Что определяет стиль человека в одежде
Одежда «по Фрейду»: вещи, по которым можно «прочитать» человека
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Если исключить из гардероба вещи, которые мы приобретаем, невольно следуя модным тенденциям, в «сухом остатке» как раз и будет то, что определяет уникальность и неповторимость человека. По одёжке можно не просто встретить, а ещё и «прочитать»: «скромняга с глазами оленёнка» при более внимательном исследовании «оболочки» окажется диктатором и домашним тираном, а «женщина-вамп» – смущённой тургеневской барышней, мечтающей заполучить в личное пользование поглощателя домашней выпечки. Но как понять, что из вещей – дань моде, а что – показатель истинной сущности? Маленькие подсказки – в этом материале.
1. Каблуки
Обувь на высоком каблуке не такой уж элементарный месседж, как может показаться. «Туфли на шпильке – для уверенных в себе и сексуальных женщин» – страшный стереотип. Даже на уровне «психологии для чайников» высокий (и, как правило, неудобный для повседневной активной жизни) каблук – это прежде всего выбор тех, кто нуждается в увеличении своего роста в прямом и переносном смысле, а значит тех, кто недоволен своими природными данными или социальным положением и степенью популярности.
«Ты недостаточно женственно выглядишь в этих балетках / слипонах», – говорит гламурная подружка на шпильках девушке, предпочитающей удобную кэжуал-обувь. А на самом деле проблемы по части женственности как раз у той, которая ежедневно нуждается в «подручных средствах», чтобы кому-то (и зачем-то) доказывать: «Я – женщина». А вот девушка в весёлых и удобных кедах и так знает, что не мальчик. Как и окружающие её мужчины, очарованные девичьей непосредственностью и лёгкостью.
2. Деловой костюм
Когда речь идёт о дресс-коде крупной преуспевающей компании, то психология одежды здесь, конечно, не при чём. Однако, если покопаться в памяти, у каждого всплывут образы коллег / знакомых (и мужчин, и женщин), которые, имея возможность выбора, десятилетиями остаются верными деловому костюму. По крайней мере, можно вспомнить школьных учителей: например, «математичка» даже на выпускной пришла в пиджаке и юбке-карандаше, потому что «педагог должен всегда выглядеть соответствующе», а «географичка», не отличавшаяся, вроде бы, особо революционными взглядами, тем не менее могла прийти на урок и в джинсиках.
Ещё более красноречивый пример – «костюмный» поклонник, занимающий скромную должность в не менее скромной конторе, где и сло́ва-то «дресс-код» не знают. Зима или лето – он неизменно в брюках и пиджаке (либо вариант «пиджак + юбка», если речь о женщине). Обычно на вопрос «Почему бы тебе не разнообразить свой гардероб?» либо упрямо молчит, либо не менее упрямо цедит что-то вроде: «На работе должен быть деловой стиль». Но и в нерабочее время сослуживцы встречают «делового человека» в неизменном костюме, даже в очереди за капустой и в электричке по дороге на дачу.
Чеховский «человек в футляре» – тот самый типаж. Поборник традиций и жёстких рамок (зачатую искусственно созданных ещё в детстве – чаще всего властной матерью – и культивируемых как единственно верных), предпочитающий строгий костюм в любой ситуации, – это далеко не всегда предсказуемый и безопасный «экспонат». На работе нужно быть крайне осторожным с таким коллегой. В конфликтной ситуации он может неожиданно стать надёжным защитником для «опального» сослуживца, если это в рамках его «кодекса чести». Но если даже невинное действие нуждающегося в поддержке представляет угрозу традициям, «футлярный» человек, напротив, способен спровоцировать травлю.
3. Высокий головной убор, «хала» и подплечники
Элементы одежды, позволяющие визуально сделать фигуру более статной за счёт «жёсткой формы» (не путать с юбками-клёш или пушистыми кардиганами), как правило, предпочитают закомплексованные люди с высокой самооценкой. Да-да. Это не опечатка и не алогизм. Внешне робкие и даже «забитые», такие люди в глубине души считают себя «более достойными *чего-то, чем *кто-то», но недооценёнными и незаслуженно игнорируемыми.
Желая «повысить» свою социальную значимость (прежде всего – в собственных глазах) или «упрочить» официальный статус при низкой популярности среди подчинённых, женщины, например, зачастую выбирают высокую, жёсткой формы причёску. Пресловутая «хала» партийных работниц (названная благодаря сходству с пышным еврейским праздничным хлебом) – яркий пример. Также среди руководителей женского пола немало дам, предпочитающих визуально «наращивать» ширину плеч за счёт подплечников в пальто, пиджаке, блузке и т. п.
Мужчины, комплексующие из-за «неформатного» роста или уязвлённые безразличием окружающих к их персоне, прибегают к двум основным визуальным «дресс-способам» самовыражения. Во-первых, это обувь на толстой подошве и с выраженным каблуком. Во-вторых – высокий головной убор. Наверняка у каждого читателя Novate.ru среди знакомых найдётся «экспонат», который ни на что не променяет не первой свежести меховую шапку цилиндрической формы / кастрюлькообразное каркасное изделие с козырьком на модную мягкую кепку или спортивную вязаную шапочку. Ведь это «отберёт» волшебные сантиметры роста!
Корни привязанности к увеличивающим рост или плечи каркасным предметам гардероба следует искать в коллективном бессознательном, а также в мире животных: кто крупнее – тот и главный. Например, у страусов принято уважать тех, кто выше ростом. Работники заповедников и страусиных ферм знают: хочешь заработать авторитет в глазах крупноватых птичек – приходи с высоко поднятой шваброй. Будешь большой начальник!
4. Кожаная одежда
Кожаная куртка, пожалуй, вне поля объектов фрейдистского дресс-анализа: это стандартный, классический предмет гардероба, который может рассказать разве что об уровне зарплаты и вкусе владельца. Однако есть модники, которые не ограничиваются лишь верхней одеждой и галантереей из шкурок убитых зверей. Например, некоторые предпочитают кожаные штаны, кто-то компонует с любыми «луками» обожаемую кожаную жилетку или слегка тронутый временем кожаный пиджак / плащ.
Здесь снова придётся потревожить неверно выстроенные причинно-следственные связи. Мир эротических штампов (всяческие кожаные плётки и имитирующие кожу латексные наряды) – это всего лишь результат коллективно-бессознательного восприятия одежды из кожи. Облачённый в «шкуру убитого животного» современный человек – осознанно или нет – сигнализирует о стремлении к доминантности, властности как в социальной, так и в интимной сфере. Это проявление первобытного инстинкта охотника, захватчика, «хозяина». Пожалуй, кожа – это один из наименее броских (но от этого не менее определённых и верных) признаков стремления к доминированию особы с тайными наполеоновскими планами (в допустимых масштабах, разумеется).
5. Меховые изделия
Казалось бы, меховая шубка – это тоже шкура животного, но месседж уже иной. Часто шубки предпочитают дамы, имеющие финансовую возможность покупать верхнюю одежду разнообразных материалов и фактур: меха – это статусно и роскошно, а менталитет постсоветского человека всё ещё прочно «завязан» на страхе казаться малоимущим пролетарием (об искусственности подобных представлений – как-нибудь в другом материале на Novate.ru).
Однако иногда и женщина, стеснённая в средствах, готова отдать все сбережения, взять взаймы и сесть на пару месяцев на «хлеб и воду» ради возможности купить меховую шубку. Судьба изделия неопределённа: скорее всего, подол «затрётся» от слякоти, а меховая попа залоснится через пару сезонов от регулярных поездок в общественном транспорте. Ради чего такие жертвы? Примечательно, что любовь к мехам далеко не всегда связана с агрессивной самопрезентацией и жаждой власти. Леди в шубке, напротив, во главу угла ставит ощущение мягкой женственности и сигнализирует потенциальным партнёрам: «Я пушистая самочка!»
6. Варежки и текстильные перчатки
Наблюдение последних лет: по перчаткам или варежкам можно «прочитать» некоторые черты характера владельца. Например, из двух «объектов» с приблизительно одинаковым уровнем заработка один предпочитает кожаные перчатки, а другой меняет материалы, фасоны, рисунки перчаток как (простите за тавтологию) перчатки. У одного – всегда чёрные кожаные. У другого – сегодня смешные варежки со снегирями, завтра митенки, послезавтра перчатки с пальцами для сенсорных устройств.
Ёжику понятно, что этот второй «испытуемый» – человек с более «пластичным» характером, способный экспериментировать не только с галантерейными изделиями и позитивно воспринимающий «ветер перемен». Рукавички также много могут сказать и о бытовых привычках владельца. Даже если верхняя одежда и обувь выглядят опрятно, замусоленные перчатки или варежки, покрытые катышками, выдадут грязнулю. Бог же в мелочах…
7. Одежда «оверсайз»
Как отличить, когда одежда на пару размеров больше сигнализирует о неприятии своего тела, а когда является проявлением индивидуальности раскрепощённого и уверенного в себе человека? Если женщина пытается «закамуфлировать» располневшую фигуру, купив кофточку-разлетайку или платье на два размера больше, к стилю «оверсайз» это не имеет никакого отношения.
«Оверсайз» – это игра «на гиперболах», причём зачастую на тонкой грани адекватности и перебора: широченные джинсы-бойфренды на субтильной девичьей попе, гигантский плащ на худощавом мужчине.
«Оверсайз» – это нарочитое протестное игнорирование форм, а значит традиций и устоев. И чтобы выдержать злобные комментарии в спину («Напялила хламиду!», «Вырядилась как чучело огородное!» и т. п.), нужно быть действительно свободным и самодостаточным не только снаружи, но и внутри.
8. Обтягивающая одежда
С женщинами как-то понятнее. Хотя, кроме банального «сексуального призыва», о котором, увидев подзаголовок, автоматически подумало большинство читателей Novate.ru, обтягивающая одежда на женщине, скорее, свидетельствует о естественном желании подчеркнуть самую «выигрышную», на её взгляд, область фигуры (именно поэтому похудевшие дамы первым делом утягивают поясом всё ещё пышноватую талию), а также о недостатке тактильности.
А вот мужчины подсознательно стремятся подчеркнуть то, что «устрашит» противника или конкурента: майка / рубашка в обтяжку с целью подчеркнуть мышечный рельеф, брюки, подчёркивающие «достоинство» альфа-самца. Ещё один глубоко бессознательный по своей природе порыв – обтягивание «беременного» живота: во многие эпохи и во многих культурах упитанный пузатый представитель сильного пола представлялся эталоном красоты и маскулинности.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что говорит о человеке стиль его одежды?
Народная мудрость гласит, что человека встречают по одёжке. И это действительно так. Манера одеваться является визитной карточкой. По ней можно узнать о конкретном человеке довольно много: каковы его интересы, увлечения, предпочитаемый стиль взаимоотношений, личностные пристрастия.
Как правило, очень немногие выбирают себе одежду осознанно. Причём именно ту, которая соответствует требованиям определённой ситуации и идеальному представлению конкретного человека о себе.
Чаще всего люди подбирают свой гардероб под воздействием сиюминутного настроения — что называется, как бог на душу положит. Некоторым людям свойственна неосознаваемая претензия на оригинальность, благодаря которой они создают имидж, наиболее созвучный их представлению о своём статусе.
При этом они напрочь забывают о том, что эстетическая элегантность не имеет ничего общего с крикливостью и вычурностью, а настоящая оригинальность заключается в гармоничной целостности образа с добавлением некой изюминки, которая подчеркивает уникальность личности.
Давайте рассмотрим, какие же стили одежды свойственны тем или иным людям. Возможно, в некоторых типажах вы узнаете себя.
Человек, предпочитающий классический стиль одежды, довольно скептичный и не склонный растрачивать себя по пустякам. Все свои силы он направляет на важные практичные дела, стремится ко всему надёжному, основательному и правильному.
Такой человек чтит старые добрые традиции, которые придают очарование его жизни, и соблюдает правила этикета. Ему присуще умение общаться с людьми, с которыми он предпочитает держаться на официальном расстоянии, считая бессмысленной тратой сил откровенное выяснение отношений.
Человек, предпочитающий торжественный стиль одежды, как правило, использует любимые им чёрный и белый цвета одновременно. Хотя ему абсолютно не чужд и ярко-красный. Чёрный цвет выражает внутреннее напряжение, неуравновешенность и некоторую долю негативизма, а белый — робость, нереалистичность, оторванность от жизни, идеализированное представление о мире и своём месте в нём.
Такой человек очень осторожно сближается с другими людьми, обладает гипертрофированным чувством такта. У него завышенные претензии. И когда происходит крушение его иллюзорного мира — это трагедия и крах всей жизни, выражающийся доминированием в одежде чёрно-красного цвета.
Человек, предпочитающий деловой, неброский, некрикливый, аккуратный, консервативный стиль одежды, как правило, претендует на роль интеллектуала, чопорная корректность придаёт ему уверенность в себе. Он не подвержен модным экстравагантным течениям.
Такой человек обладает умственными способностями и умением теоретизировать. Он подолгу размышляет, прежде чем приходит к конкретному решению; на действия, поступки и слова других людей реагирует не сразу.
Однако сердце такого любителя делового стиля одежды обычно остаётся холодным даже в самых жарких ситуациях. Свою душу он открывает не каждому, поскольку считает, что окружающие его люди не способны или не хотят его понять.
Поэтому такой индивид, по сути, является одиночкой, который не осознаёт, что причина его изоляции кроется в негативном жизненном опыте или в ложных умозаключениях.
Человек, предпочитающий спортивный стиль одежды, как правило, активен, энергичен и предприимчив. Он считает, что одежда не должна сковывать движений и должна быть удобной.
Создаётся впечатление, что при выборе одежды таким человеком руководит дух спортивного состязания. Он как бы постоянно находится в режиме готовности к старту, чтобы другой, более ловкий соперник не занял почётное призовое место. Постоянное ожидание борьбы изматывает его ещё до начала соревнований, а неудовлетворённость достигнутыми результатами мешает ему насладиться победой.
Человек, предпочитающий джинсовую одежду, любит совмещать в своём стиле что-то от комфорта привычных старых вещей и что-то от новейших направлений моды. Он не хочет терять связь с хорошо знакомым, но в то же время ему нравится всё новое и оригинальное. По всему видно, что основой стиля такого любителя джинсов является противоречивость.
Этот человек всегда стремится к естественности, ведь джинсы сделаны из натуральных тканей. К тому же они универсальны.
Человек, предпочитающий трикотажную одежду, чаще всего или излишне раним, или склонен к сентиментальности, или нуждается в теплоте человеческого общения. Трикотажная одежда приятная на ощупь, практичная, комфортная и удобно облегает фигуру.
Надевая трикотажные вещи, такой человек как бы пытается уберечь свою нежную натуру от соприкосновения с шероховатой действительностью.
Есть люди, которые предпочитают экзотические, экстравагантные или авангардные стили одежды. Скорее всего, такие люди бывают дерзкими, высокомерными, заносчивыми, тщеславными, страстными, темпераментными и авантюрными. Они претендуют на исключительность и уникальность, им не по дороге с прозаичными «бесцветными» людьми.
Такие люди «из кожи вон лезут», чтобы надеть элегантное платье от лучших парижских модельеров, провоцирующую блузку, экстравагантную шляпку, супермодный галстук, «кричащий» пиджак и тому подобное. К сожалению, они остаются рабами своих нереализованных претензий на избранность, на право называться звездами первой величины, на беззаботную свободу, которая избавит их от любых ограничений и предрассудков.
При выборе того или иного стиля одежды все-таки не следует забывать известную народную мудрость: встречают по одёжке — провожают по уму.
Говорящие вещи: как определить характер человека по одежде
Выбирая одежду, люди думают, как она будет смотреться на них, подойдет ли по цвету, по фигуре, с чем её можно будет сочетать. Одни выбирают комфортные и удобные вещи, другие следят за тенденциями в моде. Есть те, кто с помощью одежды стремится показать и выделить себя из «толпы», другие наоборот — маскируются. Рассматривая детали одежды, мы можем многое понять о наших собеседниках. «Рост» обсудил с имидж-стилистами и психологом, как определить характер человека по одежде и может ли стиль и цвет влиять на состояние «носителей».
Как узнать характер человека по одежде?
Цвет одежды может многое рассказать о человеке, выявить скрытый потенциал и те качества, о которых он сам, быть может, и не догадывается.
Психолог Ирина Трубилина отмечает, что если в одежде у человека присутствуют разнообразные цвета, то вряд ли можно сказать что-то конкретное о чертах его характера. Но если определённый цвет — это тенденция для всего гардероба, то у человека существует подсознательная связь с цветом и внутренним состоянием.
С энергией, драйвом, насыщенностью, наполненностью и стремительностью ассоциируется красный цвет. Человек, в гардеробе которого преобладают красные оттенки — целеустремлён, смел, любит решать сложные задачи. «Люди в красном» полны энергии и не бояться быть в центре внимания.
Если шкаф полон серых тонов, это означает, что люди сконцентрированы в себе и на себе, у них нет желания производить впечатление на людей и привлекать внимание к своей личности. Человек хочет защитить себя от излишнего напряжения или дискомфорта.
Ультрацвет — лимонный, ярко жёлтый, кислотный — говорит о желании привлечь внимание, выделиться. Как правило, это свойственно подросткам и молодёжи.
Люди, которые предпочитают синий цвет, обладают сдержанным характером, знают себе цену и не любят суеты.
В шкафу много зелёных вещей? Это говорит об умиротворении и спокойствии человека. Этот цвет предпочитают эмоционально устойчивые люди, обладающие внутренней гармонией и самообладанием.
Если человек отдаёт предпочтение белому цвету — значит, он потенциально стремиться к «обнулению», раздумывает о новой жизни. Помимо этого, белый — это цвет пустоты, некоего нейтралитета.
Имидж-консультант Вера Проскурова утверждает, что по преобладающему цвету в одежде можно определить текущее состояние или настроение, но, возможно, и определённый жизненный период. Со своими ценностями и целями.
«Чёрный — цвет закрытости. Многие выбирают его тогда, когда хотят увеличить дистанцию, — делится Вера. — Не исключено, что человек в чёрном хочет немного отстраниться от людей. Но этот цвет также выбирают сильные и харизматичные личности, особенно тогда, когда им не нужно уже что-то доказывать».
Об уравновешенности и спокойствии говорят коричневые и бежевые оттенки. Человек, который предпочитает в одежде такие цвета, ценит материальные блага и ставит их далеко не на последнее место.
О романтичном настроении обладателя говорят розово-фиолетовые оттенки в одежде. Правда, не всегда те, кто выбирает те или иные оттенки, используют их осознанно.
«Выбирать подходящую именно вам цветовую гамму стоит при естественном освещении. Оцениваем мы не сам оттенок, а то, как лицо реагирует на тот или иной цвет. — делится Вера Проскурова. — Становятся ли ярче глаза, выравнивается ли цвет лица, или, наоборот, какие-то недостатки выступают на первый план».
Самое главное, чтобы подходящие для вас оттенки были в портретной зоне, ниже талии могут быть любые цвета. Здесь важно помнить о психологическом значении цвета и общей композиции — они могут рассказать о своём обладателе и сделать акценты в нужных зонах. Цвет прежде всего должен отражать идею образа и вашу индивидуальность.
Стиль
«Чтобы определить характер по стилю одежды, достаточно какое-то время понаблюдать за человеком. Если мы сознательно используем образы и создаём стили, например, классический или деловой, то вряд ли это будет говорить о характере, — отмечает Ирина Трубилина. — Это будет говорить о том, какое впечатление мы хотим произвести».
Перфекциониста выдает хорошо сидящая, сшитая на заказ одежда, аккуратный и опрятный внешний вид. Такие люди идеальны во всех сферах жизни, начиная с одежды и заканчивая жизненными принципами. Отклонение от планов для них неприемлемо.
«Если человек постоянно находится в одном стиле, это говорит, что пока он не готов проявлять себя в каких-то других образах, — отмечает психолог. — Предпочтение в стиле одежды говорит о ценностях человека, о том, какие приоритеты по жизни человек выбирает. Например, этно-стиль транслирует единство с природой, ценность натуральности».
Люди, предпочитающие casual, — ценят комфорт, отказываться от удобств ради красоты и модных трендов не будут. Украшения для них также не играют важной роли. Люди надевают их, когда это что-то значит. В душе — это люди-бунтари, но обществу они не демонстрируют этого.
Если в шкафу полно спортивных штанов, футболок и кофт — значит, вы энергичный и активный человек. Люди в спортивной одежде обладают «дерзким» характером. Они целеустремлённые и смелые. Всегда и везде стремятся быть первыми.
Как внешний образ влияет на поведение
Одежда влияет на самого «носителя». Существует гипотеза, что один и тот же человек, в зависимости от того, что на нём одето, может вести себя по-разному. Например, если стеснительную девушку «приодеть» в модный лук, то она может чувствовать себя более раскрепощённо. Но многое зависит от человека: если у девушки все-таки есть зерна какой-то внутренней уверенности, то одежда поможет ей раскрыться. Когда этих зачатков нет, одежда не будет принята человеком, и он будет чувствовать себя в ней ещё более зажато.
«Я думаю, многие замечали, как меняется внутреннее состояние, когда мы надеваем высокие каблуки и строгий жакет. Наши мысли обретают чёткость и стройность, — говорит имидж-стилист Софья Зозуля. — Если сравним то, как мы чувствуем себя в спортивном или строгом костюме — это будут разные ощущения и люди».
Иногда девушки обходят платья стороной, выбирая джинсы, брюки или «спортивки». Собирают волосы в пучок, закидывают портфель на плечо и идут на работу, на встречу с друзьями или свидание. Но как только в шкафу появляются красивые платья, девушка не может не сделать укладки или не нанести макияжа. Меняется и поведение.
Хорошо продуманный образ может помочь человеку чувствовать себя увереннее, если он часто сомневается в том, насколько модно и современно он одет, и придаёт внешнему луку большую значимость.
«Если у человека всё в порядке с чувством собственного достоинства, — говорит психолог Ирина Трубилина, — и он не играет в «замерялки», то и в самом простом наряде будет чувствовать себя естественно, свободно и раскрепощённо».
Сегодня люди много времени уделяют своему гардеробу: подбирают и придумывают новые образы. Хорошо подобранная одежда, которая подчеркивает достоинства фигуры и внешности, придаст вам уверенности, представит в выгодном свете. Какую бы одежду вы не выбрали, помните о её уместности. И не забывайте, что красивым и сексуальным человека делает не стиль, а способность быть собой.