Что определяет тест векслера

Тест Векслера для детей: Что это такое и кому показан?

Что определяет тест векслера

Тест Векслера для детей, или шкала Векслера (WISC), является одним из самых известных инструментов для измерения уровня интеллектуального развития у детей младше 16 лет. Он был разработан в 1949 году и с тех пор постоянно улучшается и актуализируется. В настоящее время используется его версия WISC-V, появившаяся в 2014 году. Далее мы расскажем вам подробнее о том, что такое тест Векслера и каковы его основные характеристики.

Что такое детский тест Векслера (WISC)

Целью проведения теста WISC является оценка процесса обучения у школьников. Тест Векслера, или WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children), диагностирует общий интеллект у детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет. Поэтому его можно проводить как в начальной, так и средней школе.

Данный метод исследования появился в 1949 году как версия теста Векслера-Бельвью для оценки интеллекта у взрослых. Однако, пройдя через множество изменений, дополнений и уточнений, он превратился в эталонный инструмент для измерения коэффициента умственного развития у детей.

Его используют психологи и специалисты школьного обучения в образовательных центрах по всему миру. Сейчас применяется версия WISC-V, созданная в 2014 году. Существуют также его различные вариации, адаптированные для школьников различных стран.

Что оценивает тест Векслера?

Если вкратце, то он позволяет оценить 5 аспектов (или составляющих) интеллекта:

Каждая часть теста позволяет оценить тот или иной аспект, затем полученные баллы сравниваются со средним значением для данной возрастной группы. Таким образом, возраст ребенка здесь является определяющим фактором для оценки результата.

Именно поэтому данный тест чаще всего используют в тех случаях, когда для той или иной цели необходимо определить коэффициент умственного развития ребенка. Например, он незаменим для выявления у детей особых способностей, а также проблем с обучаемостью или умственной отсталости.

Какие задания входят в тест Векслера?

Всего в этом тесте 15 заданий. Их результаты оценивают по основным параметрам:

С другой стороны, результаты также классифицируются в соответствии с форматом ответов.

Что определяет тест векслера

Как вы могли заметить, все эти задания имеют разный характер. На одни вопросы нужно ответить устно, для других заданий потребуется ручка и бумага, а третьи выполняются руками.

Проведение теста

Как мы уже писали выше, его можно провести с любым ребенком в возрасте от 6 до 16 лет. Естественно, делать это должен квалифицированный специалист. Данный тест обычно проводят в школах (в индивидуальном или коллективном формате), а также по инициативе родителей в специализированном центре.

Сразу хотим вас предупредить, что это недешевое удовольствие. Ведь для его выполнения требуется не только педагог или психолог, прошедший обучение, но и специальные материалы.

Длительность самого теста зависит лишь от самого ребенка, а вернее от скорости его ответов. Тем не менее обычно это 1-1.5 часа. Если тест выполнялся индивидуально, результат вам скажут сразу же.

Как выглядит результат?

Как мы уже говорили выше, полученный результат сравнивается со средним значением для данного возраста. Таким образом, он соответствует одной их этих оценок:

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Тест Векслера покажет, насколько высок ваш интеллект

Тест Векслера — это методика, позволяющая определить уровень интеллектуального развития человека. Она является одной из самых распространенных и известных среди подобных. Разберемся, что такое тест Векслера, подробно.

Для чего используется методика Векслера?

Данный тест основан на иерархической модели интеллекта, разработанной его создателем. С ее помощью проводят качественную диагностику интеллекта в целом, а также его вербальных и невербальных компонентов.

Что определяет тест векслера

Тест состоит из 11 независимых частей. Из них 5 направлены на невербальные исследования, а 6 — на вербальные. Вопросы и задания в тестах постепенно усложняются.

Вербальное тестирование проверяет общий уровень осведомленности человека, диагностирует его способность к пониманию, нахождению сходств и различий, запоминанию числовых последовательностей и рядов.

На что направлено невербальное тестирование? Эти разделы построены по иному принципу. Здесь человек должен искать недостающие детали в картинках, анализировать последовательности расположения объектов. После выполнения каждого задания ставится оценка в баллах.

Что показывают результаты тестирования?

Анализ общих результатов тестирования позволяет установить не только уровень интеллекта человека и его составляющие. Тест также показывает наименее развитые сферы интеллектуальной деятельности, и что их заменяет. Если хотя бы по одной из частей тестирования получен низкий балл, то это означает, что у тестируемого имеется патология психического развития или нервное расстройство.

Общие правила тестирования

Этот тест особенный. Дело в том, что, как утверждают психологи, к нему необходимо быть готовым в эмоциональном плане. Кроме того, требуется желание проходить тест. Желательно, чтобы испытуемый находился в хорошем настроении.

Исследование должно быть похожим на обычную беседу или игру. Не должно складываться впечатление, что проходит экзамен.

Все положительные ответы требуют поощрения. При этом если возникает сложность в ответе, нужно сохранять спокойствие, не поддаваться раздражению.

Детский тест Векслера

Эта методика направлена на определение степени интеллектуального развития у людей в возрасте от 10 до 60 лет. Соответственно, для разных возрастных групп разработаны разные по сложности и содержанию задания. Детский тест позволяет определить, где отстаёт в развитии ребёнок и подтянуть слабые сферы мышления. Таким образом, он дает возможность либо определить имеющиеся патологии, либо увидеть недостатки, которые можно исправить. Точно также и для взрослых людей.

Как подготовиться к тесту Векслера?

Если вы хотите пройти данный тест, вы можете немного потренироваться, что поможет получить хорошие результаты. Так, например, у Викиум очень много интересных тренажёров, которые повышают интеллектуальные способности. Задания на внимание, нахождение различий, запоминание информации, математические тесты — все это поможет улучшить мышление и развить мозговую деятельность. Уже после первых тренировок вы заметите, что ваши способности повышаются. А если постоянно развиваться, пробуя что-то новое, можно добиться очень высоких показателей, в том числе и при прохождении теста Векслера.

Источник

Тест интеллекта Векслера: описание и особенности применения

Описание первой векслеровской шкалы интеллекта было опубликовано в 1939 году. Она была предназначена специально для тестирования интеллекта взрослых людей в возрасте от 16 до 64 лет. До этого интеллектуальные тесты в основном составлялись для детей школьного возраста. С того времени тест WAIS претерпел несколько редакций, но принципиально не изменился. В России методика WAIS была адаптирована в Институте им. В. Бехтерева.

Проведение теста Векслера занимает около 1 часа. Необходимое время для обработки результатов зависит от способа. Вручную понятно дольше.

Общее правило при проведении интеллектуального тестирования – не тестировать человека если онутомлен или плохо себя чувствует.

Тест Векслера WAIS состоит из двух больших частей — вербальной и невербальной. Вербальная часть состоит из шести субтестов, невербальная из пяти.

Субтесты вербальной части следующие :

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени.

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. В субтесте предлагается 13 пар понятий.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке.

Субтесты невербальной части :

1. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается). Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр.

3. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения задания.

4. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решения.

5. Субтест составления фигур. Направлен на изучение способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения.

Задания в каждом субтесте расположены в порядке возрастания трудности. При выполнении заданий по субтесту «арифметика» и всем невербальным субтестам учитывается как скорость, так и правильность выполнения. По остальным субтестам — только точность выполнения заданий. Уровень выполнения заданий оценивается в соответствии с возрастными нормами.

Все ответы тестируемого заносятся в специальный тестовый бланк. Желательно записывать ответы как можно полнее, особенно если экспериментатор не очень свободно владеет методикой оценки. Это даст возможность позже спокойно обдумать неоднозначные, неясные ответы и правильно оценить их.

При обработке результатов подсчитываются баллы по каждому субтесту, суммарный показатель вербального интеллекта (VIQ), суммарный показатель невербального интеллекта (PIQ), и показатель общего интеллекта (IQ).

На основании рассчитанных баллов можно судить об интеллектуальном уровне человека и сравнивать полученный показатель с распределением IQ в популяции. Вот какая классификация уровней интеллекта была предложена Векслером:

Можно, кроме того, сделать выводы о преобладающей сфере интеллекта — вербальная или невербальная Сопоставив уровни выполнения различных субтестов можно оцениить развитие отдельных интеллектуальных способностей (например, образного и логического мышления, внимательности, наблюдательности, памяти и др.).

В настоящее время используются 3 варианта теста Д.Векслера:

В России адаптированы первые два варианта теста.

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю.З.Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины (г.Киев) в 1992 году.

В вашей почте раз в неделю. А еще: новости, акции и мероприятия для HR.

Источник

Тест Векслера/Детский вариант

Общие правила проведения тестирования

Обработка и интерпретация данных

Правила численной обработки данных тестирования.

«Сумма шкальных оценок» – сумма оценок, набранная испытуемым за вербальные и невербальные субтесты.

«Четыре субтеста» – «истинная» сумма шкальных оценок, начисляемая испытуемому, которому в связи с какими-то исключительными обстоятельствами предъявлялись только четыре из шести вербальных или невербальных субтестов.

Как указывает автор русскоязычной адаптации методики исследования интеллекта, при обследовании умственно отсталых испытуемых суммы вербальных и невербальных оценок оказываются настолько низкими, что уже не могут быть оценены таблицами итоговых показателей, предложенных Д. Векслером. Для устранения подобных ситуаций А.Ю. Панасюк разработал алгоритм перевода суммарных оценок в баллы итоговых показателей, в соответствии с которыми им предложено дополнение к таблицам Векслера:

Сумма оценок

Вербальный IQ

Невербальный IQ

Общий IQ

Сумма оценок

Общий IQ

Психологическая характеристика субтестов

Порядок и правила анализа результатов тестирования едины для взрослого (WAIS) и детского (WISC) вариантов методики исследования интеллекта. Исключение составляет лишь субтест 12 «Лабиринты», отсутствующий во взрослом варианте. Общий показатель IQ методики является индикатором общего интеллекта (фактор «g»), т.е. сложноинтегрированного качества психики, обеспечивающего индивиду успешность поведения в различных ситуациях и эффективность различных видов деятельности.

За оценкой вербального показателя стоит вербальный интеллект как интегральное образование и одновременно подструктура общего интеллекта, функционирование которой осуществляется в вербально-логической форме с преимущественной опорой на знания. Уровень и структура вербального интеллекта теснейшим образом связаны с полученным образованием, многообразием индивидуального жизненного опыта, всей совокупностью условий социализации человека. В структуре вербального интеллекта Д. Векслер полагает важным выявить и измерить следующие характеристики:

1) уровень интеллектуальных функций в настоящем, обеспечивающих нормальное протекание интеллектуальной деятельности;

2) состояние этих функций в прошлом, в процессе созревания и становления индивидуального интеллекта.

Вербальные субтесты в целом наиболее тесно коррелируют с критериями общей культуры и академической успеваемостью. Их результаты очень чувствительны к национальным различиям в языковой культуре испытуемого, в связи с чем тестирование лиц иной национальности представляется не полностью корректным. Невербальный показатель методики WISC отражает состояние невербального интеллекта, т.е. интегрального образования и подструктуры общего интеллекта, деятельность которого связана не столько со знаниями, сколько со сформировавшимися на их основе умениями индивида и особенностями его психофизических, сенсомоторных, перцептивных характеристик.

Психологическую характеристику субтеста «Лабиринты» можно извлечь из матриц субтестов корреляций, составленных Д. Векслером. В соответствии с изложенными там данными «Лабиринты» взаимосвязаны прежде всего с двумя вербальными («Осведомленность» и «Сходство») и двумя невербальными («Кубики Косса» и «Последовательные картинки») субтестами. Причем характерно, что в диапазоне от 7 до 13 лет обусловленность оценки за выполнение «Лабиринтов» вербальными субтестами увеличивается, а невербальными сокращается.

При анализе показателей IQ целесообразно специальное внимание уделять развитию у ребенка невербальных составляющих интеллекта. Выполнение невербальных заданий не столь сильно зависит от наличия у ребенка определенного запаса знаний, и может поэтому фиксировать «зону ближайшего развития», «потенциальные возможности интеллекта» в целом. По мнению Н. Дубровиной невербальные субтесты гораздо богаче в своих диагностических возможностях, поскольку невербальный интеллект играет определяющую роль в общей структуре интеллекта. Причем эта роль постепенно увеличивает свое значение после 5-8-летнего возраста.

Заключение по совокупности тестовых показателей об уровне интеллектуального развития испытуемого должно делаться исключительно корректно. В детском возрасте тестовые оценки могут существенно меняться в связи с изменением условий жизни, воспитания и обучения ребенка. Кроме этого, стандартизованная тестовая методика в принципе не способна полно отразить индивидуальные особенности интеллекта. Она, как правило, «безразлична» и к динамическим аспектам интеллектуального развития. Как справедливо подчеркивается, высокие оценки IQ не являются существенными признаками гениальности. Зачастую случается так, что люди с такими оценками незаметно для окружающих проводят дни своей жизни, а люди со средним значением IQ добиваются в своей профессии выдающихся успехов. Все дело в том, что успешность (в обучении и конкретной деятельности) зависит от специфических интеллектуальных способностей, оригинальности, целеустремленности и т.д. По этим причинам сколько-нибудь категорическое экспертное заключение по тестовым данным об интеллектуальном потенциале, «потолке» развития ребенка является в моральном плане недопустимым, в научном – необоснованном.

Продолжение в следующем файле на сайте psihologn.org в разделе ПСИХОЛОГАМ

Полный вариант с таблицами вы можете скачать здесь:

Источник

Что такое тест Векслера, и что он может рассказать о твоих способностях

Что определяет тест векслера

Что определяет тест векслера

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Тесты на IQ когда-то были особым психологическим инструментов, который использовали при устройстве на работу и даже в армии. Сегодня Сеть позволит тебе пройти любой из существующих тестов самой и узнать, в каких областях стоит прокачаться.

Что определяет тест векслера

В 1939 году американский психиатр публикует первую шкалу интеллекта для взрослых людей от 16 до 64 лет. На тот момент это было настоящим прорывом, потому что тесты IQ составлялись в основном для детей или больных людей.

Тест отличался разносторонним подходом: интеллект рассматривался как многофакторный феномен, а тест позволял измерять отдельные его структуры. С момент первой публикации тест прошел несколько редакций, но суть за почти сотню лет не изменилась. Позднее тест был переведен на русский язык в Институте им. В. Бехтерева. Адаптация теста – процесс сложный.

Простым переводом дело не ограничивается. Например, первые вопросы теста о фактических знаниях. И если на вопрос о Волге русский человек сможет примерно прикинуть ее расположение, то, где протекает река Колорадо ответит далеко не каждый. И притом сложность вопроса для американца и русского должна быть одинакова.

Прохождение теста занимает около 1 часа. Нельзя проходить тест уставшим или больным: это все исказит результат. Прохождение теста – значимая нагрузка на мозг, которому придется решать большое количество задачек из разных областей.

Что определяет тест векслера

Что такое тест Векслера?

Все задания расположены в порядке усложнения, а в некоторых необходимо засекать время.

Тест разделен на две большие части. В первой 6 субтестов, во второй 5. При желании можно пройти только интересующие субтесты, если цель – узнать узкие результаты по темам.

Вербальная часть теста Векслера

Вербальный тест связан со словесной частью нашего мышления. Так как язык – это культурное понятие, эта часть теста различается для разных народов.

Какие субтесты входят:

29 вопросов, которые помогают узнать запах простых знаний и сведений.

Тест на понимание человеком общих понятий и норм, смысл высказываний и способность с собственным суждениям. Испытуемый выбирает среди предлагаемых ответов тот, который характеризует его действия в описанной ситуации.

Оценка концентрации внимания и сложности работы с числовыми материалами. Испытуемый решает ряд задачек, подсчитывается не только количество правильных ответов, но и затраченное время.

Оценка способности упорядочивать, сравнивать, классифицировать и составлять понятия. Человек должен установить и дать понятие общности между парой понятий.

Человеку предлагается запомнить и повторить ряд чисел в прямом и обратном порядке. Исследуется оперативная память и внимание.

Исследуется способность понимать значения слов. Испытуемый дает определения представленным словам, чем дальше – тем слова реже используются в жизни.

Невербальная часть теста Векслера

Это менее зависимые от культурного контекста тесты, некоторые из которых можно применять даже на племенах, оторванных от культуры цивилизации, и такие эксперименты часто проводились в прошлом веке.

Изучается степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Необходимо соотнести цифры и символы за ограниченное время.

Исследуется способность человека отличать отдельные детали картинки. Необходимо за 20 секунд назвать недостающую делать или несоответствие.

Этот тест часто используют как отдельное самостоятельное задание. Испытуемому дают изображения, которые ему необходимо повторить из разноцветных деревянных кубиков.

Исследуется способность к организации отдельных кусочков в целое и предвосхищение событий. Испытуемому надо как в детской игре расположить картинки в хронологическом порядке.

Исследуется способность синтезировать цельный объект из отдельных частей. Испытуемый составляет единую картинку из предложенных кусочков.

Подсчет результатов теста Векслера. Шкала Векслера

Вручную подсчет результатов займет много времени: разные вопросы оцениваются в разное количество баллов, где-то важно учесть время, а где-то заметить неточности в ответе.

Результаты теста – это три цифры. Балл по невербальному, вербальному и общему виду интеллектов.

Полученные цифры по специально шкале переводятся в привычные баллы IQ. Исследования подтверждают, что 50% населения получают от 90 до 109 баллов и этот показатель считается нормой.

Тест позволяет сделать вывод о преобладающей сфере интеллекта – вербальной или невербальной, и оценить развитие отдельных интеллектуальных способностей благодаря подсчету отдельных результатов субтестов.

Сегодня создана также версия для тестирования детей и подростков от 6,5 до 16,5 лет. В Америке есть версия для деток от 4 лет, но на русский язык сейчас она не адаптирована.

Что определяет тест векслераФото автора Marcus Aurelius: Pexels

Как можешь увидеть из описания субтестов – провести их в Сети сложно: где-то нужны кубики, вырезанные картинки. Официальная «коробочка» с набором теста стоит значительных денег и проводить качественный анализ по ней может только специалист. Однако отдельные тесты вполне можно пройти в Сети. Также разработаны краткие тесты Векслера, которые показывают близкие с полным тестом результаты.

Исследования говорят, что тест Векслера лучше работает на выборке людей со средним уровнем интеллекта, а вот высокоодаренных оценить им сложнее. Кроме того, при прохождении важно помнить, что тест оценивает не креативность, а культурное, общее мышление, и не давать «уникальные» ответы.

Что делать с результатами

Бытует заблуждение, что IQ – это на всю жизнь. Вовсе нет.

Интеллект больше других психологических феноменов связан с наследственностью, но даже для него зависимость от генов лишь 60%. Оставшаяся часть – индивидуальное развитие.

Посмотри, по каким субтестам ты получила меньшие результаты, проконсультируйся, какие задачки помогут развить эту часть мышления. И уже через год можно вновь пройти тест Векслера и увидеть положительные изменения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *