Что определяет руководство как особый класс деятельности

Руководство в организации

Анализ многочисленных публикаций на эту тему позволяют определить термин «руководство» как «основную силу в организациях, которая координирует деятельность подсистем и определяет их взаимосвязь с окружающей средой». В связи с этим, руководством можно назвать процесс, посредством которого разрозненные ресурсы организации объединяются в единую систему для достижения поставленной цели. Управляя трудовыми и материальными ресурсами, для достижения целей системы руководитель обеспечивает производство продукции, координирует и интегрирует деятельность других сотрудников.

Функции руководства ряд авторов определяют следующим образом:

1. Планирование — включает в себя выбор целей организации, а также определение политики, программ, образа действий и методов их достижения, обеспечивает основу для принятия интегрированных решений.

2. Координация — направлена на объединение людей и материальных, финансовых и других ресурсов в систему таким образом, чтобы совместная деятельность производственного персонала обеспечивала решение задач, стоящих перед организацией.

Включает в себя: определение тех видов административной деятельности, которые необходимы для достижения целей предприятия, распределение этих видов деятельности по подразделениям, предоставление прав и установление ответственности за их исполнение.

3. Управление — обеспечивает работу различных подсистем в соответствии с планом. Заключается в контроле деятельности подсистем с последующей коррекцией для обеспечения выполнения плана всей организации.

4. Связь — передача информации между центрами различных подсистем и организаций, обеспечивающая принятие решений и взаимный обмен информацией с внешним миром.

Выполнение каждой функции зависит от выполнения трех остальных. Таким образом, основная задача руководства заключается в интеграции всех четырех функций для обеспечения эффективного достижения общих целей системы.

Существует и несколько иная точка зрения, сводящаяся к тому, что функции руководства следует рассматривать через управленческие процессы – планирование, организацию, руководство людьми, мотивацию, контроль и, соответственно, выделяются следующие функции руководителя:

– администраторская (прежде всего, этап контроля);

– стратегическая (планирование и прогноз возможных событий в сфере деятельности конкретного руководителя и социальной организации в целом);

– экспертно-консультативная; – представительская; – воспитательная;

– коммуникативно-регулирующая; – инновационная; – дисциплинарная.

В любом случае, важную роль в процессе руководства играют планирование и прогнозирование.

Планирование — это деятельность руководителя, направленная на предопределение планов на последний период времени, пробуждение к выполнению различных видов деятельности и определение необходимых для этого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели.

Прогнозирование – это деятельность руководителя, направленная на то, чтобы оценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата.

Большую роль в планировании и прогнозировании играет политика организации. Политика организации — это деятельность руководителя по эффективному использованию инструкций и предписаний, направленная на экономию времени. Политика организации должна быть сформулирована так, чтобы сократить время в принятии управленческих решений. Умение принимать решения и способность творчески решать проблемы — важнейшие профессиональные качества руководителя, от которого зависит эффективность любой управленческой деятельности.

Одной из важнейших управленческих задач, а также важным этапом управленческого процесса является контроль. Контроль — это деятельность руководителя по изменению, регулированию и оценке полученных результатов.

Понятие контроля можно рассматривать как сравнение достигнутых результатов с нормативами.

Существуют следующие требования к контролю:

– постоянность; – оперативность; – объективность; – открытость;

Важным способом контроля является беседа руководителя с подчиненными.

Каждый сотрудник желает установить контакт с начальником. Наличие контроля подчеркивает очевидную значимость контролируемой деятельности. Контроль тесно связан с другими этапами управленческого процесса и способен побуждать руководителя вносить в него необходимые коррективы. При этом контроль обеспечивает функционирование в организации бесперебойной обратной связи (метод делегирования полномочий) – одного из важнейших условий эффективного руководства.

Руководитель, не умеющий и не желающий пользоваться методом делегирования не может быть эффективным. Пока он не научится делать работу руками других, над ним постоянно будет висеть угроза развала работы. Применение делегирования полномочий требует от руководителя определенной готовности:

– передавать право принятия решения другим;

– учитывать мнение других;

– мириться с ошибками других;

– к выбору и использованию эффективного средства контроля.

Делегирование (в пределах контроля) это не способ ухода от ответственности, это форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, но не снимает с него обязанности принимать окончательное решение, той обязанности, которая и делает его руководителем. Чтобы достаточно точно оценивать ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные задачи, полномочия и качество информации. Главной задачей руководителя любого уровня является достижение целей организации путем умножения своих интеллектуальных и физических сил на коллективные усилия его подчиненных. Руководитель, желающий получать все, что можно от подчиненных, как можно более эффективно работать, должен умело пользоваться и владеть лидерством в зависимости от требований и целей организации.

Понятие лидерства

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.

Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.

Концепции лидерства могут быть разделены в зависимости от их теоретических оснований на три группы:

1. Исходящие из того, что лидерство — универсальный феномен человеческой деятельности, что и закономерности его функционирования едины во всех сферах общества.

2. Отождествляющие лидерство с руководством и управлением, при этом формальное обладание властью рассматривается как необходимое и достаточное условие лидерства.

3. Рассматривающие лидерство как специфическое явление общественной жизни, не сводимое к психологическим, экономическим или правовым принципам.

В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах.

Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к отношениям «учитель – ученик», поскольку политическая жизнь связывалась с решением мировоззренческих вопросов.

В средневековой Европе влияние лидера основывалось не столько на личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной общностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.

Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.

Существуют различные классификации феномена лидерства.

В соответствии с учением М. Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на:

– традиционных лидеров, которыми обычно являются вожди племен, монархи и т.д. – их авторитет основан на традиции, обычае;

– рационально-легальных, или рутинных — это лидеры, избранные демократическим путем;

– харизматических-лидеров, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству.

Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи.

В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго – разум, третьего – вера и эмоции.

В рамках конкретной организации руководители и руководимые действуют в определенном контексте, свидетельствующем о давлении, оказываемом на лидера, а также о тех требованиях, которые ему предъявляются. Среди таких требований можно выделить:

– наличие и характер формализованных правил для принятия решений;

– степень подотчетности руководителя и подчиненным;

– сила и тип оппозиции;

– характер любых разделяемых убеждений;

– ресурсы, доступные для руководителя;

– организационный пласт, лежащий между руководителем и руководимыми.

Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых может иметь место лидерство, его контекст.

Контекст лидерства – это те параметры, в которых осуществляется руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет уделять особое внимание, каковы границы взаимодействия лидера с теми, кем он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких пределах лидер может использовать определенные процедуры, осуществляя руководство, кто будет оценивать это руководство и насколько эффективным сочтет его.

Неотъемлемой составной частью лидерства является и сам лидер, который способен принимать решения в отношении других людей, группы, организации, и который несет ответственность за последствия любых своих решений.

В социально-психологической литературе можно встретить такую типологию лидеров. Существует два психологических типа лидеров: «игроки» и «открытые».

Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют «пускать пыль в глаза», а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это – политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. В итоге они оказываются «калифами на час».

«Открытые» лидеры не столь заметны, но они последовательны. Берутся за любые трудные дела, стремятся добросовестно во все вникнуть, чем завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь «урвать» от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго. Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом.

Изучение трудов о лидерах позволяет предположить, что на их действия и поведение могут оказать влияние следующие семь свойств:

1. Основные убеждения лидера.

3. Мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться определенного положения.

4. Реакция лидера на давление и стресс.

5. То, каким образом лидер впервые оказался в положении руководителя.

6. Предшествующий опыт лидера.

7. Среда, в которой лидер начинает свою деятельность.

Итак, убеждения лидера это один из наиболее прямых способов понимания взаимосвязи между тем, что представляет собой лидер и тем, в чем он хочет убедить своих сторонников. Убеждения определяют то, как лидеры интерпретируют среду своей деятельности и помогают лидерам составить карту той сферы, в которой они действуют. Убеждения включают в себя цели и стратегии. Необходимо также знать, насколько твердо лидер придерживается своих убеждений. Чем прочнее убеждения лидера в отношении внешних влияний, тем более вероятно, что эти убеждения повлияют на его деятельность.

Источник

ПРАКТИКУМ

Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть фото Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть картинку Что определяет руководство как особый класс деятельности. Картинка про Что определяет руководство как особый класс деятельности. Фото Что определяет руководство как особый класс деятельности Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть фото Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть картинку Что определяет руководство как особый класс деятельности. Картинка про Что определяет руководство как особый класс деятельности. Фото Что определяет руководство как особый класс деятельности Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть фото Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть картинку Что определяет руководство как особый класс деятельности. Картинка про Что определяет руководство как особый класс деятельности. Фото Что определяет руководство как особый класс деятельности Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть фото Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть картинку Что определяет руководство как особый класс деятельности. Картинка про Что определяет руководство как особый класс деятельности. Фото Что определяет руководство как особый класс деятельности

Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть фото Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть картинку Что определяет руководство как особый класс деятельности. Картинка про Что определяет руководство как особый класс деятельности. Фото Что определяет руководство как особый класс деятельности

Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть фото Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть картинку Что определяет руководство как особый класс деятельности. Картинка про Что определяет руководство как особый класс деятельности. Фото Что определяет руководство как особый класс деятельности

Вопросы для самопроверки и задания:

1. Что понимается под организационно-управленческой деятельностью?

2. Что определяет Управление как особый класс деятельности?

3. Что является продуктом деятельности Управления?

4. Что определяет Организацию как особый класс деятельности?

5. Что является продуктом деятельности Организации?

6. Что определяет Руководство как особый класс деятельности?

7. Что является продуктом деятельности Руководства?

8. Как соотносятся между собой Руководство, Организация и Управление?

9. Какие направления деятельности можно выделить в системе управления?

10. На что направлены горизонтальные связи в организациях?

11. В чем заключается системный подход к анализу организаций?

12. Чем линейные связи в организации отличаются от функциональных?

13. Какие общие черты присущи формальным и неформальным организациям?

14. Что понимается под ресурсами организации?

15. Что понимается под взаимодействием организации с внешней средой?

16. Как связаны между собой управляющая и управляемая системы?

17. В чем главное значение коммуникации в процессе управления организацией?

18. Почему юристы должны владеть искусством коммуникации?

19. Назовите и охарактеризуйте основные элементы коммуникационного процесса. Какой коммуникационный процесс называют двусторонним?

20. Раскройте роль обратной связи в осуществлении коммуникации. Препятствует или способствует обратная связь коммуникациям?

21. Какие виды коммуникаций в организациях вы можете назвать? Поясните примерами из собственной практики.

22. Существует ли связь между вербальными и невербальными коммуникациями? Какова роль невербальных сигналов в осуществлении вербальных коммуникаций? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.

23. Проанализируйте свои навыки невербального общения. Есть ли среди ваших невербальных сигналов такие, которые могут быть неправильно истолкованы получателями? Как человек может развивать искусство понимания невербальных символов общения?

24. Почему организационная структура управления и коммуникации так тесно связаны?

25. Назовите коммуникативные барьеры, существующие в учебной аудитории. Какие коммуникативные барьеры препятствуют вашему общению с преподавателем курса «ОУДЮ»?

26. Почему для юриста, выполняющего управленческие функции, так важно умение слушать? Как отражается такое качество, как умение слушать, на осуществлении восходящих коммуникаций? Какие рекомендации вы можете дать своим коллегам (студентам) по развитию навыков эффективного слушания?

27. Ознакомьтесь с материалами Приложения 1. и ответьте на следующие вопросы:

1) какая система коммуникаций носит название «виноградная лоза»?

В чем состоят ее особенности?

2) какой тип коммуникационной сети вы можете рекомендовать при решении

сложных нестандартных проблем?

3) как в замкнутых коммуникациях могут быть обойдены «тупики»?

4) составьте схему коммуникационной сети типа «Соты».

28. Покажите принципиальное различие между авторитарным, демократическим и
либеральным стилями руководства.

29. Какие критерии следует учитывать руководителю при выборе стиля руководства?

30. Почему попытки определения универсального стиля руководства потерпели неудачу?

31. Приведите примеры известных харизматических руководителей и попытайтесь
объяснить, в чем причина их власти, ее сильные и слабые стороны.

32. Какие источники власти позволяют управленческому лидерству наиболее
плодотворно реализоваться?

33. Какие проблемы порождает неограниченная власть? Приведите примеры.

34. Обоснуйте, какой из известных стилей руководства в большей мере подходит для
следующих организаций: банк; юридическая консультация; предприятие в сфере
инновационной деятельности; нотариальная контора; рекламное агентство.

35. Дайте характеристику современным особенностям высшего профессионального образования в Российской Федерации. Что такое образовательные компетенции? Каков порядок их формирования у выпускников вузов?

36. Укажите основные направления организационно-управленческой деятельности в современной практике юриста.

37. Каково содержание организационно-управленческих компетенций? Какова цель их формирования и развития у будущих юристов?

Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть фото Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть картинку Что определяет руководство как особый класс деятельности. Картинка про Что определяет руководство как особый класс деятельности. Фото Что определяет руководство как особый класс деятельности

38.Функции управления способствуют налаживанию и успешному функционированию всех подразделений действующей структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Все функции управления можно разделить на:

§ внешние и внутренние;

§ главные, основные и вспомогательные;

§ полезные и вредные;

Функции вытекают из тех задач, которые решает структурное подразделение.

Задание: Попробуйте сформулировать функции подразделения или подразделений, которые призваны заниматься управлением интеллектуальной собственность.

Функции подразделения можно декомпозировать и определить подфункции Задание: Попробуйте их сформулировать.

Этапы процесса планирования

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие деятельности в перспективе, поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Задание: Какие фактические показатели могут быть применены в планировании деятельности по исследуемому объекту (для примеры выберите объект по собственному цсмотрению)?

Тесты

1. Какое из утверждений верно:

1.1. организация – это процесс,

1.2. организация – это объект,

1.3. организация – это строго определённая правовыми границами организационно-управленческая деятельность,

1.4. организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе,

1.5. организация – это коллектив.

2. Организационно-управленческая деятельность – это

2.1. организация и координация работы всех служб и ведомств,

2.2. организация правовой деятельности,

2.3. достижение поставленных целей,

2.4. организация эффективной работы коллектива и всех подразделений,

2.5. решение стоящих задач.

3. Роль юриста в организации определяется

3.1. штатным расписанием,

3.2. личностными качествами,

3.3. степенью профессиональной пригодности,

3.4. уровнем профессиональных знаний,

3.5. опытом работы в данной области,

3.6. уровнем теоретических знаний,

3.7. способностью к самообучению.

4.1. относительно устойчивая структура умственных способностей индивида,

4.2. определенный уровень развития мыслительной деятельности человека,

4.3. возможность приобретать новые знания,

4.3. возможность использовать имеющиеся знания в повседневной жизни,

4.5. совокупность навыков решения проблемных ситуаций.

5.1. набор приёмов и методов по достижению задач фирмы;

5.2. деятельность, не связанная с научно-техническими разработками;

5.3. конечный результат инновационной деятельности;

6.1. деятельность, направленная на реализацию любых потребностей;

6.2. деятельность по разработке, подготовке и переходу на новый продукт;

6.3. процесс производства традиционных продуктов (услуг);

6.4. деятельность фирмы по достижению коммерческой цели.

7. Системный подход – это

7.1. учёт отдельных мероприятий данного уровня в системе планирования;

7.2. всесторонний анализ последствий проведения рассмотренного мероприятия во всех

сферах хозяйственной деятельности;

7.3. методы математического анализа, использованные при подготовке хозяйственных

7.4. все ответы верны.

4. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. № 1 1,2005. с. 14—20.

Глава 2. Технологии планирования в юридической практике

знать

уметь

Источник

Руководство

Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть фото Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть картинку Что определяет руководство как особый класс деятельности. Картинка про Что определяет руководство как особый класс деятельности. Фото Что определяет руководство как особый класс деятельности Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть фото Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть картинку Что определяет руководство как особый класс деятельности. Картинка про Что определяет руководство как особый класс деятельности. Фото Что определяет руководство как особый класс деятельности Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть фото Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть картинку Что определяет руководство как особый класс деятельности. Картинка про Что определяет руководство как особый класс деятельности. Фото Что определяет руководство как особый класс деятельности Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть фото Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть картинку Что определяет руководство как особый класс деятельности. Картинка про Что определяет руководство как особый класс деятельности. Фото Что определяет руководство как особый класс деятельности

Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть фото Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть картинку Что определяет руководство как особый класс деятельности. Картинка про Что определяет руководство как особый класс деятельности. Фото Что определяет руководство как особый класс деятельности

Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть фото Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть картинку Что определяет руководство как особый класс деятельности. Картинка про Что определяет руководство как особый класс деятельности. Фото Что определяет руководство как особый класс деятельности

Существует несколько основных граней определения рассматриваемого понятия, в частности:

руководство может быть представлено как персонифицированная деятель­ность должностного лица в организации, связанная с непосредственным управле­нием персоналом;

руководство является типом организационного поведе­ния, обусловленного определенным должностным статусом и предусматрива­ющим властные полномочия;

руководство есть проявление лидерст­ва в системе формальных отношений;

руководство можно назвать процессом, при котором руководителю дается право власти над подчиненными.

Важнейшим признаком руководства как процесса выступает личность руководителя, главной целью которого является направление усилий кол­лектива на достижение общих целей.

Должностные права и обязанности руководителя находятся в тесной зависимости от тех задач, которые ему предстоит решать в процессе своей работы. Поэтому их рассмотрение целесообразно начать с анализа важнейших функций руководителя.

В процессе управления руководитель осуществляет ряд функций, т. е. обязательных видов деятельности (обязанностей), среди кото­рых необходимо выделить следующие: административная, страте­гическая, экспертно-консультативная, инновационная, представи­тельская, коммуникационная и социальная. Разберемся в содержа­нии названных выше функций.

Административная функция является одной из наиболее значи­мых в деятельности руководителя. В переводе с латинского «адми­нистратор» буквально означает «управитель», человек, выполняю­щий управленческую работу.

Традиционно специалисты склонны разделять управленческий процесс на четыре этапа: планирование, организация, мотивация (исполнение) и контроль. Считается, что именно через них проходит в своей работе каждый управленец. Поэтому в админист­ративную функцию входит пять подфункций:

планирование, в процессе которого руководитель определяет этапы выполнения задания, намечает, как достичь единых рабочих целей, предполагает возможные варианты решения потенциальных проблем;

организационная, связанная с созданием необходимых усло­вий деятельности, — распределение среди исполнителей полномо­чий, задач, ресурсов, инструктирование и др.;

стимулирующая, предполагающая действия, направленные на убеждение и воодушевление исполнителей, их поощрение за ус­пешно выполненную работу, наказание за провинности;

контрольная, заключающаяся в оценке промежуточных и ко­нечных результатов деятельности организации, проведение ее не­обходимой корректировки.

Все большее значение приобретает инновационная функция, тес­но связанная с экспертно-консультативной. В процессе ее реализации руководи­тель направляет разработку и внедрение новых видов продукции и услуг, создает условия для соответствующей перестройки организа­ции и системы управления ею, постоянно знакомится с новинками и дает необходимые консультации подчиненным. Указанные две функции лежат в основе стратегического развития организации. Реализация руководителем аналогичной функции выступает как необходимое условие построения перспектив оптимального развития организации и сохранения ее устойчивости и конкурентоспособности.

Осуществляя представительскую функцию, руководитель в той или иной мере представляет свой коллектив на разных уровнях внутриорганизационной иерархии как по горизонтали (например, отношения со смежниками), так и по вертикали (отношения с вы­шестоящим руководством, администрацией). Эта сторона предста­вительства выражается в умении руководителя отстаивать интересы своего коллектива (коллектива подразделения). Кроме этого, пред­ставительская функция может реализовываться в активности руко­водителя за пределами его организации, т. е. во взаимоотношениях с другими организациями. Во всей это деятельности руководитель является своеобразным «лицом коллектива».

Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть фото Что определяет руководство как особый класс деятельности. Смотреть картинку Что определяет руководство как особый класс деятельности. Картинка про Что определяет руководство как особый класс деятельности. Фото Что определяет руководство как особый класс деятельности

В век информации все большую роль играет коммуникативная функция, включающая большой диапазон действий, затрагивающих человеческий фактор: прием на работу, проведение совещаний, прием посетителей, ответы на письма и телефонные звонки, рас­пространение деловой информации, проведение переговоров и др.

Все возрастающее значение человеческого фактора в жизни ор­ганизации выводит на одно из первых по значению мест социаль­ную функцию. Выполняя ее, руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат, атмосферу комфорта, поддерживает существующие традиции и стандарты по­ведения и формирует новые, помогает подчиненным в трудную минуту.

В рамках рассмотренных функций для руководителя определены:

— соответствующие права по решению возникающих вопросов самостоятельно или по согласованию с вышестоящим руково­дством;

— круг подчиненных и степень их участия в подготовке доку­ментов различного уровня;

— полномочия во внешних контрактах.

В различных ситуациях и на разных уровнях управления те или иные права и обязанности руководителя имеют неодинаковое зна­чение. Так, в период создания или перестройки организации, преж­де всего, нужны руководители-предприниматели, создающие кон­цепцию развития, принимающие ответственные решения и смело берущие на себя риск последствий, и руководители-лидеры, увле­кающие людей новыми перспективами, раскрывающие их способ­ности и направляющие на решение поставленных задач.

В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители-плановики, создающие исходя из текущих реалий пла­ны и программы развития, а также руководители-администраторы, осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организа­торскую, координирующую, контролирующую деятельность с по­мощью приказов, поощрений и наказаний.

В работе руководителя много привлекательного. Она предостав­ляет широкие возможности для развития личности, для принятия самостоятельных решений интересных и сложных проблем, а так­же престижна, приносит уважение окружающих и сама по себе ув­лекательна. При этом основная его задача состоит не в том, чтобы делать ту или иную работу самому, а чтобы, изучив ситуацию и на­метив план действий, организовать ее выполнение силами подчи­ненных, проконтролировать и оценить их действия.

В современной теории организации руководители классифицируются:

Другой версией универсалистского подхода является ролевая модель руко­водителя, например известная модель Р., предложенная Г. Минцбергом, в которой деятельность руководителя представлена как дискретная (прерывистая). Г. Минцберг связывает ее с выполнением разно­родных социальных ролей. Он выделяет три блока, включающих 10 ролей руко­водителя в организации:

— межличностные роли (собственно руководитель, лидер, посредник);

— информационные роли (по­лучатель информации, распространитель информации, представитель организации во внешней среде);

— роли, выполняемые им в связи с принятием решений (ини­циатор изменений, устранитель пробле­мы, возникшей вне сферы его контроля, распределитель ресурсов, лицо, ведущее переговоры в процессе распределения ресурсов).

Содержательный и эмоциональный фон ролей, выполняемых руководителем в организации, во многом определяется стилем руководства, который свойственен руководителю.

Стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его или ее забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи – все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера[12].

Существует ряд теорий об основах формирования управленче­ских стилей. Стили управления складываются под влиянием кон­кретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные», т. е. обусловленные одним фактором, и «много­мерные», т. е. учитывающие два и более обстоятельств при по­строении взаимоотношений «руководитель — подчиненный», сти­ли управления.

К одномерным стилям управления относятся: авторитар­ный (или директивный), демократический и либеральный.

Краткая характеристика «одномерных» стилей управления, предложенная исследователем Э. Старобинским, дана в табл. 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *