Что определяет поведение организма кратко
Поведение человека
Обычно под поведением понимают внешне проявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем (крупные движения, типа ходьбы; мелкие движения, типа мимики, дыхания, подрагиваний, движения глаз; речь (от крика до проговаривания про себя, которое отображается на микродвижениях губ и языка); физиологические реакции — расширение зрачков, изменение пульса, и т. д. Мыслительное, внутреннее поведение — предположительно, мыслительный процесс человека, его мышление. В мыслительном поведении можно предполагать привычки восприятия (то, как человек обычно воспринимает окружающий мир и происходящие в нём события, на что он обращает внимание, а чего не замечает), эмоциональные привычки (то, как человек привык оценивать происходящее) и волевые привычки (то, как человек привык обдумывать и принимать мысленные решения). Мыслительное поведение — всегда предполагаемое; мы не можем знать наверняка, что оно есть, оно не может быть замечено напрямую. Мы предполагаем, что оно есть, так как мы замечаем изменения во внешнем поведении, которые не можем связать с окружающими условиями, и потому предполагаем причины внутри человека. То есть внутреннее поведение проявляется только опосредованно, через внешнее поведение, и влиять на него извне можно только через внешнее поведение. Следствие: всегда существует возможность неправильно толковать внутреннее поведение по проявлениям внешнего поведения.
Поведение человека может быть сознательным или неосознанным, добровольным или вынужденным, а также нормальным или девиантным.
Поведение человека управляется совокупностью внутренних (эндокринной системой, нервной системой, строением тела и т. д.) и внешних факторов (все влияния окружающей среды). Можно условно выделить в текущий момент времени наиболее влияющие на поведение факторы.
Чем определяется поведение человека?
Поведение — система взаимосвязанных реакций, осуществляемых животными организмами для приспособления к среде. В процессе эволюции животного мира сформировалось три приспособительных механизма, обеспечивающие биологически целесообразные реакции организма на действие раздражителей внешней и внутренней среды. Первый из них — это безусловные (врожденные) рефлексы, второй — условные (приобретенные) рефлексы, третий — умственная деятельность.
Безусловные рефлексы (дыхательные, пищевые, хватательные, защитные, ориентировочные, половые) обеспечивают существование организма в первые моменты жизни, а далее являются основой образования условных рефлексов. В формировании целостного поведения большую роль играют инстинкты — сложная система безусловных рефлексов, связанных с сохранением вида. Инстинктивная деятельность человека часто проявляется в форме неосознанных действий. Но умственная деятельность, сознание направляют поведение человека соответственно законам и традициям общества.
Условные рефлексы обеспечивают человеку возможность заблаговременно отреагировать на различные безусловные раздражители. В процессе индивидуального развития человек приобретает умения, навыки, привычки на основе формирования динамических стереотипов — сложных комплексов условных рефлексов.
Умственная деятельность в начальной, примитивной, форме свойственна также и высшим животным, например, человекообразным обезьянам. Но умственная деятельность человека наиболее разнообразна и сложна, т.к. в ее основе лежат такие психические явления, как речь, различные V виды памяти, непроизвольное внимание, разнообразные эмоции. Продуктом умственной деятельности является сознание. Благодаря сознанию осуществляется адаптация человека к условиям существования в обществе. Индивидуальное поведение человека связано с особенностями темперамента, характера, личного опыта.
Доктор наук рассказала, какие люди более склонны к зависимому поведению
Передается ли склонность к зависимому поведению по наследству?
Виктория Аршинова: Современная наука и наша повседневная жизнь часто свидетельствуют о том, что зависимость как болезнь (алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания, зависимость от компьютерных игр и соцсетей), как личностная проблема (зависимый человек), как особенность поведения (человек, выполняющий волю других людей), не всегда передается по наследству. Наиболее часто сегодня клиенты обращаются к специалистам с проблемами зависимости от потребления психоактивных веществ и чрезмерного увлечения компьютерными играми, утверждая, что в их семье не было и нет таких проблем.
Если принять во внимание тот факт, что в среднем популярность наркотиков, алкоголя, табака, соцсетей и компьютерных игр различается от страны к стране, то мы увидим, что при всех различиях потребности в лечении зависимости на каждом континенте очень похожи. Сегодня определены особенности базовых наркотиков, доз алкоголя, частоты сессий обращения к соцсетям или длительности по времени нахождения за онлайн-играми. Эти особенности разработаны и признаются многими странами, международными исследовательскими организациями и профессиональными сообществами.
И хотя вопрос о зависимости исследуется учеными достаточно давно, начиная с рубежа XIX-XX веков, до сих пор к изучению «трезвости» как явлению применяется очень осторожный подход. Лоббистские и активные информационные кампании низвели понятие «трезвости» до состояния «после опьянения» или «жизни в трезвости после зависимости».
Получается, что для того, чтобы лучше понять феномен зависимости, необходимо прежде всего изучить состояние трезвости?
Виктория Аршинова: В настоящее время о том, что трезвость дана нам с рождения, сообщают многие ученые.
Зависимость, хотя ее часто рассматривают как расстройство личности и поведения, также можно рассматривать как всемирную эпидемию, которая имеет на вооружении эволюционные, генетические, физиологические и средовые факторы, контролирующие зависимое поведение. Кратко можно ответить, что у такого наследия нелинейная история.
Дело в том, что мы, говоря о зависимости, априори рассказываем о повреждении трезвости. Если нас интересует вопрос о том, как передается зависимость от поколения к поколению, значит ли это, что, в первую очередь, мы хотим узнать: а как передается трезвость?
Что такое трезвость с научной точки зрения? И как можно описать это состояние на уровне ощущений?
Виктория Аршинова: С научной точки зрения трезвость понимается как сложная многоуровневая система равновесных состояний человека. Такая система организована на уровне биохимических и психофизиологических процессов функционирования мозга (телесном), на личностном и поведенческом уровне (психологическом), на уровне межличностных отношений (социальном), и на уровне ценностно-смысловых процессов (духовно-нравственном).
Внешняя трезвость представляется в форме спокойствия, уравновешенности собранности и выполнение взятых на себя обязательств.
Внутри себя человек ощущает трезвость особым образом: как состояние умиротворения и наполненности жизни с приятным чувством радости, легкости. Трезвость как система устойчивого развития личности передается от поколения к поколению. Она позволяет влиять на многие жизненно важные состояния здесь-и-сейчас, определяет траектории развития здоровья, нормы, благополучия, определяет качество жизни человека, семьи и общества в целом.
Каким образом трезвость передается по наследству?
Виктория Аршинова: Трезвость как новообразование психики формируется длительное время: начиная с периода оплодотворения и заканчивая своё развитие к 33-35 годам. За ее сохранность и передачу по наследству в большей степени ответственна материнская линия. Известно, что женское начало создано для сохранения устойчивости в нас и окружающем мире.
В связи с чем мы выходим из состояния трезвости? Что этому способствует?
Слишком часто лечение зависимости работает просто для облегчения симптомов, имея дело с преодолением физиологической зависимости и преодолением симптомов абстиненции, когда организм приспосабливается к независимому состоянию гомеостаза. Тем не менее, мы должны не только концентрироваться на этом аспекте зависимости при рассмотрении программ лечения и профилактики. Мы должны принять во внимание, что сражаемся не только с физиологией и психологией зависимости, но глубоко понимаем объект, который необходимо восстанавливать.
По каким признакам можно определить, что человеку угрожает скатывание в зависимое поведение?
поведение
Полезное
Смотреть что такое «поведение» в других словарях:
ПОВЕДЕНИЕ — способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл.… … Биологический энциклопедический словарь
ПОВЕДЕНИЕ — процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её… … Философская энциклопедия
ПОВЕДЕНИЕ — ПОВЕДЕНИЕ, поведения, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий, образ жизни. Безупречное поведение. Линия поведения. || Образ действий. «Мое поведение, я знаю, непростительно грубо.» А.Тургенев. || Соблюдение установленных правил… … Толковый словарь Ушакова
поведение — См … Словарь синонимов
Поведение — Поведение ♦ Comportement Способ действия или реагирования, оцениваемый со стороны. Противостоит мотиву или мотивации, а в более общем смысле – всему тому, что может быть осмыслено только субъективно, глядя изнутри. Вот что говорит по этому… … Философский словарь Спонвиля
ПОВЕДЕНИЕ — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение животных и человека изучается этологией, психологией, социологией. В широком смысле говорят о… … Большой Энциклопедический словарь
поведение — ПОВЕДЕНИЕ совокупность внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом во взаимодействии с окружающей средой. Термин «П.» в широком смысле в науке применяется как к живым, так и к неживым объектам; говорят о П. элементарных… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Поведение — эволюционно сложившийся комплекс безусловных и условных рефлексов, лежащих в основе реакции животных на воздействие внутренних и внешних факторов. Важнейшими в поведении животных являются экологические, эволюционные, физиологические и… … Экологический словарь
Основные методы оценки своего функционального состояния и способы его регуляции
М. ИСАКОВА, консультант отдела методологического обеспечения и психологических инноваций Департамента психологической работы Министерства обороны Российской Федерации, магистр психологии
ТЕМА ПО ВПП № 22 ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ И ПРИЗЫВУ
Основные методы оценки своего функционального состояния и способы его регуляции
Понятие функционального состояния человека. Методы оценки функционального состояния
На профессиональную деятельность военнослужащего, его поведение и психологическое благополучие влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся, например, содержание выполняемой задачи, качество организации рабочего пространства (оборудования, физической и социальной среды и так далее). К внутренним — уровень мотивации, уровень развития когнитивных функций (память, внимание, скорость принятия решения и прочее), функциональное состояние и другие. В рамках данного занятия мы рассмотрим функциональные состояния, их виды, методы оценки и способы саморегуляции.
Понятие «функциональное состояние» достаточно широко используется в психологии и физиологии, однако его определение вызывает некоторые затруднения как у психологов, так и у физиологов. Физиологи чаще употребляют термин «функциональные состояния», а психологи — «психические состояния». Однако в любом функциональном состоянии присутствует психическое начало, а в любом психическом — физиологическое. Понятия «функциональные состояния» и «психические состояния» не тождественны, хотя и тесно взаимосвязаны.
Некоторые ученые понимают под функциональным состоянием тонус нервной системы — уровень активности/пассивности нервно-психической деятельности, фон, на котором протекает деятельность человека, в том числе и психическая. Советский психолог и психотерапевт В.Н. Мясищев считал, что состояние — это общий функциональный уровень (тонус), на фоне которого развивается процесс. В данном подходе речь идет о различных уровнях активации коры мозга, понимаемых как разные состояния: сон / бодрствование, возбуждение / торможение.
Функциональное состояние — это интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение любой деятельности. От функционального состояния организма зависит физическое и психическое состояние человека, успешность его труда, обучения, творчества.
Любая деятельность организма протекает на фоне того или иного функционального состояния, которое определяется активностью мозговых структур и зависит от времени суток, предшествующей деятельности, включенности мотивационных процессов и т.д. Иначе говоря, функциональное состояние — это общий уровень активности организма, влияющий на работоспособность человека, в том числе способность принимать быстрые и верные решения.
Благоприятные функциональные состояния проявляются в радости, восторге, других положительных эмоциях и увеличивают общую активность, быстроту принятия решений, концентрацию внимания. Негативные функциональные состояния (стресс, утомленность и др.) могут проявиться в рассеянном внимании, затрудненном понимании и запоминании информации.
Наука выделяет несколько видов функциональных состояний:
1) Стресс
Функциональное состояние, развивающееся под действием стрессоров, называется стрессом. По определению основоположника учения о стрессе Г. Селье, стресс — это неспецифическая реакция организма на любое требование извне. Часто в понятие «стресс» вкладывают негативный смысл, однако стресс может влиять на организм не только отрицательно, но и положительно.
Психологами выделяются различные виды стресса:
кратковременный стресс — в реакцию защиты вовлекаются уже имеющиеся в организме программы реагирования и мобилизации ресурсов, причем это вовлечение кратковременно. Испуг при виде внезапно выбежавшей навстречу собаки может служить примером острого непродолжительного стресса;
длительный стресс — в ходе него происходят перестройки функциональных систем, ответственных за мобилизацию ресурсов; такой вид стресса истощает организм и способствует появлению заболеваний, называемых болезнями адаптации (сердечно-сосудистая патология, заболевания желудочно-кишечного тракта). Примером хронического стресса являются длительные эмоциональные переживания.
В связи с особенностями раздражителя, вызывающего стресс, различают также физический стресс и эмоциональный стресс:
при физическом (физиологическом, первосигнальном) стрессе организм защищается от воздействия физических факторов (ожог, травма, сверхсильный шум и т.д.);
эмоциональный (психоэмоциональный, второсигнальный, психогенный, психический, психологический, психофизиологический стресс, или психическая, нервно-психическая, эмоциональная напряженность) стресс представляет собой защиту организма от психогенных факторов, вызывающих отрицательные эмоции.
Часто термин «эмоциональный стресс» используют для обозначения чувств, возникающих при переживании угрозы безопасности, неудачи и других эмоциональных состояний, которые развиваются у человека, когда он сталкивается с реальными психологически трудными ситуациями либо считает их психологически трудными или неразрешимыми. Последствия эмоционального стресса могут быть не менее, а иногда и более существенными, чем последствия физического стресса.
Суть реакции на стрессор заключается в активации всех систем организма, необходимых для его защиты от угрожающих и разрушающих воздействий различного характера — как психических, так и физических, а также возвращения организма к балансу и нормальным условиям существования. Следовательно, стресс — это нормальная реакция здорового организма, выполняющая защитную, или адаптационную, функцию.
Для каждой стадии стресса характерны специфические изменения в организме человека. Так, на ранней стадии стресса может отмечаться общее улучшение самочувствия. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса. Дальнейшее повышение уровня стресса может негативно отразиться на организме. Чем больше интенсивность стрессорного воздействия, тем выше вероятность перехода в неблагополучное состояние.
Таким образом, поведенческими показателями стресса являются сильное волнение, импульсивность, постоянные мысли о проблеме, раздражительность, а также дрожание в голосе, ускоренный или замедленный темп речи. На физиологическом уровне стресс проявляется, например, в продолжительной головной боли, бессоннице, нарушении пищеварения, учащенном сердцебиении.
Профилактика стрессовых состояний — сложная задача, включающая в себя целый ряд аспектов. В этом отношении прежде всего важна позиция человека, в том числе его ответственность за свое здоровье. Нередко чрезмерный стресс и негативные эмоциональные состояния обусловлены неверной интерпретацией индивидом своего окружения и отсутствием признания личностной ответственности человека за свое отношение к происходящему и, следовательно, за свое здоровье.
2) Монотония
Монотония — это специфическое состояние человека, возникающее вследствие выполнения однообразной работы или повторяющихся относительно простых трудовых действий. Оно характеризуется пониженной психической активностью, может быстро исчезнуть при смене условий труда.
При развитии явления монотонии человек теряет способность к концентрации внимания, ощущает скуку, вялость и апатию, снижается его общий интерес к работе. В первую очередь появляются такие симптомы, как снижение психической активности, снижение бдительности, сонливость, раннее снижение работоспособности и появление признаков утомления. Снижение работоспособности и развитие утомления при однообразной работе происходит так быстро (уже через 30 мин.), что это не может быть следствием функционального истощения. Еще одной особенностью монотонии является то, что однообразие действует сильнее при легкой работе, чем при тяжелой. Кроме того, одна и та же работа может восприниматься одними людьми как однообразная, а другими — нет. Стоит отметить, что состояние монотонии не только пагубно сказывается на психологическом состоянии личности, но и может создать угрозу для окружающих людей — например, вождение автомобиля при монотонии может стать причиной несчастного случая.
Характерными особенностями однообразной (монотонной) деятельности являются:
Чрезмерное дробление операций;
Малая или средняя трудность выполняемой работы;
Недостаточное число раздражителей;
Недостаточность мышечных усилий;
Суженный объем внимания.
3) Утомление
Утомление — состояние, при котором наблюдается уменьшение работоспособности, ухудшение самочувствия, вызванное трудовой деятельностью человека, часто имеет временный характер. Нагрузки на службе, неотложные дела, плохое питание и неумение правильно организовывать режим сна и отдыха, а также грамотно распределять свое время могут привести к такому функциональному состоянию.
Психологами выделено 3 стадии утомления:
Присутствует усталость, но не снижается производительность труда. Снять усталость помогут правильная организация отдыха и несколько часов сна.
Незначительное снижение продуктивности, присутствуют ярко выраженные поведенческие изменения (человек становится более раздражительным, может резко повысить голос).
Сильное утомление. Наблюдается значительное снижение производительности труда, проявление всех признаков утомления, которое может переходить в переутомление.
Уровень напряжения, которое развивается во время утомления, зависит от нескольких факторов: состояния самого организма, мотивации к деятельности, условий окружающей среды, а также вида трудовой деятельности.
Утомление проявляется в наличии чувства неуверенности, раздражительности, снижении внимания. Физиологическими индикаторами утомления являются побледнение кожных покровов, повышенное потоотделение, замедленные движения, головные боли, частые простудные заболевания, расстройства сна.
4) Пресыщение
Пресыщение представляет собой состояние непринятия слишком простой, субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности, которое проявляется в выраженном стремлении прекратить работу (отказ от деятельности) или внести разнообразие в заданный стереотип исполнения. Состояние психологического пресыщения вызвано однообразной, малосодержательной деятельностью, неинтересной для человека. К основным признакам и симптомам пресыщения относят потерю интереса к работе, активное желание ее сменить, а также разнообразить текущий способ ее выполнения.
В субъективных ощущениях пресыщение проявляется в чувстве раздражения и отвращения к выполняемой деятельности. Физиологически проявляется в снижении частоты сердечных сокращений.
Функциональные состояния проявляются на четырех уровнях:
Физиологическом, связанном с изменениями в работе систем жизнеобеспечения: нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, эндокринной и других систем;
Психофизиологическом, включающем в себя косвенные оценки физиологических реакций;
Психологическом, проявляющемся в оценке изменений собственного состояния, что дает субъекту информацию для корректировки своего поведения;
Поведенческом (внешние проявления того или иного функционального состояния).
В соответствии с этим конкретные методы оценки функционального состояния могут быть дифференцированы на четыре основные группы: физиологические, психофизиологические, психологические, поведенческие.
К физиологическим методам относятся:
методы оценки вегетативных реакций (пульс, давление, дыхание, тонус гладкой мускулатуры, потоотделение и др.);
электрофизиологические (электроэнцефалограмма, электрокардиограмма и др.).
К психофизиологическим методам относится, например, критическая частота слияния мельканий (КЧСМ) (диагностика поля зрения путем фиксации того момента, когда человек вместо мелькающих на экране точек увидит постоянное свечение).
Психологические методы представлены следующим образом:
субъективные тесты — САН (самочувствие-активность-настроение), шкала состояний, шкала дифференциальных эмоций, шкалы личностной и ситуативной тревожности, опросники физического и умственного утомления и степень хронического утомления;
проективные тесты — например, методика «Рисунок несуществующего животного»;
объективирующие психометрические тесты (таблица 1).
методы количественного анализа результативности деятельности:
а) оценка производительности труда;
в) анализ продуктов деятельности;
г) анализ ошибок и неправильных действий;
методы качественного анализа поведения:
а) стандартизованное наблюдение;
б) анализ речевого поведения;
в) анализ паттернов глазодвигательных реакций;
г) анализ мимики и пантомимики;
д) анализ группового поведения.
Регуляция негативных функциональных состояний
В широком смысле функциональные состояния характеризуют весь диапазон вариаций психической активности (ощущения, восприятие, представления, воображение, память, мышление, речь, мотивация и эмоции) человека во сне и в бодрствовании.
Негативные функциональные состояния (НФС) возможно регулировать самостоятельно только на ранних стадиях их формирования. На тяжелых стадиях требуется профессиональная помощь специалиста-психолога.
Круг методов регуляции функционального состояния достаточно широк. К ним относятся комплекс общих рекомендаций и приемы психологической регуляции.
Общими рекомендациями по регуляции и профилактике негативных функциональных состояний являются следующие:
смена обстановки и видов деятельности. Например, во время перерыва рекомендуется проветрить рабочее помещение и выйти на свежий воздух. Доказано, что приток свежего воздуха улучшает умственную деятельность;
соблюдение режима труда и отдыха. Даже небольшой перерыв в 3–5 минут может ненадолго отвлечь от работы и тем самым переключить внимание;
регулярный медосмотр. Физическое здоровье — основа психического благополучия;
правильное питание и полноценный сон. Приемы пищи должны быть регулярными, еда — разнообразной и насыщенной клетчаткой, порции — умеренными;
различные виды специализированной гимнастики, дыхательные упражнения, самомассаж и др., косвенно способствующие нормализации протекания психических процессов.
2. Центральное место среди психопрофилактических средств активного воздействия на внутреннее состояние человека занимает группа методов, объединенных названием психологическая (психическая) саморегуляция (ПСР), под которой понимается воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов.
Типичная задача прикладной работы по профилактике неблагоприятных функциональных состояний — снятие проявлений стрессовых состояний и уменьшение степеней эмоциональной напряженности, а также предотвращение их нежелательных последствий. Кроме того, на фоне нормализации состояния человека (главным образом за счет успокоения, расслабления) часто возникает необходимость активизировать протекание восстановительных процессов для скорейшего достижения высокой работоспособности, а также усилить мобилизацию внутренних ресурсов организма.
Существуют разные методы и модификации техник ПСР, по общей направленности адекватные этим задачам. К ним прежде всего следует отнести методы, приведенные в таблице 2.
Среди методов, применяемых психологами в работе с НФС, выделяются способы регуляции стрессовых состояний, а также состояний пресыщения, монотонии и утомления (таблица 3).
Для такого НФС, как стресс, применимы следующие способы саморегуляции:
Дыхательные упражнения для быстрого снятия напряжения. Необходимо сделать вдох на счет от 1 до 10, задержать дыхание, а затем выдох — при счете от 10 до 1.
Упражнение «Арифметика» на концентрацию внимания. Необходимо подсчитать, сколько осталось дней до знаменательных дат текущего года (например, до дня рождения, до дня свадьбы, отпуска). Таким образом внимание концентрируется на математических операциях и, как следствие, снижается уровень тревоги.
Метод самоприказа. Произнесение, желательно многократное, вполголоса или вслух фразы, в которой выражается способность преодолеть трудность с целью усиления совладания с собой. Например, «я могу сделать…», «я должен(а) преодолеть…»
Нервно-мышечная релаксация. В этом упражнении имеются некоторые противопоказания: эпилепсия, травмы спинного и головного мозга. Необходимо последовательно напрягать (по 10 секунд) и расслаблять каждый сектор тела (по 3 раза на каждый) в следующем порядке: ноги, ягодицы, брюшной пресс, грудная клетка, руки, плечи, лицо. Упражнение способствует полному расслаблению всех групп мышц и преодолению тревожного или стрессового состояния.
Прослушивание расслабляющей музыки также способствует снижению уровня тревоги и стресса.
С целью самостоятельной регуляции состояний утомления, монотонии и пресыщения применяются следующие упражнения:
Упражнение «Вижу, слышу, ощущаю». Для того чтобы отвлечься, с повышенным вниманием отмечайте, что вы видите — какие предметы попадают в поле зрения, слышите — какие звуки, шорохи, голоса вас окружают, и ощущаете — прикосновение одежды, неровности покрытия под ногами, стук сердца.
Гимнастика для расслабления глаз: плотно закрывать и широко открывать глаза 4–6 раз подряд с интервалом 15 секунд (в течение 2 мин.); крепко зажмурить глаза на 3–5 сек, затем открыть глаза на 3–5 сек (повторить 6–8 раз); быстро моргать в течение 1–2 мин.
Упражнение для расслабления мышц головы и шеи. Надавливая пальцами на затылок в течение 10 секунд, делать вращательные движения по кругу вправо и влево.
Упражнение для расслабления рук. Широко расставить пальцы рук и напрячь кисти на 5–7 секунд, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5–7 секунд, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями.
Рассмотренные способы саморегуляции и меры профилактики негативных функциональных состояний позволят военнослужащим привести свое состояние в нормальное как в экстремальных, так и в будничных условиях службы. Внимательное отношение к своему организму и своевременная коррекция отклонений в его деятельности помогут предупредить снижение работоспособности, не допустить ухудшения психологического благополучия и физического здоровья.
Методические рекомендации
В начале занятия рекомендуется напомнить аудитории, что служба в Вооруженных Силах относится к числу специфических видов деятельности человека. Для нее характерны высокие уровни сложности, напряженности, опасности для жизни и здоровья, ответственности за свои поступки. Эти и другие факторы заставляют со всей ответственностью подходить к процессу психологической подготовки военнослужащих.
В первом учебном вопросе необходимо дать определение понятиям «психическое состояние» и «функциональное состояние» организма, перечислить основные виды функциональных состояний, раскрыть их признаки, озвучить методы оценки.
Во втором вопросе следует детально раскрыть простейшие методы и техники психологической саморегуляции.
Для лучшего вовлечения слушателей в ход занятия полезно задавать им дополнительные вопросы, например: «какие факторы могут вызвать стрессовую реакцию?», «в чем состоит профилактика возникновения негативных функциональных состояний?», «как можно по поведению человека определить, какое у него негативное функциональное состояние?» и др.
В заключение необходимо сделать вывод о значимости системы психологической подготовки для качественного исполнения военнослужащими служебных обязанностей и подчеркнуть, что негативные функциональные состояния возможно регулировать самостоятельно только на ранних стадиях их развития. На тяжелых стадиях требуется профессиональная помощь специалиста.
Объективирующие психометрические тесты, измеряющие показатели функционального состояния
Название методики
Назначение методики
Суть задания
Корректурные пробы (КП Бурдона)
Измеряется концентрация, устойчивость внимания.
Необходимо вычеркивать заданный инструкцией символ.
Измеряется концентрация внимания.
Предлагается 5 таблиц, каждую из которых обследуемому предъявляют по очереди. На таблицах написаны числа от 1 до 25 в случайном порядке. Обследуемому необходимо указать в таблице по порядку числа от 1 до 25 на время.
Метод парных ассоциаций
Измеряется переключаемость внимания, запоминание.
Обследуемому зачитывают слова с интервалом в 3 секунды между парами и дают задание: в каждой паре запомнить только второе слово, а первое слово нужно использовать как средство для запоминания второго. Через 5 секунд после чтения всех 15 пар слов экспериментатор в случайном порядке называет только первые слова в каждой паре, а обследуемый называет второе слово.
Методика элементарной шифровки Пьерона-Рузера
Анализ интеллектуальных процессов
Обследуемому необходимо закодировать символом картинки по образцу.
Методы психологической саморегуляции
Название метода
Назначение метода
Суть упражнений
Для снижения степени напряжения и последующего расслабления (релаксации) основных мышечных групп тела, и, как следствие уменьшение эмоционального
Каждое упражнение состоит из чередующихся периодов максимального сокращения и быстро следующего за ним расслабления определенного участка тела. Происходит полное снятие напряжения в задействованной мышечной группе и усиление кровенаполнения сосудов. Возникает ощущение тепла и тяжести, размягчения, чувство покоя и отдыха. Названные ощущения — следствие устранения остаточного, обычно не замечаемого напряжения в мышцах, усиления кровенаполнения сосудов нужной области организма и, соответственно, усиления обменных и восстановительных процессов.
Способствует дальнейшему расслаблению, отдыху, переходу ко сну; или же оказывает активирующее воздействие.
Упражнения состоят в многократном проговаривании вполголоса или вслух словесных формулировок и формировании устойчивых связей между «самоприказами» и возникновением определенных состояний. Например, «Я могу сделать…», «Я должен(а) преодолеть…»
Стимуляция познавательных процессов, повышение концентрации внимания.
Упражнение состоит в мысленном проживании ситуации с воспроизведением в воображении всех мышечных и пространственных ощущений, связанных с действиями тела.
Сенсорная репродукция образов.
Расслабление и возможностью последующей активизации своего состояния.
Упражнение состоит в оперировании образными представлениями объектов и целостных ситуаций, которые обычно ассоциируются с отдыхом. Например, необходимо в деталях представить лесную поляну, как Солнце греет тело, как поют птицы и как легко дышится в лесу.
Способы саморегуляции и профилактики негативных функциональных состояний (НФС)
Характерная ситуация
Признаки (психологические и поведенческие)
Способы саморегуляции и профилактики
Стресс
Нормально испытывать данное состояние в ситуациях как радости, так и страха.
Сильное волнение, импульсивность, постоянные мысли о проблеме, раздражительность.
Головные боли, бессонница, нарушение пищеварения, учащенный пульс, дрожание в голосе, ускоренная или замедленная речь.
Монотония
При длительном выполнении однотипных задач (например, контроль показаний приборов).
Состояние скуки, безразличия, сонливости.
Слишком сильная расслабленность в теле, отвлекаемость, невозможность сосредоточиться.
Утомление
При повышенной нагрузке, наличии большого количества неотложных дел, длительном отсутствии отдыха.
Чувство неуверенности, раздражительность, снижение внимания.
Побледнение кожи, повышенное выделение пота, замедленные движения, головные боли, частые простудные заболевания, расстройства сна.
Пресыщение
Во время выполнения однообразной, малосодержательной деятельности.
Потеря интереса к работе, активное желание ее сменить, а также чувство раздражения и отвращения к выполняемой деятельности.
Снижение частоты сердечных сокращений.
ЛИТЕРАТУРА:
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. — М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
3. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). — М.: Изд-во ИП РАН, 2003.
4. Дружилов С.А. Экология человека и профессиональное здоровье трудящихся: психологический подход // Международный журнал экспериментального образования. — 2012. — № 12. — С. 15–18.
5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.
6. Кулганов В.А. Психоэмоциональное напряжение и утомление учителя: механизмы, диагностика и профилактика // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — СПб., 2009. — № 100. — С. 131–142.
7. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
8. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний. Сборник статей / Под ред. А.О. Прохорова. — Казань: Центр инновационных технологий, 2002. — Вып. 4.
9. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб: Питер, 2006. — 256 с.