Что определяет транспортная стратегия сдо

Что определяет транспортная стратегия сдо

Распоряжение от 22 ноября 2008 года №1734-р. Стратегия определяет цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу. Основная цель развития транспортной системы – удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.

Документ

Распоряжение от 22 ноября 2008 года №1734-р

Внесено Минтрансом России.

Подписанным распоряжением утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия).

Стратегия определяет цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу. Основная цель развития транспортной системы – удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.

Приоритеты развития транспортной системы:

— формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры;

— обеспечение доступности, объёма и конкурентоспособности транспортных услуг для грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны;

— обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами;

— интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;

— повышение уровня безопасности транспортной системы;

— снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду;

— развитие транспортной техники, технологий и информационного обеспечения.

Основные механизмы реализации Стратегии – федеральные и региональные целевые программы. Состав и структура этих программ должны отвечать главным целевым ориентирам, сформированным целям, задачам и механизмам Стратегии.

Стратегию предполагается реализовать в два этапа.

Первый этап (до 2015 года) – завершение модернизации транспортной системы методами целевого инвестирования, устранение «узких мест» и переход к её системному комплексному развитию по всем ключевым направлениям. На этом этапе планируется реализовать ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», включающую пять подпрограмм, сформированных по отраслевому принципу («Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт» и «Гражданская авиация»).

Второй этап (2016 – 2030 годы) – инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям. Основным механизмом реализации Стратегии на этом этапе будут федеральные целевые программы развития транспортной системы на пятилетние периоды.

Источник

Чего ждать от новой долгосрочной стратегии развития транспортной отрасли

Что определяет транспортная стратегия сдо

Первый раздел транспортной стратегии посвящен текущему состоянию отрасли и анализу реализации предыдущей транспортной стратегии. Авторы новой стратегии весьма доброжелательно и аккуратно подошли к оценке реализации «старой» транспортной стратегии, ограничившись в основном качественными оценками и не вдаваясь в анализ удельных показателей, которые в большинстве случаев производят не лучшее впечатление. Но и здесь можно найти что-то весьма интересное и показательное.

Кажется интересным подраздел главы «Проблемы и ключевые инфраструктурные вызовы транспортного комплекса».

Здесь приведены результаты анализа вызовов транспортного комплекса России, в том числе в сравнении с сопоставимыми экономиками условных референтных групп «развивающихся» и «развитых» стран. Кроме того, даются многочисленные и очень наглядные сравнения удельных характеристик по каждому из видов транспорта. Ну, может быть, за исключением грузового автотраспорта с индикативными международными показателями.

Изучив этот ключевой для всей стратегии подраздел, нетрудно понять, что следует сделать для приведения российской транспортной системы в соответствие с современными общемировыми требованиями. Собственно, этому посвящены последующие разделы программного документа. В них логично и обоснованно описаны пути вывода российской транспортной системы из существующей технологической и организационной отсталости и приведению ее в состояние современной, эффективной и генерирующей существенную долю ВВП отрасль. В части поставленных в стратегии целей можно было бы с чем-то поспорить, но принципиально они достаточно всеобъемлющие и, что самое главное, измеряемые.

На мой взгляд, очень интересны такие направления стратегии, как «Принципы развития опорной сети транспортного комплекса» и «Принципы развития транспортных услуг», в которых очень подробно изложены основополагающие принципы создания современной и сбалансированной транспортной системы.

Нет необходимости говорить, что в новой транспортной стратегии на очень высоком уровне представлены задачи и пути реализации глобальной цифровизации отрасли и обеспечения самых современных экологических стандартов. Министерство транспорта в последний год уделяет этим вопросам повышенное внимание и было бы удивительно, если бы это не нашло должного отражения в новой транспортной стратегии.

В стратегии серьезное внимание уделено персоналу транспортной отрасли.

Тема очень актуальная, учитывая, что в транспортной отрасли, как в мире, так и у нас наблюдается жесточайший и нарастающий дефицит кадров. Средний возраст сотрудников во многих видах транспорта перевалил за 50 лет и продолжает расти, притока молодежи явно недостаточно для поддержания существующей системы, не говоря уже о каком-либо развитии. К сожалению, качество профессионального образования не соответствует современным требованиям, о чем работодатели повсеместно бьют тревогу. Надо признать, что пока государство не до конца справляется с этой проблемой и не создает комфортных условий для эффективной работы частных учебных и образовательных заведений.

Даже при отмеченных мною недостатках новая транспортная стратегия благодаря ее логичности, сбалансированности, долгосрочности видения, имеет реальные шансы стать тем весомым аргументом, который позволит портфельным и институциональным инвесторам, нашим и иностранным вкладываться в российские компании транспортной отрасли и ее инфраструктуру. Сегодня это представляется жизненно необходимым для реального развития транспорта в нашей стране. Впрочем, это произойдет при условии, что Минтранс и другие органы исполнительной власти сумеют продемонстрировать в своей работе последовательные шаги по настойчивому воплощению новой стратегии.

Автор — резидент экспертного клуба ЦСР, директор Infomost Consulting

Источник

Что определяет транспортная стратегия сдо

от 22 ноября 2008 года N 1734-р

(с изменениями на 12 мая 2018 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации
от 27 ноября 2021 года N 3363-р
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

2. Минтрансу России совместно с Минэкономразвития России, Минрегионом России, Минпромторгом России, ФСТ России и с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции при формировании региональных программ развития предусматривать меры по реализации мероприятий, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 ноября 2008 года
N 1734-р

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года

I. Общие положения

В настоящее время российская экономика оказалась перед системным вызовом, характер и качество которого определяются сочетанием 3 фундаментальных факторов.

Первым фактором является усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг и капитала. Началась структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов и ожидаемым распространением новых технологий. Это влечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания, обеспечению безопасности и устойчивости транспортной системы, необходимость существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы, что особенно важно в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Вторым фактором является возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, идущей по пути инновационного развития. Потребуется существенное улучшение доступности и качества транспортных услуг для населения. При этом будут обеспечены рост производительности труда и улучшение использования трудовых ресурсов в транспортном комплексе, которые станут важнейшими факторами снижения транспортных издержек и повышения конкурентоспособности транспортного комплекса России на мировом рынке.

Третьим фактором является исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития, базирующихся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта, усиление приоритета мер инновационного характера и мер по обеспечению глубокой переработки сырья, что требует повышения мобильности населения, грузов, услуг и капитала.

Одновременно в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Сегодняшние объемные и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере и эффективно решать задачи растущей экономики, в том числе задачи удовлетворения спроса инновационного сектора на высококачественные транспортно-логистические услуги.

Все это требует от российского транспорта существенной перестройки.

Предыдущие стратегические документы в области транспорта были разработаны в условиях перехода к стратегии экономического роста.

При переходе к интенсивному, инновационному и социально ориентированному типу развития требуется принятие адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу.

На новом этапе необходимо сформировать активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли. При этом транспорт как системообразующий элемент экономики и генератор инвестиционного и инновационного спроса на продукцию должен рассматриваться в качестве самостоятельной точки роста экономики.

Выбор направлений развития транспортной системы базируется на прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Сценарных условиях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, законодательных и иных нормативных правовых актах в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации. При этом учитывается вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, принимаются во внимание стратегические документы, определяющие перспективные направления развития экономики и социальной сферы регионов России, отраслей экономики, транспортной системы страны в целом и отдельных видов транспорта, перспективы развития транспортно-логистической инфраструктуры, перспективы международной транспортной интеграции, прежде всего в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, а также опыт развития транспортных систем в странах с быстро развивающейся экономикой (Китай, Бразилия, Индия и ЮАР).

При формировании приоритетных направлений развития транспортной системы России учтен опыт разработки и реализации стратегических документов и инициатив в области развития транспорта за рубежом.

II. Оценка состояния и комплексные проблемы развития транспортного комплекса Российской Федерации

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Выгодное географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Транспорт играет важную роль в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность развития производства, бизнеса и социальной сферы.

Роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.

Географическая и технологическая доступность транспортных услуг определяет возможности территориального развития экономики и социальной сферы. Доступность транспортных услуг и их объем определяют полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении определяет доступность транспортных услуг и уровень транспортной подвижности (мобильности) населения. Повышение мобильности имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.

Высокий уровень транспортного обслуживания определяется скоростью, своевременностью, предсказуемостью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.

Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволят сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.

Своевременность (предсказуемость, регулярность и ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом и пассажирском сообщениях имеет большое экономическое значение. В грузовом сообщении, например, от своевременности транспортного обслуживания зависят величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства и снабжения населения, объем необходимых оборотных средств и затраты на хранение грузов.

Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы.

Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил Российской Федерации. Безопасность транспортной системы определяется эффективной работой аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны, специальных служб и правоохранительных органов, в результате которой создаются условия повышения общенациональной безопасности и снижения рисков, связанных с террористическими актами.

В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может оказать значительное влияние на развитие крупных агломераций.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также с глобальными общемировыми стратегическими тенденциями в экономике.

В России в последние годы проводилась модернизация транспортной инфраструктуры, что позволило удовлетворить имевшийся спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать определенный задел для дальнейшего развития.

Россия располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают современным внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в совершенствовании.

Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2012 года составляла 86 тыс.км железных дорог общего пользования, 38 тыс.км путей промышленного железнодорожного транспорта, 903 тыс.км автомобильных дорог общего пользования (в том числе 711 тыс.км дорог с твердым покрытием), 101 тыс.км внутренних водных путей, 2,5 тыс.км трамвайных путей, 485 км путей метрополитена, 4,8 тыс.км троллейбусных линий, 639 тыс.км воздушных трасс, из которых более 468 тыс.км являются международными.

В 2011 году ежесуточно по этим транспортным коммуникациям (всеми видами транспорта) осуществлялась перевозка 60 млн. пассажиров и 28,5 млн. тонн грузов.

В последние годы увеличению объема перевозок грузов и пассажиров способствовали позитивные изменения в социально-экономическом положении страны. Объем перевозок грузов и пассажиров в 2000-2012 годах приведен в приложении N 1.

Мировой экономический кризис 2008-2009 годов и последовавшая за ним экономическая рецессия существенно повлияли на динамику объема перевозок грузов и пассажиров, грузо- и пассажирооборота, а также на масштабы развития транспортного комплекса страны.

Ослабление кризисных явлений обусловило начало экономического роста в России со второй половины 2009 года. В результате в 2010 году в стране возобновился рост суммарных объемов перевозок грузов, грузо- и пассажирооборота, а показатели работы воздушного и морского видов транспорта, экспортных железнодорожных перевозок превзошли максимальный уровень докризисного периода.

Важное место в транспортной системе занимают железные дороги. Железнодорожный транспорт выполняет 12 процентов общего объема грузовых перевозок и 82 процента общего грузооборота, осуществляемого всеми видами транспорта (без учета трубопроводного).

На автомобильный транспорт приходится 56 процентов общего объема перевозок грузов и 8,6 процента общего грузооборота, 44 процента объема коммерческих перевозок грузов, причем удельный вес перевозок железнодорожным транспортом в последние годы сокращается, а автомобильным транспортом растет, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автомобильного транспорта в определенных сегментах рынка транспортных услуг.

Позитивные изменения наблюдаются в создании паритета между российскими и зарубежными перевозчиками при выполнении международных перевозок. Доля российских перевозчиков в общем объеме международных автомобильных перевозок грузов в 2011 году составила 39,4 процента.

Постоянный рост числа легковых автомобилей в личном пользовании граждан оказывает влияние на снижение объема работы, выполненной пассажирским транспортом общего пользования. В 2011 году численность парка легковых автомобилей составила 36,4 млн. единиц, что выше уровня 2000 года на 79 процентов. При этом автобусные перевозки в стране сократились на 42 процента, уменьшились пригородные железнодорожные перевозки. В связи с ростом автомобилизации возникли проблемы устойчивости и безопасности городских транспортных систем.

Активно осуществляется приобретение современных локомотивов и пассажирского подвижного состава. Привлечение частных инвестиций позволило решить проблему недостатка грузовых вагонов.

На основе софинансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации ежегодно проводились работы по строительству автомобильных дорог к населенным пунктам для обеспечения их связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования или с ближайшей железнодорожной станцией, морским или речным портом, аэропортом.

Источник

Стратегия развития транспортной отрасли РФ – цифровые аспекты

Что определяет транспортная стратегия сдо

Утверждённая правительством долгосрочная стратегия развития транспортной отрасли России (до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года) предполагает активное внедрение цифровых сервисов на общественном транспорте – от безналичной оплаты с применением биометрических технологий до внедрения модели «мобильность как услуга» (Mobility as a Servic, MaaS), следует из соответствующего распоряжения, опубликованного на сайте правительства.

По итогам реализации заявленных планов технологии интеллектуальных транспортных систем должны будут охватить крупнейшие агломерации с общей численностью населения 80 миллионов человек.

Ожидается, что к 2035 году доля пассажиров, использующих биометрическую идентификацию на пригородных, междугородних и международных перевозках, составит 80%.

Как говорится в документе, в отношении цифровизации транспортного комплекса ранее были инициированы и реализованы ключевые проекты – создание электронных навигационных карт внутренних водных путей, внедрение электронных товарных накладных и электронных пломб, ввод в промышленную эксплуатацию государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС», развитие цифровых систем оплаты проезда на городском транспорте. При этом отмечается низкий уровень цифровизации документооборота на отдельных видах транспорта – более трёх миллиардов перевозочных документов оформляется в бумажном виде ежегодно.

Исходя из текущего состояния, в стратегии определены следующие направления развития транспортного комплекса в части развития технологий, включая цифровые:

Цифровизации отрасли посвящена отдельная глава стратегии – «Цифровая трансформация, а также технологическое и кадровое сопровождение развития транспортной отрасли». Отмечается, что ЦТ не только обеспечит повышение качества транспортно-логистических услуг, но и будет способствовать развитию таких импортозамещающих производств, как машиностроение, электроника, разработка программного обеспечения.

Цифровизация, говорится в документе, создает условия для достижения следующих прогнозных результатов по всем видам транспорта:

Цифровизация различных секторов транспортной отрасли происходит неравномерно. Наибольший прогресс наблюдается в таких областях, как взаимодействие с клиентами (в том числе посредством цифровых каналов, развития платформ-агрегаторов) и управление изменениями.

Создание цифровых бизнес-моделей, внедрение цифровых платформ и гибких методов разработки внутри организаций демонстрируют средние показатели уровня внедрения.

Отстающими областями являются цифровизация поддерживающих функций и операций внутри организации.

Отмечается дефицит кадров, обладающих необходимыми цифровыми навыками.

Основными барьерами цифровизации отрасли являются нехватка специализированных кадров и финансовых ресурсов, неэффективные стандарты и нормативно-правовое регулирование, в том числе в части электронного документооборота и предоставления государственных услуг, низкий приоритет цифровой трансформации для многих участников транспортного рынка.

Среди технологических трендов цифровизации в транспортной отрасли выделены системы обработки больших объёмов данных и искусственный интеллект.

Прогнозируется, что к 2025 году до 30% данных будут собираться и анализироваться в реальном времени, а в транспорте — применяться для моделирования и оптимизации транспортных потоков, планирования развития транспортной и логистической инфраструктуры, оптимизации ремонтов и технического обслуживания за счет прогнозирования на основе интеллектуального анализа данных и событий.

Также описано применение технологии распределённого реестра (блокчейн, смарт-контракты), биометрии, виртуальной и дополненной реальности, Интернета вещей, компонентов робототехники и сенсорики, дронов. Отмечены информационное моделирование зданий и сооружений (BIM-моделирование), или цифровые двойники, технологии беспроводной связи, высокоскоростной Интернет на базе технологий поколения 5G и выше.

Направления цифровой трансформации транспорта

Исходя из целей и задач стратегии, высокотехнологичных трендов и оценки цифровой зрелости транспортной отрасли будет реализована цифровая трансформация по следующим направлениям:

При внедрении цифровых сервисов в процессы оказания транспортных услуг в электронной форме, в том числе государственных и муниципальных услуг, и создании или развитии информационных систем предусматривается использование инфраструктуры электронного правительства, в частности единого портала госуслуг (ЕПГУ), единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), системы межведомственного электронного взаимодействия, а также подписание документов усиленными квалифицированными электронными подписями и усиленными неквалифицированными электронными подписями, сертификаты ключей проверки которых созданы и используются в указанной инфраструктуре.

Глава также включает подразделы «Цифровизация транспортных средств», «Цифровизация транспортной инфраструктуры», «Цифровизация деятельности органов власти в области транспортной отрасли».

Основные этапы цифровой трансформации транспорта

К 2024 году предполагается осуществить проведение опытной эксплуатации цифровых решений для транспортной отрасли, разработку необходимых стандартов, нормативно-правовых актов для обеспечения внедрения цифровых решений в транспортную отрасль, реализацию пилотных проектов цифровых решений, принятие и использование мер государственной поддержки в целях стимулирования компаний, внедряющих цифровые решения, а также запуск программ развития цифровой грамотности кадров и компетенций в транспортной отрасли.

К 2030 году планируется проведение оценки этапа опытной эксплуатации и масштабное применение положительных результатов в иных проектах транспортной инфраструктуры, на транспортных маршрутах (направлениях), в субъектах Российской Федерации и компаниях путём отбора по разработанным критериям, а также проведение оценки промежуточных результатов реализации направлений цифровой трансформации и актуализации целей и задач, мониторинга и оценки эффективности применения мер государственной поддержки и программ развития цифровой грамотности кадров и компетенций транспортной отрасли.

К 2035 году предполагается масштабное применение результатов цифровой трансформации на всей территории страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *