Что определяет статус человека в юности
Социальный статус в молодости
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социальный статус молодежи
Как правило, социальный статус определяют в качестве положения человека, которое он занимает в обществе или в социальной группе, а также во взаимодействиях и взаимоотношениях с окружающими его людьми. Исследователи подчеркивают, что в обществе человек может занимать не одну, а несколько позиций, и в одно и то же время может состоять сразу в нескольких социальных группах. Поэтому, в данном случае, целесообразно говорить о том, что индивид обладает статусным набором.
Сегодня социология ориентирована на изучение различных социальных групп, что влечет за собой формирование различных социологических отраслей. Одна из них – социология молодежи, ключевой задачей которой является системное изучение места представителей молодежи в рамках общественной структуры. Также ею исследуется роль и значение представителей молодежи как социально-демографической категории в системе расширяющихся общественных, экономических, политических и культурных отношений, которые во многом зависят именно от социального статуса молодого человека в обществе.
Социальный статус молодежи – это социальная позиция, положение представителя молодого поколения (молодого человека или девушки) в обществе, которое определяется, в первую очередь, его собственными интересами, потребностями и возможностями.
Наличие у молодежи особого социального статуса может быть обусловлено сразу несколькими факторами. Мы перечислим некоторыми из них:
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности социального статуса молодежи
Для того, чтобы отразить особые характеристики социального статуса молодежи, необходимо перечислить несколько характерных черт. Именно благодаря им мы можем увидеть все отличия социального статуса молодежи от социальных статусов представителей других социально-демографических и возрастных групп, которые сегодня существуют в современном обществе. Подчеркнем, что черты соответствуют всем молодежным группам, независимо от того, на какой территории они проживают, и какую деятельность осуществляют в разные моменты своей жизни.
Во-первых, в качестве черты социального статуса молодежи мы актуализируем неопределенность. Она связана с промежуточным положением молодости между двумя другими этапами – детством и взрослостью. В такой переходный период молодой человек вынужден делать выбор своей будущей специальности и профессиональной деятельности, он опирается не только на свои интересы и потребности, но и, в силу возраста, также ориентируется на особенности мнения своих родителей, родственников, преподавателей, которые уже имели подобный опыт.
Вторая черта – предписанность, поскольку при выстраивании социальной картины мира доминирующей является предписанная позиция индивида, а не достигаемый статус. К предписанной позиции относятся пол, расовая и национальная принадлежность, язык, которым владеет индивид. От этих особенностей в большей степени зависят будущие сценарии жизни, а также особенности развития человеческой личности.
Динамичность и перспективность – третья черта социального статуса молодежи. Для данной социально-демографической группы характерен достаточно высокий уровень мобильности, преимущественно вертикальной. Это значит, что, благодаря полученным знаниям, образованию человек в дальнейшем может выстраивать профессиональную карьеру, расти еще и как личность, которая постепенно адаптируется к постоянно изменяющемуся обществу и может предлагать собственные идеи для последующего развития. Также необходимо подчеркнуть, что у молодых людей сегодня больше шансов построить успешную карьеру, поскольку они располагают всевозможными техническими и технологическими принадлежностями, которые в значительной степени экономят их время на некоторые виды деятельности.
Тем не менее молодые люди довольно часто сталкиваются с проявлениями социального неравенства. Оно обусловлено ограничением прав молодых людей до наступления возраста полного совершеннолетия. Это значит, что до 18 лет (а в некоторых странах до 21 года) молодые люди не могут самостоятельно принимать особо значимые для них решения, а ответственность за их действия и поступки, материальное благосостояние и моральную устойчивость несут, прежде всего, родители или опекуны. Таким образом, ограничения в возрасте предоставляют ограничения и в иных сферах жизни молодого человека, что сказывается на его состоянии и внутренних личностных установках. Тем не менее, при наступлении совершеннолетия человек открывает для себя больше возможностей, имеет право самостоятельно принимать решения касаемо его обучения, заработков, трудоустройства и межличностных отношений.
Развитие личности в ранней юности
Юность – определенный период развития и созревания человека, лежащий между детством и взрослостью. Хронологические рамки этого возраста определяются разными учеными-психологами по-разному.
Периодизация жизненного пути и представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией, т.е. системой организации взаимодействия возрастных слоев (страт).
Между возрастом и социальными возможностями индивида существует взаимозависимость. Хронологический возраст (а точнее, предполагаемый им уровень развития индивида) прямо или косвенно определяет его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей. Половозрастное разделение труда во многом определяют социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы.
Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем эта связь бывает как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других – фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.
Возрастная стратификация включает также систему связанных с возрастом социально-психологических ожиданий и санкций (сравним не всегда осознанные представления о «нормальном» поведении и о степени ответственности подростка и взрослого и т.д.).
Взаимоотношения возрастных слоев и групп тесно связаны с определенными социально-экономическими процессами.
С одной стороны, в обществе постоянно происходит перераспределение индивидов определенных возрастов по соответствующим социальным системам и ролям. Оно определяется объективными потребностями социальной системы (прежде всего – общественным разделением труда, наличием рабочих мест и подлежащих выполнению социальных функций) и реализуется с помощью соответствующих социальных механизмов. С другой стороны, налицо встречный процесс социализации, сущность которого заключается в умении индивида на каждом этапе его жизненного пути принимать и усваивать новые и оставлять старые социальные роли (или приспосабливаться к их изменению). В этом смысле подготовка к выходу на пенсию – такой же необходимый элемент опережающей социализации пожилых людей, как профессиональная ориентация – опережающей социализации подростков и юношей.
Слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического (в частности, полового) созревания, а с другой – достижение социальной зрелости.
В разных обществах и в разные эпохи это проходило по-разному.
Новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое (в частности, половое) созревание заметно ус-корилось, заставляя снижать границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше сидят за партами разного размера. Отсюда – удлинение периода ролевого «моратория», когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно, и изменение соответствующих стереотипов. Удлинение юности имеет свои личностные предпосылки, а именно – расширение сферы сознательного самоопределения и повышение самостоятельности.
Психология юношеского возраста тесно связана с проблемой отцов и детей, преемственности и конфликта поколений. В известном смысле эта проблема является вечной.
Слово «поколение» многозначно. Оно обозначает:
Говоря о преемственности или конфликте, ученые сплошь и рядом имеют в виду совершенно разные вопросы: возрастную структуру общества, взаимоотношения старших и младших, темп исторического развития, взаимоотношения конкретных отцов (и вообще родителей).
Юношеский возраст, т.е. переход от детства к взрослости, продолжается, по А.Л. Гезеллу, от 11 лет до 21 года, из которых особенно важны первые 5 лет, т.е. от 11 до 16. На основании исследований ученый делает некоторые выводы. 10 лет, по его мнению, – это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, отмечаются частая смена настроений, ссоры со сверстниками. В 12 лет такая «турбулентность» проходит, отношение к миру становится более позитивным, растет влияние семьи и сверстников. Главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор; подросток охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола. Ведущее свойство 13-летнего – обращение внутрь, подросток становится более ин-тровертированным; он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям; становится избирателен в дружбе; соматические сдвиги усиливают и без того частые колебания настроений.
В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией: подросток экспансивен, энергичен, общителен, возрастают его уверенность в себе, а также интерес к людям и различиям между ними; он очарован словом «личность», любит обсуждать и сравнивать себя с другими людьми, активно идентифицирует себя с любимыми героями кино, узнавая в них собственные черты. Сущность 15-летнего, по мнению психологов, трудно выразить в единой формуле, так как быстро нарастают индивидуальные различия. Новообразования этого возраста – рост духа независимости, который делает отношения в семье и школе весьма напряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям.
В 16 лет снова наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличиваются внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее.
Понятие юности тесно связано с понятием переходного периода, центральным биологическим процессом которого является половое созревание. В физиологии этот процесс условно подразделяется на 3 фазы:
Если совместить это деление с привычными возрастными категориями, препубертатный период соответствует младшему подростковому возрасту, пубертатный – подростковому, постпубертатный – юношескому. Основные аспекты физического созревания – скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте – тесно связаны как у мужчин, так и у женщин. Однако рост не связан со сроками полового созревания. Велики здесь и индивидуальные различия как по срокам, так и по течению процессов полового созревания. Кроме того, существуют различия в этих процессах у девочек и мальчиков.
Подростковый и юношеский возраст всегда трактуется как переходный, критический. В биологии и психофизиологии критическими (или сензитивными) называются такие фазы развития, когда организм отличается повышенной чувствительностью к каким-то вполне определенным внешним и (или) внутренним факторам, воздействие которых в данной точке развития имеет особенно важные, необратимые последствия. В социологии и философии этому отчасти соответствует понятие социальных переходов – поворотных пунктов развития, радикально изменяющих положение, статус или структуру деятельности индивида (например, начало трудовой деятельности или вступление в брак); они нередко оформляются специальными ритуалами, «обрядами перехода».
Нормативные жизненные кризисы и стоящие за ними биологические и социальные изменения – повторяющиеся, закономерные процессы. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно сказать, точнее, предсказать, в каком возрасте средний индивид данного общества будет переживать тот или иной жизненный кризис и каковы типичные варианты его разрешения. Но как ответит на этот вызов конкретный человек, предсказать невозможно.
Жизненный путь личности, как и история человечества, с одной стороны – естественно-исторический, закономерный процесс, а с другой – уникальная драма, каждая сцена которой – результат сцепления множества индивидуально-неповторимых характеров и жизненных событий. Повторяющиеся структурные свойства жизненных событий могут быть зафиксированы объективно. Но личная значимость, мера судьбоносности любого события зависят от множества конкретных причин.
Социальный статус юношества неоднороден. Юность – завершающий этап первичной социализации. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста: собственная возрастная специфика, право на автономию от старших. Но и социальное, и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентацию и определение своего места в мире. Наряду с дифференциацией умственных способностей и интересов, без которых затруднителен выбор профессии, это требует развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции.
Юношеское самоопределение – исключительно важный этап формирования личности. Но пока это предвосхищающее самоопределение не проверено практикой, его нельзя назвать прочным и окончательным. Отсюда – третий период, от 18 до 23–25 лет, который можно условно назвать поздней юностью или началом взрослости.
В отличие от подростка, который в основном принадлежит миру детства, и юноши, занимающего промежуточное положение между ребенком и взрослым, 18-23-летний человек является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Общество видит в нем уже не столько объект социализации, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности, оценивая его результаты по взрослым стандартам. Ведущей сферой деятельности становится теперь труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей. Об этой группе уже нельзя говорить вообще: ее социально-психологические свойства зависят не столько от возраста, сколько от социально-профессионального положения.
Одна из главных тенденций переходного периода – переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников, как мы знаем, неодинаков, но происходит она обязательно.
Общение со сверстниками – очень специфический канал информации: по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которые по тем или иным причинам не могут сообщить взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопросам пола подростки получают от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его (подростка) психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.
Общение со сверстниками – это специфический вид межличностных отношений. Здесь вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с групповыми. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономиза-цию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
В этих группах часто складывается своя, присущая только им субкультура, которая является частью юношеской субкультуры вообще.
Социальные статусы в подростковом возрасте
Вы будете перенаправлены на Автор24
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
Социальный статус представляет собой определенную позицию в социальной структуре группы или общества, которая тесно взаимосвязана с другими статусами и позициями.
В подростковом возрасте индивид нередко может сталкиваться с социальным (ролевым) конфликтом. Это такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью в удовлетворении требований двух или более ролей, которые изначально не совместимы друг с другом, и поэтому он не может чувствовать себя достаточно комфортно и безопасно в сложившихся условиях. Ролевые конфликты в подростковом возрасте встречаются в разных видах и формах. Преимущественно, исследователями выделяются следующие виды ролевых конфликтов:
Готовые работы на аналогичную тему
В целом, социальные роли и статусы в подростковом возрасте достаточно разнообразны. Человек еще не определился с жизненными перспективами, поэтому стремится к тому, чтобы попробовать как можно большее количество различных видов деятельности. Некоторые из них могут вовсе не подходить ему, некоторые он считает единственно верными для себя. Необходимо подчеркнуть, что в данный период за жизни и поведение подростка ответственность несут родители и опекуны, поэтому важную роль играет именно семейное воспитание, которое дается индивиду в кругу семьи. Новые знакомства, расширение дружеских и приятельских кругов, нацеленность на эксперименты с образом жизни и с внешностью – это все сказывается на социальных ролях и статусе подростка.
Несмотря на то, что ответственность все еще лежит на родителях или членах семьи, подросток пробует для самого себя новые формы деятельности, которые воспитывают в нем ряд качеств – инициативность, ответственность, мотивированность, целеустремленность. Они играют значимую роль в развитии индивида, а также в том, чтобы более четко очертить его социальный статус и социальную роль, не допустить возможностей социального ролевого конфликта и, как следствие, проявлений таких черт, как асоциальное, девиантное поведение.
Характеристика основных социальных статусов в юношестве
Подростковый и юношеский возраст играют значимую роль в жизни каждого человека. Именно в этот период он имеет возможность понять самого себя, собственные потребности, а также определиться с жизненными ориентациями и ключевыми аспектами. В подростковом возрасте практически заканчивается социализация, важную роль в жизни человека играют члены его семьи, ближайшее окружение, друзья и ровесники, которые так или иначе своими поступками и поведениями демонстрируют и самому подростку то, каким образом можно обозначать свои жизненные и иные потребности и ориентации.
В подростковом возрасте статусность человека заметно расширяется. Он постепенно примеряет на себя все новые и новые роли, в которых отражаются его потребности, интересы, устремления, ориентиры, и которые в дальнейшем могут трансформироваться, сменять друг друга или прочно закрепляться в жизни человека. Так или иначе, социальные статусы в подростковом возрасте играют важную роль, поскольку они являются ступенями в жизненной лестнице индивида, и каждая ступень должна быть полностью осознанна, сопоставлена с жизненными стимулами и мотивациями.
На сегодняшний день исследователи выделяют несколько основных ролей и статусов, которыми может обладать человек в подростковом возрасте. Среди них мы охарактеризуем следующие:
Таким образом, уже в подростковом возрасте индивид располагает достаточно обширным набором социальных статусов, которыми он пользуется для удовлетворения личных потребностей, а также для того, чтобы отразить свое место в той или иной социальной среде. Свойства человека, его личностные и профессиональные характеристики, черты, нормы поведения, манера общения и образ жизни также изначально закладываются именно в подростковом возрасте, и в дальнейшем уже развиваются в соответствии с теми жизненными обстоятельствами, в которые человек попадает, и которые имеют вес в его жизни.
ВОЗРАСТНОЙ СТАТУС
В социологии и антропологии возрастной статус называют еще транзитивным. Это означает, что человек не может долго задерживаться в одном положении, как это часто случается в других статусах, например пожизненным диктатором, женщиной (мужчиной) или католиком (православным, мусульманином, буддистом), которые остаются в своем статусе всю жизнь либо неопределенно долгое время.
Перейти из одного пола в другой человеку невозможно или очень трудно. Невозможно поменять национальность и расу. Требует усилий переход из одного класса в другой. Но переход из младенчества в детство, юность, взрослость и старость происходит естественно и независимо от наших усилий. Отсюда следует, что конфликт поколений не может быть всеобщим и постоянным.
Переход из одного возрастного статуса в другой происходит помимо воли и желания отдельного человека, но в силу объективных законов, неподвластных ему. В таком смысле мы должны отнести возрастной статус к категории предписанных. Но поскольку человек, изменяясь с возрастом, не задерживается надолго в одном и том же статусе, но плавно переходит из одного в другое состояние, возрастной статус не может целиком принадлежать указанной категории. У него явно существуют черты достигаемого статуса. Вот почему возрастной статус вполне можно именовать смешанным статусом.
Когда возраст называют переходящим, или транзитивным статусом, то, на наш взгляд, указывают не только на временную последовательность воз-
растных состояний человека, но также на промежуточный или синтетический характер самого понятия «возрастной статус», его место в методологическом ряду социологических категорий.
Возрастной статус — совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту. У 35-летнего мужчины гораздо больше прав, чем у 14-летнего подростка: его могут привлечь к уголовной ответственности, он может голосовать и быть избранным, он может занимать любой государственный пост, даже стать президентом, покупать алкоголь и сигареты, водить машину. С другой стороны, у него шире круг обязанностей: семейных, бытовых, профессиональных.
Гражданином Афин считался юноша, достигший 18-летнего возраста, родители которого были гражданами. Высшая судебная власть в Древней Греции вручалась гелиэе (от «гелиос» — солнце). Гелиэя ежегодно избиралась путем жеребьевки из числа граждан, достигших 30-летнего возраста. Военнообязанными граждане Афин считались с 18 до 60 лет, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обязательную военную подготовку в армии, на флоте, либо пограничной страже, только воины могли занимать государственные должности. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина Афин.
В традиционном обществе возраст определял социальный статус человека и место в общественной иерархии. Главенствующим является здесь принцип старшинства, принявший форму геронтократии — власти старейших. Уважение к старшим выражается уже в самих словах, которыми их называют: во многих африканских языках к пожилым людям обращаются со словами «большой человек» или дают эпитет «старейший». У многих африканских народов лица в возрасте от 72 до 80 лет приравниваются к святым и являются объектом поклонения. Малийский народ бамбара считает человека, достигшего 77-летнего возраста, живым божеством («сияющим духом») и уже при жизни включает его в пантеон своих предков.
«В целом можно сказать, что практически в большинстве африканских сообществ пожилой возраст ассоциируется скорее с милостивым даром богов, нежели с физической или умственной немощью. Для народов, не имеющих своей письменности и на протяжении веков терявших своих сородичей, которые в молодом или среднем возрасте гибли от голода и болезней, такое отношение к престарелым является вполне закономерным. Человек, сумевший преодолеть все невзгоды судьбы, в их глазах является «избранником божьим», которому дарована возможность общаться как с живыми, так и с мертвыми. Будучи центральной и главенствующей фигурой в пределах своего рода, человек, доживший
до преклонных лет, занимает важное место в экономической, религиозной и воспитательной областях и полностью берет их под свой контроль. По законам старшинства он становится во главе семейной или родовой иерархии, распоряжается недвижимой собственностью (в первую очередь жильем), а сам переселяется в дом основателя рода, где хранятся атрибуты власти, различные реликвии и фигурки с изображением предков.» 7
Статусные полномочия людей пожилого и старого возраста в традиционном обществе были часто большими, чем у представителей других возрастных групп. Часто они занимали высокие общественные посты. В том числе
В Новой Зеландии страх перед священной особой вождя был не менее сильным. Однажды вождь оставил на обочине дороги остатки своей пищи. После его ухода подоспел раб, дюжий голодный малый, увидел оставшуюся еду и, не спросив, съел ее. Не успел он покончить с обедом, как ему с ужасом сообщили, что съеденная им пища принадлежала вождю. «Я хорошо знал несчастного преступника. Это был человек замечательного мужества, покрывший себя славой в межплеменных войнах», — рассказывал путешественник, но «как только роковая весть достигла его ушей, у него начались исключительной силы судороги и спазмы в животе, которые не прекращались до самой смерти, последовавшей на закате того же дня».
Возраст, как социальный статус, обладает двумя качествами. С одной стороны, он является приписываемым статусом, так как в каждый данный момент мы имеем только один возраст, который определен биологически. С другой стороны, он является транзитивным, т.е. переходным статусом, так как мы постоянно переходим из одного возраста в другой.
7 Диоп A.M. Место и роль престарелых в странах Африки // Третий возраст. Импакт: Наука и обще
ство. 1990. № 1. С. 99.
8 Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. М., 1980. С. 231-277.
Возрастной статус, как система прав и обязанностей, предоставляет человеку своеобразный путеводитель по жизни: он сообщает, что можно и что нельзя делать в тот или иной момент. Переход из одного возрастного статуса в другой, из детства в юность и зрелость, невозможен без социализации. Он осуществляется после специальной подготовки и часто обставляется особыми ритуалами — инициациями.
В разном возрасте человек имеет разную социальную ценность. Перестав работать, он теряет свою экономическую ценность, но сохраняет социальную, участвуя в процессе передачи опыта, традиций, культуры своего
поколения, в воспитании подрастающего поколения. В конце жизненного пути человек приобретает опыт, понимание жизни и мудрость, но одновременно теряет силы, функциональную подвижность нервной и мышечной ткани и внешнюю привлекательность.
Как правило, ожидание серьезных изменений в социальной жизни мы связываем с молодежью, а надежды на стабилизацию обстановки возлагаем на зрелых и пожилых. Когда в начале 1990-х годов Россия совершила серьезный поворот в сторону рыночных отношений, застрельщиками перемен выступили молодые реформаторы. Но когда страна после неудачно проведенных реформ вступила в полосу серьезного экономического и политического кризиса (обнищание населения, рост преступности, кризис политических институтов), на смену молодежи пришло более зрелое (Черномырдин) и даже пожилое (Примаков) поколение премьер-министров. В 1999 г. президент страны решил, что стабилизационные мероприятия пожилых министров не решают поставленных задач и на смену им вновь пришли зрелые и сравнительно молодые главы правительства (Степашин и Путин).
Замечены и другие социальные тенденции в отношении к людям разных возрастов. Переход от социализма к капитализму, развитие рыночных отношений и малого бизнеса востребовали молодых и отчасти людей среднего возраста. Объявления о приеме на работу, как правило, включали оговорку: на менеджера или экономиста принимаются лица до 30—35 лет. Возрастная дискриминация по отношению к людям среднего, а тем более пожилого возраста проявлялась не только в приеме на работу (особенно на высокооплачиваемую), но и в других областях.
Возрастные ограничения, например ребенку нельзя поднимать тяжесть свыше 20 кг, заложены в биологической природе человека, но рекомендации и предписания о том, как ими пользоваться, — это социальный конструкт, изобретенный людьми, уполномоченными правительством, для регулирования возрастных потоков рабочей силы. Если существуют предписания о том, что нельзя на физически тяжелые работы принимать подростков до 16 лет, то от производства, где существуют подобные рабочие места, отсекается огромный людской массив желающих трудоустроиться, но не подходящих по возрасту.
Возраст важен не сам по себе, как биологическое состояние человека. Восприятие отдельным человеком своего возраста и связанного с ним возрастного статуса во многом опирается на социальные представления о нем. А отношение к этапам человеческой жизни, осознание ценности каждого из них, соответствующих им моделей и тактик поведения менялись от эпохи к эпохи, от культуры к культуре.
С восприятием возраста связаны представления не только о физических способностях и ограничениях, но прежде всего о необходимых знаниях, навыках, умениях, желательном или дозволенном поведении. В различные периоды жизненного цикла от человека ожидают разных моделей поведения. То, в каком возрасте люди вступают в брак, рожают детей, достигают вершины своей карьеры, во многом определяется социальными нормами и представлениями. Зная это, он старается вести себя соответствующим образом.
Возрастной статус — совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту