Что определяет суть материалистического понимания истории

Материалистическое понимание истории

Основой (базой) материалистического понимания исторического процесса являются 6 главных (основных) положений (постулатов)[1]:

3) Имеется несколько видов общественно-экономических отношений, следовательно, производство материальных благ происходит в разных социальных формах, именуемых «способами производства» и являющихся этапами его эволюции (рабовладение, феодализм, капитализм)

4) Изменения общественно-экономических отношений в социуме и изменение способов производства детерминируется уровнем эволюции производительных сил

5) Материальность общественно-экономических отношений. Общественно-экономические отношений первичны по отношению к общественному сознанию.

6) Общественно-экономические отношения выступают в качестве базиса (основы) каждого отдельного социума. В качестве основания классификации социумов, их разделения на виды применяется характер экономической структуры данных обществ. Виды социумов с одинаковой системой общественно-экономических отношений и одинаковым способом производства именуются «социально-экономической формацией». Способы производства являются этапами эволюции социального производства, следовательно социально-экономические формации выступают в качестве последовательных этапов исторического процесса.

Материалистическое понимание исторического процесса И.А. Гобозов обобщает так[2]:

1) Материалистическое понимание исторического процесса исходит из главной (основной) роли материального производства.

3) Материалистическое понимание исторического процесса основывается на базе реальной истории, оно объясняет не практику из теории, а теорию (идеи) из практики (материальной жизни).

4) Материалистическое понимание исторического процесса предполагает, что каждый этап эволюции социума застает определенный материальный итог, определенную ступень рахзвития производительных сил, определенные производственные отношения. Новые поколения используют производительные силы, приобретенный предшествующим поколением капитал и одновременно создают новые ценности и изменяют производительные силы.

Каково же положение (статус) материалистического понимания исторического процесса на настоящем этапе развития философской и исторической науки?

Бывший сторонник марксистского понимания всемирно-исторического развития Т.И. Ойзерман (ныне также уже ушедший из жизни) полагает, что материалистическое понимание исторического процесса представляет собой больше абрис (образ) идеи, чем сформировавшуюся и оформленную концепцию.[3]

Достоинством и сильной стороной материалистического понимания исторического процесса Т.И. Ойзерман называет то обстоятельство, что материалистическое понимание исторического процесса связало исторический процесс (историческое развитие) с эволюцией социального производства

Как полагает В.С. Кржевов, несомненным плюсом материалистического понимания исторического процесса является единство методологии, т.е. идея материального единства мироздания и идея естественного происхождения Homo sapiens как итога развития предшествующих видов жизни[4].

Наиболее ярым приверженцем материалистического понимания исторического процесса в настоящее время является Ю.И. Семенов. Исходя из изучения его научных трудов можно сделать вывод, что он искренне верит в возможность установления в будущем коммунистического строя (коммунистической формации) на всей планете Земля. На основе материалистического понимания исторического процесса Ю.И. Семенов разработал теорию т.н. унитарно-эстафетно-стадиального (унитарно-эстафетно-формационного) подхода к историческому процессу (историческому развитию). Впрочем, анализ данной теории выходит не столько за тему, сколько за ограниченный объем нашего исследования.

Пристатейный библиографический список использованных источников

Источник

Понятие исторического материализма

Специфика марксистского понимания истории состоит в том, что существующие в определенную эпоху общественные институты и содержание коллективного сознания объясняются, исходя из состояния производительных сил и экономических отношений. В отличие от идеалистической философии истории, истмат не пытается подвести действительность под некоторую категорию или идею, но, напротив, объясняет духовный мир из материальной практики. Экономическая структура общества, как пишет К. Маркс в труде «К критике политической экономии», является базисом, на котором возвышаются политические, правовые и духовные надстройки.

Труд в марксисткой теории понимается как условие всей человеческой жизнедеятельности. Ф. Энгельс пишет, что именно труд создал человека. Производство первобытным человеком средств, необходимых для удовлетворения потребностей, становится первым историческим актом. С того времени, как человек перешел от простого собирательства даров природы к активному опосредованному добыванию, к производству, и начинается история. Поиск новых способов производства плавно перетекает в изменение всей общественной структуры. К. Маркс в «Нищете философии» говорит: ручная мельница дает сюзерена, паровая мельница — капиталиста.

В «Капитале» говорится, что та форма, в которой результат труда отторгается от непосредственного производителя и перераспределяется, определяет экономическую формацию общества. Исторический процесс выглядит как последовательная смена общественно-экономических формаций в результате роста производительных сил и изменения практики производства и перераспределения товара. Выделяется 5 таких формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческая формация, феодализм, капитализм, коммунизм. Последний видится марксистам закономерным финалом и целью всего общественного развития, это достижение экономической и социальной утопии.

Источник

Материалистическое понимание истории

Что определяет суть материалистического понимания истории Что определяет суть материалистического понимания истории Что определяет суть материалистического понимания истории Что определяет суть материалистического понимания истории

Что определяет суть материалистического понимания истории

Что определяет суть материалистического понимания истории

Материалистическое понимание истории, или исторический материализм трактуется в марксистской литературе как распространение философского материализма на понимание общественной жизни. В качестве определяющих категорий Карл Маркс выделяет категории «общественно-экономическая формация», «общественные отношения», «историческая закономерность». С помощью этих категорий он пытается проследить логику всемирной истории как последовательную смену определенных ступеней исторического развития.

Согласно материалистическому пониманию истории определяющую основу общественного бытия составляет материальное производство, или производство материальных благ, кот. каждое новое человеческое поколение получает как наследие от предшествующих поколений и которое оно развивает, с тем, чтобы передать следующему поколению. В общественном производстве своей жизни люди вступают в необходимые, независящие от их воли отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, на которой возвышается юридическая и политическая надстройка и которой соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. На определенной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы происходит переворот во всей громадной надстройке. Нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию (точно также как нельзя судить об отдельном человеке на основании того, что сам он о себе думает). Сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта м/у общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования. Учение Маркса и Энгельса (об общественных отношениях производства) стало ключом для научного объяснения исторически сложившегося перехода от феодального (крепостнического) общества к капиталистическому строю. Рабовладение, крепостничество, наемный труд впервые были поняты как исторически необходимые формы развития производительных сил общества.

Т.о., исторический материализм впервые в истории общественной мысли связывает историю человечества с развитием общественного производства. Маркс прямо заявляет, что история человечества » тем больше становится историей человечества, чем больше выросли производительные силы людей, а, следовательно, и их общественные отношения».

Материалистическое понимание истории дало ясный и недвусмысленный ответ на вопрос: как это возможно, что люди сами творят свою историю, если ни внешняя, окружающая их природа, ни их собственная человеческая природа от них не зависимы? Согласно этому учению, ни то, ни другое не определяет характер общественного устройства и историю человечества, а определяется лишь развитием общественного производства, которое представляет собой двусторонний исторический процесс: с одной стороны, изменение людьми внешней природы, а с другой – изменение самой человеческой природы, развитие человека.

Открытие и исследование общественных отношений производства и положило начало материалистическому пониманию истории.

Маркс и Энгельс считали, что труд сделал человека Человеком. В условиях человеческого бытия труд выступает не просто специфическим, но и определяющим способом жизнедеятельности людей. В практической деятельности он реализует свои общественные цели, удовлетворяет потребности и интересы.

Что определяет суть материалистического понимания истории

Материальное производство в рамках материалистического понимания истории, в конечном счете, детерминирует все условия бытия людей. Марксистская философия не имеет аналогов в самом главном ее достижении, а именно в расширении материализма на область общественных явлений. Возникновение этого учения объективно, это ответ на вопросы, поставленные социальной философией того периода. Противопоставив идеалистическим взглядам материалистическое понимание истории, Маркс доказал, что общественное бытие определяет общественное сознание.

Т.о., история общества предстала как закономерный процесс смены способов производства. Изменения общественных отношений идут за объективными законами жизнедеятельности людей, как то: характер и разделение труда, развитие материальных сил и средств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *