времени, необходимые для каждого предмета.
Для одной школы характерно наличие сразу нескольких учебных планов, а также их вариантов. В учебном плане принято выделять три основных вида занятий:
– обязательные занятия, составляющие образовательное ядро;
– обязательные занятия по желанию школьников;
– факультативные занятия, являющиеся необязательными и предлагаемые школьникам на выбор.
В состав учебного плана школы включаются также федеральный, национально–региональный и школьный разделы. Такой план составляется каждый год и утверждается на педагогическом совете школы.
Учебной программой называется нормативный документ, который определяет:
– содержание базисных знаний, умений и навыков по отдельному учебному предмету;
– логику и последовательность изучения тем и вопросов;
– общий объем времени, отведенный на их изучение.
Структурно–учебные программы составляются по–разному. Самыми распространенными схемами считаются линейная, концентрическая, ступенчатая и смешанная. Согласно линейной схеме учебный материал располагается в непрерывной последовательности и осваивается учащимися лишь раз за весь период обучения. Однако у этой схемы есть один существенный недостаток, а именно – неравномерное нарастание трудностей изучаемого материала и отсутствие возможности возвращения к ранее пройденному.
В соответствии с концентрической схемой учебный материал подразделяется на отдельные части. Так, в первую очередь изучается наиболее простой материал, а затем более сложный. При этом содержание первого концентра кратко повторяют при изучении второго.
В чем же преимущество концентрического расположения? Дело в том, что трудности учебного материала нарастают постепенно, а не сразу, благодаря чему у школьников возникает возможность как можно глубже усвоить его. Но наряду с достоинствами есть и недостатки. Один из самых главных заключается в том, что на повторение пройденного материала уходит слишком много времени.
Отличительная черта ступенчатой схемы в том, что учебный курс делится на две части. При этом некоторые разделы изучаемого материала рассматриваются только в первой части, а какие–то – только во второй. Однако есть и такие темы, которые изучаются и тут, и там. Что касается достоинств такого построения, то следует заметить, что учебный материал распределяется по годам обучения равномерно, т. е. в соответствии с возрастом и по мере усложнения процесса обучения. Ступенчатая схема используется при изучении физики.
Смешанная схема построения – это соединение двух структур – линейной и концентрической. При этом материал изучается по максимально гибкой системе, т. е. распределяется на отдельные разделы по различным схемам.
Учебные программы подразделяются на вариативные, авторские, типовые, рабочие и т. д. Рассмотрим каждую подробнее. Так, типовая учебная программа составляется на основе требований государственного стандарта. Ее утверждение происходит в Министерстве образования. Типовая учебная программа носит рекомендательный характер и является отражением новых достижений той или иной науки. Типовые программы составляются очень долго и тщательно, в их создании принимают участие многие специалисты.
Что касается рабочей программы, то она создается непосредственно самим учителем на основе типовой программы. При ее разработке учитываются методические и технические возможности не только школы, но и учителя. Здесь также имеет значение уровень подготовленности учащихся. Рабочая программа отражает национально–региональную, а также школьную специфики.
Созданием авторских программ занимаются опытные учителя. В них содержатся авторские подходы к обучению, т. е. вполне допустимы оригинальные построения учебного предмета. Тем не менее, они все же учитывают требования образовательного стандарта. Обычно такие программы составляются для предметов с углубленным изучением, которые выбирает сам школьник.
Обычно в учебной программе выделяют три части.
1. Объяснительная записка: в ней излагаются цели и задачи изучения предмета.
2. Содержательная часть: здесь изложены тематический план, перечень тем, основных понятий и законов, а также список тех знаний, умений и навыков, которые должны приобрести ученики. Сюда же входят рекомендуемые методы обучения и формы учебных занятий.
3. Методические указания: критерии оценки знаний, умений и навыков; перечень средств наглядности и технических средств обучения, а также рекомендуемая литература.