Что определяет субъективную значимость труда

Проблема субъективной значимости труда

Тема субъективной значимости труда приближает нас к глав­ной проблеме данной книги – проблеме развития чувства соб­ственного достоинства работника, обоснованно гордящегося сво­им трудом. Именно развитие собственного достоинства является, по нашему мнению, важнейшим условием собственно личност­ного развития человека в труде.

При рассмотрении темы субъективной значимости труда сразу же возникает много сложностей.

Во-первых, субъективная значимость (или, наоборот, незна­чимость) труда может легко внушаться конкретным людям заин­тересованными руководителями, завистливыми коллегами или психологами-манипуляторами, которые ради высоких гонораров готовы формировать все что угодно. И тогда возникает вопрос: насколько представление о значимости труда на самом деле явля­ется «субъективным»?

Во-вторых, само представление о субъективной значимости тру­да меняется со временем, проходя часто критические периоды. Например, творческий работник всегда чем-то недоволен в своей работе, а нередко вообще считает ее «никому не нужной».

В-третьих, во многих случаях реально существует «частичная значимость» конкретного труда, когда работник, например, це­нит себя и свой труд не за пользу, которую он своим трудом при- носит окружающим, а за те блага (гонорары), которые он за это получает. И этим он гордится, и этим самоутверждается.

В-четвертых, чувство субъективной значимости может осно­вываться и на самообмане, когда разумом человек уже готов со­гласиться с тем, что его работа примитивна или общественно бес­смысленна, но признаться себе в этом у человека просто не хва­тает сил. И тогда на уровне чувств он по-прежнему продолжает верить в «значимость» своего труда как для себя лично, так и для окружающих и т. п.

Само понятие «значимость труда» встречается в литературе уже более 30 лет, но до сих пор нуждается в серьезном обоснова­нии. Руис С. А. Куантанилла, Б. Вилперт выделяют следующие ос­новные составляющие понятия «значимость труда» [цит. по: 14, с. 262].: субъективный смысл трудовой деятельности; мотивация; место труда в жизни индивида; основные роли в трудовой дея­тельности.

Выделяются также основные признаки значимости труда [там же, с. 265-270]:

1. Субъективное понимание, представление о труде. «Американ­ский словарь для университетских колледжей» дает около 50 оп­ределений труда в различных дисциплинах (в философии, теоло­гии, физике). Традиционно выделяются следующие признаки «тру­да» или «работы» (по социологическим источникам): физическое или интеллектуальное напряжение; целенаправленная ориента­ция в контексте задания, имеющего временные или простран­ственные ограничения; социальная интеграция и взаимодействие групп; неприязнь или нежелательность переживания нагрузок; получение дохода и обеспечение существования; зависимость объе­ма производимых товаров и услуг от изменений в заработной пла­те; влияние социальных норм, включая и чувство долга; обмен труда как товара на заработок в условиях эксплуатации.

2. Труд как главное дело жизни предполагает выделение двух ти­пов представлений: 1) труд как одна из сфер активности и 2) труд как основа жизни и основа «восприятия собственной личности». Важно еще установить, как конкретный человек воспринимает значимость труда в своей жизни.

3. Мотивационные компоненты труда. Часто обследуемым пред­лагаются перечни мотивационных факторов труда, например пе­речень значимых функций труда (по Каштану и Тайсни): положе­ние и престиж профессии; необходимый доход; обеспечение за­нятости; интересные социальные контакты; хороший способ слу­жения обществу; интересное содержание труда; удовлетворение от труда. Любопытно, что самым значимым фактором оказался «необходимый доход».

Другой способ оценки мотивационных компонентов – различ­ные характеристики труда: техника безопасности; сочетание требований деятельности и соответствующей им квалификации; хо­рошая оплата; хороший социально-психологический климат; хо­рошие физические условия; автономность (независимость) работ­ника.

В итоге выделяются две группы характеристик: 1) «разумное объяснение» труда в целом (основано на понимании значимости труда); 2) «предпочтительность» отдельных сторон труда (отража­ет более конкретные и частные требования к труду).

4. Общественные нормы труда предполагают выделение двух ос­новных представлений: 1) обязанность трудиться на благо обще­ства независимо от основных социальных норм (религиозных или каких-либо еще); 2) обязанность трудиться дополняется стандар­тами, отражающими права и обязанности работника (основаны на предположении о равнозначном, т. е. справедливом, обмене затраченного труда и вознаграждения).

Что определяет субъективную значимость труда

5. Динамические взаимодействия и их роль в понимании значимо­сти труда. Как отмечают Руис С. А. Куантанилла и Б. Вилперт, «концепция смысла труда должна рассматриваться как система вза­имодействующих характеристик, а не как перечень независимых величин» [цит. по: 14, с. 269]. Например, за очень хороший зарабо­ток можно и автономностью заплатить. Поэтому перспективны не «рейтинги» мотивационных факторов, а процедуры сравнения од­ного аспекта с «упорядочение изменяемыми значениями другого аспекта» (это позволяет рассматривать мотивы как систему).

Развитие производства ставит задачу исследования проблемы значимости труда в контексте внедрения новых технологий. Сразу же следует сделать некоторые замечания: отношения между новы­ми технологиями и значимостью труда пока плохо исследованы; может так оказаться, что изменение смысла труда и появление новых технологий носит случайный характер, поэтому пред­ставленные ниже рассуждения Руис С. А. Куантаниллы и Б. Вилперта – лишь попытка упорядочить представления об их взаимо­связи на разных уровнях организации труда.

Индивидуальный уровень. Внедрение новых технологий ведет к появлению новых возможностей – возможностей комбинировать труд и интегрировать в одной деятельности дотоле раздельные задания, выполняемые разными работниками. На более высоких уровнях появляется возможность передавать функции сложным механизмам. В этом случае работа становится менее понятной и менее «осязаемой» для работника. Но это все несколько компен­сируется появлением других новых возможностей: иной организа­цией труда; новой системой задач, выполняемых вне традицион­ных помещений и др.

Групповой уровень. Появление компьютеров привело к стандар­тизации взаимодействия и соответствующим ограничениям, к сокращению потребности в прямых контактах, т. е. к ослаблению личностного фактора в социальных взаимоотношениях. Также по­явление компьютеров и развитие «сетей» повышает вероятность работы в домашних условиях. Возникает интересный вопрос: позволят ли все эти изменения сохранить чувство значимости своего труда на прежнем уровне?

Организационный уровень. Здесь многое зависит от способа вне­дрения новых технологий (например, в какой степени будет учи­тываться отношение к нововведениям самих работников, будет ли у работников специально формироваться позитивное отноше­ние к нововведениям), а также от степени разделения труда (между сотрудниками и между человеком и компьютером). Главное на данном уровне – выяснить, как в этих процессах будут участвовать сами работники (от этого зависит и значимость труда для них самих).

Социальный уровень, где выделяется два основных процесса (тен­денции): 1) новые технологии способствуют подъему производ­ства (или стабилизируют уровень безработицы). Это ведет к суже­нию субъективной значимости труда, хотя на первый план и вы­ходят обязательные нормы (осознание неизбежности прогресса и т. п.); 2) возможно создание и более гибкой адаптивной ориента­ции, когда смена представлений о труде будет ориентирована на перспективу, даже в те времена, когда устроиться на работу пока еще сложно. И тогда в плане перспективы субъективная значи­мость труда может повыситься. (Но не есть ли это иллюзия авто­ров, ведь конкретные безработные живут сейчас, и именно сей­час они ущемлены?

Источник

Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации

Что определяет субъективную значимость труда

При рассмотрении темы субъективной значимости труда сразу же возникает много сложностей:
1) Субъективная значимость (или, наоборот, не-значимость) труда может легко внушаться конкретным людям со стороны заинтересованных руководителей, завистливых коллег или со стороны психологов-манипуляторов, которые ради высоких гонораров готовы формировать все, что угодно. И тогда возникает вопрос: насколько представление о значимости труда на самом деле является «субъективным»?
2) Само представление о субъективной значимости труда меняется со временем, проходя часто критические периоды. Например, творческий работник всегда чем-то недоволен в своей работе, а нередко вообще считает ее «никому не нужной»…
3) Во многих случаях реально существует «частичная значимость» конкретного труда, когда работник, например, ценит себя и свой труд не за пользу, которую он своим трудом приносит окружающим, а за те блага (гонорары), которые он с этого получает. И этим он гордится, и этим он самоутверждается…
4) Чувство субъективной значимости может основываться и на самообмане, когда разумом человек уже готов согласиться с тем, что его работа примитивна или общественно бессмысленна, но признаться себе в этом у человека просто не хватает сил. И тогда на уровне чувств он по-прежнему продолжает верить в «значимость» своего труда как для себя лично, так и для окружающих и т.п.

Что определяет субъективную значимость труда

У. Альберг рассматривает технику реорганизации рутинных видов труда (см. Леонова, Чернышева, 1995. С. 136-142). Он отмечает, что для начального периода в проектировании эргатических систем было характерно выделение следующих задач: увеличение прибыли, рост производительности, уменьшение стоимости изделий, уменьшение затрат труда, сохранение ресурсов, уменьшение риска несчастных случаев, сокращение рабочих нагрузок на работников, использование работников с более низкой квалификацией…

Естественно, при этом возникает вопрос: насколько все это реально (выполнимо) вообще и реально ли выполнить это в полном объеме в условиях конкретных организаций?

Вероятно, ответ на этот вопрос во многом зависит не только от квалификации и воли руководства, но и от чувства собственного достоинства рядовых работников, от их мотивации на профессиональное самоуважение, а также от их стремления гордиться не только своим трудом, но и своими правами, за которые пришлось побороться.

Словарь терминов

Вопросы для самопроверки

Список литературы

Источник

Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации.

Тема субъективной значимости труда приближена к проблеме развития чувства собственного достоинства работника, обоснованно гордящегося своим трудом. Именно развитие чувства собственного достоинства является важнейшим условием собственно личностного развития человека в труде.

При рассмотрении темы субъективной значимости труда сразу же возникает много сложностей:
1) Субъективная значимость труда может легко внушаться конкретным людям со стороны заинтересованных руководителей, завистливых коллег или со стороны психологов-манипуляторов, которые ради высоких гонораров готовы формировать все, что угодно.
2) Само представление о субъективной значимости труда меняется со временем, проходя часто критические. Периоды.
3) Во многих случаях существует «частичная значимость» конкретного труда, когда работник, свой труд не за пользу, которую он своим трудом приносит, а за блага, которые он с этого получает. Этим он самоутверждается…
4) Чувство субъективной значимости может основываться и на самообмане, когда разумом человек уже готов согласиться с тем, что его работа примитивна или общественно бессмысленна, но признаться себе в этом у человека просто не хватает сил.

С.А. Куантанилла, Б. Вилперт выделяют следующие основные составляющие понятия «значимость труда»: субъективный смысл трудовой деятельности; мотивация; место труда в жизни индивида; основные роли в трудовой деятельности.
Выделяются также основные признаки значимости труда:
1. Субъективное понимание, представление о труде.

2. Труд как главное дело жизни предполагает выделение двух типов представлений: 1) труд как одна из сфер активности и 2) труд как основа жизни и основа «восприятия собственной личности».
3. Мотивационные компоненты труда.

4. Общественные нормы труда предполагают выделение двух основных представлений:

5. Динамические взаимодействия и их роль в понимании значимости труда.

Развитие производства ставит задачу исследования проблемы значимости труда в контексте внедрения новых технологий.

Непосредственно связана с проблемой удовлетворенности трудом проблема мотивов трудовой деятельности. А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев предлагают следующую систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда, которые могут быть использованы не только для выявления готовности человека эффективно трудиться, но и в целях профессиональной ориентации самоопределяющихся клиентов:

§ факторы давления: рекомендации; советы; указания со стороны других людей; требования объективного характера (служба в армии. ); индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья. );

§ факторы притяжения-отталкивания: примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, престиж);

§ факторы инерции: стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах. ); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений. ).

2. Внутренние мотивационные факторы:

§ собственные мотивационные факторы профессии

§ возможности для реализации внепрофессиональных целей

Проблема удовлетворенности и смысла (осмысленности) труда. Специалисты считают, что важную роль играет общественная полезность труда, которая предполагает: осознание своего труда как источника благосостояния общества (а не только как средства собственного обогащения); осознание качества своего труда и др.

К. Замфир предлагает систему, позволяющую оценивать удовлетворенность труда в соответствии с его содержанием. Система включает следующие основные показатели, каждый из которых можно оценить по 5-балльной шкале:

o Физические условия труда

o Содержание труда

o Отношения между людьми в труде

o Организационные рамки труда

М. Аргайл выделяет следующие факторы удовлетворенности трудом:
1. Заработная плата.

2. Отношения с сотрудниками.

3. Отношения с руководством.

4. Возможности продвижения по службе.

5. Другие факторы удовлетворенности

М. Аргайл выделяет также основные проявления неудовлетворенностью работой: уход (увольнение, поиск новой работы); выражение протеста (переговоры с руководителем, написание писем, забастовки и т.п.); лояльность (терпеливое перенесение трудностей); пренебрежение (прогулы, опоздания, невысокая производительность…).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации.

Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации.

Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации.

Источник

Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации

Что определяет субъективную значимость труда

При рассмотрении темы субъективной значимости труда сразу же возникает много сложностей:
1) Субъективная значимость (или, наоборот, не-значимость) труда может легко внушаться конкретным людям со стороны заинтересованных руководителей, завистливых коллег или со стороны психологов-манипуляторов, которые ради высоких гонораров готовы формировать все, что угодно. И тогда возникает вопрос: насколько представление о значимости труда на самом деле является «субъективным»?
2) Само представление о субъективной значимости труда меняется со временем, проходя часто критические периоды. Например, творческий работник всегда чем-то недоволен в своей работе, а нередко вообще считает ее «никому не нужной»…
3) Во многих случаях реально существует «частичная значимость» конкретного труда, когда работник, например, ценит себя и свой труд не за пользу, которую он своим трудом приносит окружающим, а за те блага (гонорары), которые он с этого получает. И этим он гордится, и этим он самоутверждается…
4) Чувство субъективной значимости может основываться и на самообмане, когда разумом человек уже готов согласиться с тем, что его работа примитивна или общественно бессмысленна, но признаться себе в этом у человека просто не хватает сил. И тогда на уровне чувств он по-прежнему продолжает верить в «значимость» своего труда как для себя лично, так и для окружающих и т.п.

Что определяет субъективную значимость труда

У. Альберг рассматривает технику реорганизации рутинных видов труда (см. Леонова, Чернышева, 1995. С. 136-142). Он отмечает, что для начального периода в проектировании эргатических систем было характерно выделение следующих задач: увеличение прибыли, рост производительности, уменьшение стоимости изделий, уменьшение затрат труда, сохранение ресурсов, уменьшение риска несчастных случаев, сокращение рабочих нагрузок на работников, использование работников с более низкой квалификацией…

Естественно, при этом возникает вопрос: насколько все это реально (выполнимо) вообще и реально ли выполнить это в полном объеме в условиях конкретных организаций?

Вероятно, ответ на этот вопрос во многом зависит не только от квалификации и воли руководства, но и от чувства собственного достоинства рядовых работников, от их мотивации на профессиональное самоуважение, а также от их стремления гордиться не только своим трудом, но и своими правами, за которые пришлось побороться.

Словарь терминов

Вопросы для самопроверки

Список литературы

Что определяет субъективную значимость труда

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Что определяет субъективную значимость труда

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Что определяет субъективную значимость труда

Что определяет субъективную значимость труда

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Значимость и субъективный смысл труда.

При рассмотрении темы субъективной значимости труда сразу же возникает много сложностей:
1) Субъективная значимость (или, наоборот, не-значимость) труда может легко внушаться конкретным людям со стороны заинтересованных руководителей, завистливых коллег или со стороны психологов-манипуляторов, которые ради высоких гонораров готовы формировать все, что угодно. И тогда возникает вопрос: насколько представление о значимости труда на самом деле является «субъективным»?
2) Само представление о субъективной значимости труда меняется со временем, проходя часто критические периоды. Например, творческий работник всегда чем-то недоволен в своей работе, а нередко вообще считает ее «никому не нужной»…
3) Во многих случаях реально существует «частичная значимость» конкретного труда, когда работник, например, ценит себя и свой труд не за пользу, которую он своим трудом приносит окружающим, а за те блага (гонорары), которые он с этого получает. И этим он гордится, и этим он самоутверждается…
4) Чувство субъективной значимости может основываться и на самообмане, когда разумом человек уже готов согласиться с тем, что его работа примитивна или общественно бессмысленна, но признаться себе в этом у человека просто не хватает сил. И тогда на уровне чувств он по-прежнему продолжает верить в «значимость» своего труда как для себя лично, так и для окружающих и т.п. Выделяются также основные признаки значимости труда:

Ценности и групповые нормы.

Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

Групповые привычки — нормы малых групп. Появляются и продолжают существовать только в малых группах (семьях, спортивных командах, дружеских компаниях).

Общие правила — нормы больших групп (общества в целом). Это манеры поведения, традиции, этикет. Каждая социальная группа обладает своими обычаями, правилами поведения, традициями. Существуют манеры поведения пожилых людей, национальные обычаи.

Нормативность социального поведения напрямую связана с ролевыми функциями человека в обществе в целом, социальной группе. Эти функции определены его статусом в такой группе. Социальная норма, прививаемая человеку, группе и обществу, диктует поведение, которое будет ожидаемо. Формируются стереотипы, виденье человеком своего должного поведения.

Функции социальных норм

интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;

регулирование общего хода социализации;

контролирование девиантного поведения;

формирование моделей, эталонов поведения.

Достижение этого при помощи социальных норм происходит следующим образом:

Социальные нормы — это обязанности одного человека по отношению к другому или другим людям. Ограничение учеников общаться с директором школы чаще, чем со своими учителями, обязывает каждого ученика выполнять требуемые нормы поведения, определённые обязательства с другими учениками, учителями и директором школы. Следовательно, социальные нормы определяют формирование сети социальных отношений группы, общества.

Социальные нормы — это ожидания малой группы, большой группы, общества в целом. От каждого человека, соблюдающего социальные нормы, окружающие ждут определенного поведения. Когда пассажиры общественного транспорта сначала выходят из него, а лишь затем другие входят, появляется организованное взаимодействие. При нарушении нормы возникают столкновения и беспорядок. Следовательно, социальные нормы определяют формирование системы социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, действие, ожидание, оценку и средства.

Социальные нормы выполняют собственные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

как стандарты поведения (правила, требования, обязанности);

как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей).

Социальные нормы имеют всеобщий характер[2]. Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях. Для социальных норм характерны:

неопределённость адресата (тому, кто находится в конкретном качестве, в конкретных условиях, предусмотренных социальными нормами);

универсальность применения (в актах общественных отношений, производства, обмена, взаимодействия индивидов);

многократная повторяемость (критерий исторического процесса, обозначающий закономерность развития).

Социальная норма фиксирует акт деятельности, который на практике утвердился в жизни. Следовательно, совершённые поступки становятся негласным правилом. Социальная норма, определяет формирование целенаправленной деятельности каждого индивида, которая определена объективными факторами. Эти факторы придают социальным нормам, так называемую, «объективную властность».

Социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы и пренебречь ими. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.

При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определённых общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.

Что определяет субъективную значимость труда

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Что определяет субъективную значимость труда

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Что определяет субъективную значимость труда

Что определяет субъективную значимость труда

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *