Что определяет статику системы управления
Статика и динамика систем управления
Как уже было сказано выше, в зависимости от степени изменений во времени системы могут быть статическими (не меняющимися в определенный промежуток времени) и динамическими (изменяющимися).
Системы управления обладают обоими этими свойствами, так как организации имеют определенную устойчивость (статическое свойство) и вместе с тем развиваются (динамическое свойство).
В системе управления организацией эти состояния (свойства) отражают различные этапы (стадии) жизненного цикла организации. Обычно выделяют следующие стадии жизненного цикла организации:
1) начальную стадию (стадию создания организации);
2) стадию внедрения;
5) насыщение, стабилизацию;
Эти перечисленные стадии жизненного цикла организации объединяют в 2 группы:
– статическую (включает начальную стадию и стадию ликвидации, т. е. п. 1 и 8);
– динамическую (все остальные, т. е. п. 2–7).
Если организация находится на стадии 1-й группы – то это статическая организация. Если организация находится на стадии 2-й группы – то это динамическая организация.
Сходство между 1-й и 2-й группой проявляется в том, что основные элементы организации присутствуют и в статической, и в динамической организации (оборудование, станки, кадры). Различия: в статических организациях эти стадии находятся в состоянии формирования/ликвидации, а в динамических – в процессе использования.
Механизм управления организацией включает в себя два элемента:
1) структуру организации (по функциональным и другим признакам); схему характера связей внутри организации (горизонтальные и вертикальные);
2) технику управления (т. е. технические средства, которые применяются в управленческом процессе в современных условиях).
Именно механизм управления статическими и динамическими организациями имеет сходство и различия.
Различие механизмов отражено в характере принципов управления организации в статическом и динамическом состоянии (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Основные принципы статической и динамической организаций
Между статическим и динамическим состоянием организации существует взаимосвязь, проявляющаяся в том, что статическое состояние переходит в динамическое, а динамическое – в статическое, причём этот переход существует не только на начальной и конечной стадии.
Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 78 ; Нарушение авторских прав
Монография рекомендована Учебно-методическим объединением по образованию в области водного транспорта на базе гма им адм. С. О. Макарова в качестве учебного пособия по курсу «Основы управления производством»
Название | Монография рекомендована Учебно-методическим объединением по образованию в области водного транспорта на базе гма им адм. С. О. Макарова в качестве учебного пособия по курсу «Основы управления производством» |
страница | 5/19 |
Дата публикации | 30.07.2013 |
Размер | 2.77 Mb. |
Тип | Монография |
zadocs.ru > Спорт > Монография
Раздел 2. Статика системы управления.
Для того, чтобы фирма функционировала успешно, необходимо, чтобы она была хорошо организована, т.к. плохо организованная система требует огромных усилий для поддержания ее эффективного функционирования. Необходимо создать и закрепить условия эффективной работы фирмы, т.е. обеспечить надежную статику системы управления.
Эффективная статика системы управления определяет устойчивость фирмы, способность ее противостоять воздействию изменений внешней среды. В конечном счете надежность статики системы управления фирмой будет выявлена в процессе функционирования предприятия, т.е. при анализе динамики процесса управления.
Ãëàâà 3. Цели управления.
3.1. Требования к формированию целей управления.
3.2. Классификация целей управления.
Цели управления можно классифицировать по различным признакам (рис.3.1.).
По содержательной основе можно выделить экономические, социальные, политические и научно-технические цели. В нашей стране до сих пор слишком много внимания уделялось достижению политических целей в ущерб экономическим и социальным. Пришло время наконец-то поставить социальные и экономические цели на первое место, не на словах, а на деле обеспечить социальные и экономические потребности людей. Достичь этого невозможно без правильной социально-экономической ориентации экономики, без постановки научно-технических целей, без внедрения достижений научно-технического прогресса в практику хозяйственной жизни.
иерархии
^ По уровню иерархии можно выделить цели: общегосударственные (народнохозяйственные), отраслевые, предприятий и организаций и т.д.
Целью органов управления государством является:
1. Обеспечение безопасности государства и его граждан.
2. Создание условий для экономического процветания страны и ее населения.
Без четкой постановки и последовательного исполнения второй цели никакая перестройка, никакой переход к рыночной экономике просто невозможны; ведь именно государство создает ту экономическую среду, в которой работают предприятия и граждане. С помощью законов, налогов, таможенного регулирования и т.д. можно создать либо государство очень ограниченного слоя “господ” и огромного числа “нищих”, либо государство с преобладающим населением “среднего класса”, каковыми являются все развитые страны. Каким образом государство может реализовать свои цели? Цивилизованный путь только один: органы законодательной власти разрабатывают и принимают законы, направленные на обеспечение безопасности страны и ее граждан, создание экономической среды, способствующей развитию собственной промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг и занятости населения, (а не процветания и наживы сомнительных акционерных обществ за счет разорения большинства граждан), и механизм реализации и контроля за выполнением законов; органы исполнительной власти обеспечивают строгое выполнение всех законов; органы судебной власти следят за правильностью исполнения законов всеми должностными лицами и отдельными гражданами.
^ Целью отраслевых министерств (где они есть) является создание благоприятной среды для функционирования предприятий и организаций соответствующей отрасли, а также контроль за соблюдением государственных (общенациональных) интересов в данной сфере деятельности.
^ Целью коммерческих предприятий является производство и сбыт соответствующих товаров и услуг. Существует расхожее мнение, что целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Конечно, ни одно коммерческое предприятие не может существовать, не получая прибыли. Но давайте задумаемся, как можно получить прибыль в условиях рынка, в условиях конкуренции? Сделать это можно лишь в том случае, если фирма произведет конкурентоспособный товар (или услугу) и реализует его нарынке. Другим способом получить прибыль в рыночной экономике просто невозможно.
Ниже будут рассмотрены основные цели предприятий и организаций морского транспорта.
Цели, относимые к той или иной категории, не являются непересекающимися. Мы можем говорить о долгосрочных социальных целях государства, краткосрочных экономических целях предприятия и т.п.
^
3.3. Построение “дерева целей”.
Как правило, любой объект, рассматриваемый как большая система, имеет не одну, а целую систему целей, взаимосвязанных между собой. Для описания такой системы обычно разрабатывают так называемое дерево целей, с помощью которого осуществляется упорядочение целей различного уровня и степени значимости.
Рисунок 3.2. Дерево целей морского транспорта. Вариант В.С.Бондаренко.
способом обоснования целей системы конкретного предприятия в связи с тем, что различные эксперты по-разному представляют себе дерево целей его системы управления. Рассмотрим это положение на примере морского транспорта.
Основной целью системы морской транспорт является удовлетворение потребностей клиентов и народного хозяйства в целом в перевозках грузов и пассажиров. Естественно, что эта цель должна быть достигнута не любой ценой, а при минимально возможных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Исходя из этого положения, В.С.Бондаренко в книге “Системы управления на морском транспорте” разработал варианты деревьев целей для различных уровней управления системы “Морской транспорт”. На рисунке 3.2. представлено дерево целей системы в целом, причем В.С.Бондаренко по-своему сформулировал главную цель морского транспорта. Такое построение дерева целей отражает, скорее всего, не только взгляд автора на рассматриваемую проблему, но и существовавшую в то время организационную структуру управления морским транспортом.
Анализ рисунка 3.3. позволяет сделать вывод о том, что основными производственными объектами морского транспорта являются судоходные компании и морские порты (стивидорные компании). Что касается судоремонта, то он может осуществляться как на заводах, традиционно входящих в систему морского транспорта, так и на судоверфях, не входящих в эту систему (отечественных или иностранных), что является общепринятой практикой для всех судоходных компаний мира.
Высшим уровнем системы управления морским транспортом в нашей стране является Служба морского транспорта Минтранса России. В условиях перехода к рынку целью МОРФЛОТа является не непосредственное управление объектами морского транспорта, а создание условий для наилучшего функционирования транспортных предприятий и организаций (рис. 3.4).
Как было показано выше, основными производственными объектами морского транспорта являются судоходные компании и морские порты. Целью любой судоходной компании является перевозка грузов и (или) пассажиров с высоким качеством обслуживания клиентов.
На территории современных морских портов или на прилегающих к ним территориях находятся различные объекты и структуры, работающие в транспортном бизнесе, цели и задачи которых существенно различаются.
Руководство портом в целом осуществляется морской администрацией порта, которая, как правило, является либо муниципальным, либо государственным органом управления и имеет очень разнообразный спектр целей и задач.
Рисунок 3.4. Дерево целей Службы морского транспорта Минтранса России.
Дерево целей Морской администрации приведено на рисунке 3.5. Морская администрация осуществляет контроль за законностью действий частных компаний, которые работают на территории порта: стивидорных, буксирных, лоцманских, агентских, шипчандлерских, экспедиторских и т.д. Каждая из этих компаний имеет свои цели, соответствующие их названию. В данной книге они не представлены, т.к. являются объектом изучения в других курсах.
На рисунке 3.5. приняты следующие обозначения:
З1 — разработка документов, регулирующих правила поведения юридических и физических лиц, пользующихся услугами порта, и контроль за их исполнением;
З2 — контроль за соблюдением правил работы частными компаниями, действующими на территории порта;
З3 — обеспечение охраны окружающей среды;
Б1 — обеспечение безопасности плавания всех объектов на акватории порта;
Б2 — регулирование движения и проводки судов на акватории порта;
Б3 — государственная регистрация судов и выдача судовых документов в соответствии с Кодексом торгового мореплавания (КТМ);
Б4 — выдача рабочих дипломов, квалификационных свидетельств и паспортов моряков загранплавания в соответствии с КТМ;
Р1 — контроль за техническим состоянием и соблюдением правил эксплуатации причалов, складов и складских площадок, железнодорожных подъездных путей и автодорог на территории порта, обеспечение своевременного ремонта этих объектов;
Р2 — изучение потенциальных возможностей и потребностей в развитии портовых услуг, проведение маркетинговых исследований;
Р3 — обеспечение строительства новых перегрузочных комплексов, внедрение новых систем управления движением судов на акватории порта, навигационной обстановки и средств связи.
^
3.4. Построение сети (графа) целей.
Концепция двухступенчатости высшего образования, отраженная на графе
Рисунок 3.6. Граф целей высшего учебного заведения.
1. Набор и отбор квалифицированных абитуриентов.
2. Комплектование высококвалифицированного персонала.
3.Создание материально-технической базы ВУЗа.
4. Подготовка студентов по циклу точных наук.
5. Подготовка студентов по циклу гуманитарных наук.
6. Профессиональная подготовка (дипломированных инженеров, магистров).
Тест: Контрольный тест по теории управления
Тема: Контрольный тест по теории управления
Тип: Тест | Размер: 18.26K | Скачано: 166 | Добавлен 18.12.10 в 22:56 | Рейтинг: +8 | Еще Тесты
Вопросы к контрольному тесту по
1. Аппаратные полномочия в отличие от линейных:
— предполагают ограниченную ответственность
— не дают право единолично принимать решения
2. Бизнес- планирование осуществляется для:
— выпуск конкурентной продукции
3. Внутренняя среда организации это:
— исполнители и руководители
4. В линейной структуре ориентация на продукт:
5. В линейной структуре специализация в линейной структуре:
6. Вертикальные коммуникации характеризуются:
— отношением руководства и подчиненных
7. В зависимости от экономического результата принятого решения риски подразделяются на чистые и спекулятивные?
8. В практике менеджмента большинство решений являются (выбрать несколько вариантов ответов):
9. В качестве объединяющего и управляющего фактора производства выступает:
10. Внешняя среда организации изучается маркетинговыми (исследованиями).
11. В матричной структуре специализация:
12. В качестве объединяющего и управляющего фактора производства выступает:
13. Влияние величины нормы управляемости на структуру организации следующее:
— чем больше норма управляемости, тем меньше уровней иерархии
14. В матричной структуре ориентация на продукт:
15. В матричной структуре квалификационные требования к руководителю:
16. В какой структуре в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия?
17. Вероятностным решениям соответствуют условия:
18. В линейной структуре квалификационные требования к руководителю:
19. Выбор организационной культуры зависит от формы собственности организации:
20. Выберете критерии по которым осуществляется разделение труда управления:
— профессиональная подготовка управления
21. Внутрифирменная интеграция включает в себя интеграцию:
22. Власть руководителя – это:
— сумма полномочий, которыми он обладает
23. Главная задача целей организации:
— построение совершенной структуры управления
24. Горизонтальные коммуникации – это коммуникации между:
— подразделениями или работниками, находящимися на одном уровне иерархии
25. Для какой структуры характерно преобладание горизонтальных связей:
26.Динамика системы управления определяет:
27. Декомпозиция систем характеризуется разделением систем по различным целям, функциям, способам достижения (целей)
28. Для осуществления коммуникаций необходимы следующие элементы:
29. Дерево целей позволяет:
— довести цели до каждого сотрудника
— довести цели до каждого подразделения
30. Детерминированным решением соответствует условие:
— полноты и достоверности информации
31. Для какой структуры характерно преобладание вертикальных связей:
32. Имидж руководителя – это:
33. Имидж руководителя:
— правильный выбор модели социального поведения
34. Интеграция управления – это:
— объединение усилий всех подразделений организации
35. Количественные цели могут быть измерены:
36. Качественные показатели эффективности включают:
— уровень культуры в организации
— повышение квалификации менеджеров
37. Корректировка целей производится:
— в процессе выявления степени достижения целей
38. К какому типу полномочий соответствует право отклонять решения линейного руководителя?
— линейного
39. Какими причинами вызваны проблемы в процессах делегирования организационных полномочий?
40. Критерии оценки успеха интеграции – это:
— повышение прибыли
— минимизация экономических потерь
41. Какие виды интеграции выделяют:
— интеграцию приоритетного предприятия
— корпорационную (вертикальную и горизонтальную)
42. Качественные цели определяются с помощью метода:
— экспертных оценок
43. Какие риски относятся к группе инвестиционных?
— инновационный
44. К управленческим решениям предъявляются требования:
45. Ключевыми компонентами стратегического планирования являются:
— разработка этапов планирования
46. Какие Вы знаете механизмы реализации интеграционных процессов?
— инвестиционная деятельность
— социальная ответственность организации
47. Корректировка целей производится:
— в процессе выявления степени достижения целей
48. К управленческим решениям предъявляются требования:
49. Качественные показатели эффективности включают:
— уровень культуры в организации
— повышение квалификации менеджеров
50. К основным функциям в процессе интеграции относятся:
51. К информационным шумам относятся:
— любые помехи и искажения способные изменить смысл сообщения
52. Контроль – это:
— управленческая функция
53. К факторам внешней среды относятся:
— потребители
54. Какой стиль управления является наиболее эффективным?
-в зависимости от ситуации
55. Какие виды внутрифирменной интеграции существуют?
56. Количественные показатели деятельности включают в себя показатели:
57. Коммуникации необходимы организации, т.к. они позволяют:
— достичь взаимопонимания и согласовать действия подразделений и работников организации.
58. Лидерство предполагает:
— способность формулировать цели организации и эффективно использовать источники власти
59. Миссия организации – это:
— предназначение фирмы, система ценностей, традиций и подходы менеджеров к принятию решений
60. Мотивация относится к управлению:
61. Менеджером – руководителем называется тот, который управляет сначала (людьми), а затем конкретными функциями
62. Мотивация – это:
63. Мотивация – это функция:
64. Неформальные группы создаются на основе взаимных интересов, симпатий?
65. Необходимо ли считаться с наличием неформальных групп?
66. На этапе долгосрочного планирования вырабатывается стратегия:
— фирмы по всем ее направлениям
67. Необходимость делегирования полномочий вызвана:
— ростом масштабом организации
68. Норма управления – это число:
— подчиненных, приходящихся на одного руководителя
69. Необходимость принимать решения возникает в ситуации выбора:
70. Назовите признаки сложных систем:
— иерархическое расположение элементов систем
— наличие внешней среды
— наличие прямых и обратных связей
71. На процесс планирования влияют:
72. На эффективность управления влияют:
73. Наличие полномочий обязательного согласования означает право:
— давать советы руководителям
— добиваться внесения изменений в проекты решений
— корректировать принятые решения
74. Норма управляемости – это:
— количество работников, непосредственно подчиненных одному руководителю
75. Основными инструментами (механизмами) интеграции выступают:
76. Организация – это:
77. Основные требования, предъявляемые к целям:
78. Организационные полномочия связаны с:
79. Общая культура организации включает следующие виды культур:
80. Ответственность в результате делегирования полномочий:
— делегируется вместе с полномочиями
81. Организационная структура отражает:
— строение системы управления
82. Организация в менеджменте – это:
— процесс взаимодействия людей для реализации определенных целей
83. Основу любой организации составляют:
84. Организационные коммуникации – это:
— процессы обмена информации между людьми
85. Основой существования организации является:
86. Общие функции присущи:
— предприятиям производительной сферы
— предприятиям непроизводительной сферы
87. Ответы на какие вопросы включает экономический выбор:
— для кого производить
88. Организационные полномочия – это:
— право определять действия работников
— ограниченное право распоряжаться ресурсами
89. Организация в системе управления представляет:
— конкретную форму объединения людей для достижения поставленных целей
90. Общие функции управления включают в себя:
91. Организация, как система управления характеризуется:
— полномочием признаков, присущих системам управления
92. Планирование- это:
a. объект управления
93. При создании структуры управления учитываются:
— численность управленческого аппарата
— прямые и обратные связи
94. Полномочия и ответственность связаны между собой прямо зависимостью:
— чем больше объем полномочий, тем больше и ответственность
95. Процесс, с помощью которого руководитель передает часть своих полномочий подчиненным, называется:
96. Процесс коммуникации с обратной связью более эффективен, потому что обратная связь:
— ускоряет процесс обмена информации
— позволяет компенсировать искажения информации
97. Процедура подготовки и принятия управленческих решений показывает:
— последовательность этапов выполнения управленческих операций
— перечень документов, необходимых для подготовки управленческого решения
98. Предметами рассмотрения теории управления являются:
— организационно- управленческие отношения
— организационно- экономические отношения
99. Процедура подготовки и принятия управленческих решений показывает:
— последовательность этапов выполнения управленческих операций
— перечень документов, необходимых для подготовки управленческого решения
100. Процесс планирования предполагает разработку:
101. Принятие решений связано с изменением целей управления:
102. Процесс управления включает:
103. Предмет науки управления – это:
— природа управленческих отношений
104. Причинами существования в организациях неформальных коммуникаций могут быть:
— низкая дисциплина в коллективе
— отсутствие авторитета у руководителя
— неформальная структура организации
105. Понятие «эффективности» управления относится к:
106. Показателями достижения целей могут быть:
— общий объем продаж
107. Принимая решение, менеджер должен избегать риска:
— менеджер должен не избегать риска, а управлять им
108. Принятие решений вызывается необходимостью устранить какие-либо отклонения от нормального состояния управленческого объекта:
109. Предметом управленческого труда является:
110. Реализация целей подразумевает:
— установление графика выполнения работ
111. Регулирование – это:
112. Руководитель- автократ «подобен устаревшей системе отопления, выделяет энергию, не заботясь об окружающем климате».
113. Риск при принятии управленческих решений заключается:
— в вероятности потере ресурсов
114. Решения, принимаемые по заранее определенному алгоритму, называются:
115. Стратегические планы разрабатываются:
116. Система управления – это:
— совокупность взаимосвязанных элементов в пространстве, расположенных иерархически
117. Структура управления должна быть:
118. Системный подход – это метод:
119. Система характеризуется следующими элементами:
120. Социальная ответственность организации – это:
— добровольная ответственность перед обществом
121. Соответствие субъекта и объекта управления – это:
— принцип построения организации
122. Современные организации как правило:
123. Статику системы управления определяют ее:
124. Стиль руководства – это:
— методы и приемы руководства
125. Систему управления характеризуют:
126. Сочетание авторитарного и демократического стилей руководства допустимо:
— в зависимости от управленческой ситуации
127.Спекулятивный риск – это:
— риск, возникающий при торговых операциях
128. Стратегическое планирование – это процесс выбора:
129. Специфические функции присущи:
130. Структура управления – это количество:
— уровней и подразделений в пределах каждого уровня
— состав и последовательность операций по разработке и выполнению решений
132. Управлять рисками можно методами:
— предупреждения и ограничения риска
133. СХЕМА: Установить последовательность в которой приведенные задачи решаются организацией:
1) Производство продукции и услуг
2) Увеличение прибыли
3) Внедрение новаций
4) Совершенствование структуры управления
134. Учет – это:
135. Укажите, какие виды деятельности различают в управлении:
— деятельность организации на рынке товаров и услуг
— подготовку и принятие управленческих решений
— деятельность по координации людей
136. Укажите наиболее важные качества руководителя:
137. Управленческое решение – это выбор альтернативы?
138. Укажите возможные способы адаптации организации при ее изменении:
139. СХЕМА: Установите последовательность проведения экспертизы при формировании качественных целей организации:
1) Формирование качественных целей
2) Оценка (ранжирование) качественных целей
3) Построение дерева целей
4) Определение количественных целей
140. Укажите, какие уровни выделяют в организации:
141. Укажите, что относится к характеристикам процесса управления:
142. Укажите основные элементы стратегии завоевания общественного доверия:
143. Функции управления – это:
— одна из характеристик процесса управления
144. Функции управления подразделяются на:
145. Факторы, влияющие на процесс формирования структуры управления:
— внутренняя среда организации
— внешняя среда организации
146. Формальные группы создаются на основе законодательства, инструкций, положений:
147. Цели в системе управления подразделяются на:
148. Цели организации устанавливают:
149. Цели бывают:
150. Цели организации – это:
— мысленное представление результата деятельности организации
151. Целевое управление предполагает разработку:
152. Человек в управлении рассматривается как самое сильное (конкурентное) преимущество.
153. Что можно отнести к основным принципам интеграции:
154. Что является источником власти и управления:
155. Чем определяется необходимость интеграции процессов управления:
— усложнением структуры целей
— усложнением технологии составления производства
156. Чистый риск означает получение:
— убытка или нулевого результата
157. Эффективность управления – это:
— сопоставление затрат и результатов
158. Эффективное управление неформальной группой предполагает:
— умелую работу с группой для достижения поставленных целей
159. Эффективность управления – это эффективность людей в процессе реализации интересов в достижении определенных (ЦЕЛЕЙ).
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы