Что определяет тип учебного занятия
Типы и виды уроков: классификация
Урок остается основной формой организации учебного процесса. При всем разнообразии уроков (даже в рамках одного предмета), выделяют некоторые общие черты всех занятий в школе: временные рамки (45 минут), определенное количество участников (учитель, ученики одного класса). При этом предполагается, что учитель является организатором деятельности на уроке, методически подготовлен, а урок организован в соответствии с конспектом и поурочным планом.
Выбор типа и вида урока зависит от дидактических целей, которые ставит педагог, от возрастных особенностей детей, от степени подготовленности учеников и от оснащенности школы. При этом один и тот же тип урока может иметь несколько видов (структур) уроков.
Традиционная классификация уроков: основные типы и виды
В методике существует немало классификаций типов урока, которые учитывают разные аспекты. Но наиболее популярной на практике остается классификация, предложенная Б. Есиповым, который выделял следующие типы уроков по их дидактическим целям:
Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта.
Виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, составление кейса, деловая игра, конкурс, КВН, викторина.
Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины.
Виды: зачеты, письменные работы, экзамен
Виды: экскурсия, конференция, семинар, практикум, мастер-класс.
Комбинированные уроки в силу своей специфики особенно распространены в младших классах. Это объясняется возрастными особенностями детей, для которых еще характерна неустойчивость внимания и повышенная эмоциональная и физическая активность.
Например, комбинированный тип уроков часто практикуется при изучении курса математики в начальных классах, когда в рамках 1 урока проводится обучение сразу по нескольким направлениям.
В отдельную категорию принято выделять нестандартные уроки. Это уроки, построенные по непривычной структуре, в необычной форме, с использованием нестандартных методов и приемов. К видам нестандартных уроков относят уроки-«погружения», уроки в форме КВН, театрализованные уроки, консультации, аукционы, уроки творчества, уроки-формулы, уроки-фантазии, бинарные (интегрированные), компьютерные и пр.
Нестандартные уроки, как правило, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению. Но при всех плюсах они требуют большего времени на подготовку и не всегда эффективны с точки зрения дидактических целей. Нельзя строить весь учебный процесс исключительно на нестандартных уроках, поэтому методисты рекомендуют практиковать такие уроки всем учителям, но в меру, целесообразно распределяя время.
Типы уроков в коррекционной школе, или уроки в школе VIII вида
Особенность уроков в коррекционных школах в том, что все они должны содержать этап коррекционно-развивающей работы, быть построены на основе индивидуально-дифференцированного подхода к ученикам. А также для уроков в школе VIII вида обязательно строгое соблюдение ЗОТ на каждом занятии.
Классификация типов урока в 8 школе
Особенности классификации типов урока по предмету «Технология»
Классификация уроков по технологии несколько отличается от привычной в силу специфики предмета. Так, на уроках технологии в приоритете — практические занятия, формирование технологических ЗУН.
Поэтому для этого предмета принято следующее деление уроков:
Особенности классификации типов уроков по предмету «Физическая культура»
Физкультура — специфический предмет в школе, который, как и предмет «Технология» направлен, прежде всего, на усвоение практических навыков и умений.
В методике преподавания физической культуры в школе принята следующая классификация:
В рамках каждой группы выделяют различные виды уроков, исходя из дидактических целей и предметного содержания.
Так, принято выделять следующие виды уроков по физической культуре:
После введения ФГОС классификация основных типов уроков несколько изменилась. О типах и видах уроков по ФГОС вы можете узнать на нашем сайте. См. также Формы и методы работы по ФГОС.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей
1. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования
Дополнительное образование детей, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, осуществляет целостный образовательный процесс, развивает творческий потенциал обучающихся в соответствии с их природными задатками, склонностями, интересами.
Учебное занятие является главной частью образовательного процесса в системе дополнительного образования, это то время, которое педагог проводит с учащимися, организуя воспитательную, учебную, досуговую и другие виды деятельности.
Занятие в системе дополнительного образования обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу обучающихся, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности, имеет отличную от школьной систему оценивания результатов деятельности обучающихся.
Занятие имеет структуру, представляющую собой взаимосвязь ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, педагогических технологий.
В ходе проведения занятия главным для педагога является не сообщение информационных знаний обучающимся, а выявление их жизненного опыта, включение в сотворчество с педагогом, друг с другом, родителями, в активный поиск знаний с приобретением умений, навыков, а в итоге – формирование творческой самореализации обучающихся.
1.1 модель учебного занятия
Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов:
Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.
За основу учебного занятия можно взять МОДЕЛЬ, предложенную М.В.Ушаковой, методистом исследователем лаборатории проблем дополнительного образования и воспитания областного центра детей и юношества г. Ярославля (Таблица 1):
Таблица 1. Модель учебного занятия М.В.Ушаковой
Этап учебного
занятия
Подготовительный блок
Подготовка детей к работе на занятии
Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция
Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия
Самооценка, оценочная деятельность педагога
Основной блок
Подготовительный (подготовка к новому содержанию)
Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности
Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям)
Осмысление возможного начала работы
Усвоение новых знаний и способов действий
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения
Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей
Освоение новых знаний
Первичная проверка понимания изученного
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция
Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием
Осознанное усвоение нового учебного материала
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение
Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения
Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми
Осознанное усвоение нового материала
Обобщение и систематизация знаний
Формирование целостного представления знаний по теме
Использование бесед и практических заданий
Осмысление выполненной работы
Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий
Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)
Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов
Итоговый блок
Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы
Педагог совместно с детьми подводит итог занятия
Самоутверждение детей в успешности
Мобилизация детей на самооценку
Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы
Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях
Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия
Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий
Определение перспектив деятельности
Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.
1.2 классификация учебных занятий
Исходя из современных научных представлений об учебном занятии, его содержательная цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов, познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.
Цель – это механизм, с помощью которого педагог кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности обучающихся.
Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом и определяет тип и структуру учебного занятия (Таблица 2):
Таблица 2. Тип и структура учебного занятия
Тип учебного
занятия
Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности
Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности обучающихся
Оргмомент
Мотивация
Актуализация знаний и способов действий
Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях
Самостоятельное применение знаний
Контроль и самоконтроль
Коррекция
Рефлексия
Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности
Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способов деятельности
Оргмомент
Целеполагание. Мотивация
Актуализация комплекса знаний и способов деятельности
Самостоятельное применение знаний (упражнений) в сходных и новых ситуациях
Самоконтроль и контроль
Коррекция
Рефлексия
Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
Организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности
Оргмомент
Целеполагание. Мотивация
Анализ содержания учебного материала
Выделение главного в учебном материале
Обобщение и систематизация
Рефлексия
Обобщение может осуществляться как по теме, разделу, так и по проблеме. Самое главное в методике обобщения – включение части в целое
Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности
1. Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности обучающихся (контрольное занятие
2. Организовать деятельность обучающихся по коррекции своих знаний и способов деятельности)
Мотивация
Самостоятельное выполнение заданий
Самоконтроль
Контроль
Анализ
Оценка
Коррекция
Рефлексия
Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру, основной компонент занятия кодируется в названии типа учебного занятия, общими этапами для всех типов занятий являются организационный, целеполагания и мотивации, подведения итогов.
Организационный момент учебного занятия предполагает создание продуктивных условий для взаимодействия педагога и обучающихся.
Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств обучающегося.
При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия всех обучающихся и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного процесса.
Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль. Именно от выбранной методики зависит конечный результат. Главный для каждого педагога вопрос «Как учить?» выводит нас на одну из важнейших категорий в педагогике – категорию методов обучения.
1.3 методы обучения
Методы обучения – это система практических способов взаимодействия педагога и обучаемых, содействующих передаче, усвоению и использованию содержания образования как общественного опыта и направленных на достижение педагогических целей.
Методы являются одним из важнейших компонентов педагогического процесса. Без соответствующих методов деятельности педагога не возможно реализовать педагогические цели, содержание воспитания и обучения, достичь усвоения обучающимися определенного общественного опыта.
Одной из самых распространенных их группировок является классификация по источникам познания:
1. Словесные методы: рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж.
2. Наглядные методы: наблюдение, иллюстрация, демонстрация, показ, использование технических средств обучения.
3. Практические методы: упражнение, тренировка, лабораторная работа, поручение.
И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин предложили классификацию педагогических методов, основанную на степени самостоятельности мышления обучающихся, т.е. на продуктивности их деятельности:
1. Объяснительно-иллюстративные методы (педагог сообщает обучающимся «готовую» информацию): рассказ, лекция, объяснение, инструктаж, показ.
2. Репродуктивные методы (педагог «выдает» задание, а обучающиеся выполняют его по образцу или правилу): упражнение, поручение, лекция, демонстрация, предписание.
3. Проблемные методы (педагог ставит проблему и решает ее, показывая пути ее решения): беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение.
4. Частично-поисковые методы (обучающиеся частично сами решают поставленную проблему): диспут, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование.
5. Исследовательские методы (обучающиеся сами решают поставленную проблему): исследовательское моделирование, проектирование, поиск неисправностей, сбор новых фактов.
1.4 методы создания благоприятного Психологического климата на занятии
1. Психогимнастика. Этот метод строится на основе двигательной экспрессии, мимики, пантомимы. Упражнения в психогимнастике направлены на следующие цели; уменьшение напряжения, сокращение эмоциональной дистанции участников группы и выработка умения выражать свои чувства, понимать чувства, мысли, желания свои и другого человека.
Упражнения на снятие напряжения состоят из простейших движений: «Я иду: по воде, по горячему песку», «Спешу на занятия», «Возвращаюсь из школы», невербальное приветствие, «Коробка переживаний» и др.
Упражнения на сокращение эмоциональной дистанции с партнером (предполагается уменьшение пространственной дистанции): разойтись с партнером на узком мостике; сесть на стул, занятый другим человеком; успокоить обиженного человека, выразить прикосновением свое отношение к другому человеку и др.
2. Арттерапия – воздействие искусством. В данном случае используется проективный рисунок. Его тема задается руководителем группы или же дается свободная тема.
Примерные темы: «Какой я», «Каким бы я хотел быть», «Я среди друзей», «Я в данном коллективе», «Каким я кажусь окружающим», «Мое настроение в коллективе». Рисунки могут вывешиваться и обсуждаться всеми членами коллектива.
Может быть другой вариант рисования – вся группа рисует одну картину. В этом случае обсуждается участие каждого члена группы, характер вклада и особенности взаимодействия его с другими участниками рисования.
По цвету, характеру рисунков можно посмотреть эмоциональное состояние коллектива в целом и каждого в отдельности.
3. Натуротерапия – воздействие природы. Выходы на природу всем коллективом способствуют раскрепощению, эмоциональному сближению и сплочению коллектива.
4. Логотерапия – разговорный метод. Руководителю коллектива необходимо как можно больше разговаривать с детьми. Обсуждать их интересы, проблемы, взаимоотношения с окружающими. Использование вербальных игровых упражнений способствует познанию друг друга, взаимопониманию, расширению эмоционального поля ребенка. Можно предложить такие упражнения, как:
— «Интервью» – у каждого члена группы по очереди все желающие берут интервью (5-7 вопросов). Отвечать в любой степени откровенности, можно в маске – будто не про себя;
— «Знакомство-представление» – познакомьтесь со своим партнером по игре и представьте его всем. При этом необходимо обращать внимание на личную информацию, умение выделить главное в личности, которое могло бы заинтересовать всех присутствующих;
— «Если бы я был. »» – игра-перевоплощение. Каждый участник должен выбрать себе какую-нибудь вещь (абажур, заноза, мороженое и т.п.) и погрузиться в ее мир. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как живет, что чувствует, о ее заботах, о ее прошлом, ее будущем. Рассказывая о постороннем предмете, участники невольно говорят о себе, это ведет к самораскрытию, при этом важно и то, что они учатся изменять себя, управлять своим эмоциональным состоянием и настроением.
5. Игротерапия – игра образами. Способствует укреплению и обогащению эмоциональных ресурсов ребенка, его коммуникативных возможностей; развивает творческие возможности и саморегуляцию. Игры могут быть самыми разнообразными: импровизированный диалог, театрализация рассказа (сказки), ролевые, сюжетные игры.
Все эти методы направлены на создание благоприятного психологического климата в коллективе Они помогают ребенку почувствовать себя комфортно в новом коллективе, развиваться как личности и успешно адаптироваться к жизни.
Типы учебных занятий
Типы [1] учебных занятий — это группы единиц учебных процессов, выделенные по определённым основаниям.
Содержание
Содержание понятия «учебное занятие»
Учебное занятие — это целостный фрагмент учебного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цели), содержания образования, методов и средств обучения. [2] Оно ограничено рамками времени и осуществляется в рамках определённого первичного объединения (коллектива) обучающихся и педагогов: школьного класса, студенческой группы и т. п.
Понятие формы организации обучения односторонне отражает объект — процесс обучения, а понятие учебного занятия охватывает этот объект во многих его опосредствованиях и отношениях, то есть является логически конкретным образом целостной единицы учебного процесса.
Однако учебное занятие может рассматриваться не только как единица процесса обучения, но и как конкретная форма его организации, если отвлекаться от логически конкретного образа целостной единицы учебного процесса. [4]
Типологии учебных занятий
В дидактике существуют различные подходы к типологии учебных занятий.
Типология историко-педагогического происхождения
Традиционная типология учебных занятий имеет историко-педагогическое обоснование (учебные занятия назывались по мере возникновения их конкретных вариантов).
В традиционной типологии учебных занятий обычно выделяются: [5]
Какой-либо системы общих оснований, по которой выделяются все эти виды учебных занятий, не существует. В основу выделения того или иного вида положены частные (отдельные) признаки: либо дидактические цели, либо состав обучающихся, либо место проведения, либо продолжительность, либо содержание деятельности преподавателя и учащихся, либо учебные средства.
Отсутствие единства в исходных основаниях приводит к многообразию номенклатур учебных занятий у разных авторов, поэтому такая типология имеет ограничения при объяснении имеющихся и проектировании новых явлений, связанных с обучением.
Эмпирическая типология учебных занятий
Учебные занятия разделяются на три группы на основе различий в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся:
Эта типология носит эмпирический характер.
Во-первых, слово «коллективные» употребляется в традиции, идущей от латинского «collektivus», что означает «собирательный». Его значение не вытекает из понятия коллектив как высшего уровня развития социальной группы, в основе которой совместная деятельность и сложные формы кооперации, включение каждого в управление. [7]
Во-вторых, во вторую группу попали разновидности занятий, основанных на общем фронте, в третью — все те, в которых он разрушается в той или иной мере. Однако практически невозможно по этому признаку различить конкретные виды занятий, отнесённые в разные группы, например, погружения и уроки.
Теоретическая типология учебных занятий
В теоретической типологии используются понятия, ухватывающие сущностные характеристики учебных занятий. [8]
Так, по такому существенному признаку, как структура занятия, они делятся на линейные и нелинейные.
На основе системы теоретических понятий всё многообразие учебных занятий разделяется на три группы:. [10]
Сущностные признаки учебных занятий
Индивидуальные учебные занятия
Признаками индивидуальных учебных занятий являются отсутствие общего фронта, минимальный уровень коллективности (основой является работа учителя с каждым учеником по очереди и индивидуальная деятельность учащихся). Индивидуальные занятия положены в основу, например, педагогической системы М. Монтессори, Дальтон-плана. [11]
Разновидности индивидуальных учебных занятий определяются наличием одного учебного маршрута для всех учащихся или нескольких. В Дальтон-плане один маршрут для всех учащихся учебной группы, а в системе М. Монтессори — разные маршруты. Иногда в литературе бригадно-лабораторный «метод», использовавшийся в 20-е годы ХХ века в советской школе, неправомерно считают модификацией Дальтон-плана. Однако в основе Дальтон-плана лежат индивидуальные учебные занятия, а в бригадно-лабораторном «методе» — групповые.
Групповые учебные занятия
Основным признаком групповых учебных занятий является общий фронт. Второй отличительный признак — одинаковый для всех учащихся учебный маршрут освоения учебной программы. Это следствие организации занятий общим фронтом. Разновидностью групповых учебных занятий является урок.
Понятие «групповые учебные занятия» обозначает не работу учащихся в малых группах, а охватывает деятельность учителя со всем классом (то есть групповым субъектом) как одним учеником, неважно при этом, делится ли класс на подгруппы или нет. Учителю приходится иметь делу именно с группой как совокупным учеником. Главенствует отношение «учитель — группа».
Коллективные учебные занятия
Коллективные учебные занятия характеризуются следующими сущностными признаками:
Термин «коллективные занятия» в этом случае является производным от понятия «коллектив» и его сущностных признаков как социально-психологического феномена, в основе которого лежит совместная деятельность и высшие формы кооперации. [12]
Групповые учебные занятия имеют линейную последовательность дидактических задач в отношении всех обучающихся. [13] А на коллективном учебном занятии такой линейной последовательности задач в отношении всего коллектива не прослеживается, здесь редки ситуации одновременного начала и окончания выполнения учениками какой-либо работы. Коллективное учебное занятие представляет собой систему многочисленных этапов, одновременно существующих по отношению к отдельным учащимся и их группам. Нет «отстающих» и «опережающих».
Между учащимися специально перераспределяются осваиваемое содержание и дидактические позиции (обучаемый, обучающий, проверяемый, проверяющий, тренирующий, организатор и т. п.). Здесь, как правило, одновременно действуют несколько коопераций, отличающихся темами, формами, методами работы, численностью учащихся. Например, в одно и то же время одни ученики работают в парах (постоянных или сменных), другие — в малых группах, а третьи — индивидуально. Когда задание выполнено всеми членами временной кооперации, она прекращает своё существование, образуются новые объединения. Иногда весь учебный коллектив может представлять собой одну временную кооперацию.
Организационная структура учебных занятий
Особенности разных типов учебных занятий во многом обусловливаются сочетанием и структурой базисных форм организации обучения. Для каждого типа учебных занятий характерно особое сочетание базисных форм организации обучения.
На индивидуальных учебных занятиях ведущей формой является парная («преподаватель-обучающийся»). Её сочетание с индивидуально-опосредованной формой позволяет обеспечить разные темпы, маршруты, способы освоения учебного материала.
В основе групповых занятий лежит сочетание групповой организационной формы обучения (взаимодействие «один говорит, делает — остальные слушают, наблюдают» в отношении всего коллектива одновременно и малых групп) и вспомогательных — индивидуально-опосредованной и парной («преподаватель-обучающийся», а иногда «обучающийся-обучающийся»). Благодаря использованию групповой формы организации обучения в качестве ведущей появляется общий фронт.
Расширение организационной структуры групповых учебных занятий работой коллективной (работой в парах сменного состава) не меняет сущности этих занятий, так как коллективная форма организации обучения объективно здесь может быть только вспомогательной, а её возможности очень ограниченными.
Коллективные занятия строятся на сочетании коллективной организационной формы (взаимодействия участников группы в парах сменного состава) со вспомогательными формами: индивидуальной, парной («преподаватель-обучающийся», «обучающийся-обучающийся») и групповой (в отношении малых групп, а иногда и всего коллектива). Это позволяет обеспечить разные учебные маршруты и врéменные кооперации обучающихся.