Что определяет тембр голоса биология 8
Голосовой аппарат, голосообразование
и гигиена голоса человека
Сценарий урока
Высота звука определяется формой и размерами гортани, связок и резонаторных полостей. По звуковысотному признаку принято делить все голоса на несколько основных групп. Сведения о типах певческих голосов, длине и ширине голосовых складок у людей с различными типами голосов приведены в таблице.
Кроме высоты, образующиеся в голосовом аппарате звуки характеризуются силой и громкостью звучания. Сила звука определяется выходящей наружу звуковой энергией и зависит от природных возможностей голосового аппарата, величины подсвязочного давления. Громкость зависит от размаха колебательных движений голосовых связок, частоты звука, расстояния от источника звука до слухового аппарата, чувствительности последнего. Сила звука и громкость звучания – понятия не тождественные. При одной и той же силе звуки различной частоты воспринимаются как неодинаковые по громкости. Наш слуховой аппарат наиболее чувствителен к частотам от 1 тыс. до 5 тыс. Гц.
Помимо высоты и силы голоса разных людей различаются звуковой окраской, или тембром. Тембр голоса является основным признаком, определяющим качество его звучания. Он воспринимается нашим слухом подобно тому, как воспринимается зрением красочность живописи. Не случайно, говоря о голосах, мы употребляем эпитеты: серебристый, бархатный, светлый, мягкий, тусклый, темный, резкий, теплый, холодный и т.п. Чем же определяются качества тембра?
Любой звук состоит из основного тона и целого ряда звуков более высоких частот, которые называются обертонами. Среди них имеются резко выраженные обертоны с большой амплитудой, которые называются формантами. Именно обертоны и форманты создают характерное звучание каждого голоса и каждого звука (это относится в основном к гласным звукам).
Таблица. Показатели длины и ширины голосовых складок,
характерные для различных типов певческих голосов
Тип певческого голоса
Длина голосовых складок, мм
Ширина голосовых складок, мм
Лирико-колоратурное сопрано
Сопрано
Меццо-сопрано
Тенор
Баритон
Бас
До 14,0
14,0–19,0
18,0–21,0
18,0–22,0
22,0–24,0
24,0–25,0
2,0–2,5
2,0–3,0
2,5–3,0
2,5–3,0
3,0–4,0
3,0–5,0
Таким образом, главным звукообразующим органом у человека является гортань. В ней находятся голосовые связки, которые под действием струи выдыхаемого воздуха совершают колебания определенной частоты, что и вызывает образование звуков. В целом же звукообразование – результат сложного и тонкого взаимодействия всех составных частей голосового аппарата. Голос каждого человека индивидуален., что определяется его высотой, силой и тембром.
III. Закрепление знаний
Оборудование: зеркало, электрический фонарик, записи оперных и эстрадных певцов.
1. Поставьте перед собой зеркало. Ротовую полость осветите электрическим фонариком. Рассмотрите язык. Проследите его артикуляторную функцию. Что происходит с языком при произнесении различных звуков? (Он изменяет свою форму.)
2. Рассмотрите твердое и мягкое нёбо, язычок. В каком состоянии находятся мягкое нёбо и язычок? Что происходит с мягким нёбом при звукообразовании? Каково значение выявленных различий в состоянии мягкого нёба? (Мягкое нёбо при молчании расслаблено, благодаря чему имеется свободный проход для воздуха из глотки в носоглотку и далее в нос. При голосообразовании мягкое нёбо поднимается и перекрывает вход в носоглотку. Если перекрытие неполное, голос становится гнусавым.)
3. Докажите, что гортань может смещаться вверх и вниз на несколько сантиметров. Для этого прикоснитесь одной рукой к области вашей шеи, где расположена гортань. Произнесите и потяните звук «и», а затем звук «у». Что происходит с гортанью при смене произносимых звуков? (На гласном звуке «и» она приподнимается, а на звуке «у» несколько смещается вниз.)
4. Убедитесь, что в произнесении членораздельных звуков участвуют резонаторы носовой полости. Для этого произносите слоги ле, ли, ни с зажатым и незажатым носом. Что вы можете сказать о произношении этих слогов в первом и во втором случаях? (Громкое и четкое звучание происходит, если поток воздуха при выдохе несколько сдерживать, а звуки произносить так, чтобы они резонировали за счет носовой полости. Если же во время произнесения этих слогов зажать нос, звуки значительно искажаются.)
5. Прослушайте голоса нескольких оперных исполнителей. Определите среди них обладателей высокого женского голоса (сопрано), низкого женского голоса (меццо-сопрано), высокого мужского голоса (тенор) и низкого мужского голоса (баритон). Опишите тембр голоса каждого из певцов.
(Используются отрывки из музыкальных произведений:
– русская народная песня «Вот мчится тройка удалая» в исполнении П.Г. Лисициана (баритон, тембр сочный, бархатный, мягкий, теплый);
– романс П.И. Чайковского «Нам звезды кроткие сияли» в исполнении Е.В. Образцовой (меццо-сопрано, тембр насыщенный, яркий, порой теплый);
– романс С.В. Рахманинова «Сирень» в исполнении А.В. Неждановой (сопрано, тембр серебристый, хрустально чистый, теплый);
– ариозо Германа из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» в исполнении Г.М. Нэлеппа (тенор, тембр мужественный, благородный, стальной).)
6. Прослушайте голоса нескольких современных эстрадных исполнителей (звучат записи Ф.Киркорова, А.Апиной, Т.Булановой, О.Газманова). Что вы можете сказать о высоте, силе и тембре голоса этих исполнителей?
7. Сделайте вывод о значении голосового аппарата и голосообразования в жизни человека.
IV. Сообщения учащихся о гигиене голосового аппарата
Трое учащихся за две недели до урока получают задание подготовить сообщения на заданные темы.
1. Некоторые правила, обеспечивающие сохранение здоровья голосового аппарата
Гигиена голоса неразрывно связана с режимом жизни и общегигиеническими правилами. Под гигиеной голоса понимают соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата. В первую очередь эти правила необходимо соблюдать представителям тех профессий, которым приходится в ходе профессиональной деятельности постоянно эксплуатировать свой голос. Речь идет о преподавателях, дикторах, певцах, драматических артистах и др.
Вот некоторые правила гигиены голоса:
– нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности;
– недопустимо форсированное звучание голоса, злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т.д.;
– недопустимы большие речевые нагрузки, пение во время болезни;
– необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;
– с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;
– рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;
– необходимо исключить курение и употребление алкогольных напитков;
– в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачуфониатру.
2. Болезни органов голосового аппарата и их профилактика
Болезни голосового аппарата, связанные с нарушения голосовой функции, имеют различные причины.
Наиболее часто причиной нарушения функций голосового аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, ангины (тонзиллит), острый насморк (ринит), воспаление глотки (фарингит), гортани (ларингит), трахеи (трахеит) и бронхов (бронхит). Речевые нагрузки и пение следует в этом случае прекратить до выздоровления. Для профилактики воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей следует избегать переохлаждения и закаливать организм.
К заболеваниям, связанным с повышенной профессиональной нагрузкой на голос, относятся певческие узелки. Они бывают острыми и хроническими, застарелыми. Причина их появления – повышенная нагрузка на голосовой аппарат, неправильное форсированное пение. Острые узелки при обеспечении голосового покоя обычно самопроизвольно рассасываются. Застарелые узелки, как правило, удаляются оперативным путем. Появление на связках узелков может привести к изменению тембра голоса (появляется охриплость), уменьшению его диапазона. Во избежание повторного их возникновения целесообразно не допускать перегрузок голосового аппарата.
К заболеваниям, связанным с повышенной эксплуатацией голоса, также относится кровоизлияние в голосовую складку. Оно наступает при резком напряжении (крик, форсирование). Голос сразу «садится», и голосообразование становится невозможным. При абсолютном голосовом покое кровоизлияние постепенно рассасывается и может пройти бесследно.
Дисфония – расстройство голосообразования, протекающее либо в форме ослабления деятельности голосовых складок (несмыкание), либо в спазматической форме (пересмыкание, спазмы). Как правило, это результат перенапряжения нервной системы, усиленной голосовой деятельности, часто протекающей на фоне какой-нибудь инфекции.
Голосовой аппарат чутко реагирует на любые негативные изменения в общем состоянии организма. Психическая перегрузка, переутомление голосового аппарата, злоупотребление верхними звуками, криком, болезнь могут стать причиной заболеваний голоса. Для сохранения молодости голоса и возможности его длительного использования в профессиональных целях необходимо избегать всех этих негативно влияющих на его состояние факторов.
3. Особенности голоса в подростковом возрасте и гигиенические рекомендации подросткам по сохранению голоса
Переход детского голоса в голос взрослого называется мутацией (от лат. mutatio – изменение, перемена). Возрастные границы мутации чаще всего лежат в пределах от 14 до 16 лет.
У девочек эта перемена совершается плавно и порой проходит вовсе незаметно. Это связано с постепенным и равномерным ростом гортани, не меняющей своей естественной конфигурации. У мальчиков в результате значительного изменения конфигурации гортани длина голосовых складок увеличивается до 2–2,5 см против 1,5 см у женщин.
Длительность процесса перестройки гортани у мальчиков, как и у девочек, занимает 1,5–2 года, распространяясь на весь возраст полового созревания. Однако «ломка» голоса мальчиков, его охриплость, неустойчивость голосообразования могут проявиться резко в течение нескольких недель. Это объясняется тем, что привычная функция гортани приходит в противоречие с новой структурой. В этот период голосовые складки бывают покрасневшими, отмечается обильное выделение слизи, быстрая утомляемость голоса.
Новая гортань и иные анатомические и физиологические особенности взрослого мужского организма могут оказаться менее благоприятными для образования красивого звучания голоса. Для сохранения удачной для пения конфигурации гортани мальчика в XVII–XVIII вв. в церковных хорах применяли кастрацию.
В период мутации голоса необходимо соблюдать щадящий режим использования голосового аппарата. До недавнего времени бытовало мнение, что во время мутации голоса мальчики не должны петь. Однако практика показывает, что занятия пением в этот период возможны, но только с использованием ограниченного диапазона.
(После выступлений своих товарищей учащиеся письменно отвечают на вопросы самостоятельной работы.)
Самостоятельная работа
1. Почему с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, а необходимо несколько остыть?
2. Почему злоупотребление криком может привести к появлению на голосовых связках так называемых певческих узелков?
1. Объясните одно из правил гигиены голоса: «Рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла: острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного».
2. Почему у работников «шумных» производств часто встречается болезнь несмыкания голосовых связок (дисфония)?
V. Домашнее задание
Изучить теоретический материал (строение и функционирование голосового аппарата человека, гигиенические правила сохранения голосового аппарата и голоса).
Решить задачу: «В дуэте баса, обладающего обычно мощным звуком, и колоратурного сопрано последнее, несмотря на меньшую силу звука, обычно слышно не хуже. Укажите причину подобного явления».
VI. Заключение
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Как иллюстрацию возможностей человеческого голоса, послушаем запись арии дона Базилио из оперы Дж.Россини «Севильский цирюльник» в исполнении Ф.И. Шаляпина. Обратите внимание на то, с какой легкостью певец исполняет сложнейшие пассажи арии и какое богатство тембровых красок он демонстрирует, характеризуя комический характер своего героя.
Творчеству Федора Ивановича Шаляпина посвящены такие строки Виктора Бокова:
Когда я слушаю Шаляпина,
Восторг и радость с ним деля,
Я говорю: «О, как талантами
Богата русская земля!»
ГДЗ биология 8 класс Колесов, Маш, Беляев Дрофа Задание: 26 Значение дыхания Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование Заболевания дыхательных путей.
Стр. 166. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Почему без биологического окисления органических веществ жизнедеятельность клеток невозможна?
Продукт биологического окисления – АТФ, что является источником энергии клетки. Соответственно, без этой энергии невозможна жизнедеятельность клетки.
№ 2. Как распределяется функция дыхания между дыхательной и кровеносной системами?
В лёгких происходит газообмен с кровью через альвеолы. Обогащённая кислородом кровь далее поступает к органам и тканям через артерии. В органах и тканях кровь насыщается углекислым газом и по венам течет к лёгким обратно.
№ 3. Каковы функции носовой полости, гортани, трахеи и главных бронхов?
У носовой полости несколько функций: увлажнение, согревание и очищение воздуха, который поступает в организм. Гортань выполняет голосовую, речевую, защитную и дыхательную функции. Через неё проходит поток вдыхаемого воздуха из верхних путей и дальнейшее его выдыхание из нижних путей, а также регуляция акта дыхания. Трахеи и бронхи обеспечивают поток воздуха к лёгким от верхней дыхательно-пищевой полости.
№ 4. Как происходит голосообразование и формируются звуки речи?
Голос – это способность издавать звуки во время разговора. Голосообразование происходит с помощью выдыхания воздуха через нос и рот из лёгких. Воздух, проходя по бронхам и трахее, вибрирует, за счёт чего и создаются звуковые колебания. Тембр голоса, который характерный для определённого человека, формируется в процессе прохождения звуковых волн через резонаторы – воздухоносные волости, окружающие гортань сверху и снизу. Это трахея с крупными бронхами снизу и ротоглоточная и носовая полости сверху.
С помощью голосовых складок, которые могут сжиматься и растягиваться, менять свою толщину, а также умением произвольно менять давление воздуха человек может контролировать высоту голоса, его силу и тембр. При изменении формы полостей-резонаторов и из объёма голос может приобретать фонетические свойства разных речевых гласных.
№ 5. Что такое гайморит, фронтит, тонзиллит?
Гайморит – это воспаление верхнечелюстной придаточной пазухи носа (одной или двух сразу). Симптомы: головная боль, заложенность носа и боль в носу, гнусавый голос, отек пазух носа.
Фронтит – это воспалительный процесс в лобной пазухе (придаточная пазуха носа). Симптомы: боли в области лба, головные боли, слезотечение, боль в глазах, обильные выделения из носа.
Тонзиллит – это воспаление участков лимфоидной ткани, которые расположены на задней стенке глотки. Симптомы: боль в горле, болезненность лимфоузлов, сонливость, отдышка, частый кашель, гнойники в горле.
Стр. 174. Вопросы
№ 1. Что такое лёгочное дыхание и тканевое дыхание?
Лёгочное дыхание – это газообмен между кровью лёгочных капилляров и воздухом, в результате которого происходит обогащение кислородом крови.
Тканевое дыхание или клеточное дыхание – это комплекс биохимических реакций, которые происходят в клетках живых организмов. В процессе таких реакций осуществляется окисление липидов, углеводов и аминокислот до углекислого газа и воды.
№ 2. Объясните, почему носовое дыхание для организма гораздо выгоднее, чем дыхание через рот.
Носовое дыхание помогает замедлить дыхательный цикл, создает почти на 50 % больше сопротивления воздушному потоку по сравнению с дыханием через рот. Кроме того, воздух, проходя через носовую полость, очищается, согревается и увлажняется.
№ 3. Как действуют защитные барьеры, преграждающие вход инфекции в лёгкие?
Путь вдыхаемого воздуха лежит через носовую полость, на поверхности которой есть мерцательный эпителий. Этот эпителий беспрерывно выделяет слизь, которая не только увлажняет вдыхаемый воздух, но и фильтрует его, удерживая пыль и уничтожая вредоносные микроорганизмы. С помощью мелких ресничек мерцательного эпителия слизь с пылью и микробами выводится из носовой полости.
№ 4. Где находятся рецепторы, воспринимающие запахи?
Рецепторы, которые воспринимают запахи, расположены сверху в задней части носовой полости.
№ 5. Что относится к верхним и что к нижним дыхательным путям человека?
Верхние дыхательные пути: носоглотка, глотка, носовая и ротовая полости.
Нижние дыхательные пути: трахея, гортань, бронхи.
№ 6. Как проявляются гайморит и фронтит? От каких слов происходят названия этих болезней?
Симптомами гаймориты и фронтита являются: заложенность носовых пазух, отек, слизистые выделения из носа (иногда с гноем), повышение температуры, головные боли, сонливость и слабость.
№ 7. Какие признаки позволяют заподозрить разрастание аденоидов у ребёнка?
Ребенок начинает дышать ртом, носовое дыхание затрудняется за счет разрастания аденоидов. Появляется храп ночью, неприятный запах изо рта и носа у ребенка.
№ 8. Каковы симптомы дифтерии? Чем она опасна для организма?
Явный симптом дифтерии – схожесть с обычной ангиной: красное горло, высокая температура тела, наличие серовато-белых точек и бляшек на миндалинах, воспаление лимфатических узлов, отсутствие аппетита, охриплость голоса.
Дифтерия опасна для организма тем, что в организме выделяется дифтерийный токсин – продукт жизнедеятельности дифтерийной палочки. Он поражает сердечную мышцу и проводящую систему сердца, что чревато появление осложнения в виде миокардита.
№ 9. Что вводят в организм при лечении антидифтерийной сывороткой, а что — при вакцинации против этой болезни?
Для лечения дифтерии используется противодифтерийная сыворотка, которая содержит специфические антитела. Для профилактики в качестве вакцины используют небольшие дозы антигена данной болезни.
Стр. 175. Задания
№ 1. Для того чтобы проверить проходимость носовых ходов у маленьких детей, нередко используют такой приём: закрывают одну ноздрю, а ко второй подносят полоску тонкой бумаги шириной 0,5 см и длиной 10 см. В случае проходимости носовых ходов она будет отклоняться от ноздри при выдохе и прижиматься к ней при вдохе. Попытайтесь проверить этот приём на себе. Ответьте на вопросы:
1) Для чего при проверке одной ноздри надо закрывать вторую?
Чтобы поток воздуха циркулировал только в одной ноздре.
2) Какие заболевания можно выявить этим приёмом?
Таким приемом можно выявить насморк, отёк слизистой носа, искривление перегородки или закупорку носового канала.
№ 2. На рисунке 84 изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поёт.
Рисунок № 1 – человек глубоко дышит после бега;
Рисунок № 2 – человек поет;
Рисунок № 3 – человек спокойно стоит.
№ 3. Тембр и сила голоса во многом зависят от резонаторов. Убедимся в этом, проделав следующий шуточный опыт. Надуйте щёки и щёлкните по щеке — раздастся довольно громкий звук. Теперь повторите опыт, не надувая щёк. Почему звук слышен хуже?
При надувании щёк во рту образуется вакуум, из-за чего при щёлканье по щеке раздается громкий звук. Когда во рту нет воздуха, то и вакуума нет, поэтому звук слышен хуже.
№ 4. Произнесите слоги ЛЕ, ЛИ, НИ так, чтобы ощущалась вибрация скуловых костей. После этого зажмите нос и произнесите те же слоги. Чем можно объяснить различия в звучании?
При зажимании носа в него не поступает воздух, поэтому вибрация звука происходит в носовой полости и звук слышится иначе.
Голос — виды тембра
Голос – это уникальный инструмент, подаренный человеку природой. С его помощью можно не только передавать информацию, но и выражать свои эмоции, настроение. Наиболее сложная характеристика голоса — его тембр.
Что такое тембр и от чего он зависит
Тембр – это звуковая окраска голоса, придающая ему индивидуальное звучание. Он передает эмоциональное состояние человека: волнение или радость, испуг или гнев.
Звуки речи имеют основной тон и частичные подтоны, называемые обертонами. Совокупность обертонов создает индивидуальный для каждого человека тембр.
Он зависит от физиологических особенностей человека: от строения голосовых связок – их длины, ширины, упругости, подвижности, от объема трахеи, от строения резонаторных полостей – глотки, ротовой, носовой полостей, придаточных пазух носа.
Виды тембров
Все голоса делятся на несколько типов в зависимости от диапазона звуков, который они могут охватить. У мужчин это тенор, баритон, бас.
У женщин – сопрано, меццо-сопрано, контральто. Каждый тип делится на несколько подтипов, которые, находясь в одном звуковом диапазоне, отличаются друг от друга, благодаря разным тембрам исполнителей.
Тенор – это самый высокий мужской певческий голос.
Различают следующие виды тенора:
Баритон — средний по звучанию голос, самый распространенный. Баритон бывает:
Бас – самый низкий по звучанию голос. Бас бывает:
Сопрано – самый высокий женский голос. В зависимости от тембра сопрано может быть: колоратурное, лирико-колоратурное, лирическое, лирико-драматическое, драматическое. Колоратурное сопрано — самое легкое, звонкое, воздушное. Драматическое – самое низкое, глубокое.
Меццо-сопрано – средний по высоте голос. Тембр меццо-сопрано теплый, густой, насыщенный. Оно также бывает колоратурное, лирическое, драматическое. Обладательницы меццо-сопрано – Елена Образцова, Любовь Казарновская.
Контральто – низкий женский голос, встречается гораздо реже, чем сопрано и меццо-сопрано. Современная обладательница контральто — польская оперная певица Эва Подлещ.
Детские голоса принято разделять на низкие (альт) и высокие (сопрано у девочек, дискант у мальчиков).
Что может повлиять на тембр
На тембр могут повлиять следующие факторы:
Как определить свой тембр
Самостоятельно это сделать можно, спев какую-нибудь песню в разных тональностях. Нужно обратить внимание, какие ноты даются легче: низкие или высокие?
Диапазон какой тональности шире? Ответив на эти вопросы, можно определить свой тембр. Можно сделать запись, прослушать ее несколько раз, определяя в каких тональностях голос звучит ярче и сильнее.
Как изменить тембр
Тембр дается человеку от природы. Он зависит от физиологических особенностей организма, поэтому изменить его кардинально невозможно. Но если появились гнусавость или охриплость, необходимо принять меры.
Некоторым людям охриплость придает шарм. Но если кроме раздражения хрипота ничего не вызывает, необходимо разобраться в причинах ее возникновения. Она может быть следствием недолеченной болезни, тогда необходима консультация врача.
Возможной причиной может быть курение, употребление алкоголя, слишком острой или соленой пищи. Тогда стоит отказаться от вредных привычек.
Гнусавость требует однозначной консультации отоларинголога, так как является следствием недолеченных ЛОР-заболеваний, перешедших в хроническую форму. У детей гнусавость может указывать на увеличенные аденоиды.
Бывает так, что человеку просто не нравится его голос, хотя явных дефектов (гнусавость, сиплость, хрипота) нет. В таком случае помогут специальные упражнения для развития тембра.
Они не смогут изменить голос до неузнаваемости, но сделают его чище, ровнее и глубже. Некоторые упражнения помогают сделать тембр немного ниже.
Как услышать свой настоящий голос
Окружающие слышат речь человека не так, как он сам. Есть интересный способ услышать себя так, как слышат окружающие.
Для этого нужно взять звукоотражатели — две картонки или тонких папки — и приложить их ребром к голове перед ушами. Можно даже просто поставить ладони ребром, изобразив этакого Чебурашку.
Теперь нужно произнести что-нибудь вслух – звукоотражатель не позволит голосу проникнуть непосредственно в уши и человек услышит звук, отраженный от окружающих поверхностей, каким его слышат окружающие.
Этот небольшой опыт поможет услышать себя со стороны, оценить возможные недостатки, начать работать с голосом.
Упражнения для развития тембра
Для красивого, естественного звучания голоса необходимо проводить специальные упражнения. Они позволят расслабить мышцы лица, гортани, диафрагмы, голосовых связок.
Для начала нужно начать следить за осанкой – выпрямить спину, расправить плечи, подтянуть живот. Как отмечалось выше, это поможет расправиться грудной клетке, сделает голос сильнее.
«Модель»
Расслаблению мышц лица способствует очень простое упражнение – нужно слегка приоткрыть рот, как фотомодель на съемках. При всей своей незамысловатости оно прекрасно помогает расслабиться мышцам вокруг рта.
«Лошадка»
Еще одно упражнение для расслабления мышц лица – вытянуть губы вперед и фыркнуть, как лошадь.
«Зевок»
Это упражнение для расслабления гортани. Нужно закинуть голову назад и широко раскрыть рот, имитируя зевок. Можно при этом протяжно сказать «ааааа», изменяя тональность. Вполне вероятно, что после выполнения упражнения зевать захочется уже по-настоящему. Это очень хорошо, потому что естественный зевок прекрасно расслабляет гортань.
Для расслабления диафрагмы очень важно научиться дышать животом. Большинство взрослых людей дышит грудью, диафрагма в этом случае зажата. Следствием становится слабый и невыразительный голос.
«Звук М»
Для расслабления мышц гортани и лица нужно на выдохе произнести «ммммм» с закрытым ртом.
«Звук И»
Чтобы голос зазвучал немного ниже рекомендуется делать следующее упражнение: сесть, опустить голову вниз, чтобы подбородок касался груди. Произнести звук «ииииии» низким голосом и медленно поднять голову, стараясь сохранить высоту произносимого звука. На первых порах будет сложно – тональность будет повышаться, но по мере тренировок высота в обоих положениях станет одинаковой.
Для понижения тембра нужно контролировать скорость речи. Чем выше скорость, тем выше голос.
Выполнять упражнения необходимо каждый день, уделяя им по 10 – 15 минут. Через 3 – 4 недели регулярных занятий можно будет услышать результат – голос станет глубже и выразительнее.