Что определяет самобытность россии

Факторы самобытности исторического развития России

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности исторического развития России

Вопрос о месте России в мире, её принадлежности к Европе, о смысле взаимодействия с Востоком, возможность особого пути развития были важными вопросами для национального самосознания русских. Споры о самобытности России в XIX-XX веках выходили на страницы трудов ученых и публицистов – В. Соловьева, П. Чаадаева, Н. Бердяева, В. Ключевского, Л. Гумилева и др.

Интерес к этой проблеме позволил сформировать три подхода к особенностям исторического развития России:

Одна из важных особенностей истории России заключалась в непрерывном расширении территории, что позволяло казне находить новые источники финансирования, увеличивало материальные и человеческие ресурсы, давало дополнительную экономическую выгоду. В этом отношении одна Сибирь на много столетий обеспечила страну огромными материальными богатствами.

Расширение территории способствовало закреплению экстенсивного развития, и переходить к интенсивному способу хозяйствования не было необходимости.

Причиной закрепощения крестьян было отсутствие дефицита земли, а их надо было сохранить для работы в поместьях.

Обширность и разбросанность территории оказывали влияние на дороговизну транспорта, слабое развитие торговли, связи, на плохие дороги. Разбросанность населения приводила к сдерживанию процесса консолидации российских сословий, а значит, замедляло социально-политическое развитие.

Российская действительность имеет ещё одну характерную черту – особенности ведения сельского хозяйства и постоянная угроза разорения, приводила к устойчивому существованию общины, географические особенности не позволяли развивать единоличное земледелие.

Готовые работы на аналогичную тему

При коротком вегетационном периоде полевые работы было вести легче коллективным трудом, а это сохраняло архаичные традиции общинной организации жизни в деревне. В сложившихся условиях община являлась средством поддержки индивидуального крестьянского хозяйства и защитой от природных и социальных неприятностей.

В отличие от Европы община в России продолжала развиваться и решала некоторые производственные и социальные проблемы крестьян. Общинные традиции в России сохранились вплоть до 1917 г.

Отсутствие в России большого количества рабочих рук замедляло процесс промышленного развития, роста городов.

Культурные и идеологические функции осуществляла церковь, поэтому, если первые европейские университеты появились в XII-XIII веках, то в России в XVIII веке. Кроме всего верховная власть в России выполняла гипертрофированную роль по отношению к обществу.

Факторы самобытности исторического развития

Особенности русской истории определяются четырьмя факторами –

Что касается природно-климатического фактора, то Россия расположена в сложных условиях с продолжительной зимой и коротким вегетационным периодом. Плодородные почвы ограничены, а худородные почвы требовали тщательной обработки.

Примитивные орудия труда и сложные климатические условия не всегда давали крестьянину вернуть в урожае даже затраченные семена. Крестьянину в Западной Европе такого напряжении сил не требовалось ни в средневековье, ни в новом времени.

Природно-климатические условия оказали большое влияние на особенности национального характера русского человека – это крайнее напряжение сил, концентрация на физической и духовной потенции.

Рисунок 1. Факторы самобытности исторического развития России. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Тяжелые условия труда, общинные традиции, внутреннее ощущение опасности развили у русских чувство доброты, сострадания, коллективизма, готовности прийти на помощь.

На специфику русской истории повлияла обширность территории, незащищенность границ естественными преградами, на протяжении почти всей истории оторванность от морей и развития морской торговли.

Благоприятным геополитическим фактором выступает промежуточное положение между двумя частями света и речная сеть, благоприятствующая территориальному единству.

Слабая заселенность территории Русской равнины и Сибири имела свои последствия для истории страны. Земельные резервы создавали благоприятные условия для оттока населения из исторического центра России. В этом случае государство должно было усилить контроль над крестьянами, чтобы не лишиться источников дохода.

Отсутствие естественной защищенности границ приводило к постоянным вторжениям неприятеля, поэтому потребностью государства является готовое к выступлению войско.

Оторванность от морей оказывала влияние на торговлю – свои продукты приходилось продавать посредникам дешево, а покупать у тех же посредников дорого.

К благоприятным геополитическим факторам относилось наличие разветвленной речной сети. Реки, связанные между собой являлись проводниками человека и товара.

Важным геополитическим фактором стал Великий шелковый путь из Китая, значительная часть которого проходила через Россию.

Религиозный фактор оказывал свое влияние на государство и население России. Христианство на Западе и в России кардинально различалось. Если на Западе богословие имело характер рассудочной отвлеченности, то в России оно имело стремление к цельности внутреннего и внешнего бытия.

Истоки государственного деспотизма в России

Рассматривая государственный деспотизм в России, ученые обращают внимание на ряд обстоятельств, среди которых называется роль варяжских дружин в формирование древнерусского государства.

Государственность при заметном влиянии варягов делалась как бы наружной, внешней формой. Несмотря на то, что привнесенные формы государственного устройства славянские племена восприняли, но, при этом, они сохраняли свой родовой быт и психологию.

Свой интерес в России норманнская верхушка видела в извлечении дани, сельскохозяйственная эксплуатация их не интересовала. На Русь они смотрели как на свою вотчину, которая стала низшей формой государства.

Все первые цари – Павел, Александр, Николай не правили Россией, а владели ею, проводя в ней свой династический, а не государственный интерес.

Гипертрофированная роль государства проявлялась в его вмешательстве в социальные процессы, протекающие естественным путем. Под влиянием власти образовались сословия, которые были закреплены в Соборном уложении 1649 г. Уложение закрепило положение различных категорий населения и обозначило круг их повинностей.

Верховная власть стремилась сделать социальное положение наследственным. В результате формировалась система, которая прикрепляла население к государству.

Питательной средой для гипертрофированной роли государства были особенности русского и российского менталитета. На протяжении многих веков население России жило общиной, вырабатывая свои нормы поведения, свои идеалы.

Ценность общины укреплялась в сознании народа, именно она могла их защитить. Мечта о справедливости и равенстве воплощалась тоже в ней.

Важнейшей частью менталитета россиянина была идея служения общему благу, и человек для этого должен жертвовать личными интересами. Таким образом, особая роль государства в истории России, являлась одной из её специфических черт.

Рисунок 2. Особенности русского национального характера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Русская государственность становится самодовлеющим отвлеченным началом, живущим своей собственной жизнью, по своему закону, не желающим подчиняться народной жизни.

Доминирующим в России всегда был мифологический, а не критический тип мышления.

Источник

В чем заключается самобытность русской истории

Содержание статьи

Что определяет самобытность россии

Природно-климатический фактор

Суровые условия России таковы, что цикл сельскохозяйственных работ составляет примерно 130 дней. За это время крестьянин должен был обработать почву, вырастить урожай и запасти корм скоту на зиму. Использовались примитивные орудия труда, которые не позволяли возделывать земли на должном уровне, поэтому жизнь крестьянских семей целиком зависела от погодных условий. Зачастую не получалось вернуть в урожае даже семена. Это означало, что в посевной период все крестьянская семья работала без отдыха, днем и ночью, используя труд стариков и детей. В то время как в Европе крестьянам такого напряжения не требовалось, их сезон работ длился намного дольше. Кроме того, благоприятный климат позволял получать урожай по 4-6 раз за год.

Неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства прямо воздействовали на тип русской государственности. Несмотря на низкие объемы совокупного продукта, власть изымала необходимую ей долю, идущую на потребности государства. Это послужило истоками зарождения крепостного права. Низкая урожайность, чрезмерная зависимость от капризов погоды способствовали укреплению общинного строя, который гарантировал возможность выжить основной массе населения.

Этот фактор определил уникальность русского характера. Особенности ведения хозяйства способствовали развитию у русских способности к крайнему напряжению сил, концентрации на длительный период времени всех физических и душевных сил. Постоянная нехватка времени привела к развитию таких черт характера, как аккуратность и тщательность в работе. Экстенсивный характер возделывания почвы способствовал появлению в русском человеке легкости на подъем, спокойной перемены мест, но в то же время увеличил тягу к традиционализму, строгому соблюдению обычаев и укоренению привычек. Тяжелая жизнь крестьян вызвала в русских безграничную доброту, готовность всегда помочь, доходящую до самопожертвования.

Геополитические условия

К ним относятся большая, слабозаселенная территория, плохо защищенная естественными преградами граница, оторванность от морей и морской торговли, положение России между Азией и Европой, развитая речная сеть.

Большая территория требовала усиленного контроля со стороны государства, чем больше возрастали потребности государства в прибавочном продукте, тем сильнее был этот контроль, приведший в конечном итоге к закрепощению большей части крестьянства. Низкая плотность населения привела к большому количеству различных этнических групп, различающихся своими культурными традициями и вероисповеданием. Незащищенность русских границ приводила к постоянным набегам соседних народов и государств. Это требовало от властей постоянных мер по укреплению границ, т.е. материальных затрат и человеческих ресурсов. Что в свою очередь усиливало роль государства. Отдаленность от морей и морских торговых путей приводило к необходимости продажи товаров посредникам дешево, а импортные товары покупать дорого. Выход к морям всегда был главной целью внешней политики России.

Наличие развитой речной системы приводило к единению народа и государства, речные пути обходились гораздо дешевле сухопутных дорог. Очень благоприятствовало развитию российской торговли прохождение через территорию государства Великого шелкового пути из Китая в Европу. Нахождение России между Европой и Азией формировало уникальную культуру, сочетающую в себе влияние обеих культур.

Религиозный фактор

Религия определила многие душевные качества русских людей. Православие способствовало стремлению к возвышению путем духовного возвышения, отвлеченного от мирских ценностей. Не вмешиваясь в дела власти, оно влияло на политические традиции. Подчинение власти царя, гарантировало спасением души после смерти. Это заставляло людей верить в политический путь спасения души с сильной общинной составляющей.

Источник

Что определяет самобытность россии

Что определяет самобытность россии

Что определяет самобытность россии

Что определяет самобытность россии

Что определяет самобытность россии

Что определяет самобытность россии

Что определяет самобытность россии

Что определяет самобытность россии

САМОБЫТНОСТЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ В КОНТЕКСЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Россия как цивилизация и культура уникальная по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий, под влиянием которых формировался наш народ. Это специфика называется факторами самобытности.

Самобытность – процесс, протекающий самостоятельность, независимо от построенных влияний, уникально, отлично от других.

Первым вопрос о самобытности развития России стал рассматриваться В.С. Соловьев. Именно на его идеях было основано в 1905 г. «Общество памяти Вл. Соловьева», которое было закрыто большевиками в 1918 г. После этого соловьевская концепция «русской идеи» снова стала центром обсуждения и споров.

«Русская идея» – концепция национального самосознания, совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа, которое играет огромную роль в формировании уникального русского менталитета.

Особую актуальность проблемы составляют следующие пункты:

Расхождение мнений в вопросе «Россия ­– Запад, или Восток?»;

Проблема в определении России как суверенного государства;

Проблема в определении уровня России на мировой арене.

Изучение причин уникальности России;

Определение влияния различных факторов на развитие России;

Изучение исторического процесса развития России.

Природно-климатический фактор

Множество факторов влияли на итоговый урожай, например такие как: урожайность почв, погодные условия и др. обусловили в России чрезвычайную устойчивость общинных институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения.

Природно-климатический фактор во многом определил и особенности уникального характера русских. Трудности ведения сельского хозяйства определили в русском человеке такие аспекты характера как:

Способность к крайнему напряжению сил;

Концентрации всей своей физической и духовной потенции на долгосрочный период времени;

Привычка к тщательности и аккуратности труда;

Легкость в перемене мест;

Тяга к традиционализму;

Чувство доброты, а также коллективизма.

Геополитический фактор

Чаще всего историки отмечают следующие геополитические факторы, повлиявшие на самобытность развития России и на характер русского человека: обширная, но слабозаселенная территория; речная сеть, благоприятствующая территориальному единству; положения между двумя сторонами света ­- Европой и Азией; недоступность морей, и соответственно морской торговли.

Обширные территории России, в первую очередь ведут к их слабому заселению. Но это также дает огромную возможность для ведения обширного земледелия и перемещения земледельческих масс на Восток. в связи с слабо-заселенностью территорий Востока России, их колонизация не требовала больших усилий, ведь территории хватало и коренным племенам и пришедшим колонизаторам, в связи с этим в России до сих пор сохранилось огромное количество этнических групп со своей культурой и религией. Российская колонизация являлась народной, кроме того она повлияла на характер экономики, она сделала ее более экстенсивной.

Большую проблему русскому народу приносила естественная открытость границ. Ее не ограждали ни моря, ни горные цепи. Этим, разумеется, пользовались иноземные захватчики, например, такие как Польша, Швеция, Германия, Франция с запада, и кочевники Великой Степи с востока. Все это требовало от русского человека колоссального напряжения в сфере защиты своих земель: значительных материальных затрат и большого количества людских ресурсов. Более того, интересы безопасности требовали концентрации народных усилий: вследствие чего, роль государства должна была возрасти.

Кроме минусов, в геополитическом факторе, были и плюсы. Одним из самых существенных преимуществ была обширная речная сеть. Она способствовала территориальному единству страны и сообщению между городами. Реки служили проводниками первому народонаселению, по ним сели племена, на них явились первые города; так как самые большие из них текут на восток или юго-восток, то этим условилось и преимущественное распространение Русской государственной области в означенную сторону; реки много содействовали единству народному и государственному, и при всем том особые речные системы определяли вначале особое устройство областей и княжеств.

Р. Пайпс утверждал, что система сети судоходных водных путей России является поистине уникальной. Пользуясь примитивными средствами транспорта, можно проплыть через всю Россию от Балтийского моря до Каспийского. Добраться по воде до большинства земель, лежащих между ними. Речная сеть Сибири густа, настолько, что охотники на пушнину в XVII в. проделывали до нескольких тысяч верст до Тихого Океана, заводили регулярную речную торговлю между Сибирью и своими родными местами. Также он говорил, что если бы не система рек, то до появления железной дороги в России можно было бы влачить лишь самое жалкое существование. Так как расстояния велики, а стоимость починки дорог при резком перепаде температур невероятно велика. Поэтому путешествовать по суше имело смысл лишь зимой, когда снег создавал достаточно гладкую поверхность для передвижения на санях. Это говорит о зависимости россиян от водного транспорта. До второй половины XIX в. подавляющая часть товаров перевозилась на судах и на баржах, что свидетельствует о большом влиянии системы рек на развитие России.

Другим благоприятным фактором является то, что через территорию России проходила значительная часть Великого Шелкового Пути из Китая в Европу. Этот фактор повлиял на заинтересованность многих стран в стабильности в регионе, а точнее в существовании Евразийской империи, которой поначалу являлась империя Чингисхана, а после Российская Империя.

Огромное влияние на российскую культуру оказало влияние ее местонахождение между двумя различными культурами ­–европейской и азиатской, отсюда и вытекает некая симбиотическая российская культура.

Культурный фактор

Отличительной чертой в развитии культурного фактора являлось слияние противоположных культурных начал, что обуславливается геополитическим фактором. Углубленным изучением данного феномена занимался русский философ Н.А. Бердяев в своей работе «Судьба России». Он считал, что России представляет собой пограничный, особый мир между двумя другими, являясь их соединением. Следуя из этого, он утверждал, что из-за этого сложилась такая многогранная и запутанная душа России, из-за того, что в ней смешались две мировые истории. И эти два контраста слились в единое, цельное, уникальное сознание русского народа. Также несовместимость этих двух несочетаемых стихий определяют такое противоречие русской культуры, в борьбе двух взаимоисключающих начал в глубине мировоззрения народа. Яркими противоречивыми примерами являются такие аспекты как, борьба между государственностью и анархической вольностью; между стремлением к свободе и государственным деспотизмом; между стремлением к величеству державы и универсализмом; между материалистическим устройством и стремлением к высшим духовным ценностям.

Религиозный (конфессиональный) фактор

Если предыдущие факторы сформировали физический аспект русского человека, то религия – Православие, сформировала его духовную составляющую.

Россия, как и Западные страны, исповедует христианство, однако это религии разных ветвей, на Запад оно попало через Рим, а в Россию через Византию. Соответственно Россия прониклась больше греческой культурой, А Запад – римской.

По мнению Н.Я. Данилевского эллинский культурно-исторический тип являлся типом культурным, и притом художественно-культурным, а римский же – политическим. Религия греков развила исключительно эстетический характер, а религия римлян, по свойствам их мировоззрения и культуры – политический. Другая характерная черта римской цивилизации, связанная непосредственно с первой, – рационализм. Отличительный склад римского ума заключался в том, что он фокусировался на наружной сущности вещей, а не на внутренней. Для греков наоборот, была характерна склонность к тонкому логическому анализу и отвлеченному мышлению о высоких материях.

Осталось задаться вопросом: – «Как эллинская и римская культуры повлияли на христианство?». В момент установления христианства как мировой религии в IV–VI вв. н.э., напряженные богословские споры с еретическими учениями вела в основном греческая церковь. Но если римская церковь в самой сути своей не интересуется великими идеями, то она бдительно следит за всем что касается земной жизни. С самого начала Рим расходует все свои средства на выработку железной церковной организации, которая в Средние века положила к ногам Папы Римского всю Западную Европу. Основоположники Римской церкви –власть, господство, дисциплина. Во главе Католической церкви стоит папа – единственны наместник Христа, первый епископ. Папа имел власть не только духовную, но и светскую, что означало борьбу со светскими правителями. Папы не раз вели продолжительную борьбу с королями. Она достигла апогея, когда признали непогрешимость Папы в делах веры. В отличие от Католической церкви, Православная не приписывает непогрешимости одному лицу, по ее суждениям непогрешимой является вся церковь в общем, выражающая свое учение посредством вселенских соборов. Если для Римской церкви важно единство внешнее, то для Православной единство внутреннее: соборность, понимаемая как причастность православных к общему Абсолюту. В отличие от католицизма, православие не стремится к общей светской власти, концентрируя свое внимание на душах мирян. Различен на Западе и Востоке способ мышления. На Западе человек больше концентрируется на внешнем мире, в то время как восточный человек ищет истину внутри себя. Западный человек полагает, что достижение истины возможно и при разделившихся силах ума, для Восточного человека, истина постижима только при полной концентрации всех своих духовных сил.

Таким образом, Россия и Запад получили христианство через разных посредников. Основы религии кардинально различались. Россия получила веру, которая стремилась сохранить все в цельности, а Запад веру, которая учила раздваивать усилия, мысли, прав и обязанности. Россия церковь, обособленную от государства и от мирской жизни, а Запад церковь, которая слилась с государством и обществом и пыталась навязать свои устои. Россия приобрела молитвенные монастыри, а Запад схоластические и юридические университеты. Россия – стремление к живому и цельному познаванию наук, а Запад к рассудочному и школьному изучению высших истин. Другими словами Россия получила веру, которая стремилась к цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного. В то время как Запад стремился к раздвоению духа, раздвоению мыслей, раздвоению наук, раздвоению государства, раздвоению общества, раздвоению семейных прав и обязанностей, раздвоению нравственного и сердечного состояния, раздвоению всей совокупности и всех отдельных видов бытия человеческого, общественного и частного.

Не смотря на то, что православная церковь не имела светской власти, она оказала немалое влияние на государственный аппарат и политическую традицию. Исследовавший этот вопрос И.Н. Ионов отмечает, что одним из главных понятий Византийской государственной идеологии заключалось в сближении, соединении земного и небесного порядков, это понятие получило название таксис. Силой, которая соединяла два царства, являлась власть императора, нормальное функционирование которой во многом снимало напряжение. Тем самым в православии, власть «настоящего», православного царя становилась гарантом возможности будущего «спасения» после смерти. Если в европейском городе в католической среде, верования толкали человека к экономической деятельности, ее успех помогал ему убедиться в его избранности и возможности на индивидуальное спасение, то в русском городе они толкали его на политический путь «спасения», причем с сильной коллективной составляющей. Отсюда вытекает экономическая активность европейцев и созданная ими концепция гражданского общества, как инструмента борьбы за экономический успех, а с другой – поиски «настоящего» царя в России.

Постепенная секуляризация воззрений привела к тому, что на Западе высшим критерием оценки деятельности человека является его экономические положение и состояние в обществе. Это стало их смыслом жизни – достигнуть экономической вершины. В то время как у нас сближение сущего и должного было реализовано в форме коллективного движения к лучшему будущему.

Фактор социальной организации

В.П. Данилов отмечает, что всевозможные особенности факторов развития любой страны сливаются в фактор социальной организации.

Ее основные аспекты следующие:

первичная хозяйственно-социальная ячейка – корпорация, а не

частнособственническое образование, как на Западе;

государство – не надстройка над гражданским обществом, как в западных странах, а становой хребет, основа гражданского общества;

государственность либо обладает сакральным характером;

государство, общество, личность –неразделимые понятия, они взаимопроницаемы, но, тем не менее, государство находится над человеком и обществом в целом;

государственность опирается на некий социальный слой, чаще всего высшие сословия (дворянство, соборный совет бояр и т.д.).

Данная структура социальной организации отличалась устойчивостью, и каждый раз создавалась заново, после каждого потрясения лишь меняя свои облик и форму, а не смысл, который она несла в себе. Она каждый раз, после своего воссоздания, обеспечивала жизнеспособность русского общества, внутреннее единство его исторического бытия.

События, повлиявшие на самобытность развития России

В этом пункте мы рассмотрим события, имевшие наибольшее влияние на исторический процесс развития России. Я выделил всего 2 события. Я не рассматривал события, произошедшие после 1900 г., так как русская государственность, общность и социальная организация устоялись, и не имеет смысл рассматривать их, так как их влияние на самобытность минимально.

Самое первое по хронологической цепочке – Крещение Руси (988 г.). Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Оно содействовало завершению объединения восточных славян, укрепило международный престиж Руси, дало огромный толчок в отношениях с другими христианскими странами, повлияло на развитие политических и правовых отношений в Древней Руси. Русь признали цивилизованным государством. Оно определило практически всю историю православной России, было совершено множество военных набегов, со стороны инакомыслящих, с целью навязать свою веру. Принятие христианства во многом определило духовную составляющую русского народа.

Следующее событие не менее значимое. Оно получило название Монголо-татарское иго (1243-1480 гг.). Его влияние на развитие России трудно переоценить, ведь оно затронуло, буквально, каждый аспект жизни русского человека. Образовалась огромная демографическая яма. Потребовались десятилетия, для того чтобы население восстановилось. Кочевники разрушили огромное количество городов, а вместе с ними культурное наследие России. В огне сгорели многие рукописные летописи и книги, были уничтожены художественные сокровища, разрушены многие памятники архитектуры. Хоть оно и не сильно повлияло на быт и государственность русского человека, но оно составило значимый отпечаток на общественную и социальную организацию. К примеру, ни одна из Западных стран таких угнетений не испытывала.

Заключение

Таким образом, все вышеперечисленные факторы: природно-климатический, геополитический, религиозный; синтезировались в один – фактор социальной организации. Все они оказали влияние на самобытность развития России. Если рассуждать о значимости каждого фактора, то можно сказать, что каждый из них равноценен, ведь не будь одного из факторов, то Россия оказалась бы совершенно другой, не похожей на ту, которую мы видим сейчас. Но если говорить не о значимости, а о величине влияния, то можно сказать что фактор социальной организации оказывает наибольшее влияние, так как они является синтезом всех остальных и сообщает нам о том, какой должна быть государственность в России.

Мы можем определенно сказать что Россия является ни Западом, ни Востоком. Россия – самобытна. Ее культура является симбиозом Западной и Восточной.

Список использованных источников и литературы:

Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса / Л.В. Милов. – М. : РОССПЭН, 1998. – 194 с.

Милов Л.В. Природно-климатический фактор т особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. – 1992. – №4/5.

Ключесвкий В.О. Курс русской истории. Лекция IV.

Пайпс Р. Россия при старом режиме / Ричард Пайпс ; отв. Ред. И.В. Захаров. – М. : Захаров, 1993. – 480 с.

Ионов И.Н. Россия и современная цивилизация // Отечественная история. – 1992. – №4. – с. 50-69.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Даниливский. – изд. Отдельное издание. – М. : Древнее и современное, 2002. –150 с.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. – Отдельное издание. – М. : АИСТ, Фолио, 2001. – 960 с.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. / Л.Н. Гумилев. – изд. Авторский сборник. – М. :Экопросс, 1992. – 336 с.

Бердяев Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев ; отв. Ред. Д.О. Хвостова. – М. :Центрполиграф, 2016. – 255 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *